Доклады развитие ребенка во внеурочной деятельности

Доклады развитие ребенка во внеурочной деятельности thumbnail

 Роль ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТи формирования ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

«В каждом ребенке есть солнце,
только дайте ему светить»

Һәрбер балада кояш,бары тик яктырырга гына юл бирегез”-дигән  бөек философ Сократ.

Сократ

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Современное общество испытывает потребность  в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.   Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся,  которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации  и успешной социализации.  

В соответствии с  общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, объектом пристального внимания  является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.
Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке.

Творческие способности не могут быть ни врожденными, ни генетическими образованиями – они продукт развития.

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любознательны.

Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.

Для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.

Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе и через внеурочную деятельность. Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Во внеурочное время организуется работа по расширению и углублению знаний учащихся по учебным предметам, выстраивается деятельность детей таким образом, чтобы появлялась возможность расширения воспитательного воздействия и передачи полученных знаний в виде продукта творческой деятельности.

Содержание работы по организации внеурочной деятельности направлено на:
развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ребёнка; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям; создание условий для формирования интеллектуально – творческих способностей младших школьников; взаимодействие школы с семьёй.

Ставя перед собой цель – максимально развить творческий потенциал личности ученика, организуется внеурочная деятельность таким образом, чтобы ребёнок погружался в атмосферу творчества. Уделяется максимальное внимание каждому ребёнку, учитывая его способности, возможности и интересы. Подбирая дело для каждого ребёнка или для группы детей, необходимо стараться, чтобы оно было интересным, посильным и значимым как для развития личности ученика, так и для его успешной социализации. Основным фактором, определяющим участие ребёнка в какой-либо внеурочной учебной деятельности, является желание самого ребёнка, что становится стимулом формирования положительной мотивации учения, возможностью проявления успешности в определённом направлении. Кроме того, учитель должен опираться на выявленные в процессе обучения и воспитания склонности, особенности личности ученика (коммуникативность, выразительность и убедительность речи, умение работать в команде).

Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от решения головоломки до открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Если говорить о настоящем состоянии современной начальной школы в нашей стране, то следует отметить, что основное место в ее деятельности все еще продолжает занимать познавательная деятельность школьников, а не творческая, поэтому необходимо уделить должное внимание развитию творческих способностей.

Основным нормативным правовым документом, определяющим  внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное ).

Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

– целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

– эстетических потребностей, ценностей и чувств;

– навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Читайте также:  Развитие у ребенка представлений о композиции

– способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

– умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

– способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

– логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

– пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

– значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

– уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

– навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

– умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

В нашей начальной школе учителя работают по разным направлениям внеурочной деятельности.

Я 4 года работаю по  Общекультурное направлению .Это  реализуется через работу кружков художественного творчества,», «Театр», «В гостях у Риторика», «Учимся общаться» Программа кружка ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и воспитания. Программа направлена на развитие у детей младшего школьного возраста ораторских способностей, познавательной и творческой активности. Программа включает следующее:  участие театральных постановок,кукольных театров,выучивание различных стихотворения,песен.Результаты работы могут быть представлены в форме коллективной или индивидуальной музыкальной исполнительской деятельности, творческих работ, итоговых занятий, игровых мероприятий, участия в школьных конкурсах творческих работ. Итоговые работы выполняются детьми в конце каждого полугодия, итоговые занятия в конце учебного года.

Программа « Кукольный театр» в начальной школе,  преследует те же цели, что и многие дисциплины художественного цикла.  Опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка,  помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней,  научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе. Специфическая цель курса «Театр» – воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Очевидно, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства.  Игра, игровые упражнения, особенно в первом классе, выступают как способ адаптации ребенка к школьной среде. Многое здесь зависит от педагога, от его умения создавать доброжелательную атмосферу. Помочь ребенку раскрыться и проявить себя в общении, а затем и в творчестве – это также цель курса «Театр».

Программы внеурочной деятельности «В гостях у Риторика», «Художественное слово» дают возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни. Первое полугодие дети осваивают правила этикета, культуры речи и поведения. А во втором – знакомятся с текстами и учатся работать с ними. Цель риторики  – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.  

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный курс помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне. Риторика способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.

В кружке «Художественное слово»  я учу как выразительно читать стихи,рассказы.Мои ученики победители Всероссийских,республиканских конкурсах.Я горжусь своимим учениками.

ФИО

Наименование конкурса

место

Руководитель

1

Саттарова Лилия

IV Всероссийский конкурс чтецов,им.Г.Тукая

3

Мусина Рамзия Рафиковна

2.

Хайруллина Флюза

Открытый республиканский конкурс «Бэхет йолдызы»в номинации «Вокал-соло»

2

Мусина Рамзия Рафиковна

3

Саттарова Лилия

Открытый республиканский конкурс «Бэхет йолдызы»в номинации «вокал-соло»

1

Мусина Рамзия Рафиковна

4

Хайрулина Флюза

Открытый республиканский конкурс «Бэхет йолдызы»в номинации «Художественное слово»

3

Мусина Рамзия Рафиковна

5

Саттарова Лилия

Открытый республиканский конкурс «Бэхет йолдызы»в номинации «Художественное слово»

2

Мусина Рамзия Рафиковна

6.

Хайруллина Флюза

ТАТМЕДИА

ООА ,Редакция «Салават купере»республиканский конкурс чтецов»Матур суз» в номинации «Унышлы эсэр»

1

Мусина Рамзия Рафиковна

7

Саттарова Лилия

ТАТМЕДИА

ООА ,Редакция «Салават купере»республиканский конкурс чтецов»Матур суз» в номинации «Оригиниаль чыгыш»»

1

Мусина Рамзия Рафиковна

8.

Хайруллина Флюза

III республиканский конкурс чтецов»туган телем –серле тел»

3

Мусина Рамзия Рафиковна

9.

Саттарова Лилия

III республиканский конкурс чтецов»туган телем –серле тел» вноминации «Творческий подход»

1

Мусина Рамзия Рафиковна

10

Минабутдинова Динара

III республиканский конкурс чтецов»туган телем –серле тел»

3

Мусина Рамзия Рафиковна

11

Хайруллина Флюза

IX Международный фестиваль-конкурс молодых исполнителей»Челны собирают друзей»

1

Мусина Рамзия Рафиковна

12.

Мусина Рамзия Рафиковна

Победитель в номинации»Сердце отдаю детям» в конкурсе «Классный руководитель-2015»

Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.   Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

Деятельность учителя, осуществляемая во внеурочное время, является одной из содержательных линий работы учителя начальных классов. Данный вид деятельности в начальной школе специфичен, так как именно учитель начальных классов находится с детьми постоянно и сочетает в себе функции воспитателя при организации адаптационного периода в 1 классе, учителя на уроке, наставника – организатора во внеурочной деятельности. Кроме того, особенностью детей младшего школьного возраста является приоритет авторитета учителя над авторитетом родителей. Поэтому важность деятельности учителя, являющегося примером для учащихся младших классов, очевидна.

Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при условии творческого подхода самого учителя к процессу обучения и воспитания. Речь идёт о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие  способности и возможности участников деятельности реализуются  наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работы  у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального.

Читайте также:  Нормы развития ребенка при беременности

Внеучебная деятельность для младших школьников – это способ  научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя. Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно  повышает активность и работоспособность  детей, способствует психологической разрядке, снятию  стрессовых ситуаций, гармоничному включению  в мир человеческих отношений, а значит эффективности обучения.

«Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки… Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков» (В.А. Сухомлинский).

Источник

Внеурочная деятельность: путь к успеху в развитии личности школьника как одарённого ребёнка, так и «трудного подростка».

Доклад Боботуновой О.В.

Человеку уже даны многие
умения и дарования.
Надо просто открыть эти дарования.
               Б. Ничипоров.

Одаренность человека — это маленький  росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом общего начального образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Внеурочная деятельность вводится в целях необходимости обеспечения «духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности».

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно – нравственных ценностей и культурных традиций.

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Внеурочная деятельность в начальной школе – это такое понятие, которое может характеризовать самые разные виды активности, будь то активность умственная или физическая. Однако любые действия, которые характеризуются как внеучебная активность, имеют одну общую черту – это их задачи.

Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:

  • обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;

  • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

  • выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности;

  • создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

  • формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

  • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;

  • создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

  • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

  • расширять рамки общения в социуме.

Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

Абсолютная занятость внеурочной деятельностью младшего школьника составляет 10 часов в неделю. Так было у нас в 1 классе. В этом учебном году по внеурочной деятельности я веду кружок в 4 классе «Занимательная математика» общеинтеллектуального направления. Форма занятий отличается от урочной (предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы, олимпиады, экскурсии, проектная деятельность и др.). Проект – наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. В начальной школе мы проводим предметные недели методом проектов. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. (Готхольд Эфраим)Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно.

Главная задача классного руководителя — создать условия для того, чтобы каждый ученик успешно развивался в доступных для него видах деятельности. В своей работе я делаю акцент именно на театрализованную деятельность, которая имеет особую социально-эмоциональную значимость. В первую очередь это связано с тем, что театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребёнка ярче и вносит в неё разнообразие и радость. На праздниках «День детских шахмат», «День матери», «Книжкины именины», и др. дети получали свою минуту славы. В роли артиста у детей появляется возможность выступать со сцены и сразу же получать положительную оценку своих достижений. Мы с классом посещали Великолукский драмтеатр, театр в г.Витебске и посмотрели, как играют настоящие артисты.

Последнее время, с введением часов внеурочной деятельности   много говорят о перегрузе  школьников. Самое главное, не надо забывать, что у ребёнка и родителя, который стоит за ним, есть ПРАВО ВЫБОРА.  И  нас не пугает  переход ребёнка из одного кружка в другой. Пусть ищет и раскрывает себя,  для этого мы  и создаем   такое разнообразие  кружков. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности является обеспечение его участия  в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях и публичное общественное признание его успехов.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка от года до 3 лет

Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет выявить у учеников потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. На основании внеурочной деятельности пришли к выводу, что появляется интерес к выбранному виду спорта (футболу) и уверенность, что они могут добиться результатов, появляется интерес к сохранению и укреплению здоровья и ЗОЖ.

Система внеурочной учебной деятельности рассматривается как неотъемлемый компонент образовательного процесса и школы, позволяющих не только расширить диапазон базового образования, но и получить специальные знания, навыки, умения, придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования.

Принципы организации внеурочной деятельности:

– выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

– учёт возрастных особенностей;

– сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

– связь теории с практикой;

– доступность и наглядность;

– включение в активную жизненную позицию;

– единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов социума;

При такой организации внеурочной деятельности младших школьников имеются следующие преимущества:

  • рациональное и эффективное использование внеучебных нагрузок учащегося;

  • организация совместной деятельности школы, родителей, социума;

  • учитывается вся внеурочная работа классного руководителя;

  • программа и выбор видов деятельности опирается на разносторонние интересы и потребности детей, пожелания родителей.

Согласно требованиям Стандарта: Внеурочная деятельность организуется по 5 направлениям развития личности:

      • спортивно-оздоровительное,

      • духовно-нравственное,

      • социальное,

      • общекультурное,

      • общеинтеллектуальное.

Пять направлений внеурочной деятельности реализуются в её 9 видах:

  • 1) игровая деятельность;

  • 2) познавательная деятельность;

  • 3) проблемно-ценностное общение;

  • 4) досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

  • 5) художественное творчество;

  • 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

  • 7) трудовая (производственная) деятельность;

  • 8) спортивно-оздоровительная деятельность;

  • 9) туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности: Наиболее часто используются следующие формы внеурочной деятельности младших школьников:

  • – классный час;

  • – проекты;

  • – праздники;

  • – соревнования;

  • – конкурсы;

  • – экскурсии;

  • – посещение выставок, театра, концертов;

  • – встречи с интересными людьми;

  • – беседы, просмотр фильмов, творческие задания туристско-краеведческая деятельность.

Данные формы внеурочной деятельности в начальной школедолжны способствовать формированию:

– навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

– умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

– определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

– логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;

– умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

– способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;

– значимости чтения для личного развития;

– формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

– уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

– умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой.

Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

Ведущие формы деятельности:

  • Спортивно-массовые и физкультурно -оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни здоровья

  • Утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе

  • Контроль за соблюдением санитарно -гигиенических требований

  • Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажей

Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей  мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

Ведущие формы деятельности:

  • Беседы, игры нравственного и духовно -нравственного содержания

  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей

  • Проведение совместных праздников школы и общественности

  • Экскурсии, целевые прогулки

  • Детская благотворительность

  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)

Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

Ведущие формы деятельности:

  • Работа в рамках проекта «Благоустройство школьной территории»

  • Работа по озеленению школы

  • Организация дежурства в классах

  • Профориентационные беседы, встречи с представителями разных профессий

  • Выставки поделок и детского творчества

  • Трудовые десанты, субботники

  • Сюжетно-ролевые игры

Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Ведущие формы деятельности:

  • Культпоходы в музеи, библиотеки, выставки

  • Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы

  • Кружки художественного творчества

  • Праздничное оформление школы и класса

Общеинтеллектуальное  направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную  активность, любознательность.

Ведущие формы деятельности:

  • Викторины, познавательные игры

  • Детские исследовательские проекты

  • Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

  • Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень (школьник знает и понимает общественную жизнь – 1 класс) – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень (школьник ценит общественную жизнь – 2 – 3 класс) – формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Третий уровень (школьник самостоятельно действует в общественной жизни – 4 класс) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности определены в результате диагностических работ (анкетирование, опросы обучающихся и их родителей, отзывы и наблюдения привлеченных педагогов, специалистов). Внеурочная деятельность – это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

Методический конструктор внеурочной деятельности

(составители Д.В.Григорьев, П.В.Степанов)

Вид внеурочной

деятельности

Уровень результатов

внеурочной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

1. Игровая

1. Приобретение школьником социальных знаний

Ролевая игра

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Деловая игра

3. Получение опыта самостоятельного социального действия

Социально-моделирующая игра

2. Познавательная

1. Приобретение школьником социальных знаний

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Дидактический театр, обществен?