Доклады о физиологическое развитие ребенка

Доклады о физиологическое развитие ребенка thumbnail

Необходимость целенаправленной подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению на протяжении достаточно длительного времени являлась для исследователей в области детской психологии и педагогики неоспоримым фактом.

Распространение в последние годы в обществе идеи ускорения детского развития именно на ранних возрастных этапах способствовало возникновению тенденции стирания граней между возрастными периодами развития детей. Результатом подобных стремлений явилась как можно более ранняя организация родителями, педагогами и психологами подготовки их к обучению в школе или стимулирование в них какой-либо из специальных способностей. В качестве важного требования современности выдвигается положение об особых возможностях детей раннего и дошкольного возраста в усвоении иностранных языков, чтения, игре в шахматы, работе с компьютером и др. Следуя данному требованию родители, а иногда и педагоги и психологи прилагают максимально возможные усилия для интенсификации развитии ребенка, формируя в них «зачатки гениальности». Но при этом часто обнаруживается, что такие дети затрудняются в совершении элементарных трудовой, игровой и коммуникативной деятельности: не могут самостоятельно одеться или обуться, пить и есть без помощи взрослого, мало инициативны в простейших игровых и трудовых операциях, в общении со сверстниками.

Не касаясь обсуждения подобных крайностей в воспитании здоровых детей, следует более пристрастно рассмотреть данную проблему в отношении детей с отклонениями в развитии. Относительно темы нашего исследования представляет интерес категория детей с нарушениями речи. Поскольку после окончания детьми с данным нарушением развития специального (коррекционного) детского сада они преимущественно поступают в общеобразовательную школу, то к ним применяются те же общие требования, как правило, в виде тестирования, что и к нормально развивающимся детям. Так, при приеме детей в школу у них проверяются умение,связанные с учебной деятельностью школьников (чтение,описание картинок,списывание рукописного и печатного текста,пере рассказ прочитанного,вычислительные навыки в пределах). Требования к общеобразовательной школы к знаниям, умением и навыкам детей, имеющим в дошкольном детстве имеющие серьезные проблемы с речью обуславливает такое положение,когда педагоги и родители буквально натаскивают дошкольников, обучая их чтению, письму, счету и др.,стимулируя появление в старшем дошкольном возрасте учебной деятельности, нехарактерны для данного возрастного периода. Таким образом, на практике складывается положение «перепрыгивания» тех или иных этапов в развитии ребенка, что свидетельствует о недостаточном учете закономерностей возрастного развития ребенка в онтогенезе. В то же время современными исследователями в области психологии и педагогики экспериментально и теоретически доказано недопустимость обучение дошкольников и школьников одними и теми же способами и сверх раннего формирования у детей тех знаний и умений, которые предусмотрены школьной программой. Абсолютно неправомерно применять в отношении дошкольников даже термин «учебная деятельность» вместо термина «предпосылки учебной деятельности».

Переход от дошкольного детства к школьному — это качественный скачок в развитии ребенка, который определяется не просто фактом зачисления в школу или возрастам (полных 6 или 7 лет),а созреванием физиологических систем организма, сформированию определенных качеств психики и личности. Дошкольный возраст — это период, в котором закладывается сложная программа биологического и социального созревания ребенка, иерархического построения структуры личности. Процессу развития личности ребенка свойственна динамика, зависящая от особенности окружающей среды и физиологического состояния организма.

Для понимания сущности возрастного развития, его периодизации первостепенное значение имеют данные психологии и физиологии о сензитивности, т.е особой чувствительности, отзывчивости растущего организма на внешние воздействия, на содержание обучения. Но это влияние из вне должно соответствовать функциональном ресурсам сложившейся психофизиологической системы конкретного организма. Восприимчивость ребенком внешних воздействий в тот или иной сензитивный период облегчает формирование разных психических процессов. Учет сонзетивности — это понимание своевременности обучение чему либо. Исходя из этого на примере воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи разного возраста установлено соотношение в использовании разных форм речи — устой и письменной. Устная речь как более слитная предъявляется детям младшего дошкольного возраста изначально; письменная форма формируется значительно позже — в процессе школьного обучения. Различия в использовании разных форм речи у детей — это и есть пример учета сензитивности.

В 4-5 лет уже происходит созревание интегративных, ассоциативных зон коры головного мозга. Они становятся органической основой возникновения сенсомоторной интеграции, объединения разрозненных действий ребенка с предметами в целостные структуры деятельности (игровой, изобразительной, элементарно трудовой), отработки более тонких дифференцированных движений движений под контролем системы восприятия. Такой уровень созревания мозга обеспечивает возможность для овладения относительно сложными комплексами знаний и практических умений, новым уровнем обобщений, но еще в рамках предметной деятельности и преимущественно на наглядной основе. В 5-6 лет ведущим становится психосенсомоторное развитие , обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями. Ведущей в этом возрасте является игровая деятельность. Динамичность, сенсомоторное развитие становление различных психических характеристик, и , прежде всего, речи, этот возраст.

Особенности физического развития детей 6-7 лет.

Начало школьного обучения — это критический период развития, в течение которого социальная ситуация развития и среда предъявляют высокие требования к системам жизнеобеспечения ребенка. В связи с этим, одним из определяющих факторов успешности школьного обучения, несомненно, является готовность организма ребенка к систематическому, регулярному обучению. Проблемам сохранения психического здоровья учащихся, методом коррекции психофизических отклонений, резервам повышения резистентности организма, устойчивости психики и нервной системы в целом, активизации защитных механизмов детского организма, повышению работоспособности школьников, профилактике вредных привычек и другим не менее важным вопросам посвящены труды целого ряда ученых.

Характеризуя данную готовность, исследователи рассматривают ее с учетом следующих составляющих:

    • физическое, соматическое здоровье ребенка, сформированность его адаптационных механизмов;

    • индивидуальные способности утомляемости и работоспособности воспитанников;

    • уровень развития зрительно-моторной координации;

    • сформированность важнейших для обучения физических качеств (силы, выносливости , ловкости, выдержки и т. д.).

Следует отметить , что только в раннем детстве и дошкольном возрасте физическое развитие выступает основой для полноценного развития всех психических функций. В дальнейшем , по мере формирования умений выполнять умственные действия во внутреннем плане, а также по мере овладения действиями с опорой на знаковосимволические средства, роль внешних двигательных действий в развитии психики становится все менее очевидной, но тем не менее сохраняет свое значение.

Читайте также:  Стадии развития ребенка в животе

Становится очевидным , что чем менее физически готовым приходит ребенок в школу, тем длительнее и труднее для него процесс адаптации. Как показывает практика, дети, страдающие хроническими соматическими заболеваниями, имеющие патологии и нарушения в развитии и, следовательно , задержки в психо-эмоциональном развитии, особенно тяжело адаптируются в новых школьных условиях. Значительное количество таких детей страдают синдромом психогенной школьной дезадаптации и становятся неуспевающими.

Источник

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.И.ВЕРНАДСКОГО

КЕРЧЕНСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

РЕФЕРАТ

На тему: «Анатомо-физиологические особенности детей и подростков»

По дисциплине: «Гигиена»

Керчь, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ, ДЫХАТЕЛЬНОЙ И НЕРВОНОЙ СИСТЕМЫ

РАЗДЕЛ 2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ, ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ, ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

ВЫВОД

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Детским возрастом принято считать возраст от рождения до наступления полового созревания. У большинства детей этот период охватывает первые 14 лет жизни. Однако динамика роста и динамика развития у ребёнка на его протяжении далеко не одинаковы, и каждому возрастному «подпериоду» характерны свои анатомо-физиологические особенности. Наиболее наглядно об этом свидетельствуют пропорции тела ребёнка. У новорождённого, например, длина головы составляет 1/4 длины тела, тогда как у взрослого человека — 1/8, у детей раннего возраста относительно короче по отношению к общей длине тела нижние конечности и длиннее туловище.

Длина и масса тела ребёнка особенно активно увеличиваются на первом году жизни, затем интенсивность этого процесса уменьшается и отмечаются период ускоренного роста — вытяжения (с 5 до 7 и с 10 до 12 лет) и период округления, когда интенсивнее нарастает масса тела (с 3 до 5 и с 8 до 11 лет). В период полового созревания опять идёт более активное увеличение и длины, и массы тела.

С количественными тесно связаны и качественные изменения в организме ребёнка, которые важно учитывать в процессе ухода за ним и воспитания. Так, с ростом и увеличением массы тела связано развитие мышечной и костной систем, изменение поверхности тела, двигательных и других функций организма. Для каждого органа тела ребёнка также имеются свои закономерности нарастания массы, качественного созревания его структуры и совершенствования функций.

РАЗДЕЛ 1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ, ДЫХАТЕЛЬНОЙ И НЕРВОНОЙ СИСТЕМЫ

анатомический физиологический ребенок

В детском возрасте органы кровообращения имеют ряд анатомических особенностей, которые отражаются на функциональной способности сердца.

У новорожденного сердце относительно велико и составляет 0,8% от массы тела. К 3 годам жизни масса сердца становится равной 0,5%, то есть начинает соответствовать сердцу взрослого. Детское сердце растет неравномерно: наиболее энергично в первые два года жизни и в период созревания; до 2 лет наиболее интенсивно растут предсердия, с 10 лет — желудочки. Однако во все периоды детства увеличение объема сердца отстает от роста тела. Сердце новорожденного ребенка имеет округлую форму, что связано с недостаточным развитием желудочков и сравнительно большими размерами предсердий. К 6 годам форма сердца приближается к овальной, свойственной сердцу взрослого. Положение сердца зависит от возраста ребенка. У новорожденных и детей первых двух лет жизни из-за высокого стояния диафрагмы сердце расположено горизонтально, к 2—3 годам оно принимает косое положение. Толщина стенок правого и левого желудочков у новорожденных почти одинакова. В дальнейшем рост происходит неравномерно: из-за большей нагрузки толщина левого желудочка увеличивается более значительно, чем правого.

У детей раннего возраста сосуды относительно широкие. Просвет вен приблизительно равен просвету артерий. Вены растут более интенсивно и к 15—16 годам становятся в 2 раза шире артерий. Аорта до 10 лет уже легочной артерии, постепенно их диаметры становятся одинаковыми, в период полового созревания аорта по ширине превосходит легочный ствол. Капилляры хорошо развиты. Их проницаемость значительно выше, чем у взрослых. Ширина и обилие капилляров предрасполагают к застою крови, что является одной из причин более частого развития у детей первого года жизни некоторых заболеваний, например пневмоний и остеомиелитов.

Артериальный пульс у детей более частый, чем у взрослых; это связано с более быстрой сокращаемостью сердечной мышцы ребенка, меньшим влиянием на сердечную деятельность блуждающего нерва и более высоким уровнем обмена веществ. Повышенные потребности тканей в крови удовлетворяются не за счет большего систолического (ударного) объема, а за счет более частых сердечных сокращений. Наибольшая частота сердечных сокращений (ЧСС) отмечается у новорожденных (120—140 в 1 мин). С возрастом она постепенно уменьшается; к году ЧСС составляет 110—120 в 1 мин, к 5 годам — 100, к 10 годам — 90, к 12—13 годам — 80—70 в 1 мин. Пульс в детском возрасте отличается большой лабильностью. Крик, плач, физическое напряжение, подъем температуры вызывают его заметное учащение. Для пульса детей характерна дыхательная аритмия: на вдохе он учащается, на выдохе — урежается.

Бронхи у детей к рождению сформированы. Слизистая оболочка их богато снабжена кровеносными сосудами, покрыта слоем слизи, которая движется со скоростью 0,25-1 см/мин. Особенностью бронхов у детей является то, что эластичные и мышечные волокна развиты слабо.

Бронхиальное дерево разветвляется до бронхов 21-го порядка. С возрастом количество ветвей и их распределение остаются постоянными. Размеры бронхов интенсивно меняются на первом году жизни и в периоде полового созревания. Их основу составляют хрящевые полукольца в раннем детском возрасте. Бронхиальные хрящи очень эластичные, податливые, мягкие и легко смещаются. Правый бронх шире левого и является продолжением трахеи, поэтому в нем чаще обнаруживаются инородные тела.

После рождения ребенка в бронхах формируется цилиндрический эпителий с мерцательным аппаратом. При гиперемии бронхов и их отеке резко снижается их просвет (вплоть до полного его закрытия).

Читайте также:  У моего ребенка задержка психического развития

Недоразвитие дыхательной мускулатуры способствует слабому кашлевому толчку у маленького ребенка, что может привести к закупорке слизью мелких бронхов, а это, в свою очередь, приводит к инфицированию легочной ткани, нарушению очистительной дренажной функции бронхов.

С возрастом по мере роста бронхов, появлением широких просветов бронхов, продуцированием бронхиальными железами менее вязкого секрета реже встречаются острые заболевания бронхо – легочной системы по сравнению с детьми более раннего возраста.

Легкие у детей, как и у взрослых, делятся на доли, доли на сегменты. Легкие имеют дольчатое строение, сегменты в легких отделены друг от друга узкими бороздами и перегородками из соединительной ткани. Основной структурной единицей являются альвеолы. Число их у новорожденного в 3 раза меньше, чем у взрослого человека. Альвеолы начинают развиваться с 4-6-недельного возраста, их формирование происходит до 8 лет. После 8 лет легкие у детей увеличиваются за счет линейного размера, параллельно нарастает дыхательная поверхность легких.

В развитии легких можно выделить следующие периоды:

1) от рождения до 2 лет, когда происходит интенсивный рост альвеол;

2) от 2 до 5 лет, когда интенсивно развивается эластическая ткань, формируются бронхи с перебронхиальными включениями легочной ткани;

3) от 5 до 7 лет окончательно формируются функциональные способности легких;

4) от 7 до 12 лет, когда происходит дальнейшее увеличение массы легких за счет созревания легочной ткани.

Особенностью легких у детей является незрелость альвеол, они имеют небольшой объем. Это компенсируется учащением дыхания: чем младше ребенок, тем более поверхностное у него дыхание. Частота дыхания у новорожденного равна 60, у подростка – уже 16–18 дыхательных движений в 1 минуту. Завершается развитие легких к 20 годам.

Наиболее важным и характерным показателем развития различных периодов детского возраста является становление центральной нервной системы. Вслед за совершенствованием функций анализаторов идет развитие сложной, присущей только человеку психической и психомоторной деятельности. При этом особенно выраженные изменения происходят на протяжении первого года жизни, когда каждый месяц сопровождается качественно новыми, ощутимыми показателями развития, позволяющими достаточно точно и объективно дифференцировать эти небольшие этапы жизни, что невозможно осуществить ни в каких других возрастных периодах. Так, появление первой улыбки в ответ на разговор взрослых происходит в возрасте 1 мес., в 4 мес. ребенок устойчиво встает на ножки при посторонней поддержке, появление лепета (произнесение отдельных слогов) – в 6 мес., реагирование на элементарные вопросы с указыванием при этом на предметы, о которых спрашивают, – 9 мес.; самостоятельная устойчивая опора на ножки – в 11 мес. и т.д.

С возрастом постепенно (первые простые осмысленные слова в 11 мес) развивается разговорная речь; к 3 годам речевой запас достигает 1200 – 1500 слов, ребенок начинает понимать смысл речи о событиях, не связанных с его личным опытом, говорит сложными фразами.

Характерным показателем возрастной динамики ребенка первого года жизни является исчезновение у него специфических рефлексов, так называемых рефлексов обратного развития (примитивных, физиологических рефлексов новорожденных). Они обусловлены деятельностью преимущественно таламо-паллидарной системы ввиду незрелости коры головного мозга и по мере созревания последней подвергаются обратному развитию. Каждый из рефлексов (Робинсона, Моро, Магнуса – Клейна, поисковый, ладонно-ротовой, “заходящего солнца”, “кукольных глаз”, хоботковый, плавания, ползания, автоматической ходьбы и др.) исчезает в определенные возрастные интервалы, и к концу первого года жизни ребенок приобретает неврологический статус, уже практически идентичный взрослому.

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее усложнение и дифференцировка психического развития. Более выражено влияние тормозных процессов. Ребенок активно воспринимает окружающий мир, усваивает моральные понятия и представления об обязанностях, проявляет большой интерес к детям. Многие дети начинают читать и писать, легко овладевают элементами иностранного языка.

В школьном периоде продолжается развитие сложных форм поведения, формируются индивидуальные особенности. У подростков все больше выявляются особенности поведения, связанные с гормональной перестройкой. Мышление отличается склонностью к абстрагированию и обобщению.

РАЗДЕЛ 2. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ, ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ, ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опорно-двигательная система. К моменту рождения структурная дифференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладываются на 7-8-й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновременно перестраивается структура костной ткани. У плода и новорожденного она имеет волокнистое строение, к 3–4 годам появляется пластинчатое строение костей.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и органических веществ и меньшее – минеральных веществ. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгибании. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснабжению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая находится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост костей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике.

Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На первом году жизни они составляют 20–25 % массы тела, к 8 годам – 27 %, к 15 годам – 15–44 %. Увеличение мышечной массы происходит за счет изменения размера каждой миофибриллы. В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигательный режим, в более старшем возрасте – занятия спортом.

В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быстрых навыков. С ростом ребенка и развитием мышечного волокна увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамометрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в возрасте 17–18 лет.

Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые годы жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. До 5–6 лет развиваются двигательные умения, после 6–7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8–9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания отмечается прирост объема мышц рук, спины, ног. В 10–12 лет координация движений улучшается.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 173 подснежник

В периоде полового созревания из-за нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Физические упражнения в этот период должны быть строго определенного объема.

При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипокинезии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожирение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей.

Первые молочные зубы, отличающиеся хрупкостью и нежностью, прорезываются у 6 – 7-месячных детей. К 1-му году жизни число зубов должно равняться 8, а к 2 годам – 20. В 6 – 7-летнем возрасте начинается процесс смены молочных зубов на постоянные: к 7 – 8-му году жизни ребенка меняются 4 внутренних резца, в 8 – 9 лет – 4 наружных резца, в 10 – 12 лет – 4 клыка и в 12 – 14 лет – 4 больших коренных зуба. У детей эмаль постоянных зубов более тонкая, чем у взрослых, легко подвергается перерождению. Поэтому столь важен бережный уход за ними.

Слюнные железы, хотя уже сформированы к моменту рождения ребенка, тем не менее в первые 6 мес. жизни еще недостаточно функционируют. Это обусловливает определенную сухость слизистой оболочки полости рта.

Пищевод ребенка покрыт нежной, легкоранимой слизистой оболочкой. Желудок интенсивно растет в течение первых месяцев и более медленно на 2-м году жизни. Его кислотообразующая функция еще плохо развита. Содержание в желудочном соке переваривающих ферментов невелико, особенно у годовалых детей и новорожденных.

Длина кишечника у малыша грудного возраста в 6 раз превышает длину тела (у взрослого в 4,5 раза). Покрывающая его слизистая оболочка нежна, обильно снабжена кровеносными и лимфатическими сосудами, поэтому питательные вещества лучше всасываются. Между тем мышечный слой кишечника и его эластические волокна развиты хуже, чем у взрослых. Это обусловливает более слабую перистальтику и склонность детей к запорам.

Описанные анатомо-физиологические особенности органов пищеварения диктуют необходимость особого режима питания новорожденных и детей младшего возраста, тщательной кулинарной обработки пищи, более частого ее приема небольшими порциями.

Большие изменения происходят и в эндокринной системе. При этом ведущую роль играют гипоталамус, который является частью нервной системы и центральной эндокринной железой, а также гипофиз, половые железы, надпочечники и щитовидная железа. Масса гипофиза по сравнению с его массой в дошкольном возрасте увеличивается в 2 раза, размеры турецкого седла становятся больше у девушек, чем у юношей. Увеличивается и число клеток, участвующих в выделении гонадотропных гормонов: фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), лютеинизирующего гормона (ЛГ) или гормона, стимулирующего интерстициальные клетки тестикул, адренокортикотропного гормона (АКТГ) и тиреотропного гормона (ТГ). Гонадотропные гормоны обусловливают созревание половых желез, стимуляцию биосинтеза их гормонов. ФСГ участвует в развитии половых желез у юношей, а у девушек – в росте фолликулов и в образовании эстрогенов в яичнике. ЛГ у девушек способствует превращению созревших фолликулов в желтое тело, а у юношей стимулирует образование андрогенов клетками Лейдига тестикул.

Ряд исследователей считает, что биологический эффект андрогенов и эстрогенов зависит от преобладания одного из них. Однако нельзя исключить и особую реакцию тканей рецепторов, которая определяется генетическими и другими факторами. Так, при гинекомастии содержание андрогенов и эстрогенов может быть нормальным, а внешне эстрогенный эффект преобладает.

Гормонами роста являются соматотропный гормон (СТГ) гипофиза, гормоны щитовидной железы – тироксин и трийодтиронин, андрогены

надпочечников и тестикул, а также инсулин. Действуют они в сочетании, но в различные периоды тем или иным из них принадлежит ведущая роль. У подростков наибольшее значение для роста тела в длину имеют андрогены надпочечников, а также гормоны щитовидной железы, которые вне зависимости от пола способствуют росту тела в длину. Роль андрогенов надпочечников и тестикул сказывается также на развитии вторичных половых признаков, наружных половых органов, спермато­генезе и мутации голоса.

Значение андрогенов, особенно андрогенов надпочечников, масса которых возрастает с 7 до 13 г, в физическом и половом развитии в связи с акселерацией у современных подростков начинает сказываться в более ранние сроки, чем это отмечалось ранее в литературе.

Андрогены оказывают также стимулирующее действие на биосинтез белка, усиливают развитие мышечной ткани, энхондральное окостенение и хондропластический рост костей.

При избыточной продукции андрогены тормозят пролиферацию хрящевой ткани, стимулируют ее оссификацию и способствуют закрытию зон роста, а при их недостатке происходит торможение окостенения хряща.

ВЫВОД

Ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психологическом качествах, поэтому необходимо выделять ряд периодов, или этапов, развития.

Значимые анатомо-физиологические особенности каждого периода имеют большое значение для научно обоснованной разработки медицинских, социальных и других мер охраны здоровья и развития ребенка. Поэтому периоды детства важны как для врачебной деятельности, так и для рекомендации адекватных режимов жизни, питания, воспитания, профилактики заболеваний и многого другого.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Воронин Л.Г. Физиология высшей нервной деятельности. – М., 1979.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология. – М., 2000.

3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. – М., 1985.

4. Мурский Л.И. Физиологические основы обучения и воспитания. – Владимир, 1972.

5. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подро-стков. – М., 2000.

6. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. – М., 2000.

7. Возрастная физиология / Ю. А. Ермалаев. – М.: Высш. шк. 1985. 384 с., ил.

9. Физиология ВНД / Л. Г. Воронин. – М.: Высш. шк. 1979.

10. Физиология человека / под. ред. Н. В. Зимкина. – 3-е изд. – М.: Физкультура и спорт. 1964.

Источник