Доклад социально личностное развитие ребенка
СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Коломыцева Анна Владимировна
воспитатель МК ДОУ Павловский детский сад №10
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
Проблема социально-личностного развития детей является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выговский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности. По Л.С. Выговскому, социальная ситуация развития “определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным”. Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Эта ситуация может быть изменена человеком подобно тому, как он старается изменить свое место в окружающем мире, осознав, что оно не соответствует его возможностям. Если этого не происходит, то возникает открытое противоречие между образом жизни ребенка и его возможностям. Главное направление в эмоциональной сфере – способность управлять чувствами. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Через эмоции и чувства мы показываем и проявляем любовь к людям, совершаем контролируемые и не контролируемые действия [3].
В дошкольном возрасте закладываются основы личностного развития, начинают формироваться личностные механизмы поведения. Воля и произвольность становятся важнейшими личностными новообразованиями. Развитие воли связано со становлением мотивационной сферы ребенка, развитие произвольности определяется формированием осознанности и опосредованности поведения. В дошкольном возрасте формируется ядро личности – Концепция. У дошкольников она остается весьма пластичной, подверженной воздействию многочисленных факторов. Для ребенка становятся важными такие составляющие самосознания, как представителя определенного пола, представление себя во времени (в прошлом, настоящем и будущем), оценка себя в отношении прав и обязанностей. Ребенок, рождаясь как индивид, постепенно приобретает черты личности и субъекта социальных отношений. Вхождение ребенка в социум называется социализацией. Способности к социальному взаимодействию развиваются прижизненно, в процессе взаимодействия с взрослым. Общение с взрослым на протяжении дошкольного детства развивается и принимает разные формы.
Социализация – процесс усвоения ребенком образцов поведения, социальных норм и правил, ценностных представлений, умений и навыков, позволяющих ему успешно действовать в обществе.
Социально-личностное развитие – является важнейшим направлением развития и образования детей дошкольного возраста, которое обусловлено необходимостью общества в воспитании современного поколения. Во-первых, способных найти «себя» и своѐ место в жизни; во-вторых, понимающих значение соблюдения норм и ценностей данного общества; в-третьих, успешно социализирующихся; в-четвертых, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию, проявлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
На протяжении многих лет исследований учѐных в области дошкольной педагогики и психологии доказан тот факт, что именно в первые годы жизни ребѐнка закладываются основные структуры его личности, что возлагает важную миссию и особую ответственность по воспитанию необходимых качеств у нового подрастающего поколения на родителей и педагогов дошкольных образовательных организаций. Следовательно, проблема социально-личностного развития становится особо актуальной в теории и практике дошкольного образования.
Данный факт находит своѐ отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. В статье 12 Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» представлены требования к образовательным программам и содержанию образования, которое должно «способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурным ценностями» [6].
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования также указывает на ценность и значимость периода детства, важность признания ребенка субъектом образовательных отношений и необходимости учета его индивидуальных потребностей [5].
В ФГОС ДО требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, также включает «Социально – коммуникативное развитие», как область, ориентированную на развитие норм и ценностей, принятых в обществе. Общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.
Проблемы социально – личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве. В условиях продолжающейся нестабильности социально – экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия: растет число разводов и количеством неполных семей, ухудшаются условия содержания детей, встречаются семья с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.
В детском саду педагоги сталкиваются со следующими проблемами: встречаются малыши с нарушениями в общении, с повышенной застенчивостью, тревожностью, агрессивностью, гиперактивностью, неуверенные в себе дети.
Причины этих нарушений могут быть самые различные, но все эти нарушения мешают не только окружающим, но и самим детям. Эти данные говорят о важности и необходимости проведения работы по социально личностному развитию детей в дошкольном образовательном учреждении.
Социально – педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния; помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.
Для качественного развития процесса социализации выделяются следующие направления:
– работа с детьми;
– взаимодействие ДОУ с родителями;
– работа с педагогами.
При этом в работе с детьми особое внимание надо обратить на следующие аспекты:
– адаптация детей раннего возраста;
– совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств) в старшем дошкольном возрасте;
– выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах.
Процесс социально – личностного развития дошкольников в детском образовательном учреждении включает различные виды деятельности:
– Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
– Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
– Изобразительная деятельность – позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
– Предметная деятельность – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
– Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
– Коммуникативная деятельность (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
– Проектная деятельность – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
– Конструктивная деятельность – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Каждому педагогу необходимо выработать уважительное отношение к традициям семейного воспитания детей и признать приоритет родительского права в вопросах воспитания ребенка.
Работа с родителями должна включать как индивидуальное взаимодействие, так и массовое их привлечение к сотрудничеству с ДОУ. Для улучшения взаимодействия с родителями используют как традиционные, так и нетрадиционные формы, такие как:
– Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников (Совместно с семьями воспитанников, создан альбом «Моя семья», анкетирование);
– Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных;
– Организация «Дня открытых дверей» (родители могут сами увидеть, как проводится воспитательно-образовательная работа в ДОУ);
– Целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей воспитанников;
– Театрализованные представления для детей с участием родителей;
– Педагогическое просвещение родителей (Эта работа проводится по всем направлениям воспитательной и образовательной работы с детьми, с использованием авторских разработок, которыми являются компьютерные презентации по ознакомлению родителей и детей с историей родного города, с историей всероссийского праздника «День матери», игры, созданные по этой же теме);
– Родительские собрания с показом презентаций: «Почему я люблю мой детский сад?», где дети делятся своими впечатлениями о группе и «Что рассказать ребенку о городе?», где наглядно каждый родитель узнает, какой должна быть экскурсия с малышом, и какую информацию о достопримечательностях города следует ему рассказывать;
– Удовлетворение индивидуальных запросов родителей – творческие домашние задания для родителей с детьми, позволяющие наладить доверительные отношения с ребенком, и одновременно поучаствовать в образовательном процессе.
– Презентация группы на сайте ДОУ;
– Создание газеты «Вырастай-ка»;
– Создание компьютерных дидактических игр – викторин для детей и родителей «Что изменилось?» или «Наш город», где можно проверить свои знания о родном городе.
– Создание альбома «Воспитываем вместе», где родители делятся своим опытом по различным вопросам воспитания, а педагог видит, какие вопросы беспокоят семьи воспитанников и своевременно реагирует советом или консультацией родителям, как поступить в данной проблемной ситуации.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает и профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться и соответствовать требованиям современности.
Таким образом, краткий обзор социально-личностного развития детей дошкольного возраста позволяет сделать следующие выводы:
– социальное развитие представляет собой многоаспектный процесс, в результате которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному».
– дошкольный возраст является сенситивным периодом в социальном развитии человека.
– социально-личностное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.
Формирование социально-личностного развития дошкольников будет успешным, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
– Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
– Обучение умению слушать и слышать другого;
– Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
– Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
– Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
– Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
– Формирование чувства симпатии между участниками общения;
– Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
– Обучение умению детей владеть собой;
– Развитие умения анализировать ситуацию;
– Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
Список литературы.
Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715. — URL h Библиографическое описание: Алиева Ш. Г. Cоциальное развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 711-715. — URL https://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 17.10.2018).ttps://moluch.ru/archive/61/9058/ (дата обращения: 17.10.2018).
Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Под. ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Меж. пед. Академия, 1995. – 212
Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. – М., 1984. – Т. 4: Детская психология. – 432 с.
Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2002. – 240 с. 8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России, 2002. – № 6. 13
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] // www.consultant.ru.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – 0 – 13 [Текст] / М.: Проспект, 2013. – 160 с.
Источник
Оксана Никифорова
Доклад на тему: «Социально — личностное развитие дошкольников»
Социально-личностное развитие
Полноценное развитие детей во многом зависит от специфики социального окружения, условий его воспитания, личностных особенностей родителей. Ближайшим окружением ребенка принято считать родителей и близких родственников, т. е. его семью. Именно в ней усваивается первоначальный опыт взаимодействия с окружающими, в процессе которого у ребёнка складываются социальные стереотипы. Именно их ребёнок затем переносит в общение с широким кругом (соседями, прохожими, детьми во дворе и в детских учреждениях,профессиональными работниками). Освоение ребёнком социальных норм, образцов ролевого поведения принято называть социализацией, которая рассматривается известными исследователями как процесс социального развития через систему различных типов отношений-общение, игру, познание.
Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования,центром которого становится личность и ее внутренний мир. Основы определяющие успешность личностного становления и развития, закладываются в дошкольном периоде. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества,которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней своё достойное место.
Необходимо отметить, что наряду с ориентацией на приображения знаний характерной особенностью образования дошкольников являлось его ярко выраженная социальная направленность.
Социальное развитие, выступая основной задачей воспитания, начинается в период первичной социализации в младенческом и раннем возрасте. В это время ребёнок получает необходимые в жизни навыки общения с окружающими.
В дальнейшем усваивается культурный опыт, направленный на воспроизведение ребёнком исторически сформировавшихся, закреплённых в культуре каждого общества, способностей, способов деятельности и поведения и приобретаемый им на основе сотрудничества со взрослыми.
По мере освоения детьми социальной действительности, накопления социального опыта происходит становление его как субъекта. Однако на ранних онтогенетических этапах приоритетной целью развития ребёнка является становление его внутреннего мира, его самоценной личности.
Поведение детей так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребёнком собственного «Я» непосредственным образом влияет на успешность его деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях общения.
В процессе взаимодействия с внешним миром ребёнком, является активно действующим миром, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире.
Непосредственное обучение и воспитание дошкольника происходит путём формирования у него элементарной системы знаний, упорядочения разрозненных сведений и представлений. Социальный мир выступает не только источником познания, но всестороннего развития-умственного, эмоционального, нравственного, эстетического. При правильной организации педагогической деятельности в этом направлении развивается восприятие, мышление, память и речь ребёнка.
В этом возрасте ребёнок постигает мир через знакомство с основными эстетическими категориями,находящимися в оппозиции: правда-ложь, храбрость-трусость, щедрость-жадность и т. д. Для ознакомления с этими категориями ему требуется разнообразный материал для изучения-этот материал содержится в сказках, фольклорных и литературных произведениях, в повседневных бытовых жизненных событиях. Участвуя в обсуждении различных проблемных ситуаций, слушая рассказы, сказки, выполняя игровые упражнения, ребёнок начинает лучше разбираться в окружающей действительности, учиться оценивать свои и чужие поступки, выбирать собственную линию поведения и взаимодействия с окружающими.
Мораль, нравственность, правила поведения в обществе, к сожалению, не закладываются в ребёнке при рождении. Не особо способствует их обретению и окружающая среда. Поэтому необходима целенаправленная систематическая работа с ребенком по организации его личного опыта, где у него естественным путём,в доступных ему видах деятельности будут формироваться:
Нравственное сознание – как система элементарных нравственных представлений, понятий, суждений, знаний о нравственных нормах, правилах, принятых в обществе (когнитивный компонент);
Нравственные чувства-чувства и отношения, которые вызывают у ребёнка эти нормы (эмоциональный компонент);
Нравственная направленность поведения – реальное поведение ребёнка, которое соответствует моральным нормам, принятым окружающими (поведенческий компонент).
Играя, ребёнок всегда находится на стыке реального и игрового мира,занимает одновременно две позиции: реальную – ребёнка и условную – взрослого. Это – основное достижение игры. Она оставляет после себя вспаханное поле, на котором могут произрастать плоды теоретической деятельности – искусство и наука.
Детская игра-вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной деятельности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей.
Посредствам детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребёнка:
-потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи;
-потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.
В работе с детьми предлагаю использовать сказки социального характера, в процессе рассказывания которых дети узнают о том, что нужно находить себе друзей, что одному бывает скучно, грустно (сказка «Как грузовичок друга искал»); что нужно быть вежливым, уметь общаться при помощи не только вербальных, но и не вербальных средств общения («Сказка о невоспитанном Мышонке»).
И дидактическая игра выступает как средство всестороннего воспитания личности ребенка. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе.
Литература:
1. Бондаренко А. К.
Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. -М.: Просвещение, 1991.-160с.: ил.
2. Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Кабушко А. Ю.
Ознакомление дошкольников с социальным миром. – М.: ТЦ Сферв, 2012. – 224 с. (Модули Программы ДОУ) .
3. Арушанова А. Г., Рычагова Е. С.
Игры-занятия со звучащим словом: Книга для воспитателей ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2012.- 192 с. (Модули Программы ДОУ)
4. Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие/Сост. Л. Н. Вахрушева. – М.:ТЦ Сфера, 2011.-80 с.
5. Корепанова М. В., Харлампова Е. В. Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004. – 160 с.
6. Недоспасова В. А.
Растём играя : Сред. И ст. дошк.возраст : Пособие для воспитателей и родителей/ В. А. Недоспасова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 94 с.
Источник