Доклад нервно психическое развитие ребенка
Темпы созревания личности малышей различны, но по нескольким параметрам они не должны отклоняться от нормы. Педиатры определяют нервно-психическое развитие у детей, руководствуясь различными критериями.
Родители могут проследить за ребенком, ориентируясь по представленной ниже таблице нормальных показателей в разные возрастные периоды жизни.
Развитие нервной системы в раннем возрасте
Личность человека начинает формироваться с самого раннего возраста. Функциональная незрелость головного мозга новорожденного обусловлена незаконченным развитием его тканей. Деятельность нервной системы у грудничка базируется на подкорковых центрах. По мере созревания коры головного мозга расширяются его функции. Совершенствование мышления происходит в процессе знакомства с окружающей средой.
При рождении вес мозга составляет в среднем 350 грамм. Уже к первому году жизни он увеличивается в 2,5 раза, а к 3-летнему возрасту достигает трехкратного размера.
Нейроны у грудных детей имеют мало отростков, что обусловливает их недостаточную функциональную активность. Дифференцировка клеток активизируется к 6 месяцам, а заканчивается в 8-летнем возрасте. Большие полушария формируются позже – к 10 годам. Спинной мозг достигает созревания к 2 годам жизни.
Нервно-психическое развитие детей (НПР) – это показатель зрелости мозговой деятельности. Проявляется условными рефлексами, двигательной активностью, приобретением навыков речи.
Мышечное развитие начинается сверху.
- Сначала ребенок учится удерживать взор на предметах.
- Затем появляется способность держать голову.
- Постепенно малыш приобретает навыки координации конечностей.
- Позже формируется движения тела.
Формирование детской психики
Взаимодействие ребенка с внешней средой происходит путем приобретения мыслительных, двигательных навыков, отличающихся в рамках каждого периода жизни.
Развитие психики претерпевает 4 этапа.
- Моторный период продолжается в грудном возрасте.
- Сенсорный этап – основа формирования психических реакций – сознания, мышления, внимания. Тянется от 1 до 3 лет. Привычки, приобретенные на протяжении первого года, сохраняются всю жизнь.
- Так называемый эффективный отрезок времени сохраняется от 3 до 12 лет, когда созревает индивидуальная личность. Совершенствуются моторные навыки. Усложняется речь. Дети приобретают знания из книг и фильмов, осваивают навыки труда – конструирование, лепку.
- Идеаторный этап длится с 12 до 14 лет и характеризуется формированием личных умозаключений, суждений. Преобладает абстрактное мышление.
Переход от одной стадии к другой сопровождается повышением чувствительности психики, ранимости личности. Кризисы отмечаются в 2–4 года, 7–8 лет и в пубертатном периоде. Эти фазы характеризуются возрастанием риска психических отклонений. Особое внимание необходимо уделить подросткам: выработка половых гормонов сопровождается эмоциональными всплесками, некоторые отличаются агрессивным поведением.
Показатели НПР ребенка до года
Показатели нормального развития детей от 10 дней до 3-летнего возраста оцениваются по основным линиям:
- сенсорное;
- двигательное;
- эмоциональное;
- речевое;
- навыки, умения.
Критерии нормального развития ребенка – в таблице:
Возраст по месяцам. | Сенсорные реакции | Эмоциональная сфера | Физическая активность | Речь | |
Зрительные | Слуховые | ||||
1 | Следит глазами за движущимися игрушками | Слушает голоса | Улыбается | ||
2 | Долго рассматривает лица людей или игрушки | Поворачивает голову в сторону говорящего человека | Улыбается при общении | В положении лежа на животике держит голову | Издает звуки |
3 | Сосредоточивает взор на лице мамы или предметах | Оживляется при общении с ним | Наталкивается руками на висящие над ним игрушки | ||
4 | Узнает маму и радуется ей | Поворачивается головой к говорящему человеку, находящемуся вне поля его зрения, и находит его | Смеется во время разговора с ним | Берет и держит игрушку рукой | Издает отдельные звуки |
5 | Различает знакомых и чужих людей | Оборачивается на звуки. Различает голоса и интонации близких людей | Радуется в обществе детей, берет протянутую ему игрушку | Лежа на животике, поднимает голову, опираясь на ручки При поддержке мамы упирается ножками о пол. Может переворачиваться. Ест с ложки кашу любой консистенции | Подолгу воркует, гулит |
6 | Узнает свое имя | Сидит без поддержки. Перекладывает игрушки | Лепечет, имитирует речь | ||
7 | Стучит и размахивает игрушками. Пытается брать мелкие предметы | На вопрос «где?» находит взглядом вещь | |||
8 | Подражает движениям взрослых с игрушками | Активно ползает. Придерживаясь за край кроватки, встает и опускается | Понимает слово «нет». Жестикулирует. | ||
9. | Выполняет плясовые движения под веселую музыку | Ползает навстречу другому ребенку. Передвигается по кроватке. Звенит погремушкой, стучит игрушками. Пьет из чашки, ест с ложки. Грызет корочку, которую удерживает рукой | Реагирует на свое имя. Подолгу лепечет. Произносит неосознанно слоги «ма-ма», «па-па». | ||
10 | С удовольствием общается с другими детьми | Манипулирует игрушками, вынимает их из коробки и складывает в нее. Передвигается при помощи взрослых | Называет родителей «мама» и «папа». Ищет и дает игрушки | ||
11 | Активно реагирует на других детей, радуется | Стоит без поддержки. Держась за перила, поднимается на небольшую горку. Пытается делать первые шаги. Складывает кубики | Произносит отдельные новые слова | ||
12 | Подолгу играет с куклами, машинками. Находит спрятанную игрушку | Самостоятельно ходит. Умышленно бросает игрушки. | Повторяет за взрослыми слоги. Может произнести 5–10 слов |
В возрасте до 1 года с малышом происходят большие изменения. Уже через 2 недели после рождения он учится улыбаться. Через месяц умеет держать голову, а к полугодию сидит. В конце первого года ребенок начинает ходить.
Во время ухода с грудничками надо разговаривать соответственно возрасту. Нервная система быстрее развивается у детей, с которым общается мать и другие члены семьи.
Наблюдение за ребенком до года
Оценка нервно-психического развития детей проводится с учетом функций:
- безусловные рефлексы – глотание, сосание;
- слуховые, зрительные, пищевые рефлексы;
- эмоциональные факторы – улыбка, узнавание мамы, лепет.
Матери малыша на протяжении первого года следует обращать внимание на способность слышать и видеть, а также моторику пальцев. Если ребенок в своем возрасте отстает по 2–3 и более показателям из таблицы, не теряйте время.
Чем раньше обратиться к педиатру, тем эффективнее будет лечение. Комплексная терапия позволяют восстановить состояние детей любого возраста.
Критерии развития деток 1–2 лет
На втором году жизни специалисты ориентируются по 6 линиям, определяющих здоровье детей. Самым важным критерием является активная речь.
Показатели развития малышей представлены в таблице ниже.
Возраст | 1 год и 3 мес. | 1 год и 4–6 мес. | 1 год и 7–9 мес. | 1 год и 10 месяцев – 2 года |
Сенсорное развитие | Различает кубики по размеру | Различает формы – шар, кубик, кирпич | Ориентируется в размерах предметов | По просьбе находит 3 цвета |
Понимание речи | Запоминает больше слов | Объединяет карандаши по цвету, размеру | Понимает сказку по картинкам | Понимает рассказ на словах |
Активная речь | Лепечет и говорит короткими слогами: «би-би» | Произносит простые слова | Объясняет действия словами | Разговаривает фразами из 2–3 слов |
Движение | Ест густую еду | Ест жидкие блюда ложкой | Снимает обувь, шапку | Одевается при помощи взрослых |
Навыки | Долго ходит без отдыха. Наклоняется, пятится | Перешагивает через невысокие препятствия | Ходит по бордюру | Преодолевает подряд несколько возвышенностей |
Игры | Повторяет знакомые действия – кормит куклу, надевает кольца на ось | Повторяет движения, которые увидел раньше | Строит скамейки, домики | Повторяет действия последовательно |
Малыш от года до 2 лет уже накопил некоторые знания об окружающем мире, узнает знакомые места и людей. Приобретенные навыки он использует для познания жизни. Стремиться понюхать, попробовать на вкус, прощупать ручкой. Так он узнает качество предметов. Позвольте ребенку свободно действовать, не забывая об опасности в любой момент, особенно на улице.
Детям необходима помощь родителей для правильного нервно-психического здоровья. Ребенок развивается гораздо быстрее, если с ним общаются родители, родственники.
Новые слова дети запоминают в процессе познания. Показывая предмет, назовите его несколько раз и поясните, зачем он нужен. Одевая малыша, разговаривайте с ним. Например, скажите, что шапка нужна, чтобы согреть голову на улице. У папы есть такая же, но она большая, потому что он тоже большой.
Мама и папа должны разговаривать с ребенком несложными фразами с правильным произношением. Употреблять детские «синонимы» слов не стоит, ведь если малышу часто говорить «ням-ням», то он нескоро выучит слово «есть».
Как определить здоровье ребенка от 2 до 3 лет?
Критерии здоровья помогут разобраться, как развивается ваш малыш. Здоровье детей оценивается по 6 главным линиям. Таблица определяет степень активности ребенка 2–3 лет по нескольким параметрам.
Сфера развития | 2 года и 6 мес. | 2 года и 6 мес. – 3 г. |
Сенсорное развитие | Собирает предметы четырех главных цветов. Различает фигуры по форме | Знает и называет 4 цвета по картинкам |
Активная речь | Составляет фразы из 5–6 слов. Часто пользуется вопросом «где?». Повторяет и учит короткие стишки. Использует в разговоре больше 300 слов. | Задает много вопросов «почему?», «где?». Называет себя «я». Запоминает стихи и песни. Словарный запас приближается к 1000 слов |
Двигательная активность | Бегает, идет по лестнице, меняя ноги. Перешагивает через палку, поднятую на высоте 30 см | Стоит на одной ноге. Уровень палки или натянутой веревки, через которую может перешагнуть малыш, поднят до 35 см |
Навыки | Одевается, но не может застегивать пуговицы. Ест, не размазывая пищу по столу | Одевается сам, завязывает шнурки, частично застегивает пуговицы. Моет руки, ходит в туалет |
Игры | Самостоятельно строит домики из кубиков. Активно играет с детьми. Лепит из пластилина и рисует карандашом предметы. | Рисует окружность, крест. Закрашивает картинки. Строит из 9 кубиков. Убирает игрушки. Ездит на 3-колесном велосипеде. |
Как помогают родители?
Учитывая развитие психики, ребенку нужна помощь родителей для усвоения новых слов. С малышом следует чаще общаться. Называя предмет, расскажите о нем. Например: «Вот едет трамвай. Он везет много людей». Во время занятий по рисованию объясните, что это за животное, какие звуки издает. У детей слова ассоциируются с предметом. Когда мама говорит: «Давай порисуем», – он приносит карандаши и альбом.
Обучающие песенки в игровой форме сильно облегчают запоминание многих слов и выражений. Несколько раз повторяя, малыши позже могут сами допеть, услышав знакомую мелодию.
Незаменимым помощником развития малышей были раньше и остаются по сей день книги. Читайте не только перед сном, но и днем. Обсуждайте прочитанный текст. Задавайте вопросы, правильно ли поступил герой сказки. Таким путем вы совершенствуете речь, воображение, умение логически мыслить.
В раннем возрасте малыши отличаются подвижностью, проявляют активный интерес к окружающему миру. Уже в 2 года и 5 месяцев дети стремятся общаться со сверстниками. Игры, с научной точки зрения, сильно влияют на психическое развитие малышей. Физические движения не только развивают тело, но и напрямую влияют на умственные способности. Играйте с малышом в догонялки, прятки – вы увидите поразительный результат.
К 3-летнему возрасту мозг маленького человечка сформирован. Для расширения познавательных способностей ребенку нужно помочь не только готовыми развивающими наборами типа «Конструктор». Познавательные развлечения можно организовать дома из подручных предметов. Детям нравятся игры «Наперсток», «Веселый мешок» или «Одно к другому».
Самостоятельные действия малыша с игрушками, даже очень интересными, мало чему научат. Присоединившись к игре, создадите благоприятную почву для совершенствования детских способностей.
Развивает внимание игра «Карлики и великаны». Мама говорит ребенку, что сейчас будет рассказывать сказку. В тот момент, когда она произнесет слово «карлики», малыш присядет, а на слове «великаны» – подпрыгнет.
Детям важно тренировать мелкую моторику пальцев. Для этого подходит лепка из пластилина, рисование. Ребенку интересны творческие виды деятельности – вырезание, склеивания бумаги. Эти действия развивают воображение. Пальчиковые игры совершенствуют мелкую моторику, улучшают движения кисти. Кроме того, такие упражнения связаны с центром речи в мозге – совершенствуется способность разговаривать.
Наблюдение за развитием детей старше 2 лет
В этом возрасте важен контроль психического развития. Маме рекомендуется обращать внимание на поведение и настроение ребенка. Если, ориентируясь по таблице, вы заметили отклонения по нескольким параметрам, обязательно сообщите участковому педиатру.
Наблюдение за формированием психики ребенка 2–3 лет осуществляет также медсестра кабинета здоровья в поликлинике. При этом уровень развития оценивается по 4 группам:
- дети без отклонений или с опережающими навыками по 1–2 критериям;
- отстающие на 1 эпикризный срок или по 2–3 параметрам;
- с задержкой на 2 периода;
- отстающие от сверстников на 3 эпикризных периода.
Первые три группы означают развитие без отклонений от нормы, а четвертая считается пограничной. После результатов оценки педиатры дают родителям рекомендации по соответствующей линии. Это может быть обучение определенным навыкам, движениям, работа на эмоциональном уровне.
Некоторые дети нуждаются в усилении моторики рук – умения захватывать предметы. При отставании слуха рекомендуются игрушки со звуком. Если малыш плохо ползает, ему следует больше находиться в манеже или просто на полу.
При определении нервно-психического статуса у детей школьного возраста врачи ориентируются по специальным шкалам и таблицам. Подростку предлагается ответить на ряд вопросов соответственно возрасту. Результаты опроса сопоставляются с мнением родителей и патронажных медсестер.
Развитие ребенка в каждом возрасте имеет свои особенности. Дети отличаются между собой по степени активности, однако если малыш отстает по нескольким показателям соответственно таблице, посетите педиатра. После выполнения рекомендаций специалистов нервно-психический статус, как правило, восстанавливается.
Источник
Ýòàïû ôîðìèðîâàíèÿ ïñèõèêè ðåáåíêà. Îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ ïåðèîäà íîâîðîæä¸ííîñòè. Ïñèõè÷åñêîå ñîçðåâàíèå è âûðàáîòêà êîîðäèíàöèè äâèæåíèé â òå÷åíèå ïåðâîãî ãîäà. Êðèòè÷åñêèå ñòàäèè è ïîêàçàòåëè íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
1. Íåðâíî-ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà
2. Êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû â ðàçâèòèè ðåáåíêà
3. Îñíîâíûå ïîêàçàòåëè íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà
Çàêëþ÷åíèå
Ëèòåðàòóðà
Ââåäåíèå
Ñîîòâåòñòâåííî ïîñëåäîâàòåëüíîìó ðàçâèòèþ ðåáåíêà ðàçëè÷àþò íåñêîëüêî ïåðèîäîâ åãî âîçðàñòà: â òå÷åíèå ïåðâîé íåäåëè æèçíè îí ñ÷èòàåòñÿ íîâîðîæäåííûì; äî êîíöà ïåðâîãî èëè íà÷àëà âòîðîãî ãîäà æèçíè, ñ ïîÿâëåíèåì ïåðâûõ êîðåííûõ çóáîâ, ãðóäíûì; íàñòóïëåíèå ñìåíû çóáîâ (5, 6 èëè 7-îé ãîä) çàêàí÷èâàåò ðàííèé äåòñêèé âîçðàñò; 15-ûé ãîä æèçíè ñ÷èòàåòñÿ êîíöîì ïîçäíåãî äåòñêîãî âîçðàñòà.
Âñå ýòè ïåðèîäû îïðåäåëÿþòñÿ ïðîöåññàìè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ò. å. èçìåíåíèÿìè â ñòðîåíèè è îòïðàâëåíèÿõ âñåõ ñèñòåì îðãàíîâ â åãî îðãàíèçìå.
Ïåðèîä íîâîðîæä¸ííîñòè (íåîíàòàëüíûé) íà÷èíàåòñÿ ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ ðåá¸íêà è ïðîäîëæàåòñÿ îêîëî 28 äíåé.  òå÷åíèå ýòîãî ïåðèîäà ðåá¸íîê äîëæåí ïðèñïîñîáèòüñÿ ê íîâûì äëÿ íåãî óñëîâèÿì âíåóòðîáíîé æèçíè. Îñîáåííîñòè òå÷åíèÿ ýòîãî ïåðèîäà âî ìíîãîì çàâèñÿò îò ñòåïåíè ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà âî âíóòðèóòðîáíîì ïåðèîäå è ðîäîâîé äåÿòåëüíîñòè ó ìàòåðè
 òå÷åíèå ïåðâîãî ãîäà æèçíè èä¸ò àêòèâíîå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå, âûðàáàòûâàåòñÿ êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé. Ðåá¸íîê ó÷èòñÿ ñèäåòü, ïîëçàòü, õîäèòü, íà÷èíàåò ðàçâèâàòüñÿ ðå÷ü. Ê êîíöó ïåðâîãî ãîäà îí ïðîèçíîñèò ïåðâûå ñëîâà.
Ïåðèîä ìîëî÷íûõ çóáîâ ðàçäåëÿþò íà ïðåääîøêîëüíûé, èëè ðàííåå äåòñòâî (ñ 1 ãîäà äî 3 ëåò), è äîøêîëüíûé (ñ 3 äî 6 ëåò) âîçðàñò. Íàèáîëåå õàðàêòåðíîé åãî îñîáåííîñòüþ ÿâëÿåòñÿ áûñòðîå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåá¸íêà. Îí íà÷èíàåò õîðîøî ãîâîðèòü, îñâàèâàåò ìíîãî áûòîâûõ íàâûêîâ, êîòîðûå â ýòîì âîçðàñòå îñîáåííî ïðî÷íî çàêðåïëÿþòñÿ.
ïñèõèêà ðåáåíîê íîâîðîæäåííîñòü êðèòè÷åñêèé íåðâíûé
1. Íåðâíî–ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà
Ìàññà ãîëîâíîãî ìîçãà íîâîðîæäåííîãî ñîñòàâëÿåò 1% ìàññû òåëà, ê ãîäó îíà äîñòèãàåò óæå 13, ê ïÿòè ãîäàì –14. Ó âçðîñëîãî ÷åëîâåêà ìàññà ìîçãà ðàâíà 1/40 ìàññû òåëà. Òàêèì îáðàçîì, íà 1 êã ìàññû íîâîðîæäåííîãî ïðèõîäèòñÿ 109 ã âåùåñòâà ìîçãà, âçðîñëîãî — 20–25 ã. Ôîðìèðîâàíèå ãîëîâíîãî ìîçãà íå çàêàí÷èâàåòñÿ ê ìîìåíòó ðîæäåíèÿ. Áîëüøèå ïîëóøàðèÿ ìîçãà èìåþò âîçðàñòíóþ îñîáåííîñòü: èçâèëèíû è êðóïíûå áîðîçäû ìàëîé âûñîòû è ãëóáèíû. Ìåëêèõ áîðîçä ìàëî, èõ ÷èñëî óâåëè÷èâàåòñÿ óæå â ïåðâûå ìåñÿöû æèçíè.
Íåñìîòðÿ íà îòíîñèòåëüíóþ íåçðåëîñòü, íåðâíàÿ ñèñòåìà âïîëíå îáåñïå÷èâàåò íîâîðîæäåííîãî áåçóñëîâíûìè âðîæäåííûìè ðåôëåêñàìè, êîòîðûå, ñ îäíîé ñòîðîíû, ñëóæàò äëÿ îáåñïå÷åíèÿ ïèòàíèÿ, êîíòàêòà ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé, çàùèòû, à ñ äðóãîé — ÿâëÿþòñÿ îñíîâîé äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ â äàëüíåéøåì áîëåå ñëîæíûõ ôîðì äåÿòåëüíîñòè.
Ñ ïåðâûõ äíåé æèçíè ó ðåáåíêà ôóíêöèîíèðóþò âñå îðãàíû ÷óâñòâ. Îòëè÷èòåëüíîé îñîáåííîñòüþ íîâîðîæäåííîãî ÿâëÿåòñÿ íåäèôôåðåíöèðîâàííûé õàðàêòåð âñåõ åãî ðåàêöèé, ñêëîííûõ ê ãåíåðàëèçàöèè. Ðàçäðàæåíèå òîãî èëè èíîãî ðåöåïòîðà âûçûâàåò íå ëîêàëüíóþ, à ðàçëèòóþ ðåàêöèþ. Ñ âîçðàñòîì ìàññà ãîëîâíîãî ìîçãà ó ðåáåíêà óâåëè÷èâàåòñÿ: ê 9 ìåñ. óäâàèâàåòñÿ, ê 3 ãîäàì óòðàèâàåòñÿ, à çàòåì ê 6–7 ãîäàì ñêîðîñòü íàðàñòàíèÿ ìàññû ìîçãà çàìåäëÿåòñÿ. Ïðîöåññ äèôôåðåíöèàöèè íåðâíûõ êëåòîê ñâîäèòñÿ ê çíà÷èòåëüíîìó ðîñòó àêñîíîâ, èõ ìèåëèíèçàöèè, ðîñòó è óâåëè÷åíèþ ðàçâåòâëåííîñòè äåíäðèòîâ, îáðàçîâàíèþ íåïîñðåäñòâåííûõ êîíòàêòîâ ìåæäó îòðîñòêàìè íåðâíûõ êëåòîê (òàê íàçûâàåìûõ ìåæíåéðîííûõ ñèíàïñîâ).
Ðàçâèòèå íåðâíîé ñèñòåìû ïðîèñõîäèò òåì áûñòðåå, ÷åì ìëàäøå ðåáåíîê. Îñîáåííî ýíåðãè÷íî îíî ïðîòåêàåò â òå÷åíèå ïåðâûõ 3 ìåñ. æèçíè. Äèôôåðåíöèðîâêà íåðâíûõ êëåòîê çàêàí÷èâàåòñÿ ê 3 ãîäàì, à ê 8 ãîäàì êîðà ãîëîâíîãî ìîçãà ïî ñòðîåíèþ ïî÷òè íå îòëè÷àåòñÿ îò êîðû âçðîñëîãî ÷åëîâåêà. Ìèåëèíèçàöèÿ çàâåðøàåòñÿ ê 5 ãîäàì. Ó äåòåé ìîçã êðîâîñíàáæàåòñÿ ëó÷øå, ÷åì ó âçðîñëûõ, ÷òî îáúÿñíÿåòñÿ áîãàòñòâîì êàïèëëÿðíîé ñåòè. Îáèëüíîå êðîâîñíàáæåíèå ìîçãà îáåñïå÷èâàåò ïîâûøåííóþ ïîòðåáíîñòü â êèñëîðîäå áûñòðî ðàñòóùåé íåðâíîé òêàíè. Îòòîê êðîâè îò ãîëîâíîãî ìîçãà ó äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè çàìåäëåí, òàê êàê äèïëîè÷åñêèå âåíû îáðàçóþòñÿ ëèøü ïîñëå çàêðûòèÿ ðîäíè÷êîâ. Ýòèì îáúÿñíÿåòñÿ ñêëîííîñòü äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè ê íåéðîòîêñèêîçó ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ âñëåäñòâèå àêêóìóëèðîâàíèÿ òîêñè÷íûõ âåùåñòâ è ïðîäóêòîâ íàðóøåííîãî ìåòàáîëèçìà. Ýòîìó æå ñïîñîáñòâóåò ïîâûøåííàÿ ïðîíèöàåìîñòü ãåìàòîýíöåôàëè÷åñêîãî áàðüåðà.
Ñ ìîìåíòà ðîæäåíèÿ äîíîøåííûé ðåáåíîê èìååò ðÿä âðîæäåííûõ, èëè áåçóñëîâíûõ, ðåôëåêñîâ. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ñîñàíèå, ãëîòàíèå, ìèãàíèå, êàøåëü, ÷èõàíüå, àêòû ìî÷åèñïóñêàíèÿ, äåôåêàöèè è íåêîòîðûå äðóãèå. Îíè îñóùåñòâëÿþò ïðèñïîñîáëåíèå îðãàíèçìà ê îêðóæàþùåé ñðåäå è äî êîíöà ïåðâîãî ãîäà æèçíè ïîäâåðãàþòñÿ ñóùåñòâåííîé ýâîëþöèè.
Âðîæäåííûå ðåàêöèè â ôîðìå áåçóñëîâíûõ ðåôëåêñîâ âïîëíå îáåñïå÷èâàþò ñóùåñòâîâàíèå ðåáåíêà ëèøü â ïåðâûå äíè æèçíè.  äàëüíåéøåì îñíîâíûìè â æèçíåäåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà ÿâëÿþòñÿ ïðèîáðåòåííûå ðåôëåêñû, îáåñïå÷èâàþùèå íåîáõîäèìûé óðîâåíü âçàèìîäåéñòâèÿ îðãàíèçìà ñ âíåøíåé ñðåäîé.
 êîíöå 1-ãî è â íà÷àëå 2-ãî ìåñÿöà æèçíè ó ðåáåíêà îáðàçóåòñÿ ðÿä ïðîñòûõ, ýëåìåíòàðíûõ óñëîâíûõ ðåôëåêñîâ.  êîíöå 3-ãî ìåñÿöà æèçíè ó íåãî ìîæíî âûðàáîòàòü óæå ñëîæíûå, äèôôåðåíöèðîâàííûå ðåôëåêñû, óêàçûâàþùèå íà ðàçâèòèå àíàëèçàòîðíîé ôóíêöèè êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà. Ðàçâèòèå âûñøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè, ò. å. ïðèîáðåòåíèå óñëîâíûõ ðåôëåêñîâ, íà ïåðâîì ãîäó æèçíè èäåò áûñòðûìè òåìïàìè. Ðåáåíîê çíà÷èòåëüíî ëåã÷å, ÷åì âçðîñëûé, îáðàçóåò óñëîâíûå ñâÿçè ñ îêðóæàþùåé ñðåäîé, è îíè ó ðåáåíêà áîëåå óñòîé÷èâû. Ñðàâíèòåëüíî áûñòðî äåòè ïðèîáðåòàþò ïðèâû÷êè, íàâûêè ïîâåäåíèÿ, êîòîðûå â ïîñëåäóþùåì îñòàþòñÿ íà âñþ æèçíü. Îãðîìíóþ ðîëü â ïîâåäåíèè ðåáåíêà èãðàåò ðå÷ü. Ôîðìèðîâàíèå ðå÷è îáóñëîâëåíî ñòàíîâëåíèåì ôóíêöèè ñåíñîðíîé ñèñòåìû è ôóíêöèîíàëüíûì ñîçðåâàíèåì ãîëîâíîãî ìîçãà. Âàæíî ïîìíèòü, ÷òî ðàçâèòèå ðå÷è ÿâëÿåòñÿ òàêæå ïðîäóêòîì è ðåçóëüòàòîì îáùåíèÿ ðåáåíêà ñî âçðîñëûì, ðåçóëüòàòîì âîñïèòàòåëüíîé àêòèâíîñòè. Ðàçâèòèå è âîñïèòàíèå ðåáåíêà ñêëàäûâàþòñÿ èç îïðåäåëåííîãî ðàñïîðÿäêà æèçíè (ðåæèì), èç ïðèâèòèÿ åìó íåîáõîäèìûõ íàâûêîâ, ñîçäàíèÿ óñëîâèé, êîòîðûå îáåñïå÷èëè áû ïðàâèëüíîå ðàçâèòèå åãî äâèæåíèé, ðå÷è, ñïîñîáñòâîâàëè áû ïðàâèëüíîìó ôèçè÷åñêîìó ðàçâèòèþ, áîäðîìó, æèçíåðàäîñòíîìó íàñòðîåíèþ.
Ôèçèîëîãè÷åñêàÿ íåçðåëîñòü íåðâíîé ñèñòåìû, ýâîëþöèîííî-âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè ðàñòóùåãî è ðàçâèâàþùåãîñÿ ìîçãà ÿâëÿþòñÿ ïðè÷èíîé ÷àñòûõ çàòðóäíåíèé ïðè âðà÷åáíîé îöåíêå íàðóøåíèé ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ãðóäíîãî âîçðàñòà. Äëÿ ðàñïîçíàâàíèÿ îòêëîíåíèé â ïñèõîìîòîðíîì ðàçâèòèè íåîáõîäèìû òùàòåëüíîå íåâðîëîãè÷åñêîå îáñëåäîâàíèå è ãëóáîêèé àíàëèç íåâðîëîãè÷åñêîãî ñòàòóñà.  òî æå âðåìÿ ðàííåå âûÿâëåíèå íàðóøåíèé è îñîáåííî íåãðóáûõ, «ìàëûõ ôîðì» ïàòîëîãèè íà ïåðâîì ãîäó æèçíè âàæíî äëÿ ñâîåâðåìåííîãî ïàòîãåíåòè÷åñêîãî ëå÷åíèÿ.
Íà âòîðîì ãîäó æèçíè ïðîäîëæàåòñÿ èíòåíñèâíîå ïñèõîìîòîðíîå è ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà. Óñëîâíûå ðåôëåêñû â ýòîì âîçðàñòå íà÷èíàþò ôîðìèðîâàòüñÿ áûñòðåå. Äåòè ïîäâèæíû, â èõ ïîâåäåíèè ïðåîáëàäàþò ÿðêèå ïîëîæèòåëüíûå ýìîöèè, îíè ïðîèçíîñÿò ìíîãî çâóêîâ è ñëîâ, ÷àñòî óëûáàþòñÿ è ãðîìêî ñìåþòñÿ, ïðîÿâëÿÿ ïîâûøåííûé èíòåðåñ ê îêðóæàþùåìó.
 ïåðâîì ïîëóãîäèè 2-ãî ãîäà æèçíè ñîâåðøåíñòâóåòñÿ õîäüáà, óëó÷øàþòñÿ êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé è ïîíèìàíèå ðå÷è, çíà÷èòåëüíî óâåëè÷èâàåòñÿ ñëîâàðíûé çàïàñ. Âî âòîðîì ïîëóãîäèè èãðà ïðèîáðåòàåò ñþæåòíûé õàðàêòåð, äåòè ñòðåìÿòñÿ ê èãðàì äðóã ñ äðóãîì, íà÷èíàþò âûïîëíÿòü òðåáîâàíèÿ âçðîñëûõ, îáó÷àþòñÿ ýëåìåíòàðíûì ïðàâèëàì ïîâåäåíèÿ.  òå÷åíèå 3-ãî ãîäà æèçíè ìîòîðíûå íàâûêè äåòåé ïðåòåðïåâàþò äàëüíåéøåå ñîâåðøåíñòâîâàíèå.
Ðàñøèðÿåòñÿ îðèåíòèðîâêà â îêðóæàþùåì, óñëîæíÿþòñÿ ðå÷ü, èãðîâàÿ äåÿòåëüíîñòü.
2. Êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû â ðàçâèòèè ðåáåíêà
Êðèçèñ íîâîðîæäåííîñòè îòäåëÿåò ýìáðèîíàëüíûé ïåðèîä ðàçâèòèÿ ðåáåíêà îò ìëàäåí÷åñêîãî âîçðàñòà.
Êðèçèñ îäíîãî ãîäà îòäåëÿåò ìëàäåí÷åñòâî îò ðàííåãî äåòñòâà. Êðèçèñ òðåõ ëåò ÿâëÿåòñÿ ïåðåõîäíûì îò ðàííåãî äåòñòâà ê äîøêîëüíîìó âîçðàñòó.
Êðèçèñ ñåìè ëåò ÿâëÿåòñÿ ñîåäèíèòåëüíûì çâåíîì ìåæäó äîøêîëüíûì è øêîëüíûì âîçðàñòîì. Íàêîíåö, êðèçèñ òðèíàäöàòè ëåò ñîâïàäàåò ñ ïåðåëîìîì ðàçâèòèÿ ïðè ïåðåõîäå îò øêîëüíîãî ê ïóáåðòàòíîìó âîçðàñòó. Òàêèì îáðàçîì, ïåðåä íàìè ðàñêðûâàåòñÿ çàêîíîìåðíàÿ êàðòèíà. Êðèòè÷åñêèå ïåðèîäû ïåðåìåæàþò ñòàáèëüíûå. Îíè ÿâëÿþòñÿ ïåðåëîìíûìè, ïîâîðîòíûìè ïóíêòàìè â ðàçâèòèè, ëèøíèé ðàç ïîäòâåðæäàÿ òî, ÷òî ðàçâèòèå ðåáåíêà åñòü äèàëåêòè÷åñêèé ïðîöåññ, â êîòîðîì ïåðåõîä îò îäíîé ñòóïåíè ê äðóãîé ñîâåðøàåòñÿ íå ýâîëþöèîííûì, à ðåâîëþöèîííûì ïóòåì.
 ýòè ïåðåëîìíûå ìîìåíòû ðàçâèòèÿ ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ îòíîñèòåëüíî òðóäíîâîñïèòóåìûì âñëåäñòâèå òîãî, ÷òî èçìåíåíèå ïåäàãîãè÷åñêîé ñèñòåìû, ïðèìåíÿåìîé ê ðåáåíêó, íå ïîñïåâàåò çà áûñòðûìè èçìåíåíèÿìè åãî ëè÷íîñòè.
Ïåðåõîä îò âíóòðèóòðîáíîé æèçíè ê âíåóòðîáíîé — ïðåæäå âñåãî ïåðåñòðîéêà âñåõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ ìåõàíèçìîâ ðåáåíêà. Îí ïîïàäàåò â áîëåå õîëîäíóþ è ñâåòëóþ ñðåäó, ïåðåõîäèò íà íîâóþ ôîðìó ïèòàíèÿ è êèñëîðîäíîãî îáìåíà. Ïðîèñõîäÿùåå òðåáóåò ïåðèîäà ïðèñïîñîáëåíèÿ. Ïðèçíàêîì ýòîãî ïðèñïîñîáëåíèÿ ÿâëÿåòñÿ ïîòåðÿ /ðåáåíêîì â âåñå â ïåðâûå äíè ïîñëå ðîæäåíèÿ. Ïîñëå ïåðâîãî âçäîõà àïïàðàò äûõàíèÿ ðåáåíêà íà÷èíàåò ðàáîòàòü àâòîìàòè÷åñêè.
Òàêîå ñóùåñòâîâàíèå ðåáåíêà èìååò ñâîè îò÷åòëèâûå ñèìïòîìû. Áîëüøóþ ÷àñòü ñâîåé æèçíè íîâîðîæäåííûé ðåáåíîê ïðîâîäèò âî ñíå (ïðèáëèçèòåëüíî 80 % â ïåðâûå äâà ìåñÿöà). Ñîí íîñèò ïîëèôàçíûé õàðàêòåð; íåò åãî êîíöåíòðàöèè íà íî÷ü. Ïîýòîìó âðà÷è ðåêîìåíäóþò ñòðîãî ñîáëþäàòü ðåæèì ïèòàíèÿ íîâîðîæäåííîãî, êîòîðûé ñîçäàåò ïåðèîäè÷íîñòü ñíà, êîíöåíòðàöèþ åãî íà íî÷ü. Óëûáêà íà ëèöå ðåáåíêà è ÿâëÿåòñÿ êîíöîì êðèçèñà íîâîðîæäåííîñòè. Ñ ýòîãî ìîìåíòà ó íåãî íà÷èíàåòñÿ èíäèâèäóàëüíàÿ ïñèõè÷åñêàÿ æèçíü (1,6–2,0 ìåñÿöà). Äàëüíåéøåå ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå ðåáåíêà åñòü ïðåæäå âñåãî ðàçâèòèå ñðåäñòâ åãî îáùåíèÿ ñî âçðîñëûìè.
Êðèçèñ ïåðâîãî ãîäà æèçíè. Çäåñü ìû èìååì òàêîé ïðîöåññ â ðàçâèòèè, êîãäà íåëüçÿ ñêàçàòü, ÿâëÿåòñÿ ëè ðåáåíîê ãîâîðÿùèì èëè íåò. Ýòîò ïðîöåññ òîæå íå ñîâåðøàåòñÿ â îäèí äåíü. Ýòî ëàòåíòíûé ïåðèîä ñòàíîâëåíèÿ ðå÷è, êîòîðûé äëèòñÿ ïðèìåðíî 3 ìåñÿöà. Òðåòèé ìîìåíò – ñî ñòîðîíû àôôåêòîâ è âîëè.  ñâÿçè ñ êðèçèñîì ó ðåáåíêà âîçíèêàþò ïåðâûå àêòû ïðîòåñòà, îïïîçèöèè, ïðîòèâîïîñòàâëåíèÿ ñåáÿ äðóãèì, “íåâîçäåðæàíèÿ”, íà ÿçûêå ñåìåéíîãî àâòîðèòàðíîãî âîñïèòàíèÿ. Òàêèå ðåàêöèè ðåáåíêà â êðèçèñíîì âîçðàñòå èíîãäà âûÿâëÿþòñÿ ñ î÷åíü áîëüøîé ñèëîé è îñòðîòîé, îñîáåííî ïðè íåïðàâèëüíîì âîñïèòàíèè, è ïðèîáðåòàþò õàðàêòåð ôîðìåííûõ ãèïîáóëè÷åñêèõ ïðèïàäêîâ, îïèñàíèå êîòîðûõ ñâÿçàíî ñ ó÷åíèåì î òðóäíîì äåòñòâå.
Êðèçèñ òðåõ ëåò. Òðàäèöèîííûì äëÿ ïñèõîëîãèè ÿâëÿåòñÿ àíàëèç âîçðàñòíîãî êðèçèñà ðàçâèòèÿ, ïðåäïîëàãàþùèé îïèñàíèå òåõ íîâîîáðàçîâàíèé, êîòîðûå âîçíèêàþò â ýòîò ïåðèîä. Íîâîîáðàçîâàíèÿìè êðèçèñà 1 ãîäà ñ÷èòàþò ìîòèâèðóåìûå ïðåäñòàâëåíèÿ, àêòèâíîñòü; íîâîîáðàçîâàíèåì êðèçèñà 7 ëåò — âîçíèêíîâåíèå ëè÷íîãî ñîçíàíèÿ è êîíêðåòíîé ñàìîîöåíêè; ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà — ðåôëåêñèþ, ïîäðîñòêîâîãî — ÷óâñòâî âçðîñëîñòè, ñàìîîïðåäåëåíèå. Äëÿ âñåõ èññëåäîâàòåëåé, èçó÷àâøèõ êðèçèñ 3 ëåò, î÷åâèäíî, ÷òî ãëàâíûå èçìåíåíèÿ â ýòîò ïåðèîä ñîñðåäîòî÷åíû âîêðóã «îñè ß». Èõ ñóòè â ïñèõîëîãè÷åñêîé ýìàíñèïàöèè ß ðåáåíêà îò îêðóæàþùèõ âçðîñëûõ, êîòîðàÿ ñîïðîâîæäàåòñÿ ðÿäîì ñïåöèôè÷åñêèõ ïðîÿâëåíèé — óïðÿìñòâîì, íåãàòèâèçìîì è äð. Íîâîîáðàçîâàíèåì êðèçèñà 3 ëåò íàçûâàåòñÿ òàêæå âîçíèêíîâåíèå ñèñòåìû ß, ïîÿâëåíèå «ëè÷íîãî äåéñòâèÿ» è ÷óâñòâà «ß ñàì» Êàê ïðàâèëî, ãîâîðÿ î êðèçèñå 3 ëåò, â êà÷åñòâå åãî ñèìïòîìîâ òðàäèöèîííî íàçûâàþò óïðÿìñòâî, íåãàòèâèçì, ïðîòåñò ïðîòèâ áëèçêèõ âçðîñëûõ, ñòðîïòèâîñòü, ñòðåìëåíèå ê äåñïîòè÷åñêîìó óïðàâëåíèþ îêðóæàþùèìè. Àíàëèç ýòîé íåãàòèâíîé ñèìïòîìàòèêè ïîçâîëèë èññëåäîâàòåëÿì âûäåëèòü íåóäîâëåòâîðåííîñòü âçàèìîîòíîøåíèÿìè ñî âçðîñëûìè, ñòðåìëåíèå çàíÿòü èíóþ ïîçèöèþ â îêðóæàþùåì ìèðå êàê ïðè÷èíó âîçíèêíîâåíèÿ ýòèõ ïðîÿâëåíèé.
 ñâÿçè ñî ñêàçàííûì ïðåäñòàâëÿåòñÿ ïðîäóêòèâíûì ðàçëè÷àòü îáúåêòèâíûé êðèçèñ — ïåðåëîì â ïñèõè÷åñêîì ðàçâèòèè è ñóáúåêòèâíóþ êàðòèíó ïîâåäåíèÿ, ñîïðîâîæäàþùóþ ýòîò ïåðåëîì. Îáúåêòèâíûé êðèçèñ — îáÿçàòåëüíûé è çàêîíîìåðíûé ýòàï ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè â îíòîãåíåçå, îáíàðóæèâàþùèé ñåáÿ â ïîÿâëåíèè ëè÷íîñòíûõ íîâîîáðàçîâàíèé. Âíåøíå æå ïî ñóáúåêòèâíîé êàðòèíå ïðîòåêàíèÿ îí áóäåò õàðàêòåðèçîâàòüñÿ ïîçèòèâíîé ñèìïòîìàòèêîé, ñâèäåòåëüñòâóþùåé î ïåðåñòðîéêå ëè÷íîñòè äåòåé, è íåîáÿçàòåëüíî áóäåò ñîïðîâîæäàòüñÿ íåãàòèâíûì ïîâåäåíèåì. Ïîÿâëåíèå ïîñëåäíåãî ñâÿçàíî ñ íåáëàãîïðèÿòíûìè óñëîâèÿìè æèçíè è âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà. Ðåçóëüòàòèâíàÿ ñòîðîíà äåÿòåëüíîñòè ñòàíîâèòñÿ äëÿ äåòåé âñå áîëåå çíà÷èìîé, à ôèêñàöèÿ èõ óñïåõîâ âçðîñëûì — âàæíûì ýëåìåíòîì åå èñïîëíåíèÿ. Ñîîòâåòñòâåííî ýòîìó âîçðàñòàåò è ñóáúåêòèâíàÿ öåííîñòü ñîâåðøàåìîãî, ÷òî âûçûâàåò ê æèçíè ïîÿâëåíèå àôôåêòèâíûõ ôîðì ïîâåäåíèÿ, òàêèõ, êàê ïðåóâåëè÷åíèå ñâîèõ äîñòèæåíèé, ïîïûòêè îáåñöåíèòü ñâîþ íåóäà÷ó. Âîçðàñòàåò àêòèâíîñòü äåòåé è â ïîèñêå îöåíêè âçðîñëîãî, ñîâåðøåíñòâóþòñÿ ñðåäñòâà ýòîãî ïîèñêà.  ìëàäøåé âîçðàñòíîé ãðóïïå äåòè, êàê ïðàâèëî, áåçðàçëè÷íî âîñïðèíèìàþò îöåíêó âçðîñëîãî: ïîâåäåíèå â îòâåò íà ïîëîæèòåëüíóþ è îòðèöàòåëüíóþ îöåíêó ñóùåñòâåííî íå ìåíÿåòñÿ.
3. Îñíîâíûå ïîêàçàòåëè íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà
 âîçðàñòå 2-3 ìåñÿöåâ: çàõâàòûâàåò âñåé êèñòüþ ðóêè ìåëêèå èãðóøêè, â ïîëîæåíèè íà æèâîòå – ïîäíèìàåò ãîëîâó, âåðõíþþ ÷àñòü òóëîâèùà, îïèðàÿñü íà ðóêè, óäåðæèâàåò òóëîâèùå (ñêîîðäèíèðîâàíû äâèæåíèÿ ìûøö âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé). Ôîðìèðóåòñÿ öâåòîîùóùåíèå, íà÷èíàåò ðåàãèðîâàòü íà ÿðêèå öâåòà. Îò÷åòëèâî âûðàæåí óñëîâíûé ðåôëåêñ íà âðåìÿ êîðìëåíèÿ.
 âîçðàñòå 4-5 ìåñÿöåâ, ïåðåâîðà÷èâàåòñÿ ñî ñïèíû íà æèâîò è îáðàòíî (ôîðìèðóþòñÿ êîîðäèíèðîâàííûå äâèæåíèÿ ìûøö ñïèíû). Ðåáåíîê ïîäâèæåí, àêòèâåí, ïîâîðà÷èâàåò ãîëîâó íà çâóêè, áåðåò èãðóøêè, îùóïûâàåò ïðåäìåòû, óçíàåò áëèçêèõ, ãóëèò.
 âîçðàñòå 6-7 ìåñÿöåâ: ñàìîñòîÿòåëüíî ñèäèò (ôîðìèðóþòñÿ êîîðäèíèðîâàííûå äâèæåíèÿ ìûøö íèæíèõ êîíå÷íîñòåé). Äâèæåíèÿ ðóê öåëåíàïðàâëåííû, ñàì õâàòàåò èãðóøêè, òÿíåò èõ â ðîò, áðîñàåò. Ïðîäîëæàåòñÿ ôîðìèðîâàíèå ñëîæíûõ óñëîâíûõ (ïîâåäåí÷åñêèõ) ðåôëåêñîâ. Ýìîöèîíàëüíûå, ìèìè÷åñêèå è ãîëîñîâûå ðåàêöèè ñòàíîâÿòñÿ áîëåå àêòèâíûìè. Íà÷èíàåò ïðîèçíîñèòü îòäåëüíûå ñëîãè. Õîðîøî åñò ñ ëîæå÷êè, ñàì îòêðûâàåò ðîò ïðè åå ïðèáëèæåíèè.
 âîçðàñòå 7-8 ìåñÿöåâ: ïîëçàåò, èç ïîëîæåíèÿ ñèäÿ, ïðèäåðæèâàÿñü, âñòàåò íà íîãè, ñàìîñòîÿòåëüíî òÿíåò áóòûëî÷êó â ðîò, ïîäîëãó ëåïå÷åò, ïîâòîðÿÿ îäíè è òå æå ñëîãè.
 âîçðàñòå 9-10 ìåñÿöåâ: ñàì âñòàåò, ñàì ñàäèòñÿ, íà÷èíàåò ñòîÿòü ïðè ïîääåðæêå.
 âîçðàñòå 12-14 ìåñÿöåâ: ñàìîñòîÿòåëüíî õîäèò, ïðèñåäàåò, ÷òîáû âçÿòü èãðóøêó, âëåçàåò è ñïóñêàåòñÿ ïî ñòóïåíüêàì. Ïîäâèæåí, àêòèâåí, îáùèòåëåí, èãðîâûìè ìåòîäàìè çíàêîìèòñÿ ñ îêðóæàþùèì ìèðîì. Çíàåò íàçâàíèÿ ÷àñòåé òåëà è ìíîãèõ ïðåäìåòîâ. Õîðîøî ðàçëè÷àåò çâóêè, çàïàõè, ñëóøàåò ìóçûêó, ñàìîñòîÿòåëüíî åñò ëîæêîé.
Ôîðìèðîâàíèå ðå÷è ÿâëÿåòñÿ ýòàïîì ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè. Ðàçâèòèå ðå÷è ïðîèñõîäèò ëèøü ïðè îáùåíèè ðåáåíêà ñ äðóãèì ÷åëîâåêîì. Ñòàíîâëåíèå äåòñêîé ðå÷è ïðîèñõîäèò ïî çàêîíàì îáðàçîâàíèÿ óñëîâíûõ ðåôëåêñîâ è âêëþ÷àåò íåñêîëüêî ýòàïîâ: ïîäãîòîâèòåëüíûé ýòàï – ðàçâèòèÿ ãóëåíèÿ è ëåïåòà ñ 2-4 ìåñÿöåâ; ýòàï âîçíèêíîâåíèÿ ñåíñîðíîé ðå÷è – ñïîñîáíîñòü ðåáåíêà ñëè÷àòü è ñâÿçûâàòü ñëîâî ñ êîíêðåòíûì ïðåäìåòîì, â 7-8 ìåñÿöåâ íà âîïðîñ: ãäå? îí îòûñêèâàåò ãëàçàìè íóæíûé ïðåäìåò; ýòàï âîçíèêíîâåíèÿ ìîòîðíîé ðå÷è – ïðîèçíîñèò îòäåëüíûå ñëîãè è ñëîâà. Ñëîâàðíûé çàïàñ ðåáåíêà ê êîíöó 1-ãî ãîäà ñîñòàâëÿåò 10 ñëîâ. Ê 2 ãîäàì ñëîâàðíûé çàïàñ ðàñøèðÿåòñÿ äî 200 ñëîâ.
 âîçðàñòå 2–3-õ ëåò: çàêàí÷èâàåòñÿ äèôôåðåíöèðîâêà íåðâíûõ êëåòîê è ìèåëèíèçàöèÿ ñïèíàëüíûõ è ïåðèôåðè÷åñêèõ íåðâîâ, ïîâûøàåòñÿ êàê ôèçè÷åñêàÿ, òàê è íåðâíî-ïñèõè÷åñêàÿ ðàáîòîñïîñîáíîñòü.
Áûñòðåå ôîðìèðóþòñÿ óñëîâíûå ðåôëåêñû, äâèæåíèÿ ñòàíîâÿòñÿ áîëåå ÷åòêèìè è öåëåíàïðàâëåííûìè. Íàó÷èâøèñü õîäèòü, îí ïðîâîäèò â äâèæåíèè âñå âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ. Ñîâåðøåíñòâóþòñÿ ýìîöèîíàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ – íà÷èíàåò óëàâëèâàòü èíòîíàöèè â ãîëîñå âçðîñëûõ. Îáùèòåëåí, äðóæåëþáåí, ëåãêî âñòóïàåò â êîíòàêò ñ íåçíàêîìûìè ëþäüìè. Ðåäêî èñïûòûâàåò ÷óâñòâî ñòðàõà. Õîðîøî îðèåíòèðóåòñÿ â îêðóæàþùåé îáñòàíîâêå, çíàåò, ãäå íàõîäÿòñÿ åãî âåùè, ïðèâûêàåò ê óñòàíîâëåííîìó äëÿ íåãî ïîðÿäêó. Ðåáåíîê ïåðåïîëíåí ìàññîé âïå÷àòëåíèé îò îêðóæàþùåãî ìèðà, êîòîðûå åùå íå ìîæåò ñàì àíàëèçèðîâàòü è, ïîýòîìó ïðèáåãàåò ê ïîìîùè âçðîñëûõ (ïåðèîä ïåðâûõ âîïðîñîâ). Îñîáåííî áóðíî è èíòåíñèâíî ðàñòåò ñëîâàðíûé çàïàñ.
Çàêëþ÷åíèå
Ðàçëè÷àþò 4 ýòàïà ôîðìèðîâàíèÿ ïñèõèêè ðåáåíêà.
Ïåðâûé ýòàï — ìîòîðíûé, õàðàêòåðèçóåòñÿ îâëàäåíèåì îñíîâíûìè ìîòîðíûìè íàâûêàìè íà ïðîòÿæåíèè ïåðâîãî ãîäà æèçíè ðåáåíêà. Âòîðîé ýòàï — ñåíñîðíûé, ïðîäîëæàåòñÿ îò 1 ãîäà äî 3 ëåò. Äâèæåíèÿ ïðèîáðåòàþò ïñèõîìîòîðíûé õàðàêòåð, ò. å. ñòàíîâÿòñÿ îñîçíàííûìè. Ñåíñîìîòîðíîå ðàçâèòèå ÿâëÿåòñÿ áàçîé äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ âñåõ ïñèõè÷åñêèõ ôóíêöèé, â òîì ÷èñëå âîñïðèÿòèÿ, âíèìàíèÿ, öåëåíàïðàâëåííîé äåÿòåëüíîñòè, ìûøëåíèÿ è ñîçíàíèÿ. Òðåòèé ýòàï — àôôåêòèâíûé, äëèòñÿ îò 3 äî 12 ëåò. Äåÿòåëüíîñòü äåòåé ïðèîáðåòàåò ïîñòîÿííûé èíäèâèäóàëüíûé õàðàêòåð. ×åòâåðòûé ýòàï — èäåàòîðíûé (12–14 ëåò). Ôîðìèðóþòñÿ óñëîæíåííûå ïîíÿòèÿ, ñóæäåíèÿ, óìîçàêëþ÷åíèÿ. Äåòè íà÷èíàþò ñòðîèòü ïðåäâàðèòåëüíûé ïëàí ïîñòóïêîâ â óìå. Ìûøëåíèå ñòàíîâèòñÿ àáñòðàêòíûì. Íà÷èíàåò ôîðìèðîâàòüñÿ ëè÷íîñòü.  îòäåëüíûå ïåðèîäû æèçíè ïîâûøåí ðèñê âîçíèêíîâåíèÿ ó äåòåé ïñèõè÷åñêèõ íàðóøåíèé è áîëåçíåé. Ýòè ïåðèîäû íàçûâàþòñÿ êðèçèñíûìè. Êðèçèñû äåòñêîãî ðàçâèòèÿ õàðàêòåðèçóþòñÿ ñ ÷èñòî âíåøíåé ñòîðîíû ÷åðòàìè, îáðàòíûìè ïî îòíîøåíèþ ê òåì ïåðèîäà, êîòîðûå íàçâàíû óñòîé÷èâûìè èëè ñòàáèëüíûìè âîçðàñòàìè.
 ýòèõ ïåðèîäàõ íà ïðîòÿæåíèè îòíîñèòåëüíî êîðîòêîãî âðåìåíè, èñ÷èñëÿåìîãî íåñêîëüêèìè ìåñÿöàìè, ãîäîì èëè ñàìîå áîëüøåå äâóìÿ, ñîñðåäîòî÷åíû ðåçêèå è êàïèòàëüíûå ñäâèãè è ñìåùåíèÿ, èçìåíåíèÿ è ïåðåëîìû â ëè÷íîñòè ðåáåíêà. Ðåáåíîê â î÷åíü êîðîòêèé ñðîê ìåíÿåòñÿ âåñü â öåëîì, â îñíîâíûõ ÷åðòàõ ñâîåé ëè÷íîñòè.
Ðàçâèòèå ïðèíèìàåò áóðíûé, ñòðåìèòåëüíûé, èíîãäà êàòàñòðîôè÷åñêèé õàðàêòåð.  ýòè ïåðèîäû îíî íàïîìèíàåò ðåâîëþöèîííîå òå÷åíèå ñîáûòèé êàê ïî òåìïó ïðîèñõîäÿùèõ èçìåíåíèé, òàê è ïî ñìûñëó ñîâåðøàþùèõñÿ ïåðåìåí. Ýòî ïîâîðîòíûå ïóíêòû â äåòñêîì ðàçâèòèè, ïðèíèìàþùåì ôîðìó îñòðîãî êðèçèñà.
Ëèòåðàòóðà
1. Åæîâà Í.Â. Ïåäèàòðèÿ. Ìèíñê: Âûñøàÿ øêîëà, 1997 – 51ñ.
2. Æóðáà Ë.Ò., Ìàñòþêîâà Å.Ì. Íàðóøåíèå ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè. — Ì.: Ìåäèöèíà, 1991- 78ñ.
3. Êàðñàåâñêàÿ Ò.Â. Ñîöèàëüíàÿ è áèîëîãè÷åñêàÿ îáóñëîâëåííîñòü èçìåíåíèé â ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè ÷åëîâåêà. – Ì.: Ïåðìü, 1998 – 72ñ.
4. Ëåîíòüåâà Ì.Í., Ìàðèíîâà Ê.Â. Àíàòîìèÿ è ôèçèîëîãèÿ äåòñêîãî îðãàíèçìà. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1996 -124ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
Источник