Доклад на тему развития ребенка
«Развитие детей дошкольного возраста»
Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми. /О. Уайльд/
Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому родителям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.
Особенности развития с 3 до 7 лет
В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые “Почему?” и “Я сам” — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы.
Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — это игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности.
Память и мышление
У детей 3-4 лет память пока непроизвольная. Они лучше запоминают то, что вызвало у них какие-то эмоции, то есть, ребенок скорее запомнит яркую картинку или привлекательный видеоролик, чем монотонные наставления.
Но уже к семи годам у детей формируется механическая память. Это помогает им запоминать что-то без осмысления — например, учить новые слова. И если в 3-4 года словарный запас ребенка составляет обычно около 1 000 слов, то к 6-7 годам это уже 2 500 — 3 000 слов.
Развитие речи и памяти связано и с развитием мышления. Если в три-четыре года малыш сперва делает что-то, потом думает, то к 5 годам уже наоборот. А в шесть-семь лет ребенок уже различает причину и следствие и способен переносить такие логические цепочки и на другие похожие ситуации.
Психика и эмоции
В период от 3 до 7 лет у детей закладывается самосознание. Они учатся оценивать себя с разных позиций — насколько они добры, внимательны, старательны и послушны. И здесь огромную роль играет семья и окружение. Именно от поведения взрослых зависит, каким вырастет ребенок, поэтому важно научиться поощрять и принимать его.
Кроме того, растет и палитра эмоций. Помимо страха и радости ребенок может сердиться, грустить, ревновать. Эти ощущения для него непривычны, так что родителям стоит помочь ребенку — проговорить, что он чувствует и научить ребенка осознавать свои эмоции. Важно заполнить жизнь малыша яркими эмоциональными впечатлениями — дать ему больше общаться со сверстниками, чаще ходить в цирк и в театр на детские постановки, в музеи и экспериментариумы.
Рост и развитие
Физическое развитие тоже не стоит на месте: с 3 до 7 лет идет активный рост всех систем организма. Растут мышцы и скелет, органы дыхания и кровообращения, идет развитие мозга. Для такой глобальной стройки организму нужны строительные материалы — белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Поэтому важно позаботиться о правильном сбалансированном питании, чтобы ребенок получал все нужные ему элементы.
Кроме того, нужны и физические активности — активные игры на свежем воздухе и прогулки. Но чрезмерные нагрузки и профессиональный спорт могут негативно сказаться на физическом состоянии ребенка — его мышцы и скелет могут оказаться просто не готовыми к такому.
Поэтому родителям детей, которые уже в этом возрасте серьезно занимаются гимнастикой, фигурным катанием, танцами и другими видами спорта, важно особенно внимательно следить за здоровьем своих чад и не забывать о регулярных визитах к доктору. Сложится ли у ребенка спортивная карьера — это еще вопрос, а вот проблемы со здоровьем у него могут остаться на всю жизнь.
Источник
Дошкольное – большой отрезок ребенка. Условия в это время расширяются: семьи раздвигаются до улицы, города. открывает для себя мир отношений, разных деятельности. Он испытывает желание включиться в эту жизнь, что, ему еще недоступно. Кроме не менее сильно он и к самостоятельности. Из этого рождается ролевая – самостоятельная деятельность моделирующая жизнь [13, с. 87].
В возраст ребенок достаточно хорошо ори в привычной среде, обращаться со множеством до ему общественных предметов. В период его начинают вещи, выходящие за конкретной наличной ации. Расширяются общения ребенка и его интересов.
Главная состоит в том, что ребенок уже способен к относительно независимому от 16, с. 197.
После кризиса лет наступает период, с ребенком уже можно «по душам». По мнению Лисиной, после лет у ребенка впервые внеситуативные формы об первоначально от трех до лет – внеситуативно-познавательное а после пяти лет – Существенно изменяются ребенка со сверстниками и Осознав себя, стремится осознать и новить свои с другими людьми. В период его начи интересовать структура включающая бабушек, тетей, дядей и представления о времени и с ним изменениях, в том числе самого ребенка. интересуют причины природных и социальных обобщенно вопросы устройства Он активно исследует мир отношений и смыслы бытия. Освоив в детстве речь и себя как субъекта («Я ребенок стремится в мир желая занять там со взрослым позицию. Не в современном обществе возможности, он принимается моделировать деятельность и ния взрослых в доступных ему прежде всего, роль взрослого в 32, с. 58.
Ведущей деятельностью детства считается игра, в которой моделируют деятельность и шения взрослых. Не вклад в психическое дошкольника вносят и виды его деятельности в период: изобразительная, слушание сказок, формы труда и
Одно время все виды деятельности называли игрой, они не направлены на достижение го результата и в этом являются «несерьезной» ностью 16, с. 198.
Ф. Бойтендайк, психоаналитической традиции, дал, что игра у ребенка благодаря у него неосознаваемых к освобождению, снятию от среды препятствий и к общности с окружающими, а благодаря существующей у тенденции к повторению. внимание на свойства предмета, он отметил, что предмет должен частично знаком и вместе с тем обладать возможностями. Бойтендайк что и животное, и человек не столько с предметами, с образами.
Все деятельности ребенка возраста, за исключением носят моделирующий т.е. воссоздают в другом материале, чему в нем выделяются скрытые отдельные которые и становятся специального рассмотрения, 4, с. 4.
Например, изобразительная претерпевает за дошкольный весьма существенные Трехлетние малыши с водят карандашом по наблюдая, что из этого По сравнению с ранним когда карандаш по бумаге, а глаза – по это уже прогресс. Данный этап называть стадией Итальянский психолог К. выделил в развитии рисунка доизобразительный и этапы, каждый из подразделяется на стадий. Доизобразительный включает две стадии: – каракулей, вторая – последующей интерпретации; этап – три стадии: – примитивная выразительность – пять лет), – стадия схемы, – стадия формы и (семь-восемь лет). этап обычно в раннем детстве, но и иначе.
B.C. описывает ребенка, до пяти лет (пока не в детский сад) на стадии интерпретации лей, и отмечает при что данный случай не По неизвестным пока у таких детей не предварительно «в образ того, что они нарисовать 24, с. 25.
Энтузиазм, с ребенок портит каракулями, вызы достигающейся впервые между зрительным и развитием. Любые отбивающие на данной охоту к рисованию, вызвать задержку развития. Однако в возрасте ребенок еще не изображает на Лишь закончив он разглядывает «про пытаясь отгадать, что у получилось, и давая ния своим рисункам. по себе рисунки такими же каракулями, как и но произошло важное в мышлении ребенка: он связывать свои на бумаге с окру миром. Так начинается от «мышления в движе к «образному мышлению».
рисуя, младший сопровождает свои движения речью, изображаемое, не очень тясь при этом о изображения. По словам подобные рисунки «мимичны», а не «графичны». изображение прыгающей зигзагом может понято только в рисования, а через два дня уже сам называет тот же зигзаг 3, с. 189.
На второй стадии становится схематичным лет): ребенок объект с теми которые ему принадлежат.
стадия развития в дошкольном детстве – ри по наблюдению – была Н.П. Сакулиной и Флериной при систематическом детей рисованию в садах. Если К. считал, что рисование по есть результат способностей, то отечественные показали, что такого можно добиться, детей, но не технике а систематическому наблюдению
Реализм детского возрастает к концу возраста, однако такое возрастание с объектом по-разному. считают это прогрессом, а напротив, упад Например, американский Г. Гарднер называл веком детского стадию схемы, а позднюю стадию и формы — «периодом так как видел в нем прежде снижение экспрессивности и детских произведений 9, с. 86.
экспрессивности детского приближение его к объективному отображению, видимо, выражение общего от эгоцентризма к более точке зрения.
о значении детского для психического развития одни авторы полагать качество рисунка прямым уровня интеллектуального (Ф. Г’уденаф). Другие что уровень рисунка в первую очередь сферу личности.
Сам рисования у ребенка от изобразительной деятельности человека. Ребенок лет обычно мало о конечном результате. его творческого самовыражения важен не только для но и для дальнейшего его психического развития. По американских В. Ловенфильда и В. Ломберта, может найти в рисовании, и при этом снят эмоциональный тормозящий его развитие. у взрослых применяется
Отмеченное еще К. Бюлером словесного обозна изображаемого в рисунке от к началу процесса вания свидетельствует, о формировании внутреннего иде плана действия. Запорожец замечал, что план деятельности в возрасте еще не полностью ренний, он нуждается в опорах и рисунок – из таких опор.
По Л.С. Выгот детский рисунок – графическая речь. рисунки – символы так как имеют сходство с что обозначают, в отличие от который подобного не имеет 9, с. 97.
Как показали А.В. Запорожца и Венгера, именно в возрасте происходит сенсорных эталонов и Сенсорные эталоны – это звуков речи, цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков и 12, с. 56
Художественное развитие не исчерпывается его изоб деятельностью; огромное на него оказывает сказок. К. Бюлер называл дошкольный возрастом сказок. – любимый ребенком жанр. Слушание превращается у ребенка в деятельность сопереживания. В силу владения ребенком эта деятельность должна иметь внешние Как отмечает Т.А. у маленьких детей ние достигается только когда они могут на изображение, поэтому книжки ребенка быть обяза с картинками и иллюстрации точно соответство тексту.
Б. Бетельхейм, психолог и психиатр, книгу «Польза и волшебной сказки», где свой опыт сказки для психотерапии
Согласно взглядам Эльконина, слушание не менее важно для чем сюжетно-ролевая игра. ние герою сказки с ролью, которую берет на себя в В сказке же представлено субъектное действие, действие субъекта в чистом виде, лишь с представлениями о и зле, без промежуточных профессиональных или семейных) и операций с предметами 35, с. 74.
и память ребенка в дошкольного возраста в основном ситуативными и По мере овладения своим поведением они все более избирательными. старший дошкольник во игры в казаки-разбойники внимание на едва стрелки, поскольку они для игры. Он может длинный перечень при игре в магазин, как трехлетний малыш запоминает то, что видел или слышал, а не то, что «захотел» запомнить 11, с. 12.
речи и мышления ядром когнитивного дошкольника. В работе, развитию речи и ребенка, Ж. Пиаже две большие группы, на ко можно разбить все ребенка: социализированную и эгоцентрическую.
Происходящее в игре оперирование хотя и с опорой на предметы, способствует умственных действий на более высокий Предметно-действенное мышление наглядно-образным, а по мере тия игры, когда действия сокращаются и зачастую речью, действия ребенка на более высокий они становятся внутренними с на речь 3, с. 185.
Появившаяся с связной речи внеситуативного сильно расширяет ребенка. Он получает о бесконечности мира, о его во времени, об определенной явлений. Представления, при дошкольником в процессе с родителями, другими из книг и от средств информации, выходят за рамки непосредственного опыта самого Они позволяют ему структурировать собственный опыт и свою картину
Все известные психологические факт рождения сти, или «формирование Я», к возрасту после лет. Согласно 3. именно этот связан с формированием и «эдипова комплекса», составляющей личности, на затем лишь как колечки на детскую более поздние личностной истории 19, с. 75.
В психологии также что говорить о личности можно только кризиса трех когда ребенок себя как субъекта (Л.Ф. Обухова, Поливанова). Лишь этого осознания и способности целенаправленно ребенка можно личностью, способной «над ситуацией» и свои непо импульсы (В.В. А.Н. Леонтьев).
Как большинство взрослых помнит себя не ранее возраста. Это тоже служит показателем что личные воспоминания и личность появляются в дошкольном возрасте. себя, возникающее в трех лет, включает и осознание пола. Однако в дошкольном возрасте ребенка о своем становятся Это происходит во многом идентификации с соответствующими социальными в игре и идентификации со своего пола. роли усваи дошкольником как стереотипы связанного с полом (гендерные иногда даже в информированности о различиях полов. или невольно родители формируют у детей стереотипы, например говорят ребенку: «Не ты же мужчина!» или «Как что ты испачкалась, ты же девочка!». ищущий признания и со стороны взрослых, его только тогда, ведет себя в с признанными гендерными сте допускающими более и агрессивное поведение и более зависимое и девочек. Это приводит к что уже на пятом году девочки и мальчики разные предпочтения в игрушек: девочки тельно чаще кукол и посуду, а – машинки и кубики 19, с. 76.
в процессе ролевой способность вести в соответствии с воображаемой дает возможность нику и в своем поведении подчиняться нравственной норме в своим непосредственным тивным желаниям. усвоение моральных и особенно способности им, не может протекать без воречий 20, с. 33.
Трудность моральной нормы для ребенка именно в непосредственного побуждения, ющего с нравственным Умозрительный «знаемый» может быть при отсутствии конкурирующего, средственного желания или при контроле со стороны. В соблюдение ребенком контролируется другими Выполнение моральных в реальном поведении взрослыми, в отсутствие ребенку гораздо победить непосредственное желание и не данного слова 17, с. 26.
В Е.В. Субботского оставшись в одиночестве, правило, чтобы задание и получить конфету-награду. Но вернувшийся одним своим ствием напоминал о нормах и многие отказывались от незаслуженной (хотя и не сознавались в
Отсюда видно, что внутренней борьбы у дошкольника от структуры конкретной так как сила морального мотива еще не велика. существенным шагом в развитии является сама возможность внутренней борьбы. раннего возраста к ней не бен, так как целиком наличной предметной связан с ней и лишь в ней черпает цели и мотивы. же, благодаря речи, осознает собственную и действует более в среде, нежели в 31, с. 11.
У дошкольника уже возникает соподчинения (иерар мотивов, которую Леонтьев считал признаком личности. Что влияния ситуации на ние моральных норм, то и люди не в любой действуют в соответствии со убеждениями.
Многие дошкольника, выводящие его за рамки конкретной относятся к представлениям о ни и связанных с ним изменениях. К дошкольного возраста знает, что раньше
Источник
Есть совершенно простые слова и выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать
определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения им нет, и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие».
Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием, не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут придти к единому мнению. Что
такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? Что скажут знакомые? Пойдет в школу – там научат? У
ребенка Должно быть детство! И так далее… Возникает много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.
Термин «раннее развитие ребенка» появился сравнительно недавно. В России первыми экспериментаторами были семья Никитиных. В Америке Большую популярность обрела система Глена Домана. В Италии – Марии Монтессори, В Японии – Масару Ибука.
Каждый ребенок – это уникальный мир! У каждого есть прекрасные задатки и таланты, которым надо помочь проявиться и развиться В полной мере. Все дети очень разные, в каждой семье – свои традиции и своя жизнь. Родители и все близкие ребенку люди верят, что их ребенок очень способный и восприимчивый, и хотят, чтобы он получил полноценное образование и овладел всеми навыками, которые будут необходимы ему в будущем.
О чем часто беспокоятся молодые родители? В первые дни после рождения – чтобы ребенок спал спокойно, затем – чтобы рос здоровым и не отставал в развитие от своих сверстников, и, что там лукавить, очень часто хочется, Чтобы именно твой ребенок вырос самым умным и приспособленным для этой нелегкой жизни. Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в собственном темпе, шаг за шагом. Но несомненно, есть и возрастные нормы: Как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать… Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это будет еще нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития.
Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается. Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что – то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.
А вы знаете, что чем раньше начать над ребенком, тем больших проблем удастся избежать
в будущем? То, что дается легко в младшем возрасте, по мере подрастания ребенка все труднее достигается. И разница в усилиях огромная.
В познавательном развитии ребенка первые математические успехи занимают значительное место. Авторы различных программ по воспитанию и обучению детей в детском саду обязательно рассматривают в разделах «сенсорное воспитание»,
«Предметная деятельность», «Развитие речи», «Конструирование» «этапные» шаги в усвоении детьми качественных и количественных характеристик предметов и явлений окружающей среды, живой и не живой природы. Традиционно в педагогике раннего возраста предлагаются различные методические приемы, необходимые для становления дочисловых и начальных числовых представлений у детей, формирования элементарных знаний о располажении предметов в окружающем пространстве и обучения ориентировки в нем.
Предпосылки формирования
элементарных математических
представлений
Знания ребенка об окружающем мире начинают складываться уже на первом году жизни. Хотя первые ощущения связаны с развитием сенсорного восприятия и носят прежде всего качественный характер, именно они являются базовыми для формирования у ребенка в дальнейшем количественных представлений о предметах.
Маленькие дети очень отличаются друг от друга. Для того чтобы уточнить, насколько хорошо малыш «усвоил» качества окружающих его предметов и способы выполнения некоторых действий, важных для формирования дочисловых и пространственных представлений, нужно провести с ним несколько ориентировочных (пробных) занятий. Параллельно
необходимо уточнить, хорошо ли ребенок понимает некоторые словесные инструкции, важные для математического цикла, и, если требуется, обучить ребенка их пониманию.
Не менее значимо создание благоприятной позитивной атмосферы сотрудничества между взрослым и ребенком на занятии. Многие дети раннего возраста демонстрируют изначально отсутствие всякого интереса к решению познавательных задач и негативное отношение к развивающим занятиям. Иногда, приняв задание, малыш может неожиданно прервать его выполнение, не закончив работу в силу особенностей своего возраста. Поэтому на первый план выдвигаются задачи установления с ребенком личностного контакта в атмосфере делового сотрудничества. Для достижения положительного отношения ребенка к взрослому, проводящему занятия, и формирования у малыша устойчивого интереса к занятиям математического цикла, мы рекомендуем применять различные игровые приемы, сюрпризные моменты и куклы – игрушки.
Куклы (или персонажи мультфильмов, сказок)
Используются с целью привлечь внимание детей к выполнению игровых заданий, в ходе которого им,
совместно со взрослым, а затем и самостоятельно приходиться решать познавательные задачи( «Помоги кукле найти большой мячик», «Дай кукле одну ленту»).
Первые ориентировочные задания из математического цикла тесно соотносятся с заданиями на обследование зрительного и слухового внимания и проводятся после того, как вы убедились, что ребенок успешно справляется с ними. В ходе выполнения ребенком ориентировочных заданий необходимо уточнить, как малыш справляется в игровой ситуации с некоторыми типами заданий.
Подбирает и группирует предметы по определенному качественному признаку:
– с называнием взрослым этого признака словом «такой же»;
– с называнием взрослым этого признака любым прилагательным, уже усвоенным ребенком (типа «большой», «синий», «мамин»).
Различает понятия «один – много», Правильно соотносит эти слова с различными группами предметов, сопоставляя контрастные множества между собой.
Адекватно реагирует на словесные инструкции типа «Дать еще один…».
По подсказке взрослого правильно объединяет в пару два одинаковых предмета (из личной одежды), резко отличающихся от других по нескольким качественным признакам, и может повторить выполнение этого задания 2 – 3 раза.
Правильно воспринимает словесную инструкцию с предлогами «в», «на», «за», связанную с выполнением знакомых ему заданий на изменение положения предметов
пространстве.
Сначала все математические задания даются ребенку с помощью только натуральных предметов. Объемные и плоскостные изображения не используются. Все задания носят игровой характер, могут достаточно точно отразить готовность ребенка к элементарным математическим знаниям.
Организационные основы
проведения занятий
по математике
Все занятия математического цикла проводятся индивидуально, их длительность может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей психофизического развития ребенка, но не должна превышать 10 мин – для ребенка в возрасте до 2 лет, 15 мин – для ребенка в возрасте до 3 лет. Это максимально допустимая по времени продолжительность одного индивидуального занятия с ребенком раннего возраста!
Маленькие дети гораздо лучше воспринимают и запоминают новую информацию в ходе комбинированного занятия, включающего в себя и дидактическую игру, и занятия со строительным материалом, и выполнение динамических упражнений. Если ребенок охотно подключается
ко всем предложенным ему взрослым видам деятельности, то продолжительность занятия все равно не стоит чрезмерно затягивать, так как это может привести к излишней нагрузке на неокрепшую нервную систему ребенка, вызвать переутомление, а иногда и нервный срыв.
В теплое время года иные занятия математического цикла можно проводить во время прогулки, однако преимущественно они рассчитаны на работу с ребенком в помещении – за столом или в детском уголке.
От 1 года до полутора лет ребенок:
обучается отдельным действиям с предметами,
постепенно из отдельных «звеньев» складываются
«цепочки»: малыш начинает более осознанно выполнять взаимосвязанные действия – вынимать и вкладывать, открывать и закрывать, впервые пробует помещать меньший предмет по размеру в больший;
начинает с помощью взрослого собирать пирамидку из 2 – 3 колец разного размера, учиться собирать пирамидку на одном стержне из нескольких колец одинакового размера, затем из двух групп колец одинакового размера, затем из двух групп колец, отличных по размеру (четыре кольца двух контрастных размеров)4
изучает внешние свойства предметов, сделанных из различных материалов (дерево, полиэтилен, бумага, метал, ткань), имеющих разный цвет, размер, форму;
совершенствует разнообразие действия с предметами, ориентируясь на его величину(большой, маленький), цвет(красный, синий);
учится работать с плоскостными фигурами (круг, квадрат, треугольник), вкладывая их в соответствующие прорези в различных дидактических наборах (мягкие и жесткие вкладыши);
осваивает действия с различными дидактическими игрушками (например, почтовый ящик).
От полутора до 2 лет ребенок:
собирает матрешку из двух частей без учета рисунка;
учится выбирать предметы по размеру и соответственно различать их: понимает слова «большой», «маленький»;
самостоятельно собирает пирамидку из 2 – 3 колец контрастных размеров, с помощью взрослого собирает пирамидку из 4 – 5 колец разной величины (от большого к маленькому), подбирая не только по величине но и по цвету;
по примеру действий взрослого обучается приближать к себе различные предметы с помощью палочки, учиться использовать ее в труднодоступных для руки местах, например, выталкивать палочкой предметы из трубки;
с помощью взрослого составляет разрезанные картинки из двух частей;
учиться подбирать соответствующие детали – вкладыши при выборе из двух, а затем из трех деталей, подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглые, квадратные);
приносит по просьбе взрослого предметы того или иного цвета (красный, синий, желтый, зеленый), выполняет задания с ориентировкой на два свойства сразу – цвет и величину, форму и цвет, форму и величину;
с помощью взрослого знакомиться с некоторыми формами строительного материала (цилиндр – «столбик», «труба», призма – «крыша», куб – «кубик», параллелепипед – «кирпичик») и учится выполнять несложные постройки по показу взрослого, осваивает способы конструирования (прикладывание, накладывание).
Раннее обучение и воспитание – это сложный, многоаспектный процесс. В его успех вносят свою лепту социальные условия развития ребенка (семейное воспитание или посещение дошкольного образовательного учреждения, один ребенок в семье или он имеет братьев или сестер),
образовательный уровень родителей, или педагогическая компетенция и, конечно, соматическое здоровье малыша(часто болеющие простудными заболеваниями дети заметно отстают в развитии от своих сверстников). Поэтому многие занятия с математическим материалом, содержание которых должно быть усвоено в более раннем возрасте, будут повторяться неоднократно.
Опыт работы с детьми раннего возраста показывает, что намеченные на одном занятии программные задачи не могут быть усвоены ребенком с первого раза. Более того, без многократного повторения даже усвоенный ребенком материал может быть неправильно воспроизведен после некоторого перерыва в занятиях. Не надо забывать и о том, что одни дети могут сравнительно быстро усвоить математические «уроки», а другим потребуется больше времени на формирование элементарных математических представлений. Поэтому обучение на занятиях математического цикла должно вестись неспешно, с неоднократным обращением к уже проведенным ранее занятиям, повторению их с учетом новых знаний детей и, конечно, с широким варьированием используемых дидактических и иллюстративных материалов.
Занятия по формированию элементарных математических представлений должны строиться с опорой на наиболее важные программные требования к обучению и воспитанию детей раннего возраста.
При разработке содержания занятий математического цикла мы опирались на новое, усовершенствованное издание «Программы воспитания и обучение в детском саду» (2005), в котором учтены новейшие достижения современной теории и практики отечественного дошкольного образования, представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до окончания дошкольного возраста. Нам импонируют позиции и педагогические цели авторов обновленной программы, ориентированные на создание благоприятных условий для проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку ребенка к жизни в современном обществе. Развитие элементарных математических представлений включено в программное содержание занятий с детьми первой младшей группы (от 2–х до 3–х лет) и предполагает следующие направления:
различие понятий «много – мало», «много один»;
дифференциаций предметов по величине (большой – маленький, больше – меньше) и форме (кубик, шарик).
Формируя элементарные математические представления, необходимо учитывать, что один малыш может хорошо понимать значения слов «большой», маленький» уже в 2 года, другой ребенок великолепно справляется с построением несложных конструкций из строительного материала, третий – ловко и умело складывает пирамидку из 6 – 8 колец. Нуждаются ли такие дети в проведении с ними индивидуальных занятий математического цикла? Безусловно, нуждаются! Это позволит способному ребенку усвоить не разрозненные сведения, а целостные понятия. На выполнение элементарных, на первый взгляд, заданий базируются вся дальнейшая математика для дошкольников и, конечно, подготовка ребенка к обучению в школе.
Источник