Доклад на тему развитие речи ребенка раннего возраста
Светлана Сорокина
Доклад «Развитие речи детей раннего возраста»
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской
деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой
связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из
актуальных проблем.
21 век – это век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть
все для их развития компьютеры, телевизоры, телефоны, но почему-то все
больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Возможно, недостатки в развитие речи детей результат экологии,
вредных привычек родителей, педагогическая запущенность, однако опыт
работы показывает, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им
просто не хватает времени полноценно общаться с детьми. А ведь одно из
условий формирования речи ребенка – постоянное общение со взрослыми.
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ
грамотной, четкой и красивой речи. Работу по развитию речи у детей раннего
возраста мы начали с января 2016 года. Цель нашей работы заключается в
том, чтобы ребенок заговорил как можно раньше. В начале работы мы
определили ряд задач, которые должны были решить, чтобы достичь цели.
Задачи:
– формировать способность подражать звукосочетаниям и словам;
– развивать слуховое восприятие, укреплять органы артикуляционного
аппарата;
– добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала
полноценным средством общения детей друг с другом.
Изучив методическую литературу, мы сделали вывод, что развивать
речь ребенка, нужен комплексный подход. Свою работу мы выстроили в двух
направлениях. Первое направление – это развитие мелкой моторики.
Известно, что формирование «речевых» зон коры головного мозга напрямую
зависит от развития двигательных импульсов пальцев рук, иными словами,
развитие подвижности рук стимулирует речевое и умственное развитие
малыша.
С целью развития мелкой моторики рук, как одного из важнейших
факторов речевого развития, в нашей группе созданы следующие условия.
Мы играем с прищепками. Такие игры относятся к модульной
гимнастике, которая подразумевает занятия с предметами. С помощью этой
гимнастики укрепляется кисть и два пальца руки, которые в последующем
будут активно задействованы в письме.
Следующее пособие – бизиборд.
Это развивающая доска, которая содержит различные кнопочки, щеколды, замочки, крючки и прочие предметы. С помощью этих предметов малыш познает суть вещей. Чем
больше различных элементов на доске, тем более интересна она малышу.
Кроме развития мелкой моторики он хорош для улучшения координации.
Для детей раннего возраста тяжело с первого раза попасть ключиком в замок,
повернуть ручку. С помощью бизиборда он учится управлять своими руками.
В своей работе, наверное, как и каждый из вас, используем
пальчиковые игры. Пальчиковые игры способствуют радостному настроению
ребенка, что в свою очередь ведет к его всестороннему развитию.
Малыши прислушиваются и стараются понять, что говорит взрослый.
Легкая форма стихотворений, сопровождающих пальчиковые игры,
облегчает их восприятие и запоминание. При массаже ладошек и выполнении
различных движений руками активизируются речевые центры мозга – это
доказанный факт, а также это помогает освоить хватательные движения для
манипуляции с предметами. И вообще – это замечательный способ
сблизиться с малышом.
По второму направлению с целью развития артикуляционного аппарата
ежедневно согласно плану проводится артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика необходима для правильного
звукопроизношения. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки,
его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать
необходимое положение. Благодаря своевременным занятиям
артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха
некоторые дети могут сами научиться говорить чисто и правильно.
Необходимым условием является проведение артикуляционной
гимнастики ежедневно, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Делать
ее нужно 2-3 раза в день от 3-5 минут в начале до 5-7 минут в дальнейшем.
Не следует предлагать больше 2-3 упражнений за одно занятие. Из
выполняемых 2-3 упражнений новым может только одно, 2-е и 3-е даются
для повторения и закрепления. Упражнения выполняются в медленном
темпе. Нежелательно выполнение артикуляционной гимнастики сразу после
еды.
Для эффективности организации данной работы в группе созданы
пособия для формирования правильного дыхания (варежки, чашечки, тучка,
ворота, бабочки и другие).
Для более интересного проведения артикуляционной гимнастики
создано пособие с комплексом упражнений.
На первом этапе проведения артикуляционных упражнений было
сложно по ряду причин:
– адаптация детей;- нежелание идти на контакт с воспитателем;
– трудности выполнения артикуляционных упражнений.
Однако, ежедневная работа в данном направлении и доброжелательное
отношение к детям дало свои результаты:
– дети стали эмоционально более устойчивыми;
– при выполнении упражнений возникла заинтересованность;
– появилось взаимопонимание между детьми и педагогом.
Развитием речи детей нужно заниматься с раннего возраста, так как
общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому ее
недостатки могут привести к плохой успеваемости в школе.
Источник
Речевое развитие
детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО
Речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.
Р.С. Немов
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.
Из целевых ориентиров по ФГОС ДО:
«Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, у ребёнка складываются предпосылки грамотности»
Основной целью речевого развития является: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи речевого развития в соответствии ФГОС ДО:
- Овладение речью как средством общения.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Принципы речевого развития детей
- Принцип взаимодействия сенсорного, умственного и речевого развития
- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи
- Принцип развития языкового чутья
- Принцип формирования элементарного осознания явлений языка
- Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи
- Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
- Принцип обеспечения активной языковой практики
Основными направлениями работы с детьми по развитию речи являются:
1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи – развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3.Формирование грамматического строя речи (морфология, синтаксис, словообразование).
4. Развитие связной речи (диалогической, монологической).
5. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
6. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (звук, слово)
Методы развития речи
Мы все их знаем – это наглядные, словесные, практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.
Средствами достижения цели речевого развития детей являются:
- Общение детей и взрослых
- Культурная языковая среда, речь воспитателя
- Обучение родной речи в процессе НОД
- Художественная литература
- Изобразительное искусство
- Музыка, театр
- НОД по другим разделам программ
- Игра
Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС.
- Внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку.
В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом.
- Организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.
- Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.
При его организации необходимо следовать требованиям дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию.
Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.
Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.
Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.
Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.
- Создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного, речевого и двигательного развития с разными материалами.
- Налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.
Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша в яслях, была спокойна, доверяя его сотрудникам дошкольного учреждения. Каждый день мы рассказываем родителям о том, как малыш провел время: как ел, как спал, во что и с кем играл, о чем мы с ним разговаривали
Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами, но существуют нормативы развития речи:
к году словарный запас примерно должен составлять 9-15 слов; к 2 годам- 200-300 слов, а к 3 годам до 2000 слов
Тревожные признаки речевого развития детей раннего возраста, это когда ребёнок:
- Не называет полностью имя и фамилию.
- Не понимает значения вопросов «Что?», «Где?»
- Много использует слов, значения которых понятно только ребенку («тарабарщина»).
- Отвечает на вопрос повтором этого же вопроса.
- Не использует больше одного слова за один раз.
- Указывает на предмет, раньше, чем называют его.
- Не может назвать каждый предмет на картинке.
Существуют специальные приёмы развития и стимуляции речевой активности, такие как:
- Разговор взрослого с самим собой в присутствии детей (сейчас мы пойдем одеваться на прогулку, мыть руки, открою кран и т.д.);
- Провокация – искусственное непонимание действий ребенка;
- Распространение – дополнение сказанного ребенком;
- Использование игровых упражнений совместно с ребенком;
- Выбор – предоставляйте ребенку возможность выбора;
- Игры с природным материалом;
- Продуктивные виды деятельности;
- Замещение;
А также, упражнения по развитию речи у детей раннего возраста:
- Упражнения по развитию мелкой моторики – одни из самых действенных стимуляторов речи.
Этих упражнений существует великое множество: разнообразные игры в мозаику, конструктор, пазл; лепка пластилином (к играм для детей до года подойдет обычное тесто), перекладывание мелких предметов из одной емкости в другую, игры в шнуровки, пальчиковые игры (сорока-белобока, пальчики-мальчики и др.)
- Физические упражнения. Упражнения с артикуляционным аппаратом: «поцелуйчики», «губки-зубки», «потерялся язычок» и др.
- Голосовые упражнения.
- Упражнения на произношения согласных звуков (чистоговорки).
Ранний возраст – особый период развития ребенка. Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте, в 1 младшей группе это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах.
Таким образом, мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5 города Вольска, Саратовской области»
Ул. Революционная, 29.тел: 7-10-39
Доклад на тему: « Речевое развитие
детей раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовила: Калитина Е. Н.
Дата проведения: 30.11.15г.
Г. Вольск
Источник
Введение.
Ранний возраст является наиболее
важным в развитии всех психических процессов,
а особенно речи. Развитие речи возможно
только в тесной связи с взрослым. Развитие речи в раннем детстве
тесно связано с формированием различных
сторон психической деятельности: зрительного
и слухового восприятия, предметной деятельности,
мышления, общения и др. Поэтому основное
условие развития речи – всестороннее
воспитание ребенка. Вместе с тем овладение
речью существенно перестраивает всю
его психическую деятельность. Благодаря
слову восприятие, память, деятельность
ребенка начинают регулироваться, формируется
речевое общение. Речь – важнейшее средство
передачи ребенку социального опыта, руководства
его поведением.
В течение второго года, если
с ребенком разговаривают, с каждым днем
расширяется его активная речь, он все
больше и больше произносит слов. Исследования
показывают, что при благоприятных условиях
развития и воспитания к двум годам в речи
ребенка может быть до 250 – 300 слов.
Бывают случаи, когда дети начинают
говорить (произносить первые слова) не
в 14 месяцев, а значительно позднее – к
двум и даже к трем годам. Такое отставание
может быть вызвано разными причинами.
Возможно, уделяется мало внимания в плане
общения с ребенком или взрослые пытаются
предвосхитить любой запрос малыша и ему
не нужно стремиться выражать их словами.
Среди причин могут быть и медицинские
показания, желательно обратиться к специалистам
(психологу, врачу – логопеду).
Овладение речью дается маленькому
ребенку нелегко: он еще и недостаточно
ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно
хорошо владеет своим речевым аппаратом.
Нельзя мешать правильному развитию речи
ребенка, подражая ему в неправильном
произношении слов. Чтобы речь ребенка
развивалась нормально, взрослым необходимо
произносить слова нормально, правильно.
Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро
овладеет хорошим, правильным произношением.
За год, от двух до трех лет,
значительно и быстрыми темпами развивается
словарь детей, и при хороших условиях
число слов, которыми владеет ребенок
этого возраста, достигает тысячи. Такой
большой запас слов позволяет ребенку
активно пользоваться речью.
К трем годам дети учатся говорить
фразами, предложениями. Они уже могут
выражать словами свои желания, передавать
свои мысли и чувства.
При систематической работе
и при благоприятных условиях к трем годам
речь детей развивается настолько, что
они в состоянии выразить словами свое
желание, мысль, повторить то, что запомнили.
Они могут декламировать небольшие стихи,
петь песни.
В связи с тем, что в настоящее
время значительно возросло число детей
с речевыми нарушениями, а, как известно
правильная речь является одной из важнейших
предпосылок дальнейшего полноценного
развития ребенка, процесса социальной
адаптации, выявление и устранение нарушений
речи необходимо проводить в более ранние
сроки. Поэтому изучение развития речи
детей раннего возраста, а также выявление
отклонений в развитии речи в раннем возрасте
является наиболее актуальной темой
в настоящее время. Пластичность нервной
системы у ребенка не беспредельна и с
возрастом значительно понижается, поэтому
работа по диагностике, профилактике,
коррекции и формированию речи должна
начинаться в самом раннем возрасте (В.К. Орфинская, К.А.
Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова).
Эмоциональность ребенка, его потребности,
интересы, темперамент, характер – весь
психический склад личности выявляются
в речи. Общение со взрослым имеет определяющее
значение для развития речи. В то же время
развитие речи раскрывает для ребенка
возможности развития общения.
Гипотеза исследования:
можно предположить, что уровень развития
речи в группе детей раннего детского
возраста развит недостаточно.
Объект: дети раннего возраста.
Предмет: речевое развитие детей в раннем
возрасте.
Цель: изучить психические особенности
речевого развития детей в раннем возрасте.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить научно-методическую
литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть психические
особенности речевого развития детей
раннего возраста.
3. Проанализировать полученные
результаты и сделать выводы
Структура исследования: курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка
литературы.
Глава 1.
Теоретические аспекты развития речи
у детей в раннем возрасте.
1.1 Психолого-педагогические
аспекты речевого развития детей
раннего возраста.
В настоящее время проблемы
диагностики и коррекции речевых нарушений
чрезвычайно актуальны. Развитие личности
ребенка определяется тремя факторами:
1) предпосылками: генотипом,
с врожденными особенностями;
2) условиями, в которые
входят социальное окружение, семья,
образовательно-воспитательное учреждение,
другие социальные структуры
и ситуации, определяющие развитие
личности посредством заинтересованных
близких и профессионалов;
3) внутренней позицией
самого человека, формирующийся
в процессе его индивидуального
развития в зависимости от
ценностных ориентаций семьи.
Социально-нравственный эффект
помощи детям огромен, он демонстрирует
принципиально новые возможности педагогики
и отражает степень зрелости социальной
политики общества. Возраст с рождения
до 3 лет является наиболее важным периодом
в жизни ребенка. Пластичность мозга ребенка
раннего возраста, сенситивный период
формирования многих функций на этом возрастном
этапе определяют большие потенциальные
возможности коррекционно-педагогического
процесса. Наличие ранней и адекватной
помощи ребенку позволяет более эффективно
компенсировать нарушения в психофизическом
развитии малыша и тем самым смягчить,
а возможно, и предупредить отклонения.
При ранней диагностике и своевременно
начатом коррекционном воздействии в
целом и в речи, в частности на первом-втором
году жизни, часть детей, несмотря на сложность
дефекта, к трем-пяти годам приближаются
по уровню общего и речевого развития
к возрастным стандартам. Это позволяет
рекомендовать для них интегрированное
обучение в массовом детском саду, а в
дальнейшем и в школе, при условии сохранения
систематической коррекционной помощи
со стороны педагога-логопеда, психолога
и т.д.
Выдающиеся советские психологи
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн
показали, что психика ребенка развивается
в основном путем “социального наследования”,
“присвоения” общественного опыта.
Если у животных, вплоть до антропоидов,
решающее значение в развитии имеют две
формы опыта: родовой (он заложен в нервной
организации и передается по наследству)
и индивидуальный (он приобретается в
ходе жизни и приспособления к окружающие
среде), что у человека доминирующую роль
играет третья форма опыта, полностью
отсутствующая в животном царстве: общественно-исторический
опыт предшествующих поколений людей,
воплощенный в продуктах материальной
и духовной культуры. На протяжении детства
ребенок усваивает наследство отцов. В
процессе такого усвоения – обучения в
широком смысле слова – и совершается подлинное
развитие его психики. Ребенок усваивает
не только отдельные знания и умения –
у него происходят коренные изменения
различных психических процессов. Обучение
ведет за собой развитие: – говорил Л.С.
Выготский.
Непременным условием для всестороннего
развития ребенка является общение его
с взрослым. Взрослые – хранители опыта,
накопленного человечеством, знаний, умений,
культуры. Передать этот опыт можно не
иначе как с помощью языка. Язык – “важнейшее
средство человеческого общения”.
Дети раннего возраста, усваивая
родной язык, овладевают важнейшей формой
речевого общения – устной речью. Речевое
общение в его полном виде – понимание
речи и активная речь – развивается постепенно.
Речь представляет собой очень
сложную психическую деятельность, подразделяющуюся
на различные виды и формы. Речь – специфически
человеческая функция, которую можно определить
как процесс общения посредством языка.
Формируясь у ребенка по мере
овладения языком, речь проходит несколько
этапов развития, превращаясь в развернутую
систему средств общения и опосредования
различных психических процессов.
Советский врач и педагог Е.А.
Аркин указывал; “Жестами, мимикой, хлопаньем
в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает
часто того, что ему в этом периоде жизни
наиболее нужно, то есть любви, помощи
и подчинения себе взрослых”.
Эмоциональное общение является
стержнем, основным содержанием взаимоотношения
взрослого и ребенка в подготовительный
период развития речи – на первом году
жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку
взрослого, произносит звуки в ответ на
ласковый разговор с ним. Улыбка рождает
покой и устанавливает взаимопонимание.
Она – приглашение к общению, выражение
положительных эмоций. С улыбкой пробуждается
психика ребенка, улыбка предваряет его
речь, улыбкой он как бы сообщает о его
готовности к общению. Это именно эмоциональное
общение, а не речевое, но в нем закладываются
основы будущей речи, будущего общения
с помощью осмысления произносимых и понимаемых
слов.
Различают несколько этапов
развития потребности в общении ребенка
с взрослым:
1. Потребность во внимании
и доброжелательности взрослого.
Это достаточное условие благополучия,
ребенка в первом полугодии
жизни.
2. Нужда в сотрудничестве
или в соучастии взрослого. Такое
содержание потребности в общении
появляется у ребенка после
овладения им произвольным хватанием.
3. Нужда в уважительном
отношении взрослого. Она возникает
на фоне познавательной деятельности
детей.
4. Потребность во взаимопонимании
и сопереживании взрослого.
Ребенок стремится добиться
общности взглядов с взрослым.Н.М. Щелованов
и Н.М. Аксарина, Н.Л. Фигурин и М.П. Денисов,
М.Ю. Кистяковская и другие авторы обязательно
включают предречевые вокализации в состав
“комплекса оживления”, который является
видом социального поведения ребенка.
По их мнению, именно реакция оживления
является началом развития речи ребенка.
В настоящее время современные
психолингвистические, психологические
и педагогические исследования основываются
на двух принципах: принципа развития
и принципа деятельности.
В логопедии психолого-педагогический
подход сформулирован Р.Е. Левиной.
Одним из психологических принципов,
лежащих в основе овладения речью детьми,
является принцип развития, согласно которое
все психические процессы, в том числе
и речь, имеют определенные качественные
стадии в своем развитии. Развитие психических
процессов протекает в тесном взаимодействии
друг с другом.
Как отмечал известный советский
психолог Л.С. Выготский, слишком позднее
начало обучения не играет той роли в развитии,
какую оно играет тогда, когда происходит
в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный
для развития речи период ребенок овладевает
основными средствами языка, на котором
осуществляется общение .
“Обучение только тогда
хорошо, – писал Л.С. Выготский, – когда
оно идет впереди развития. Тогда
оно пробуждается и вызывает
к жизни целый ряд функций,
находящихся в стадии созревания,
лежащих в зоне ближайшего
развития”.
А.А. Леонтьев в рамках деятельностного
подхода рассматривал речь как деятельность.
Определяя речь как деятельность, необходимо
выделять ее компоненты: цели, мотивы,
речевые действия и средства. Одной из
особенностей речевой деятельности, свойственной
детям дошкольного возраста, является
слияние целей и мотивов речевого общения,
а также перемещение речевого мотива в
какую-либо деятельность, например в игровую.
Использование разнообразных видов деятельности
формирует у ребенка потребность в овладении
речью. Наличие мотива – важное условие,
как для восприятия речи, так и для активного
пользования, ею в общении. В результате
этого речь быстро становится объектом
наблюдений ребенка. Для того чтобы наиболее
полно представить себе развитие речи
детей раннего возраста необходимо обратиться
к речевому онтогенезу.
1.2 Этапы развития
речи.
Процесс становления у детей
первой функции речи, т.е. овладения речью
как средством общения, в течение первых
лет жизни проходит несколько этапов.
На первом этапе ребенок еще
не понимает речи окружающих взрослых
и не умеет говорить сам, но здесь постепенно
складываются условия, обеспечивающие
овладению речью в последующем. Это довербальный
этап. На втором этапе осуществляется
переход от полного отсутствия речи к
ее появлению. Ребенок начинает понимать
простейшие высказывания взрослых и произносит
свои первые активные слова. Это этап возникновения
речи. Третий этап охватывает все последующие
время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает
речью и все более совершенно и разнообразно
использует ее для общения с окружающими
взрослыми. Это этап развития речевого
общения.
Решающую роль в становлении
речи и использовании ее ребенком играют
факторы коммуникативного характера.
Необходимо подчеркнуть, что первая – межиндивидуальная
– функция речи не только генетически исходная,
но и основополагающая в становлении речи.
Ребенок начинает говорить только в ситуации
общения и только по требованию взрослого
партнера.
Анализ поведения детей раннего
возраста проведенный Лубовским В.И. показывает
ничто в их жизни и поведении не делает
для них необходимым употребление речи.
Лишь присутствие взрослого, который постоянно
обращается к детям со словесными высказываниями
и требует адекватной на них реакции, в
том числе речевой, заставляет ребенка
овладевать речью (25).
Мищерекова С.Ю., Авдеева Н.Н.
выделяют следующие этапы развития речи
детей в процессе общения (1).
Довербальный этап
развития речи
Подготовительный этап охватывает
1-й год жизни детей.
Срок небольшой по сравнению
с продолжительностью человеческой жизни.
Однако он имеет чрезвычайное значение
в генезисе вербальной функции ребенка.
На протяжении первого года
ребенок, меняет по крайней мере две формы
общения с окружающими взрослыми. К двум
месяцам у него складывается ситуативно-личностное
общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется
следующими чертами:
общение находится на положении
ведущей деятельности детей, опосредуя
все их остальные отношения с миром.
содержание потребности детей
в общении сводится к нужде в доброжелательном
внимании взрослых, ведущим среди мотивов
общения является личностный мотив.
основным средством общения
с окружающими людьми, служит для младенцев
категория выразительных движений и поз.
В конце первого полугодия ребенок,
овладевший хватанием, переходит на уровень
второй, более сложной формы общения со
взрослыми. Это ситуативно-деловое общение.
Оно отличается такими особенностями:
Источник