Доклад на тему развитие ребенка дошкольного возраста скачать
«Развитие детей дошкольного возраста»
Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми. /О. Уайльд/
Этап жизни от 3 до 7 лет — один из самых важных в развитии детей дошкольного возраста. Именно в это время закладывается фундамент личности человека: развивается его психика, память, мышление и даже самооценка. Поэтому родителям важно понимать, какие процессы происходят в этот период в организме ребенка и помочь ему раскрыться по максимуму.
Особенности развития с 3 до 7 лет
В эти несколько лет ребенок начинает открывает для себя мир за пределами семьи и становится более самостоятельным. Те самые “Почему?” и “Я сам” — как раз-таки проявления этого любопытства и инициативы. Стоит запастись терпением: таким образом ребенок исследует окружающий его мир и определяет собственные границы.
Основное занятие для ребенка в дошкольном возрасте — это игра. Именно в игре он примеряет разные социальные роли — например, когда играет в дочки-матери, в магазин или в школу. Кроме того, игра способствует развитию воображения и мышления, помогает развить самые первые навыки общения со сверстниками и формирует основы нравственности.
Память и мышление
У детей 3-4 лет память пока непроизвольная. Они лучше запоминают то, что вызвало у них какие-то эмоции, то есть, ребенок скорее запомнит яркую картинку или привлекательный видеоролик, чем монотонные наставления.
Но уже к семи годам у детей формируется механическая память. Это помогает им запоминать что-то без осмысления — например, учить новые слова. И если в 3-4 года словарный запас ребенка составляет обычно около 1 000 слов, то к 6-7 годам это уже 2 500 — 3 000 слов.
Развитие речи и памяти связано и с развитием мышления. Если в три-четыре года малыш сперва делает что-то, потом думает, то к 5 годам уже наоборот. А в шесть-семь лет ребенок уже различает причину и следствие и способен переносить такие логические цепочки и на другие похожие ситуации.
Психика и эмоции
В период от 3 до 7 лет у детей закладывается самосознание. Они учатся оценивать себя с разных позиций — насколько они добры, внимательны, старательны и послушны. И здесь огромную роль играет семья и окружение. Именно от поведения взрослых зависит, каким вырастет ребенок, поэтому важно научиться поощрять и принимать его.
Кроме того, растет и палитра эмоций. Помимо страха и радости ребенок может сердиться, грустить, ревновать. Эти ощущения для него непривычны, так что родителям стоит помочь ребенку — проговорить, что он чувствует и научить ребенка осознавать свои эмоции. Важно заполнить жизнь малыша яркими эмоциональными впечатлениями — дать ему больше общаться со сверстниками, чаще ходить в цирк и в театр на детские постановки, в музеи и экспериментариумы.
Рост и развитие
Физическое развитие тоже не стоит на месте: с 3 до 7 лет идет активный рост всех систем организма. Растут мышцы и скелет, органы дыхания и кровообращения, идет развитие мозга. Для такой глобальной стройки организму нужны строительные материалы — белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Поэтому важно позаботиться о правильном сбалансированном питании, чтобы ребенок получал все нужные ему элементы.
Кроме того, нужны и физические активности — активные игры на свежем воздухе и прогулки. Но чрезмерные нагрузки и профессиональный спорт могут негативно сказаться на физическом состоянии ребенка — его мышцы и скелет могут оказаться просто не готовыми к такому.
Поэтому родителям детей, которые уже в этом возрасте серьезно занимаются гимнастикой, фигурным катанием, танцами и другими видами спорта, важно особенно внимательно следить за здоровьем своих чад и не забывать о регулярных визитах к доктору. Сложится ли у ребенка спортивная карьера — это еще вопрос, а вот проблемы со здоровьем у него могут остаться на всю жизнь.
Источник
Дошкольное – большой отрезок ребенка. Условия в это время расширяются: семьи раздвигаются до улицы, города. открывает для себя мир отношений, разных деятельности. Он испытывает желание включиться в эту жизнь, что, ему еще недоступно. Кроме не менее сильно он и к самостоятельности. Из этого рождается ролевая – самостоятельная деятельность моделирующая жизнь [13, с. 87].
В возраст ребенок достаточно хорошо ори в привычной среде, обращаться со множеством до ему общественных предметов. В период его начинают вещи, выходящие за конкретной наличной ации. Расширяются общения ребенка и его интересов.
Главная состоит в том, что ребенок уже способен к относительно независимому от 16, с. 197.
После кризиса лет наступает период, с ребенком уже можно «по душам». По мнению Лисиной, после лет у ребенка впервые внеситуативные формы об первоначально от трех до лет – внеситуативно-познавательное а после пяти лет – Существенно изменяются ребенка со сверстниками и Осознав себя, стремится осознать и новить свои с другими людьми. В период его начи интересовать структура включающая бабушек, тетей, дядей и представления о времени и с ним изменениях, в том числе самого ребенка. интересуют причины природных и социальных обобщенно вопросы устройства Он активно исследует мир отношений и смыслы бытия. Освоив в детстве речь и себя как субъекта («Я ребенок стремится в мир желая занять там со взрослым позицию. Не в современном обществе возможности, он принимается моделировать деятельность и ния взрослых в доступных ему прежде всего, роль взрослого в 32, с. 58.
Ведущей деятельностью детства считается игра, в которой моделируют деятельность и шения взрослых. Не вклад в психическое дошкольника вносят и виды его деятельности в период: изобразительная, слушание сказок, формы труда и
Одно время все виды деятельности называли игрой, они не направлены на достижение го результата и в этом являются «несерьезной» ностью 16, с. 198.
Ф. Бойтендайк, психоаналитической традиции, дал, что игра у ребенка благодаря у него неосознаваемых к освобождению, снятию от среды препятствий и к общности с окружающими, а благодаря существующей у тенденции к повторению. внимание на свойства предмета, он отметил, что предмет должен частично знаком и вместе с тем обладать возможностями. Бойтендайк что и животное, и человек не столько с предметами, с образами.
Все деятельности ребенка возраста, за исключением носят моделирующий т.е. воссоздают в другом материале, чему в нем выделяются скрытые отдельные которые и становятся специального рассмотрения, 4, с. 4.
Например, изобразительная претерпевает за дошкольный весьма существенные Трехлетние малыши с водят карандашом по наблюдая, что из этого По сравнению с ранним когда карандаш по бумаге, а глаза – по это уже прогресс. Данный этап называть стадией Итальянский психолог К. выделил в развитии рисунка доизобразительный и этапы, каждый из подразделяется на стадий. Доизобразительный включает две стадии: – каракулей, вторая – последующей интерпретации; этап – три стадии: – примитивная выразительность – пять лет), – стадия схемы, – стадия формы и (семь-восемь лет). этап обычно в раннем детстве, но и иначе.
B.C. описывает ребенка, до пяти лет (пока не в детский сад) на стадии интерпретации лей, и отмечает при что данный случай не По неизвестным пока у таких детей не предварительно «в образ того, что они нарисовать 24, с. 25.
Энтузиазм, с ребенок портит каракулями, вызы достигающейся впервые между зрительным и развитием. Любые отбивающие на данной охоту к рисованию, вызвать задержку развития. Однако в возрасте ребенок еще не изображает на Лишь закончив он разглядывает «про пытаясь отгадать, что у получилось, и давая ния своим рисункам. по себе рисунки такими же каракулями, как и но произошло важное в мышлении ребенка: он связывать свои на бумаге с окру миром. Так начинается от «мышления в движе к «образному мышлению».
рисуя, младший сопровождает свои движения речью, изображаемое, не очень тясь при этом о изображения. По словам подобные рисунки «мимичны», а не «графичны». изображение прыгающей зигзагом может понято только в рисования, а через два дня уже сам называет тот же зигзаг 3, с. 189.
На второй стадии становится схематичным лет): ребенок объект с теми которые ему принадлежат.
стадия развития в дошкольном детстве – ри по наблюдению – была Н.П. Сакулиной и Флериной при систематическом детей рисованию в садах. Если К. считал, что рисование по есть результат способностей, то отечественные показали, что такого можно добиться, детей, но не технике а систематическому наблюдению
Реализм детского возрастает к концу возраста, однако такое возрастание с объектом по-разному. считают это прогрессом, а напротив, упад Например, американский Г. Гарднер называл веком детского стадию схемы, а позднюю стадию и формы — «периодом так как видел в нем прежде снижение экспрессивности и детских произведений 9, с. 86.
экспрессивности детского приближение его к объективному отображению, видимо, выражение общего от эгоцентризма к более точке зрения.
о значении детского для психического развития одни авторы полагать качество рисунка прямым уровня интеллектуального (Ф. Г’уденаф). Другие что уровень рисунка в первую очередь сферу личности.
Сам рисования у ребенка от изобразительной деятельности человека. Ребенок лет обычно мало о конечном результате. его творческого самовыражения важен не только для но и для дальнейшего его психического развития. По американских В. Ловенфильда и В. Ломберта, может найти в рисовании, и при этом снят эмоциональный тормозящий его развитие. у взрослых применяется
Отмеченное еще К. Бюлером словесного обозна изображаемого в рисунке от к началу процесса вания свидетельствует, о формировании внутреннего иде плана действия. Запорожец замечал, что план деятельности в возрасте еще не полностью ренний, он нуждается в опорах и рисунок – из таких опор.
По Л.С. Выгот детский рисунок – графическая речь. рисунки – символы так как имеют сходство с что обозначают, в отличие от который подобного не имеет 9, с. 97.
Как показали А.В. Запорожца и Венгера, именно в возрасте происходит сенсорных эталонов и Сенсорные эталоны – это звуков речи, цветов спектра, геометрических форм, музыкальных звуков и 12, с. 56
Художественное развитие не исчерпывается его изоб деятельностью; огромное на него оказывает сказок. К. Бюлер называл дошкольный возрастом сказок. – любимый ребенком жанр. Слушание превращается у ребенка в деятельность сопереживания. В силу владения ребенком эта деятельность должна иметь внешние Как отмечает Т.А. у маленьких детей ние достигается только когда они могут на изображение, поэтому книжки ребенка быть обяза с картинками и иллюстрации точно соответство тексту.
Б. Бетельхейм, психолог и психиатр, книгу «Польза и волшебной сказки», где свой опыт сказки для психотерапии
Согласно взглядам Эльконина, слушание не менее важно для чем сюжетно-ролевая игра. ние герою сказки с ролью, которую берет на себя в В сказке же представлено субъектное действие, действие субъекта в чистом виде, лишь с представлениями о и зле, без промежуточных профессиональных или семейных) и операций с предметами 35, с. 74.
и память ребенка в дошкольного возраста в основном ситуативными и По мере овладения своим поведением они все более избирательными. старший дошкольник во игры в казаки-разбойники внимание на едва стрелки, поскольку они для игры. Он может длинный перечень при игре в магазин, как трехлетний малыш запоминает то, что видел или слышал, а не то, что «захотел» запомнить 11, с. 12.
речи и мышления ядром когнитивного дошкольника. В работе, развитию речи и ребенка, Ж. Пиаже две большие группы, на ко можно разбить все ребенка: социализированную и эгоцентрическую.
Происходящее в игре оперирование хотя и с опорой на предметы, способствует умственных действий на более высокий Предметно-действенное мышление наглядно-образным, а по мере тия игры, когда действия сокращаются и зачастую речью, действия ребенка на более высокий они становятся внутренними с на речь 3, с. 185.
Появившаяся с связной речи внеситуативного сильно расширяет ребенка. Он получает о бесконечности мира, о его во времени, об определенной явлений. Представления, при дошкольником в процессе с родителями, другими из книг и от средств информации, выходят за рамки непосредственного опыта самого Они позволяют ему структурировать собственный опыт и свою картину
Все известные психологические факт рождения сти, или «формирование Я», к возрасту после лет. Согласно 3. именно этот связан с формированием и «эдипова комплекса», составляющей личности, на затем лишь как колечки на детскую более поздние личностной истории 19, с. 75.
В психологии также что говорить о личности можно только кризиса трех когда ребенок себя как субъекта (Л.Ф. Обухова, Поливанова). Лишь этого осознания и способности целенаправленно ребенка можно личностью, способной «над ситуацией» и свои непо импульсы (В.В. А.Н. Леонтьев).
Как большинство взрослых помнит себя не ранее возраста. Это тоже служит показателем что личные воспоминания и личность появляются в дошкольном возрасте. себя, возникающее в трех лет, включает и осознание пола. Однако в дошкольном возрасте ребенка о своем становятся Это происходит во многом идентификации с соответствующими социальными в игре и идентификации со своего пола. роли усваи дошкольником как стереотипы связанного с полом (гендерные иногда даже в информированности о различиях полов. или невольно родители формируют у детей стереотипы, например говорят ребенку: «Не ты же мужчина!» или «Как что ты испачкалась, ты же девочка!». ищущий признания и со стороны взрослых, его только тогда, ведет себя в с признанными гендерными сте допускающими более и агрессивное поведение и более зависимое и девочек. Это приводит к что уже на пятом году девочки и мальчики разные предпочтения в игрушек: девочки тельно чаще кукол и посуду, а – машинки и кубики 19, с. 76.
в процессе ролевой способность вести в соответствии с воображаемой дает возможность нику и в своем поведении подчиняться нравственной норме в своим непосредственным тивным желаниям. усвоение моральных и особенно способности им, не может протекать без воречий 20, с. 33.
Трудность моральной нормы для ребенка именно в непосредственного побуждения, ющего с нравственным Умозрительный «знаемый» может быть при отсутствии конкурирующего, средственного желания или при контроле со стороны. В соблюдение ребенком контролируется другими Выполнение моральных в реальном поведении взрослыми, в отсутствие ребенку гораздо победить непосредственное желание и не данного слова 17, с. 26.
В Е.В. Субботского оставшись в одиночестве, правило, чтобы задание и получить конфету-награду. Но вернувшийся одним своим ствием напоминал о нормах и многие отказывались от незаслуженной (хотя и не сознавались в
Отсюда видно, что внутренней борьбы у дошкольника от структуры конкретной так как сила морального мотива еще не велика. существенным шагом в развитии является сама возможность внутренней борьбы. раннего возраста к ней не бен, так как целиком наличной предметной связан с ней и лишь в ней черпает цели и мотивы. же, благодаря речи, осознает собственную и действует более в среде, нежели в 31, с. 11.
У дошкольника уже возникает соподчинения (иерар мотивов, которую Леонтьев считал признаком личности. Что влияния ситуации на ние моральных норм, то и люди не в любой действуют в соответствии со убеждениями.
Многие дошкольника, выводящие его за рамки конкретной относятся к представлениям о ни и связанных с ним изменениях. К дошкольного возраста знает, что раньше
Источник
на тему:
Выполнила: воспитатель II «б» мл. гр.
Карамалак Юлия Владимировна.
Грязи – 2014г.
Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то быстрее, то медленнее, причём включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждому новому этапу может предшествовать небольшой спад. Поскольку нервная система малышей пока незрелая, то приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми. Каждый новый освоенный этап – своего рода перелом.
Возрастной кризис отличается от простого непослушания. Ребёнок переживает сложный этап в своём развитии. Если вы попытаетесь сдержать активность и самостоятельность малыша, проблемы и конфликты будут только нарастать.
Проявления кризиса иногда отсутствуют, но радоваться не стоит. Это может означать, что на предыдущих этапах ребёнок не освоил какие-то важные формы деятельности, у него не развиты в полной мере какие-то психологические качества. Без кризисов не было бы и развития. Путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризис. Однако сроки, длительность, глубина кризиса у всех разные.
Психологи выделяют четыре критических точки в детском развитии: 1 год, 3 года, 6-7 лет и 13-16 лет.
Содержание кризиса первого года жизни связано с тремя моментами: началом ходьбы; становлением речи (этот процесс происходит постепенно и длится от 3-х мес.); осознанием себя как отдельного от матери существа. С первыми актами протеста и оппозиции ребёнок начинает противопоставлять себя другим, поскольку именно в этом возрасте у него происходит выделение собственного «Я» в окружающем мире.
Кризис третьего года или кризис «Я сам» начинается от 1,5 лет и заканчивается примерно в 3,5 года. Пик приходится на 2,5 – 3 года. Этот кризис характерен тем, что:
– ребёнок упрямится. Но упрямство – это крайняя степень проявления воли и настойчивости – качеств, очень нужных каждому человеку. Чаще всего малыш настаивает и требует не потому, что очень хочется, а потому, что ОН этого ПОТРЕБОВАЛ.
-ребёнок капризничает. Капризность – демонстрация своей значимости для других, желание привлечь к себе интерес и внимание, это потребность проявить собственное «Я».
-ребёнок все делает наоборот. Это негативизм, который даёт возможность ребёнку поступать по-другому, принимать свои решения, проявлять чувство «самости», иметь свои желания и чувство собственного достоинства.
-ребёнок бывает агрессивным. Агрессия – это крайняя форма проявления самозащиты.
-ребёнок становится строптивым, своевольным. Это означает, что малыш уже не беспомощный и стремится к независимости.
-ребёнок бывает замкнутым. Замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, очень необходимого качества в жизни каждого человека.
Кротость – это значит: слабее жизненный порыв, ниже взлёт воли, боязнь действия. Меньше резких движений, экспериментов, трудных начинаний. Такой ребёнок меньше добывает фактических истин, потому больше вынужден верить и дольше подчиняться.
В этот период ребёнок очень эмоционален, раним, ревнив, злопамятен. Будьте с ним доброжелательны, терпеливы, тактичны.
Возрастная группа от 3 до 4 лет.
В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребёнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для этой роли, поскольку ещё не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.
Взаимодействие с трёх – четырёхлетними детьми осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис трёх лет.
Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем их мире. Он познаёт то, что видит перед собой сию минуту.
Важно помнить, что речь у ребёнка находится в стадии становления, поэтому педагог ещё не может полноценно использовать её как средство проверки и выявления знаний. Речевой ответ не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша, поскольку неизвестно, кроется ли проблема в несформированности представления или же речи. Педагог/родитель может и должен работать над собственной речью, слова произносить правильно, расширять свой используемый словарный запас. Слова, произнесённые взрослым, перенимаются ребёнком, так как они их услышали и об этом необходимо помнить. Однако требовать от трёх -четырёхлетних детей развёрнутых и полных ответов пока рано. Такое требование травмирует ребёнка, его внимание переключается с выполнения мыслительных операций на речевое формулирование.
В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:
– мышление ребёнка носит наглядно-образный характер;
– внимание, память, мышление остаются непроизвольными;
– ребёнок познаёт мир, непосредственно окружающий его в данный момент.
Возрастная группа от 4 до 5 лет.
Непроизвольность психических процессов сохраняется у детей и на пятом году жизни. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности.
Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно -деловой характер.
Кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желательно организовать формы взаимодействия детей, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми и не ставьте их в пример: «Посмотри, какой Вася молодец, а ты….». Это травмирует детей, занижает их самооценку. Сравнивать необходимо самого ребёнка сегодняшнего с ребёнком, каким он был ещё вчера. Отрицательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда её никто кроме ребёнка, не слышит.
Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.
Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребёнка 4 – 5 лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей данного возраста:
– мышление носит наглядно-образный характер;
– дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче воспринимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.
Возрастная группа (5-6 лет)
В возрасте около 5 лет в развитии ребёнка происходит большой скачок.
К пяти годам он должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в которых произошло изменение какого-либо признака или количества, от ситуаций, в которых количество (или признак) остались неизменными. Например, при переливании воды из широкого низкого сосуда в узкий и высокий количество её не изменяется, хотя внешне может показаться, что в высоком сосуде воды больше.
Содействует общему психическому развитию активизация воображения. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счёта в пределах десятка. Благодаря ему формируется геометрическая интуиция, появляется возможность решения простейших геометрических задач. Воображение – это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Сензитивный период развития воображения – это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребёнка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При этом подходе творческая сила воображения уже к 8 годам гаснет, и развитие творческого потенциала ребёнка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.
Математика требует переводить абстрактные понятия в зрительные образы, визуализировать их. Развитию этой способности содействует, в частности, знакомство с беспредметным, абстрактным искусством, объектом внимания которого становятся линия, форма, цвет сами по себе. Занятия музыкой, в том числе и слушание музыкальных произведений, активизирует абстрактное мышление и воображение
Особенность детей данного возраста – интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические приёмы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на НОД, например математикой, во многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом.
Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.
В методике работы с детьми данного возраста целесообразно сохранять упор на продуктивную деятельность и организацию интересного, проблемного или развивающего опыта в противовес умозрительным рассуждениям.
В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5 – 6 лет:
– ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями;
– в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса;
– ведущее значение приобретает развитие воображения.
Источник