Доклад на тему физическое развитие ребенка в доу
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Ручеек»
Физическое развитие и здоровье детей дошкольного возраста
Выступление на ГМО подготовила: воспитатель Панькина О.И.
2016г.
В последнее время, как в детском саду, так и в семье уделяется большое внимание сенсорному и умственному развитию детей. Однако сложилось так, что физическое развитие в силу каких-то причин отошло на второй план, хотя именно высокий уровень физического развития детей – одно из важнейших условий благополучного психологического развития подрастающего поколения. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в физическом развитии ребенка. Именно в это время интенсивно формируется и происходит становление важнейших систем организма. Ребенок в это время продолжает прибавлять в весе и расти (хотя и не так быстро, как после рождения), поэтому стоит уделить внимание привитию элементарных гигиенических навыков, формировать двигательную активность, а также проводить с детьми всевозможные закаливающие процедуры. Важно помнить, что все недочеты и пробелы в физическом развитии ребенка в дальнейшем исправить намного трудней, чем сформировать их изначально. Двигаясь динамично, ребенок развивает упорство и волю в преодолении трудностей, познает окружающую действительность, учится быть самостоятельным. Физическая активность помогает малышу снять нервное перенапряжение и позволяет детской психике работать уравновешенно и гармонично. Полноценность физического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит от владения им разнообразными движениями. Нам, взрослым, необходимо по мере возможностей разнообразить двигательный опыт детей. При этом необходимо учитывать уровень готовности детского организма к разнообразным физическим нагрузкам. Не стоит забывать, что костная система дошкольника очень подвижна и хрупка, поэтому необходимо следить за правильной осанкой ребенка во время занятий, а также за положением его тела во время ночного и дневного сна. Известно, что систематические занятия физической культурой повышают иммунитет детей, что впоследствии повышает сопротивляемость организма к различным инфекционным и простудным заболеваниям. Поэтому так важно с самого раннего возраста приучать детей принимать воздушные и солнечные ванны, систематически проводить всевозможные водные процедуры. Если выполняя все эти условия, то бесконечные простудные заболевания останутся в прошлом. Общее самочувствие, работа легких и эндокринной системы, сердца и сосудов, функции пищеварения и теплообмена значительно улучшатся, если ребенок будет уделять двигательной активности и спорту не менее двух часов в день. Помимо специальных комплексов упражнений не стоит забывать о столь любимых ребятами подвижных играх. Важно помнить, что даже в самую любимую игру детям надоест играть, если играть в нее постоянно. Нужно осваивать новые игры. Использовать разнообразные материалы: обручи, кегли, скамеечки, кубики и т. п. Все это поддерживает интерес к игре и вносит разнообразие, а также помогает усложнить двигательные задания. Ребенок 3 – 7 лет в силу возрастных особенностей довольно активен и подвижен. Поэтому обеспечивая дошкольнику физическое развитие, нет необходимости стимулировать его активность. Достаточно лишь направить ее в нужное русло. Очень важно грамотно подобрать комплекс физических упражнения таким образом, чтобы малышу были интересны занятия. Для здоровья ребенка в этом случае важно, чтобы занятия спортом не носили изнурительный характер. Для того, чтобы обеспечить правильное физическое развитие дошкольника необходимо помнить, что физкультура предпочтительнее спорта, по крайней мере, в возрасте до шести лет. В дошкольном возрасте полезны более простые упражнения. Это очень важно, ведь благодаря регулярной двигательной активности происходит стимуляция умственного развития. Детям от 4 до 6 лет стоит заниматься такими видами спорта: легкая атлетика; теннис; спортивное ориентирование; плавание; гимнастика. Дети дошкольного возраста нуждаются в особой заботе. У них ускоренный обмен веществ, поэтому очень важно следить за их питанием. В нашем детском саду неотъемлемой частью педагогической работы является охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование двигательной функции организма ребенка и его полноценному физическому развитию. В комплекс обязательных физкультурных мероприятий входят: утренняя гимнастика, физкультурные занятия (в группе и на свежем воздухе, физкульт минутки (в перерыве между занятиями, гимнастика после сна, подвижные и спортивные игры, прогулки, спортивные праздники и досуги. Для эффективного и качественного результата в работе с детьми, мы создаем нашим воспитанникам необходимые условия. Ведь для того, чтобы физкультурные занятия стали действительно интересными, развивающими, увлекательными, познавательными, приходится использовать разные нетрадиционные методы и приемы:
• подвижные игры с элементами театрализации;
• психогимнастика;
• веселый тренинг;
• точечный массаж и дыхательная гимнастика;
• пальчиковые и речевые игры;
• корригирующие упражнения;
• игры, которые лечат;
• мимическая гимнастика и другие. Введение нетрадиционных форм оздоровления во все занятия позволяет увеличить плотность занятий и работоспособность дошкольников. К тому же, используя каждый раз что-то новое (музыку, движение, текст, мы не только повышаем заинтересованность детей, но и развиваем их познавательные способности. Регулярное применение нетрадиционных форм оздоровления развивает у детей творческие способности. А использование психогимнастики, веселого тренинга, танцетерапии помогает снять эмоциональное напряжение и повысить работоспособность воспитанников на занятии. Дети с удовольствием играют в подвижные игры, где обыгрывают фрагменты сказок, придумывают героям разные спортивные упражнения. Очень нравятся детям речевые и пальчиковые игры, где они не только проговаривают текст, но и обыгрывают сюжет, закрепляют силу голоса – «громко», «тихо», «тише», «громче». Нашим воспитанникам нравятся не только занятия, но и гимнастика, где дети разучивают комплекс упражнений под энергичную музыку, которая с утра поднимает настроение и работоспособность детей. Хотелось бы отметить не только успехи наших воспитанников, но и успешное включение в оздоровительную деятельность их родителей. Планомерно систематически проводятся с родителями воспитанников родительские собрания, консультации, анкетирование, КВНы, выставляются папки-передвижки, обновляется информация для родителей в «уголке здоровья». Традиционно проводятся спортивные праздники с родителями и детьми: «Папа, мама, я — спортивная семья», «Сильным, ловким вырастай», «День защитника Отечества» и другие. Таким образом, организация оздоровления в д/с снизила заболеваемость детей и оказала благоприятное воздействие на психологический климат. Однако, наш педагогический коллектив продолжает работать в этом направлении, мы в поиске новых путей их решения.
Список литературы:
1. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. «Воспитатель по физической культуре в ДОУ». – М.,2004.
2. Степаненкова Э.Я. «Теория и методика физического воспитания и развития». – М., 2005.
3. Тарасова Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М., 2005.
Источник
лилия Бушкова
Доклад «Физическое развитие в ДОУ»
Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем – общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья.
Физическому развитию детей в России уделяется большое внимание. И это закреплено законодательно. Так например, Федеральный закон об образовании в РФ от 29.12.2012 № 273 ФЗ, вступивший в силу 1.09.2013 г.
Ст. 41 охрана здоровья обучающихся
П 1.3 Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.
п 1.5 Организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культуры и спортом.
Кроме того требования к физическому развитию детей регулируются в СанПин 24.4 3172-14 (с изменениями от 04.04.2014) Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы ДО
Ст 12 Требования к организации физического воспитания.
П 12.1 физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
П. 12.2 Рекомендуется использовать формы двигательной деятельности: утреннюю гимнастику, занятия физической культурой в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, подвижные игры, спортивные упражнения.
П 12.4 с детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию осуществляется по подгруппам 2 – 3 раза в неделю.
П 12.5 Занятия по физическому развитию для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раза в неделю. Длительность занятий зависит от возраста детей.
Большое внимание этому вопросу уделяется Федеральным государственным образовательным стандартом, который вступил в силу с приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155
Физическое развитиепо ФГОСТ включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:
Двигательной, направленных на развитие координации и гибкости
Формирование опорно-двигательной системы
Развитие равновесия, крупной и мелкой моторики рук,
Выполнение основных движение (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты)
Формирование представлений о некоторых видах спорта,
Овладение подвижными играми с правилами
Становление ценностей здорового образа жизни.
Основные требования выше перечисленных нормативных документов, касательно физического развития детей, были учтены при разработке проекта программы дошкольного образования «от рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Одной из основных задач программы, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, потребности в двигательной активности.
К проекте программы «От рождения до школы» следует отметить, что физическое развитиеохватывает все возрастные периоды: младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст.
В содержание психолого-педагогической работы с детьми до 2 лет выделяют следующие задачи по физическому развитию:
Развивать движения детей
Развивать действия с предметами
Формировать устойчивое положительное отношение к подвижным играм.
Содержание психолого-педагогической работы с детьми от 2 до 7 лет выделяет такие целевые ориентиры,как:
Формировать начальные представления о здоровом образе жизни
Формировать правильную осанку
Совершенствовать двигательные умения и навыки
Развивать активность и самостоятельность в подвижных играх
Такая структура позволяет видеть временную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания образовательной организации.
Также в проекте программы уделено внимание физкультурно – оздоровительной работе.
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей. Следует осуществлять комплекс закаливающих процедур. В помещение следует обеспечивать оптимальный температурный режим. Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим. В процессе образовательной деятельности проводить физкультминутки.
(Режим двигательной активности)
Организация предметно-пространственной среды также имеет немаловажное значение для физического развития в ДОО.
Рассмотрев ФГОС ДО и проект программы можно сделать следующие выводы:
Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм.
В ходе подвижных игр дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование.
Игровая площадка должна представлять условия для развития крупной и мелкой моторики.
Игровое пространство должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).
Проанализировав проект программы и СанПин по физическому развитию, мы выявили незначительные расхождения.
По СанПин занятия по физическому развитию на улице должны быть 1 раз в неделю для возраста от 5 до 7 лет. По проекту программы 1 раз в неделю для всех возрастов.
По СанПин продолжительность занятий в подготовительной группе составляют от 25 до 30 минут. По проекту программы от 30 до 35 минут.
Физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.
Желаем творческих успехов в работе.
Источник
Доклад к педсовету
«Преемственность через познавательное развитие в доу»
Подготовила: воспитатель
Шабаева Ф.Ф.
Проблема преемственности между дошкольным образованием и начальным образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными уровнями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. Поэтому необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Программы детского сада и начальной школы отличаются по цели. У программы детского сада – это воспитание и всестороннее развитие личности ребёнка, его психических процессов. На этой основе формируются навыки учебной деятельности в разных формах (игре, экспериментировании, наблюдении, воображении). Программа же начальной школы главной целью ставит обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению). Преемственность в работе школы и детского сада предусматривает использование комплексных программ, обмен опытом, поиск оптимальных путей совершенствования педагогической работы, формирования у детей интереса к знаниям, учебной деятельности. Программы, как детского сада, так и начальной школы должны комплексно решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи, поэтому необходимо предусматривать преемственность в содержании по всем темам обучения.
Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС в ДО введен с 1 января 2014 года) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Особенностью новых стандартов является формирование и развитие у детей учебной деятельности – умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Изменяется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе. В процессе обучения не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладающий более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает приемы и методы с познавательным стилем ребенка. Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры. Нет субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества.
В настоящее время ФГОС соответствуют комплексные программы:
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, В.В.Васильевой / Под ред. Н.Е. Вераксы , 2014 год.,
Парциальные программы: «Экологическое воспитание в детском саду» автор С.Н.Николаева, «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» авторы Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н.Н.Авдеева.
Для осуществления преемственных связей необходимо:
1.Укрепление здоровья детей;
– обеспечение эмоционального благополучия каждому ребёнку;
-организация двигательной активности детей.
2. Формирование положительной мотивации:
– проведение занятий в форме – игры.
3. Формирование предпосылок учебной деятельности;
– восприятие инструкций;
– планирование деятельности;
– умение выполнять задание до конца;
– способность выполнять задание в течение определённого времени.
4. Развитие познавательных функций:
-речь;
– внимание;
– память;
– восприятие;
– воображение;
– мышление.
5. Организация разнообразных форм занятий:
– наблюдение;
– работа парами;
– работа по подгруппам;
6. Активизация любознательности и инициативности детей:
– умение задавать вопросы;
– высказывание собственных суждений;
– умение делать простые практические выводы.
7. Организация сотрудничества детей и педагогов.
8. Создание развивающей среды.
Необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Основными целями образования становится формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения.
Перед воспитателем детского сада на уровне дошкольного образования, а далее и учителем начальной школы на уровне начального общего образования стоит задача раннего раскрытия и формирования интересов и способностей учащихся к научно-поисковой, проектной деятельности. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного пространства, ориентированного на развитие дошкольников, а в дальнейшем и школьников и их самореализацию в деятельности. Метод проектов способствует развитию любознательности и стремления находить объяснения своим наблюдениям, учит задавать вопросы и находить ответы, а затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации, проведения исследований, тем самым формирует развитие интеллектуальных способностей.
Дошкольники и младшие школьники очень любознательны, поэтому проектная деятельность как нельзя лучше вписывается в учебно-воспитательный процесс.
Преемственность между всеми уровнями образования является основным условием обеспечения непрерывности образовательно-воспитательного процесса, позволяющая установить связь между тем, что достигнуто ребенком, и дальнейшим его развитием, совершенствованием на основе сохранения того ценного, без чего невозможно движение вперед.
В соответствии ФГОС «Портрет выпускника: дошкольник – начальная школа» выглядит так.
Дошкольник | Начальная школа |
Деятельный и активный. | Присутствует исследовательский интерес. |
Любознательный. | Коммуникативен. |
Инициативный. | Ответственен. |
Открытый внешнему миру. | Уважительное отношение к окружающим. |
Доброжелательный и отзывчивый. | Развиты навыки самоорганизации и здорового образа жизни. |
Уверен в своих силах. |
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность:
– всестороннее воспитание и развитие;
– формирование психологической готовности к обучению в 1 классе;
– формирование учебной мотивации.
Формирование у дошкольника готовности к школьному обучению должно происходить не на содержательном, а на деятельностном уровне, т.е. наличие сформированности умений учиться как фундаментальных новообразований дошкольного детства, обеспечит психологическую готовность ребенка к школе как с дидактической, так и с психологической точки зрения (поскольку учебная мотивация является одной из составляющих понятия «учебная деятельность»). Безусловно, данный подход к решению проблемы кажется невероятным и неправдоподобным, поскольку в дошкольной педагогике не только не рассматривались вопросы формирования и развития учебной деятельности ребенка, но и в целом проблема организации развивающего обучения дошкольников кажется многим специалистам дошкольного образования весьма сомнительной. Главную отрицательную роль в становлении такого отношения к развивающему обучению дошкольников играет, на наш взгляд, привычка к традиционному толкованию обучения как формирования знаний, умений и навыков предметного характера, причем традиционными репродуктивными методическими приемами. Вся работа с детьми дошкольного возраста должна исходить из принципа «не навреди» и быть направленной на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка.
Проблемы преемственности:
1.Отсутствие единства в требованиях к достижениям ребенка при поступлении в школу;
2.«Скачкообразное» изменение методов и содержания обучения;
3.Обучение на предшествующем уровне часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня;
4.Неготовность педагогических кадров к решению проблемы.
Для решения данной проблемы необходимо выполнение следующих этапов:
1. Составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности детского сада и начальной школы;
В школе нами был разработан план по преемственности между ДО и НО
Цель: Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогического коллектива школы и детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.
№ | Мероприятия | Срок | Ответственный |
1. | Составление и обсуждение совместного плана работы по подготовке детей к школе | сентябрь | Зам директора по ВР, учителя начальных классов, воспитатели |
2 | Ознакомление с программами детского сада и школы. | сентябрь | Учителя начальных классов и воспитатели |
3. | Собеседование с воспитателями разновозрастных групп. Уровень сформированности психологических процессов и личностных качеств. | сентябрь | Воспитатель. Учителя начальных классов |
4. | Взаимопосещение открытых уроков в школе и занятий в детском саду. | Октябрь, февраль | Воспитатели и учителя начальных классов |
5. | Воспитывать у детей интерес к школе. Познакомить их с понятием «школа». С этой целью проводить следующую работу:
| В течение года | Воспитатели |
6. | Консультация учителя начальных классов для воспитателей, родителей на тему: «В первый класс – первый раз» об актуальных вопросах воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста. | март | Учителя начальных классов |
7. | Проведение диагностики готовности детей разновозрастных групп к школьному обучению | апрель | Воспитатели групп |
8. | Прививать детям нравственно-волевые качества, необходимые для обучения в школе: дисциплинированность, ответственность. | Постоянно | Воспитатели групп |
9 | Мониторинг бывших выпускников детского сада. (Отчет по успеваемости детей 1 и 2 класса школы, бывших выпускников детского сада.) | Май | Учителя начальных классов |
План работы ШМО воспитателей и учителей начальных классов
Тема: Обновление содержания начального и дошкольного образования в контексте ФГОС
Цель: Организовать педагогическое общение учителей начальных классов и воспитателей по обновлению содержания начального и дошкольного образования в контексте ФГОС.
Задачи:
• совершенствование педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей;
• выявление, обобщение и распространение педагогического опыта;
• организация работы по преемственности между детским садом и начальной школой;
• формирование творческого потенциала личности воспитателя и учителя через активное участие в работе ШМО, мероприятиях различного уровня и трансляции педагогического опыта.
2.Проведение мероприятий, таких как:
“День открытых дверей”, “День Знаний”, совместные праздники и т.д.;
3. Работа по обеспечению готовности детей к обучению в школе (диагностика и коррекция развития детей);
4.Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе;
5. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Преемственность возможна на основе учёта того общего, что объединяет два уровня развития. Успешность реализации преемственности определяется рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной средой.
По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.
Литература
1.Должикова Р. А., Федосимов Г.М., Кулинич Н.Н., Ищенко И.П. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008.
2.Ресурсы Интернет.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-с.27.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
Источник