Доклад коррекция познавательного развития ребенка

Доклад коррекция познавательного развития ребенка thumbnail

Коррекция познавательной деятельности и речи неслышащего ребёнка,

преодоление индивидуальных недостатков развития.

Проблемам обучения, развития и воспитания неслышащих детей посвящены труды известных отечественных сурдопедагогов, ученых., дефектологов. По мнению Н. С. Зыковой, в процессе коррекционной работы большое внимание необходимо уделять развитию речи глухого ребенка. При этом она не должна сводится к количественному увеличению словаря, наращиванию типов фраз, а овладению фонетикой и грамматикой языка. Обучение глухих детей языку — это обучение специфическому виду деятельности человека — речевой деятельности и речевым действиям, как ее составляющим. Автор рекомендует использовать связные высказывания, предметно-практические действия при составлении сюжетных текстов, составлять зарисовки, фигурки, сделанные из пластилина, поскольку им можно придавать различные положения: наклоны, приседания, изменения положения рук, что вызывает у глухих детей мотивированность, осознанность, проговаривание собственных действий, их интерес к составлению рассказов. Движение пальцев рук имеют особое значение, так как стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которой является ускоренное развитие речи ребенка(М.М.Кольцова).
          P.M. Боскис при коррекции познавательной деятельности особое значение придает расширению сферы общения, использованию остаточного или частичного слуха. Это позволяет быстрее и с большим эффектом выйти из трудностей, обусловленных дефектом и вторичными нарушениями, имеющимися у аномального ребенка.

И. М. Соловьев путь психического развития ребенка с нарушенным слухом представлял в следующем виде: различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематических сурдопедагогических воздействий различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем раньше возникает поворот в сторону пути слышащего ребенка; тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего.

Каждое индивидуальное занятие педагога-дефектолога с глухим ребенком включает в себя два этапа: развитие речевого слуха и формирование произношения.  Исследования показывают, что у значительной части  глухих   детей  ( около 40%) имеются те или иные остатки слуховых ощущений. Иногда они значительны  и  могут быть использованы в процессе обучения. В ходе длительных занятий  и  упражнений с использованием ЗУА остаточная слуховая функция у  глухих   детей  активизируется.

В ходе длительных занятий  и  упражнений с использованием ЗУА остаточная слуховая функция у  глухих   детей  активизируется. При этом улучшение слуховой функции идет не вследствие восстановления анатомо-физиологических механизмов слуха, а путем активизации  и  выработки у  ребенка  навыков использования уже имеющихся остатков слуха.

Глухой  может воспринимать  речь  говорящего, опираясь, главным образом, на зрительные восприятия. Каждая фонема нашего языка имеет свой соответствующий артикулярный образ.  Неслышащий   ребенок  зрительно воспринимает  и  запоминает этот образ. В дальнейшем, в процессе регулярных упражнений,   глухой  может различать зрительно артикуляторные образы целых слов. Это позволяет использовать на уроках  так называемое чтение с губ.

Формирование произношения осуществляется  концентрическим аналитико-синтетическим полисенсорным методом на основе сохранных анализаторов. Не углубляясь в его суть, скажу, что формирование и развитие речи идет  постепенно, от простого к сложному, на основе многократного повторения, при включении в работу остатков слуха, зрительного, тактильного, вибрационного восприятия. При этом учитель старается так подбирать материал урока, чтобы он был направлен и на преодоление индивидуальных недостатков развития ученика, коррекцию познавательной деятельности.

          Ввиду ограниченности времени моего выступления, остановлюсь на особенностях коррекции следующих  видов познавательной деятельности глухих школьников: внимание, память, мышление.

ОСОБЕННОСТИ  ВНИМАНИЯ

Наиболее простым видом внимания является непроизвольное внимание, которое имеет пассивный характер. Оно вызывается новыми, необычными или интересными для ребенка предметами и явлениями. Произвольное внимание возникает как результат воздействия взрослых, результат воспитания и обучения. Для детей с нарушениями слуха характерно более позднее становление высшей формы внимания — произвольного и опосредствованного, что обусловлено отставанием в развитии речи, способствующей организации и управлению собственным поведением.

Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания.

У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания,  что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок.

Всё это необходимо учитывать при подборе материала для занятий. Красочные картинки, темы, близкие  и понятные ребенку, сюжетные и ролевые игры – приходят на помощь педагогу. Задания могут быть в такой форме:

Прочитай: Это семья.

         Другое занятие: педагог эмоционально, выразительно произносит текст в виде диалога между двумя людьми, используя бумажные фигурки.

 Предлагаемый текст достаточно велик по объему, однако он состоит из знакомого ученику речевого материала и не должен представлять трудности для него. Помощь учителя на слух поможет ученику полно воспроизвести диалог при самостоятельном пересказе.

Читайте также:  Технология обучения и развития личности ребенка

В моем арсенале целая коллекция различных фигурок: дети, учителя, животные,  бабушки, дедушки, сказочные персонажи, миниатюрные игрушки. Такие занятия  способствуют не только становлению произвольного внимания, но и развивают эмоциональную сферу  ребенка

Следующий вид заданий…             

Особенности памяти

Память-это  познавательный  психический процесс, заключенный в запечатлении, сохранении  и  воспроизведении ранее воспринятого.

Вследствие нарушения нормального общения с миром слышащих усвоение социального опыта  глухими   детьми  значительно затруднено,  и  тот обширный  познавательный  материал, который приобретается слышащим  ребенком  спонтанно, естественно  и  сравнительно легко, им дается при условии специального обучения  и  серьезных волевых усилий.

 Глухие дети:

  • – по развитию образной памяти намного отстают от нормально слышащих
  • -давно усвоенные представления могут уподобляться у глухих новым
  • – глухие легче усваивают существительные. Труднее запоминаются глаголы и прилагательные.
  • – Глухие  школьники не могут передать содержание текста своими словами, поэтому стремятся к дословному его воспроизведению.
  • -лучше запоминают жестовое обозначение предмета, чем словесное
  • – даже в условиях специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии словесной памяти.

           Все виды работ по развитию памяти будут эффективны только при интенсивном развитии словесной речи:

  •  – расширении активного словаря детей,
  •  – обучении их производить адекватные замены одних слов другими, близкими по смыслу,
  • – обучении совершать пересказ текста своими словами.  

        Все направления работы по развитию словесной памяти глухих детей имеют своей целью формирование осмысленного запоминания.

Важную роль в развитии словесной  речи играет накопление активного словаря у глухих учащихся, овладение фразами обиходно-разговорного характера. Для этого я использую  картинный материал, карточки с названиями предметов, стараюсь проводить занятия в игровой форме. Делаю наглядные пособия по изучаемым темам для речевого уголка, что способствует прочному усвоению и более успешному запоминанию. Например:

Учебные вещи.

Причем в старших классах эта  работа  приобретает  иную форму и содержание. Например: Список «А»

Работа с таким материалом развивает осмысленное запоминание, стимулирует познавательный интерес, расширяет кругозор, способствует уточнению лексических значений слов, школьники с увлечением пользуются толковыми словарями, спрашивают у учителей, используют свой жизненный опыт.

Мышление

Мышление – это сложный  познавательный  психический процесс, заключающийся в обобщенном опосредованном  и  целенаправленном отражении действительности, процесс поиска  и  открытия нового.

Мышление человека неразрывно связано с  речью   и  не может существовать вне ее. 

У  глухих   детей , которые овладевают словесной  речью  гораздо позже слышащих, именно в развитии мыслительной  деятельности наблюдается значительно больше специфических особенностей, чем в других  познавательных  процессах. 

Особенности мышления неслышащих детей.

–  овладевают словесной речью позже слышащих и на иной сенсорной основе. В развитии мышления наблюдаются специфические особенности.

  • –  доречевое мышление – инертно, лишено подвижности, служит предпосылкой для овладения жестовой или словесной речью.
  •  – отставание в развитии наглядно-действенного мышления (познание с помощью манипулирования предметами-игрушками).
  • -Условия формирования наглядно-образного мышления (познание с помощью образов и представлений предметов, явлений):

          1)Способность различать план реальных объектов и план образов и моделей, отражающих данные объекты.

          2) развитие речи.

  • – переход на стадию словесно-логического мышления (познание с помощью понятий, слов, рассуждений) происходит в течение более длительного времени, чем у нормально слышащих.

 Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление   развиваются последовательно и в тесной взаимосвязи.

Условия развития (пути коррекции) словесно-логического мышления у глухих детей ( Т. В.Розанова.)

  • Первое — формирование речи как средства мыслительной деятельности.
  • Второе — обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений.
  • Третье— развитие всех мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение). Дети с нарушениями слуха овладевают этими операциями в более поздние сроки, чем слышащие.
  • Четвертое условие — овладение началами логической грамоты:  усвоение принципов классификации логических понятий, построение дедуктивных и индуктивных умозаключений, установление логических связей (причинно-следственных, целевых, условных).

      В процессе обучения детей с нарушениями слуха я стараюсь учитывать индивидуальные особенности развития их мышления, типы соотношений его наглядных и понятийных форм.                                                                        

          Глухие   дети  с трудом овладевают логическими связями  и  отношениями между явлениями, событиями, поступками людей.  Глухие  младшие школьники понимают причинно- следственные отношения применительно к наглядной ситуации, в которой эти отношения четко выявляются. 

           На занятиях я стараюсь использовать  задания, направленные на развитие понимания этих связей. Например:

           Посмотри внимательно…

        (Составить рассказ по сюжетным картинкам, используя данные слова и выражения)

Читайте также:  Ребенок 10 месяцев развитие питание

Следует отметить, что среди глухих детей можно выделить тех, кто по результатам развития мышления не отличается от слышащих сверстников. Это свидетельствует о больших возможностях компенсации интеллектуального развития детей с нарушениями слуха в условиях адекватного обучения и воспитания.

Несмотря на большое разнообразие используемых заданий, упражнений, игр, текст остается основным  учебным материалом, стимулирующим и развивающим речь, познавательную деятельность глухих школьников. Для проведения коррекционных занятий мною были подобраны и разработаны тексты по всем темам программы, накоплен опыт их использования в повседневной  работе.

Источник

Доклад: Психолого-педагогическая коррекция

и развитие познавательной сферы детей с ЗПР.

     Отклонения в развитии памяти являются характерными для задержки психического развития как специфического вида дизонтогенеза. Отличительной особенностью недостатков памяти при ЗПР является то, что могут страдать лишь отдельные ее виды при сохранности других.

     К началу школьного обучения дети с ЗПР еще не владеют в полной мере теми интеллектуальными операциями, которые являются необходимым компонентом мыслительной деятельности. Речь идет об анализе, синтезе, сравнении, обобщении и абстрагировании (отвлечении).

     Дети с ЗПР отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития.

     По степени выраженности можно выделить три группы речевых нарушений, наблюдающихся у детей с ЗПР: изолированный фонетический дефект (неправильное произношение лишь одной группы звуков), составляет 24,7 %; комбинированный дефект: дефекты произношения сочетаются с нарушениями фонематического слух. Наблюдается в 52,6 % случаев; системное недоразвитие речи — нарушения лексико-грамматической стороны речи на фоне крайне бедного словарного запаса, примитивной структуры высказываний. Наблюдается в 22,7 % случаев.

      На решение и предупреждение этих проблем должны быть направлены психологические, педагогические и социальные мероприятия по сопровождению воспитанников с проблемами в развитии. Многолетняя практика показывает, что комплексное воздействие всех участников образовательного процесса наиболее эффективно влияет на развитие психических функций учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья.

     Психолого – педагогическое сопровождение предполагает комплексное систематическое взаимодействие специалистов учреждения и семьи: психолога, логопеда, дефектолога, учителей, родителей, обеспечивающее формирование оптимальных коррекционно-развивающих условий воспитания и образования детей с целью их социальной реабилитации. От своевременной комплексной помощи специалистов будет во многом зависеть обучение учащихся в школе и их дальнейшая социализация в обществе.

     Для развития механизмов компенсации и социальной интеграции каждого воспитанника программа предполагает индивидуально – ориентированный подход в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении, то есть учет состояния соматического и нервно-психического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей, уровня актуального и потенциального развития.

      Коррекцию речи в нашем образовательном учреждении осуществляют учитель-логопед, коррекцию когнитивных процессов – учитель-дефектолог, развитием ЭВС и коррекцией нарушений поведения воспитанников осуществляет педагог-психолог.

      На логопедических занятиях ребёнок учится произносить все звуки родного языка правильно, обогащать свой словарный запас, правильно согласовывать слова в роде, в числе, в падеже, образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их, обогащать свой словарный запас, составлять рассказы.

     На занятиях дефектолога происходит развитие познавательной активности, мелкой моторики, формирование приемов мыслительной деятельности, проводится работа по профилактике школьной неуспеваемости, коррекция ориентировки в пространстве и во времени.

     Большую роль в коррекции поведения и нарушений в эмоционально-волевой сфере у учащихся классов коррекции оказывает педагог-психолог.

    Театрализованные игры – одно из самых эффективных средств развития познавательных способностей ребёнка, в котором наиболее ярко реализуется педагогический принцип: учить играя. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как активное, но ненавязчивое педагогическое средство. Так, участвуя в театрализованных играх, дети глубже познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни животных, растений и людей, совершенствуют навык воплощать в игре определённые переживания. При этом тематика игр оказывается самой разнообразной: она касается жизни школы и семьи, отражает сюжеты из жизни людей, животных и растений, в качестве персонажей игр используются игрушки, овощи и фрукты, предметы мебели, посуды.

Литература:

1.Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. — М.: Школьная Пресса. 2006. — С.3-6. 

2.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия». — 2002. — С.116-130.

 3.Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина. — Балашов: «Николаев». — 2004. — С.51-60. 
4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС. — 2001. — 160с. 
5. Т.В. Ахутина. Н.М. Пылаева. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. 
6. Севостьянов Е.О. Хочу всё знать! Развитие интеллекта детей 5-7 лет. 

Читайте также:  У кого у ребенка была задержка моторного развития

7. Е.Г. Речицкая Развитие младших школьников с нарушенным слухом. 

Открытое занятие: Луг. Луговые травы.

Цели урока:

  • Отработка навыков диалогической речи, умения составлять краткий описательный текст;

  • Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

  • Воспитание эмоциональной адекватности.

Ход урока:

Организационный момент. Настрой на работу.

  1. Упражнение на активизацию словаря:

  • Назови растения, которые изображены на картинках по – порядку:

Ель, сосна, береза, дуб

Поменять местами картинки. Что изменилось? (сосна, береза, ель, дуб) Подбери обобщенное понятие (деревья).

  • Назови растения, которые изображены на картинках по – порядку:

Ромашка, одуванчик, клевер, подорожник, василек.

Поменять местами картинки. Что изменилось? (клевер, одуванчик, подорожник, василек, ромашка). Подбери обобщенное понятие (травы).

  1. Рассказ учителя.

Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы подумайте, какая сегодня тема урока?

Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь – цветы вокруг,
Да травы по колено.
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых радужных цветов
На нём разбросаны букеты.

Тема нашего урока: Луг. Луговые травы (записываем тему в тетрадь). Сегодня на уроке мы узнаем, что такое луг, в каких местах он встречается, познакомимся с травами, которые растут на лугу. Поговорим о том, как луг используется человеком.

Большие и малые реки России, словно зеленым ковром, окружены лугами. Главные растения луга – многолетние травы. Они приспособились к жизни в хорошо увлажненных местах. Травянистые растения покрывают всю поверхность луга, плотно примыкая друг к другу. Также тесно переплетаются их корни, большинство которых находится в верхней части почвы. Деревья и кустарники встречаются редко и не на всех лугах.

Луга можно встретить не только вблизи водоемов. Они возникают на месте вырубленного леса, в понижениях, в местах выхода подземных вод. Их можно увидеть высоко в горах. Но они всегда возникают в хорошо увлажненных местах.

Луг – это не только травянистые растения, но и множество связанных с ними животных – больших и маленьких. Все они живут сообща, одной общей жизнью. Поэтому луг, как и лес, называют природным сообществом.

Сочные луговые травы служат прекрасным кормом травоядным животным. Поэтому луга с давних времен активно используются человеком как пастбища и сенокосные угодья. Здесь пасут коров, коз и других домашних животных. Многие луговые травы являются важными лекарственными и медоносными растениями.

Послушайте стихотворение, постарайтесь как можно больше запомнить растений, растущих на лугу.

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер – кашка!
Что ещё? Гвоздика. Смолка,
Колокольчик, хвощ – как ёлка.
А ещё? Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Грамофончики – вьюнки,
Ещё много разных травок,
У тропинок, у канавок,
И красивых, и пушистых,
Разноцветных и душистых!

Луг запоминается прежде всего пестрым разнотравьем. Известные всем растения – лютик, колокольчик, василек – украшают луг во время своего цветения. Среди луговых растений важное значение имеют злаки – пырей ползучий, мятлик луговой, костер безостый, тимофеевка луговая. Спутниками злаков являются разные виды клевера, горошка, чины.

У травянистых растений луга есть важные различия, благодаря которым они не стесняют друг друга. Среди трав есть светолюбивые растения с высоким стеблем – тимофеевка и лисохвост. Другие, как мятлик или клевер, могут развиваться в тени. Их стебель значительно ниже.

Луговые растения различаются также по времени своего цветения. Одни успевают вырасти и отцвести еще весной, другие цветут только в середине лета. Смена цветущих трав происходит несколько раз за лето. Поэтому луг поочередно становится зеленым, желтым, белым, синим, пестрым.

Физминутка.

  1. Обобщение. Отвечаем на вопросы:

  • Что такое луг? В каких местах он встречается?

  • Как луг используется человеком?

  • Какие травы растут на лугу?

  1. Закрепление.

Упражнение на запоминание.

Составить три предложения по картинке (один ученик – вслух). Затем, другой пробует восстановить (повторить эти предложения) и добавляет свои. И так по – порядку.

Упражнение на систематизацию.

Выбрать из предложенных картинок необходимые для составления рассказа: луговые травы.

Работа по карточкам: Зачеркнуть красным карандашом названия растений, которые не растут на лугу. Обвести зеленым карандашом названия растений, которые растут на лугу.

  1. Итог. Оценка учителя, описывающая динамику в развитии речи учащихся. Особенно активны были …, очень интересные предложения составил … , хорошо отвечал на вопросы.

Источник