Доклад блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка

Доклад блоки дьенеша в сенсорном развитии ребенка thumbnail

Татьяна Казаринова
Доклад «Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста»

Доклад на тему:

«Использование блоков Дьенеша на занятиях

с детьми дошкольного возраста».

# В дошкольнойпедагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша.

# Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны.

# Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:

1. Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами. Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

4. Развивать пространственные представления.

5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

7. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Решение данных задач позволяет в дальнейшем детям успешно овладеть основами математики.

# На основе логических блоков разработан игровой материал. Игровые упражнения и игры отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Для того, чтобы реализовать индивидуальный подход, целесообразно организовать работу с учетом трех уровней развития детей (низкий, средний, высокий).

# Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков,различающихся четырьмя свойствами:

1. Формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. Цветом – красные, желтые, синие;

3. Размером – большие и маленькие;

4. Толщиной – толстые и тонкие.

#Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из трех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

# Практически все игры и занятия с блоками возможно использовать в работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начать со знакомства с формой, затем с цветом. И, соответственно, предлагать детям задания на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству). Когда дети легко и безошибочно будут справляться с заданиями определенной ступени, следует предложить упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем и тремя, и четырьмя свойствами.

# Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили свойства фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглой, или треугольной, или прямоугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т. д.).

Строгое следование одного этапа за другим необязательно. В зависимости от того, с какого возраста начинается работа с блоками, а также от уровня развития детей, педагог может объединять или исключать некоторые этапы.

# Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации,рисовании по образцу:

1. Сначала путем накладывания, затем самостоятельного выкладывая

2. Рисования фигуры на чистом листе.

Методическое обеспечение

Варианты игр

Источник

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕИЯ БЛОКОВ ДЬЕНЕША

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в области Познавательного развития предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; направляет нас на использование в образовательной деятельности игровой, познавательно- исследовательской деятельности воспитанников. Поэтому  развивающая игры “Логические блоки Дьенеша” полностью соответствует современным требованиям.

Использование логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:

Читайте также:  Тест для выявления уровня развития ребенка

1.        Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине.

2.        Блоки Дьенеша способствуют развитию у малышей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.

3.        Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам.

4.        Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях информатики как алгоритмы, кодирование информации, логические операции.

5.        Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: малыши строят фразы с союзами “и”, “или”, частицей “не”, объясняют сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

6.        Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.

7.        Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить.

Работа с Блоками Дьенеша, строиться по принципу – от простого к

сложному. Это универсальный дидактический материал основан на методе

замещения предмета символами и знаками (методе моделирования),

позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития

детей. Чтобы «разбудить» познавательный интерес ребенка, необходимо

сделать обучение        занимательным.        Сущностью         занимательности

является новизна, необычность,        неожиданность,        странность,

несоответствии прежним представлениям. При занимательном обучении обостряются эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

-Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

-Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

-Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).

-Достигают (целеустремленны, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);

Цель: Развитие познавательных, умственных и творческих способностей у дошкольников                                                                                                                      Задачи:                                                                                                               –        Развивать мыслительные умения:   сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации (расшифровывать)

–        Ознакомление детей с геометрическими фигурами, формой и размером

–        Развивать пространственные представления.

–        Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

–        Развивать познавательных процессов восприятия памяти, внимания, мышления.

–        Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Вспомним что представляют собой блоки Дьенеша?

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой – (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные), цветом – (красные, синие, желтые), размером – (большие и маленькие), толщиной – (толстые и тонкие). Золтан Дьенеш – венгерский математик, сторонник игрового подхода к обучению детей. Он занимался обучением детей и придумал специальные блоки, которые назвал “логическими”.

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

для развития действий классификации и обобщения;

для развития способности к логическим действиям и операциям.

Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы, не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Здесь присутствует индивидуальный подход: кто-то может взять больше, мы эту пищу даём, кто-то может взять меньше, и у них тоже есть возможность поиграть в эту игру. Таким образом, в игре объединяются разные дети и, как говорят психологи, происходит усреднение интеллекта. Даже если один ребёнок молчит, а кто-то говорит, но это и есть ступеньки роста.

Система работы по использованию блоков Дьенеша строится поэтапно.

Первый (ознакомительный) этап. Дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами.

Перед тем, как непосредственно перейти к играм с блоками Дьенеша, мы на первом этапе  дали детям  возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению.   Обычно дети сразу начинают  строить башенки, домики и т.д.  В процессе манипуляций с блоками дети установили, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

Читайте также:  Задержка физического развития ребенка до года

Второй этап – игровой

  Предлагаются самые простые игры.

1.        Найди все фигуры (блоки), как эта по цвету (по размеру, форме).

2.        Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

3.        “Цепочка”

4. “Угости мишку печеньем”

Третий этап – “Выявление и абстрагирование свойств”

 Развивать умение выявлять в предметах от одного до четырех различных свойств (цвет, форма, размер, толщина) и абстрагировать один из них от других.

Игры: “Найди клад”, “Угадай-ка”, помоги муравьишкам попасть в свой домик”, “Чудесный мешочек”

Четвертый этап можно назвать сравнением. Дети начинают устанавливать сходства и различия между фигурами. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Важно, чтобы ребенок понимал смысл вопросов «Чем похожи фигуры?» и «Чем отличаются фигуры?»

Например, перед детьми выкладывали  блоки только круглой формы, но разного размера, цвета и толщины.  Спрашивали: «Чем похожи эти фигуры?» Дети  отвечали: «Это круг, и это круг, и это круг».

 –  «Правильно, все фигуры круглой формы, они похожи по форме. А чем они отличаются?» – «Этот круг желтый, этот синий, а этот красный».

 – «Да, они отличаются по цвету. А еще есть отличия?» Дети отвечали : «Этот маленький, а этот большой».

 – « Правильно, и по величине они разные.».

Аналогичным образом дети устанавливали  различия фигур по толщине. Постепенно дети начали пользоваться сенсорными эталонами  и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

Игры: “Дружат – не дружат”, “Дорожки”, “Гирлянда”

На пятом этапе вводятся игры на классификацию и обобщение предметов по одному, двум, трем и четырем свойствам.

Также на этом этапе знакомим с кодовыми карточками, обозначающими свойства блоков. Вводится специальный код, графически изображающий данные свойства:

• цвет обозначается пятном

• величина – силуэт домика (большой, маленький).

• форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

• толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Игры: “Засели домики”, “Как друзья делили конфеты” (упражнение с обручами), “Загадки без слов”

Шестой этап  – это освоение слов и знаков, обозначающих отсутствие свойства. Когда дети свободно научатся пользоваться кодовыми карточками, вводится код, обозначающий знак отрицания «не» (не квадратной формы, значит круглой, прямоугольной или треугольной; не красный, значит синий, или желтый; не большой, значит маленький и т. д.).

С помощью специально разработанных игр и упражнений происходит знакомство детей с алгоритмами. Например, “Строители дорог” .

Источник

Людмила Ветелева
Статья «Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни»

Статья «Использование блоков Дьенеша в процессе сенсорного развития детей третьего года жизни»

Дошкольный период – это один из важных критических периодов развития, характеризующийся высокими темпами психофизиологического созревания. Малыш появляется на свет с уже вполне сформировавшимися органами чувств, но ещё не способными к активному функционированию; умению пользоваться своими ощущениями он должен научиться. Если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное развитие.

Сенсорное развитие – это развитиевосприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств (форма, строение, величина, пропорции цвет, положение в пространстве и т. п.)

В истории дошкольной психологии и педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.Наиболее важный вклад в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А. П. Усова, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Г. А. Урунтаева, П. Н. Сакулина,а также зарубежные педагоги: Мария Монтессори, Золтан Дьенеш.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие технологии. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

Читайте также:  Питание развитие уход ребенок 7 месяцев

В набор для игр входят блоки из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, желтые, синие, форме (круги, прямоугольники, треугольники, квадраты, размеру (большие и маленькие) и толщине (толстые и тонкие). Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Дошкольники могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой – маленький», «толстый – тонкий».

Игры-занятия с блоками Дьенеша способствуют:

– ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размеров;

развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

– усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

развитию познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

развитиютворческих способностей: к моделированию и конструированию;

развитию психических функций, связанных с речевой деятельностью;

– воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Все варианты игр и обучающих упражнений основаны на принципах сравнительного анализа, который учит малыша в процессе всего периода обучения различать предметы по разным свойствам (толщине, размеру, форме, цвету). К примеру,для малышей предлагаются следующие упражнения:

– выбрать среди блоков блок, который соответствует какому-либо признаку (цвету, форме, размеру);

– выбрать блоки одинакового цвета, но разной формы или блоки одной формы и разного цвета;

– построить геометрические ряды с использованием блоков одинаковых по цвету, форме блокам и многие другие упражнения.

Эти же игры можно использовать для детей более взрослых, добавляя решения более сложных задач с применением логического мышления. С этой целью Золтан Дьенеш предложил использовать специальные карточки, на которых показано символическое изображение разных предметов. Благодаря таким карточкам у малышей появляется живой интерес к дальнейшему обучению, как индивидуально, так и в небольших группах детей.

Золтан Дьенеш разработал множество математических игр на основе блоков.Вот некоторые из них:

– Перед малышом выкладывают более трех различных фигур. Ребенок должен охарактеризовать основные свойства фигур и запомнить их. Далее малыш отворачивается, а взрослые могут поменять местами фигуры, убрать одну из фигур или заменить одну фигуру новой. Задача крохи заключается в том, чтобы заметить какие изменения произошли с фигурами.

– Продолжите с ребенком цепочку, чередуя блоки по размерам, цветам, толщине или форме.Например: синий, красный, синий и т. д. Выкладывайте с малышом цепочку так, чтобы рядом находились фигуры аналогичные по размеру, различные по форме и цвету и наоборот. Взрослые могут составить множество вариантов упражнений, которые помогают ребенку овладевать навыками сравнения, умениями анализа и синтеза.

– Малышу нужно к каждой фигуре найти пару по размеру, форме, цвету или толщине. Например, большой треугольник синего цвета берет в пару маленький синий треугольник и т. д.

– Перед крохой располагают восемь блоков и под один из них помещают клад в виде вырезанной картинки или монетки. Малыш должен задавать взрослым различные наводящие вопросы, чтобы быстрее найти клад.При этом родители имеют право отвечать односложно: да или нет. После анализа всей полученной информации ребенок угадывает место клада.В ходе игры взрослые меняются с малышом ролями: взрослые угадывают местоположение клада, а ребенок отвечает на наводящие вопросы.

– Ребенок с помощью специальных схем-картинок выкладывает различные плоскостные изображения предметов.

– В игре «Уборка» взрослый складывает в коробку все прямоугольные блоки, а малыш – все красные. Потом взрослый убирает все большие блоки, а ребенок – только тонкие фигуры и т. д.

Блоки Дьенеша являются эффективным дидактическим материалом, который удачно сочетает в себе элементы конструктора и развивающей игры. В процессе работы с логическими блокамиребята сначала приобретают навыки выделять и абстрагировать в фигурах только одно свойство: цвет, толщина, размер или форма. Через время дети выполняют задания с более высоким уровнем сложности. При этом принимается во внимание уже два свойства предмета и более. Результативность от игр с логическими блоками зависит от индивидуальных особенностей малыша и от профессионализма педагога или родителя. Золтан Дьенеш рекомендует взрослым в ходе работы сотрудничать с малышом, не поддавать его действия критике и предоставлять возможность самостоятельно исправлять ошибки.

Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующая развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей.

Источник