Доизобразительный период в развитии ребенка

Татьяна Пучук
Консультация для воспитателей «Доизобразительный период»

ДО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

В дошкольных учреждениях с детьми второго года жизни игры с художественными материалами не проводятся. Однако, подготовительный период к непосредственно изобразительной деятельности проходит именно в этом возрасте. Этот период исследователи назвали “до изобразительным”.

За время адаптации малышей раннего возраста в детском саду были проведены наблюдения и выявлены их индивидуальные особенности, интересы, готовность к игровой деятельности с художественными материалами. Проанализировав наблюдения,сделан вывод: малыши раннего возраста не испытывают потребности рисовать. Если в поле зрения ребёнка оказывается материал или воспитатель даёт лист бумаги и карандаши,то малыш начинает манипулировать ими: он перекладывает карандаши, шуршит листом бумаги, двигает им по столу и т. д. При этом ребёнок прислушивается к возникающим звукам и стремится повторить свои действия многократно. На основе анализа до изобразительная деятельность была разделена на этапы.

ПЕРВЫЙ ЭТАП “ Неспецифический способ использования материала”

В этот период малыш не испытывает потребности рисовать, поэтому ведущим видом деятельности является манипуляционная. Детей интересует мир предметов и способы действия с ними.

Задачи первого этапа:

• дать возможность малышам опробовать свойства материалов, как хочет ребёнок, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для жизни);

• обеспечить свободу и разнообразие действий с изобразительными материалами, в том числе и не по назначению, совершенствуя “исследовательские действия” с предметами;

• научить делать не за ребёнка, не для него, а вместе с ним и доверять ему то, что он может делать сам.

Основная художественно-игровая деятельность: развитие восприятия, манипуляционная деятельность, осязательные игры, первые художественные опыты.

Мотив деятельности малышей – способ употребления изобразительного материала.

Изобразительные материалы и действия с ними:

•бумага: цветная, белая, картон, салфетки и. т. д.

действия: рвать, мять, опускать в воду …

• карандаши цветные, фломастеры;

действия: катать, бросать, стучать и т. д.

• тесто;

• водные раскраски.

Второй этап “Cпецифический способ использования материала”

У малышей возникает потребность в общении с взрослым по поводу действий с предметами, высокая потребность в двигательной активности. Осо-бую эмоциональную значимость приобретают предметно-процессуальные действия с игровым материалом. Ребёнок проявляет ярко выраженный интерес к изобразительному материалу, осуществляет познавательные действия с ним. Овладеть специфическим способом ребёнок может только в совместной с воспитателем предметной деятельности. Поэтому рисовать, лепить нужно воспитателю, привлекая тем самым к себе малышей, являясь образцом действия, соучастником, обязательно поощряя и одобряя действия малыша. Это помогает детям заметить факт использования изобразительного материала, самое общее предназначение этих предметов (бумагу не жуют, на ней пишут карандашом, рисуют пальчиком). К сожалению это не даёт возможности маленькому ребёнку вычленить сам способ действия, поэтому малышам на данном этапе необходимо помочь овладеть им.

В структуре действия есть ориентировочная часть и исполнительская часть:

• ориентировочная часть –основа действия и носит сенсорный характер: её цель – увидеть внешние свойства предмета и особым образом учесть их при выполнении действия.

•исполнительская часть: её цель ориентирование во внешних характеристиках и свойствах предметов и соотнесение их между собой (правильно взять карандаш, кисть,соотнести действия с особенностями этого материала: твёрдость, мягкость).

Без становления каждого компонента изобразительного действия и согласования невозможен хороший результат. Освоение изобразительного действия (техники) в раннем возрасте сначала происходит от совместного к частичному, затем действие выполняется на основе показа, а потом и самостоятельно (только по речевому указанию).

Задачи второго этапа:

• обеспечить своевременное общее сенсорное развитие, с помощью игрушек, дидактических игр развивать пальцы рук ребёнка;

• закреплять интерес детей к действиям с материалом (в том числе изобрази-тельным, упражнять в этих действиях;

• соучаствовать, являясь образцом действия, поощрять, одобрять действия малыша.

Общение взрослого с ребёнком – процесс сотрудничества.

Мотив деятельности: материал (в том числе изобразительный) и действия с ним).

Освоение специфических орудийных действий:

*с дидактическим материалом: сенсорное развитие, изучение формы, их названий, развитие координации движений;

*с изобразительным материалом: карандашом, палочкой (песок, снег, мелом за счёт осуществления ритмичных движений – черкания на бумаге, снеге, песке, прислушиваясь к шуму от движений, размазывание краски.

ТРЕТИЙ ЭТАП – “Штриховой период”

Формируются первые обобщённые действия с предметами. Активизируется словарь детей, устанавливаются простейшие причинно-следственные отношения. Деятельность носит характер манипуляций с карандашом или фломастером. В процессе действий на листе возникают линии, штрихи, точки. Малыши спешат заполнить ими пространство листа, при этом действия часто проявляются в ритмичных движениях. Движения с карандашом хаотичны, неорганизованны, дети не могут контролировать их и управлять ими. Рука движется вправо-влево непроизвольно, получаются повторяющиеся штрихи. Это так называемый штриховой этап. Движение руки организуют ритм, однородные движения повторяются многократно.

Задачи третьего этапа:

*закреплять интерес ребёнка к действиям с материалами, получению яркого следа;

*дать детям возможность “изжить” желание черкать, заполнять пространство листа;

*учить детей заполнять пространство,оставляя след:

– однородных движений, повторяющихся однократно, прямых штрихов, точек, линий в разных направлениях;

– ритмичных ломаных, прямых линий, “мотков” (вращательные движения) сначала удлинённых, крученых.

Главное на данном этапе – эмоциональное общение, одобрительная под-держка намерений ребёнка: вместе с ним удивляться тому, что получилось, хва-лить, поддерживать в стремлении получить след.

Новый мотив: стремление получить след.

Материалы (в том числе и изобразительные)и действия с ними:

* дидактический материал (совершенствование мелкой моторики и сенсорного восприятия, группировка предметов по цвету и форме);

Читайте также:  Уровень актуального развития ребенка начальной школы

* конструкторы (элементарное конструирование);

*изобразительный материал: карандаши, палочки, фломастеры, мелки и т. д

Действия:

* за счёт осуществления ритмичных движений – оставлять на бумаге, асфальте, снегу, песке неровные прямые (кривые) линии, точки, прислушиваться к шуму от движений;

* рисование нетрадиционным способом – пальчики, ладошки, поролон, оттиски, ватные палочки и т. д.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП –“ Период каракуль”

У ребёнка второго года жизни совершенствуются движения, которыми он овладел ранее.Отдельные линии приобретают разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, “ мотки”. В каракулях видно какое-то содержание, т. е. возникает ассоциативный образ. Появляется первый замысел, принятие малышом самостоятельного решения нарисовать.

Задачи четвёртого этапа:

* помочь ребёнку увидеть образ в рисунке:

*знакомить с окружающими предметами, явлениями;

*учить “читать” изображения – картинки и рисунки взрослых;

*знакомить с книжной иллюстрацией.

* поощрять желание малыша рисовать красками, карандашами, фломастерами;

* предоставлять возможность ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками и т. д., (солнышко, заборчик, цветочки);

* учить радоваться и удивляться сделанным им “открытиям”, стремление самостоятельно что-либо нарисовать.

На данном этапе главное помочь ребёнку в видении образа, т. к. это ступенька к непосредственно изобразительной деятельности. Обыгрывание рисунка развивает воображение малыша. А воображение – основа любого творчества, без воображения немыслимо развитие творческой активности. В процессе игры малыш лучше понимает смысл изобразительной деятельности, с интересом ищет содержание в своих бесформенных линиях. Именно это и становится главным двигателем, стимулом самостоятельных действий с изобразительными материалами.

Наступает очень важный момент: впервые появляется цель, поставленная самим ребёнком: “ Яблочко. Нарисую ещё”. Это свидетельствует о появлении собственно изобразительной деятельности (первоначального замысла).

Итак, основным “ изобразительным” занятием ребёнка в возрасте до двух лет является игра с художественными материалами. Эта деятельность природосообразна с возможностями малыша и сутью творческой активности. Кроха познаёт всё,что его окружает в первую очередь чувственно: запахи, краски, звуки удивляют, завораживают и заполняют его сознание. Если малыш чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит результаты собственной деятельности.

Источник

Содержание

1. Введение…………………………………………………………3

2. Доизобразительный период……………………………………..4

3. Стадии доизобразительного периода………………………….5

4. Заключение……………………………………………………..10

5. Список использованной литературы………………………….11

Введение

Выявление способностей у детей и правильное их развитие – одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях человек к рисунку, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности.

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, и изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

Доизобразительный период

Так уж сложилось в языке, что искусство (живопись, графика, скульптура) называется «изобразительным» и область художественного творчества в педагогических программах для детей также называется «изобразительной» деятельностью. А вот период художественных опытов самых маленьких художников специалисты назвали «доизобразительным», поскольку изображать малыши еще ничего не могут.

Основным «художественным» занятием в этом возрасте являются «игры с художественными материалами». Эта деятельность природосообразна с возможностями малыша и сутью творчества. Кроха познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Запахи, краски, звуки удивляют, завораживают и заполняют его сознание. Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых.

Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыш знакомится с их свойствами и качествами. Это очень полезное занятие для будущего художника! Через такие незатейливые манипулятивные игры кроха постепенно переходит к использованию художественных материалов по назначению.

Доизобразительный период – это период «каракулей», «марания», который, начинаясь в возрасте 1,5 – 2 лет, длится вплоть да 3 – 3, 5 лет. Этот этап продолжителен и неоднороден. У детей еще отсутствует прямое намерение изобразить что-то, интерес к изобразительной деятельности возникает в результате подражания действиям взрослого и поддерживается благодаря удовольствию от двигательной игры с карандашом.

Все, по словам специалистов, начинается с так называемого марания – юный художник начинает выводить линии на бумаге, играя по бумаге карандашом. Данный процесс доставляет ребенку множество положительных эмоций. Малышу доставляет удовольствие наблюдать, как при помощи карандаша или пальчиковых красок на чистом листе появляется что-то материальное, созданное им самим еще такими непослушными руками. Штрихи, которые оставляет ребенок на чистом листе бумаги – это пока только подражание действиям родителей или других близких родственников. Малыш пока еще не стремится выразить на бумаге что-либо определенное. Однако реальный результат его усилий, который виден и ему и окружающим, становится для ребенка предметом неподдельной радости и большой гордости.

Стадии доизобразительного периода

Период марания неоднороден и довольно продолжителен. Ребенок начинает с подражания действиям учителя (мамы, папы, бабушки и так далее), потом он начинает учиться рассматривать свои простые каракули, проводить линии, создавать в дальнейшем более сложные каракули и, в итоге, создавать полноценные законченные изображения.

Читайте также:  Влияние речевого развития на общее развитие ребенка

В своём старании передать свои мысли и эмоции при помощи цвета, формы и образов малыш проходит несколько стадий.

Доизобразительный период, как правило, начинается у малыша на втором году его жизни и сводится на нет в промежутке между тремя и четырьмя годами. В этот период детские рисунки еще не способны передавать ничего конкретного, их еще тяжело сопоставить с реальностью так как, они заключают в себе только линии различной формы, толщины и длины – как правило, именно их взрослые и называют каракулями. Однако учтите, что для малыша это очень значимый процесс, так во время марания малыш начинает первые эксперименты с различными изобразительными средствами.

У полуторагодовалого малыша нет надобности в рисовании. Для него представляют интерес только действия с бумагой и карандашом: он мнет, стучит, жует, рвет, разбирает, грызет и т.д. Тем не менее, чрезвычайно важно, чтобы в детском поле зрения периодически были различные изобразительные материалы: бумага, карандаши, краски, фломастеры и так далее. Однако помните о том, что все эти принадлежности должны быть не только яркими, чтобы привлекать внимание крохи, но и безопасными. Нужно дать ребенку возможность рассмотреть и изучить все эти предметы так, как ему хочется. Пойдите ему на встречу, конечно, кроме случаев, когда подобное знакомство не представляет угрозу его здоровью.

Второй период доизобразительной стадии марания начинается тогда, когда малыш начинает экспериментировать с пятнами и штрихами. Это говорит о том, что у малыша начинают формироваться представления о свойствах материалов и о причинно-следственной связи от различных действий с ними. Вот почему так важно не лишать малыша возможности вволю почеркать по листу бумаги или по другой подходящей для этих целей поверхности. Вы можете помочь малышу развивать фантазию, превратив безликие и бессмысленные точки, линии и штрихи в знакомые малышу образы: ветер, снег, дождь и так далее.

Третий период стадии марания – это этап создания замысловатых и уже довольно сложных каракуль. Дети уже вполне овладевают вращательными движениями кистей рук, начинают во время рисования двигать рукой по листу бумаги, начиная закруглять одни линии, преломляя другие под разными углами. Кроме того, в детских рисунках этой стадии могут появиться зигзаги, перекрещивания нескольких линий и простейшие спирали.

Кажущаяся бессмысленность детских каракулей обманчива. Рисунки малыша данного периода очень важны, так как без них дальнейшее развитие его творческих способностей невозможно.

Следующий важный творческий этап в жизни малыша – это период очень простых изображений. Случайно и неожиданно для самого ребенка получившееся изображение неизменно привлекает детское внимание. Малыш с удовольствием замечает, что его каракуля становится похожа на знакомый образ или изображение чего-либо, а также кого-либо, к примеру, на предмет или животное. Происходит это в среднем в возрасте двух с половиной лет. Отметим, что малыш еще не способен придать своему рисунку объективное сходство с реальными объектами. Однако у юного художника уже начинает формироваться замысел, то есть простейшее представление о будущем рисунке и способе создания задуманного «произведения».

Ребенок объясняет родителям: «Я буду рисовать кошку, воду, дом и так далее». Все зависит только от фантазии малыша. Ребёнок сосредоточенно черкает по листу, комментируя каждое свое действие и дополняя получающийся образ словами, таким образом, он стремится сделать рисунок более полным и содержательным. Если малыш еще мало говорит, то как правило, он мяукает, рисуя кошку, или гудит как паровоз, рисуя рельсы. Этот период важен тем, что малыш может попытаться нарисовать все, что ему захочется, так как у него еще нет страха перед возможной неудачей, который появляется у детей более старшего возраста.

Ребенок в этом возрасте хочет выразить какой-либо образ на бумаге, однако его сил и навыков еще вовсе не достаточно для того, чтобы мама или папа смогли бы без помощи юного художника понять, что же на рисунке изображено. Все дело в том, что глазомер и руки ребенка еще не приспособлены для рисования, у него пока нет навыка черчения правильных линий.

Как правило, малыш начинает с создания простых форм: нечетких кругов, своеобразных многоугольников, углов и линий. Потом начинается стадия «головоногих». Это такие рисунки, на которых все персонажи уже имеют довольно тщательно вырисованную голову, от которой сразу же начинаются руки и ноги.

В изобразительной деятельности пока еще нет замысла -рисование имеет характер игры. Возникающий образ становится для ребенка “живым” – он “кормит” птичку (ставит на листе точки), гладит ладошкой котенка.

Ребенок осваивает пространство листа, оно становится местом действия (“машина едет по дороге”, “на полянке растут красивые цветы” и т.д.). От непроизвольных действий переходит к произвольным, стремясь еще и еще раз увидеть изображение на листе. К трем годам дети все чаще создают изображения предметов разных очертаний, овальных, прямоугольных. Очень своеобразно передают динамику – изменением самого рисунка. Например, ребенок рисует зайчика, а потом густо зачеркивает его карандашом – “зайчик убежал в лес” или “спрятался”.

Узнаваемость получаемых в рисунке образов изменяет характер деятельности: возникает связь движений руки с графическим или пластическим изображением. Это уже не те случайно возникшие ассоциации, которые были ранее. Преднамеренность действий помогает ребенку передать элементарное сходство с предметом, явлением (“листопад”, “дождик”, “одуванчики растут”, “жучки бегают в травке”). Появление разнообразных форм и цветовых сочетаний придает особую выразительность первым детским рисункам.

Читайте также:  Динамическая карта развития умственно отсталого ребенка

И лишь в четыре-пять лет у большинства малышей формируется навык схематических изображений.

Важная стадия в этот период – это этап создания ребенком своеобразных схем. Малышу еще сложно нарисовать именно то, что он придумал, и он рисует простые схемы, то есть элементарные объекты, которые можно узнать только по общей форме или отдельным простым деталям. Чем взрослее делается ребёнок, тем более детальными становятся его схемы, и в итоге примерно после 6-ти лет дети начинают отказываться от простых схем и стремятся к правдоподобным и натуральным изображениям. И уже примерно к 13-ти годам у ребенка начинается период верных (реалистически точных) изображений.

То, как быстро ваш ребенок сможет овладеть навыками самостоятельного рисования и пройдет все выше перечисленные стадии, зависит исключительно от индивидуальных способностей и таланта юного художника. Однако немаловажную роль в этом процессе играет и то, как много внимания и времени уделяют родители формированию художественных способностей у ребенка.

Каждому человеку природа дала возможность искренне радоваться, ежесекундно удивляясь увиденному, придумывать и воплощать свой идеальный мир, то есть замечать и постигать его не только с помощью разума, но и при помощи чувств. Набор данных качеств как раз и требуется художнику. Задача родителей заключается в том, чтобы не просто сохранить, но и развить природные способности малыша, в независимости от того, стремятся ли родители вырастить талантливого художника или просто воспитать в ребенке любовь к прекрасному.

Важным является и то, что, по словам специалистов, рисование связано напрямую с формированием и развитием творческого и логического мышления, кроме того, оно способствует развитию таких навыков, как анализ, сопоставление, синтез, обобщение и сравнение. Во время работы над рисунком, ребенок учится отмечать внешние свойства предметов, различать второстепенные и главные детали, верно соотносить части предмета между собой и устанавливать их в соответствии с действительностью, то есть точно передавать на бумаге его пропорции, сравнивая свою работу с оригиналом и рисунками других детей. В том случае, если малыш рисует в детском саду, а в дальнейшем в обычной или в художественной школе.

В процессе создания рисунка у малыша формируется представление о цели и, соответственно, результате его труда, он учится рассуждать, оперируя понятиями, после чего делать выводы. Соответственно, идет увеличение словарного запаса ребенка. Рисование с натуры развивает детскую внимательность, а рисование по воображению формирует и укрепляет фантазию и память. Таким образом, специалисты делают вывод о том, что рисование ускоряет формирование зрительной и двигательной координации, совершенствуя мелкую моторику кистей рук в целом и каждого пальца в частности.

Постоянные упражнения в рисовании чрезвычайно важны во время подготовки малыша к школе. Переоценить его важность практически невозможно. Посудите сами, рисование учит:

– правильно держать руки и весь корпус в целом;

– соотносить наклон кисти с наклоном карандаша, контролировать размах, интенсивность движений, а также силу нажима;

– учит внимательно слушать и запоминать и делать задание по строго определенной схеме или плану, успевать закончить работу в отведенное для этого время;

– критично оценивать выполненную работу, находя и исправляя допущенные ошибки; всегда стремиться довести работу до конца;

– наводить порядок на своем рабочем месте, аккуратно складывая бумагу, карандаши, краски и так далее. Ко всему прочему это делается по собственной инициативе малыша непринужденно и легко.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что рисование – это процесс, который доставляет массу удовольствий и положительных эмоций юному художнику. Особенно тогда, когда ему удается найти удачное сочетание цветов и оттенков, что способствует максимальной схожести изображения с оригиналом. Малыш может целую неделю с гордостью демонстрировать вам «самолет» или «куклу», состоящих из двух перекрещенных линий. По возможности, каждый раз хвалите его за талантливую «работу», это придаст малышу уверенность в собственных силах и усилит его стремление к творчеству.

Заключение

Доизобразительный этап очень важен, как для самого художника, так и для его родителей, так как ребенок начинает не просто определять изображение на готовом рисунке, а уже ставит себе цель. Рисование является одним из самых интересных занятий для малыша. Связано это с тем, что оно развивает мелкую моторику ребенка, его творческие наклонности и способности, формирует навыки восприятия формы предметов и их цвета. Также немаловажно и то, что малыши, которые рисуют много и с огромным удовольствием, осваивают навыки чтения и письма быстрее и в более раннем возрасте. Изобразительное творчество малышей давно интересует психологов, педагогов и медиков. Специалисты даже разработали целую периодизацию творчества детей разных возрастов. Как правило, уже до четырехлетнего возраста дети могут овладеть множеством способностей и навыков, необходимых для рисования.

Список использованной литературы

1. С. Левин. «Ваш ребенок рисует: книга о детском рисунке» – Москва, Советский художник, 1979.

2. Топалова Е.П. «Художники с пеленок» – М.: Айрис – пресс, 2004.

3. Под ред. Проф. А. В. Петровского «Общая психология» – Москва, «Просвещение», 1977.

4. https://malishkin-club.ru/ot_1_do_3/328.html

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник