Дневники развития ребенка как метод возрастной психологии
Первоначально детская психология была чисто описательной наукой. Ее задача заключалась в феноменологическом описании процессов психического развития ребенка и их симптомов, а основная стратегия заключалась в наблюдении за процессами развития (дневниковые записи). Одним из первых исследователей осуществивших наблюдение за развитием ребенка был Ч.Дарвин (1881 год). Именно он первый описал появление улыбки ребенка на 45-46 день жизни, привязанность к взрослому в конце 5-го месяца жизни т.д.
Первой книгой по детской психологии стала книга немецкого физиолога В.Прейера «Душа ребенка» (1882 год). В его исследовании ребенок впервые был подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца 3-го года жизни, ежедневно в одни и те же интервалы времени.
Дневники развития своих детей вели многие крупные психологи. Так, В.Штерн (1871-1938 гг.) использовал дневниковые записи, которые вел со своей женой, для обоснования своих гипотез.
Ж.Пиаже (1896-1979 гг.), выделяя этапы умственного развития ребенка, часто ссылается на наблюдения за собственными внуками.
Д.Б.Эльконин (1904-1984 гг.) использовал наблюдение за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.
Существовали целые научные учреждения за детьми, где метод наблюдения за детьми был основным. В 1920 году Н.М.Щелованов организовал клинику нормального развития детей. Велось круглосуточное наблюдение, благодаря чему получили немало классических работ по детской психологии. Впервые были выявлены и описаны комплекс оживления у младенцев, особенности развития ходьбы, предметные манипуляции детей.
Виды наблюдения:
- Сплошное – охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка. Задача: описать общую картину поведения.
Выборочное – фиксирует какую-либо одну сторону поведения, которая определяется заранее.
- Скрытое – фигура наблюдателя не привлекает к себе внимания (Гезелово зеркало, кинокамеры).
Включенное – наблюдающий не только известен объекту наблюдений, но может участвовать в совместной с ним деятельности (играет, кормит, читает).
- Одноразовое (срезовое) – проводится один раз, единовременно (сравнение девочек и мальчиков в одних и тех же ситуациях).
Длительное (пролонгированное) – в течении длительного времени и осуществляется за одними и теми же детьми. Сравнивает разные этапы.
Успешность наблюдения зависит от того, насколько четко сформированы цели и от того, насколько ясно исследователь представляет себе, что он будет наблюдать.
Достоинства метода наблюдения:
-он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка;
-дает много «живых» интересных фактов;
-он позволяет исследовать ребенка в естественных условиях жизни;
-он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и для получения предварительных фактов.
Недостатки:
-трудоемкость;
-требует высокой психологической образованности;
-огромная затрата времени;
-субъективность.
Метод эксперимента в возрастной психологии. Виды.
Психологический эксперимент позволяет психологу целенаправленно вызывать интересующие его явления психики. В эксперименте психолог специально создает и видоизменяет условия, в которых находится ребенок.
Метод эксперимента оказался эффективным, экономичным и нашел широкое применение в психологии вообще и в возрастной психологии в частности.
Специфика эксперимента заключается в том, что экспериментальные условия должны быть близкими к естественным жизненным условиям ребенка и не должны нарушать привычных форм его деятельности. Эксперимент в детской психологии должен быть приближен к естественным условиям. Он так и называется естественный эксперимент. В отличие от лабораторного, который может проходить в любых ситуациях с применением самой сложной аппаратуры (эксперимент с детьми лучше проводить в форме игры, или привычных для ребенка занятиях – рисование, конструирование, отгадывание загадок и т.п.).
Одним из видов психологического эксперимента являются тесты.
Тест – это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях.
Выполнение заданий объективно оценивается в баллах, для каждой возрастной группы определяются возрастные нормы выполнения каждого задания. Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить нормально ли для своего образа развит ребенок или отклоняется от нормы.
Эту стратегию эксперимента называют стратегией срезов, поскольку здесь как бы одномоментно снимается уровень возрастного или индивидуального развития какого-либо психического процесса. Иногда стратегия срезов соединяется со способами пролонгированного исследования (сначала первый срез, через некоторое время у тех же детей второй срез т .д.)
Генетико-моделирующий или формирующий эксперимент – его суть состоит в том, что методом исследования психических процессов становится экспериментальное формирование новых способностей у детей, которые раньше ими не обладали. (Исследователь заранее формирует гипотезу о том, что лежит в основе психической способности и в чем состоят условия ее эффективного развития. Затем, основываясь на своей гипотезе, он создает (моделирует) эти условия в своем эксперименте и проводит ребенка через серию формирующих или развивающих воздействий. После этого, исследователь выясняет, произошли ли какие-либо изменения в той психической способности, развитие которой изучается.
Разные виды эксперимента могут сочетаться между собой в одном и том же исследовании (заключительный эксперимент называется контрольным).
Кроме основных методов – наблюдение и эксперимент – в возрастной психологии используются и вспомогательные методы:
- Анализ продуктов деятельности (рисунков, поделок и т.п.) – в детских рисунках отражаются эмоциональные состояния ребенка, особенности восприятия, характер отношений с окружающими.
- Метод беседы (или интервью) – возможно использовать только после 4-х лет, когда детки достаточно хорошо владеют речью.
Таким образом, основными методами возрастной психологии являются наблюдении и эксперимент. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов деятельности и метод беседы.
Источник
Наблюдение за детским развитием общепризнанно считается первым и основополагающим методом исследования в возрастной психологии. Первые систематические наблюдения за детьми принадлежат врачам, философам, педагогам, физиологам.
Многие из ученых записывали особенности развития собственных детей. Дневники наблюдений за своими детьми вели Иоганн Генрих Песталоцци (1746—1827), Чарльз Дарвин в 1877 году опубликовал дневниковые наблюдения за развитием сына Френсиса, Иоганн Вильгельм Прейер описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли. Вильям Штерн в результате наблюдений за развитием своих дочек подготовил двухтомное исследование о развитии речи. Наблюдая развитие двух своих дочерей и сына, Жан Пиаже пришел к формулировке новаторской концепции умственного развития ребёнка, изложенной в его книге «Речь и мышление ребенка».
Н.А. Рыбников в своей работе “Детские дневники как материал по детской психологии” (1946) отметил, что русские психологи по праву могут претендовать на первенство в разработке этого метода, поскольку А.С. Симонович уже в 1861 г. вела систематические наблюдения за речевым развитием ребенка от его рождения до 17 лет. Многие из отечественных педагогов и психологов вели дневниковые записи о развитии своих детей, что впоследствии ложилось в основание их научных работ. Например, А. Н. Гвоздевым опубликована двухтомная монография о развитии речи детей на основе наблюдений за развитием своего единственного сына. В. С. Мухина впервые описала развитие поведения двух сыновей-близнецов.
Положительная оценка метода дневниковых наблюдений обусловлена исследователями возможностью длительного систематического наблюдения за одним и тем же ребенком, ежедневной регистрацией изменения поведения, знанием всей истории развития ребенка, близостью к ребенку и наличием позитивного эмоционального контакта с ним. Слабые стороны этого метода учёные связывают с отсутствием единой техники наблюдения. Зачастую в дневниковых записях прослеживается субъективность в интерпретации полученных данных, а также преобладание в характеристике отношений наблюдателя к факту, а не его регистрации.
Автобиографический и биографический методы
Источником изучения возрастных изменений психики в детских и взрослых возрастах могут быть автобиографические записи или наблюдения и воспоминания других лиц, близко знавших данного человека. Причем, средством познания возрастов жизни человека могут быть как художественные, так и документальные, мемуарные произведения.
Одним из первых в отечественной психологии привлёк внимание к данному методу исследования П.Ф. Каптерев, который подготовил серию психолого-педагогических этюдов о детских годах С.Т. Аксакова, о детстве и юности Жорж Санд, о формировании двух русских талантов – поэта С.Д. Дрожжина и художника В.В.Верещагина. Наряду с анализом возрастного развития известных людей, П.Ф. Каптеревым были исследованы детские типы в произведениях Ф.М.Достоевского, проанализировано детство И.И. Обломова, героя одноименного романа И.А. Гончарова.
По мнению П.Ф. Каптерева «такими сказаниями и свидетельствами можно проверять общие теоретические положения о законах и условиях развития человека, ими возбуждается много интересных и важных психологических и педагогических вопросов, они воочию показывают, как формируется человеческая личность, какие влияния оставляют глубокие, а какие поверхностные следы на складе личности».
Умелое использование произведений крупных литературных талантов, на основе жизненного опыта и художественного чутья, отражающих особенности детской психики и её потребности, может предоставить богатый материал для возрастной психологии.
Источник
Дневники наблюдений – начало детской психологии
Оформление психологии развития (детской или возрастной психологии) как самостоятельной отрасли научного знания относится ко второй половине XIX в. К середине века в науке, в первую очередь благодаря работам Г. В. Ф. Гегеля и Ч. Дарвина, широкое распространение получил принцип развития. Этот принцип, а также диалектический метод составили ядро философии Г. В. Ф. Гегеля, который показал, что психическое развитие человека есть процесс, подчиненный определенным закономерностям. Реализация диалектического метода в изучении психики привела к необходимости определения качественного своеобразия психики человека на разных возрастных этапах, различий внутренних миров ребенка и взрослого человека.
Установленные Ч. Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу сопоставления психики животных и человека, определения движущих сил развития человека. Научная разработка этих вопросов положила начало оформлению новых направлений и подходов в психологии – психологии животных (зоопсихологии), психологии первобытных народов (этнопсихологии). Интерес к изучению детского возраста был обусловлен успехами эволюционной биологии. Под влиянием Ч. Дарвина возникла детская психология как отдельная отрасль психологической науки.
В 1876 г. французский философ, психолог, биолог И. Тэн опубликовал статью «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», в которой описал процесс усвоения речи своей дочери в сопоставлении с историческим развитием языка. Основой обоих процессов он полагал механизм ассоциаций. Отдельный этюд по детской психологии «Биографический очерк одного ребенка» (1877) принадлежит Ч. Дарвину. Очерк представлял собой описание наблюдений, которые провел автор, за поведением своего сына в период его развития от рождения до 10 месяцев.
Вслед за этими статьями стали появляться исследования в форме наблюдений за развитием ребенка (В. Прейер, Дж. Селли, С. Холл, В. Штерн, К. Гросс, К. Бюлер и другие). Наибольшее влияние на становление детской психологии как научной отрасли оказал В. Прейер. В 1881 г. он опубликовал книгу «Душа ребенка», представляющую собой итог многолетних наблюдений по строго разработанной схеме за развитием ребенка.
Записи В. Прейера возникли в ходе его эмбриологических исследований и представляли собой попытку перехода от изучения жизненных процессов в утробный период к их анализу в первые годы жизни. Важнейшей особенностью внеутробной жизни он считал психогенез – возникновение и развитие психической реальности. Принципиально новым в его трактовке было обращение к фактору наследственности, которому отводилась такая же важная роль, как и активности самого ребенка. Исследование В. Прейера показало путь приобретения точных научных данных о психическом развитии ребенка, стало образцом для организации объективного наблюдения и положило начало систематическому изучению психологии детского возраста. После В. Прейера становится популярной тщательная и систематическая запись наблюдений за процессом возникновения и развития двигательных, эмоциональных и речевых реакций ребенка. Книга В. Прейера была переведена на многие языки и оказала существенное влияние на развитие детской психологии.
Наблюдения ученых-биологов за развитием ребенка были новым подходом как в методическом отношении, так и с точки зрения объяснения наблюдаемых фактов: натуралист выделял и фиксировал прежде всего объективные, внешние проявления психической активности и стремился понять их биологический смысл в жизни как индивида, так и всего вида. Но не сама по себе эволюция психологических идей, а реальные потребности педагогической практики привели к интенсивному изучению психологии развития детей.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава >
Похожие главы из других книг:
Глава 1
Самое начало
Вы с волнением прислушиваетесь к своим ощущениям, внимательно всматриваетесь в свое отражение в зеркале – вы скоро станете матерью…Вас переполняют эмоции. У вас еще будет время бояться, тревожиться, беспокоиться. Для начала дайте себе насладиться
Развитие экспериментальной детской психологии
Новый этап в развитии детской психологии связан с началом экспериментальных исследований детей. Основанная В. Вундтом в 1879 г. психологическая лаборатория в Лейпциге вселила уверенность в возможности использования
Теория рекапитуляции как первая теоретическая концепция в детской психологии
Исторически первым в объяснении процессов психического развития ребенка выступил эволюционно-биологический, или натуралистский, подход. К числу его сторонников принадлежат психологи разных
Становление русской возрастной психологии (середина 50-х – начало 70-х гг. XIX в.)
Оформление предмета, задач и методов изучения развития психики человека начинается в середине XIX в. В это время в России была проведена крестьянская реформа. Отмена крепостного права
Дневники
Kielh?fer, B. & Jonekeit, S. Zweisprachige Kindererziehung. 2. Auflage. Tubingen: Stauffenburg Verlag, 1991.Saunders, G. Bilingual Children: Guidance for the Family. Clevedon: Multilingual Matters, 1982; Saunders, G. Bilingual Children: From Birth to Teens, Multilingual Matters, Clevedon, 1988.Taeschner, T. The Sun is Feminine. Berlin, Heidelberg, New York, Tokyo: Springer-Verlag,
1.1. Исторический обзор использования наблюдений за сезонными изменениями в природе в практике обучения в начальной школе
Сведения об использовании наблюдений за природными объектами для решения образовательных задач мы можем найти уже в Византийской империи, на
1.2. Место наблюдений за сезонными изменениями в природе в современной практике обучения на ступени начального общего образования
В настоящее время основные требования к результатам обучения на ступени начального общего образования определяются ФГОС НОО (2009 г.). В этом
О соотношении обучения и развития в ракурсе детской психологии и акмеологии
«Никакой метод обучения не может быть научным, если в основе его не лежит цель развития способностей свободного ума», – писал выдающийся швейцарский лингвист и педагог конца XIX – начала XX века
Как исправить плохое начало
Сьюзен, впервые ставшая матерью и очень хотевшая этого ребенка, планировала, что роды пройдут идеально и она сразу же прижмет к себе своего ребенка. Но, без вины с чьей-либо стороны, осложнение потребовало хирургического вмешательства и
Начало
Когда у меня придет молоко?Ваше настоящее молоко появится на второй-пятый день после рождения вашего ребенка, в зависимости от того, первый ли это ребенок, насколько сильно вы устали после перенесенных родов, от того, как хорошо ваш ребенок учится брать вашу грудь,
Начало процесса
Качество обучения зависит от качества учебного процесса. Необходимо установить ощущение цели. Этому помогает обсуждение таких вопросов, как:? Почему мы здесь?? Что мы стараемся сделать?? Что такое делать что-то хорошо?? Как мы можем понять, что делаем что-то
Источник
Метод объективного наблюдения предполагает планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.
Необходимые условия научного наблюдения: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объективность и систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов.
Но наблюдение как научный метод исследования не должно быть сведено к простой регистрации фактов, ведь его основная цель – научное объяснение причин того или иного явления.
М. Я. Басов (1892–1931) рассматривал объективное наблюдение как основной метод детской психологии[1]. В 1924 г. он предложил специальную методику психологического наблюдения за детьми, направленную против субъективизма в описании поведения. Басов составил специальную схему, в которой были соотнесены особенности психических функций (двигательной сферы, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи, сферы чувств, волевых процессов) детей дошкольного возраста и поведенческие моменты, в которых эти особенности, как правило, проявляются. Например, утомляемость (работоспособность) предлагалось оценивать по длительности того усилия, которое обычно прикладывает ребенок при достижении цели, настойчивости или же большей характерности порыва, одномоментного усилия. При оценке сферы чувств Басов выделял признаки, доступные объективной регистрации, а именно: легкость возбуждения; устойчивость; обилие или бедность внешних проявлений.
Существовали научные учреждения, где этот метод наблюдения был основным. Так, Н. М. Щелованов в Ленинграде в 1920-х гг. организовал клинику нормального развития детей. Круглосуточное наблюдение специалистов за поведением детей[2] позволило выявить и описать особенности развития ребенка на первом году жизни (появление комплекса оживления, становления хватания и ходьбы).
Трудности использования метода объективного наблюдения: чрезвычайная трудоемкость; большие временные затраты; пассивная, выжидательная позиция исследователя; необходимость психологической образованности наблюдателя; высокая вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений; опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов; невозможность проверки; ограниченное использование математических методов обработки данных. В процессе наблюдения исследователь фиксирует только внешние проявления поведения ребенка, симптомы (действия с предметами, высказывания), а интересуют его скрывающиеся за ними психические процессы, состояния, о которых он может только строить догадки, предположения. Наблюдатель должен быть весьма осторожен в выводах и принимать во внимание то обстоятельство, что у испытуемого в ходе какой-либо деятельности может сложиться особая мотивация, способная оказать значимое влияние на результат.
В работе В. И. Ленина “Об условиях надежности психологического эксперимента”[3] (1941) было показано, что младшие и старшие дети, решая на первый взгляд одинаковые задачи, на самом деле понимают их по-разному. При предъявлении интеллектуальной задачи вроде той, которые использовал в опытах с обезьянами В. Келлер (например, достать высоко подвешенный предмет), дошкольники действительно, не мудрствуя лукаво, пытаются достать удаленный предмет с помощью палочки. А старшие дети (7-12 лет) не используют палку, находящуюся в поле зрения, и они как будто не в состоянии решить простую задачу. Оказывается, что школьники внутренне переформулировали условия и усложнили задачу, поскольку очевидный способ показался им не тем, чего от них ждут.
Наблюдение может быть организовано как сплошное и выборочное. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей. Не исключена при этом определенная избирательность: ориентирами при отборе становятся новизна, значимость качеств и возможностей ребенка (как описано в дневнике наблюдений психолога В. С. Мухиной “Близнецы”[4]). При выборочном наблюдении фиксируется какая-либо сторона поведения ребенка или поведение в определенных ситуациях, в определенные промежутки времени (так, Ч. Дарвин наблюдал за выражением эмоций сына, лингвист А. Н. Гвоздев записывал речевые проявления сына в течение первых восьми лет жизни).
Ценность метода наблюдения состоит в том, что не существует возрастных ограничений для испытуемых (можно исследовать и самых маленьких); длительное прослеживание процесса изменений психики ребенка позволяет выявить переломные моменты – так были получены знания о критических периодах и переходах в развитии. Современные исследователи чаще используют наблюдение как метод сбора данных на начальном этапе. Однако иногда он используется и как один из основных.
Так, при изучении качеств матери, необходимых для психического развития ребенка раннего возраста, использован метод “открытого наблюдения со скрытыми целями”[5]. Были выделены ситуации взаимодействия матери и ребенка в возрасте от одного года до двух лет (предметная игра, чтение книжки), расцененные как адекватная модель для изучения системы взаимоотношений “мать – ребенок” и качеств матери как субъекта общения с ребенком и субъекта обучения его предметным действиям.
Источник