Дневник развития ребенка казьмин скачать бесплатно
В
дневнике приводятся современные
данные об основных закономерностях
психического и двигательного развития
детей от рождения до трёх лет.
Основная
задача дневника – помочь
Вам понять своего ребенка
и оценить, насколько его развитие
соответствует норме.
Колонка
“Приблизительный возраст появления
реакции” указаны ориентировочные
критические сроки появления указанных
реакций у детей в норме.
Большинство детей приобретают эти
способности раньше, и лишь незначительное
количество здоровых детей – несколько
позднее.
В
процессе чтения дневника может выявиться,
что ребенок приобретает навыки
нестандартным образом, со значительным
опережением или отставанием от критических
сроков указанных в таблице. При замедленном
темпе развития лучше обратиться за
советом к детскому врачу или детскому
психологу.
Под
общими движениями подразумевается
умение
удерживать различные положения тела и
передвигаться.
Развитие управления своим телом
происходит под влиянием созревания
центральной нервной системы, которое
в большой степени предопределено
генетическими факторами. На качество
общих движений и их своеобразие оказывают
также влияние состояние здоровья и
условия, в которых развивается ребенок.
В организации общих движений участвуют:
Название
реакции
Приблизительный
возраст появления реакции
Лежа
на спине, совершает беспорядочные
изолированные сгибания и разгибания
рук и ног.
1,5
мес.
Лежа
на животе, приподнимает голову
2
мес
Лежа
на животе, поднимает голову по средней
линии на 45 градусов и удерживает ее
(неустойчиво).
3
мес
Лежа
на спине, удерживает голову по средней
линии.
3
мес
Лежа
на животе, поднимает голову на 45-90
градусов (грудь приподнята, опирается
на предплечья, локти на уровне или
впереди плеч).
4
мес
Лежа
на спине, прижимает голову к груди по
средней линии и сводит руки вместе.
4
мес
Лежит
на животе, ноги раздвинуты в стороны,
больше опирается на одну руку.
4
мес
Когда
тянут за ручки, пытается присесть.
4,5
мес
Сидя
с поддержкой за поясницу, удерживает
голову прямо.
5
мес
Лежа
на спине, трогает ручками колени.
5,5
мес
Лежа
на спине, разгибая шею и спину,
перекатывается на бок.
6
мес
Лежа
на животе, опирается на вытянутые руки
(кисти раскрыты, грудь приподнята,
подбородок опущен).
6
мес
Сидит
(если посадить) с опорой на руки,
свободно поворачивает голову в стороны.
6
мес
Лежа
на спине, поднимает ноги вверх и трогает
ступни.
7
мес
Лежа
на животе, опирается на предплечье
одной руки, другой тянется за игрушкой.
7
мес
Посаженный
сидит с прямой спиной без поддержки,
руки свободны. Может наклоняться
вперед, назад и в стороны, но легко
теряет равновесие.
7,5
мес
Лежа
на животе, разгибается, приподнимает
голени и вытянутые в сторону руки
(“ласточка”).
8
мес
Лежа
на животе, поворачивается по кругу.
8
мес
Устойчиво
сидит без поддержки, может при этом
свободно заниматься игрушкой.
8
мес
Стоит
с поддержкой за грудь, пытается
“пружинить” на ножках (туловище
слегка наклонено вперед).
8
мес
Лежа
на боку, приподнимает голову.
8
мес
Переворачивается
со спины на живот, вращая туловище.
8,5
мес
Сидя
без опоры, поворачивает туловище в
сторону и берет предмет, оборачивается
и смотрит назад.
9
мес
С
живота переваливается на бок, опираясь
на одно предплечье, смотрит назад.
9,5
мес
Переворачивается
с живота на спину (тазовый пояс вращается
относительно плечевого).
9,5
мес
Ползает
на животе.
9,5
мес
Встает
на четвереньки (на колени и кисти) из
положения на животе, может раскачиваться
на четвереньках вперед-назад.
10
мес
Из
позы на четвереньках высоко поднимает
одну руку, чтобы достать предмет.
10
мес
Сидя
без поддержки, не падает, когда тянется
в сторону.
10
мес
Встает
на четвереньки из положения сидя.
10
мес
Встает,
держась за опору.
11
мес
Стоя,
держится за опору и раскачивается,
переступая с ноги на ногу
11
мес
Садится
из положения на четвереньках.
11
мес
Стоит,
придерживаясь одной рукой. Поворачивается
и тянется другой рукой за игрушкой.
11
мес
Подтягивается
на руках, чтобы встать, использует
позицию стоя на одном колене.
11
мес
Присаживается
и/или наклоняется, держась за опору.
11
мес
Ползает
на четвереньках.
1
год 1 мес
Переступает
боком вдоль мебели (стены).
1
год 1 мес
Переступает
около мебели в пол-оборота к направлению
движения.
1
год 1 мес
Из
положения стоя опускается на колени,
держась рукой за мебель.
1
год 1 мес
Стоит
без опоры несколько секунд.
1
год 1 мес
Ходит
самостоятельно, подняв руки, широко
расставив ноги.
1
год 1 мес
Присаживается
на корточки из положения стоя, снова
встает
1
год 2 мес
Встает
с пола без поддержки.
1
год 3 мес
Ходит
самостоятельно, руки свободны и
расслаблены.
1
год 3 мес
Присаживается
на корточки и играет в этой позе.
1
год 6 мес.
Залезает
на диван, кресло.
1
год 6 мес.
Из
положения стоя наклоняется и вновь
выпрямляется.
1
год 6 мес.
Встает
с маленького стульчика (с опорой)
1
год 6 мес.
Бежит,
смотря под ноги.
1
год 6 мес.
Ходит,
может внезапно остановиться и
повернуться.
2
года
Садится
на маленький стульчик.
2
года
Поднимается
по лестнице приставным шагом, держась
за перила и за руку взрослого
2
года
Подталкивает
ногой мяч на ходу.
2
года
Ходит
задом наперед.
2
года
Несет
большой предмет (до 30 см в диаметре).
3
года
Перешагивает
через препятствия.
3
года
Идет
по полосе шириной 30 см самостоятельно.
3
года
Встает
с маленького стульчика без опоры.
3
года
Встает
на цыпочки.
3
года
Стоит
на правой ноге 3 секунды
3
года
Стоит
на левой ноге 3 секунды.
3
года
Спускается
по лестнице с опорой приставным шагом.
3
года
Поднимается
по лестнице с опорой попеременным
шагом.
3
года
Поднимается
и спускается по шведской стенке (1
метр)
3
года
Пинает
мяч с размаху.
3
года
Подпрыгивает
на месте, еле отрывая ноги от пола.
3
года
Перепрыгивает
через веревку на земле.
3
года
Подпрыгивает
на месте, расставив ноги.
3
года
Держит
ноги на трехколесном велосипеде, когда
катают.
3
года
Крутит
педали велосипеда, когда едет прямо
3
года
Проходит
на цыпочках 3 метра.
3
года
Источник
Многие родители спрашивают о таблицах, по которым можно обследовать ребенка.
Сразу оговоримся: специалисты всего мира не рекомендуют использовать специальные таблицы для детей с различными нарушениями развития.
Использование общих таблиц позволяет нам ориентироваться на обычное развитие детей, а особенности развития ребенка должны найти свое отражение в программе развития, которую составляют на основании обследования.
Представляем вам ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ, который представляет собой 11 последовательных ступеней, которые соответствуют развитию детей раннего возраста.
Помимо этого, мы предлагаем вашему вниманию “Дневник развития ребенка” Авторы Казьмин А.М., Казьмина Л.В.
Чтобы наши усилия были эффективны, нужно ясно представлять себе возможности ребенка – с одной стороны, и требования, которые предъявляет к нему окружающий мир – с другой. Для того, чтобы получить эти сведения проводится обследование ребенка.
Обследование
Обследование ребенка проводится по двум направлениям:
- C точки зрения развития ребенка. Для этого используются таблицы развития ребенка. Мы рекомендуем использовать поэтапные таблицы развития, которые помогают нам увидеть целостное развитие ребенка, а не только перечень имеющихся у него навыков по разным направлениям развития.
Для того, чтобы понять уровень развития навыков мы предлагаем вам использовать таблицы развития детей раннего возраста. Как один из возможных вариантов мы предлагаем вам Дневник развития ребенка , представляющий собой 11 таблиц, отражающих поэтапное развитие ребенка раннего возраста с рождения до 3 лет. У детей с отставанием развития использование таблиц возможно до 3,5 – 4 лет. При обследовании важно определить, на каком этапе/ступени развития находится ребенок, какие навыки у него сформированы, какие навыки только начали формироваться, а каких нет совсем.
- С точки зрения системы требований с учетом социализации (детский сад, коллектив сверстников). Для этого используются таблицы навыков и компетенций
Такое обследование позволяют нам составить индивидуальную, социально ориентированную программу для ребенка.
Мы планируем напечатать эти таблицы , но пока вы можете пользоваться материалами семинара для родителей.
Как реализуется программа развития ребенка?
Прежде всего, в игре и в быту.
При использовании данного подхода создаются условия для того. чтобы навыки формировались и закреплялись в процессе повседневной жизни и игры, все навыки объединялись в ключевые компетенции, необходимые для социализации ребенка. Данный подход предусматривает также активную позицию ребенка, которые понимает, что и зачем он делает, и ему интересно все происходящее.
Как может быть организован компетентностный подход у ребенка раннего возраста?
Дом, семья – это оптимальное место, где может и должен расти и развиваться ребенок. Постоянная структура: помещение, временные рамки, близкие люди, с которым общается и взаимодействует ребенок – все представляет собой основу, базу развития ребенка. ребенок исследует мир вокруг себя, наблюдает за действиями взрослых, запоминает их, старается повторить, взаимодействует и общается с близкими. Все это при правильной организации может стать основой для гармоничного развития ребенка.
Как родители могут обучиться использованию компетентностного подхода для развития ребенка в естественной среде.
- На примере одного навыка и ключевой компетенции рассматривается новый способ обучения ребенка
- Родители и/или специалисты используют на практике таблицы формирования компетенций и навыков
- Родители/специалисты используют универсальные таблицы, подбирая конкретное содержание в зависимости от условий и семейной ситуации. Используемые методы и приемы зависят от особенностей, предпочтений и интересов ребенка
- При подборе конкретных игр, заданий и занятий можно использовать различные пособия для родителей
Составление программы развития ребенка с точки зрения компетентностного подхода:
При организации обучения используется следующая последовательность
- Обследование ребенка с помощью таблиц развития
- Составление программы занятий
- Реализация программы
• Формирование навыков
• Закрепление сформированных навыков в игре и в быту
• Включение навыков в компетенции, которые формируются с учетом ситуации и окружения ребенка - Отслеживание динамики развития. Повторение цикла.
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДНЕВНИК РАЗВИТИЯ
Дневник представляет собой адаптированные педиатрические таблицы наших коллег из Великобритании.
Как пользоваться таблицами?
Если ребенок совсем маленький, до трех- пяти месяцев, то все просто: начинаете с первой и/или второй ступени.
В остальных случаях вам придется поискать ту ступень развития, которая наиболее полно подходит вашему ребенку.
Что подразумевается под словом “подходит”?
Это значит:
Предыдущая ступень доступна ребенку почти полностью (несколько неосновных навыков можно просто перенести на данную ступень)
Данную ступень ребенок выполняет частично: задания по ряду пунктов выполняет самостоятельно, есть задания, которые он выполняет с вашей помощью, что-то пока не выполняет совсем.
Если совсем нет заданий, которые ребенок выполняет сам и по своей инициативе, вернитесь на предыдущий этап и возьмите его за основу.
При поиске нужной вам ступени не ориентируйтесь на развитие экспрессивной речи и развитие крупной моторики.
Эти стороны требуют отдельных занятий и мы их пока выделим отдельно.
После того, как вы определили, на какой ступени развития находится ребенок, приступайте к занятиям.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИГР и ЗАНЯТИЙ
Начните с чтения предисловия.
На третье странице вы увидите таблицу, в которой мы попытались сделать привязку ступеней дневника к этапам наших книг. Так вам проще будет найти задания и игры для малыша.
Что делать с проблемными сторонами развития (собственная речь ребенка и двигательное развитие).
И в этом случая вы можете пользоваться предложенными книгами, но лучше, если дополнительно вы сможете использовать консультативную помощь специалиста.
Источник
Оригинал взят у psyteaman в Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет
Те, кто меня знают, те знают, что значительное время я проработал в иппотерапии (терапия различных нарушений с помощью занятий на лошадях). Там занимаются дети с различными проблемами развития. И вот, в среде родителей таких детей, огромным авторитетом пользовался доктор Казьмин. В частности, он мог четко поставить диагноз, дать прогноз развития и методы реабилитации, когда обычные врачи говорили, что “в таком раннем возрасте ещё ничего нельзя сказать”, или что нужно ещё долго исследовать и изучать. А, как известно, отклонения в развитии детей поддаются коррекции тем легче, чем раньше начата эта самая коррекция…
Так вот, у доктора этого есть книга: Казьмин А.М., Казьмина Л.В. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет. Про сроки нормального появления тех или иных навыков и реакций у маленьких детей. Воспользуйтесь поиском и найдете.
А я дам небольшой отрывок из книги:
“…Следует иметь в виду, что если ребенок родился недоношенным, то при оценке развития правильно ориентироваться не на реальный возраст, а на тот, который ребенок имел бы, будучи рожденным в срок…
Название реакции и приблизительный возраст появления реакции
Лежа на спине, совершает беспорядочные изолированные сгибания и разгибания рук и ног. 1,5 мес.
Лежа на животе, приподнимает голову 2 мес
Лежа на животе, поднимает голову по средней линии на 45 градусов и удерживает ее (неустойчиво). 3 мес
Лежа на спине, удерживает голову по средней линии. 3 мес
Лежа на животе, поднимает голову на 45-90 градусов (грудь приподнята, опирается на предплечья, локти на уровне или впереди плеч). 4 мес
Лежа на спине, прижимает голову к груди по средней линии и сводит руки вместе. 4 мес
Лежит на животе, ноги раздвинуты в стороны, больше опирается на одну руку. 4 мес
Когда тянут за ручки, пытается присесть. 4,5 мес
Сидя с поддержкой за поясницу, удерживает голову прямо. 5 мес
Лежа на спине, трогает ручками колени. 5,5 мес
Лежа на спине, разгибая шею и спину, перекатывается на бок. 6 мес
Лежа на животе, опирается на вытянутые руки (кисти раскрыты, грудь приподнята, подбородок опущен). 6 мес
Сидит (если посадить) с опорой на руки, свободно поворачивает голову в стороны. 6 мес
Лежа на спине, поднимает ноги вверх и трогает ступни. 7 мес
Лежа на животе, опирается на предплечье одной руки, другой тянется за игрушкой. 7 мес
Посаженный сидит с прямой спиной без поддержки, руки свободны. Может наклоняться вперед, назад и в стороны, но легко теряет равновесие. 7,5 мес
Лежа на животе, разгибается, приподнимает голени и вытянутые в сторону руки (“ласточка”). 8 мес
Лежа на животе, поворачивается по кругу. 8 мес
Устойчиво сидит без поддержки, может при этом свободно заниматься игрушкой. 8 мес
Стоит с поддержкой за грудь, пытается “пружинить” на ножках (туловище слегка наклонено вперед). 8 мес
Лежа на боку, приподнимает голову. 8 мес
Переворачивается со спины на живот, вращая туловище. 8,5 мес
Сидя без опоры, поворачивает туловище в сторону и берет предмет, оборачивается и смотрит назад. 9 мес
С живота переваливается на бок, опираясь на одно предплечье, смотрит назад. 9,5 мес
Переворачивается с живота на спину (тазовый пояс вращается относительно плечевого). 9,5 мес
Ползает на животе. 9,5 мес
Встает на четвереньки (на колени и кисти) из положения на животе, может раскачиваться на четвереньках вперед-назад. 10 мес
Из позы на четвереньках высоко поднимает одну руку, чтобы достать предмет. 10 мес
Сидя без поддержки, не падает, когда тянется в сторону. 10 мес
Встает на четвереньки из положения сидя. 10 мес
Встает, держась за опору. 11 мес
Стоя, держится за опору и раскачивается, переступая с ноги на ногу 11 мес
Садится из положения на четвереньках. 11 мес
Стоит, придерживаясь одной рукой. Поворачивается и тянется другой рукой за игрушкой. 11 мес
Подтягивается на руках, чтобы встать, использует позицию стоя на одном колене. 11 мес
Присаживается и/или наклоняется, держась за опору. 11 мес
Ползает на четвереньках. 1 год 1 мес
Переступает боком вдоль мебели (стены). 1 год 1 мес
Переступает около мебели в пол-оборота к направлению движения. 1 год 1 мес
Из положения стоя опускается на колени, держась рукой за мебель. 1 год 1 мес
Стоит без опоры несколько секунд. 1 год 1 мес
Ходит самостоятельно, подняв руки, широко расставив ноги. 1 год 1 мес
Присаживается на корточки из положения стоя, снова встает 1 год 2 мес
Встает с пола без поддержки. 1 год 3 мес
Ходит самостоятельно, руки свободны и расслаблены. 1 год 3 мес
Присаживается на корточки и играет в этой позе. 1 год 6 мес.
Залезает на диван, кресло. 1 год 6 мес.
Из положения стоя наклоняется и вновь выпрямляется. 1 год 6 мес.
Встает с маленького стульчика (с опорой) 1 год 6 мес.
Бежит, смотря под ноги. 1 год 6 мес.
Ходит, может внезапно остановиться и повернуться. 2 года
Садится на маленький стульчик. 2 года
Поднимается по лестнице приставным шагом, держась за перила и за руку взрослого 2 года
Подталкивает ногой мяч на ходу. 2 года
Ходит задом наперед. 2 года
Несет большой предмет (до 30 см в диаметре). 3 года
Перешагивает через препятствия. 3 года
Идет по полосе шириной 30 см самостоятельно. 3 года
Встает с маленького стульчика без опоры. 3 года
Встает на цыпочки. 3 года
Стоит на правой ноге 3 секунды 3 года
Стоит на левой ноге 3 секунды. 3 года
Спускается по лестнице с опорой приставным шагом. 3 года
Поднимается по лестнице с опорой попеременным шагом. 3 года
Поднимается и спускается по шведской стенке (1 метр) 3 года
Пинает мяч с размаху. 3 года
Подпрыгивает на месте, еле отрывая ноги от пола. 3 года
Перепрыгивает через веревку на земле. 3 года
Подпрыгивает на месте, расставив ноги. 3 года
Держит ноги на трехколесном велосипеде, когда катают. 3 года
Крутит педали велосипеда, когда едет прямо 3 года
Проходит на цыпочках 3 метра. 3 года
Источник
- Развитие от А до Я
Молодые родители очень часто беспокоятся о том, правильно ли развивается их малыш, особенно, если этот ребёнок — первый. Когда малыш должен научиться приподнимать голову? В каком возрасте должен сам садиться? Когда начнет ходить? Не отстает ли ребенок от сверстников?
Мамы и папы начинают штудировать всевозможную литературу, консультироваться у врачей и знакомых, искать ответы на форумах в Интернете. Чтобы облегчить жизнь родителей и избавить их от лишних тревог, российскими специалистами был разработан «Дневник развития ребёнка от рождения до трех лет».
Что такое «Дневник развития ребёнка»
Этот «Дневник» написали кандидаты медицинских наук, практикующие детские неврологи и психологи Казьмин А.М. и Казьмина Л. В. Оба специалиста заслужили репутацию профессионалов, способных даже у совсем маленького ребенка увидеть отклонения в развитии и рекомендовать эффективную программу реабилитации.
«Дневник развития ребёнка» можно скачать в интернете или просто купить — благо стоит он совсем недорого. Книга была создана на основе зарубежных анкет наблюдений за развитием малышей, а также опыта и результатов, полученных российскими учеными.
«Дневник развития ребенка» — это удобный и полезный инструмент наблюдения за малышом. И, одновременно, отличная подсказка для родителей — на какие особенности развития нужно обращать внимание, какие упражнения и игры будут полезны вашей крохе.
Книга состоит из 9-ти разделов, каждый из которых посвящен какой-либо одной стороне развития ребёнка. В начале каждой главы есть вступление, которое кратко характеризует эту область развития, описывает её суть и значение.
В большинстве разделов приведены сводные таблицы с перечислением наиболее важных реакций малыша, самые главные из них выделены жирным шрифтом — именно им необходимо уделять особое внимание!
После описания реакции идут две графы: «Приблизительный возраст проявления реакции» и «Возраст первого проявления реакции». Первая графа заполнена — в ней приведены примерные цифры для нормально развивающихся детей, а вот вторую графу вы будете заполнять сами.
Зачем нужен «Дневник»
Эта книжка предназначена, в первую очередь, родителям. «Дневник» поможет определить, насколько правильно развивается ваш ребёнок, отстаёт ли он от сверстников или же, наоборот, опережает их.
Кроме этого «дневник»:
- Поможет вам лучше узнать и понять своего малыша. Помня о том, что дневник необходимо заполнять, вы будете внимательнее наблюдать за ребенком, отмечать и анализировать нюансы, которые иначе могли бы пропустить.
- Подскажет вам, как правильно развивать ребёнка — какие упражнения, игры и игрушки использовать, на что обращать внимание. В таблицах перечислены «правильные» реакции ребёнка того или иного возраста. Невольно, вы будете ориентироваться именно на них, а значит, подбирать игры, игрушки и упражнения, рекомендованные авторами, для тренировки этих навыков.
- Пригодится, чтобы быстрее познакомить нового врача с вашим ребёнком при смене места жительства и лечебного учреждения.
- Понадобится при визите к детскому психологу, неврологу, логопеду.
- Поможет воспитателю детского сада учесть индивидуальные особенности вашего малыша.
- Станет для вас и ваших детей отличным воспоминанием. Ведь это только сейчас вам кажется, что забыть то или иное событие просто невозможно, и вы всегда будете помнить, когда пошёл ваш ребёнок, когда он впервые сказал «ма» и прочие милые и очень важные вещи. На самом деле, всё очень быстро забывается. В памяти остается лишь общая информация, а факты, отмеченные в «Дневнике», будет легко вспомнить в любой момент.
- Станет подспорьем при воспитании следующих детей. Заполняя «Дневник» для каждого ребёнка, вы сможете сравнивать их успехи и примерно ориентироваться на достижения предыдущих детей.>
Где приобрести «Дневник»
- «Дневник развития ребенка» можно скачать бесплатно, например, отсюда. Файл в формате PDF можно распечатать, переплести или вставить в папку и заполнять «Дневник» вручную.
- Можно купить книжку — стоит она недорого. Тогда вам не придётся думать о том, как не потерять отдельные листочки распечатанного документа.
- Можно скачать таблицы в формате MS Word и заполнять «Дневник» на компьютере. Правда, в них обычно нет пояснений авторов.
Вероятно, эта ссылка предназначена для родителей, уже купивших книгу для старшего ребенка и теперь нуждающихся только в новых таблицах для новорожденного.
Как заполнять «Дневник»
Перед тем, как приступить к заполнению, обязательно внимательно прочитайте книгу. Так вы познакомитесь с закономерностями развития ребёнка до трех лет, увидите, какие разделы нужно будет заполнять, прочтете список рекомендованных игрушек.
Заполнение «Дневника» не займет много времени — делайте это тогда, когда у вас есть желание и настроение. Правда, регулярность всё-таки надо соблюдать.
Авторы рекомендую вносить данные:
- до года — 1 раз в месяц;
- от года до двух лет — 1 раз в 3 месяца;
- от двух лет до трёх лет — 1 раз в 4 месяца.
В каждом разделе, после таблиц, есть место для записей наблюдений, которые вы сочтете важными. Например: «узнал бабушку», «ему нравится мелодия из такого-то «мультика» и т. д.
В таблицах одна графа уже заполнена. Это — приблизительный возраст появления той или иной реакции для малышей с нормальным развитием. Ваша задача заполнить графу, расположенную рядом, «своими» данными. Учтите, что для недоношенных детей, цифры нужно корректировать.
«Дневник развития ребенка от рождения до трёх лет» Казьмина А.М. и Казьминой Л.В. — верный и надежный советчик. Главная задача этой книги — сделать так, чтобы родители могли сами следить за развитием ребенка и, в случае необходимости, быстро прийти ему на помощь.
Некоторые мамы и папы считают, что приведенные в таблицах цифры-ориентиры слишком занижены и любой ребенок их опережает, в этом есть доля истины. Сами авторы говорят, что 95% нормально развивающихся детей будут «обгонять» эти показатели.
А вот если ребёнок отстает от сроков, приведенных в таблицах, то это серьезный повод обратиться к детскому врачу, ведь главное — не упустить момент. И тогда ваш малыш обязательно вырастет крепким и здоровым!
Девочки! Давайте делать репосты.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉
Gnomik.ru
©
Источник