Дневник развития ребенка до трех скачать
В
дневнике приводятся современные
данные об основных закономерностях
психического и двигательного развития
детей от рождения до трёх лет.
Основная
задача дневника – помочь
Вам понять своего ребенка
и оценить, насколько его развитие
соответствует норме.
Колонка
“Приблизительный возраст появления
реакции” указаны ориентировочные
критические сроки появления указанных
реакций у детей в норме.
Большинство детей приобретают эти
способности раньше, и лишь незначительное
количество здоровых детей – несколько
позднее.
В
процессе чтения дневника может выявиться,
что ребенок приобретает навыки
нестандартным образом, со значительным
опережением или отставанием от критических
сроков указанных в таблице. При замедленном
темпе развития лучше обратиться за
советом к детскому врачу или детскому
психологу.
Под
общими движениями подразумевается
умение
удерживать различные положения тела и
передвигаться.
Развитие управления своим телом
происходит под влиянием созревания
центральной нервной системы, которое
в большой степени предопределено
генетическими факторами. На качество
общих движений и их своеобразие оказывают
также влияние состояние здоровья и
условия, в которых развивается ребенок.
В организации общих движений участвуют:
Название
реакции
Приблизительный
возраст появления реакции
Лежа
на спине, совершает беспорядочные
изолированные сгибания и разгибания
рук и ног.
1,5
мес.
Лежа
на животе, приподнимает голову
2
мес
Лежа
на животе, поднимает голову по средней
линии на 45 градусов и удерживает ее
(неустойчиво).
3
мес
Лежа
на спине, удерживает голову по средней
линии.
3
мес
Лежа
на животе, поднимает голову на 45-90
градусов (грудь приподнята, опирается
на предплечья, локти на уровне или
впереди плеч).
4
мес
Лежа
на спине, прижимает голову к груди по
средней линии и сводит руки вместе.
4
мес
Лежит
на животе, ноги раздвинуты в стороны,
больше опирается на одну руку.
4
мес
Когда
тянут за ручки, пытается присесть.
4,5
мес
Сидя
с поддержкой за поясницу, удерживает
голову прямо.
5
мес
Лежа
на спине, трогает ручками колени.
5,5
мес
Лежа
на спине, разгибая шею и спину,
перекатывается на бок.
6
мес
Лежа
на животе, опирается на вытянутые руки
(кисти раскрыты, грудь приподнята,
подбородок опущен).
6
мес
Сидит
(если посадить) с опорой на руки,
свободно поворачивает голову в стороны.
6
мес
Лежа
на спине, поднимает ноги вверх и трогает
ступни.
7
мес
Лежа
на животе, опирается на предплечье
одной руки, другой тянется за игрушкой.
7
мес
Посаженный
сидит с прямой спиной без поддержки,
руки свободны. Может наклоняться
вперед, назад и в стороны, но легко
теряет равновесие.
7,5
мес
Лежа
на животе, разгибается, приподнимает
голени и вытянутые в сторону руки
(“ласточка”).
8
мес
Лежа
на животе, поворачивается по кругу.
8
мес
Устойчиво
сидит без поддержки, может при этом
свободно заниматься игрушкой.
8
мес
Стоит
с поддержкой за грудь, пытается
“пружинить” на ножках (туловище
слегка наклонено вперед).
8
мес
Лежа
на боку, приподнимает голову.
8
мес
Переворачивается
со спины на живот, вращая туловище.
8,5
мес
Сидя
без опоры, поворачивает туловище в
сторону и берет предмет, оборачивается
и смотрит назад.
9
мес
С
живота переваливается на бок, опираясь
на одно предплечье, смотрит назад.
9,5
мес
Переворачивается
с живота на спину (тазовый пояс вращается
относительно плечевого).
9,5
мес
Ползает
на животе.
9,5
мес
Встает
на четвереньки (на колени и кисти) из
положения на животе, может раскачиваться
на четвереньках вперед-назад.
10
мес
Из
позы на четвереньках высоко поднимает
одну руку, чтобы достать предмет.
10
мес
Сидя
без поддержки, не падает, когда тянется
в сторону.
10
мес
Встает
на четвереньки из положения сидя.
10
мес
Встает,
держась за опору.
11
мес
Стоя,
держится за опору и раскачивается,
переступая с ноги на ногу
11
мес
Садится
из положения на четвереньках.
11
мес
Стоит,
придерживаясь одной рукой. Поворачивается
и тянется другой рукой за игрушкой.
11
мес
Подтягивается
на руках, чтобы встать, использует
позицию стоя на одном колене.
11
мес
Присаживается
и/или наклоняется, держась за опору.
11
мес
Ползает
на четвереньках.
1
год 1 мес
Переступает
боком вдоль мебели (стены).
1
год 1 мес
Переступает
около мебели в пол-оборота к направлению
движения.
1
год 1 мес
Из
положения стоя опускается на колени,
держась рукой за мебель.
1
год 1 мес
Стоит
без опоры несколько секунд.
1
год 1 мес
Ходит
самостоятельно, подняв руки, широко
расставив ноги.
1
год 1 мес
Присаживается
на корточки из положения стоя, снова
встает
1
год 2 мес
Встает
с пола без поддержки.
1
год 3 мес
Ходит
самостоятельно, руки свободны и
расслаблены.
1
год 3 мес
Присаживается
на корточки и играет в этой позе.
1
год 6 мес.
Залезает
на диван, кресло.
1
год 6 мес.
Из
положения стоя наклоняется и вновь
выпрямляется.
1
год 6 мес.
Встает
с маленького стульчика (с опорой)
1
год 6 мес.
Бежит,
смотря под ноги.
1
год 6 мес.
Ходит,
может внезапно остановиться и
повернуться.
2
года
Садится
на маленький стульчик.
2
года
Поднимается
по лестнице приставным шагом, держась
за перила и за руку взрослого
2
года
Подталкивает
ногой мяч на ходу.
2
года
Ходит
задом наперед.
2
года
Несет
большой предмет (до 30 см в диаметре).
3
года
Перешагивает
через препятствия.
3
года
Идет
по полосе шириной 30 см самостоятельно.
3
года
Встает
с маленького стульчика без опоры.
3
года
Встает
на цыпочки.
3
года
Стоит
на правой ноге 3 секунды
3
года
Стоит
на левой ноге 3 секунды.
3
года
Спускается
по лестнице с опорой приставным шагом.
3
года
Поднимается
по лестнице с опорой попеременным
шагом.
3
года
Поднимается
и спускается по шведской стенке (1
метр)
3
года
Пинает
мяч с размаху.
3
года
Подпрыгивает
на месте, еле отрывая ноги от пола.
3
года
Перепрыгивает
через веревку на земле.
3
года
Подпрыгивает
на месте, расставив ноги.
3
года
Держит
ноги на трехколесном велосипеде, когда
катают.
3
года
Крутит
педали велосипеда, когда едет прямо
3
года
Проходит
на цыпочках 3 метра.
3
года
Источник
На четвертом году жизни развитие происходит не так стремительно, как до трех лет. В большинстве своем оно проявляется в появлении все более сложных размышлений. Тем не менее постаралась выделять и записывать новые достижения.
Сейчас Яне уже 6, дневники развития за другие года смотрите тут.
С 3 лет до 3 лет 6 мес.
Физические метрики на начало четвертого года: вес 15,9 кг, рост 1 метр, обувь 27 размер.
Игровая деятельность: После моего выхода на работу количество занятий существенно уменьшилось и это даже правильно, ведь Яна в три года уже научилась полноценно играть и теперь добывает знания посредством игр. Сюжетные игры у Яны остаются в фаворитах. Практически все ситуации с которыми она сталкивается в жизни она прорабатывает на куклах и плюшевых игрушках. В детской у Яны целый мир, в который она пускает не всех и не всегда и еще там много правил, которые надо выполнять ???? .
Развивающие занятия: Мы продолжаем заниматься всем понемножку, но теперь появились предпочтения. Яна очень любит занятия на память с историями по карточкам и лепить животных. Не очень любит заниматься с развивающими пособиями, но уже понимает слово «надо» и мы ими занимаемся в обязательном порядке примерно раз в три дня. Избегает рисования. Помимо прочего мы просто очень много беседуем, я при этом пытаюсь довести полезную информацию.
Лепка: в Июне (Яне было 3 г. 2 мес. ) мы совершили переход от лепки массой к лепке пластилином. Т.е. ранее лепка больше сводилась к разминаю массы/теста и использованию аксессуаров для лепки. Теперь происходит целенаправленная лепка конкретных объектов, чаще всего животных. Революция произошла случайно и вопреки желанию Яны. Яна была убеждена в том, что она неспособна лепить и рисовать красиво. Убедить в обратном её было невозможно, просто в определенный момент времени она это поняла и закрылась от творческой лепки и рисования. Опережая различные советы о критике, заранее скажу, что никто никогда её творчество не критиковал, как раз наоборот. Но у Яны в некоторых случаях уже проявляется несвойственная возрасту критичность. Так вот, в один прекрасный летний день я объявила, что мы будем лепить пластилином и показала пачку Крохи (мягкий сорт пластилина, детали которого хорошо прилепляются друг к другу в отличие от масс для лепки my-shop, этот пластилин до трех лет большинству детей не подойдет, так как он пачкается и липнет к рукам и столу в отличие от масс предназначенных для малышей). У Яны этот пластилин вызвал бурный протест. Как-то мы уже в два года пытались лепить Крохой и ничего кроме заляпанных рук из этого не вышло. Но я не отступила и заявила, что она может не лепить, а просто сидеть наблюдать за мной. Комментируя свои действия, я лепила мишку, предлагая ей повторять за мной. Трехлетки, когда протестуют не слушаются, но тут всё прошло идеально. Яна повторяла все действия за мной. В результате получился неожиданно хорошенький медвежонок. Яна была в восторге. Затем мы подобным образом лепили зайцев, лисичек и даже принцессу. К сожалению, фото поделок сделать пока не успела.
Рисование: В прошлом году тренируясь на водных раскрасках, Яна научилась держать кисточку почти по-взрослому. В конце третьего года появилась блокировка неуверенности в собственных силах и отказы от рисования. Время от времени мы пробуем рисовать по разному (разными инструментами и мазками), но в силу эпизодичности занятий в последнее время Яна стала снова держать кисть и карандаш неверно и как следствие рисунок красивым не получается, хотя уже мог бы. В любом случае про рисование мы не забываем и я уверенна в будущем Яна его полюбит заново.
Развивающие пособия: Из развивашек на данный момент вплотную занимаемся по Игралочке Л.Г.Петерсон (labirint, my-shop, ). На мой взгляд, серия Игралочка представляет собой лучшие пособия для развития мышления дошкольников. У меня в планах скупить все учебники Петерсон в качестве развивающей основы для Яны. Может кто-то из «старых» читателей помнит интригу о том, что я выбрала школьную программу для Яны. Раскрываю секрет, я при этом имела ввиду, программу Петерсон. К сожалению, все программы для развитых детей из школ убирают. Грядет уравниловка, поэтому будем осваивать эти знания в семейном кругу. На данный момент прошли задания из книжек для 3-4 лет из серии Дошкольная мозайка (labirint, my-shop, ), при этом исключали сборники и задания на рисование, раскрашивание и знание алфавита. Тетради Gakken совсем «не пошли». Думаю, Яну отпугнул стиль картинок. Мне тоже кажутся страшноватыми грубые компьютерные рисунки.
Развивающие игрушки: Всем, кто желает прокачать до автоматизма счет в пределах 10, рекомендую, игру Земляничные тропинки (my-shop). Яна при помощи этой игры научилась совершать с легкостью логические операции с числами в пределах 5. Играли пару месяцев почти каждый день. В 3г.5 мес. хитом стала игра Барабашка (my-shop). Особенность игры в том, что взрослым она тоже интересна. Игра рассчитана на детей постарше (от 6 лет). Яна отлично справляется с заданиями и ей это приносит большое удовольствие.
Чтение: Читаем сказки про принцесс. Освоили серию книг Джулии Дональдсон. Нежно любим сказки про животных Беатрис Поттер (my-shop, ), хотя на мой взгляд их лучше начинать читать лет с 4-х. Язык хорош, но сложноват для малышей. С другой стороны несколько книг для более старшего возраста активно обогащает словарный запас.
Речь: Часто использует длинные сложные предложения. Не выговаривает звук «р», есть проблемки с «ш», «с». После шипящих изредка происходит путаница с произношением гласных ( путает «у» — «ю», «и» — «ы»).
Отчет по результатам 3 лет 6 мес.
Неожиданно в течении лета произошел огромный скачек в развитии, а я уже приготовилась к тому, что прогресс с возрастом происходит все медленней и незаметней.
Физические метрики: вес 16,1 кг, рост 104 см, отечественный размер обуви 27,5.
Навыки самообслуживания: теперь Яна одевает сама практически всю одежду без узких горловин и сложных подкладов. Занимается бесконечными переодеваниями. Одежду выбирает сама. Зачастую выглядит нелепо, но изменить что-то в своем образе категорически не позволяет. Я лишь украдкой подсовываю более сочетаемые варианты. Моя следующая цель — завязывание элементарного узелка, но Яна пока не хочет этим заниматься. Впервые начала одевать самостоятельно футболки 05.08.2016. Научила этому воспитательница в детском саду.
Помощь по дому: Помимо самообслуживания, Яна начала активно помогать по дому. Уборка игрушек с пола, порядок на её столе теперь закреплен за ней. Также она регулярно практикует мытье полов, посуды и стирку :-). Пока это все происходит в очень урезанном варианте :-), и больше вносит хаоса, но я стараюсь минимально вмешиваться в процесс. Мытье полов заключается в смачивании тряпки под краном и протирании пола. Посуда моется вся, которая бывает найдена у раковины, в том числе чистая. Одежда для стирки Яна выбирает из шкафа. Пока принцип выбора мне не понятен и большая часть стирки Яны состоит из чистых вещей. Хорошо объем стирки всего 2-3 вещи в день. Стирка Яны заключается в смачивании вещей под краном с последующей просьбой развешать белье. Помимо вышеперечисленного Яна убирает обувь на обувную полку, в том числе взрослую обувь. Потребовала для своих ботинок личную обувную губку и теперь иногда смазывает свои ботинки. При купании моет губкой с мылом стены в ванной. Получается достаточно чисто. Требует определенного порядка в детской, хотя некоторые момент спорные :-).
Период почемучки: Заметила я начало этого периода 17/08/2016. Помимо элементарных и иногда глупых почему, задается появилось много достаточно сложных вопросов и наблюдений. Например:
- После прочтения «Айболита»: «А в нашей больнице доктора тоже ночью не спят?»;
- Про рисунки в книжке — «Почему некоторые животные нарисованы без одежды, а некоторые в одежде?».
- После прочтения «Федорино горе» — «У книжки нет ног, а здесь(на рисунке) с ногами. Я не люблю книжки и тарелки с ногами.»
- 26.08.2016 обнаружила, что у головоногов, которых она нарисовала в начале третьего года отсутствуют «туловища».
Ориентация в пространстве: Отлично знает дорогу в парк недалеко от дома (около 500 метров). Думаю, осилила бы изучение более длительного маршрута, но предпочитает прогулки в парке.
Другие наблюдения по развитию личности на данном возрастном промежутке: Любит выдвигать предложения по планированию дня в основном предложения связаны с поездками и угощениями. Поучает других детей.
Игровая деятельность:
- Любимая игра — «в доктора», при этом за цикл игры лечим около 15-20 игрушек. Добавили в игру элементы, типовых ситуаций: звонок в больницу с описанием произошедшего, при необходимости вызова врача на дом мама малышей должна сообщать свой адрес и ФИО.
- Появились новые любимые игрушки: популярная игра-бродилка Djeco Люданимо. (My-shop, ), лягушачий балансир Djeco (my-shop.ru, ). Обе игры супер-хиты, всем рекомендую. Люданимо подходит для деток от года, только играть надо по свои правилам — селить игрушки в домики и собирать пирамиду. Около трех можно уже играть как в классическую бродилку с кубиком. Также мы постепенно осваиваем игры карточные Djeco. Несколько вечеров увлечено играли в Волшебные картинки (my-shop), Coloformix, Topologix. Первая игра идет комфортно и полностью соответствует возрасту, две вторые с затруднениями, но вызывают большой интерес, поэтому иногда играем. Еще из свежих приобретений у нас «Животные» Melissa & Doug (My-shop). Шикарная игрушка на достаточно большой возрастной диапазон. Лет с двух можно начинать выкладывать геометрические фигуры по контурам, а ближе к трем можно показать ребенку, как заменять ромб двумя треугольниками, гексагон — шестью треугольниками или двумя трапециями и т.п. развиваем комбинаторику. Из девчачьего купили набор бусин Melissa & Doug (my-shop). Дешевых аналогов я не встречала. Особенность набора — одновременно комфортные и тонкие шнурки и отверстия. В комплекте 5 длинных тонких шнурков. На концах шнурки обработаны пластиком — длинна пластика 4 см, диаметр кончиков около 2,5 мл. Т.е. для трехлетки они очень тоненькие, при этом достаточно гибкие чтобы малыш не укололся и достаточно твердые чтобы комфортно их нанизывать на бусины. В общем набор стоит своих денег. Бусин не очень много, но трехлеткам вполне достаточно.
- В 3 г 5 м. Яна полноценно и увлеченно начала играть с куклами.
Чтение:
- Яне неожиданно полюбился ритм стихов Хармса (my-shop, labirint). Но у меня сложилась к его творчеству претензия связанная с обилием термином курильщика.
- Летом на пару недель Яна западала на Город добрых дел Ричарда Скарри (my-shop,) На мой взгляд, книга далеко не идеальная. Встречаются моменты неактуальные в современное время, но более интересных вариантов про профессии мне найти пока не удалось.
- Увлеклись историями про Машу и Ойку (my-shop, labirint, ). Для нас эта книга оказалась хитом. Книга написана в помощь родителям для коррекции капризов малышей. Увлекательные истории о двух маленьких девочках, демонстрирующие в доступной форме негативные последствия плохого поведения или дающие возможность ребенку взглянуть на ситуацию со стороны. Всем нехочухам и капризулям рекомендуется. Эффект избавления от капризов не гарантирован, но отличные эмоций от интересной книги будут 100%. Однажды мне попались негативные отзывы на эту книгу. В этих отзывах автора критиковали за его порицательную позицию «плохого поведения» и даже формирования «капризной» психики у детей. Я со своей стороны хочу сказать, что мамы идеальных детей действительно могут не читать эту книгу своим детям. Вот только большой вопрос есть ли такие мамы, у детей которых не встречались случаи плохого поведения затронутого в книге :-). На мой взгляд, автор демонстрирует плохое поведение очень тактично и показывает насколько оно невыгодно, что книга просто не может обладать обратным эффектом. Особенности книги очень образный и простой текст, его по настоящему интересно читать и слушать. Книга доступна для понимания малышей с 2,5 лет. Подойдет для тех, кто приучен к большим объемам чтения с 2,5. Мы своей экземпляр в 2,5 года подарили. Понимание было, чтение шло не очень комфортно и одновременно с этим возникла необходимость в подарке одной девочке. Новый экземпляр купили в 3,5. На данный момент по возрасту прямо в точку. Воспринимается легко. Читаем от корки до корки по два раза за день уже целую неделю. Кстати, редакций книг существует несколько. Мне нравятся иллюстрации именно нашего экземпляра. Очень милые и малышовые.
- Попытки чтения легендарных приключений Кубарика и Томатика (my-shop, labirint, ) пока проваливаются. Для тех кто ничего не знает об этой книге, поясняю — это приключенческий сборник для знакомства с первыми логическими понятиями посредством чтения художественного текста. Но похоже Яна привыкла к более живому повествованию и в тексте книги чувствует поучающую составляющую. Пока отложили на верхнюю полку.
Источник