Дневник наблюдения за речевым развитием ребенка
Показатели речевого развития | Время появления в норме | Достижения Вашего малыша (время появления) | Ваши наблюдения |
Слуховое сосредоточение на речевые звуки | 1 мес. | ||
Улыбка при общении со знакомыми людьми, первые звуки | 2 мес. | ||
Появление гуления Улыбается, когда слышит своё имя или просто ласковый голос. | 3 мес. | ||
Комплекс оживления | 3 мес. | ||
Смех при общении со взрослыми Поворачивается, услышав , что его зовут. Гулит- «гхы», «ыхы», «гы». Разговаривает таким образом с мамой, если она ему подражает. | 4 мес. | ||
Появление «свирели» (певучего гуления) Услышав звук, поворачивается и ищет его источник. | 5 мес. | ||
Появление лепета. Прекращает действия, когда слышит своё имя. | 6 мес. | ||
Начало подражаниям действиям взрослых Понимает, когда его ругают. | 6 мес. | ||
Появления и развитие модулированного лепета. Прекращает то, чем занимается, когда ему говорят «нельзя». | 8 мес. | ||
Развитие подражательных движений(«Ладушки»). Реагирует на слова «Иди ко мне», протягивая ручки. Подражает покашливанию, мычанию, цоканью. | 9 мес. | ||
Начало понимания речи. Чётко произносит одно слово (чаще всего «мама») Понимает, когда с ним прощаются. | 10 мес. | ||
Первые лепетные слова с соотнесением. Понимает названия знакомых предметов. Интересуется фотографиями. | 10-11 мес. | ||
Понимание простой инструкции, дополняемой жестами, пять- шесть лепетных слов | 11-12 мес. |
.
Вас должно насторожить, если в 1 месяц:
- Отсутствует зрительное сосредоточение. Не следит глазками за движением яркой или звучащей игрушки справа-налево.
- Крик пронзительный или очень тихий, в виде всхлипывания или вскрикивания, обычно на вдохе.
- Не реагирует на голос взрослого (хаотичные движения руками и ногами или замирает).
2 месяца
1.Плохо реагирует на обращение к нему.
2.Не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону
3.Недостаточная выразительность интонации при агуканьи.
4.Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним.
3 месяца
1.Не поворачивается в поисках источника звука.
2.Отсутствует начальное гуление
3.Не тянется полу открытой ручкой к красному предмету.
4. Не улыбается, когда к нему обращается взрослый.
4 месяца.
1.Не улыбается, когда вы с ним разговариваете.
2.Не реагирует на перемену интонации вашего голоса.
3.Не оборачивается, не поднимает голову в поисках звука.
5 месяцев.
1.Не может отличить доброжелательный и недовольный тон.
2. К концу пятого месяца ребёнок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба)
3.Не пытается отыскивать глазами людей, которых ему называют (где папа).
6 месяцев.
1.Ребёнок не отличает мать от других женщин
2.Не даёт ориентировочной или отрицательной реакции на новое лицо.
3.Лепет отсутствует или малоактивные, без интонации; в нём нет звуков П Б М
4.Не может ухватить кубик .
7 месяцев.
1.Не может стучать кубиком по столу.
2.Не пытается контактировать со взрослыми с помощью звуков.
3.Отсутствует готовность к совместной игровой деятельности со взрослыми.
8 месяцев.
1.Для привлечения внимания использует только плач.
2.Не оборачивается, когда к нему обращаются или зовут.
3.Отсутствуют подражательные игровые действия –«Ладушки», «Сорока-ворона»
4.Обильное слюнотечение, высовывает язык.
5.Не может удержать между большим и указательным пальцем пуговицу.
9 месяцев.
1.Не может повторить за взрослым 8 различных звукосочетаний и слогов.
2.Не может стучать кубиками друг о друга.
3.Не пугается и не стесняется чужих людей.
4. Не пытается самостоятельно пить из чашки и сдёргивать шапочку с головы.
10 месяцев.
1.Не машет головой в знак отрицания или рукой при прощании.
2.Не повторяет или не имитирует такое действие , которое вызывает смех у окружающих.
11 месяцев.
1. Не поддерживает чашку при питье или не может самостоятельно есть сухарь.
2. Реакция на нового человека, на незнакомое неадекватная.
12 месяцев
- Не прислушивается к музыке, не проявляет интерес к автомашинам
Не может произнести осмысленно слова – дай, мама, ляля, на, джж- машина, кхх-кошка, гав- собака.
- поведение ребенка не регулируется словами, малыш не откликается на предложение взрослых- закрой шкаф, сними шапку и т.д.
- не может удержать одной рукой 2 кубика маленьких или подать игрушку взрослому.
- обильное слюнотечение, часто открыт рот, язык лежит на нижней губе.
Дневник наблюдений
за речевым развитием
вашего крохи
Показатели речевого развития | Время появления в норме | Достижения Вашего малыша (время появления) | Ваши наблюдения |
Слуховое сосредоточение на речевые звуки | 1 мес. | ||
Улыбка при общении со знакомыми людьми, первые звуки | 2 мес. | ||
Появление гуления Улыбается, когда слышит своё имя или просто ласковый голос. | 3 мес. | ||
Комплекс оживления | 3 мес. | ||
Смех при общении со взрослыми Поворачивается, услышав , что его зовут. Гулит- «гхы», «ыхы», «гы». Разговаривает таким образом с мамой, если она ему подражает. | 4 мес. | ||
Появление «свирели» (певучего гуления) Услышав звук, поворачивается и ищет его источник. | 5 мес. | ||
Появление лепета. Прекращает действия, когда слышит своё имя. | 6 мес. | ||
Начало подражаниям действиям взрослых Понимает, когда его ругают. | 6 мес. | ||
Появления и развитие модулированного лепета. Прекращает то, чем занимается, когда ему говорят «нельзя». | 8 мес. | ||
Развитие подражательных движений(«Ладушки»). Реагирует на слова «Иди ко мне», протягивая ручки. Подражает покашливанию, мычанию, цоканью. | 9 мес. | ||
Начало понимания речи. Чётко произносит одно слово (чаще всего «мама») Понимает, когда с ним прощаются. | 10 мес. |
Вас должно насторожить, если в 1 месяц:
- Отсутствует зрительное сосредоточение. Не следит глазками за движением яркой или звучащей игрушки справа-налево.
- Крик пронзительный или очень тихий, в виде всхлипывания или вскрикивания, обычно на вдохе.
- Не реагирует на голос взрослого (хаотичные движения руками и ногами или замирает).
2 месяца
1.Плохо реагирует на обращение к нему.
2.Не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону
3.Недостаточная выразительность интонации при агуканьи.
4.Не смотрит на мать, когда она заговаривает с ним.
3 месяца
1.Не поворачивается в поисках источника звука.
2.Отсутствует начальное гуление
3.Не тянется полу открытой ручкой к красному предмету.
4. Не улыбается, когда к нему обращается взрослый.
4 месяца.
1.Не улыбается, когда вы с ним разговариваете.
2.Не реагирует на перемену интонации вашего голоса.
3.Не оборачивается, не поднимает голову в поисках звука.
5 месяцев.
1.Не может отличить доброжелательный и недовольный тон.
2. К концу пятого месяца ребёнок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба)
3.Не пытается отыскивать глазами людей, которых ему называют (где папа).
6 месяцев.
1.Ребёнок не отличает мать от других женщин
2.Не даёт ориентировочной или отрицательной реакции на новое лицо.
3.Лепет отсутствует или малоактивные, без интонации; в нём нет звуков П Б М
4.Не может ухватить кубик .
7 месяцев.
1.Не может стучать кубиком по столу.
2.Не пытается контактировать со взрослыми с помощью звуков.
3.Отсутствует готовность к совместной игровой деятельности со взрослыми.
8 месяцев.
1.Для привлечения внимания использует только плач.
2.Не оборачивается, когда к нему обращаются или зовут.
3.Отсутствуют подражательные игровые действия –«Ладушки», «Сорока-ворона»
4.Обильное слюнотечение, высовывает язык.
5.Не может удержать между большим и указательным пальцем пуговицу.
9 месяцев.
1.Не может повторить за взрослым 8 различных звукосочетаний и слогов.
2.Не может стучать кубиками друг о друга.
3.Не пугается и не стесняется чужих людей.
4. Не пытается самостоятельно пить из чашки и сдёргивать шапочку с головы.
10 месяцев.
1.Не машет головой в знак отрицания или рукой при прощании.
2.Не повторяет или не имитирует такое действие , которое вызывает смех у окружающих.
11 месяцев.
1. Не поддерживает чашку при питье или не может самостоятельно есть сухарь.
2. Реакция на нового человека, на незнакомое неадекватная.
12 месяцев
- Не прислушивается к музыке, не проявляет интерес к автомашинам
Не может произнести осмысленно слова – дай, мама, ляля, на, джж- машина, кхх-кошка, гав- собака.
- поведение ребенка не регулируется словами, малыш не откликается на предложение взрослых- закрой шкаф, сними шапку и т.д.
- не может удержать одной рукой 2 кубика маленьких или подать игрушку взрослому.
- обильное слюнотечение, часто открыт рот, язык лежит на нижней губе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Источник
Показатели речевого развития | Время появления в норме | Достижения Вашего малыша (время появления) | Ваши наблюдения |
Слуховое сосредоточение на речевые звуки | 1 мес. | ||
Улыбка при общении со знакомыми людьми, первые звуки | 2 мес. | ||
Появление гуления | 3 мес. | ||
Комплекс оживления | 3 мес. | ||
Смех при общении со взрослыми | 4 мес. | ||
Появление «свирели» (певучего гуления) | 5 мес. | ||
Лепет | 6 мес. | ||
Начало подражаниям действиям взрослых | 6 мес. | ||
Появления и развитие модулированного лепета | 8 мес. | ||
Развитие подражательных движений(«Ладушки») | 9 мес. | ||
Начало понимания речи | 10 мес. | ||
Первые лепетные слова с соотнесением | 10-11 мес. | ||
Понимание простой инструкции, дополняемой жестами, пять- шесть лепетных слов | 11-12 мес. |
Дневник наблюдений за речевым развитием нашего малыша.
Вас должно насторожить, если в 1 месяц:
- Отсутствует зрительное сосредоточение.
- Крик пронзительный или очень тихий, в виде всхлипывания или вскрикивания, обычно на вдохе.
- Не реагирует на голос взрослого (хаотичные движения руками и ногами или замирает).
2 месяца
1.Плохо реагирует на обращение к нему.
2.Не прислушивается к звону колокольчика и не следит глазами за погремушкой, которую перемещают из стороны в сторону
3.Недостаточная выразительность интонации при гуканьи
3 месяца
1.Не поворачивается в поисках источника звука.
2.Отсутствует начальное гуление
3.Не тянется полу открытой ручкой к красному предмету.
4 месяца.
1.Не улыбается, когда вы с ним разговариваете.
2.Не реагирует на перемену интонации вашего голоса.
3.Не оборачивается, не поднимает голову в поисках звука.
5 месяцев.
1.Не может отличить доброжелательный и недовольный тон.
2. К концу пятого месяца ребёнок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба)
3.Не пытается отыскивать глазами людей, которых ему называют (где папа).
6 месяцев.
1.Ребёнок не отличает мать от других женщин
2.Не даёт ориентировочной или отрицательной реакции на новое лицо.
3.Лепет отсутствует или малоактивные, без интонации; в нём нет звуков П Б М
4.Не может ухватить кубик
7 месяцев.
1.Не может стучать кубиком по столу.
2.Не пытается контактировать со взрослыми с помощью звуков.
3.Отсутствует готовность к совместной игровой деятельности со взрослыми.
8 месяцев.
1.Для привлечения внимания использует только плач.
2.Не оборачивается, когда к нему обращаются или зовут
3.Отсутствуют подражательные игровые действия –Ладушки, Сорока-ворона
4.Обильное слюнотечение, высовывает язык.
5.Не может удержать между большим и указательным пальцем пуговицу.
9 месяцев.
1.Не может повторить за взрослым 8 различных звукосочетаний и слогов.
2.Не может стучать кубиками друг о друга.
3.Не пугается и не стесняется чужих людей.
10 месяцев.
1.Не машет головой в знак отрицания или рукой при прощании.
2.Не повторяет или не имитирует такое действие , которое вызывает смех у окружающих.
11 месяцев.
1. Не поддерживает чашку при питье или не может самостоятельно есть сухарь.
2. Реакция на нового человека, на незнакомое неадекватная.
12 месяцев
- Не прислушивается к музыке, не проявляет интерес к автомашинам
Не может произнести осмысленно слова – дай, мама, ляля, на, джж- машина, кхх-кошка, гав- собака.
- поведение ребенка не регулируется словами, малыш не откликается на предложение взрослых- закрой шкаф, сними шапку и т.д.
- не может удержать одной рукой 2 кубика маленьких или подать игрушку взрослому.
- обильное слюнотечение, часто открыт рот, язык лежит на нижней губе.
Речевое развитие ребенка после года
Показатели речевого развития | Время появления В норме | Достижения вашего малыша (время появления) |
Предложение из двух слов-корней . | 1 год 3 мес. | |
Активный словарь достигает 50 слов. | 1 год 6 мес. | |
Множественное число существительных. | 1 год 8 мес. | |
Предложения из трёх слов, употребление винительного падежа существительных . | 1 год 10 мес. | |
Активный словарь состоит из 200-400 слов. | 2 года | |
Произнесение твёрдых согласных звуков [т], [д], [т] | 2 года |
Вас должно насторожить, если
- Отсутствует речь в 2 года при сохранном слухе.
- Ребенок в 2.5 года не говорит
Речевое развитие ребенка после 2-х лет
Показатели речевого развития | Время появления В норме | Достижения вашего малыша (время появления) |
Употребляет местоимение «я». | 2 года 3 мес. | |
Адекватно использует названия цветов. | 2 года 6 мес. | |
Согласует имена прилагательных с существительными в роде(кроме среднего рода) . | К 3 годам | |
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде . | К 3 годам | |
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями. | С 2 лет 1 мес. | |
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи. | К 3 годам | |
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи. | 2 года 3 месяца | |
Произносит твёрдые звуки [с], [з], [ц]. | С 2 лет 1 мес. | |
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей. | К 3 годам | |
Начинает подбирать рифмы к словам. | К 3 годам |
Вас должно насторожить,
1.Отсутствие фразовой речи или резко аграмматичная фраза при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
2.На фоне ускоренного развития речи и высокого интеллекта наблюдается нарушение плавности речи из-за судорог в артикуляционном или дыхательном отделах речевого аппарата («заикание развития»). Возможной причиной является излишняя стимуляция речи, переизбыток речевой активности, приведший к перегрузке и как следствие, к заиканию.
Показатели речевого развития | Время появления В норме | Достижения вашего малыша (время появления) |
Употребляет в активной речи слова- названия частей предметов. | 3 года 6 мес. | |
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами. | С 3 лет | |
Использует в речи приставочные глаголы. | 3 года 1 мес. | |
Появляется словотворчество. | С 3 лет | |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой(типа «жук»-«лук»). | К 4 годам | |
Произносит звуки [ш] [ж] [щ] [ч] [л] [р]. | К 4 годам | |
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи. | К 4 годам | |
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту. | К 4 годам | |
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки. | К 4 годам |
Звукопроизношение далеко от нормы. В речи множественные замены: вместо шипящих произносятся свистящие([ш]-[с], [ж] – [з], [щ] – [с]); звук «р» заменяется на [л], [л’] или [й]. Кроме этого, возможны замены твёрдых согласных соответствующими мягкими. Речь звучит как у двухлетних.
Искажённое произношение отдельных согласных звуков: [р] горловое; [р], произносимое без вибрации кончика языка,- одноударное; [л] двугубное, похожее на английское w ; свистящие звуки [с] [з] [ц], произносимые между зубами- межзубные.
Показатели речевого развития | Время появления В норме | Достижения вашего малыша (время появления) |
Использует родовые названия предметов. | 4 года 6 мес. | |
Пользуется суффиксами, образующими названия профессий. | 4 года 6 мес. | |
Может подобрать к словам антонимы. | К 5 годам | |
Продолжается словотворчество. | В течение дошкольного возраста | |
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа «рак»-«лак»). | 4 года 6 мес. | |
Определяет наличие звука в слове. | 4 года 6 мес. | |
Находит место звука в слове по трём позициям (начало, середина, конец). | К 5 годам | |
Может составить рассказ по картинке или серии картинок. | К 5 годам | |
Начало формирования внутренней(планирующей) речи. | К 5 годам | |
Звукопроизношение полностью соответствует норме. | С 4 лет 6 мес. |
Неразвитая речь, низкая речевая активность, отсутствие любознательности, бедный словарный запас- такие проявления речевого недоразвития характерны для тяжёлых речевых нарушений.
Источник
Дневник наблюдения логопеда
Дата заполнения____________ 200 г. Ф.И. ребёнка_______________________________________________
За время пребывания в группе произошли следующие изменения в речи:
1.В результате работы над развитием артикуляционных умений и навыков отмечается положительная динамика (нужное подчеркнуть): объём движений – полный, неполный: точность движений – недостаточно точные, точные; переключаемость с одного движения на другое – плохая, хорошая; другие особенности тремор, саливация, синкинезии.
2. Звукопроизношение:
Артикуляционный аппарат подготовлен к постановке звуков: _______________________________________
Поставлены и находятся на этапе автоматизации на уровне слога/слова/словосочетания/предложения
следующие звуки:_____________________________________________________________________________
- Фонематическое восприятие – грубо нарушено, нарушено, затруднено, сформировано.
Ведется работа над дифференциацией следующих фонетических групп:
_____________________________________________________________________________________________Анализ – обратных слогов, прямых слогов, 3 звуковых слогов_______________________________________
Синтез – обратных слогов, отставленных звуков, из предъявленных звуков___________________________
Представления – справляется с подбором слов с заданным звуком, с заданным местом звука в слове, с
заданным количеством звуков/слогов.
- Просодическая сторона речи: темп – нормальный, тахилалия, брадилалия; ритм – нормальный, полтерн,
заикание (легкой, средней, тяжелой степени выраженности);
интонация-повествовательная, вопросительная, побудительная.
- Воспроизведение: звуковой структуры слова – выраженная звуковая элизия, грубо нарушено, нарушено,
затруднено, сформировано; слоговой структуры слова – аппроксимация, грубо нарушено, нарушено, затруднено, сформировано.
- Словарный запас- увеличился незначительно, увеличился, существенно увеличился – за счет
номинативных слов, местоимений, имен прилагательных, числительных (количественных, порядковых),
наречий/категории состояния, антонимов (прилагательные, наречия/категории состояния, глаголы,
существительные), синонимов (прилагательные, глаголы). - Словоизменение: по числам, по падежам – динамика отсутствует, усвоено (частично, слабо, полностью).
Словообразование: Имён существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами__________________________________________________________________________________
Увеличительными суффиксами____________________________________________________________________
Приставочных глаголов возвратных глаголов ______________________________
Относительных прилаг-х притяжательных прилаг-х_______________________________
Сравнительной степени прилагательных__________________________________________________________
Наречий/категории состояния __________________________________________________________________
8. Грамматика: усвоено (частично, слабо, полностью)- категория рода имен существительных (мужской,
женский, средний), согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падежах___________________, согласование существительных с числительными 2 и 5_________________, неизменяемые существительные_________________________________________________________________.
9. Синтаксис: усвоены (частично, слабо, полностью) следующие синтаксические конструкции:
словосочетания, ПП (пропуск предикат), ПРП (пропуск предикат/второстепенных членов П, аграмматизмы),
ССП (использование союзов И, А, ДА), СПП (подчинительная часть) норма/искажено.
10. Связанная речь: диалогическая речь___________________________________________________________,
монологическая речь: составление пересказа (по серии сюжетных картин, по сюжетной картинке)_____________________________________________________________________________________
составление рассказа (по образцу, по плану, по представлению)______________________________________.
11. Психомоторное развитие имеет следующие особенности:
зрительная память – медленное запоминание, быстрое забывание, нарушены процессы припоминания.
слабая, ниже возрастной нормы, в пределах возрастной нормы;
слуховая память – медленное запоминание, быстрое забывание, нарушены процессы припоминания, слабая.
ниже возрастной нормы, в пределах возрастной нормы;
зрительное внимание – неустойчивое, устойчивое; слуховое внимание – неустойчивое, устойчивое; переключаемость – плохая, хорошая; наблюдается истощаемость;
уровень развития мышления – предметно-действенный, наглядно-образный, словесно-логический;
представление об окружающем: форма – не сформировано, сформировано в пределах возрастной нормы;
цвет – не сформировано, сформировано в пределах возрастной нормы; величина – не сформировано, сформировано, в пределах возрастной нормы;
общая моторика – грубо нарушена, нарушена, моторная неловкость, ниже возрастной нормы, сформирована в пределах возрастной нормы; мелкая моторика – грубо нарушена, нарушена, ниже возрастной нормы, сформирована, в пределах возрастной нормы;
зрительно-пространственный гнозис и праксис – не развиты, развиты, сформировано.
Источник