Для развития самостоятельности ребенка в изобразительной деятельности нужно ориентироваться на
Библиографическое описание:
Кирпач, А. А. Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности / А. А. Кирпач. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13297/ (дата обращения: 06.03.2021).
В современном мире в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям XXI века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения. Именно дошкольный возраст является сензитивным к творческой деятельности, способствующий самовыражению, самоутверждению личности. [6]
В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой, является одной из приоритетных. [1]
В последнее время дети ограничены в получении собственного опыта, так как взрослые лишают детей свободы выбора и не создают условия для развития самостоятельности. Задержка в развитии самостоятельности приводит к появлению детского непослушания, для которого нет видимых мотивов, а также вредной привычки ждать помощи от окружающих.
Что означает понятие инициативность и самостоятельность?
Самостоятельность — это положительное духовно-нравственное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. [5]
Инициатива — проявление творчества в деятельности, внутреннее побуждение к ее новым формам. [5]
Для самостоятельной деятельности дошкольника характерны умение действовать по собственной инициативе, как в знакомых, так и в новых условиях; ставить перед собой цель и планировать результат; способность выполнять необходимые для достижения цели действия без помощи взрослых; наличие самоконтроля и самооценки. [7]
Одна из распространенных точек зрения заключается в том, что самостоятельность рассматривается как высший уровень развития мышления, который характеризуется умением видеть объективно важную проблему и умением решить ее (Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнов, М. И. Заболотнев и др.). [4]
Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев). [2]
По данным ученых изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и самостоятельности детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности. [3,9]
Исследователи отмечают, что детская творческая деятельность универсальна, пластична (В. В. Давыдов), инициативна, «бескорыстна» (Н. Н. Поддьяков), «избыточна» (В. А. Петровский) синкретична (Н. А. Ветлугина, Л. А. Парамонова, О. С. Ушакова). В раннем дошкольном возрасте принципиальное значение для развития деятельности имеет практическое экспериментирование (Е. А. Флерина, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, С. Л. Новоселова и др.). [3, 10]
Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выготского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом высшей формой самостоятельности детей является творчество. [3, с. 104]
Итак, в настоящее время в методике изобразительной деятельности сложилась определенная система методов и приемов. Главная направленность этой системы — на развитие самостоятельности, инициативы и активности, которые должны повышать интерес к изобразительной деятельности, к овладению средствами и способами выразительных образов. [3, с. 105]
Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность, стремиться к достижению цели без помощи взрослых.
За годы своей работы в детском саду я обратила внимание, что самостоятельная изобразительная деятельность является одним из показателей уровня развития детей и обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность.
Через систематические наблюдения строю свою деятельность на развитие инициативности и творчества детей, через личностно-ориентированное взаимодействие, которое обеспечивает развитие инициативной личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей.
В процессе творческой деятельности моя роль, как педагога, создать условия для самостоятельного экспериментирования с материалами, освоения новых способов рисования, создания образов, где делают «открытия», стремятся получить новые знания.
Развиться самостоятельной изобразительной деятельности помогает собранная мною огромная тематическая подборка схем для рисования и лепки, конструирования из различных видов строительного материала, схемы мозаик и других настольных игр, многообразие изобразительного материала, которые находятся в доступном для детей месте.
Большую роль в моей работе играет применение нетрадиционных техник рисования. Также помогает детям проявлять инициативу доска выбора, на которой они самостоятельно выбирают, каким материалом они будут осуществлять свой замысел.
С целью совершенствования процесса умственного развития дошкольников применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников. Мною созданы различные тематические презентаций для детей, которые помогли мне интереснее сообщать детям новые знания об объектах или явлениях — «Времена года», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы», «Наш поселок», «Зимние забавы», «Зимушка-зима», а также интерактивное пособие «В гостях у веселого карандаша», компьютерная игра «Смешивание красок».
Специфика моей работы с детьми — не направлять ребенка шаг за шагом, а помочь ему почувствовать, поразмыслить сделать для себя открытие. При умелой помощи взрослого дети учатся самостоятельно видеть красоту в жизни, придумывать тему предстоящего изображения, выбирать материал для создания образа. Организовываю изобразительную деятельность так, чтобы занятия у детей вызывали позитивный настрой, желание творить, экспериментировать.
Развивая инициативу и самостоятельность у детей, мы развиваем воображение, фантазию, интеллектуальные способности, творческую активность.
Конкретно навыки самостоятельных действий заключаются в том, чтобы, уметь без посторонней помощи продумывать замысел и уметь его самостоятельно его осуществить, находить изобразительно-выразительные средства для его создания, последовательно воплощать задуманное, управлять своими действия в различных видах художественной деятельности, действовать в новых ситуациях, находить для передачи образа приемы и средства изображения. Чем богаче впечатления, получаемые ребенком, тем интереснее и богаче его самостоятельная деятельность. [8]
Я считаю, что моя роль в развитии детской самостоятельности существенна, так как моя деятельность наполнена новым содержанием, принципом, методическими идеями, направленными на развитие творческой устремленности, инициативы, вдохновения.
Литература:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
- Воспитываем дошкольников самостоятельными. Сборник статей — Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС 2000г.
- Казакова Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология»/ Т. Г. Казакова. — М.Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
- https://www.dslib.net/
- Основы Духовной Культуры (Энциклопедический Словарь Педагога) https://didacts.ru/slovari/osnovy-duhovnoi-kultury-enciklopedicheskii-slovar-pedagoga-.html
- https://studbooks.net/1861227/pedagogika/vvedenie
- https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie
- https://infourok.ru/samostoyatelnaya-izobrazitelnaya
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, развитие самостоятельности, ребенок, дошкольный возраст, моя работа, моя роль, самостоятельная изобразительная деятельность, совместная деятельность, творческая активность, творческая деятельность.
Похожие статьи
Коллективное творчество в изобразительной деятельности…
ребенок, изобразительная деятельность, творческая деятельность, дошкольный возраст, развитие творчества, впечатление, творчество.
Роль творческой деятельности как фактора формирования…
изобразительная деятельность, развитие самостоятельности, ребенок, творческая активность, совместная деятельность, самостоятельная изобразительная деятельность, моя роль, моя работа, дошкольный… Модель развития творческих способностей детей…
Условия активизации детской самостоятельной…
изобразительная деятельность, развитие самостоятельности, ребенок, творческая активность, совместная деятельность, самостоятельная изобразительная деятельность, моя роль, моя работа…
Актуальность проблемы развития творческих способностей…
Самостоятельная изобразительная деятельность дает возможность реализовать себя, использовать и развивать свои творческие способности.
В данном виде деятельности ребенок свободен в выборе материала и продолжительности работы.
Самостоятельность в изобразительной деятельности детей…
Самостоятельность в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: изобразительная деятельность, самостоятельность, старший дошкольный возраст, формирование.
Психолого-педагогические особенности развития…
изобразительная деятельность, развитие самостоятельности, ребенок, творческая активность, совместная деятельность, самостоятельная изобразительная деятельность, моя роль, моя работа, дошкольный…
Организация самостоятельной деятельности детей…
в самостоятельной деятельности детей. в совместной деятельности с семьей. Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей..
Особенности творческой работы детей старшего дошкольного…
Самостоятельность в изобразительной деятельности детей…
изобразительная деятельность, ребенок, дошкольный возраст, творческое воображение, развитие воображения, техник рисования, Детский сад, изобразительное искусство, экспериментальная…
Творческая деятельность как основа формирования…
творческая деятельность, художественное творчество, дошкольный возраст, окружающий мир, способность, творческий процесс, процесс восприятия, проблемная ситуация, изобразительная деятельность…
Источник
Поддержка детской инициативы, самостоятельности и индивидуальности в разных видах изобразительной деятельности
Самостоятельность – способность
к независимым действиям,
суждениям, обладание инициативой,
решительностью.
Ушаков Д.Н.
Нынешние ориентиры модернизации системы российского образования – доступность, качество и эффективность – предъявляют повышенные требования к дошкольному образованию.
Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ культурно целесообразного поведения, здорового образа жизни. Поэтому разработка стратегии развития дошкольных образовательных услуг в ДОУ – является актуальной и важной задачей на данный момент времени.
В условиях реализации Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования задача по воспитанию личности инициативной, самостоятельной, творческой, является одной из приоритетной.
Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, творчества (Александр Владимирович Запорожец, Александр Григорьевич Ковалев, Алексей Николаевич Леонтьев, Анна Александровна Люблинская). По данным ученых изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является наиболее эффективной для развития инициативы и самостоятельности детей. Изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самого ребенка, выражает его интересы, склонности, а самое главное, способствует проявлению его способностей. Самостоятельная художественно-творческая деятельность способствует развитию самостоятельности, инициативы, активности, творческих проявлений, интереса к собственной художественной деятельности.
Основными видами изобразительной деятельности дошкольников являются рисование, аппликация, конструирование, лепка и ручной труд. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Использование различных видов изобразительной деятельности дает ребенку широкую возможность в проявлении своих творческих задатков, в формировании личности инициативной, самостоятельной, индивидуальной.
Так в рисовании, работая по тематическому блоку «Пейзаж», рассматривание пейзажей с детьми начинаем уже с младшего дошкольного возраста. У детей возникает желание рисовать и они воплощают свои эмоции от увиденного и пережитого в свои первые пейзажи, так появляются пейзажные этюды: « Почки и листочки», «Дождик, дождик :кап-кап-кап!», «Ветер», «Вьюга-завируха», «Ненастье» и др. Дети уже в младшем дошкольном возрасте проявляют самостоятельность в выборе разного материала и проявляют инициативу в изображении элементов пейзажной живописи. Потребность в самостоятельности возникает у малыша очень рано, важно не пропустить этот момент, помочь ребёнку проявить свою индивидуальность, предоставить ему выбор и помочь раскрыть то, что заложено в каждом малыше природой. У детей старшего дошкольного возраста индивидуальность в изображении пейзажа проявляется более ярко. Каждый ребенок по своему видит изменения в природе, ощущает красоту и неповторимость природы в разное время года и отражает это в своей работе. Так дети старшего дошкольного возраста изображают природу в переходных сезонных состояниях: начало осени, золотая осень, поздняя осень. Проявляется индивидуальность и в выразительных средствах живописи-колорите, композиции, рисунке. Один ребенок изображает зиму белоснежную, а у другого зима в фиолетовых оттенках. Индивидуальность проявляется и в построении композиции.Для поддержки детской инициативы и самостоятельности используем прием незавершенных композиций, экспериментирование с цветом, где дети самостоятельно смешивают краски и находят нужный оттенок, выбирают фон и материал для передачи образа. Детская самостоятельность и инициатива поддерживается через коллективные композиции, где дети выбирают партнера, работают в паре, подгруппе.
В детских работах можно увидеть, какой дует ветер, как летят и кружатся осенние листья, несет их легкий прохладный ветерок или пронзительный злой северный ветер. Своим работам дети самостоятельно придумывают названия «Ласковое утро», «Грозный вихрь», «Северное сияние» и др. Результатом проведенной работы по ознакомлению дошкольников с пейзажной живописью стала выставка детских работ «Красивые уголки нашего города». В своих работах дети проявили индивидуальный почерк, самостоятельность при выборе сюжета, материалов и средств, способность к интерпретации художественных образов. Не случаен и выбор сюжета, каждый ребенок изображает свой любимый уголок города, а значит, у него зарождаются любовь и чувство патриотизма к своему родному краю.Каждый вид изобразительной деятельности наряду с общим эстетическим воздействием оказывает специфическое влияние на ребенка. Как показывает опыт работы педагогов нашего детского сада применение в аппликации нетрадиционных техник способствует не только развитию художественного воображения и эстетического вкуса, творческого мышления, пространственного восприятия, но и развитию детской инициативы и самостоятельности. Мы используем разные виды аппликации, которые различаются по форме (объемные, плоские), цвету (одноцветные, двуцветные) и тематике (предметная, декоративная, сюжетная). Для их создания мы используем цветную бумагу, пластилин, ткань, солому. Дети с удовольствием используют в сочетании с аппликацией технику оригами. В качестве необычных материалов для аппликации используем клейкие модули: клейкие листочки и клейкие ленты, бумажную мозайку. Дети с помощью цветочков, стрелочек, звездочек оформляют как объемные, так и плоские аппликации, тематические открытки, настенные панно. Работа с необычным материалом позволяет дошкольникам проявлять фантазию, креативность, творческий подход, учит мыслить нестандартно.
Лепка вызывает интерес практически у детей всех возрастов. Педагоги нашего ДОУ используют различный материал : пластилин, тесто, гипс, глину и различные техники работы с данными материалами.Нетрадиционная техника работы с пластилином «Пластилинография» активно используется в практике работы нашего ДОУ. («Пластилинография» («графия» – создавать, изображать, «пластилин» – материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изображение базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными, еще не знакомыми ему элементами. Темы близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства. Дети с удовольствием самостоятельно придумывают новые, интересные темы для картин. Первые успехи обязательно вызовут у детей желание создавать композиции в собственном, самостоятельном творчестве, проявлять инициативу, индивидуальность, так как эта техника является необычной, привлекающей к себе внимание и интерес. В своей работе используем такие виды пластилинографии как обратная пластилинография, пластилиновая мозайка, модульная пластилинография. Детям предоставляется большой выбор разнообразного пластилина. В пластилинографии используем те же приемы, что и в лепке: придавливание, примазывание, сглаживание, сплющивание. Цвета легко смешиваются между собой и получаются дополнительные оттенки, что помогает ребенку развить цветоощущение. Родители, посетив выставку объемных картин в детском саду активно откликнулись и посетили мастер-классы, где вместе с детьми создавали пластилиновые шедевры. Многие из родителей создали свои уголки творчества в домашних условиях, что привело к проявлению самостоятельности в творчестве детей. Системность и поэтапность в работе с пластилином при создании объемных картин позволяет детям проявить оригинальность, самостоятельно довести дело до завершенного конца.
Предлагаем вашему вниманию мастер-класс на тему «Пластилинография»
Данный мастер – класс может быть полезен родителям, воспитателям и учителям в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Цель: развитие самостоятельности, инициативы, индивидуальности посредством пластилинографии.
Материал для работы: пластилин; цветной картон; маркеры; стержни от шариковой ручки; стека; фоторамки.
Выберите себе незавершенные композиции, по желанию вы можете нанести свой рисунок: предмет, цветок, гриб, бабочку и пластилин. В данном случае мы предоставляем большой выбор пластилина. Сейчас я расскажу о нескольких видах пластилинографии, а вы сами выберите себе тот вид, который вам больше всего понравился.
1. Обратная пластилинографии – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная.
Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Т.к. на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.
При обратной пластилинографии поверхность для работы нужно предварительно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла. Перенесите рисунок на поверхность при помощи маркера или витражного контура, а затем заполните элементы рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку.
2. Модульная пластилинографии – изображение лепной картины с использованием различных элементов -валиков, шариков, косичек, дисков.
Данная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки.
3. Мозаичная пластилинографии – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина.
Такая техника наиболее простая, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур. Вы можете приступить к работе и выбрать любую технику пластилинографии.
Пока наши коллеги работают, я расскажу о других видах пластилинографии.
Существует еще несколько видов пластилинографии.
3. Прямая пластилинографии – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста. Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок заполняется более мягким пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.
4. Контурная пластилинографии –изображение предмета при помощи жгутиков.
Данная техника больше походит для старшего возраста, так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.
5. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев. Преимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.
Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта.
6. Фактурная пластилинография-изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением ( барельеф, горельеф, контррельеф)
Барелье́ф (фр. bas-relief —низкий рельеф) Барельеф — распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф). Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности. Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Необходимо раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор валиком или штампиком. Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.
Источник