Для развития самостоятельности ребенка нужно ориентироваться

«Какой у Вас самостоятельный ребенок: сам оделся, сам ложку взял, сам поел, сам нашёл себе занятие» – восхищенно говорят одни родители другим. «Как у Вас так получилось?» – задают они вопрос.

И действительно! Почему некоторые дети очень самостоятельные, а другие ждут, когда им разрешат что-то сделать. Некоторые могут сказать, что всё зависит от характера или темперамента малыша. В то время как другие будут доказывать, что всё зависит от воспитанника. Давайте разберемся, от чего всё-таки зависит самостоятельность ребенка? Как формировать самостоятельность ребенка? Нужно ли, чтобы ребенок был самостоятельным?

Самостоятельность – это не только умение позаботиться о себе в быту, но и уверенность в себе и своих силах, успешная учёба, умение делать выбор.

Часто родители говорят своим детям, что им делать: иди почисти зубы, умойся, переоденься. И так каждый день – ребенок выполняет ценные указания родителей, они довольно говорят о том, какой он у нас самостоятельный, но так ли это? Выполнить сказанное родителями – это не самостоятельность, а послушание. Ну и что тут плохого скажите Вы? Отвечу: послушные дети делают только то, что им говорят, они не инициативны, пассивны и бездейственны – отсюда и возникают многие психологические проблемы, с которыми сталкиваются в школьные годы. «Не может четко сформулировать мысль? Ничего сам не сделает без напоминания!» В будущем из таких детей получится прекрасный исполнитель, но такой ребенок никогда не будет лидером.

Самостоятельность у детей начинает формироваться довольно рано, уже в 2 года ребенок понимает, что некоторые вещи он может сделать сам без помощи родителей. Например, налить себе водички из кувшина, но что он слышит «Поставь, а то разольёшь, разобьешь, порежешься» или «Стой, туда не ходи – там опасно». Чем старше становится ребенок, тем запретов становится больше. В возрасте 3 – 4 лет, к крохе приходит понимание, что его желания могут отличаться от желаний взрослого. Когда они с мамой идут гулять, ему так хочется самому надеть сандалии, а мама делает всё сама. Из лучших побуждений, конечно. Изо дня в день ребенок начинает понимать, что ему не обязательно проявлять инициативу мама с папой сделают всё сами за него. Ребенок переходит в пассивную роль. Как не допустить развитие такой ситуации?

Условия развития самостоятельности у детей:

  • Создаём развивающую среду – у крохи должны быть свои вещи для домашнего обихода в каждом помещении, будь то ванна или кухня, которыми он сам сможет распоряжаться. Например, в ванной – тряпочка для вытирания пыли, на кухне – скалка. Когда ему захочется проявить инициативу и помочь вам в домашних делах – он сможет воспользоваться своей вещью.
  • Наберитесь терпения – самостоятельная деятельность детей может занять гораздо больше времени, конечно, у Вас бы получилось сделать всё намного быстрее и аккуратнее чем у малыша. Здесь нужно помнить о том, что Вы стараетесь воспитать самостоятельную личность.
  • Право на ошибку — каждый человек ошибается, и вы не исключение. Когда человек делает что-то в первый раз, не всегда сразу выходит хорошо, иногда для этого нужна тренировка и поддержка. Поэтому, когда Ваш ребенок что-то прольёт или рассыпет – не ругайте, а скажите «не расстраивайся в следующий раз получится лучше, а это мы просто вытрем».
  • Не делайте за ребенка, то что он может сделать сам – не мешайте ребенку, пусть сам ест, сам выберет одежду на прогулку и в детский сад, сам стелет постель.

“Нельзя”. Перед тем как сказать слово «нельзя», подумай. Говоришь ты для того, чтобы уберечь ребенка или себя от дополнительных забот? Например, переходить дорогу в неположенном месте или вылезать в открытое окно  -нельзя, а вот попрыгать по луже в резиновых сапогах или поиграть с водяными пистолетами, когда на улице жара  – можно.

Теоретические вопросы развития самостоятельности у детей мы с Вам разобрали, теперь изучим как применять их на практике. Конечно, проявление первых самостоятельных действий должны быть под присмотром родителей, особенно если это касается опасных предметов или дел. Поэтому лучше всего организовать самостоятельную деятельность детей в быту.

Навыки самостоятельного ребенка.

Инициатива в выборе одежды:

  • Вещи малыша должны находится в его доступности, на нижней полке или в нижнем ящике комода.
  • Покупая одежду, старайтесь выбирать с простыми застежками, чтобы кроха сам мог одеть или снять выбранные предметы гардероба.
  • Покажите место куда нужно бросать грязное бельё и пусть малыш сам решает, какая вещь должна туда отправиться.
  • В доме обязательно должно быть большое зеркало, в которое ребенок сможет посмотреть и решить, правильно ли он оделся и нужно ли ему причесаться.

Инициатива в умывании:

  • В ванной комнате у малыша должны быть свои гигиенические принадлежности, которыми он сам сможет пользоваться без Вашей: помощи зубная щетка, паста, мыло, полотенце.
  • Нужно поставить маленький стульчик или подставку возле раковины для того, чтобы ребенок мог сам достать всё необходимое и умыться.
  • В туалете тоже должна быть подставка, чтобы кроха без посторонней помощи мог воспользоваться унитазом, горшок и насадка на унитаз должны быть всегда в досягаемости.

Инициатива в еде:

  • Организуйте на кухне место, где будет стоять кувшинчик с водой и стакан, чтобы малыш без вашей помощи мог налить себе воды.
  • Покажите ему, где лежит тряпочка для стола, чтобы мог сам вытереть разлитую воду и не ругайте его, если он не пролил что-нибудь. Ребенок и так сомневается в своих силах, а упреками и руганью вы отобьете у него охоту что-либо делать.
  • Если малыш только начинает держать ложку – варите ему каши и густые супчики, но ни в коем случае не превращайте продукты в пюре, пусть учится жевать. Для этого можно отваривать картошку, морковь, брокколи и ломать их на кусочки.
  • В обиходе используйте только стеклянную или керамическую посуду, так кроха будет учиться осторожности.
  • Готовьте еду вместе, детям очень нравится замешивать тесто, с помощью формочек вырезайте печенье и по мере взросления ребенка усложняйте задания: нарезать хлеб, почистить овощи, помочь сварить суп.

Инициатива в засыпании:

  • С 1,5 лет ребенка можно положить в открытую кроватку, где он будет чувствовать себя свободнее, так как сможет сам лечь и сам встать с неё.
  • Разработайте вечерний ритуал: тёплое молоко с печеньем, умывание перед сном, чтение книги или колыбельная – так ребенок будет знать, что пора идти спать.
Читайте также:  Кто будет в место эмоциональных нарушений в психическом развитии ребенка

Инициатива в игре:

  • В квартире организуйте место для хранения игрушек: полки или ящики в досягаемости ребенка, чтобы он мог взять или убрать игрушку самостоятельно.
  • Краски, пластилин, раскраски, карандаши и прочее материалы для творчества должны лежать так, чтобы кроха сам мог их взять.
  • Самостоятельность детей в игре должна поощряться, чем больше интересных сюжетов для игры он придумает, тем продуктивнее будет игра.

Самостоятельная деятельность детей должна поощряться родителями: сам залез на горку, сам поехал на велосипеде, сам сварил макароны к обеду. И в таком случае инициатива и самостоятельность детей будет развиваться.  Когда ребенок становится самостоятельным, мама и папа становится чуть-чуть свободнее, они знают, что малыш не будет голодным, так как может сам жевать и держать ложку. Он не будет ходить в грязной одежде, так как сам сможет поменять ее.

Самостоятельный труд детей развивает чувство любопытства, которое в дальнейшем будет способствовать успешной учебе. Активный самостоятельный ребенок не будет ждать разрешения родителя решить возникшие у него затруднения, а примет самостоятельное решение.

Самостоятельность детей дошкольного возраста, не должна ограничиваться общепринятыми рамками дети исследователи и в силу этого придумывают массу новых способов пользования вещами.  Самостоятельность ребенка в 7 лет может выражаться в его активности, например, желании участвовать в эстафетах, концертах, проводимых в школе.

Развитие и формирование самостоятельности у детей полностью зависит от поведения родителей. От того, какого будущего они хотят для своего ребенка. Да, послушные дети — это удобно, с ними меньше проблем, но тогда и не ждите от них инициативы, самостоятельно принятых решений, активности в социальной жизни и ответственности за свои поступки.

Будьте немного ленивыми родителями и тогда у Вас будут самостоятельные и ответственные дети!

Развивайтесь с нами!

Развивайтесь.ру

Источник

Даже взрослым часто бывает сложно принять правильное решение в сложной ситуации.

Некоторые склонны терять рассудительность и совершать неправильный выбор.

Навык принятия решений необходимо развивать – каждый может научиться этому, если не боится анализировать собственный опыт.

Ссылка на источник фото

Если вы хотите, чтобы ребёнок научился принимать решения самостоятельно, необходимо убедиться, что он будет осмыслять совершённый выбор и учиться на своих ошибках.

Не стоит обходиться с детьми слишком строго – специалисты утверждают, что чрезмерный контроль только добавит ребёнку неуверенности в собственных силах.

Если ваша цель – воспитать рассудительного ребёнка, который совершает правильный выбор, вам помогут следующие советы:

1. Позвольте ребёнку принимать решения самому

Чем раньше вы позволите ребёнку делать выбор самостоятельно, тем меньше проблем у него будет с принятием решений в будущем.

Вы собрались прогуляться, а ребёнок выбрал слишком пёстрый и неуместный наряд?

Ссылка на источник фото

Позвольте ему одеться по собственному вкусу! Неважно, что подумают прохожие по этому поводу – главное, что ребёнок принял решение сам.

2. Договоритесь о сферах влияния

Объясните малышу, что пусть он и имеет право на выбор в определённых ситуациях, но вы, как родитель, должны контролировать его в ряде вопросов.

К примеру, вы можете дать ребёнку право выбирать одежду для дома, но переодевать его самостоятельно, когда ведёте его в детский сад.

Подростку можно позволить сходить с друзьями на дискотеку, если он выполнит домашнее задание или пообещает вернуться к ужину.

3. Помогите ребёнку обдумать его выбор

Главным барьером на пути развития рассудительности часто становится нежелание анализировать свой опыт.

Если вы хотите помочь ребёнку делать выбор сознательно, обязательно обсуждайте с ним решения, которые он принимает.

Также важно обратить его внимание на последствия, которые эти решения за собой повлекут.

Ваш малыш хочет собаку?

Не отказывайте сразу, если на то нет веских причин. Но непременно напомните ребёнку, что кормить и выгуливать пса ему придётся самостоятельно.

Ссылка на источник фото

4. Принимая решения самостоятельно, поясняйте свой выбор ребёнку

Если малыш с детства будет понимать, почему вы принимаете те или иные решения, ему намного проще будет принимать их самостоятельно в зрелом возрасте.

Говорите, к примеру:
– «Нужно одеться потеплее – говорят, сегодня пойдёт снег»;
– «Я куплю овощей и фруктов. В них много витаминов, а это полезно для здоровья»;
– «Нужно прибраться в квартире заранее. Завтра придут гости, и у нас не будет на это времени».

5. Учитывайте возраст ребёнка

Разный возраст предполагает разную степень ответственности.

Скажем, если малышу всего шесть, он может помочь протереть пыль или сложить свои игрушки.

Ссылка на источник фото

Ребёнку постарше можно поручить сходить в магазин, а подростку – забрать младших сестру и брата из детского сада.

6. Не ждите, что ребёнок всегда будет совершать правильный выбор

Читайте также:  Школа развития ребенка в туле

Пока ребёнок мал, он может ошибаться, и необходимо относиться к этому с пониманием.

Однако, вы поможете ему, если обсудите с ним ситуацию и поможете увидеть другие пути решения проблемы.

К примеру, вы можете спросить ребёнка, что подтолкнуло его к неверному выбору, и что он может сделать, чтобы исправить свою ошибку.

Особенно частых ошибок стоит ждать от подростков – они пока только учатся быть самостоятельными, но уже решительно отвергают родительский авторитет.

Тем не менее, постарайтесь не упорствовать в навязывании своих решений – ошибки помогут вашим детям извлечь урок из собственного опыта.

Спасибо за подписку, репост и лайк

Всего Вам доброго и будьте счастливы!

Источник

Самостоятельность ребенка напрямую связана с независимостью и свободой выбора, что придется признать и принять его родителям. Если вы хотите воспитать в сыне или дочери самостоятельность, будьте готовы столкнуться с решениями, которые они начнут принимать лично. Именно поэтому к таким переменам в жизни вашей семьи нужно ответственно подготовиться.

Когда мы были маленькими, мир за окном не казался таким враждебным. Детей оставляли играть во дворе в компании сверстников, спокойно отпускали одних в школу и на секции, отправляли в магазин за молоком и хлебом. В современных реалиях самостоятельность прививают другими способами. Главное – не упустить момент и не взрастить в малыше инфантильность, нерешительность и тревожность.

Да, вам будет страшно, ведь «он еще совсем кроха, у него мало знаний и опыта, без контроля взрослых он не обойдется». Ваши опасения имеют основания, поэтому у самостоятельности, которой вы хотите наградить ребенка, должны быть четкие рамки. Подчините свободу принятия решений правилам – и все будет хорошо.

Для чего ребенку самостоятельность?

Несамостоятельность равна зависимости. Дети, которых постоянно опекают, берегут и балуют взрослые, как правило, имеют заниженную самооценку. Они эгоистичны и не уверены в себе, что часто скрывается за агрессией, подхалимством или грубостью. Но случись что серьезное, они тут же побегут к взрослым, потому что внутри застенчивы, слабы духом, не приспособлены кжизни.

Дайте ребенку шанс научиться преодолевать трудности и выстраивать нормальные отношения с окружающими людьми, чтобы он:

  • Обрел здоровую самооценку.
  • Был активным и любознательным, нашел цель в жизни.
  • Чувствовал себя нужным. Осознавал, что ему доверяют.
  • Мог сам спланировать свой день.
  • Терпеливо и спокойно занимался делом, которое ему нравится.
  • Брал на себя допустимую для его возраста ответственность.
  • Преодолевал препятствия, не теряя силу духа.
  • Умел постоять за себя и говорить «нет».
  • Активно участвовал в социальной жизни, имел друзей.
  • Всерьез воспринимал других людей, равно как и его воспринимают всерьез.
  • Чувствовал себя свободным, довольным и счастливым.

ВАЖНО: Позволить ребенку быть самостоятельным – не значит позволить ему творить все, что вздумается. Детская самостоятельность – это необходимость и способность делать все, что можно и нужно в раннем возрасте, без помощи родителей.

Что мешает ребенку расти самостоятельным

Ваш ребенок – личность. Да, вчера вы кормили его с ложечки и меняли подгузники, но он все равно отдельный от вас человек, у которого есть возможность вырасти успешным или переложить всю ответственность за свою жизнь на вас.

Если вам больше нравится первый вариант, позвольте крохе уже с 1 года обрести самостоятельность, соответствующую его возрасту. Пусть исследует мир и пробует свои силы, а вы наберитесь терпения, забыв о том, что:

  • Вам некогда. Разумеется, одеть ребенка, собрать его игрушки по всей квартире, накормить или взять на руки, потому что он еле тащится по улице, исследуя каждый камешек, быстрее и проще. Но вам придется принимать условия игры. Если хотите воспитать самостоятельного ребенка, вот вам совет психологов: дайте ему столько времени, сколько потребуется на завязывание шнурков,уборку, питание, передвижение и т.д.
  • Это опасно. Падающие предметы, углы, разбивающиеся вазы – даже дома малыша подстерегает множество рисков. Ваша задача – обеспечить ему безопасную среду для реализации потребности в изучении всего подряд и снабдить необходимыми знаниями. Например: «Включенный в розетку утюг сильно нагревается и обжигает. Потрогай его сейчас, пока он теплый. Чувствуешь? Чтобы не получить ожог, никогда не трогай включенный утюг!». Личный опыт фиксируется в детской голове лучше, чем теоретические знания.
  • Он еще маленький. В любом возрасте ребенок сталкивается с проблемами, с которыми может справиться самостоятельно, наблюдая за последствиями своих действий и делая выводы. Покажите ему, куда ставить кроссовки после прогулки. У него получилось это один раз под вашим присмотром? Теперь он должен постоянно выполнять это действие без каких-либо отговорок. Сам.

Как помочь ребенку стать самостоятельным, сохранив с ним гармоничные отношения

  • Уберите тревожность. Большую часть действий ребенок от двух лет совершает самостоятельно. Вы можете следить за каждым его шагом, но спешить к нему на помощь стоит только тогда, когда это действительно необходимо. Но и тут нужно задать предварительный вопрос: «Тебе нужна помощь?».
  • Не «негативьте». «Не беги быстро, упадешь». «Не ходи туда, а то злой дядя тебя заберет». «Сейчас порежешься». «Сейчас уколешься». «Ноги хочешь переломать?». Вы все делаете правильно, если хотите, чтобы ваш ребенок боялся всего на свете и прижимался к вашей юбке. Кстати, такие программы срабатывают мгновенно: ребенок бежит по дорожке и понятия не имеет, что может упасть. Но мама кричит: «Осторожно!». И вот уже малыш летит носом в асфальт.
  • Стимулируйте самостоятельность. При желании за ребенка можно даже играть и разговаривать. Этим вы лишаете его стимула к развитию. Поощряйте желание одеваться, есть, листать книгу, строить пирамидки и т.д.
  • Создайте атмосферу стабильности и безопасности. Дети моментально впитывают негатив и становятся маленькими параноиками, если их родители не соблюдают режим дня, негативно высказываются о мире, сами чего-то постоянно боятся. Окружите малыша добром, показывайте новые возможности, делайте его жизнь интересной.
  • Исключите шаблоны и стереотипы. Взрослый человек – это набор готовых сценариев, система ценностей и установок, полученных с личным опытом. Вы неосознанно передаете их ребенку, но вместо того, чтобы облегчить ему жизнь, они ограничивают его мышление. Процесс воспитания – это взаимный обмен. Вы учите малыша, а он учит вас. Подключите творчество, откройте разум, будьте готовы принимать его мысли, рассуждения и умозаключения.

Любите, общайтесь, доверяйте, помогайте развиваться – и ваши дети вырастут благополучными, понимающими, цельными личностями.

Читайте также:  Мбдоу центр развития ребенка детский сад 122

А ваш ребенок самостоятельный?

Источник

Что мешает ребенку быть самостоятельным

Идеальная картина: мама просит ребенка убрать игрушки в своей комнате, и он сразу же идет и раскладывает все по местам. Картина еще идеальнее: ребенок видит беспорядок в комнате и сам убирает игрушки по местам. Но в жизни чаще бывает иначе.

Ребенок занят делом. Своим делом. И чтобы он все бросил и побежал убирать машинки, кубики, карандаши, у него должен быть весомый мотив отказаться от собственных интересов в пользу другого занятия. Родители должны объяснить, зачем им понадобилась помощь ребенка, почему он должен идти убирать игрушки. Жалобы мамы, например, “у меня уже сил нет за тобой все убирать” не действуют. Особенно если она после уборки идет заниматься фитнесом. Откуда силы? Получается, сказала неправду, придумала отговорку. И зачем в следующий раз вообще прислушиваться.

Излишняя осторожность и опасения родителей, что ребенок сделает что-то не так, что он что-то испортит, мешают развитию самостоятельности. Увы, многие мамы и папы готовы сделать всё сами, считая, что справятся быстрее и лучше. Но должно быть наоборот. Только через игру и позитивный настрой мы сможем помочь детям стать самостоятельными.

Как воспитать в ребенке самостоятельность

Этот навык закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие происходит через игры, учебную деятельность, повседневные дела.

Необходимо создавать ситуации, когда самостоятельность ценится, становится привлекательной и в какой-то мере престижной для ребенка. Первое время лучше помогать выполнять свои же просьбы. Это как в плавании: нельзя учить плавать, бросая ребенка в воду. Здесь отлично работает 4-этапная схема:

1 шаг. Мама сама собирает игрушки и предлагает малышу помочь ей.

2 шаг. Мама и ребенок вместе начинают уборку.

3 шаг. Ребенок убирается в комнате, мама приходит на подмогу.

4 шаг. Ребенок все делает сам.

Таким образом, ребенок постепенно поймет, зачем ему это надо и будет сам проявлять инициативу.

Главное не забудьте поблагодарить, похвалить и обратить внимание на то, как стало красиво или как сильно он помог, например, маме, папе, бабушке, что у них появилось больше времени на совместные игры.

В чем дети хитрее взрослых

Дети любят тянуть с выполнением родительских просьб. Есть выражение, что “дело должно отлежаться в столе”. Дети тоже очень быстро схватывают эту схему и активно пользуются ей. Подождать, а потом родители сами все сделают. Так происходит потому, что взрослым важнее добиться результата, а не самостоятельности.

Представим, ребенок рассыпал макароны. И вот он возится с ними минут 10, бабушка не выдерживает и сама быстро все собирает. Это ошибка. Ребенок ее быстро считывает и понимает, что он не справился, им недовольны. Захочет ли он в следующий раз сам все убрать? Нет, ведь есть же бабушка, которая лучше знает, которая сама отлично все сделает. Рано или поздно, но сделает.

У самостоятельных детей всегда есть четкое понимание, что они должны сделать, зачем и когда. Стоит обозначать границы ответственности ребенка: например, выбрать 2-3 дела, которые полностью будут находиться под его контролем. Первое время это могут быть совсем небольшие задачи, как например, следить, чтобы пластилин всегда лежал в баночках с плотно закрытыми крышками, или чтобы до завтрака кровать была заправлена. Это несложно. Но ребенок должен понимать, что это требование, которое он может выполнить и знает, зачем он должен это делать. Не уберет пластилин — тот засохнет. В такие моменты семья не должна тут же покупать новый, чтобы ребенок мог осознать последствия своей лени и уклонения от обязанностей.

Как связаны самостоятельность и эмоции

У самостоятельного ребенка хорошо развиты волевые качества, он более решителен и уверен в достижении своих целей. Также существует связь между самостоятельностью и эмоциями. Самостоятельный человек чаще испытывает радость, успех, счастье от преодоления трудностей. Менее самостоятельные, сталкиваясь с трудностями, чаще проявляют слёзы, невыдержанность, грубость.

Воспитание самостоятельности в ребенке — процесс не однодневный. Он требует от родителей терпения и понимания. Зато когда вы покажете детям, как вы цените их инициативу, исполнительность, активность, они сами будут искать способы брать инициативу на себя. И пусть все начинается с “охраны” пластилина от засыхания, немного погодя это выльется во взрослую самостоятельность и ответственность.

Самое важное правило для родителей

Родителям следует помнить важное правило: «Не делай за ребенка то, что он может сделать сам». Задача взрослого — поддерживать желание ребёнка быть союзником и другом. И тогда у вас вырастет человек, который умеет принимать важные жизненные решения и несет ответственность за свои поступки и слова.

Рекомендуем:

Воспитывать надо себя, а дети подтянутся

Каждого ребенка есть за что похвалить

Во сколько лет отдать ребенка в 1 класс

Источник