Для развития ребенка в утробе

Для развития ребенка в утробе thumbnail

развитие ребенка в утробе матери

Наверное, каждая женщина, ожидающая появления своего малыша на свет, готова под микроскопом разглядывать превращение крохотного комочка в милое тельце младенца. Но, к сожалению, пока такой возможности нет.

Хотя современная медицина уже предоставляет массу способов для изучения развития ребёнка в утробе матери. Конечно, приятно и интересно узнавать о том, что у твоего будущего малыша забилось сердечко или сформировались все пальчики.

Однако, информация эта необходима и для того, чтобы ещё до рождения, в случае необходимости, начать влиять на его физическое и психическое развитие.

Основные этапы внутриутробного развития

Многие женщины, уже на стадии планирования беременности, начинают усиленно заботиться о своём здоровье. Пересматривают рацион, отказываются от вредных привычек, принимают фолиевую кислоту.

Традиционно, этапы развития ребёнка в утробе матери делят на 3 триместра, каждый из которых длится три месяца или 90 дней и характеризуется значимыми изменениями в жизнедеятельности плода.

Состояние женщины на ранних и поздних сроках беременности тоже обычно неодинаково. Наблюдаются колебания в пищевом поведении и настроении.

Рассмотрим подробнее развитие ребёнка в утробе матери по неделям.

Первый триместр беременности

Женщина с тестом на беременность сидит

  • 1 и 2 недели беременности можно назвать «условными», поскольку это ещё не зарождение новой жизни, а подготовка к нему. Изменяется гормональный фон в организме женщины, яйцеклетка готовится к оплодотворению;
  • 3 неделя считается периодом зачатия и приходится на середину менструального цикла. Женщина обычно ещё не ощущает каких-либо признаков беременности, хотя могут появиться тянущие боли внизу живота или начнёт меняться пищевое поведение (читайте по теме: Беременность 3 недели, болит живот>>>);
  • На 4 неделе уже идёт активное развитие эмбриона. Он ещё совсем не похож на будущего ребёнка, но уже закладывается формирование головы, мозга, позвоночника, мышц. Появляется и начинает биться сердечко;
  • К концу 1 месяца внутриутробного развития у эмбриона заметны очертания ручек, ножек, ушей и глаз. Он уже успел вырасти в десять тысяч раз!

Именно поэтому первый триместр является ключевым в развитии плода.

  • На 5-6 неделях развития у ребёнка продолжается формирование внутренних органов (желудка, печени, почек, лёгких), кровеносной системы. Различимыми становятся пальчики. Обычно женщина начинает замечать первые признаки беременности, может появиться токсикоз (актуально: Тошнота во время беременности>>>);
  • 7-8 недели характеризуются появлением вестибулярного аппарата, как основного органа чувств ребёнка. У малыша уже есть веки, челюсти. Развивается скелет, формируются суставы. Ребёнок мимикой может реагировать на внешние раздражители, прикосновения;

В это же время он начинает шевелиться, но движения пока не ощутимы для будущей мамы, поскольку малыш ещё слишком мал. Вес его составляет 2-4 г, а длина – 12-15 мм. С помощью специального прибора (стетоскопа) уже можно услышать сердцебиение ребёнка.

  • На 9-10 неделях у ребёнка на пальцах появляются кожа и ногти. Формируются половые органы. В головном мозге интенсивно развивается мозжечок, призванный отвечать за координацию движений. Происходит дальнейшее формирование костей скелета, черепа;

В этот период возрастает потребность женщины в употреблении продуктов с высоким содержанием кальция. Читайте статью по теме: Глюконат кальция при беременности>>>).

Интересно! По истечении 9 недель беременности заканчивается эмбриональный период внутриутробного развития и начинается фетальный. С 10 недели эмбрион становится плодом. У него уже заложены практически все органы. В последующие недели идёт их активное созревание и развитие.

  • На 11-13 неделях происходит значительное увеличение головы ребёнка, за счёт развития головного мозга. Начинают расти первые волосики. Ребёнок может сосать большой палец руки, сгибать и разгибать конечности.

У него уже функционируют почки, выделяя мочу. Сформированы корни молочных зубов. Малыш чувствует шум, реагирует на звуки, тепло. Он воспринимает движения, которые передаются от мамы: если она бездействует, то и он спокоен, если она активна, то и ребёнок начинает шевелиться.

Кстати, в этот период уже можно определить, кто же прячется в животике: мальчик или девочка. Интересная статья по этому вопросу: Определение пола ребенка по УЗИ>>>.

Первый триместр завершается и, примерно с 14 недели, начинается более спокойный период для женщины, ведь угроза выкидыша значительно снижается.

К тому же, обычно, если на ранних сроках беременности будущую маму беспокоил токсикоз, то во втором триместре он отступает, женщина чувствует себя намного лучше.

Второй триместр беременности

беременная читает книгу

  1. 14-15 недели;
  • Завершается формирование головы, ручек, ножек;
  • Весит ребёнок примерно 110 г, а его рост составляет 12 см.;
  • Его движения становятся более скоординированными;
  • У малыша появляются вкусовые ощущения, он может реагировать на вещества, которые попадают от мамы в амниотическую жидкость;
  • Количество выделяемой мочи у ребёнка становится больше.
  1. На 16-17 неделях внутриутробного развития вот, что происходит:
  • Кожа ребёнка розовеет;
  • Он совершает хватательные движения, моргает, может открывать и закрывать ротик;
  • Малыш вырастает до 18 см и весит 150 г (вес может колебаться до 200 г);
  • Он часто заглатывает амниотическую жидкость;
  • Пропорции головы превышают пропорции тела;
  • Всем, кто ещё не начал разговаривать со своим ребёнком, следует начать это делать в данный период. Это способствует установлению лучшего контакта мамы с малышом и в дальнейшем – развитию речи.
  1. 18-19 недели;
  • Ощутимыми становятся шевеления плода (читайте: Шевеления на 18 неделе беременности, шевеления>>>);
  • Ребёнок слышит сердцебиение матери и течение её крови по сосудам;
  • Идёт активное развитие лёгких и бронхов;
  • Начинает работать селезёнка.
  1. Примерно с 20-21 недели активность ребёнка заметно возрастает:
  • Он перемещается в матке, толкается, двигает конечностями, может играть с пуповиной и даже улыбаться;
  • Малыш более чётко начинает различать интонации. Чем больше мама будет петь ему приятные песни, тем лучше для развития его слуха;
  • В кишечнике ребёнка начинает образовываться первый кал – меконий;
  • Малыш интенсивно растёт (длина около 30 см) и прибавляет в весе (весит 500-600 г).
  1. На 22-23 неделях соотношение головы и тела становится более пропорциональным. В этот период отмечается новый виток в развитии нервных связей и головного мозга. Происходит накопление жировой ткани. Подробнее вы можете прочитать в статье 22 неделя беременности>>>;
  2. 24-25 недели;
  • У ребёнка наблюдается связь мимики с эмоциями;
  • Он может улыбаться, если ему комфортно или сердиться, если он недоволен и, при этом, на лицо соответствующее выражение: напряжены мышцы вокруг глаз, губы сжаты. Это подтверждают фото развития ребёнка в утробе матери;
  • Некоторые исследования свидетельствуют о том, что малыш, в этот период, способен видеть сны;
  • Его кожа еще очень нежная и покрыта специальной смазкой;
  • Родившийся на данном сроке ребёнок способен выжить.
  1. К 26-27 неделе внутриутробного развития все органы малыша сформировались;
  • Его вес колеблется от 800 до 1200 г. Рост: 32-35 см.;
  • С началом функционирования эндокринной системы, происходит интенсивная выработка собственных гормонов.

Если учитывать развитие ребёнка в утробе матери по месяцам, то данный период знаменует окончание шестого месяца беременности.

Третий триместр беременности

беременная с рисунком на животе

  1. 28-29 недели;
  • Ребёнок может самостоятельно дышать;
  • Он время от времени открывает глазки;
  • В матке малышу становится всё теснее, он начинает принимать нормальное для родов положение: голова располагается внизу;
  • Интенсивно растёт головной мозг, увеличивается количество извилин;
  • Ребёнок способен узнать голос матери среди других.
  1. 30-31 недели;
  • Во время бодрствования у ребёнка глазки открыты, а когда спит – закрывает их. При ярком свете он жмурится;
  • Кожа малыша утолщается, приобретает ярко-розовый цвет;
  • Увеличиваются в размере органы пищеварения;
  • Растёт мышечная масса.
  1. 32-33 недели внутриутробного развития;
  • В этот и последующий период, рост плода и прибавка в весе становятся очень стремительными. Его длина 40-45 см, вес 1500-2000 г.;
  • Идёт формирование иммунитета;
  • Кожа разглаживается, под ней появляется жировой слой;
  • Ребёнок становится всё активнее и ему всё теснее находиться в матке;
  • Продолжается развитие нервных связей.
  1. 34-35 недели;
  • В этот период укрепляются кости малыша, поэтому, довольно часто, женщине требуется дополнительный приём кальция;
  • Продолжается развитие мышечной массы;
  • Ногти полностью выросли;
  • С кожных покровов исчезает пушок;
  • Лёгкие полностью сформированы, готовы к дыханию;
  • Активно развивается сосательный рефлекс, указывающий на то, что ребёнок готовится к правильному приёму пищи, необходимому после рождения;
  • Кал, накопившийся в кишечнике, выйдет в первые часы жизни родившегося малыша;
  • Эти недели для женщины могут ознаменоваться появлением первых тренировочных схваток.
  1. 36-37 недели;
  • Полностью сформированы половые органы, сердце. Ребёнок готов к рождению;
  • Шевеления становятся всё более ощутимыми;
  • Лицо малыша округляется из-за жировой прослойки;
  • Хрящи уплотняются;
  • Беременность свыше 37 недель является доношенной. При отсутствии патологий и нормальном весе плода (примерно 2500-2700 г), роды на данном сроке, чаще всего, проходят успешно.
  1. 38-39 недели;
  • Происходит рост волос на голове (они могут быть до 2 см);
  • Окончательно определяется положение малыша в утробе матери;
  • В его печени накапливается железо, необходимое для жизнедеятельности после рождения;
  • Завершается развитие целого комплекса рефлекторных реакций;
  • Начинает раскрываться шейка матки (по этому вопросу читайте статью: Подготовка шейки матки к родам>>>).
  1. 40-42 недели проходят в ожидании родов;
  • Завершены все стадии развития ребёнка в утробе матери;
  • К этому времени его вес обычно составляет 3000-3500 г и более, рост – от 49 до 55 см (в редких случаях — больше);
  • В некоторых случаях, длительная беременность приводит к перенашиванию плода, тогда может производиться стимуляция родов, чтобы избежать негативных последствий для малыша и мамы.

Казалось бы, почти целый год предстоит вынашивать младенца, заботиться о его и своём здоровье, волноваться о том, чтобы беременность прошла без ущерба для его развития. Но этот период проходит настолько стремительно, что большинство женщин не сразу успевают осознать, что стали молодыми мамами.

И, чем больше было проявлено внимания к малышу, общения с ним в процессе беременности, тем сильнее связь женщины с ребёнком на момент появления его на свет и тем легче должны пройти роды.

А главная задача мамы в этот период – помочь малышу почувствовать, что жизнь рядом с ней и с другими родственниками также безопасна и ещё более интересна и разнообразна, чем в её животике.

Читайте также:

  • Что нельзя делать при беременности?
  • Приданое для ребенка
  • Прогулки при беременности

Источник

Оказывается, способности детей можно формировать до рождения – тогда, когда малыш находится еще в утробе матери. Такое воспитание называется пренатальным.

К появлению собственного ребенка надо готовиться с самого детства, и не только с точки зрения сохранения здоровья, но и с психологической. Например, игры в дочки-матери – не что иное, как обучение навыкам материнства. Очень важно, чтобы беременность была желанной как для матери, так и для отца. Многолетние наблюдения показали, что те дети, появление которых родители ожидали с радостью, в жизни гораздо более открыты, жизнерадостны и успешны, чем «случайные» малыши.

Нежеланным крохам всю оставшуюся жизнь будет не хватать тепла, такой ребенок будет требовать любви от окружающих и страдать от ее недостатка, а иногда это может привести даже к озлоблению и мизантропии.

Существуют два основных канала связи ребенка с внешним миром, через которые осуществляется воздействие на формирующийся плод. Первый – непосредственное влияние окружающего мира: воздух, запахи, цвет и т. д. Второй – эмоциональное восприятие окружающего мира матерью. В первом случае яркая картина будет влиять на плод как определенное цветовое пятно (цветотерапия), а во втором – положительные эмоции мамы передадутся малышу вместе с гормоном счастья – эндорфином. Именно эмоции мамы являются определяющими для развития центральной нервной системы малыша, его мышления и памяти.

Как на малыша, находящегося в утробе, может воздействовать цвет?

Дело в том, что каждый цвет поглощается тканями организма, которые отзываются на него определенным образом. Не случайно во время беременности женщины интуитивно предпочитают определенные цвета, даже те, которые раньше им не нравились. Например, во время анемии у беременных очень полезно смотреть на оранжевый и красный цвета, а также использовать эти тона в одежде. При повышенном давлении хорошо подходят желтый, зеленый и синий цвета.

Что еще оказывает позитивное влияние на развитие малыша?

Во время беременности женщина может заниматься чем угодно – от вязания до танцев, лишь бы ей это доставляло удовольствие. Рутина и скука недопустимы. Музыка, живопись, любой вид искусства, который привлекает беременную, улучшают физическое состояние плода, положительно влияют на его сосуды и двигательную активность.

Беременной женщине стоит найти время для занятий спортом, кроме экстремальных его видов. Всем без исключения подойдет лечебная физкультура и плавание, которыми надо заниматься вплоть до родов. Многим нравится специализированная йога для беременных, которая не только укрепляет мышцы и растягивает связки, но и гармонизирует внутреннее состояние женщины. Кроме того, беременным полезен массаж, ароматерапия, натуропатия, цветотерапия и т. д.

Эмоциональное состояние мамы очень важно для будущего ребенка. Ваше хорошее и плохое настроение, радости и печали передаются малышу. Он все чувствует – помните об этом!

А есть все-таки род деятельности, который считается более предпочтительным для беременных?

В древности беременным предписывались занятия музыкой и ритуальным танцем, но и то, и другое использовалось прежде всего для медитации и релаксации.

Современной женщине необходимо освоить хотя бы элементарную технику релаксации для достижения гармонии с будущим ребенком. Тем более, что это несложно.

Нужно сесть или лечь, включить спокойную музыку и попытаться забыть обо всех проблемах, расслабить тело и убрать все суетные мысли. Затем надо представить себе малыша (это называется визуализировать) и найти с ним контакт, постараться достичь гармонии с ним, мысленно окутывая его любовью, пожелать счастья и здоровья. Так закладываются взаимоотношения «мать – дитя». Ребенок запоминает приятные ощущения, настраивается на любовь и не боится этого мира.

В дальнейшем он будет комфортно чувствовать себя в жизни, доверять людям. Дети, чьи мамы регулярно релаксировали во время беременности и были настроены на позитив, рождаются с более устойчивой психикой, меньше подвержены стрессам, не так часто болеют, намного лучше спят.

Все просто: малыш, находясь в животе, понимает, что если маме плохо, значит и мир плохой, если маме хорошо, то и мир хороший. Поэтому крайне важно научить находящегося в утробе ребенка получать удовольствие и жить в гармонии с собой и окружающими.

Полезно рисовать, используя все краски спектра. Таким образом беременная не только усиливает воздействие цвета на организм, но и творит. А любое творчество будущей мамы позитивно и полезно для внутриутробного развития малыша. Вообще, процесс созидания вызывает исключительный прилив положительных эмоций и все того же гормона счастья – эндорфина.

Правда, что с будущим ребенком можно разговаривать?

Ребенка можно и нужно вызывать на общение. Например, звать голосом в одно и то же время, сопровождая зов легкими постукиваниями по животу. Малыш постепенно начнет отвечать ударом ножки или определенным шевелением. Но не стоит слишком часто «дергать» ребенка и стимулировать его повышенную чувствительность.

Выйти на контакт с плодом помогает музыка. Проведенные исследования доказали, что малыши в утробе матери предпочитают классику и народные песни. Особенно благотворно влияет на нервную систему ребенка и формирование мозга музыка Моцарта и Вивальди. А вот рок-музыка или диссонансные музыкальные произведения, напротив, приводят плод в нехорошее возбуждение. Порой от особо сильных пассажей лицо малыша может искажать гримаса страха. Слух – известно, что плод начинает слышать в возрасте нескольких недель (сначала на звуки реагирует кожа), – играет большую роль во внутриутробном развитии.

Поэтому разговаривать с ребенком просто необходимо. Но еще лучше, если вы будете малышу петь, причем делать это нужно не только матери, но и отцу. Материнский голос – это по преимуществу высокие частоты. Они способствуют развитию верхней половины туловища малыша (мозг, легкие, моторика рук), положительно сказываются они и на сердечной деятельности. А низкие частоты отцовского голоса благотворно влияют на ножки, репродуктивную систему.

Дети, с которыми до рождения занимались родители, легче переносят осложнения в родах, у них в дальнейшем лучше память, выше интеллект.

Значит ли это, что дети запоминают все, что с ними происходит до появления на свет?

Безусловно. Эти процессы усиливаются после 34–35-й недели беременности. С этого времени дети четко запоминают мелодии, запахи, вкус. Например, если каждый вечер вы ложились спать под определенную музыку, то после появления малыша, его будет проще уложить в кроватку именно под эту мелодию.

На каком месяце беременности стоит уделить повышенное внимание занятиям с будущим ребенком?

Определенных правил не существует, главное, чтобы мама делала то, что вызывает лично у нее положительные эмоции. Но все же есть определенные рекомендации с учетом этапов развития ребенка в утробе матери. Например, считается, что четвертый месяц беременности «отвечает» за будущий характер ребенка, его интеллектуальные способности, лень. Поэтому в этот период маме стоит вести активный образ жизни, ходить в кино, театр, читать книги, общаться с людьми. Пятый месяц очень важен для формирования связи с отцом, а шестой оказывает влияние на внешние данные, дурной или хороший вкус. Именно в этот период стоит побольше ходить по картинным галереям, наслаждаться прекрасными видами природы. А вот на девятом месяце малышу можно «привить» силу духа и даже гениальность. В этот период главное для будущей мамы – не предаваться унынию, не давать воли тревогам, слезам и обидам.

Давай поговорим?

Думаете, что малыш, находясь в животике у мамы, еще не слышит ее голоса, не чувствует ее интонацию, не может «поболтать» со своим папой? Напротив, шестимесячный плод прекрасно слышит: внешний мир врывается в его жизнь водопадами звуковых вибраций, которые откладываются у него в памяти. Звуки извне могут доходить до ребенка в усиленном виде, он ощущает на себе вибрации звуковых волн, воспринимает их всем телом.

За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (между прочим, некоторые ученые считают, что мужской голос, и вообще низкие звуки, ребенок слышит более отчетливо).

Учеными установлено, что дети в животике у мамы узнают голоса родителей и реагируют на них вспышкой радости. Они понимают интонацию, настроение собеседников: если окружающие, особенно мать, говорят нервно и раздраженно, у них учащается сердцебиение, и, наоборот, частота сердечных сокращений нормализуется, когда тон разговора становится более спокойным.
Некоторые исследователи выдвигают гипотезу о том, что ребенок фиксирует язык, на котором говорят вокруг. Если малыша усыновят граждане другой страны, он легко усвоит язык, на котором говорила его мать.

Описан эксперимент, проведенный отцом над своим еще неродившимся сыном. Отец читал вслух отрывок из «Одиссеи» Гомера, находясь рядом со своей беременной женой. Когда ребенку исполнилось семь лет, ему предложили выучить наизусть два отрывка из Одиссеи. Один был взят из той части, которая была ему прочитана несколько раз еще до рождения. Знакомый отрывок ребенок выучил вдвое быстрее незнакомого.

Читайте своему малышу стихи, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, хвалите его. Объясняйте ему, что происходит вокруг (особенно это важно, если вы взволнованы или расстроены чем-то). Расскажите ребенку, как сильно вы его любите, ждете, расскажите о себе, о своих интересах и привычках, о том, что вам нравится, о том, как вы будете жить вместе. Попросите его дать вам знать, хорошо ли он себя чувствует, что бы ему хотелось «покушать», просите его сообщать, если что-то не так.

Маленькие слушатели

В своем интервью американский дирижер Борис Брот так ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку: «Эта любовь жила во мне еще до рождения». Впервые знакомясь с определенным произведением, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Он рассказал об этом при матери, которая занималась музыкой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила, что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной. О подобном феномене рассказывали и другие музыканты.

Младенцы прекрасно относятся к классической медленной музыке. Вивальди, Шопен – неизменные любимцы у еще не родившихся малышей. Впрочем, подобрать музыку не так сложно – наверняка, ребенок даст понять, что ему нравится, своими движениями. Нередко дети начинают шевелиться и толкаться в такт музыке. Очень полезно «давать послушать», как звучат разные инструменты – колокольчики, бубны, цимбалы, трещотки. Пусть мир звуков будет разнообразным и красивым!

Самое большое влияние на ребенка имеет голос самой матери: он оказывает вибрационное воздействие на клетки плода, активизируя различные биохимические процессы. Потому у многих народов популярно пение во время беременности и даже родов. Пойте малышу как можно чаще, разучите простые детские колыбельные песни.
Даже если ваш малыш и не станет в будущем музыкантом-виртуозом, он будет восприимчив к музыке, у него разовьется слух. Замечено, что у матерей, регулярно занимавшихся во время беременности музыкой, в три раза чаще рождаются дети с абсолютным слухом.

Развивайте у малыша чувство ритма: в будущем оно пригодится ему в освоении речи, музыки, спортивных упражнений, пения, танцев. Выполняйте ритмические упражнения, танцуйте, покачивайтесь из стороны в сторону под музыку. Упражнения под музыку и танцы поднимут настроение вам обоим и помогут «быть в форме».

Хорошо, если вы каждый день будете слушать небольшие музыкальные отрывки. Попробуйте включать «Времена года» Вивальди, «Детский альбом» Чайковского, произведения Шопена, Моцарта. Выбирайте то, что вам по душе. Но избегайте слишком драматических музыкальных произведений, которые могут напомнить о страданиях, неразделенной любви, смерти – малыш может проявлять беспокойство.

Источник