Для развития ребенка в ясли
Наталия Сёмина
Методическое пособие «Развивающие занятия для ясельной группы».
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь серьезные последствия? С психолого-педагогической точки зрения – это ранний детский возраст от одного года до трех лет. Этот возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Особое значение этого возраста объясняется тем,что он непосредственно связан с тремя фундаментальными жизненными приобретениями ребенка: прямохождением, речевым общением и предметной деятельностью. Но главное состоит в том, что в этом возрасте ребенок овладевает умением, которое существенным образом влияет на его последующее поведенческое, интеллектуальное и личностное развитие, а именно, способность понимать и активно пользоваться языком в общении с людьми. Через речь, которой ребенок овладевает в эти годы, он получает прямой доступ к важнейшим достижениям человеческой материальной и духовной культуры. А процесс развития речи неотъемлемо связан с развитие мелкой моторики руки. Развивая мелкую моторику рук, мы параллельно оказываем благоприятное влияние на развитие интеллекта ребенка. Именно поэтому особое внимание на занятиях следует уделять продуктивной деятельности.
На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее с формированием у ребенка определенных личностных качеств. Позднее появляется сюжетно-ролевая игра, в которой ребенок копирует способы обращения людей с предметами и общения друг с другом в различных ситуациях. В процессе игры ребенок будет создавать для себя жизненные стереотипы, которыми он будет руководствоваться во взрослом возрасте.
Я предлагаю развивающие занятия с детьми ясельной группы (1,5-2 лет). Занятия проводятся в группе численностью 5-8 человек. Ребенок раннего возраста «работает на подражание», то есть развитие в возрасте от 1,5 до 3 лет идет наиболее активно, если рядом взрослый человек делает все вместе с ребенком. Малыш чувствует себя комфортно, защищено и в тоже время получает новую информацию, которую ему помогает усвоить взрослый. Поэтому психолог должен принимать активное участие в занятии: вместе ползать по коврику, строить башенки, танцевать, кормить кукол, петь. Способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка.
Основная цель занятий – полноценное развитие ребенка раннего возраста с использованием опыта народной педагогики и современных педагогических методик.
На занятияхрешаются следующие задачи:
Становление правильной речи
Развитие мышления
Развитие умение сосредоточивать и удерживать внимание
Углубление знаний об окружающем мире
Оздоровление детей
Развитие двигательной активности
Развитие общей и мелкой моторики
Пробуждение интереса к творчеству
Занятия проводятся в вечернее время. Длительность занятия 10 минут. Смена деятельности на занятии не дает малышам почувствовать усталость.
Особое внимание на занятиях уделяется продуктивной деятельности и пальчиковой гимнастики. Ведь именно в этих видах деятельности мелкая моторика развивается более активно.
Занятия построены на основе сказок «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». К детям приходят в гости сами сказки и герои из этих сказок с разными интересными играми. Занятия проводятся один раз в неделю. Потом в течение недели материал, полученный на занятии,закрепляется: проводятся игры, беседы, наблюдения, чтение сказок.
Наглядный материал на занятии должен быть ярким, крупным и безопасным для детей. А еще прочным, чтобы каждый ребенок мог лично познакомиться с курочкой Рябой или Колобком. Приветствуются натуральные цвета, так как в этом возрасте необходимо дать ребенку адекватные понятия об окружающем мире (не бывает синих кошек и зеленых медведей).
Когда малыш приходит в детский сад, ему необходимо адаптироваться к новым условиям. У всех детей процесс адаптации проходит по-разному. Поэтому в сентябре психолог наблюдает за адаптацией ребенка, знакомится с ним.
Исходя из этого, занятия рекомендуется начинать с октября. Курс заканчивается в апреле. В мае месяце психолог проводит досуги, игры, диагностику.
Как уже говорилось, процесс адаптации у всех детей проходит по-разному. Поэтому первоначально не обязательно всех детей включать в занятие. Ничего страшного, если сначала ребенок понаблюдает.
Особо хочется сказать об атмосфере занятия. В этом возрасте очень ярко видно, что каждый ребенок – индивидуальность. И первая заповедь педагога-психолога должна быть как первая заповедь у врача – «не навреди». Наша задача – помочь развитию этой индивидуальности, а не стремление нивелировать ее, сделать ребенка “таким как все”. Поэтому понятие дисциплины у нас очень относительное. Нужно стараться, чтобы дети были постоянно включены в конструктивную деятельность, но если все хотят строить дом, а один ребенок не хочет. Он хочет покататься на машине. Пусть тихонько идет и катается, ведь это никому не помешает.
Я привожу примерные конспекты занятий. Естественно, что они могут корректироваться в зависимости от особенностей вашей группы.
Источник
Полноценное развитие детей и качественная подготовка к школе — главные задачи дошкольной образовательной организации. Деятельность детских садов регламентируется документами, отражающими требования к содержанию образовательного и воспитательного процесса (ФГОС), оборудованию и режиму работы (СанПиН). Соблюдение прописанных норм позволяет обеспечить равный доступ к образованию, соответствующий возрастным и индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Российские дошкольные образовательные организации принимают на воспитание детей от двух месяцев до семи лет. При этом они обязаны организовать условия пребывания в детском саду с учетом анатомо-физиологических особенностей каждой возрастной группы.
Группа младенческого и раннего возраста, в которую зачисляют детей от двух месяцев до двух лет, требует особого внимания. Это касается как образовательных программ, так и оснащения. Оборудование должно соответствовать не только росту и возрасту малышей, но и установленным техническим стандартам. К использованию в ДОО допускаются изделия, происхождение и безопасность которых подтверждена документацией.
Состав групповой ячейки
Создание предметно-развивающей среды для малышей по ФГОС предполагает грамотное и удобное зонирование помещений. В групповую ячейку входят:
- Раздевальная (приемная). Уютное пространство, предназначенное для приема малышей. Здесь их переодевают и хранят верхнюю одежду.
- Групповая. Многофункциональное помещение, выполняющее роль спальни, гостиной, игровой.
- Буфетная. Отдельная комната, где готовые блюда готовят к раздаче, моют посуду и столовые принадлежности.
- Туалетная. Помещение с туалетом и раковинами для гигиенических нужд.
Каждая зона комплектуется стандартным оборудованием для разных возрастов и дополнительно оснащается устройствами, обеспечивающими особую среду для совсем маленьких детей (от двух месяцев).
Особенности приемной зоны
Ясельные группы располагают обязательно на первом этаже дошкольной образовательной организации. Приемная зона, предшествующая групповой, выполняет роль функционального пространства. Это помещение является визитной карточкой каждой групповой ячейки. Здесь воспитатели каждое утро встречают и принимают малышей, общаются с их родителями. Поскольку родители с детьми посещают раздевальную два раза в день, следует позаботиться о располагающей атмосфере, уютном и гармоничном интерьере.
Мебель для раздевалки предусматривает наличие следующих предметов:
- Индивидуальные шкафчики для одежды детей. Конструкции из нескольких секций отлично справляются со своей задачей и позволяют оптимально заполнить пространство.
- Банкетки для детей. В зависимости от финансовых возможностей можно приобрести недорогие скамейки или банкетки из ЛДСП с мягкими сиденьями и спинками, в разном цветовом решении. Главное, что они должны быть надёжными и нетравмоопасными.
- Шкаф для одежды воспитателя. Для этой цели подойдут 2-, 3-дверные шкафы или шкаф-купе, что особенно актуально в небольшом помещении.
- Сушильные шкафы. В раздевалке ДОО обязательно должен быть размещён шкаф для просушки уличной одежды и обуви. Можно использовать стальные конструкции с терморегулятором, в которых предусмотрены перфорированные полки.
В приемной для младенцев должно быть место для матерей, где они могут раздеться и покормить малышей, которые находятся на грудном вскармливании. Стандартный перечень оборудования для зоны грудного вскармливания включает следующие виды мебели:
- Шкаф для одежды. На время кормления мамы малышей могут разместить свою одежду в компактных шкафах. Ассортимент включает конструкции на металлических ножках и без них, с различным количеством секций, разных цветов.
- Стул и подставка для ног. Предусмотрены для удобства кормящих мам. В зависимости от финансовых возможностей это может быть небольшой диванчик.
- Ширма. Для раздевалки подойдет недорогая пластиковая ширма. Главное, подобрать изделие в тон цветовому оформлению раздевальной.
- Столик для пеленания детей. Изделия, выполненные с использованием ЛДСП, оптимальны для применения в ДОО благодаря долговечности, безопасности красочному оформлению и доступной цене. Необходимый компонент зоны грудного вскармливания.
Особенности групповой зоны
При создании предметно-развивающей среды в групповой зоне важно помнить, что она должна способствовать развитию и воспитанию детей, формировать общеучебные и коммуникативные навыки, а также развивать самостоятельность малышей. Необходимо гибкое зонирование пространства и вариативное использование помещения, поэтому групповую делят на несколько зон: обеденную, игровую, спальную и туалетную.
Обеденная зона
Главные требования к обеденной зоне — функциональность и эргономичность. Для каждого возраста должна быть определена своя зона кормления:
- Зона кормления для малышей грудного возраста. Здесь размещают пеленальный столик, предназначенный для кормления.
- Зона кормления малышей от шести месяцев до года. Детей этого возраста усаживают за общий стол на высокие стульчики для кормления.
- Зона кормления малышей от одного до двух лет. Для детей, научившихся кушать самостоятельно, рекомендуют четырехместные столы, которые должны быть выполнены из безопасных материалов: массива или ЛДСП. Стульчики должны быть соответствующей ростовой группы, удобные и безопасные.
Игровая зона
Дети раннего возраста подвижны и любопытны. Изучая предметы, привлекающие их внимание, они не способны оградить себя от опасности. Поэтому оборудование, мебель и игровые элементы в группе должны отвечать требованиям безопасности. Наличие острых углов, хрупких и мелких деталей недопустимо.
С учетом требований ФГОС и СанПиНа игровая зона в группе детей младенческого и раннего возраста комплектуется следующими изделиями:
- Оградительный барьер. Модульный комплект позволяет разместить функциональные ограды с учетом особенностей конкретного помещения.
- Шкафы и стенки для игрушек. Разнообразные стеллажи на деревянной основе, расставленные по периметру комнаты, позволят хранить игрушки и поддерживать порядок. Также для хранения предназначены пластиковые контейнеры различных размеров.
- Общий манеж. Для безопасности малышей игровые в группах оснащают манежами. Они могут быть большими – для нескольких малышей сразу, а могут быть индивидуальными. Конструкции могут быть квадратные, прямоугольные или овальные, а также содержать приставные элементы.
- Мягкие игровые модули. Изделия в виде машинок, зверюшек способствуют развитию двигательной активности детей и увлекательному досугу. Конструкторы из мягких модулей развивают мышление и воображение.
- Стол и стул для воспитателя. Также важно позаботиться об удобстве рабочего места для воспитателя. Столы могут отличаться конфигурацией, количеством выдвижных ящиков и полок, однако, все они имеют скругленные края и ударопрочную столешницу.
Перечень игрушек для детей младенческого и раннего возраста
В первые годы жизни ребенок развивается стремительно, а по мере развития меняются его интересы и потребности. Для детей младенческого возраста с учетом рекомендаций ФГОС и СанПиНа можно приобрести следующие игрушки:
- Погремушки с ручкой в виде кольца, неваляшки, яркие подвесные игрушки. Развивают зрительное восприятие у малышей до трех месяцев.
- Погремушки-подвески, резиновые игрушки со звуком, неваляшки. Способствуют развитию мелкой моторики рук и нормализуют работу нервной системы у детей от трех до шести месяцев.
- Мячики, шары, заводные игрушки. Учат понимать человеческую речь и обращаться с различными предметами малышей от шести до девяти месяцев.
- Куклы, яркие игрушки для манипуляций, крупные устойчивые машинки. Помогают развивать мышление у детей от девяти месяцев.
Для детей раннего возраста уже предусмотрены дидактические игрушки, например, пирамиды, кубики, парные картинки, простейшие конструкторы. Также в этом возрасте пора применять сюжетно-образные игрушки: куклы в одежде и без, легковые и грузовые машины средних и больших размеров, игрушечные наборы для кухни и посуда, предметы мебели в миниатюре. Для развития слуха используют музыкальные игрушки: погремушки, музыкальные шкатулки, колокольчики.
Спальная зона
Полноценный сон — одна из составляющих здоровья малыша. Спокойная и безмятежная атмосфера в спальной зоне, а также комфортные спальные места способствуют быстрому засыпанию и глубокому сну. Поэтому оформляют спальную в нежных пастельных тонах, настраивающих малышей на соответствующий лад, избегают ярких акцентов, способных взбудоражить их неокрепшую психику.
При возможности для спальной следует выделить отдельное помещение, пространство которого делят на две зоны. Одна предназначена для младенцев, другая — для малышей раннего возраста.
Комплектация спальной зоны осуществляется с учетом требований ГОСТа и СанПиНа, и предполагает оснащение следующими видами мебели:
- Кроватки ясельные (для младенцев). Особенно востребованы модели на колесиках, поскольку в случае необходимости их можно легко переместить в другое место. Регулируемое ложе добавляет удобства при использовании.
- Кроватки для детей раннего возраста. Модели обязательно должны иметь небольшие бортики, чтобы исключить падение малышей. Изготовленные из высококачественного массива дерева, представляют собой экологически чистые изделия, не способные нанести вред организму ребенка. Так же могут быть изготовлены и из безопасного ЛДСП и будут более доступны по цене.
- Пеленальные столики. Изделия могут быть выполнены из дерева, ЛДСП. Зачастую имеют дополнительные полочки, крючки, вешалки для пеленальных принадлежностей.
- Стол и стул для воспитателя. Стол выбирают простой конструкции, наличие ящиков и полок в нем необязательно. Стул подойдет с мягким сиденьем и спинкой, на металлических ножках.
- Шкаф для белья. Изделие должно иметь несколько секций и дверцы. Может быть выполнено из различных материалов и декорировано цветным фасадом.
Когда спальная укомплектована всем необходимым оборудованием, воспитателям остается поддерживать комфортный микроклимат помещения, периодически проветривая и организовывая обязательную влажную уборку в соответствии с установленным режимом.
Туалетная зона
Гигиенические процедуры должны быть доступны для детей разного возраста, поэтому туалетная зона предполагает наличие не только необходимой сантехники, но и разных предметов мебели:
- Пеленальный столик. Для туалетной зоны подходят изделия из влагоустойчивых материалов, неприхотливые в уходе.
- Шкафы для горшков. Представляют собой открытые конструкции с необходимым количеством ячеек. Необычный декор изделий придаст туалетной зоне эстетичный вид.
- Вешалки для полотенец. В маленьком помещении стоит использовать двухъярусные или двусторонние конструкции.
- Шкафы для хозинвентаря. Для размещения хозяйственных принадлежностей должен быть отдельный шкаф с дверцами. Иногда достаточно узкого пенала.
Оснащение уличного пространства
Прогулки и игры на свежем воздухе являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в детском саду. Для этой цели на территории ДОО выделяют специальную игровую зону.
Оградить малышей младенческого и раннего возраста от неблагоприятного воздействия окружающей среды помогают прогулочные веранды и навесы.
Теневые навесы оборудуют полом из дерева или других безвредных стройматериалов и ограждаются с трех сторон полутораметровыми защитными конструкциями.
Навесы или прогулочные веранды для детей младенческого и раннего возраста до 2 лет разрешается пристраивать к зданию детского сада и использовать как веранды для организации прогулок или сна. Но в этом случае они не должны затенять помещения групповых ячеек и снижать естественную освещенность.
Кроме того, на территории детского сада организуют место для хранения уличных игрушек и размещения колясок.
Очень важно обеспечить полноценное развитие и познание окружающего мира с раннего детства. Главную роль в этом играет предметно-развивающая среда, грамотно организовать которую вам поможет компания “Эдукид”. Давайте вместе вырастим здоровых, умных и счастливых детей!
Источник
В этом разделе представлена система работы с детьми раннего возраста.
Даны конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром, с праздника, с овощами, фруктами, домашними животными, с обитателями леса.
Конспекты досугов и развлечений, целевые прогулки на природу в разное время года. Циклы наблюдений: за природой, за елочкой; за аквариумом; за птицами на участке детского сада; за птичкой в клетке; за снегом и водой; знакомство с цветами.
Материалы предназначены для педагогов групп раннего возраста.
Режимные моменты в детском саду. Ранний возраст Конспект режимных моментов (утренняя гимнастика, подготовка к завтраку, завтрак) для детей раннего возраста (1-2 года)Составитель: Янченко Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ “Детский сад №11” г.Северска Томской области. |
Конспект занятия в 1 младшей группе. Снежинка Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности «Снежинка»Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. |
Конспект занятие в группе раннего возраста на Новогоднюю тему Конспект НОД для детей младшей группы (2-3 года) «В гостях у ёлочки»Цель: Формировать представления детей о дереве ёлочке |
Зимнее физкультурное развлечение для детей раннего возраста Конспект зимнего физкультурного развлечения для детей раннего возраста «Зайка в гостях у ребят»Конспект адресован педагогам, работающим с детьми раннего возраста, инструкторам по физической культуре ДОО. Тематика занятия и программное содержание соответствуют возрастным особенностям развития детей от полутора до двух лет. Цель: сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста. |
Новогоднее развлечение в 1 младшей группе. Сценарий интересный Сценарий Новогоднего развлечения для детей первой младшей группы “В гостях у Снегурочки”Описание: Данный сценарий будет полезен педагогам ДОУ, воспитателям ДОУ, музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования. Сценарий соответствует возрастным особенностям детей 3 – 4 года. |
Конспект НОД в первой младшей группе. Солнышко Конспект НОД в первой младшей группе «Солнышко – колоколнышко»Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. |
Конспект занятия в 1 младшей группе. Сказка “Теремок” Конспект НОД в 1 младшей группе «Терем, теремок, кто в теремочке живёт»Описание материала: Предлагаю вам конспект открытого занятия для детей младшей группы по теме: «Терем, теремок, кто в теремочке живёт». Материал будет полезен воспитателям младших групп детских садов. В ходе занятия дети знакомятся с русской народной сказкой “Теремок”. Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными сказками, побуждать к разыгрыванию знакомой сказки «Теремок», содействовать активному участию детей … |
Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков в группе раннего возраста Конспект занятия во второй группе раннего возраста «Даша моет ручки»Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков и привычек. |
Конспект занятия по развитию речи в группе раннего возраста. Путешествие в сказку Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в сказку» в первой младшей группеЦель: формирование первичных представлений о свойствах объектов окружающего мира посредством знакомой сказки; способствовать становления эмоционального общения ребенка и обогащение активного словаря; стимуляция позитивных установок к различным видам творчества. |
Конспект осеннего развлечения в ясельной группе Конспект развлечения «Листопад» в в группе раннего возрастаУчастники: дети группы раннего возраста |
Конспект занятия в первой младшей группе. Конструирование из кирпичиков Конспект ООД по конструированию в первой младшей группе “Дорожка для машины”Цель: построение дорожки из кирпичиков. |
Осенний физкультурный досуг в группе раннего возраста Конспект физкультурного досуга для детей раннего возраста «Ёжик»Данный конспект физкультурного досуга на осеннюю тематику адресован инструкторам по физической культуре, а так же воспитателям групп раннего возраста. Игры и игровые упражнения, представленные в работе, соответствуют возрастным особенностям детей полутора – двух лет, не требуют специальной подготовки детей к мероприятию. Цель: вызвать интерес к двигательной активности . |
Фольклорное развлечение в группе детей раннего возраста Сценарий развлечения в группе детей раннего возраста «Как у бабушки, у Варварушки»Цель: создавать у детей радостное настроение. |
Занятие в первой младшей группе. Транспорт Конспект образовательной ситуации с детьми 1 младшей группы на тему «К нам летит веселый самолетик»Программное содержание: |
Конспект образовательной ситуации в 1 младшей группе Конспект образовательной ситуации с детьми первой младшей группы на тему «Вот поезд наш едет»Программное содержание: |
Источник