Для развития мозга ребенка в утробе

Для развития мозга ребенка в утробе thumbnail

Нервная система человека развивается из наружного зародышевого лепестка – эктодермы. Из этой же части зародыша в процессе развития образуются органы чувств, кожные покровы и отделы пищеварительной системы. Уже на 17-18-й день внутриутробного развития (гестации) в структуре эмбриона выделяется слой нервных клеток – нервная пластинка, из которой впоследствии, к 27-му дню гестации, образуется нервная трубка – анатомический предшественник центральной нервной системы. Процесс образования нервной трубки называется «нейруляция». В этот период края нервной пластинки постепенно загибаются кверху, соединяются и срастаются друг с другом (Рисунок 1).

Для развития мозга ребенка в утробе

Рисунок 1. Этапы формирования нервной трубки (в разрезе).

Если посмотреть на это движение сверху, может возникнуть ассоциация с застегиванием молнии (Рисунок 2).

Для развития мозга ребенка в утробе

Рисунок 2. Этапы формирования нервной трубки (вид сверху).

Одна «молния» застегивается от центра к головному концу эмбриона (ростральная волна нейруляции), другая – от центра к хвостовому концу (каудальная волна нейруляции). Есть еще и третья «молния», обеспечивающая сращивание нижних краев нервной пластинки, которая «застегивается» по направлению к головному концу и встречается там с первой волной. Все эти изменения происходят очень быстро, всего за 2 недели. К моменту завершения нейруляции (31-32-е сутки гестации) еще не все женщины даже знают о том, что у них будет ребенок.

Однако к этому моменту у будущего человека начинает формироваться головной мозг, возникает зачаток двух полушарий. Полушария быстро увеличиваются, и к концу 32-го дня составляют ¼ часть всего мозга! Тогда же внимательный исследователь сможет уже разглядеть зачаток мозжечка. В этот период также начинается формирование органов чувств.

Воздействие вредностей в этот период может приводить к возникновению разнообразных пороков развития нервной системы. Один из самых распространенных пороков – спинномозговая грыжа, образующаяся вследствие неправильного «застегивания» второй «молнии» (нарушения прохождения каудальной волны нейруляции). Даже стертые, почти незаметные варианты таких спинномозговых грыж порой снижают качество жизни ребенка, приводя к различным формам недержания (недержание мочи и кала). Если у ребенка есть такая проблема как энурез (недержание мочи) или энкопрез (недержание кала), необходимо проверить, нет ли у него стертой формы спинномозговой грыжи. Это можно узнать, сделав ребенку МРТ пояснично-крестцового отдела позвоночника. При обнаружении спинномозговой грыжи показано оперативное лечение, которое приведет к улучшению тазовых функций.

В моей практике был случай 9-летнего мальчика, который страдал энкопрезом. Только с 6-й попытки удалось сделать качественный МРТ-снимок, показавший наличие спинномозговой грыжи. К огромному сожалению, до этого момента ребенок уже наблюдался психиатром и получал соответствующее лечение, так как неврологи открестились от него, считая, что у него проблемы с психикой. Простая операция позволила мальчику вернуться к нормальному образу жизни, полностью контролировать свои тазовые функции. Еще более показательной была история 16-летнего подростка, который всю жизнь страдал от энкопреза. Неврологи посылали его к гастроэнтерологам, гастроэнтерологи к психиатрам. К моменту нашей встречи он уже получал психиатрическое лечение в течение десяти (!!!) лет. Никто никогда не назначал ему МРТ-исследование. Благодаря тому, что были выполнены наши рекомендации по дообследованию, у парня выявили серьезные нарушения в поясничном отделе позвоночника, которые приводили к сдавлению нервов и нарушению чувствительности тазовых органов. Очевидно, что психиатрическое лечение, а также психотерапия или другие способы психологического воздействия во всех этих случаях совершенно бесполезны и, возможно, даже вредны.

Чтобы предупредить возникновение таких пороков развития как спинномозговая грыжа, беременным женщинам уже на ранних сроках беременности рекомендуют принимать фолиевую кислоту. Фолиевая кислота играет роль защитника клеток нервной системы (нейропротектора), и при ее регулярном приеме воздействие различных вредоносных факторов существенно ослабевает.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения пороков развития, будущей матери необходимо также избегать различных неблагоприятных воздействий на организм. К таким воздействиям относятся прием успокоительных средств, содержащих фенобарбитал (в том числе, Валокордина и Корвалола), гипоксия (кислородное голодание), перегревание материнского организма. К сожалению, к неблагоприятным последствиям также приводит прием некоторых противосудорожных препаратов. Поэтому, если женщина, вынужденная принимать такие препараты, планирует забеременеть, ей необходимо проконсультироваться со своим лечащим врачом.

Всю первую половину беременности в будущем мозге ребенка очень активно рождаются и развиваются новые нервные клетки (нейроны). В первую очередь, процессы зарождения новых нервных клеток происходят в зоне, окружающей мозговые желудочки. Еще одной зоной рождения новых нейронов является гиппокамп – внутренняя часть коры височных областей правого и левого полушарий. Новые нервные клетки продолжают появляться и после рождения, но менее интенсивно, чем во внутриутробном периоде. Даже у взрослых людей в гиппокампе обнаружены молодые нейроны. Считается, что это – один из механизмов, благодаря которым, в случае необходимости, мозг человека может пластично перестраиваться, восстанавливать поврежденные функции.

Только что народившиеся нейроны не остаются на месте, а «переползают» к местам своей постоянной «дислокации» в коре и глубинных структурах мозга. Процесс этот начинается ближе к концу второго месяца беременности и активно продолжается вплоть до 26-29 недель внутриутробного развития. К 35-й неделе кора головного мозга плода уже обладает структурой, присущей коре взрослого человека.

Каждый нейрон имеет отростки, с помощью которых он взаимодействует с другими клетками организма.  

Для развития мозга ребенка в утробе

Рисунок 3. Нейрон. Длинный отросток – аксон. Короткие ветвистые отростки – дендриты.

Нейроны, занявшие свое место в мозге, пытаются устанавливать новые отношения с другими нервными клетками, а также с клетками других тканей организма (например, с мышечными клетками). Место, где одна клетка соединяется с другой, называется «синапс». Такие соединения очень важны, так как именно благодаря им мозг формирует сложные системы, в которых информация может быстро передаваться от одной клетки к другой. Внутри клетки информация передается в направлении от тела к окончанию в виде электрического импульса. Этот импульс провоцирует высвобождение в синаптическую щель специфических химических веществ (нейромедиаторов), которые хранятся в окончании нейрона, и посредством которых информация передается от нейрона к следующей клетке.  

Для развития мозга ребенка в утробе

Рисунок 4. Синапс

Первые синапсы обнаружены у эмбрионов в возрасте 5 недель внутриутробного развития. Наиболее активно образование синаптических контактов между нейронами происходит, начиная с 18 недель внутриутробного развития. Новые связи между нервными клетками образуются практически всю жизнь. В период активного образования синапсов мозг ребенка подвержен негативному влиянию наркотических веществ и некоторых медикаментов, влияющих на обмен нейромедиаторов. К этим веществам относятся, в частности, нейролептики, транквилизаторы и антидепрессанты – препараты, с помощью которых лечат психические расстройства. Если будущая мама вынуждена принимать подобные препараты, ей необходимо проконсультироваться со своим лечащим врачом. И, конечно, беременной женщине следует избегать употребления психоактивных веществ, если ее беспокоит умственное развитие ее ребенка.

Нейромедиаторы – специфические химические соединения, благодаря которым происходит передача информации в нервной системе. От их правильного обмена зависит очень многое в поведении человека. В том числе, его настроение, активность, внимание, память. Есть факторы, которые могут повлиять на их обмен. Один из таких, неблагоприятно воздействующих факторов – курение матери во время беременности. Воздействие никотина порождает сразу несколько эффектов. Мозг опознает никотин как вещество, способствующее его активации, и начинает развивать системы, чувствительные к нему. Попросту, в мозге увеличивается число воспринимающих никотин элементов, улучшается передача информации, осуществляемая посредством никотина. Одновременно, происходит негативное воздействие на обмен тех нейромедиаторов, которые должны вырабатываться самим мозгом. В первую очередь, это касается тех веществ, которые имеют отношение к обеспечению внимания и регуляции эмоций. В исследованиях показано, что курение матери во время беременности в несколько раз повышает риск рождения ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Вторым по счету последствием внутриутробного потребления никотина после СДВГ является оппозиционно-вызывающее расстройство, для которого характерны такие проявления как раздражительность, гневливость, постоянно меняющееся, часто негативное, настроение, злопамятность. Еще один эффект курения – ухудшение состояния сосудов, нарушение питания плода. Дети курящих матерей рождаются с низким весом, а низкий вес при рождении сам по себе является фактором риска развития последующих проблем в поведении. Из-за спазма сосудов, вызываемых воздействием никотина, мозг плода подвержен ишемическим инсультам – нарушениям кровоснабжения определенных участков мозга, их гипоксии, которая очень пагубно воздействует на все последующее психическое развитие [Nomura et al., 2010].

Один из важнейших процессов, происходящих в формирующемся мозге еще не родившегося ребенка – покрытие длинных окончаний нервных клеток (аксонов) миелином (миелинизация). Покрытый миелином аксон изображен на одном из предыдущих рисунков (рисунке нейрона). Миелин – вещество, которое в чем-то подобно изоляции, покрывающей провода. Благодаря ему электрический сигнал перемещается от тела нейрона к окончанию аксона очень быстро. Первые признаки миелинизации обнаруживаются в мозге 20-недельных плодов. Этот процесс происходит неравномерно. Первыми миелином покрываются аксоны, образующие зрительные и двигательные нервные пути, которые в первую очередь пригодятся новорожденному младенцу. Чуть позже (практически перед рождением) начинают покрываться миелином слуховые пути.

Клетки одной из мозговых тканей – нейроглии, производящие миелин, очень чувствительны к недостатку кислорода. Также на миелинизацию мозга плода может повлиять воздействие токсинов, наркотических веществ, дефицит необходимых мозгу веществ, поступающих с пищей (в частности, витаминов группы В, железа, меди и йода), неправильный обмен некоторых гормонов, таких, например, как гормоны щитовидной железы.

Крайне вредным для нормального протекания процессов миелинизации является алкоголь. Он препятствует миелинизации и, в результате, может стать причиной тяжелых нарушений психического развития, сопровождающихся умственной отсталостью ребенка. Воздействие алкоголя может иметь и неспецифический эффект, приводя к возникновению разнообразных пороков развития.

О том, насколько интенсивно развивается мозг ребенка, находящегося в утробе матери, говорит хотя бы тот факт, что в период с 29 по 41 неделю, мозг увеличивается почти в 3 раза! Во многом, это происходит за счет миелинизации.

О психическом развитии ребенка во внутриутробном периоде известно сравнительно мало. В то же время существуют некоторые интересные факты.

Начиная с 10 недель внутриутробного развития, дети сосут большой палец (75% – правый). Оказывается, что будущие правши, в большинстве своем, предпочитают сосать правый палец, а будущие левши – левый [Hepper, 2013].

При контактном воздействии звуком на живот беременных женщин (37-41 неделя беременности) через наушники обнаружена достоверная активация в височных областях у четырех и в лобных у одного плода – тех самых зонах коры головного мозга, которые впоследствии будут принимать участие в обработке речевой информации. Это говорит о том, что мозг ребенка активно готовится существовать в той среде, которая ему предназначена.   

Литература:

Nomura Y., Marks D.J., Halperin J.M. Prenatal Exposure to Maternal and Parental Smoking on Attention Deficit Hyperactivity Symptoms and Diagnosis in Offspring // J Nerv Ment Dis. 2010 September; 198(9): 672-678.
Читать оригинал статьи >>

Tau G.Z., Peterson B.S. Normal development of brain circuits // Neuropsychopharmacology reviews (2010) 35, 147-168
Читать оригинал статьи >>

Савельев С.В. Эмбриональная патология нервной системы. – М.:ВЕДИ, 2007. – 216 с.

Источник

Если вы только что обнаружили, что беременны, вы, вероятно, проведете следующие месяцы, задаваясь вопросом, как растет и развивается ваш ребенок. Такие вопросы, как: «какого цвета будут глаза моего ребенка?» или «когда мой ребенок сможет меня услышать?» Вы можете даже задаться вопросом о развитии мозга вашего ребенка.Развитие мозга плода обычно идет по довольно предсказуемому сценарию – нервная система, или головной и спинной мозг вашего ребенка, является одной из первых систем, которые у него начинают развиваться.

Мозг вашего ребенка.

В целом, есть пять различных областей мозга, с которыми знакомы ученые. К ним относятся головной мозг, мозжечок, ствол головного мозга, гипофиз и гипоталамус.

Головной мозг – это самая большая часть мозга. Он отвечает за мысли, чувства и воспоминания. Кора головного мозга, включает лобную и височную доли, является частью этой области. Мозжечок является частью головного мозга, отвечающей за управление двигательными функциями, в то время как ствол головного мозга является частью, которая контролирует наиболее важные функции вашего ребенка, такие как частота сердечных сокращений, дыхание и кровяное давление.

Гипофиз – это железа размером с горошину, которая выделяет гормоны в организм вашего ребенка. Эти гормоны отвечают за рост и обмен веществ. Гипоталамус – это та часть мозга вашего ребенка, которая отвечает за температуру тела, голод, жажду, сон и эмоции.

Как развивается мозг вашего ребенка.

Как только вы узнаете, что беременны, мозг вашего ребенка уже работает. На самом деле, всего через четыре недели после зачатия формируется нейронная пластинка, которая является основой головного и спинного мозга вашего ребенка. Когда он становится длиннее, он складывается, пока эта складка не превращается в канавку. В конце концов, эта канавка превратится в нервную трубку. Нервная трубка, расположенная вдоль спины плода, имеет важное значение для развития головного и спинного мозга вашего ребенка, которые развиваются из нервной трубки.

Первый триместр.

Примерно через семь недель после начала беременности мозг и лицо вашего ребенка начинают активно расти. Кроме того, как только нервная трубка закрывается, она изгибается и выпячивается в три секции, обычно называемые передним мозгом, средним мозгом и задним мозгом. Сразу за задним мозгом находится часть, которая в конечном итоге превратится в спинной мозг вашего ребенка. Вскоре эти области мозга станут пятью различными областями мозга, включая головной мозг, мозжечок, ствол головного мозга, гипофиз и гипоталамус. Также появились углубления, которые в конечном итоге станут ноздрями вашего ребенка, тоже формируются и зачатки сетчатки глаз.

Ваш ребенок развивает определенные участки мозга, это происходит на шестой неделе беременности, когда начинается первая электрическая активность мозга. Эта активность представляет собой первые синапсы вашего ребенка, что означает, что нейроны вашего ребенка могут общаться.

Однако эта деятельность все еще очень примитивна и состоит из неорганизованного возбуждения нейронов. К десятой неделе беременности голова вашего ребенка становится более круглой и на одиннадцатой неделе беременности она все еще составляет около половины его длины. Но скоро тело все равно догонит голову ребенка по размерам.

Второй триместр беременности.

Во время второго триместра беременности мозг вашего ребенка посылает сигналы на сокращение диафрагме и грудным мышцам, что очень похоже на практику дыхания. Примерно в это же время ваш ребенок совершает свои первые сосательные и глотательные движения. К 21 неделе естественные глотательные рефлексы вашего ребенка позволяют ежедневно проглатывать немного околоплодных вод. 

К концу второго триместра беременности ствол головного мозга ребенка, который контролирует частоту сердечных сокращений, дыхание и кровяное давление, почти полностью развит и находится чуть выше спинного мозга и ниже коры головного мозга. Более того, нервная система плода достаточно развита, чтобы ваш ребенок испугался громких звуков снаружи матки. В этот момент ваш ребенок может даже повернуться в сторону вашего голоса или голоса вашего партнера.

Третий триместр беременности.

Во время третьего триместра беременности мозг вашего ребенка становится тяжелее почти в три раза. Также происходит быстрое развитие нейронов и проводников. Более того, прежде гладкая поверхность мозга плода становится все более и более рифленой и начинает напоминать вид мозга, который вы привыкли видеть. Между тем, мозжечок развивается очень быстро. На самом деле, он развивается быстрее, чем любая другая область мозга вашего плода.

К тому времени, когда ваш ребенок рождается, мозг в значительной степени напоминает мозг взрослого человека. Но, важно помнить, что до полноценного завершения развития еще далеко. Создание инфраструктуры для зрелого мозга и наличие зрелого мозга – это не одно и то же. Например, хоть кора головного мозга быстро развивается в утробе матери, на самом деле она не начинает функционировать, пока не родится доношенный ребенок. Затем мозг устойчиво созревает в ответ на окружающую среду вашего ребенка.

Факторы, влияющие на развитие головного мозга плода.

Есть много факторов, которые могут повлиять на развитие мозга плода, но большинству здоровых женщин не нужно радикально менять свою жизнь, чтобы способствовать здоровому развитию мозга ребенка. 

Наиболее важным фактором оптимального роста мозга является здоровый образ жизни, который включает в себя здоровое питание и физические упражнения. Также очень важно исключить алкоголь и сигареты, потому что эти вещества могут ухудшить образование и клеток головного мозга плода.

Инфекции.

В целом, инфекции представляют наибольший риск для растущего и развивающегося ребенка. Но большинство мам обладают иммунитетом к самым опасным из них, к которым относятся ветрянка и корь. Однако токсоплазмоз, некоторые заболевания, передающиеся половым путем, и цитомегаловирус также вызывают беспокойство и должны быть обсуждены с вашим врачом.

Стресс.

Итак, как насчет других факторов в вашей жизни, таких как стресс? Влияют ли они на развитие мозга плода? Некоторые исследователи считают, что стресс может влиять на рост и развитие мозга ребенка. Одно исследование показало, что стресс матери во время беременности изменяет нейронные связи в мозге ее нерожденного ребенка.

Мозжечок наиболее уязвим к воздействию раннего жизненного стресса.

Холин.

Холин – необходимое питательное вещество, найденное в яйцах, говядине, и печени, может помочь предотвратить проблемы с развитием мозга плода, даже когда беременные мамы страдают от болезни, такой как грипп.

Кроме того, исследователи обнаружили, что в возрасте одного года дети, чьи мамы перенесли инфекцию и имели более низкий уровень холина, имели детей с резко сниженной способностью обращать внимание, тихо играть и обниматься со своими родителями. Ни одного из этих эффектов не было замечено, когда мама имела более высокий уровень холина в организме.

Интересно, что пренатальные витамины обычно не содержат холина. В результате исследователи пришли к выводу, что добавки, которые рекомендуются беременным женщинам, могут помочь будущим матерям достичь высокого уровня холина, необходимого их детям. Как с любыми добавками, их применение необходимо обсудить с врачом.

Как помочь развитию мозга плода.

Каждая мать хочет дать своему ребенку самое лучшее начало в жизни. Но иногда бывает трудно понять, что делать, особенно с таким количеством советов в книгах, журналах и в интернете. Просто слушайте своих врачей и следуйте их советам. Скорее всего, они предложат вам простые советы, помогающие сохранить здоровье как вам, так и вашему ребенку.

Накормите свое тело.

Когда вы едите здоровую пищу, пьете много воды и принимаете пренатальные витамины, вы даете развивающемуся мозгу вашего ребенка питание, которое ему нужно для оптимального роста.

Делайте больше упражнений.

Если вы не занимались спортом до беременности, вы должны поговорить с вашим врачом, прежде чем начать любой режим упражнений. Как правило, прогулки, аквааэробика и пренатальные занятия йогой являются безопасными вариантами физической активности при беременности. Просто убедитесь, что вы не переборщили. Не стоит рисковать травмировать себя или своего развивающегося ребенка.

Избегайте токсинов.

Токсины вредны для всех, включая беременную маму и ее нерожденного ребенка. К счастью, избежать токсинов в окружающей среде довольно легко, если вы не работаете в компании по химчистке, на ферме или на фабрике, и в этом случае вы можете попросить, чтобы вас перевели в менее токсичную область производства.

В целом, вы должны избегать длительного воздействия чистящих средств, обращать внимание на предупреждения о качестве воздуха и избегать загрязняющих веществ от интенсивного автомобильного движения.

Управляйте своим стрессом.

Существует множество исследований, которые связывают высокий уровень стресса во время беременности с неблагоприятным развитием головного мозга плода. Сделайте все возможное, чтобы уменьшить стресс в своей жизни. Облегчите свою рабочую нагрузку и научитесь расслабляться. Один из способов уменьшить стресс – это сосредоточиться на различных техниках релаксации, таких как дыхательные упражнения, ведение дневника и медитация.

Поговорите со своим малышом.

Исследования показывают, что, когда вы разговариваете со своим ребенком в утробе, вы закладываете основу для его социального и эмоционального развития. Эти односторонние беседы также повысят языковые навыки и навыки памяти в будущем. Так что, убедитесь, что вы говорите со своим ребенком на регулярной основе.

Включайте музыку.

Есть много разногласий по поводу того, будет ли музыка Моцарта для вашего нерожденного ребенка повышать IQ, но воспроизведение музыки, в общем, хорошо для вас обоих. Музыка, особенно классическая, может быть не только расслабляющей, но и может помочь вашему нерожденному ребенку научиться новым звукам и тонам.

Откажитесь от алкоголя и курения.

Не курите и не пейте во время беременности! 

Например, употребление алкоголя может препятствовать развитию когнитивных клеток головного мозга плода. Употребление алкоголя во время беременности часто приводит к снижению IQ, плохим когнитивным навыкам, дефициту внимания, импульсивному поведению и даже плохой координации. Никотин уменьшает кровоток и питание вашего ребенка, потому что он сужает ваши кровеносные сосуды. Это также влияет на когнитивные клетки головного мозга.

Заключение.

Когда речь заходит о развитии мозга плода, лучшее, что вы можете сделать, чтобы поддержать развитие и рост мозга вашего ребенка – это вести здоровый образ жизни. Это включает в себя правильное питание, физические упражнения, получение большого количества сна и снижение уровня стресса. Если вы обеспокоены своей диетой или уровнем стресса, обратитесь к врачу. Есть вещи, которые вы можете сделать сегодня, чтобы встать на правильный путь и обеспечить рост и развитие мозга вашего ребенка на должном уровне.

Источник