Для рассмотрения развития ребенка в зарубежной психологии характерно
Важнейшей составной частью возрастной психологии является ________ психология.
детская
общая
экспериментальная
сравнительная
В контексте интимно-личного общения со сверстниками формируется основное новообразование психики подростка – его …
самосознание
произвольность
активность
характер
В концепции Скиннера агентами социализации и источниками подкрепления на ранних этапах развития ребенка выступают …
родители
соседи
учителя
сверстники
Л. С. Выготский отводил в юношеском возрасте центральную роль развитию …
самосознания и личности
познавательных интересов
интеллекта
общения со сверстниками
Л. С. Выготский утверждал, что развитие происходит бурно и стремительно в _________ возрастные периоды.
критические
стабильные
эволюционные
разрушительные
В качестве исследовательских стратегий возрастной психологии выделяют …
констатацию и формирование
формирование и развитие
констатацию и коррекцию
наблюдение и констатацию
В качестве трех ступеней в развитии ребенка К. Бюлер определял: инстинкт, _________ и интеллект.
дрессуру
научение
навык
поведение
Возрастная психология опирается на представления о психике человека, разработанные в _________ психологии.
общей
генетической
педагогической
дифференциальной
Ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте является ________ игра.
сюжетно-ролевая
предметно-манипулятивная
предметно-ролевая
компьютерная
В отечественной психологии считается, что потребность в социальном контакте основана на удовлетворении взрослым потребности ребенка в …
новых впечатлениях
пище
безопасности
признании
Гипотеза о периодичности процессов развития Д. Б. Эльконина заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития личностной и ___________ сферы.
умственной
эмоциональной
волевой
бессознательной
В. В. Давыдов сформулировал положение о том, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и ______________ учащегося.
мышления
памяти
восприятия
характера
Деятельность, в которой происходит формирование моральных норм и ценностей подростка, – это …
интимно-личное общение со сверстниками
учебная деятельность
ролевая игра
исследовательская деятельность
Для эффективной организации обучения младшего школьника важно, чтобы мотив имел ________ характер.
внутренний
внешний
содержательный
функциональный
Зрительное и слуховое сосредоточение младенца на лице говорящего взрослого является _____________ компонентом комплекса оживления.
сенсорным
аффективным
голосовым
моторным
Концепции, относящиеся к ___________ подходу, полагают, что движущей силой психического развития является борьба внутренних противоречий.
психогенетическому
биогенетическому
социогенетическому
двухфакторному
Концепция развивающего обучения школьников была разработана под общим руководством …
Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова
Д. Б. Эльконина и А. Н. Леонтьева
А. Н. Леонтьева и В. В. Давыдова
П. Я. Гальперина и В. В. Давыдова
Мелкая моторика и крупные движения рук представляют _________ компонент психологической готовности к школьному обучению.
двигательный
физиологический
интеллектуальный
эмоциональный
Начальные этапы становления возрастной психологии в России относятся к(ко) …
второй половине XIX века
второй половине ХХ века
первой половине XIX века
первой половине ХХ века
Новообразованием, знаменующим начало развития теоретического мышления у младших школьников, является …
интеллектуальная рефлексия
аналитическая деятельность
способность к обобщению
синтезирующая функция
Некоторые абстрактные качества, характеризующие особые компоненты Я -концепции, или самости как всеобщности, называются …
измерениями
плоскостями
областями
компонентами
Одна из основных линий развития мышления в раннем детстве, связанная с усвоением речи, – это формирование …
обобщений
понятий
терминов
знаков
Особенность развития, заключающаяся в том, что периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений, характеризует …
неравномерность развития
зигзагообразность развития
тенденцию к устойчивости
переход стадий развития в уровни
Одним из важных механизмов формирования идентичности Э. Эриксон считает …
ритуализацию
интеграцию
кризис
взаимозависимость
Одной из основных мировых теорий развития интеллекта, мышления, повлиявших на осмысление педагогического процесса, является …
операциональная концепция Ж. Пиаже
прагматическая функциональная психология У. Джеймса
теория проб и ошибок Э. Торндайка
ассоциативная психология Д. Гартли
Основное направление развития мышления в школьном возрасте – переход от конкретно-образного к _________ и рассуждающему мышлению.
словесно-логическому
оперативно-действенному
словесному
логическому
Основными психологическими потребностями подростка являются: стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипация» от взрослых, признание своих прав со стороны других людей и стремление к
общению со сверстниками
общественно-полезной деятельности
профессиональному самоопределению
поиску смысла жизни
Относительная самостоятельность ребенка в сочетании с потребностью в освоении предметного мира определяют особенности социальной ситуации развития ребенка ______________ возраста.
раннего
дошкольного
подросткового
младшего школьного
Понятие «Я-концепция» как представление человека о самом себе было введено …
Ч. Кули
Г. Зиммелем
Дж. Морено
По мнению З. Фрейда, Эдипов комплекс обнаруживается на ________ стадии психического развития.
фаллической
оральной
анальной
генитальной
По мнению Л. С. Выготского, источником психического развития ребенка являются ____________ формы бытия взрослого.
идеальные
реальные
простые
сложные
По Л. С. Выготскому, проявление ребенком инициативы собственного действия, стремление все делать самому является одним из симптомов проявления кризиса трех лет и называется …
своеволием
упрямством
негативизмом
деспотизмом
Первым целенаправленным действием грудного ребенка является _________ предмета.
захватывание
восприятие
ощупывание
осознание
Прогноз стабильности и изменчивости свойств личности как задача возрастной психологии предполагает ответ на вопрос …
«что будет, если?»
«как это возникло?»
«что должно быть?»
«как могут быть достигнуты цели?»
Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций, рассматривается как …
созревание
рост
развитие
становление
Психическое развитие ребенка представляет собой лишь процесс накопления опыта с позиции …
социогенетического подхода
биогенетического подхода
персоногенетического подхода
концепции конвергенции двух факторов
Поведение подростка, проявляющееся в противопоставлении требованиям других людей, в демонстративной браваде, прогулах и даже нелепых на первый взгляд поступках, представляет поведенческую реакцию …
оппозиции
отказа
имитации
компенсации
Развитие памяти в ______________ возрасте проходит три этапа: моторная, эмоциональная, образная память.
младенческом
раннем
дошкольном
подростковом
Развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек является _________ изучения возрастной психологии.
объектом
предметом
целью
задачей
Рассмотрение личности в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, которые требуют от индивида активного самоопределения, характерно для ________ теории Э. Эриксона.
эпигенетической
индивидуальной
аналитической
гуманистической
Своеобразное, специфическое для данного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью Л. С. Выготский назвал …
социальной ситуацией развития
возрастным новообразованием
динамикой развития возраста
условием психического развития
Способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками является важным аспектом интроспекции в ___________ возрасте.
юношеском
младшем подростковом
младшем школьном
старшем подростковом
Стремление подростка к самостоятельности, к освобождению из-под опеки взрослых характеризует реакцию …
эмансипации
оппозиции
имитации
группирования
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте характеризуется …
особым типом отношений «ребенок – учитель»
интимно-личностным общением со сверстниками
формированием соподчинения мотивов
рождением «жизненной перспективы»
Согласно Э. Эриксону, в дошкольном периоде от 3 до 6 лет, названном «возрастом игры», разворачивается конфликт между _________ и виной.
инициативой
автономией
доверием
трудолюбием
Согласно Э. Эриксону, основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности» закладываются в …
младенчестве
раннем детстве
возрасте игры
зрелости
Стадия развития личности по Э. Эриксону, которой присуще трудолюбие, выраженное чувство долга и стремление к достижениям успеха, называется …
латентной
локомоторно-генитальной
ранней взрослостью
Согласно Л. С. Выготскому, движущей силой развития является …
обучение
саморазвитие
наследственность
среда
Согласно Л. С. Выготскому, критерий выделения возрастных периодов должен быть внутренним по отношению к самому развитию и …
объективным
субъективным
целостным
наблюдаемым
Согласно учению Л. С. Выготского, характерным для кризиса семи лет изменением в поведении ребенка является потеря детской …
непосредственности
рассудительности
самостоятельности
чувствительности
Согласно Л. С. Выготскому, ведущую роль в познавательном развитии ребенка в дошкольном детстве играет …
память
внимание
воображение
восприятие
Согласно Л. С. Выготскому, в ___________ фазе подросткового возраста происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются первые сексуальные влечения.
негативной
позитивной
латентной
промежуточной
Согласно точке зрения А. Н. Леонтьева, к концу дошкольного возраста у ребенка впервые наблюдается феномен «_________», связанный с осознанием незаслуженной награды.
горькой конфеты
эмоционального выгорания
этической речи
аномального поведения
Согласно теории трех ступеней развития К. Бюлера, высшей стадией развития, на которой происходит приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации, является …
интеллект
инстинкт
дрессура
поведение
Самооценка младшего школьника отличается …
недифференцированностью
дифференцированностью
парциальностью
непоследовательностью
мышечно-анальной
Симптом кризиса трех лет, описанный Л. С. Выготским и заключающийся в стремлении сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием, называется …
негативизмом
упрямством
строптивостью
своеволием
Стержневой линией психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы, Ж. Пиаже рассматривал становление …
интеллекта
самостоятельности
воли
эмоциональности
Теория конвергенции двух факторов В. Штерна учитывает роль наследственности и ________ в психическом развитии ребенка.
среды
социума
семьи
культуры
Уровень развития мотивационной сферы, стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность характеризуют ___________ готовность ребенка к школьному обучению.
личностную
интеллектуальную
двигательную
эмоциональную
Учение, в котором организм рассматривается как «биологическая матрешка», заключающая в себе зародыши всех последующих поколений, называется …
преформизмом
нативизмом
антропологизмом
дуализмом
Утверждение, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске), принадлежит …
Дж. Локку
А. Гезеллу
В. Штерну
С. Холлу
Целью формирующего эксперимента является …
изучение закономерностей происхождения того или иного психического новообразования
выявление наличного уровня психологического явления или качества
сравнение результатов испытуемых, первоначально сходных во всех отношениях
тестовое обследование детей
Центральной задачей младшей школы является формирование …
«умения учиться»
практических навыков чтения
практических навыков письма и счета
межличностных отношений
Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является …
построение жизненных планов на будущее
возникновение стержневых личностных интересов
аффект неадекватности
чувство взрослости
Д. Б. Эльконин считал, что у ребенка в раннем детстве, младшем школьном возрасте и ранней юности развивается ________ сторона деятельности.
операционная
мотивационная
инструментальная
функциональная
Источник
Большинство зарубежных теорий можно объединить в 3 подхода:
• Биогенетическое направление.
Ребенок рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития. Среда, в которой воспитывается ребенок, становится всего лишь условием такого изначально предопределенного развития, как бы проявляющим то, что дано ребенку до его рождения.
К числу ранних психологических теорий относится концепция
рекапитуляции Стэнли Холла. Воснову легла теория Э.Геккеля, который
считал, что в процессе внутриутробного развития эмбрион проходит все
стадии, которые проходит материя в процессе эволюции.
С.Холл сформулировал подобный закон для послеутробного развития:
ребенок рождаясь, кратко повторяет стадии развития человеческого
общества (например, игра ребенка с песком – пещерная стадия жизни
людей; далее стадия охоты, стадия обмена и т.д.).
В дальнейшем психологи подчеркивали несостоятельность подобных
теорий.
В рамках этого же, биогенетического подхода создавалась теория трех ступеней детского развития Карла Битера. К.Бюлер выделил три ступени развития – инстинкт, дрессура (навык), интеллект. Таким образом, ребенок от рождения до 7 лет находится на стадии инстинкта , с 7 до 14 лет – на стадии научения, и с 14 до 21 года наступает стадия развития интеллекта.
ВЫВОД: основным фактором считается наследственность, ребенок рассматривается как пассивный объект.
• Социогенетическое направление.
Его истоки в идеях философа XVII века Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска {tabula rasa). На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть взрослые.
ВЫВОД: в качестве основного фактора рассматривалась среда, активность ребенка не учитывалась.
Очевидно, что оба подхода – и биологизаторский, и социологизаторский -страдают односторонностью, преуменьшая или отрицая значение одного из двух факторов развития.
• Теория конвергенции двух факторов, разработанная Вильямом Штерном
По его мнению, оба фактора в равной мере значимы для психического развития ребенка и определяют две его стороны. Эти стороны развития (одна – созревание наследственно данных способностей и черт характера, другая – развитие под влиянием ближайшего окружения ребенка) пересекаются, т.е. происходит конвергенция.
Эта теория рассматривала вопрос соотношения среды и наследственности (Айзенк считал, что развитие на 20% определяется средой, а на 80% наследственностью).
Отечественная теория психического развития
Л. С. Выготского
В отечественной психологии психическое развитие рассматривается как усвоение общественно-исторического опыта, в процессе чего происходит очеловечивание психики ребенка.
У человека есть особый опыт, которого нет у животных, – это опыт общественно-исторический, который определяет в значительной мере развитие ребенка.
Как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности.
Человеческий мозг устроен так, что накопленный общественный опыт не может передаваться генетически. Главную, определяющую роль в психическом развитие ребенка играет социальный опыт, зафиксированный в форме предметов, знаковых систем. Его он не наследует, а присваивает. Психическое развитие ребенка протекает по образцу, существующему в обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна для данного уровня развития общества. Поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. А биологический фактор влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно.
При таком понимании развития складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов:
• Макросреду составляет общество, как определенную социально-
экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В
ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности.
• Мезосреда включает национально-культурные и социально-
демографические особенности региона, в котором проживает ребенок.
• Микросреда – это непосредственная среда его жизнедеятельности
(семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-
образовательные учреждения, которые он посещает).
Л.С.Выготский выделил 2 уровня (зоны) психического развития:
1) Зона актуального развития – те знания, умения, навыки и действия,
которые есть в психике ребенка на сегодняшний день; то, что ребенок
может делать самостоятельно.
2) Зона ближайшего развития – задачи, которые сегодня ребенок может
выполнить при помощи взрослого, а завтра – самостоятельно.
Обучение должно опираться на зону ближайшего развития. Обучение, по Л.С. Выготскому, ведет за собой развитие “тянет” его за собой. Но оно не должно, в то же время, отрываться от развития ребенка. Значительный отрыв, искусственное забегание вперед без учета возможностей ребенка приведет в лучшем случае к натаскиванию, но не будет иметь развивающего эффекта.
Перинатальная психология
Перинатальная психология – новая увлекательная область сихологии, занимающаяся изучением условий становления психики ребенка в перинатальном периоде. Объектом изучения перинатальной психологии является диада «мать-дитя».
Медики – акушеры и неонатологи – определяют продолжительность перинатального периода от срока беременности, когда появившийся на свет малыш способен выжить (по традиционным взглядам с 28-й недели внутриутробной жизни, при современных медицинских технологиях- с 22 недели) по 7-е сутки жизни после рождения. Перинатальные психологи и психотерапевты расширяют границы перинатального периода, включая в него весь период от планирования ребенка до первых месяцев его жизни и вплоть до конца первого года его жизни. В это время психика ребенка развивается самыми быстрыми темпами, а условия ее развития обеспечиваются мамой. Поэтому становление материнской сферы женщины (онтогенез материнства) также входит в сферу интересов перинатальной психологии.
Начало психологическому изучению перинатального периода было положено во второй четверти XX века в рамках психоаналитического направления. В психической жизни ребенка наблюдаются следующие процессы.
СРОК БЕРЕМЕННОСТИ | РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ | ВЛИЯНИЕ МАТЕРИ |
Первый триместр | – появление сенсорных переживаний, положительных и отрицательных эмоций (комфорт и дискомфорт) | Влияние матери только через функции организма. Непосредственное взаимодействие отсутствует. |
Второй триместр | – появляется активность ребенка (отвечает движением на тактильную и слуховую стимуляцию) | Поступающие с кровью гормоны матери меняют эмоциональное состояние ребенка (удовольствие или неудовольствие). |
Третий триместр | – формируются индивидуальные особенности нервной системы (тип ВИД), психические особенности (способности). | Под влиянием эмоциональной информации от матери формируется внутренняя реальность будущего ребенка (например, вина и страх напрямую угнетают развитие ребенка) |
В перинатальной медицине и педагогике уже много известно о связи между эмоциональным содержанием ожидания ребенка и его последующим развитием и обучением.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МАТЕРИ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Клиницисты и психологи подчеркивают важность перинатального воспитания как основы для будущего воспитания и обучения ребенка, для его полноценного и творческого включения в человеческую культуру. Перинатальное воздействие должно осуществляться через обращение к эмоционально-ценностному слою личности будущей матери.
Американский психолог Станислав Гроф, работая с измененным сознанием пациентов, обнаружил и описал травматические следы, оставляемые в психике человека родовым процессом. Им было введено понятие «сгущение опыта». С точки зрения С. Грофа, эти следы образуют одну из четырех «перинатальных матриц».
• В первой фазе, соответствующей началу родового процесса, пациенты
переживали всеобъемлющее чувство беспокойства и ощущение
опасности для жизни.
• Вторая фаза, совпадающая с первой клинической фазой родов, – это
время, когда «существование кажется лишенным смысла», происходит
концентрация на роли жертвы, на невозможности спасения и
безысходности.
• Третья перинатальная матрица, соотносящаяся со второй стадией
родов, воплощается в переживании борьбы, напряжения, возбуждения,
ярости, сопротивления.
• Четвертая матрица (третья клиническая стадия родов) переживается
как максимум боли, смерть и повторное рождение. Страдания и агония
доходят до переживания разрушения. Ребенок, получивший во время
рождения опыт избегания или сопротивления, будет действовать в
новых ситуациях аналогичным образом. Человек приходит в жизнь с
опытом рождения, а к рождению – с опытом внутриутробной жизни;
похожие ситуации оживляют, сгущают его опыт.
Связь между эмоциональным неблагополучием беременной и течением родового процесса подтверждается клиницистами.
Новорожденность.
Период новорожденности – это начало младенческого возраста. Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе новорожденности.
Рождение — это всегда резкий переход к новому. Адаптация ребенка в этот период связывается с резкими изменениями средовых факторов. 3. Фрейд сравнивал рождение ребенка со смертью, а крик новорожденного с криком отчаяния и нежеланием покинуть комфортный мир. Вот как драматично описывает момент рождения Е.В. Субботский:
«Тюрьма», доселе нежно обнимавшая ребенка, взбунтовалась. Она сжимает его все сильнее и сильнее, стремясь раздавить. Голова упирается в стенку. Неведомая сила сдавила так, что смерть кажется неминуемой… Страдание и боль достигают вершины.
И вдруг все взрывается. Вселенная залита светом. Нет больше «тюрьмы», нет неведомой страшной силы. Малыш родился. Он в ужасе: ничто более не касается его спины, его головы, ничто не поддерживает его…
«Посмотрите на новорожденного в первые минуты его жизни. Эта трагическая маска лица, закрытые глаза, кричащий рот. Эта запрокинутая голова, руки, охватившие ее, ноги, напряженные до предела. Это тело, напоминающее спазм, -разве все это не говорит, не кричит нам: «Не трогай меня, не трогай меня!» -ив то же время: «Не бросай меня, не бросай меня!»…Вы говорите, ада не существует? Но он есть, и не там, за порогом жизни, а в ее начале. Что если вас нагими поместить в холодильник вниз головой, заполнить пространство едким дымом, а затем ослепить прожекторами под громовые раскаты взрывов? «Такое и в страшном сне не приснится», – скажете вы. И, тем не менее, не то ли испытывает ребенок, впервые увидевший свет?»
Причины кризиса новорожденности:
• Физиологические – рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.
Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность,
воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость
смены типа питания (признак кризиса — потеря в весе в первые дни
после рождения);
• Психологические — психика новорожденного ребенка представляет
собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают
ребенку в первые часы его жизни.
Особенности развития новорожденного:
• Развитие сенсорных процессов опережает развитие моторики, в то
время как развитие детенышей животных имеет обратный порядок;
• Безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения
свойственных человеку форм поведения. Формируются потребности в
получении впечатлений, в движении, в общении со взрослым.
Источник