Для благополучного гармоничного развития ребенка необходимо
Новое поколение всегда рождается умнее, чем предыдущее. Это хорошая новость, но она не отменяет необходимости занятий с ребенком.
Дети способны соответствовать всем происходящим в мире изменениям. Задача родителей – помочь малышу освоить те навыки и умения, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
Лучше успеть сделать это еще до поступления в детский сад, то есть до момента столкновения с системой. Тогда ребенку будет легче сохранить свою индивидуальность и адаптироваться к меняющимся условиям жизни.
1. Побуждаем к действию!
Малыш сам стремится к развитию, но пока не знает, что он может изучить. Ваша задача – поймать и не упустить нужный момент. Крохе мы даем в руки погремушки и предметы с различной фактурой, чуть позже знакомим его с книгами, пазлами, пирамидками, конструктором. Именно с этого и начинается замечательное путешествие в мир знаний.
В первые годы своей жизни дети получают знания естественным образом, через действие. Поэтому методики развития и направлены на опыт практической деятельности. Еще совсем недавно было модно с раннего возраста учить чтению, письму, языкам. Но, как оказалось, это не избавляет от проблем с обучением в старшем возрасте.
2. Хвалим правильно!
Мы привыкли хвалить малышей за малейшее усилие, за то, что они хорошо кушают, сами ходят на горшок, рисуют и собирают свои игрушки. Но уже совсем скоро Вы не станете отмечать все это похвалой.
Своими словами мы приучаем детей к оцениванию. Но в школе никто не будет ставить «пятерки» лишь за старание, там важен результат. Получается, что ребенка вообще нельзя хвалить?
На самом деле всегда важно отмечать те качества характера, которые привели кроху к успеху: усидчивость, терпение, настойчивость, трудолюбие. Вполне возможно, что вам это покажется глупым. Но присмотритесь, как реагирует малыш. Он узнает о себе много нового, у него формируется правильная самооценка, он учится критически оценивать свои действия. Не будет стремления получить похвалу любой ценой, а главное, формируется понимание того, почему же он молодец.
3. Показываем, как все устроено!
Дети всегда повторяют действия старших – вначале наблюдают, затем копируют. Иногда для этого необходимо несколько попыток. Простой пример – нанизывание на пирамидку разноцветных колечек. Вы показываете, а малыш, не всегда удачно, пытается повторить. И вдруг у него все получается, быстро и легко!
Поэтому так важно учить ребенка играть новыми игрушками, демонстрировать, что с ними можно делать.
4. Переживаем неудачи!
Очень важно научить малыша проигрывать достойно, примирить с этим. Поначалу всем детям такое дается непросто. Любой проигрыш в игре, допущенная ошибка, неудачная попытка что-либо сделать приводят к слезам, истерикам, капризам. При этом следите за тем, чтобы это не отбивало у ребенка желания продолжать добиваться своей цели.
Для этого попробуйте озвучить за него те чувства, которые он испытывает, но еще не умеет выражать словами: «Я знаю, что тебе сейчас больно и обидно. Но ты старался, сумел проявить лучшие качества. Я верю, что в другой раз ты обязательно выиграешь». А в случае повторной неудачи не забудьте отметить не только старание малыша, но и его смелость, риск, полученные новые навыки в игре.
5. Учимся взаимодействовать!
Насколько часто Вы вместе что-либо делаете? Игрушки-самоделки, различные поделки, настольные игры, конструирование, складывание пазлов… Важно, чтобы мама умела сдерживать себя, не делала все за ребенка, а лишь помогала ему в случае необходимости.
Любая подобная деятельность очень полезна. Каждый из участников учится работать в команде, прилагать усилия ради общего результата, уважать мнение партнера, наслаждаться как процессом, так и результатом.
6. Принимаем нестандартные решения!
В детской реальности все возможно – и красные слоны, и фиолетовые волки, и оранжевые верблюды. Не нужно исправлять рисунки, доказывая малышу, что так не бывает. Наоборот, важно сохранить и развить это качество. Не доверяйте утверждениям, что арбуз всегда круглый и зеленый в полоску. Сейчас можно найти в продаже продолговатые арбузы самых разных оттенков. Просто потому, что однажды кто-то подошел к селекции этих ягод нестандартно…
Хотите почаще выбираться с ребенком “в свет” и путешествовать, а не сидеть всё время дома и в песочнице во дворе?
Закажите готовый детский набор игрушек в дорогу и для игр вне дома от бренда Ребёнок Занят на сайте>>> (10+, 20+, 30+ или 50+ предметов) и перспектива оказаться с ребёнком в кафе или на выставке не покажется уже такой пуающей: у Вас под рукой будет целый арсенал интересных и новых “развлекашек” для ребёнка!
Вы бесплатно получите еще ряд полезных «плюшек» и блокнот с советами/полезностями внутри, сможете указать имя ребёнка на сумке с набором, которая, к тому же, пригодится Вам в будущем еще не раз.
Кстати, такие детские наборы часто заказывают в качестве подарка детям и их родителям (а что может быть ценнее, чем спокойствие и немного свободного времени!).
Подобрать набор по возрасту и полу ребёнка можно в нашем каталоге на сайте www.busybag.ru
Вам также может быть интересно:
Источник
Правило №1: создаем развивающую среду для ребенка первого года
Это правило развития ребенка первого года основано на простом принципе: все, что окружает малыша, может и должно его развивать. Рассматривая игрушки, подвешенные в кроватке, картинки и плакаты на стенах, иллюстрации в книжках, кроха развивает зрение. Слушая всевозможные бытовые звуки, мамин голос, музыку, детские песенки, гремя погремушкой, ребенок развивает слух. Играя игрушками разной фактуры, трогая неровные поверхности, перебирая в пальчиках всяческие бусинки и шнурочки, младенец развивает тактильную чувствительность. А пытаясь самостоятельно достать закатившийся под кровать мячик или открыть дверцу шкафа, ребенок развивает мышление, учится решать свои первые в жизни творческие задачки.
Но развивающая среда не ограничивается только домом. Она существует везде, нужно лишь научиться максимально использовать ее. Старайтесь почаще гулять с малышом в разных местах, чтобы он получал как можно больше впечатлений. Рассказывайте крохе обо всем, что встречается на его пути, обращайте внимание на животных и птиц, насекомых и цветы, дома и машины, давайте потрогать камень, шишку, цветок, кусочек коры, мох, снег и т.п. Чем больше впечатлений и ощущений вы подарите своему ребенку, тем лучше он будет развиваться вам на радость!
Правило №2: чтобы ребенок развивался, его нужно носить на ручках
Еще пару десятков лет назад в книгах и статьях для молодых родителей можно было отыскать советы о том, что брать на руки грудничка нужно не слишком часто. Мол, это его избалует. И многие мамы следовали подобным «полезным» советам, хотя сердце им подсказывало совсем другое, а в призывных криках малыша явно слышалось: «Мамочка, подойди ко мне! Мне плохо без тебя!»
К счастью, сейчас взгляды на детское воспитание во многом изменились. И мы вновь возвращаемся к естественным способам выхаживания малышей. В первые месяцы жизни большую часть времени кроха должен находиться у мамы на руках, в слинге, чувствовать ее запах, тепло, биение сердца, ласковые прикосновения. Только так грудничок будет ощущать себя в безопасности, только так ему комфортно. Ребятишки, которых мамы много носят на ручках, в целом спокойнее, их в меньшей степени беспокоят колики. А в будущем такие малыш и растут более счастливыми и уверенными в себе. Кроме того, «ручные» детки лучше развиваются физически, уверенно держат головку в срок, имеют более крепкий позвоночник. Это связано с тем, что мама, удерживая кроху на руках или в слинге, параллельно выполняет разные бытовые действия: поворачивается, приседает, наклоняется и т.п. В результате у младенца постоянно меняется положение позвоночника, и к этим новым условиям ребенку нужно всякий раз приспосабливаться, напрягая шейку и спинку. Вот вам и первая зарядка!
Правило №3: дети, с которыми разговаривают, более развиты
Каждый здоровый ребенок рождается со способностью обучиться речи. Но этого никогда не произойдет без активной помощи любящих взрослых. На первых порах ласковые слова, обращенные к нему, напевные интонации – это своего рода сигнал, что все хорошо, мама рядом, она его любит. Постоянно разговаривая с крохой, мы, сами того не ведая, формируем у малыша позитивное отношение к миру, чувство защищенности, что очень важно для гармоничного развития. Пройдет совсем немного времени, и он начнет внимательно вслушиваться в ваши слова, запоминать их звучание, а чуть позже – пытаться повторять за вами и произнесет свои первые звуки и слоги. Сначала он будет накапливать пассивный словарный запас – понимать множество обращенных к нему слов. А потом научится их говорить. И этот процесс будет идти постоянно, обогащая речь малыша все новыми и новыми словами.
Но, чтобы у нашего маленького говоруна не возникло проблем с речью в будущем, с ним необходимо разговаривать буквально с рождения! Потешки и пестушки, детские стишки и прибаутки, песенки и скороговорки – чем больше таких «звуковых игрушек» будет в вашем арсенале, тем лучше и правильнее будет развиваться речь ребенка.
Правило №4: для развития ребенка первого года покупаем «правильные» игрушки
Через игру и с помощью игрушек маленький человечек знакомится с новым и пока непонятным для него миром, познает его законы, развивается умственно, физически и даже эстетически! Но для того, чтобы игрушки максимально выполняли свои развивающие функции, важно правильно их подбирать.
Прежде всего, игрушка должна быть безопасной для малыша. Не менее важно, чтобы она соответствовала возрасту ребенка. Бесполезно давать семимесячному карапузу пазлы в надежде, что он научится их собирать. А вот пирамидка или ксилофон будут не только понятны и интересны малышу, но еще и полезны для развития. Для того чтобы игрушки были максимально развивающими, они должны чуть-чуть опережать возраст ребенка. Например, если среднестатистический младенец пробует ставить кубик на кубик в 8–9 месяцев, предложите ему кубики в 7 месяцев. Таким образом вы будете стимулировать развитие ребенка
В арсенале малыша должны быть разнообразные игрушки. Ведь одни из них призваны развивать мелкую моторику, другие – мышление, третьи – спортивные навыки, четвертые – эмоции и т.п. И, конечно, чтобы игрушка принесла крохе максимальную пользу, нужно показать, как играть с ней.
Правило №5: развитие ребенка происходит в игровой форме
Пожалуй, даже взрослым куда интереснее, когда всяческие обучающие курсы и семинары проходят не в виде нудных лекций и зазубривания материала, а построены на ролевых играх и увлекательных тренингах. Так и учиться веселее, и информация усваивается лучше. Что уж говорить о малышах!
Любое обучение необходимо превращать в игру, каждый новый навык – обыгрывать. Только такой игровой подход сделает развитие ребенка гармоничным и не нанесет вреда. Даже обучение простым бытовым навыкам лучше преподносить ребенку в виде игры. Пусть сначала он покормит с ложки любимого мишку и умоет куколку, а потом с удовольствием попробует есть ложкой самостоятельно и сам помоет после еды свою измазанную мордашку.
Правило №6: развивая ребенка, не гонимся за рекордами
Наверное, каждый любящий родитель хочет, чтобы его ребенок развивался правильно, чтобы смог в будущем найти свое место в жизни и был счастлив. Но эти вполне правильные цели хороши только тогда, когда, воспитывая и обучая малыша, мы руководствуемся его интересами. На деле же нередко встречается, что нами руководят не детские потребности, а наши собственные комплексы и нереализованные мечты…
Чтобы избежать соблазна удовлетворять свои родительские амбиции за счет ребенка, постарайтесь следовать простому правилу: любая игра, любое занятие должны доставлять удовольствие и малышу, и вам. Не нужно гнаться за рекордами, не стоит переутомлять свое чадо всевозможными занятиями и тренировками. Организм малыша – очень хрупкая система. Он весьма чувствителен к перегрузкам. Только при разумном чередовании упражнений и отдыха ваши развивающие игры принесут ребенку пользу.
Правило №7: не сравниваем своего ребенка с другими детьми
Бывает так, что нами движет желание «догнать и обогнать» кого-то из друзей по песочнице, кому-то что-то доказать, чтобы нашего малыша ставили всем в пример, чтобы все вокруг им (и нами!) восхищались. Мы начинаем сравнивать своего кроху с другими детьми, которые, как нам кажется, развиваются быстрее, знают и умеют больше. Мы расстраиваемся и начинаем усиленно заниматься со своим сыном или дочкой, требуя зачастую непосильных результатов. При этом мы забываем, что наш ребенок – уникальный человечек, он ни на кого не похож, у него свои склонности и врожденные способности, и он вовсе не обязан быть лучшим среди лучших! Следует ориентироваться не на других ребятишек, а на средние нормы развития.
Правило №8: развиваться ребенок должен в безопасных условиях
Очень важно создать в доме, где живет маленький ребенок, безопасную среду. Это означает чистоту и безопасность материалов, из которых выполнена детская мебель, игрушки и предметы ухода, отсутствие в зоне досягаемости мелких, острых и других опасных для крохи предметов, безопасное расположение мебели, недоступность электрических розеток и проводов, правильное хранение лекарств и бытовой химии и др. Такая среда будет способствовать полноценному развитию ребенка, давая ему возможность исследовать окружающий мир всеми доступными методами без опасности навредить здоровью.
Правило №9: для развития ребенка первого года нужна… свобода
Быть свободной личностью – не просто красивая фраза, а необходимое условие гармоничной жизни в современном обществе. Только свободный человек может творчески развиваться, добиваться своих целей и при этом радоваться жизни! Детская свобода или несвобода начинается буквально с рождения. Если мы кормим малыша по требованию, берем на ручки при плаче, то тем самым стараемся прислушиваться к желаниям и чувствам маленького человечка. Если же пытаемся навязать ребенку свой собственный режим, не считаясь с естественными малышовыми потребностями, то уже с самых первых дней ограничиваем свободу крохи, все решая за него.
Старайтесь не ставить ребенку рамки там, где это возможно. Поменьше заграждений в виде кроватки и манежа, побольше свободного пространства для движения и исследования. Пусть игрушки и книжки всегда будут в зоне доступности ребенка. Пусть слово «нельзя» как можно реже употребляется в вашем лексиконе, относясь только к опасным и действительно нежелательным поступкам.
Правило № 10: создаем в доме спокойную атмосферу
Мы должны четко усвоить одну важную вещь: полноценно расти и развиваться ребенок может только в том доме, где царит атмосфера мира, любви и согласия! Даже совсем крошечный карапуз чувствует наше напряжение, обиду, злость. И не просто чувствует, а начинает реагировать: он может стать капризным, раздражительным или, наоборот, вялым, плохо кушать и спать. Все это тут же отразится на его здоровье и развитии! Постарайтесь оградить ребенка от всяческих конфликтов. Приложите все усилия, чтобы кроха не слышал повышенных тонов и особенно крика.
Проявляйте любовь к своему малышу всеми возможными способами: говорите ему об этом, гладьте, целуйте, ласкайте и даже немножко балуйте! Испортить любовью невозможно. А нелюбовью – да.
Источник
Здравствуйте всегда, дорогие мои читатели и подписчики!
В прошлой встрече мы говорили о том, что «семья – опора счастья» и на каких основах строится семья с добрыми и уважительными отношениями. Сегодня в продолжение этой темы разговор о том, как найти и построить эти самые основы – опоры семьи, в которой ребенок сможет вырасти счастливым и благополучным человеком.
Все в жизни начинается с детства. Желательно счастливого, благополучного. Для этого нужны благоприятные условия для развития ребенка. Какие это условия? И каковы их результаты?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на канал, КОММЕНТИРУЙТЕ, ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсети
Давайте посмотрим на них поближе, не забывая, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому».
✔️ Родители должны быть образцом поведения, общения, речи. Ребенок будет говорить так, как говорят у него дома: теми же словами, с такой же интонацией. Часто мы слышим о ребенке: «Да он разговаривает, как его отец».
✔️ Ребенок успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают друг друга и его тоже, общаются с ним, рассказывают, направляют внимание, читают ему. И тогда «получаются» взрослые – уверенные в себе люди.
✔️ Родители обучают своего малыша умению думать и говорить, чувствовать и действовать, не ущемляя ребенка, а позволяя ему быть во всем активным. Выросшие в таких условиях люди активны в жизни, занимающиеся любимым делом и имеющие высокую самооценку.
✔️ В семье обеспечиваются широкие возможности для использования всех пяти органов чувств ребенка: он может свободно смотреть и видеть, слушать и слышать, трогать руками, пробовать на вкус, двигаться. Это позволяет ему больше узнавать о доме и вне дома. Взрослые из таких семей анализируют и направляют все в своей жизни, а не плывут по течению.
✔️ Родители уделяют ребенку как можно больше времени, чтобы приобщить ребенка к жизни, заложить в него уверенность в себе и в любом общении, что будет помогать ему в школе, к компании сверстников, а в дальнейшем – и на работе и в собственной семье. Выросшие дети – хорошие и надежные люди, друзья.
✔️ Родители при каждом удобном случае присоединяются к занятиям ребенка, внимательно наблюдают за ним и его действиями и стараются узнать больше о его интересах, увлечениях. Взрослый из такой семьи узнаваем по уверенному поведению.
✔️ В семье уважительно относятся к каждому ребенку, учитывая его темперамент, потребности, интересы, симпатии и антипатии. В такой семье каждому обеспечена поддержка семьи во всем и каждый может постоять за свои интересы.
✔️ Родители стараются, чтобы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений. Взрослый из такой семьи умеет любить.
✔️ Новый день в семье родители начинают со слов: «Доброе утро!» и продолжают его бодро, доброжелательно, а не с замечаний и ссор. Дети становятся отличными коммуникаторами, про которых говорят: «Прекрасно воспитанный и культурный человек».
✔️ В случае ссоры родители не уходят от ребенка, пока не помирятся. Вырастают бесконфликтные люди, которые умеют разрешить любой назревающий конфликт эффективно и рационально.
✔️ Родители внушают ребенку давно известную формулу психологического здоровья: «Ты хороший, ты уникальный, но не лучше других». Взрослые дети – здоровые личности без комплексов неполноценности.
✔️ Когда родители раздражены, они начинают говорить с ребенком тихо, едва слышно. У многих раздражение сразу проходит. Взрослые дети тоже умеют управлять своими эмоциональными состояниями.
✔️ Когда сын или дочь возвращаются, родители встречают их у дверей. Ребенок должен знать, что родители рады его возвращению, даже если он и провинился. Родители любят безусловно.
✔️ Родители не спешат наказывать ребенка, не разобравшись в причинах проступка. Они знают, что когда ребенок совершит что-нибудь дурное, его обычно мучит совесть. Но при наказании совесть замолкает, а это опасно и чревато появлением обид, лжи… Дети становятся справедливыми и честными людьми.
✔️ В одиннадцать лет, когда ребенка как будто подменили, родители не ищут виноватых, а понимают, что ребенок становится подростком. Такие люди любят без всяких условий.
✔️ В благополучной семье родители умеют просить детей и не считают это зазорным. В спорах с сыном или дочерью родители иногда уступают, чтобы детям не казалось, будто они вечно не правы. Этим родители учат детей уступать, признавать ошибки и поражения.
✔️ Родители стараются никого не критиковать при детях. Они знают: сегодня мы скажем дурное о соседе, а завтра дети будут плохо говорить о нас. Взрослые дети уважительно относятся к каждому человеку.
✔️ В доброй семье родители не избегают ласковых слов и прикосновений, они знают, что это смягчает душу ребенка и снимает напряжение. Взрослые дети – прекрасные супруги и заботливые родители.
✔️ Маленькие дети иногда мечтают уйти из дома и отправиться в дальние страны. Ребята постарше уходят из дома от отчаяния. Когда подростка удается вернуть, любящие родители не попрекают его ни единым словом, они постараются даже не вспоминать о происшествии. Взрослые дети умеют любить по-настоящему.
В заключение НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ для молодых родителей
Подпиской и/или откликом Вы поможете развитию канала. СПАСИБО!
Уважаемые родители, давайте же помнить: мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.
Важное о воспитании детей в семье здесь: Как родители могут помочь формированию адекватной, здоровой самооценки ребенка, и здесь: “Почему они со мной так поступают? Разве я – не человек?” – 3 вещи, которые не может простить своим родителям подросток
Друзья, поделитесь своими мыслями по обсуждаемой теме. Задавайте вопросы. Поделитесь с друзьями в соцсети. Поставьте оценку. СПАСИБО!
Источник