Диспропорции развития ребенка понятия умственная отсталость и задержка психического развития их отличия

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 30 июня, 2019

Обновлено: 10 февраля, 2020

Отставание в развитии ребенка от сверстников становится видно уже в первые годы жизни малыша. Крайне важно в это время уделить внимание диагностике и исследованию сути патологии, так как от правильности диагноза будет зависеть дальнейшее лечение, коррекция и возможное выравнивание состояния. Или ухудшение, прогрессирование при неправильно обозначенной болезни.

Как правило, ЗПР или умственную отсталость (УО) выявляют у детей в дошкольном возрасте, важно знать, как их отличить друг от друга. Ведь в раннем возрасте, у этих двух заболеваний симптомы схожи.

Несмотря на сходство, между умственной отсталостью и ЗПР существуют качественные различия, позволяющие точно поставить диагноз, провести необходимую работу и позволить малышу в будущем адаптироваться в мире. Если же в раннем возрасте болезнь определена неверно, время, необходимое для коррекции, будет безвозвратно упущено и ситуация усугубится.

Основные отличия ЗПР от УО

Дети с ЗПР не относятся к умственно отсталым.

Главное различие между ЗПР и олигофренией состоит в природе заболевания, все прочие отличия вытекают из нее.

Олигофрения (умственная отсталость) – это постоянное, неизменное умственное недоразвитие, возникшее из-за органического повреждение головного мозга в период беременности или в первые недели жизни ребенка. Нередко развивается из-за генетической предрасположенности или после травмы головного мозга. Необратима.

Современная медицина выделяет 3 степени умственной отсталости:

  • Дебильность – слабая форма проявления. При слабой выраженности, ребенок внешне ничем не будет отличаться от сверстников. Однако при общении, разница станет заметна. Эмоциональность у таких деток сохраняется, а вот внимание привлечь надолго невозможно. Запоминают они новую информацию тяжело и ненадолго, воспринимать абстрактные понятия не способны.
  • Имбецильность – средняя форма, проявляющаяся не только в поведении, но и во внешности больного. Вместе с поражением мозга часто сочетается недоразвитие каких-либо органов, дефекты конечностей или частей лица. Ребенок способен понимать окружающих, произносить простые слова и фразы. Изъясняется и понимает только глаголы и существительные, редко может грамматически правильно построить предложение.
  • Идиотия – тяжелая форма олигофрении. Поврежден как мозг, так и тело. Подобные люди редко способны ходить, страдают от недоразвитости внутренних органов и конечностей. У них фактически не развивается мышление и речь. Они способны произносить только отдельные звуки и слова, не понимают речь окружающих, не отделяют своих от чужих.

Каждая из перечисленных выше форм отсталости, делится еще на 4 степени тяжести в зависимости от баллов IQ:

  • легкая – 50 -60;
  • умеренная 35-40;
  • тяжелая 20-34;
  • при показателях в 20 баллов и ниже, выставляется глубокая степень.

Развитие ЗПР обусловлено легким поражением тканей мозга или обходится без них, являясь реакцией на инфекционное заболевание или сильный стресс, перенесенный в раннем возрасте.

Проблемы детей

Детям с задержкой психического развития тяжело дается общение со сверстниками и старшими людьми. У них возникают проблемы с запоминанием и воспроизведением информации, внимательностью, навыками самообслуживания, воображением и творческой деятельностью. Однако снижения интеллекта не отмечается.

Как правило, ребята с ЗПР демонстрируют достаточно высокие баллы IQ.

Однако не могут в определенный период жизни использовать все возможности мозга. А из-за этого развиваются медленнее сверстников.

Главный ответ на вопрос: «Чем отличается умственная отсталость (УО) от ЗПР?».

Дети с ЗПР поддаются корректировке с помощью специальных программ и занятий. Олигофрения – это диагноз на всю жизнь, ЗПР – особенность, которая устраняется, и к подростковому возрасту исчезает при условии регулярных занятий со специалистами.

Таблица отличий умственной отсталости и ЗПР

В большинстве случаев ЗПР выявляется у младших школьников или при подготовке к школе. В этом возрасте между проявлениями болезней уже явно видна разница.

Таблица отличий ЗПР и легкой умственной отсталости (УО):

При сравнении с помощью таблицы ЗПР и умственной отсталости видно, что задержка психического развития – гораздо более легкий диагноз.

Различия при диагностике

Человек, не сведущий в медицине, отличить УО от ЗПР в раннем возрасте едва ли сможет. Однако при диагностике, проводимой специалистами, сразу понятно, чем отличается ЗПР от олигофрении.

В первую очередь при внешней схожести отличия олигофрении от ЗПР будут видны при тестах на:

  • ознакомление, усвоение, применение знаний и умений на практике;
  • способность применять усвоенные знания при выполнении похожей задачи;
  • стремление к развитию;
  • способность просить о помощи и принимать ее от окружающих.

По результатам исследования проводится коррекционная работа различными людьми:

  • психологами;
  • невропатологами;
  • логопедами;
  • социальными педагогами;
  • родителями.

Крайне важно, чтобы необходимая педагогическая коррекция велась непрерывно, в том числе и дома. Для особенных детей так же важна атмосфера в доме, при стрессе темп улучшений резко снижается, может отмечаться регрессия.

При перспективах к улучшению состояния, ведется работа по основным направлениям:

  • усвоение навыков и знаний о мире с меньшим темпом, чем у сверстника и при помощи специалистов;
  • развитие способности к речи, контроля над ней;
  • умение концентрировать внимание на определенной задаче;
  • повышение мотивации к обучению при помощи игровых методик.

При ЗПР необходимо добиться успешного развития ребенка до уровня среднестатистических сверстников к периоду полового созревания. При олигофрении, состояние человека можно только стабилизировать, не позволив регрессировать глубже.

Патологию диагностируют не только с помощью внешнего осмотра и психолого-педагогических тестов, но и при помощи изучения состояния головного мозга, специальных анализов.

Ребенок с УО способен освоить основные необходимые для жизни навыки (в зависимости от тяжести состояния), но требует ежедневной работы по их отработке, чтобы оставаться на одном уровне развития. Так как при прекращении систематической коррекционной работы происходит немедленный регресс.

  1. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости // Собр. Соч. в 6-ти т. Т.5 М.: Педагогика, 1983. — С. 231-256.
  2. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (Практическое руководство). — М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2007. — 224 с.
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
  4. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения [Текст] // Соч. : в 2 т. / А.Н. Леонтьев. — М. : Педагогика, 1983. — Т. 1. — 392 с.
  5. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология. — 2008. — № 1. — С. 71 — 78.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Белевского района»

                      Консультация для воспитателей

Тема: « Отличие детей с задержкой психического развития   от умственной отсталости и педагогической запущенности ».

                                                        Подготовила педагог-психолог

                                          Князева Оксана Викторовна

                                                Белев 2014                               

Задержка психического развития (ЗПР)- замедление темпа психического развития преодолеваемое с возрастом при специфически организованном обучении. Для ЗПР характерны мозаичность и парциальность нарушений психических функций. Вследствие недостаточности динамической  организации психической деятельности отмечаются неустойчивость, рассеянность внимания, нарушение контроля за выполняемой деятельностью, поверхность знаний об окружающем мире, социальная незрелость и др.

Умственная отсталость недоразвитие интеллекта, которая не является отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общее название многих отклонений, различных по своей природе и степени выраженности. Умственная отсталость  «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом».

Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети). У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные. Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности. Несбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, ложь – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий извне. При таком стихийном формировании без педагогической опеки ребенок приобретает асоциальные черты характера.

Отличие детей с ЗПР от умственной отсталости.

Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.

В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.

В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.

Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)

При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.

Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.

Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.

Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат.

Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

  1. Необходимо постоянно поддерживать уверенность в своих силах, обеспечить ребенку субъективное переживание успеха при определённый усилиях. Трудность заданий должна возрастать постепенно, пропорционально возможностям ребёнка.
  2. Не нужно требовать немедленного включения в работу. На каждом занятие обязательно вводить организационный момент, т.к. дети  с ЗПР с трудом переключаются с предыдущей деятельности.
  3. Не нужно ставить ребёнка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого  ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.
  4. Не рекомендуется давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой и сложный материал, необходимо разделять его на отдельные части и давать их постепенно.
  5. Не требовать от ребёнка с ЗПР изменения неудачного ответа, лучше попросить ответить его через некоторое время.
  6. В момент выполнения задания недопустимо отвлекать учащегося на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения у них очень снижен.
  7. Стараться облегчить познавательную  деятельность с использованием зрительных опор на занятие (картин, схем, таблиц), но не увлекаться слишком, т.к. объём восприятия снижен.
  8. Активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Дети должны слушать, смотреть, проговаривать и т.д.
  9. Необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично, используя игровые приемы.
  10. Необходима тщательная подготовка перед каждым уровнем. Важна не быстрота и количество сделанного, а тщательность и правильность выполнения самых простых заданий.
  11. Воспитатель  не должен забывать об особенностях развития таких детей, давать кратковременную возможность для отдыха с целью предупреждения переутомления, проводить равномерные включения в занятия динамических пауз       ( через 10 минут).
  12. Для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед зданиями, интонацию и приемы неожиданности ( стук, хлопки, музыкальные инструменты, колокольчик и т.п.).
  13. Необходимо прибегать к дополнительной ситуации ( похвала, соревнования, жетоны, фишки, наклейки и др.). особенно это актуально в дошкольном возрасте. Использовать на занятиях игру и игровую ситуацию.
  14. Создавать максимально спокойную обстановку на  занятии, поддерживать атмосферу доброжелательности.
  15. Темп подачи материала должен быть спокойным, ровным, медленным, с многократным повтором основных моментов
  16. Все приемы и методы должны соответствовать возможностям детей с ЗПР и их особенностям. Дети должны испытывать чувство удовлетворённости и чувство уверенности в своих силах.
  17. На занятиях и во внеурочное время необходимо уделять постоянное внимание коррекции всех видов деятельности детей.

Источник

1.

Диспропорция развития ребенка:
умственная отсталость, задержка
психического развития

2. Определение понятия: Диспропорция развития

Диспропорция –приставка (дис)
обозначает нарушение, т.е.
нарушенное развитие ребенка.
Соответствие развития ребенка
условной средневозрастной
нормы

3.

Хронологический возраст
– 8 лет
Интеллектуальный
возраст- 3-7лет- ?
Эмоциональный
возраст – 1 год
Внешний облик6 лет – ?
Школа
1 класс – 7 лет
– ? лет
Социальный
возраст – 2-3 года
– 18-30 лет
Хронологический возраст
облик- 8 лет
Внешний
Интеллектуальный
возраст- 8лет
Школа
2 класс – 8лет
Эмоциональный
возраст – 8 лет
8 лет
Социальный
возраст – 8 лет

4. Мозаичность развития

Параметры:
Хронологический возраст.
Внешний облик.
Физическое развитие.
Эмоциональное развитие.
Интеллектуальное развитие.
Социальное развитие.

5. Определение понятия: Умственная отсталость

Умственная отсталость-это стойкое
необратимое нарушение познавательной
деятельности, возникшее в результате
органического поражения ЦНС, при
котором страдает интеллект и
эмоционально-волевая сфера в целом.

6. Умственная отсталость

Причины возникновения умственной отсталости:
Внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).
Внешние причины , приводящие к резким нарушениям развития:




Тяжелые инфекционные заболевания, перенесенные во
время беременности: вирусные гриппы, краснуха, ветряная
оспа и др.
Различные интоксикации (воздействия на организм
беременной различных ядовитых веществ, неумеренное
употребление лекарств)
Тяжелые дистрофии женщины во время беременности
(нарушения обмена веществ)
Заражение плода различными паразитами (токсоплазмоз)
Заболевание беременной женщиной сифилисом
Травматические поражения плода, длительная асфиксия
Неблагоприятные экологические условия

7. Умственная отсталость

Причины возникновения умственной отсталости:
Внутренние (эндогенные).
Внутренние причины , приводящие к резким нарушениям
развития:
Фактор наследственности
Нарушение белкового обмена в организме (особая форма
тяжелого слабоумия-фенилкенотурия)
Воспалительные заболевания мозга и его оболочки
(менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения)
у младенца
Резко повышенная радиация местности, неблагополучная
экологическая обстановка местности
Алкоголизация и наркотизация населения
Тяжелые материальные условия (отсутствие полноценного
питания, необходимого для физического и умственного
развития).

8. Классификация умственной отсталости

1.
2.
3.
4.
Легкая умственная отсталостьотносительно неглубокая отсталость.
Легкая умственная отсталость с
нарушением деятельности
анализаторов (зрение, слух,
эмоционально-волевая сфера)
Имбецильность (глубокая умственная
отсталость)
Идиотия (самая тяжелая умственная
отсталость)

9. У детей наблюдается:

– Отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему
Очень низкая познавательная активность
Общая патологическая инертность
Крикливость, раздражительность, расторможенность
Выраженное недоразвитие двигательной сферы, координации, точности и темпа произвольных
движений.
Внимание нарушено: малоустойчиво, отвлекаемость значительная, активное внимание слабое,
объем недостаточен.
Восприятие фрагментарное.
Память логическая, механическая на низком уровне; замедленность запоминания, быстрота
забывания. Неточность воспроизведения; эпизодическая забывчивость, плохая переработка
воспринимаемого материала.
Мышление-все формы нарушены, развиваются крайне тяжело. Наиболее доступно нагляднодейственное мышление. Словесно-логическое, наглядно-образное мышление труднодоступно.
Речь- звукопроизношение нарушено, фразовая речь полна фонематическими и грамматическими
искажениями, пассивность в речевом общении.
Эмоции развиваются в зависимости от клинического варианта дефекта (возбудимые,
заторможенные).
Волевая сфера находится на начальных этапах развития, так как ее становление связано с
появлением речи (не могут контролировать свои поступки, желания, большинство из них не
могут подчинять поведение требованиям взрослого, они в большинстве своем
безынициативны, несамостоятельны, очень низкая мотивация к какой-либо деятельности,
как учебной, так и трудовой и игровой)

10. Задержка психического развития (ЗПР):

Задержка психического развития (ЗПР)-это замедление темпа развития психики
ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний,
незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой
пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его
темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу.
Причины возникновения ЗПР:
1) Причины биологического характера;
2) Причины социально-психологического характера.
Причины биологического характера:
Различные варианты патологии беременности (тяжелые интоксикации, резус-конфликт)
Недоношенность ребенка
Родовые травмы
Различные соматические заболевания (тяжелые формы гриппа, рахит, хронические болезни-пороки
внутренних органов, туберкулез);
Нетяжелые мозговые травмы.
Причины социально-психологического характера:
Ранний отрыв от матери и воспитание в условиях депривации (двигательная, сенсорная,
информационная, социальная, материнская)
Дефицит соответствующей возрасту деятельности: предметной, игровой, общение со взрослыми
Искаженные условия воспитания ребенка в семье (гипоопека, гиперопека, авторитарный тип
воспитания).
В основе ЗПР лежит взаимодействие биологических и социальных причин, когда причины возникновения
ЗПР накладываются друг на друга.

11. Классификация задержки психического развития (ЗПР):

1. ЗПР конституциального происхождения
гармонический инфантилизм;
дисгармонический психический инфантилизм;
психофизический инфантилизм при эндокринной
недостаточности.
2. ЗПР соматогенного характера.
3. ЗПР психогенного характера (психогенный инфантилизм).
4. ЗПР церебрально-органического происхождения:
астенический тип ММД (тормозимый вариант
органического инфантилизма);
реактивный (гиперактивный) тип ММД
Педагогическая запущенность

12. Специфические особенности детей с ЗПР:

Память: снижение объема памяти и скорости запоминания, снижение
продуктивности первых попыток запоминания; преобладание наглядной
памяти над словесной; снижение произвольной памяти; нарушение
механической памяти; слабая, ограниченный объем запоминания, преобладает
механический тип, забываемость быстрая.
Внимание: низкая концентрация внимания, низкий уровень устойчивости внимания,
узкий объем внимания.
Речь развивается в целом с отставанием от возрастной нормы, плохой произношение
свистящих и шипящих звуков и звука «р», недостаточно сформирован
фонематический слух и фонематическое восприятие, бедность словаря.
Моторика: отклонения в двигательной сфере : нарушение произвольности движений,
страдает и крупная, и мелкая моторика.
Мышление: неравномерно развиваются виды мышления, наблюдается отставание в
развитии: низкая познавательная активность, избегание интеллектуального
напряжения; отсутствие потребности ставить цель ,планировать свои действия;
длительная несформированность операций анализа, синтеза, обобщения,
сравнения, абстрагирования.
Эмоции: наблюдается отставание в развитии эмоций (неустойчивость, легкая смена
настроений, тревожность, не нуждаются во взаимодействии с сверстниками,
играют в одиночку, нет эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников;
если сталкиваются с трудностями могут либо замкнуться в себе, либо
разозлиться).

13. Сходства и отличия ЗПР и УО

1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
Сходства:
У всех детей с ЗПР и УО не сформирована готовность к школьному обучению.
Сходны некоторые причины возникновения ЗПР и УО: интоксикации, инфекции,
болезни, алкоголизм и наркомания родителей, патологии беременности, родовые травмы.
Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности.
При работе с детьми и с ЗПР и с УО нужно опираться на «зону ближайшего развития».
Задействовать компенсаторную возможность организма.
И в том, и в другом случае необходима ранняя диагностика и коррекция.
И при ЗПР и при УО дети нуждаются в медикаментозной поддержке, только на разном
уровне.
Различия:
Основное отличие от ЗПР, умственная отсталость является необратимым нарушением
вследствие органического поражения головного мозга, а ЗПР – это замедление темпа
развития психики ребенка. Ребенка с ЗПР можно докоррегировать до условной
средневозрастной нормы, а ребенка с УО нельзя, можно только не допустить развития
вторичных отклонений.
В отличие от УО детей, у детей с ЗПР намного выше обучаемость. Они лучше используют
помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при
выполнении аналогичных заданий.
Дети с ЗПР обучаются в массовой школе, либо по общей программе, либо в
коррекционных классах, дети с УО обучаются в специальных (коррекционных) школах 8
вида.

14. Роль замещающей семьи в воспитании ребенка с диспропорцией развития

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые
необходимо раскрыть, поддерживать и развивать.
Каждый ребенок является уникальной личностью.
Нарушение интеллектуального развития – это нарушение в сфере
понимания. Неудовлетворительное окружение превращает это в
недостаток, значит это проблема окружения, а не больного.
Ребенок с нарушенным развитием растет и взрослеет, его жизненный
цикл такой же , как у других людей.
Такой ребенок имеет возможность прожить хорошую и разнообразную
жизнь.
Необходим благоприятный психологический климат в семье,
зависящий от внутренних стратегий адаптации и от успешности
внешних способов приспособления (важно семье с таким ребенком «не
замыкаться», не стесняться своего ребенка).
Сотрудничество с узкими специалистами: невролог, дефектолог,
логопед, психолог, массажист, психиатр, педиатр

Источник