Диспраксия развития у ребенка лечение

Проблема проявляется как нарушение двигательной функции и координации движений у детей с нормальным мышечным тонусом. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым.

Диспраксия – это расстройство двигательной функции и координации движений у ребёнка с нормальным мышечным тонусом. Отклонение связано с нарушением тактильных ощущений и планирования движений. Нередко патология проявляется с самого рождения, хотя родители не сразу это замечают. О том, что у малыша имеются проблемы с артикуляционной моторикой, чаще всего сообщает логопед после обследования ребёнка.

Специалистам впервые стало известно о диспраксии в начале прошлого века. Первоначально её называли «синдром неуклюжего ребёнка», «сенсорная интеграция», «нарушение развития координации», «диспраксия развития». Важно не путать её с термином апраксия.

Основные проявления

Различные степени диспраксии диагностируются у 3–6% детей, чаще у мальчиков. Многие малыши в раннем детстве неуклюжи, но ребёнок с диспраксией сохраняет неловкость движений, даже становясь взрослым. Малыши, у которых диагностировали это заболевание, затрудняются выполнять обыденные действия: у них возникают затруднения при разговоре, частые падения и спотыкания при ходьбе, им сложно поймать мяч в игре, держать равновесие при езде на велосипеде, написать или прочитать что-либо и т. д.

Виды деятельности, в которых ребёнок с диспраксией испытывает проблемы:

  • речь – работа мышц артикуляционного аппарата не координируется, нарушено речевое дыхание;
  • письмо, рисование – сложность при удерживании ручки, кисточки, карандаша, медленное письмо, длительное осваивание простых движений;
  • чтение – сложно контролировать движения глаз, удерживать взгляд, что мешает следовать взглядом по строке;
  • выполнение основных движений при беге, ходьбе, прыжках, удерживание равновесия;
  • сложно запомнить и воспроизвести последовательность движений;
  • игры высокой и средней подвижности – дети не могут поймать и бросить мяч, удержать атрибуты для игры, воспользоваться ими.

Хотя современная медицина, и в частности невропатология, постоянно осваивает инновационные методики предупреждения, лечения и профилактики нарушения, диспраксия у детей до сих пор являются недостаточно изученной проблемой.

Причины и симптомы детской диспраксии

Это заболевание может быть как первичным, так и вторичным. В первом случае причины диспраксии не связаны с невропатологическими нарушениями, однако, их непросто определить без применения специальных методик. Во втором случае диспраксия является следствием черепно-мозговой травмы, ДЦП, других патологий нервной системы или входит в симптоматику синдрома Дауна, аутизма, синдрома Вильямса.

Предположительные причины патологии:

  • Генетическая предрасположенность — мутации гена FOXP2.
  • Семейное наследование по прямой линии, от родителей.
  • Патологическое течение беременности – стрессовые ситуации, токсическое влияние лекарств, продуктов жизнедеятельности бактерий при вирусных инфекциях, окружающей среды, кислородное голодание плода.
  • Переношенная или недоношенная беременность.

В основе патологии, по данным медицинских исследований, лежит не повреждение, а недоразвитие связей между нейронами. Вследствие этого нервный импульс, возникающий в коре головного мозга, не находит пути к двигательному аппарату.

Симптомы патологии могут отличаться в зависимости от возраста ребёнка. В первый год жизни диспраксия проявляется в виде нарушений врождённых рефлексов:

  • нарушения сосательного рефлекса;
  • проблемы с фиксацией взгляда;
  • трудности с захватыванием ладонью предметов;
  • нарушения координации движений.

В дошкольном возрасте наблюдается повышенная двигательная активность, плохое внимание, трудности с приёмом пищи и с удерживанием равновесия.

Симптомы нарушения следующие:

  • замедленное формирование умения есть и одеваться;
  • неловкость в движениях;
  • затруднения с определением ведущей руки;
  • частые падения и спотыкания во время ходьбы;
  • неумение ловить и бросать мячик, подпрыгивать, стоять на одной ноге, ездить на велосипеде;
  • трудности с освоением чтения и письма;
  • затруднения с ходьбой по прямой линии;
  • сложности с поиском ответа на простой вопрос, хотя ребёнок его знает;
  • проблемы с долговременной памятью, когда ребёнок забывает изученный накануне учебный материал;
  • неспособность удержать в памяти и выполнить сложную инструкцию;
  • затруднения с определением правой и левой стороны;
  • нарушения сна;
  • чувствительность к прикосновениям.

Иногда патология проявляется лишь в старшем школьном возрасте. Обычно для этого необходим сильный эмоциональный раздражитель – чрезмерная учебная нагрузка, негативное отношение сверстников или учителей.

У детей школьного возраста патология чаще всего проявляется в неспособности к овладению материалом. Особенно тяжело даются диктанты и списывания. Дети страдают от дисграфии, дискалькулии.

Все эти симптомы накладывают отпечаток на психоэмоциональное состояние ребёнка. Он не в состоянии реализовать свой потенциал из-за того, что постоянно является мишенью для насмешек сверстников. Дети становятся тревожными, раздражительными, пассивными. Они отдаляются от сверстников, часто остаются в одиночестве.

Способы самостоятельной диагностики

Очень важно своевременно обратить внимание специалистов на эту проблему, потому что в дошкольном возрасте развитие движений и развитие психики тесно связаны друг с другом. Отставание в какой-то области влечёт за собой искажённое развитие других качеств личности. Важно прийти к порогу школьного обучения с максимальной компенсацией диспраксии.

Читайте также:  Физические особенности физического развития ребенка подготовительной группы

Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии, который можно провести в домашних условиях — прыжковый тест. Прыгать нужно на двух ногах в сопровождении счёта «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определённой последовательности:

  1. один – ноги в стороны;
  2. два – ноги перекрещены (левая нога впереди правой);
  3. три – ноги в стороны;
  4. четыре — ноги перекрещены (правая нога впереди левой).

Признаки неблагополучия:

  • ребёнок не может прыгать по предложенному взрослым образцу;
  • он не в состоянии соблюдать ритм, заданный счётом;
  • перекрещивая ноги, он разворачивает таз.

Этот метод диагностики достаточно точен, может применяться начиная с 4–5 лет.

Методы лечения

Для коррекции диспраксии применяются современные инновационные методики с использованием кинезиотерапии:

  • метод стабилометрии с биоактивной связью;
  • динамическая коррекция с рефлекторонагрузочными устройствами «Гравистат», «Адели», «Гравитон»;
  • пассивная вестибулярная тренировка с использованием компьютерного стенда;
  • электростимуляция мышц;
  • компьютерный видеоанализ движений;
  • транскраниальная поляризация головного мозга.

Одновременно с подобными методиками применяется фармакологическая терапия церебропротекторами ноотропного действия: Цитофлавин, Актовегин, Кортексин, Лецитин, Глицин, Семакс, Глиатилин.

Высокоэффективны общетерапевтические мероприятия – лечебная физкультура, психолого-логопедическая коррекция. Большое внимание уделяется восстановлению функции равновесия и основных движений, для чего применяются подвижные и пальчиковые игры и элементы спортивных игр.

При лечении вербальной диспраксии логопед выбирает для малыша специальную систему упражнений, одна часть которых направлена на развитие произношения звуков, а вторая — на восстановление артикуляции.

  • Первый вариант предполагает обучение ребёнка точной артикуляции фонем. Большое внимание уделяется звуковым схемам.
  • Суть второго варианта состоит в активной тренировке лицевых мышц, отвечающих за артикуляцию. В начале проведения терапии малыш подражает элементарным движениям губ, языка, описание которых облечено в сказочный сюжет («Сказка о весёлом язычке»). По окончании коррекции он должен самостоятельно воспроизводить последовательность нескольких движений.

Детям с диспраксией рекомендуется участвовать в групповых занятиях гимнастикой. Они прекрасно развивают вестибулярный аппарат, и ребёнок приобретает контроль над своими движениями. Очень полезны игры с музыкальным сопровождением. Играя в них, дети будут чувствовать ритм, что позволяет улучшить контроль над движениями тела и координацию.

Несколько упражнений от логопеда

Игра – ведущая деятельность дошкольников, для детей с диспраксией она особенно важна. Игровая мотивация поможет достичь целей, которые в обычной жизни сложно осуществить. Именно в процессе игры со сверстниками могут проявиться и совершенствоваться многие способности малыша.

Игры для развития координации движений:

  • «Чудесный мешочек» — сначала малыш знакомится с 5–7 предметами, потом достаёт их из небольшого мешочка, предварительно определив на ощупь предмет. Можно устроить соревнование на время между несколькими участниками.
  • «Верёвочка» — нарисовать при помощи скакалки или верёвочки предмет несложной формы (змею, ёлочку, домик, человечка).
  • «Гонки многоножек» — устроить соревнование по бегу между 2–3 участниками, где по столу бегают «двуногие или пятиногие многоножки» (кисти рук).
  • «Прижми палец» — играют 2 человека, сцепившиеся сомкнутыми пальцами правой или левой руки. Большой палец при этом поднят вверх. Задача – прижать палец соперника к кисти, за что присуждается 1 очко. Победителем становится тот, кто получит 10 очков.
  • «Самолётики» — бумажные самолётики соревнуются в дальности полёта.
  • «Ходим в шляпах» — дети соревнуются в продолжительности ходьбы с грузом, положенным на голову (мешочек с песком до 0,5 кг весом, книга, диск от пирамидки). После водружения «шляпы» на голову взрослый проверяет правильность осанки у ребёнка.
  • «Быстрые лошадки» — нужно намотать шнурок, к которому привязана игрушечная лошадка, на палочку. Чья лошадка быстрее «прискачет», тот и победитель гонки.
  • «Горячий мяч» — играют несколько человек, сидящих в кругу. Они передают друг другу мяч, при команде «стоп» тот, кто на этот момент окажется с мячом в руках, выходит из игры.

Очень полезны занятия лепкой, аппликацией, рисованием, моделированием, шитьём, черчением, трудотерапией, включающей в себя работу по дому. Выполнение бытовых дел совместно с родителями вызывает у ребёнка положительные эмоции и позволяет ему улучшать свои двигательные способности.

Если родители заняли правильную позицию по отношению к малышу с диспраксией, тесно взаимодействуют со специалистами и всячески способствуют его развитию, то спустя некоторое время наступит заметное улучшение. К сожалению, в большинстве случаев признаки заболевания окончательно устранить не удастся.

Правильная стратегия родительского поведения:

  • поощрять любые занятия детей, помогающие им освоить нужные навыки;
  • усложнять выполняемые задания;
  • ставить достижимые цели и предлагать пути их достижения;
  • на ранних этапах коррекции не навязывать задания, предложить выполнить то, что хочется ребёнку;
  • поддерживать тесный контакт с педагогами и другими специалистами, работающими с малышом;
  • отмечать любые попытки достижения целей, независимо от результата;
  • соблюдать режим дня и размеренный темп жизни;
  • не торопить малыша при выполнении заданий, запастись терпением.
Читайте также:  Фото развития ребенка время беременности

Теперь, когда вы знаете, что такое диспраксия, запомните — для детей с этим нарушением очень важно организовать комфортный психологический климат. Ни в коем случае нельзя их ругать, особенно по пустякам. Даже если что-то не выходит, их все равно надо поощрять и хвалить за небольшие достижения и делать на этом акцент.

Источник

Диспраксия − это расстройство моторной сферы, характеризующееся трудностью и неточностью выполнения целенаправленных двигательных актов. Для диспраксии характерны различные виды моторной недостаточности: неуклюжесть, плохая координация, неловкость движений рук, неточность артикуляции, трудности на письме. Расстройство выявляется при нейропсихологическом и логопедическом обследовании ребенка, из методов медицинской диагностики используется ЭЭГ, ВП. Терапия включает физическую реабилитацию (кинезиотерапию, массаж), нейрокоррекцию (сенсорную интеграцию, мозжечковую стимуляцию), логотерапию (речевую гимнастику, логоритмику).

Общие сведения

Диспраксия (синдром неуклюжести) – трудности с планированием и выполнением точных движений. Обнаруживается примерно у каждого 12-го ребенка в возрасте 5-7 лет (по другим данным, у 2-20% детей в популяции). Среди мальчиков данное состояние регистрируется в 4 раза чаще, чем среди девочек. Диспраксия негативно влияет на повседневную активность ребенка, самообслуживание, школьную успеваемость, поведение, коммуникативную сферу, поэтому требует своевременной целенаправленной коррекции.

Диспраксия

Диспраксия

Причины

Чаще всего диспраксия развивается в отдаленном периоде после перенесенного минимального перинатального повреждения ЦНС. В ее основе лежат функциональные расстройства высших корковых функций, обеспечивающих формирование праксиса. У детей с диспраксией отсутствуют параличи, парезы, мышечные дистонии, различные заболевания, которые могут вызывать двигательную дисфункцию. Причинами последующих локомоторных расстройств в детском возрасте служат:

  • патологии беременности (заболевания будущей матери, токсикозы);
  • аномальное течение родов (затяжные роды, длительный безводный период, экстренное кесарево сечение);
  • патология новорожденного (нерезкая асфиксия, недоношенность, переношенность, затяжная неонатальная желтуха);
  • неблагоприятные социально-педагогические условия (сенсорная депривация, гипоопека).

Также в настоящее время не исключается генетическая природа диспраксии, когда моторная неловкость и неуклюжесть являются семейной чертой. У части детей не удается проследить вероятный этиофактор.

Патогенез

Патогенетическим ядром диспраксии является задержка созревания корковых и субкортикальных структур, обеспечивающих различные виды моторики. В осуществлении двигательного намерения задействована сложная цепочка взаимодействия различных церебральных структур.

Принятие решения о выполнении целенаправленного движения происходит в лимбической коре и таламусе. За формирование плана моторных действий на основе различных сенсорных стимулов ответственны префронтальная, височно-затылочная, теменная ассоциативные зоны, а также базальные ганглии.

На этапе внутреннего программирования движений задействуются моторная и премоторная кора, таламус, мозжечок, базальные ядра. Наконец, в непосредственном исполнении моторного акта участвуют двигательная кора, вестибулярная система, мотонейроны спинного мозга, периферические мышцы (скелетные, артикуляционные, мимические).

При диспраксии имеет место ретардация и функциональная рассогласованность деятельности обозначенных структур, что приводит как к нарушению общей моторики, так и парциальному недоразвитию праксиса (речевого, зрительно-пространственного, конструктивного и пр.).

В рамках патогенетического подхода выделяют первичную диспраксию, обусловленную незрелостью двигательного анализатора и пирамидных путей, и вторичную, связанную с нарушением обработки сенсорных стимулов. Вторичная форма встречается чаще и протекает тяжелее. Распад произвольных движений у взрослых носит название апраксии.

Классификация

В психологии диспраксию классифицируют по нескольким определяющим критериям. У одного ребенка может отмечаться несколько видов диспраксических нарушений, как внутри одной группы, так и в разных:

1. По механизму:

  • кинетическая (двигательная) – трудности переключения с одного элемента движения на другой; возникает при вовлечении премоторной коры левого полушария;
  • кинестетическая (чувствительная) – затруднения поиска уклада, позы; указывает на поражение нижней теменной коры слева.

2. По замыслу:

  • идеомоторная – невозможно выполнение действий по команде при сохранности спонтанных движений;
  • идеаторная – страдает план реализации действия, серия последовательных движений при выполнении какой-либо сложной операции.

3. По виду деятельности:

  • конструктивная – трудности действий на составление целого из частей (складывание разрезной картинки, собирание конструктора);
  • пространственная – дезорганизация движений в пространстве, несформированность понятий «спереди-сзади», «слева-справа», «вверху-внизу»;
  • графомоторная – трудности при начертании графических символов (цифр, букв);
  • выразительная – неспособность отобразить спектр эмоций с помощью мимической мускулатуры.

4. По локализации:

  • пальцевая – сложности воспроизведения движений пальцев рук;
  • оральная – сложности выполнения движений губами и языком;
  • артикуляционная – трудности воспроизведения укладов органов речи, сопровождающиеся произносительными нарушениями и т. д.
Читайте также:  Для родителей интеллектуальное развитие ребенка

Симптомы диспраксии

Все диспраксические проявления у детей объединяются в 4 группы: проблемы с выполнением движений и удержанием равновесия; сложности с подвижными играми; речевые нарушения; графические трудности.

Дети с диспраксией обычно позднее овладевают различными моторными навыками: с задержкой начинают переворачиваться, сидеть и ползать, ходить. Они медленно учатся самостоятельно пить и кушать, с трудом могут пользоваться столовыми приборами. Отмечается неловкость в выполнении любых точных действий: одевании, застегивании пуговиц, завязывании шнурков, взаимодействии с игрушками. У детей с диспраксией часто «все валится из рук», они имеют плохую двигательную координацию – постоянно спотыкаются «на ровном месте», падают, натыкаются на препятствия (мебель, других людей), «не вписываются» в дверные проемы.

Ребенок с диспраксией проявляет неловкость в различных подвижных играх, особенно с предметами. Ему плохо удается ловить, бросать и пинать мяч, прыгать со скакалкой. Трудности вызывает обучение езде на велосипеде, самокате, катанию на коньках (ребенок долго не может научиться держать равновесие). Как правило, дети не любят играть в конструктор, собирать паззлы, работать с бумагой и ножницами.

Артикуляционная диспраксия проявляется в пропусках, искажениях, заменах сложных звуков более простыми. Отмечаются смазанность и неточности произношения, перестановки и элизии слогов. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку, плохо рисует, имеет низкую скорость письма, плохой почерк.

Осложнения

Диспраксия негативно отражается на повседневной бытовой деятельности ребенка. Невладение элементарными навыками самообслуживания формирует неряшливость, неопрятность. Неумение играть в коллективные игры вызывает проблемы с поиском друзей, коммуникацией со сверстниками. Низкая двигательная активность приводит к гиподинамии, нарушению гармоничного развития ребенка.

Часто у детей возникают проблемы с поведением, многие из них имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности. Для детей с диспраксией типично нарушение школьной успеваемости, связанное с дисграфией, дислексией.

Диагностика

В международной практике принято использовать диагностическую шкалу DSM-IV, устанавливающую следующие критерии диспраксии:

  1. Выраженное моторное недоразвитие.
  2. Двигательная недостаточность ухудшает повседневную активность и успеваемость.
  3. Координационные нарушения не являются следствием других органических заболеваний.
  4. Моторная неловкость не связана с первазивным расстройством развития.
  5. ЗПР не влияет на тяжесть двигательных нарушений.

В диагностике детей с диспраксией задействуются детские неврологи, нейропсихологии, логопеды. Все необходимые сведения получаются в результате клинической, нейрофизиологической, нейропсихологической, логопедической диагностики.

  • Клинико-анамнестические данные. У большинства детей с диспраксией прослеживается неблагоприятный перинатальный анамнез, задержка моторного и речевого развития. Отмечается истощаемость внимания, трудности засыпания, тревожность. Характерна неуклюжесть, неустойчивость позы.
  • Электрофизиологические исследования. Регистрация ЭЭГ позволяет подтвердить функциональный характер мозговых нарушений. Также исследуются вызванные потенциалы различной модальности (когнитивные, зрительные, соматосенсорные, слуховые), проводится электронейромиография, которые исключают органическую природу двигательных нарушений.
  • Нейропсихологическое обследование. Проводятся тесты и пробы, направленные на определение нарушений различных видов праксиса. Наиболее показательными являются пробы Хеда, Озерецкого, «кулак-ребро-ладонь», графические пробы, прыжковый тест и др.
  • Логопедическое обследование. При диспраксии дети затрудняются в удержании и повторении артикуляционных позиций. Демонстрируют различные виды звукопроизносительных дефектов. Лексическое и грамматическое развитие в пределах возрастной нормы.

Лечение диспраксии

Физическая реабилитация

Дети с диспраксией нуждаются в комплексной коррекции двигательных навыков. Им полезны различные виды физической активности (катание на велосипеде и беговеле, роликах, прыжки на батуте, плавание и пр.), подвижные игры на ловкость, точность движений. Из медицинских методов применяются:

  • кинезиотерапия: занятия на стабилоплатформе и виброплатформе, ЛФК, гидрокинезотерапия;
  • физиотерапия: транскраниальная микрополяризация, электромиостимуляция;
  • массаж: общий оздоровительный, ШВЗ, конечностей, позвоночника.

Нейропсихологическая коррекция

В рамках этого подхода широко применяются методы сенсорной интеграции: тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция. На занятиях детские психологи используют суджок-терапию, пальчиковую гимнастику, бизиборды. С младшими детьми проводятся сенсомоторные игры, с более старшими ‒ сеансы песочной терапии, арт-терапии. При диспраксии показаны тренировки на балансировочной доске − мозжечковая стимуляция.

Логопедические занятия

Логопедическая работа строится с учетом выявленных нарушений устной и письменной речи. Вначале проводится уточнение артикуляции проблемных звуков, имеющихся дефектов. В рамках подготовительного этапа осуществляется массаж органов артикуляции, пассивная и активная гимнастика. После выработки необходимых кинестезий переходят к звукопостановке, закреплению звуков. В структуру занятий по коррекции артикуляционной диспраксии включаются элементы фонетической и логопедической ритмики.

Прогноз и профилактика

С помощью целенаправленной психолого-педагогической коррекции большинству детей удается преодолеть диспраксию, улучшить моторную координацию, успешно освоить учебную программу. Вместе с тем, остаточные проявления синдромом неуклюжести могут сохраняться вплоть до взрослого возраста. Профилактика диспраксии начинается еще до рождения ребенка и включает весь комплекс мер по перинатальной охране плода и новорожденного. Коррекцию выявленных диспраксических нарушений целесообразно начинать как можно ранее.

Источник