Дискуссии о художественном развитии ребенка

Дискуссии о художественном развитии ребенка thumbnail

Дарья Расторгуева
Актуальные проблемы художественно-эстетического развития детей

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Художественно-эстетическая деятельность – это специфическая деятельность для детей, в которой дети могут раскрыть себя, осознать свои возможности, прочувствовать продукт своей деятельности, реализовать себя как творческая личность. На это нас направляет концепция дошкольного образования, где чётко определяются задачи перед педагогом о развитии творческого начала в детях, впоследствии так необходимого в жизни.

Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития – оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди НОД, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).

Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, НОД, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Актуальные проблемы художественно-эстетического развития детей

Художественно-эстетическое развитие предполагает разработку положений ценностно-смыслового усвоения и понимания произведений искусства (музыкального, словесного, изобразительного; побуждение сопереживать персонажам художественных произведений; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование начальных представлений о видах искусства; восприятие фольклора, различной художественной литературы, музыки; исполнение различной самостоятельной творческой деятельности детей (художественной, изобразительной, литературной, технической, музыкальной). Детское творчество, как один из способов интеллектуального и эмоционального развития ребёнка, имеет сложный механизм творческого воображения, делится на несколько этапов и оказывает существенное влияние на формирование личности ребёнка.

Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Художественно-эстетическая деятельность может осуществляться успешно,если будет:

– Учет индивидуальных особенностей детей;

– Близкие связи с искусством;

– Взаимосвязи творчества и обучения, как факторы формирования; творческой личности;

– Овладение детьми доступных им средств художественной выразительности;

– Объединение разных видов искусства и разнообразных видов творческой деятельности детей;

– Организация художественно-эстетической развивающей среды.

В нашем детском саду задачами обучения во второй младшей группе являются:

• Подготовка к восприятию произведений искусства;

• Подготовка детей к посещению театра;

• Приобщение к декоративной деятельности;

• Способствование развитию вокальных навыков;

• Знакомство с музыкальными жанрами;

• Формирование интереса к процессу рисования как деятельности, дающей результат;

• Знакомство с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;

• Обучение пониманию рисунка взрослого как изображения предмета;

• Обучение рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.

Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень смешными оценками. У детей активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности.

На четвертом году жизни малыш проявляет интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию) понимает, что в рисунке он может воплотить любое содержание. При условии систематического использования изобразительного материала он овладевает элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками (гуашью, глиной. Действия ребенка с материалом достаточно свободные, смелые и уверенные.

Младшие дошкольники начинают проявлять интерес к рассматриванию картин (изображений людей, предметов, явлений природы, иллюстраций к сказкам. Скульптур малых форм, выполненных из разных материалов (дерева, керамики, металла и т. п.) . Народным игрушкам (городецким, семеновским матрешкам, хохломской посуде и т. п.) . Дети учатся определять замысел и передавать его в творческих работах.

Дети второй младшей группы отдают предпочтение гуаши, цветным карандашам, фломастерам, осваивают умения держать инструменты (кисть, использовать клей для аппликации и т. п.

Каждая задача формируется с учетом возрастных особенностей детей.

Благополучие художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и умением детей свободно применять приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить своеобразные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, воображение и фантазия. Творческий поиск решения в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Дискуссии о художественном развитии ребенка

Источник

Художественное развитие детейВажность искусства в развитии ребенка трудно переоценить. В последние годы  школьные программы перешли к общим основным предметам чтению, русскому языку и математике, но как насчет художественного развития? Хотя некоторые могут считать художественное образование роскошью, научиться создавать и ценить визуальную эстетику может быть так же важно для ребенка, как и решение уравнений.

Художественное развитие детей через изобразительное искусство

Дети любят внимательно разглядывать даже обычные вещи, умение подмечать детали может хорошо повлиять на умение передавать это на бумаге и других материалах. Умение рисовать развивает внимание, память и усидчивость. Один очень интересный эксперимент, который вы можете попробовать, представляет собой как раз упражнение на внимательность. Попросите своих детей описать свою любимую игрушку и нарисовать ее. Обратите внимание на детали. Дети, скорее всего, нарисуют предмет символически, но обязательно задумаются, какие усы у кошки или какой формы ухо собаки, сколько перьев в хвосте попугая. Затем попросите их нарисовать картину, глядя на своего питомца или игрушку. Они будут очень внимательны. Вы будете очень удивлены тем, какая разница будет между этими двумя рисунками.

Просто давайте детям спокойно порисовать каждый день, не осуждая и не критикуя их творения. Не должно возникнуть и чувства, что они должны «производить продукт», учите просто следовать вдохновению и не огорчаться из-за неудач. В любом случае, рисование будет стимулировать детское воображение и обогащать жизнь новыми красками.

Художественное развитие детей через чтение книг

Чтение является фундаментальным навыком для функционирования в современном обществе. В школе детям прививают не только само умение складывать буквы в слова, но и любить родной язык и хорошую литературу. Многим знаком тот факт, что при обилии детской литературы дети не любят читать. Родители должны обратить на это внимание и с раннего возраста подавать личный пример, чтобы развитие малыша было гармоничным.

Чтение развивает ум. Обучение маленьких детей читать помогает им развивать свои языковые навыки. Чтение также помогает им научиться слушать. Нигде, как в книгах они не откроют столько новых вещей.

Чтение развивает воображение. Читая, ребенок может оказаться в любой точке мира. Он может почувствовать  себя царем или авантюристом, принцессой или волшебницей. Думая и переживая жизни героев, юный человечек ищет свое место в жизни, учиться жить и принимать важные решения.

Чтение стимулирует творчество. После чтения интересной захватывающей книги можно предложить ребенку придумать лучшее окончание или что-нибудь, что улучшило бы сюжет. Историю можно проиллюстрировать своими рисунками или составить другую с теми же персонажами.

Художественное развитие детей через прослушивание музыки

Не важно, обладает ли ваш ребенок выдающимися музыкальными данными или нет, исследования показывают, что обучение музыке благотворно влияет на умственное и духовное развитие детей. Недавние исследования показали, что музыка использует оба полушария мозга, что делает ее ценным инструментом развития. Музыка благотворно влияет на успехи ребенка в учебе, эмоциональное, физическое и духовное развитие.

Музыка влияет на развитие грамотности. Дети, которые поют, играют на музыкальном инструменте или слушают музыку под руководством учителя,  слышат и воспринимают ее по-новому. Это активизирует мозговую деятельности и все психические процессы.

Музыка пробуждает эмоциональность. Каждый ребенок нуждается в художественном «источнике питания», музыка может дать ему это. Звуки помогают чувствовать этот мир, восхищаться прекрасным, они способны пробудить все хорошее в человеке.

Музыка – это подарок, который вы можете дать своему ребенку, и он останется у него на всю жизнь.

Художественное развитие детей через просмотр фильмов

Иногда родители недовольны тем, что детей не оторвать от телевизора. Воспользуйтесь привычкой ребенка сидеть у телеэкрана и посмотрите вместе с ним хорошее семейное кино. Формируйте хороший вкус ребенка. В детских фильмах часто показывают мир глазами ребенка, они несут важную информацию для юного зрителя. Там можно найти ответы на вопросы, выбрать модель поведения и посмотреть на себя со стороны.

Совместный просмотр хороших фильмов благотворно влияет на психическое развитие ребенка: у него развивается уверенность в себе и чувство общности, вовлеченности в социум. Важно делиться мнением и впечатлениями после просмотра. Это имеет положительное влияние на восприимчивость детей к обучению, на их способность критически мыслить и грамотно излагать идеи. На сегодняшний момент существует великое множество документальных фильмов, которые развивают любознательность, повышают интеллектуальный уровень.

Художественное развитие детей через создание чего-либо своими руками

Создание творческих проектов, вообще, создание чего-то своими руками имеет важное значение для ребенка любого возраста. Часто эти попытки пугают родителей тестом в ковре, шалашом из одеял и подушек  и клеем в волосах. Тем не менее, мастерить поделки с детьми это очень увлекательно.

Манипулирование предметами с самого раннего возраста обеспечивает хорошую моторику. Это является основой для чистого и четкого письма. Со временем, после большего количества практики, пальцы малыша становятся способными управляться с ножницами, пластилином или напильником.

В дополнение к двигательным навыкам и выносливости, развивается творческий потенциал. Ребенок способен создавать настоящие произведения искусства.

В принципе, для создания поделки подходит все, что не является опасным для ребенка. Это могут быть повседневные вещи, такие как пакеты, прищепки или пробки, а также  природные материалы: камни, листья, ракушки или мох. В магазинах или специализированных магазинах, вы найдете огромное количество материалов: специальная бумага, войлок, поролон, бусины из стекла, дерева или пластика и т.д. Работа с различными материалами стимулирует творчество и способствует развитию мозга.

Художественное развитие детей должно стать важнейшей стороной воспитания и образования. Ребенок должен развиваться гармонично. Это происходит за счет развитие всего его потенциала и всех задатков. Обучение творчеству в разных его формах развивает визуально-пространственные навыки, предоставляет источник информации о мире. Художественное образование учит ребенка интерпретировать, критиковать и использовать визуальную информацию. В искусстве дети могут выразить себя и свою индивидуальность и стать полноценной личностью.

Автор статьи: Погодаева Ольга Александровна

Источник

 «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста».

Подготовила:

воспитатель                                                

Е.В. Ступина

Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него чувство удовольствия, заинтересованность. Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования – “развитие личности, способной к самоопределению и самореализации”.

Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.

Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.

Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития – оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди ООД, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит тем, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества).

Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, ООД, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации..

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
  • организация образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

  • организованная деятельность (ООД, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

Для осуществления полноценного развития и воспитания дошкольника необходимо согласование усилий ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.

Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:

  • вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми; привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки – передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
  • Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетическом развитии воспитанников;

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобщение к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.

Эстетическое развитие – это процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетические чувства – субъективное переживание оценочного отношения к эстетическим объектам и предметам.

Цели художественно-эстетического воспитания: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников:

  • развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, отношений и интересов;
  • формирование элементарного эстетического сознания;
  • формирование эстетической деятельности через приобщение к разным видам искусства;
  • развитие эстетических и художественно-творческих способностей;
  • систематическое  развитие эстетических представлений детей, их художественно-творческих способностей;
  • формирование основ эстетического вкуса.

Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в неразрывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя:

  • изучение элементов теории эстетики;
  • систематическое общение с художественной культурой;
  • организованное участие в художественном творчестве.

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.

I группа методов направлена на приобщение детей к искусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимания прекрасного.

Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

II группа методов направлена на формирование навыков художественной деятельности.

В качестве ведущих воспитателем используются практические методы: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раздельная деятельность.

Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Эстетическое восприятие действительности имеет свои особенности.

Основным для него является чувственная форма вещей – их цвет, форма, звук. Поэтому его развитие требует большой сенсорной культуры. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему.

Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. 

Воспитатель должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Это работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.

Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка.

Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

В дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно-творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение, в процессе которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песни, рисунке, танце, драматизации. Обучение побуждает ребенка к сознательным художественным проявлениям, вызывает положительные эмоции, развивает способности.

Источник