Дисгармония семейных отношений на развитие ребенка
Неосознанная
тенденция прародителъства «бабушки-соперницы»
состоит в соперничестве с дочерью или
невесткой в том, чтобы быть лучшей, более
успешной «матерью» внуку. В этом случае
бабушка сосредоточена на поиске ошибок
и промахов родителей ребенка, а все
успехи в воспитании приписывает себе.
Внуки улавливают конфликтность
взаимоотношений членов семьи и либо
винят себя за это, либо прагматически
используют противоречия позиций
взрослых.
Оптимальное
поведение бабушек и дедушек состоит в
осознании ими своей собственной особой
роли. Прародители понимают ценность
внуков, появление которых означает
новый этап их жизненного пути, повышение
общественного престижа, удлинение
жизненной перспективы, появление новых
источников удовлетворенности жизнью.
Наряду с оказанием некоторой бытовой
и материальной помощи, бабушки и дедушки
выступают в роли связующего звена между
прошлым и настоящим семьи, передают
традиции и проверенные ценности,
окружают внуков безусловной любовью.
Дисгармоничная
семья
— это семья,
которая не выполняет свои функции, не
обеспечивает достаточное удовлетворение
потребностей всех ее членов и ограничивает
возможности их личностного роста
вследствие нарушения ролевой структуры,
отсутствия эмоциональной привязанности,
нарушения коммуникативных процессов
и т. д.
Под
дисгармоничной семьей понимается семья,
которая не выполняет свои функции, не
обеспечивает достаточное удовлетворение
потребностей всех ее членов и ограничивает
возможности их личностного роста
вследствие нарушения ролевой структуры,
отсутствия эмоциональной привязанности,
нарушения коммуникативных процессов
и т. д.
Дисгармония
в супружеских отношениях создает
неблагоприятный фон для эмоционального
развития ребенка
и может стать источником возникновения
преневротического патохарактерологического
радикала (Эйдемиллер Э. Г.,
Юстинкис
В. В., 2000). Любая семья может быть источником
психической травмы как для взрослого,
так и для ребенка. Важнейшей чертой
психотравмирующих переживаний является,
как было показано В. Н. Мясищевым, их
центральное место в структуре личности,
их особая значимость для индивида:
«Достаточно взглянуть на любое глубокое
переживание человека, чтобы убедиться
в том, что в основе переживаний лежат
взаимоотношения человека с различными
сторонами окружающего, что болезненные
переживания являются лишь следствием
нарушенных взаимоотношений» (Мясищев
В. Н., 1995).
Деформация
семейной роли ребенка
В
гармоничной семье дать описание роли
бывает трудно, так как отношения с
ребенком гибки и изменчивы. В дисгармоничных
семьях родительские позиции неадекватны,
ригидноустойчивы, не изменяются, и
детские роли выявляются достаточно
четко. Патологические роли жестко
закреплены, не поддаются изменению, не
отражают реальные потребности в развитии
семьи и ребенка и вытекают из гиперболизации
неадекватной мотивации родителей
(Спиваковская А. С., 2000). Например, ребенок
может выполнять следующие роли:
• «Любимчик»
(по выражению Э. Г. Эйдемиллера и В. В.
Юстицкиса — «расширение сферы родительских
чувств»). Чрезмерная концентрация на
ребенке возникает чаще всего тогда,
когда супружеские отношения почему-либо
не удовлетворяют родителей
(несоответствие характеров, эмоциональная
холодность и т. д.) или отсутствуют
(развод, смерть одного из супругов).
Нередко при этом мать или (реже) отец,
сами не осознавая, хотят, чтобы ребенок
удовлетворил хотя бы отчасти потребности
во взаимной исключительной привязанности,
которые в гармоничной семье удовлетворяются
в психологических отношениях супругов.
Появляется стремление отдать ребенку
(как правило, противоположного пола)
«все чувства», «всю любовь». Нередко
мать от- называется от повторного
замужества, карьеры. В подростковом
возрасте у родителей возникает страх
перед самостоятельностью детей,
желание удержать их. Характерны заявления
матери о том, что ей никто не нужен, кроме
сына, и многочисленные придирки к его
подругам. Обычно родители при этом
не осознают побудительных мотивов
своего поведения (Эйдемиллер Э. Г.,
Юстицкис В. В., 2000, с. 524).
«Бэби»,
«маленький ребенок» («предпочтение в
ребенке детских качеств»). Даже
повзрослевший воспринимается семьей
только как ребенок, от которого ничего
не зависит. Родители стараются игнорировать
взросление детей, сохранить у них
такие детские качества, как
непосредственность, наивность, игривость.
Одновременно снижается уровень требований
к ребенку и стимулируется развитие
психологического инфантилизма.
Нередко родители открыто признают,
что маленькие дети им нравятся больше,
а с большими уже не так интересно
(там
же).
Такое отношение может быть обусловлено
боязнью родителей переходить на новую
стадию жизненного цикла, семейных
взаимоотношений, неуверенностью в
своих воспитательных возможностях.
«Хулиган»,
«неисправимый», «трудный» и т. и. В основе
этой роли часто лежит «проекция на
подростка собственных нежелательных
качеств». Родитель видит в подростке
черты характера, свойственные самому
себе, но не желает их признавать. Это
могут быть, например, агрессивность,
склонность к лени, неряшливость,
влечение к алкоголю, негативизм,
несдержанность. Ведя борьбу с этими
реальными или мнимыми качествами
подростка, родитель (чаще отец) извлекает
из нее эмоциональную выгоду для себя.
Такие родители много и охотно говорят
о своей непримиримой и постоянной борьбе
с отрицательными чертами и слабостями
подростков, о наказаниях. В то же время
в их высказываниях сквозит неверие
в действенность этой борьбы, так как
ребенок «по натуре» такой
{там же).
«Вундеркинд»,
«надежда семьи». В основе роли лежит
стремление родителей замещающим образом
удовлетворить собственные неудовлетворенные
потребности (например, проблемы с
карьерным ростом, неудачный брак,
ощущение собственной неполноценности
и т. д.) и желание компенсировать это
через идентификацию с ребенком. В этом
случае к ребенку предъявляются чрезмерно
завышенные требования, а отношение
к нему ставится в сильную зависимость
от его успехов в спорте, в искусстве и
т. д. (там
же,
с. 243).
«
Козел отпущения». Ребенок служит
громоотводом для разрядки эмоций
родителей, испытывающих конфликтные,
фрустрирующне переживания в семье или
вне ее. В основе этой роли также лежит
механизм замещения, позволяющий
адресовать негативные эмоции лицу, не
способному дать отпор. Ребенок же очень
часто является самым беззащитным
членом семьи.
«Судья»,
«примиритель». Ребенок не по возрасту
рано включается в устранение возникающих
в семейной жизни проблем, регулирует и
судит супружеские конфликты. Родители
заняты выяснением взаимоотношений и
вовлекают в конфликты ребенка, не
принимая в расчет его переживания.
Например, они могут потребовать от него
решения о том, кто из родителей виноват,
используют как орудие в борьбе друг
против друга или как посредника для
примирения.
Специфические
ролевые отношения могут складываться
в семьях, в которых имеет место значительная
разница в возрасте между родителями
(муж старше жены более, чем на 10 лет)
(Трифонова Е. В., 2001). Отцы в таких семьях
нередко отличаются авторитарно-симбиотическим
стилем воспитания, но с высоким уровнем
принятия ребенка. Это значит, что при
значительной любви, заинтересованности,
стремлении проводить много времени
отцам свойственны авторитарные строгое
отношение и контроль. В данном типе
семей женщина занимает ролевую позицию
«жена-ребенок», что создает предпосылки
для возникновения коалиции матери и ее
ребенка. В результате в семье формируются
партнерские отношения матери с ребенком
при подавлении со стороны мужа-отца.
Нарушения
эмоциональных отношений родителей с
ребенком
Эмоциональные
отношения в семье играют важную
интегрирующую роль, благодаря которой
члены семьи ощущают себя единой общностью
и чувствуют теплоту и поддержку друг
друга. Отношения любви и симпатии
способствуют уменьшению фрустрирующих
переживаний, без которых не обходится
семейная жизнь и воспитание детей.
Нарушение эмоциональных отношений
в семье оказывает негативное влияние
на формирование личности ребенка.
Набор
чувств, которые определяют характер
межличностных отношений в семье,
может быть весьма разнообразен. Выделяют
две основные группы чувств: конъюнктивные
(сближающие и объединяющие чувства),
такие как одобрение, любовь, принятие,
симпатия, и дизъюнктивные (разъединяющие
чувства), такие как пренебрежение,
равнодушие, антипатия, игнорирование,
враждебность, недоверие (Андреева Т.
В., 1998).
А.
С. Спиваковская (2000) приводит
трехчленную модель факторов родительского
отношения,
которая описывает, прежде всего,
эмоциональный компонент установок
взрослых в отношении ребенка. Она
включает следующие шкалы:
симпатия
— антипатия;
уважение
— пренебрежение;
близость
— дальность (межличностная дистанция).
В
результате различного сочетания данных
шкал можно получить восемь различных
типов родительского отношения:
Действенная
любовь
(симпатия, уважение, близость). Родительская
позиция может быть выражена словами
«Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив
и буду помогать ему».
Отстраненная
любовь
(симпатия, уважение, большая дистанция).
«Смотрите, какой прекрасный ребенок,
жаль, что у меня нет времени для него».
В этом случае внешнее любование
ребенком сочетается с неумением помочь
ему.
Действенная
жалость
(симпатия, отсутствие уважения, близость).
«Хотя ребенок недостаточно умен и
развит, он мой, и я его люблю».
Снисходительное
отстранение
(симпатия, отсутствие уважения,
большая дистанция). «Нельзя винить моего
ребенка в том, что он недостаточно
развит».
Отвержение
(антипатия, неуважение, большая дистанция).
«Ребенок вызывает неприятные чувства,
и я не желаю иметь с ним дело».
Презрение
(антипатия, неуважение, близость). «Я
мучаюсь, страдаю от того, что мой ребенок
так неразвит, неумен». Нередко родители
водят ребенка от одного специалиста к
другому, высказывая неудовлетворение
его способностями и поведением.
Преследование
(антипатия, уважение, близость). «Мой
ребенок негодяй, и я докажу ему это!»
Родители пытаются строгостью и
жестким контролем «переломить» ребенка.
Отказ
(антипатия, уважение, большая дистанция).
«Я не хочу иметь дела с этим негодяем».
Взрослые отстраняются от участия в
ребенке, признавая за ним силу. Нередко
они взывают к общественности, врачам и
др., чтобы их оградили от ребенка («этого
чудовища»).
Конечно,
перечисленные выше родительские
установки довольно редко встречаются
в чистом виде. К тому же с течением
времени они могут изменяться. Однако
данное различение может быть очень
полезным, позволяя понять, какая установка
родителей на данный момент ведущая.
Обобщая
богатый опыт семейной психотерапии
подростков, Э. Г. Эйдемиллер и В. В.
Юстицкис (2000) выделяют два вида наиболее
часто встречающихся нарушений
эмоционального отношения родителей к
подростку.
Неразвитость
родительских чувств
выражается в нежелании иметь дело с
подростком и поверхностном интересе к
его внутреннему миру. Родители часто
жалуются, насколько утомительны
родительские обязанности, что они
отрывают взрослых от чего-то более
важного и интересного. Причиной
неразвитости родительских чувств могут
быть, в частности, особенности семейного
воспитания (например, то, что сам взрослый
в детстве был отвергнут своими родителями
и не испытал семейного тепла). В частности,
женщины, на которых их собственные
матери обращали в детстве не так
много внимания и не получившие необходимой
поддержки от родителей, склонны применять
карательные меры воспитания (браниться,
шлепать) и срывать гнев на своих детях
(Бэрон Р.,
Ричардсон Д., 1997, с. 94.) Замечено, что у
очень молодых родителей родительские
чувства не слишком сильны, но с течением
времени они, как правило, усиливаются.
Сдвиг
в установках родителя по отношению к
ребенку в зависимости от пола.
Нередко отношение родителя к ребенку
обусловливается не реальными качествами
подростка, а теми, которые родитель
приписывает его полу — «вообще мужчинам»
или «вообще женщинам». Тогда при наличии
предпочтения, например, женских качеств
наблюдается неосознанное неприятие
ребенка мужского пола и наоборот. Это
негативное отношение ощущается детьми
и может вести к нарушениям полоролевой
идентификации, использованию
неадекватных защитных механизмов и
невротическим реакциям.
Нарушение
коммуникативных процессов в семье
В
процессе общения в семье происходит
согласование взаимных потребностей,
восприятие и интерпретация поведения
друг друга, выработка общей позиции и
представлений и т. д. Поэтому особенности
семейного общения оказывают
значительное влияние на формирование
и развитие личности ребенка. Неэффективная
коммуникация, проявляющаяся в
противоречивых высказываниях или
невербальных проявлениях, рассогласовании
вербального и невербального уровней
сообщений, ошибках взаимного восприятия
членами семьи друг друга и собственной
семьи в целом, наличии множества
«закрытых» для обсуждения тем и т. д.,
приводит к формированию у ребенка
коммуникативных и личностных проблем.
Коммуникация
в семье напрямую связана с Я-образом
ребенка, для формирования которого
он должен интегрировать сообщения,
получаемые от каждого родителя в
отдельности и от обоих вместе. Если
установки самих родителей расплывчаты
или противоречат друг другу, информация,
получаемая ребенком, окажется бессвязной,
что ведет к неполному образу Я и заниженной
самооценке. Ребенок не может действовать
в соответствии с одним из указаний, не
ослушавшись при этом другого. Следовательно,
он неизменно вызывает родительское
неудовольствие. Часто родители, которые
явно критикуют ребенка, на скрытом
уровне поддерживают и способствуют
сохранению этих поведенческих проявлений.
Внешне данный феномен может принимать
различные формы: пустые угрозы,
откладываемое наказание, равнодушие к
симптому, демонстрируемому ребенком,
и принятие его, повышенный интерес к
симптому ребенка или значительное
побочное вознаграждение. В результате
сформировавшая в семье с дисфункциональной
коммуникацией личность «не обладает
средствами для точного самовосприятия
и самовыражения, а также для правильной
интерпретации поступающих извне
сообщений предположения, на которых
основываются ее действия, будут ложными,
а ее попытки приспособиться к окружающей
действительности — беспорядочными и
неадекватными» (Сатир В., 2001, с. 154).
Впоследствии усвоенный в родительской
семье неясный и противоречивый стиль
коммуникации воспроизводится человеком
и в созданной им семье.
Соседние файлы в папке МЕТОДИЧКИ050400.68 1
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребёнка
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка в семье. На процесс психического развития ребенка оказывает влияние множество семейных факторов:
1. Нарушение структуры семьи:
Неполные семьи возникают в силу разных причин:
-расторжения брака;
-внебрачного рождения ребенка;
-смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим выделяют следующие разновидности неполных семей:
-разведенная семья;
-внебрачная семья;
-осиротевшая семья;
-распавшаяся.
Есть дополнительная категория – так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины о ставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми оказывается возможным только по выходным дням, да и то несколько часов. Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях. Примером может быть семья, в которой один из родителей занят бизнесом. Такие родители, как бы выключены из семейной группы, числятся в ней, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают.
Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, которые сказываются на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.
2. Дисгармония в семейных отношениях.
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями,не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.
3. Стили родительского поведения.
Стиль воспитания – это способ управления человеческим поведением, типичная для родителя система приемов воздействия на ребенка. В идеале родители должны создавать разумные ограничения автономии ребенка, настойчиво передавать ему свои ценности, способствовать развитию самоконтроля, действуя при этом очень осторожно, чтобы не пресекать любопытство, инициативу и растущее чувство компетентности ребенка. Определяющими измерениями родительского поведения являются контроль и теплота.
– Родительский контроль обозначают степень выраженности у родителей запретительных тенденций. – Родительская теплота обозначается количество любви и одобрения, демонстрируемое родителями.
Воздействие стилей родительского поведения на ребенка:
Авторитетный стиль предполагает высокий уровень родительского контроля, поощрение растущей автономии своих детей, теплые отношения с детьми.Как результат – дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем: родители ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем – пассивны и зависимы, мальчики – неуправляемы и агрессивны. Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения: родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям. Дети склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. Индифферентный стиль – с низким уровнем контроля и холодными отношениями: родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям,закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению. «Традиционные родители». В полных семьях родители иногда придерживаются различных стилей поведения. Например, при так называемом традиционном стиле воспитания родители исполняют роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной. Отец может быть достаточно авторитарным, а мать – заботливая и разрешающая. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого. Таким образом, неблагоприятные типы воспитания способствуют возникновению отклонений и нарушений в психике ребенка, формированию у него неадекватного, диффузного образа Я.
4. Порядок появления ребенка в семье
Зигмунд Фрейд был первым, кто заметил, что позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни. Первый ребенок чаще всего вызывает у родителей трепетную любовь и восхищение. На нем концентрируется внимание всей семьи. Родители только начинают открывать для себя мир ребенка, переживают и тревожатся за него. Старший ребенок сначала воспитывается как единственный. Первенцы, как правило, больше ориентированы на успех и достижения. С другой стороны, такой ребенок более зависим от родителей, социально изолирован. Большое влияние на развитие личности первого ребенка оказывает рождение второго. Когда в семье появляется новорожденный, даже те дети, которые с нетерпением ждали его, могут чувствовать себя забытыми и отверженными. Он вынужден искать новые формы поведения, чтобы добиться внимания и любви родителей, ощутить свою значимость в семье. Для привлечения к себе внимания ребенок может использовать такие формы поведения, как агрессивность, капризность, упрямство. Более соперничают между собой дети одного пола и с небольшой разницей в возрасте (до 4-5 лет). Поэтому после появления новорожденного в доме родителям необходимо избегать существенных изменений в отношениях со старшим ребенком; стараться уделять старшему ребенку достаточно внимания, помочь старшему найти адекватную форму вхождения в жизнь изменившейся семьи – как помощника, как друга малыша. Вторые дети обычно более дружелюбны, лучше умеют общаться, так как много времени проводят со старшими братьями или сестрами. Родители более спокойно относятся ко вторым, третьим детям, потому что ими уже освоена роль родителей. Младшие дети более творческие и самостоятельные, но под покровительством и защитой старших у них может сложиться заниженная самооценка и чувство неполноценности. Тогда младший ребенок выбирает по отношению к родителям испытанный способ поведения: «Когда я беспомощен и слаб, я могу требовать всего, чего хочу, родители обязательно будут заботиться обо мне». Самое сложное положение у среднего ребенка. Он не имеет привилегий старшего ребенка, он как бы ограничен сверху первым ребенком – сильным и способным. В то же время роль «малыша» для него уже не подходит. Он не может конкурировать с малышом, так как не обладает его качествами. Оказавшись между старшим и младшим, средние дети чаще других чувствуют себя отвергнутыми, одинокими. В психическом развитии близнецов возникают две основные проблемы: взаимное соперничество и зависимость. Близнецы показывают более низкие результаты, по сравнению с другими детьми, в тестах на интеллект, они позже начинают говорить. Это связано с тем, что они не стремятся выходить за пределы пары, не «тянутся» за другими. Близнецы (особенно одного пола) с большим трудом расстаются. Именно поэтому к ним стоит относиться как к двум разным людям.
5. Низкая психолого-педагогическая культура родителей.
Родителей необходимо обучать культуре семейного воспитания и умению выработать собственный неповторимый стиль родительского воспитания. Чем более родители будут ориентированы на предоставление возможности выбора ребенку, будут понимать и чувствовать, чего хочет ребенок (поддерживать его автономность), чем больше они будут уделять ему внимания, а также более четко описывать свои требования, сдерживать обещания (структурированность отношений), тем более психологически благополучен будет ребенок.
Таким образом, последствия влияния отрицательных факторов семейной среды на психическое развитие ребенка могут иметь для детей необратимый характер, приводить все к большим аномалиям психики и поведения. Поэтому так важно своевременное выявление и оказание психологической помощи таким семьям.
Психологическая поддержка – это один из приемов педагогического воздействия на ребенка, с помощью которого можно влиять на его
эмоциональную сферу, закреплять положительные переживания и состояния. Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития
Источник