Дисгармоничное развитие ребенка в семье

Дисгармоничное развитие ребенка в семье thumbnail

При первичной социализации ребенка в семье закладывается жизненный сценарий личности:  

О влиянии родителей на формировании структуры личности в психоанализе https://www.b17.ru/article/o_vliyanii_roditelei_na_formirovanii_str/

Рассмотрим роли, которые навязывают родители в дисгармоничной семье:

Козел отпущения. Заключается в смещении злости и агрессии супругами в отношении друг друга, на ребенка. Вступая в брак, к сожалению, не все задумываются о том, что их объединяет в настоящее время и как будут развиваться отношения в дальнейшем. Накапливаемое раздражение и недовольство срывается на ребенке, у которого формируется чувство неполноценности и чувство вины. При этом роль остается и в том, случае, когда родители остаются жить вместе, и если расстаются. Результаты этого стиля воспитания начнут проявляться в подростковом возрасте:

Татуировки, которые наносят лица с возбудимо-неустойчивой акцентуацией (на примере знаменитостей) https://www.b17.ru/article/tatuirovki_kotorie_nanosyat_lica_s_vozb/

Кумир семьи. При данном стиле воспитания родители заполняют эмоциональный вакуум в супружеских отношениях чрезмерной заботой и опекой ребенка. Как результат, проблемы во взаимоотношениях с окружающими людьми, формирование выученной беспомощности, склонности к девиантному поведению:  

О пробелах в воспитании, способствующих формированию девиантного поведения https://www.b17.ru/article/o_probelah_v_vospitaniy_sposobstvuyusc/

Буфер. Примиритель. Ребенок наделяется полномочиями играть роль Взрослого с детства, регулируя отношения между матерью и отцом, неся ответственность за их отношения. Когда ребенок вырастает, он все равно чувствует свою ответственность за отношения между родителями. В случае развода формируется чувство вины. И, как следствие, невозможность выстраивания гармоничных отношений с окружающими, выстраивание отношений в треугольнике Карпмана:   

Роль Спасателя: мини-тест, программа психокоррекции https://www.b17.ru/blog/rol_spasatelya_mini_test_programma_psi/ 

Я – “Деструктивный Родитель”: мини-тест, упражнения по коррекции  https://www.b17.ru/blog/75745/

Комплекс жертвы: психодиагностика, причины, психокоррекция https://www.b17.ru/article/kompleks_jertvi_psihodiagnostika/

Вечный ребенок. При закрытом типе семьи ребенок ограничивается в общении с окружающими. Этот вакуум заполняется отношениями в семье, проблемах семьи. Даже взрослый, приезжая к родителям, он чувствует себя вечным ребенком с ограниченными правами в семье:

Чрезмерная эмоциональная близость с ребенком: причины, влияние на его жизнь https://www.b17.ru/article/chrezmernaya_emocionalnaya_blizost_s_reb/

Хранитель семейной тайны. При закрытом типе семьи при проблемах в семье с кем-либо из членов – алкоголизм, наркомания, формируется модель зависимо-созависимых отношений.  

Усвоение ребенком в зависимо-созависимой семье дисфункциональных механизмов взаимоотношений https://www.b17.ru/article/usvoenie_rebenkom_v_zavisimo_sozavisimoi/

Одинокий волк (волчица). При закрытом типе семьи ребенок полностью изолируется от социума, у него формируется образ врага, которых он видит во всех окружающих его людях:

Последствия воспитания ребенка адептом религиозной секты https://www.b17.ru/article/posledstviya_vospitaniya_rebenka_adeptom/

Психологический муж. Данной ролью, как правило, наделяется мальчик одинокой матерью. Но может этой ролью наделять и дочь, изолируя от возможности общения со сверстниками, отцом. Как результат, проживание в дальнейшем выросшего сына (дочери) с матерью и невозможности выстроить гармоничные отношения, создать семью:

«Моя прелесть» или «не хочу делить сына с другими» https://www.b17.ru/article/moya_prelest_ili_ne_hochu_delit_sina/

Исполнитель мечты. На ребенка возлагаются надежды по реализации тех мечтаний и устремлений, которые не были реализованы родителями. Такие родители снимают видео, выкладывают в социальные сети, чтобы доказать “наш ребенок особенный”. Как результат, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, неспособность понимания того, чего в действительности хочет он сам, ненависть к родителям за то, что лишили детства:

О последствиях активации способностей в детстве или ошибка психолога Б. Сидиса https://www.b17.ru/article/o_posledstviyah_aktivacii_sposobnostei/

Обуза. Ребенку с детства внушается, что его появление в жизни создало много проблем у родителей (как правило, внушается матерью). Формируется с детства чувство вины, комплекс неполноценности:   

О детстве Анджелины Джоли или татуировки эмотивно-лабильных личностей https://www.b17.ru/article/o_detstve_andjelini_djoli_ili_tatuirovki/

Роли которые навязывают ребенку родители в дисгармоничной семье
В дисгармоничной семье могут быть и другие роли, когда к ребенку относятся шаблонно, стереотипно, не учитывая его личные желания. Если родители в детстве использовали указанные стили воспитания, необходимо не зацикливаться на проблемах, которые они сформировали,

Оправдание своего деструктивного поведения тяжелым детством как иррациональное убеждение https://www.b17.ru/article/opravdanie_svoego_destruktivnogo_poveden/

а обратиться к психологу и проработать детские психотравмы и их последствия.

Дорогие читатели, спасибо за Ваше внимание к моим статьям!

Если вам понравилась статья, ставьте «спасибо»,  оставляйте свои отзывы.

Чтобы получить мою консультацию, зайдите на личную страницу https://www.b17.ru/bondarenko-t-a/ 

Источник

«Проблема дисгармоничных отношений в семье» (как результат работы по проекту «Здоровая семья-здоровые дети»)

Читайте также:  Полноценное питание рост и развитие организма ребенка

Автор: Косарева Ирина Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара

Традиционно главным институтом социализации является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института социализации обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья – сложнейшее социальное явление. С точки зрения государства она является социально-экономической ячейкой, из которой в конечном счете состоит общество. В этой роли семья выполняет целый ряд объективно необходимых для нее самой и общества функций – биологических, экономических, хозяйственно-бытовых, социально-психологических.

С точки зрения социальной психологии семья является формализованной малой социальной группой с высочайшим коэффициентом контактности и особо высокой эмоциональной вовлеченностью своих членов. Как и любая социальная группа, семья имеет своих лидеров и ведомых, официальную и неофициальную деловую структуру, развернутую систему отношений.

Рассмотрим понятие «отношение». В педагогической энциклопедии данное понятие толкуется как «взаимная связь различных величин, предметов, явлений, действий; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта»; отношение как философская категория выражает «характер расположения элементов определённой системы и их взаимозависимости; эмоционально-волевую установку личности на что-либо, т. е. выражение её позиции; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта».

По мнению ряда авторов (А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев и др.), отношения – это более или менее устойчивые для данной личности тенденции характерным образом отражать действительность, эмоционально на нее откликаться и также характерно себя в этой действительности вести. Следовательно, положительное эмоциональное отношение к окружающим включает адекватное отражение в сознании индивида людей и ситуаций, возникающих в процессе общения, а также умение и желание реагировать на них в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения. Таким образом, в отношениях представлены познавательная, эмоционально–волевая сферы личности, ее социальные установки, а также ее поведение. Отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и общественными явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Важнейшими видами отношений В.Н.Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Психологические отношения представляют собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности сразличными сторонами объективной действительности, т.е. психологические отношения вотличие от психических обладают еще и свойством сознательности. Они существеннее отражают индивидуальность человека в силу их большей произвольности. Психологические отношения являются целостной формой таких важных образований личности, как потребности, чувства, интересы, убеждения, оценка, а также воля, внимание, мотив. Потребностям в такой структуре отводится роль «основного отношения». Важную роль он отводил «оценочным отношениям», которые по его мнению формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев оценки поступков, поведения и жизнедеятельности людей.

Оценка – форма проявления отношения, его сознательная объективация. В оценках себя и других людей, по мнению В.Н.Мясищева, проявляются прежде всего отношения самоуважения и уважения других, которые трансформируются во взаимоотношения авторитетности или авторитарности, руководства или подчинения, отзывчивости и невнимательности и т.д. Как отмечает автор, оценочные отношения в этом процессе выполняют функцию преобразования психологических отношений в социально-психологические.

Итак, отношение – это позиция личности ко всему окружающему и к самой себе; это психологические процессы, связанные со сосредоточением внимания, с интересами, чувствами, выражающими отношение человека, его позицию.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка в отрадном

А. Е. Личко определяет гармоничную семью как семью, характеризующуюся теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конкуренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанностей и демократическим управлением без узурпации власти. К дисгармоничным автор относит семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов функционирования семьи систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные задачи семьи, специфические для каждой стадии жизненного цикла.

Известны различные подходы к классификации дисфункциональных семей.

А.А. Бодалев и В.В.Столин говорят о таких вариантах, представляющих собой последовательность нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструктогенная семья, распадающаяся и распавшаяся семья. Еще одним особым вариантом дисгармоничной семьи является ригидная псевдосолидная семья.

Характеристиками собственно негармоничной семьи являются «семейный перекос» как доминирование в семье отношений власти подчинения, существование эмоциональной зависимости несимметричности эмоциональных отношений; игнорирование одним из членов семьи своих обязанностей и функций, связанных с семейной ролью, в ущерб интересам других членов семьи; отсутствие сотрудничества, партнерства, взаимопомощи.

Отличительной особенностью негармоничной семьи является фактическое неравноправие, отношения принуждения: одни (один) члены семьи как бы «эксплуатируют» возможности других, ограничивая возможности их личностного роста. Предназначение» деструктогенной семьи – порождение семейных проблем и конфликтов. Характеристики такой семьи включают неравномерность и не взаимность эмоциональных привязанностей; чрезмерную автономию и независимость членов семьи и отсутствие сотрудничества и взаимопомощи в решении проблем.

Ригидная псевдосолидарная семья сохраняет внешнее благополучие, сплоченность и видимость успешного выполнения функций семьи: достаток в семье, налаженный быт, забота о детях. Однако за внешней благостной картиной семейного благополучия обнаруживается отсутствие или дефицит сущностных характеристик семьи: отсутствие эмоциональной теплоты, поддержки, эмпатии; отсутствие демократического управления – отношения власти строятся по жесткому типу доминирование/подчинение; высокая степень ригидности семьи в регламентации норм и правил поведения членов семьи, включая строгие санкции за их невыполнение. Отношения в семье строятся не на основе любви и привязанности, а на основе зависимости и подчинения. Ригидная псевдосолидарная семья может сохранять стабильность достаточно долго, поскольку члены этой семьи, в силу неудовлетворенности потребности в любви и эмоциональном взаимопонимании, испытывают постоянную высокую тревожность, что вынуждает их подчиняться властному давлению главы семьи, взамен на приобретение определенной стабильности и чувства безопасности.

На основании характера эмоциональных связей, степени гибкости и пластичности управления семьей, а также характера взаимодействия семейных подсистем Е.Г.Силяева выделяет следующие типы дисфункциональных структур семьи:

– несбалансированная семья, характеризующаяся разобщенностью либо чрезмерной эмоциональной связанностью, ригидностью или хаотичностью;

– коалиционная семья, т. е. семья в которой в рамках подсистем или в отношениях подсистем возникают коалиции, находящиеся в конфронтации, противостоянии, антагонизме в отношениях друг с другом, нарушая баланс и функционирование семьи в целом. Видами коалиций могут быть межпоколенная коалиция (коалиции образуются в результате объединения членов семьи, принадлежащих к разным поколениям) и скрытая коалиция. Примерами межпоколенной коалиции могут быть противостояния внутрисемейных групп по типу «родитель и ребенок против второго родителя», «прародитель и ребенок против родителей», «родитель и прародитель против второго родителя» (известные противостояния тещи и жены против мужа и свекрови, и мужа против жены) и т. д. В отличии от открытых, скрытые коалиции внешне солидарны, однако реальные отношения строятся по принципу скрытой враждебности и противостояния. Для скрытых коалиций типична коммуникационная проблема и нарушения межличностного общения. Здесь четко выделяются два плана общения: внешний, соответствующий социальным ожиданиям, и подтекст, раскрывающий подлинный характер взаимоотношений членов семьи;

– коалиционная семья, основой стабилизации которой является приписывание патологической роли одному из членов семьи, получившему в семейной психотерапии название «идентифицированного пациента», носителя дисфункции семьи. Коалиция выполняет в такой семье важную функцию сплочения и сохранения целостности семьи;

– дисгармоничная семья с аутсайдерами, чей социометрический статус крайне низок;

Читайте также:  Купить материалы для развития ребенка

– семья с «перевернутой иерархией», характеризующаяся инверсией ролей в семье. Например, за ребенком закрепляется статус родителя.

А.Спиваковская выделяет следующие семейные факторы дисгармонии семьи:

1. Дестабилизация функционирования семьи:

– неприятности детей, разные подходы к воспитанию;

– хозяйственно-бытовые проблемы;

– нарушение эмоциональной функции семьи;

– отсутствие духовного общения;

– наличие в семье асоциальных личностей и отношений;

– сексуально-эротическая неудовлетворенность;

– отсутствие эмоциональной поддержки, признания.

2. Особенности семейной структуры (неравномерность распределения обязанностей между членами семьи).

3. Динамические особенности семьи (длительность брака).

4. Специфика отношений в семье:

– неудовлетворенная потребность в коммуникации, творчестве, стабильности, необходимости проявления индивидуальности;

– нарушение психологического здоровья семьи (отсутствие совместных семейных ценностей, непринятие ценностей супругов, отсутствие ролевой согласованности и адекватности супругов, отсутствие эмпатии);

– наличие определенного типа и стиля семейных отношений (попустительский или авторитарный);

– направленность деятельности членов семьи «на себя»;

– преобладание антагонизма в отношениях;

– наличие отношений по принуждению, отношений на основе нечестного контракта и отношений, основанных на ритуальном исполнении социально-нормативных установок.

5. Нарушение родительских отношений (неприятие семей супругов).

На фоне определения типов дисгармоничных семей особое значение приобретает вопрос о том, каким требованиям должна отвечать гармоничная семья. Всестороннее описание гармоничной семьи представлено в работе Т.А.Куликовой. Модель эффективной гармоничной семьи включает следующие базовые элементы, соответствующие ключевым аспектам функционирования семейной системы:

– разделенное членами семьи семейное самосознание, основанное на близких эмоционально позитивных отношениях заботы и взаимопомощи («Мы – одна семья», а не «Я в семье»). Характер семейного самосознания определяет то, как личность строит свои отношения с другими членами семьи;

– уважение автономии и индивидуальных различий, учет интересов и потребностей, обеспечивающих успешное развитие и самочувствие членов семьи, включая все поколения от самых молодых до старых;

– взаимоуважение, поддержка, равное распределение прав и обязанностей супругами;

– эффективное авторитетное родительство обеспечивающее защиту и безопасность ребенка, процесс его воспитания и социализации на основе уважения и принятия прав ребенка. Оказание необходимой защиты и поддержки другим уязвимым членам семьи;

– наличие адекватных ресурсов, обеспечивающих экономическую безопасность и психологическую и социальную поддержку семьи в контексте расширенной (прародительской) семьи; социальной группы (друзья, знакомые, коллеги); системы социальных институтов (общество в целом). Поскольку семья испытывает нужду в поддержке извне, особенно в переходные кризисные периоды своего развития и в период ненормативных кризисов, очень важное значение для жизнестойкости и толерантности семьи приобретает социальная политика государства;

– организационная стабильность, характеризующаяся ясностью, последовательностью и предсказуемостью моделей поведения и взаимодействия в рамках семьи;

– адаптивность как гибкость и готовность к изменениям в соответствии с внешними требованиями и внутренними запросами; адаптивность к нормативным и ненормативным кризисам жизненного цикла семьи; адаптивность в направлении готовности справляться со стрессами и высокой эмоциональной напряженностью в семье эффективной реализации психотерапевтической функции семьи;

– открытость коммуникации, характеризующаяся четкостью и ясностью правил коммуникации и ролевых ожиданий (о посредующие процесс коммуникации образы должны быть достаточно ясными).

Итак, современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а следовательно, в этом смысле – благополучной, психологически здоровой, конструктивной.

К основным критериям конструктивной семьи относятся: сходство семейных ценностей, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношение членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы.

Гармоничная семья характеризуется теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конкуренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанностей и демократическим управлением без узурпации власти. Что касается дисгармоничных семей, то здесь можно говорить о таких вариантах, представляющих собой последовательность нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструктогенная семья, распадающаяся и распавшаяся семья. Еще одним особым вариантом дисгармоничной семьи является ригидная псевдосолидная семья.  

Источник