Дисгармоничная семья и ее влияние на развитие ребенка

Дисгармоничная семья и ее влияние на развитие ребенка thumbnail

«Проблема дисгармоничных отношений в семье» (как результат работы по проекту «Здоровая семья-здоровые дети»)

Автор: Косарева Ирина Михайловна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №18» г.о. Самара

Традиционно главным институтом социализации является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института социализации обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья – сложнейшее социальное явление. С точки зрения государства она является социально-экономической ячейкой, из которой в конечном счете состоит общество. В этой роли семья выполняет целый ряд объективно необходимых для нее самой и общества функций – биологических, экономических, хозяйственно-бытовых, социально-психологических.

С точки зрения социальной психологии семья является формализованной малой социальной группой с высочайшим коэффициентом контактности и особо высокой эмоциональной вовлеченностью своих членов. Как и любая социальная группа, семья имеет своих лидеров и ведомых, официальную и неофициальную деловую структуру, развернутую систему отношений.

Рассмотрим понятие «отношение». В педагогической энциклопедии данное понятие толкуется как «взаимная связь различных величин, предметов, явлений, действий; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта»; отношение как философская категория выражает «характер расположения элементов определённой системы и их взаимозависимости; эмоционально-волевую установку личности на что-либо, т. е. выражение её позиции; мысленное сопоставление различных объектов или сторон данного объекта».

По мнению ряда авторов (А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев и др.), отношения – это более или менее устойчивые для данной личности тенденции характерным образом отражать действительность, эмоционально на нее откликаться и также характерно себя в этой действительности вести. Следовательно, положительное эмоциональное отношение к окружающим включает адекватное отражение в сознании индивида людей и ситуаций, возникающих в процессе общения, а также умение и желание реагировать на них в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения. Таким образом, в отношениях представлены познавательная, эмоционально–волевая сферы личности, ее социальные установки, а также ее поведение. Отношения человека в развитом виде выступают как целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и общественными явлениями; личности с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.

Важнейшими видами отношений В.Н.Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.

Психологические отношения представляют собой целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности сразличными сторонами объективной действительности, т.е. психологические отношения вотличие от психических обладают еще и свойством сознательности. Они существеннее отражают индивидуальность человека в силу их большей произвольности. Психологические отношения являются целостной формой таких важных образований личности, как потребности, чувства, интересы, убеждения, оценка, а также воля, внимание, мотив. Потребностям в такой структуре отводится роль «основного отношения». Важную роль он отводил «оценочным отношениям», которые по его мнению формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев оценки поступков, поведения и жизнедеятельности людей.

Оценка – форма проявления отношения, его сознательная объективация. В оценках себя и других людей, по мнению В.Н.Мясищева, проявляются прежде всего отношения самоуважения и уважения других, которые трансформируются во взаимоотношения авторитетности или авторитарности, руководства или подчинения, отзывчивости и невнимательности и т.д. Как отмечает автор, оценочные отношения в этом процессе выполняют функцию преобразования психологических отношений в социально-психологические.

Итак, отношение – это позиция личности ко всему окружающему и к самой себе; это психологические процессы, связанные со сосредоточением внимания, с интересами, чувствами, выражающими отношение человека, его позицию.

А. Е. Личко определяет гармоничную семью как семью, характеризующуюся теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конкуренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанностей и демократическим управлением без узурпации власти. К дисгармоничным автор относит семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов функционирования семьи систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные задачи семьи, специфические для каждой стадии жизненного цикла.

Известны различные подходы к классификации дисфункциональных семей.

А.А. Бодалев и В.В.Столин говорят о таких вариантах, представляющих собой последовательность нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструктогенная семья, распадающаяся и распавшаяся семья. Еще одним особым вариантом дисгармоничной семьи является ригидная псевдосолидная семья.

Характеристиками собственно негармоничной семьи являются «семейный перекос» как доминирование в семье отношений власти подчинения, существование эмоциональной зависимости несимметричности эмоциональных отношений; игнорирование одним из членов семьи своих обязанностей и функций, связанных с семейной ролью, в ущерб интересам других членов семьи; отсутствие сотрудничества, партнерства, взаимопомощи.

Читайте также:  Причины и факторы отклонений развития ребенка

Отличительной особенностью негармоничной семьи является фактическое неравноправие, отношения принуждения: одни (один) члены семьи как бы «эксплуатируют» возможности других, ограничивая возможности их личностного роста. Предназначение» деструктогенной семьи – порождение семейных проблем и конфликтов. Характеристики такой семьи включают неравномерность и не взаимность эмоциональных привязанностей; чрезмерную автономию и независимость членов семьи и отсутствие сотрудничества и взаимопомощи в решении проблем.

Ригидная псевдосолидарная семья сохраняет внешнее благополучие, сплоченность и видимость успешного выполнения функций семьи: достаток в семье, налаженный быт, забота о детях. Однако за внешней благостной картиной семейного благополучия обнаруживается отсутствие или дефицит сущностных характеристик семьи: отсутствие эмоциональной теплоты, поддержки, эмпатии; отсутствие демократического управления – отношения власти строятся по жесткому типу доминирование/подчинение; высокая степень ригидности семьи в регламентации норм и правил поведения членов семьи, включая строгие санкции за их невыполнение. Отношения в семье строятся не на основе любви и привязанности, а на основе зависимости и подчинения. Ригидная псевдосолидарная семья может сохранять стабильность достаточно долго, поскольку члены этой семьи, в силу неудовлетворенности потребности в любви и эмоциональном взаимопонимании, испытывают постоянную высокую тревожность, что вынуждает их подчиняться властному давлению главы семьи, взамен на приобретение определенной стабильности и чувства безопасности.

На основании характера эмоциональных связей, степени гибкости и пластичности управления семьей, а также характера взаимодействия семейных подсистем Е.Г.Силяева выделяет следующие типы дисфункциональных структур семьи:

– несбалансированная семья, характеризующаяся разобщенностью либо чрезмерной эмоциональной связанностью, ригидностью или хаотичностью;

– коалиционная семья, т. е. семья в которой в рамках подсистем или в отношениях подсистем возникают коалиции, находящиеся в конфронтации, противостоянии, антагонизме в отношениях друг с другом, нарушая баланс и функционирование семьи в целом. Видами коалиций могут быть межпоколенная коалиция (коалиции образуются в результате объединения членов семьи, принадлежащих к разным поколениям) и скрытая коалиция. Примерами межпоколенной коалиции могут быть противостояния внутрисемейных групп по типу «родитель и ребенок против второго родителя», «прародитель и ребенок против родителей», «родитель и прародитель против второго родителя» (известные противостояния тещи и жены против мужа и свекрови, и мужа против жены) и т. д. В отличии от открытых, скрытые коалиции внешне солидарны, однако реальные отношения строятся по принципу скрытой враждебности и противостояния. Для скрытых коалиций типична коммуникационная проблема и нарушения межличностного общения. Здесь четко выделяются два плана общения: внешний, соответствующий социальным ожиданиям, и подтекст, раскрывающий подлинный характер взаимоотношений членов семьи;

– коалиционная семья, основой стабилизации которой является приписывание патологической роли одному из членов семьи, получившему в семейной психотерапии название «идентифицированного пациента», носителя дисфункции семьи. Коалиция выполняет в такой семье важную функцию сплочения и сохранения целостности семьи;

– дисгармоничная семья с аутсайдерами, чей социометрический статус крайне низок;

– семья с «перевернутой иерархией», характеризующаяся инверсией ролей в семье. Например, за ребенком закрепляется статус родителя.

А.Спиваковская выделяет следующие семейные факторы дисгармонии семьи:

1. Дестабилизация функционирования семьи:

– неприятности детей, разные подходы к воспитанию;

– хозяйственно-бытовые проблемы;

– нарушение эмоциональной функции семьи;

– отсутствие духовного общения;

– наличие в семье асоциальных личностей и отношений;

– сексуально-эротическая неудовлетворенность;

– отсутствие эмоциональной поддержки, признания.

2. Особенности семейной структуры (неравномерность распределения обязанностей между членами семьи).

3. Динамические особенности семьи (длительность брака).

4. Специфика отношений в семье:

– неудовлетворенная потребность в коммуникации, творчестве, стабильности, необходимости проявления индивидуальности;

– нарушение психологического здоровья семьи (отсутствие совместных семейных ценностей, непринятие ценностей супругов, отсутствие ролевой согласованности и адекватности супругов, отсутствие эмпатии);

– наличие определенного типа и стиля семейных отношений (попустительский или авторитарный);

– направленность деятельности членов семьи «на себя»;

– преобладание антагонизма в отношениях;

– наличие отношений по принуждению, отношений на основе нечестного контракта и отношений, основанных на ритуальном исполнении социально-нормативных установок.

5. Нарушение родительских отношений (неприятие семей супругов).

На фоне определения типов дисгармоничных семей особое значение приобретает вопрос о том, каким требованиям должна отвечать гармоничная семья. Всестороннее описание гармоничной семьи представлено в работе Т.А.Куликовой. Модель эффективной гармоничной семьи включает следующие базовые элементы, соответствующие ключевым аспектам функционирования семейной системы:

– разделенное членами семьи семейное самосознание, основанное на близких эмоционально позитивных отношениях заботы и взаимопомощи («Мы – одна семья», а не «Я в семье»). Характер семейного самосознания определяет то, как личность строит свои отношения с другими членами семьи;

– уважение автономии и индивидуальных различий, учет интересов и потребностей, обеспечивающих успешное развитие и самочувствие членов семьи, включая все поколения от самых молодых до старых;

– взаимоуважение, поддержка, равное распределение прав и обязанностей супругами;

– эффективное авторитетное родительство обеспечивающее защиту и безопасность ребенка, процесс его воспитания и социализации на основе уважения и принятия прав ребенка. Оказание необходимой защиты и поддержки другим уязвимым членам семьи;

– наличие адекватных ресурсов, обеспечивающих экономическую безопасность и психологическую и социальную поддержку семьи в контексте расширенной (прародительской) семьи; социальной группы (друзья, знакомые, коллеги); системы социальных институтов (общество в целом). Поскольку семья испытывает нужду в поддержке извне, особенно в переходные кризисные периоды своего развития и в период ненормативных кризисов, очень важное значение для жизнестойкости и толерантности семьи приобретает социальная политика государства;

Читайте также:  Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста

– организационная стабильность, характеризующаяся ясностью, последовательностью и предсказуемостью моделей поведения и взаимодействия в рамках семьи;

– адаптивность как гибкость и готовность к изменениям в соответствии с внешними требованиями и внутренними запросами; адаптивность к нормативным и ненормативным кризисам жизненного цикла семьи; адаптивность в направлении готовности справляться со стрессами и высокой эмоциональной напряженностью в семье эффективной реализации психотерапевтической функции семьи;

– открытость коммуникации, характеризующаяся четкостью и ясностью правил коммуникации и ролевых ожиданий (о посредующие процесс коммуникации образы должны быть достаточно ясными).

Итак, современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а следовательно, в этом смысле – благополучной, психологически здоровой, конструктивной.

К основным критериям конструктивной семьи относятся: сходство семейных ценностей, отражающее совпадение, ориентационное единство взглядов, отношение членов семьи к общечеловеческим нормам, правилам, принципам формирования, развития и функционирования семьи как малой социальной группы.

Гармоничная семья характеризуется теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конкуренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанностей и демократическим управлением без узурпации власти. Что касается дисгармоничных семей, то здесь можно говорить о таких вариантах, представляющих собой последовательность нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструктогенная семья, распадающаяся и распавшаяся семья. Еще одним особым вариантом дисгармоничной семьи является ригидная псевдосолидная семья.  

Источник

3.3 Дисгармония семейных отношений и подросток

Дисгармония супружеских отношений отрицательно влияет на качество детско-родительских отношений и так же приводит к возникновению личных проблем подростка. Нарушение эмоциональных отношений семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка, приводя к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям. Из подростка, выросшего в семье с нарушениями коммуникативных процессов между ее членами, может сформироваться личность, не обладающая средствами для точного самовосприятия и самовыражения, ложно интерпретирующая поступающие извне сигналы и сообщения – «…предположения, на которых основываются ее действия будут ложными, а ее попытки приспособиться к окружающей действительности – беспорядочными и неадекватными» [7, стр. 283].

Структура гармоничной семьи должна быть целостной и согласованной. Она должна обеспечивать потребности всех членов семьи и соответствовать их возможностям. В дисгармоничных семьях эта структура искажается и, прежде всего, отмечается нарушение позиции ребенка. Ребенок может выполнять следующие роли [11]:

·  «Любимчик». Когда супружеские отношения по тем или иным причинам не удовлетворяют, появляется чрезмерная концентрация на ребенке. Появляется желание отдать ребенку (как правило, противоположного пола) «все чувства», «всю любовь», которые в норме в гармоничной семье удовлетворяются в психологических отношениях супругов. Нередко мать отказывается от повторного замужества, карьеры. При наступлении подросткового возраста у родителей возникает страх перед самостоятельностью детей, желание удержать их, что тормозит наступление у подростков социальной зрелости.

·  «Бэби». Подросток является в семье только маленьким ребенком, от которого ничего не зависит. Родители стараются игнорировать поведение детей, сохранить у них такие детские качества, как непосредственность, наивность, игривость. Это сопровождается снижением требований к ребенку и стимулирует психологический инфантилизм. Такое отношение к детям может быть обусловлено боязнью родителей переходить на новую стадию жизненного цикла семейных отношений, неуверенностью в своих воспитательных возможностях. Для подростка это чревато трудностями во взаимоотношениях со сверстниками.

·  «Хулиган». Родитель видит в подростке черты своего характера, которые он чувствует, но не хочет признавать в самом себе, например, агрессивность, лень, неряшливость, влечение к алкоголю, негативизм, несдержанность. Ведя борьбу с этими реальными или вымышленными качествами подростка, родитель (чаще всего отец) получает от этого эмоциональную выгоду. Такие родители много и часто говорят о непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями своего ребенка, о наказаниях, в то же время в их высказываниях сквозит уверенность, что это не поможет, так как он «по натуре» такой. Парадоксально, но это приводит к программированию и закреплению вредных привычек и асоциального поведения подростка.

·  «Вундеркинд». В основе этой, навязанной ребенку, роли лежит стремление родителей замещающим образом удовлетворить собственные нереализованные потребности (недостаточная самореализация, неудавшийся брак, несложившаяся карьера и т.д.) и желание через идентификацию с ребенком это компенсировать. В этом случае к подростку предъявляются чрезмерно завышенные требования, а отношение к нему ставится в сильную зависимость от его успехов. Это чревато для подростка нервными срывами, ощущением ненужности и избыточным перфекционизмом.

·  «Козел отпущения». Подросток в этом случае служит громоотводом для разрядки эмоций своих родителей, испытывающих конфликтные переживания в семье или вне семьи. В основе этой роли также лежит механизм замещения, позволяющий адресовать негативные эмоции лицу, не способному дать отпор, которым в семье и является ребенок. Подросток в этом случае становится неуверенным в себе, испытывает тревогу и чувство вины, чувствует себя ненужным и нелюбимым. Как правило, находятся подростковые группы вне дома (часто асоциальные или секты), к которым он и присоединяется в поиске эмоциональной поддержки и возможности ощутить себя значимым лицом.

Читайте также:  Уроки раннего развития ребенка видео

·  «Судья». В этом случае подростка не по возрасту рано включают в сложности семейной жизни, заставляют регулировать и судить супружеские конфликты. Родители, выясняя отношения, вовлекают в конфликт ребенка, не принимая в расчет его переживания, используют его как орудие друг против друга или в роли посредника для примирения.

Приведенные описания хорошо иллюстрируют тот факт, что на детей влияют не только преднамеренные воздействия, но в равной и даже в большей степени все особенности поведения родителей. В дисгармоничных семьях, где родительские позиции неадекватны, утрачивают качество гибкости, становятся непрогностическими, формирование подростка всегда носит проблемный характер.

Заключение

Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Развитие подростка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Больше всего благополучию подростка способствуют доброжелательная атмосфера в семье и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Родительская любовь – величайший и незаменимый источник развития подростка, эмоций, нравственных качеств, положительного мироощущения, уверенности в себе. Она – условие и неиссякаемый источник отзывчивости, заботы, чуткости, любви к людям. Общение в атмосфере любви, близости, доверия оказывает сильнейшее воздействие на формирование личности подростка. Оно дает простор для его эмоциональных переживаний, реализации потребностей и подлинной школой социальных чувств.

Семья для подростка – это место рождения и среда его обитания. Важность влияния семьи и семейных связей на становление его личности очевидны. Поэтому так важно качество отношений родителей и детей.

В дисгармоничных семьях, где действуют негативные факторы воспитания: неадекватное воздействие факторов материального порядка; бездуховность родителей; авторитаризм или, напротив, либерализм, безнаказанность и всепрощенчество; безнравственность, отсутствие нормального психологического климата, фанатизм во всех его проявлениях, безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности в воспитании, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания и причинение детям нравственных страданий); протипоправное поведение взрослых, – там подросток вырастает незрелой, асоциальной личностью с целым комплексом личных проблем, которые мешают ему адаптироваться в социуме и стать полноценным его членом.

Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общениив противоположность отчуждению и холодности – всему этому подросток учится, прежде всего, в семье, поэтому родителям следует понимать свою ответственность в формировании сбалансированной и разносторонней личности подростка. Для этого воспитание подростка, на мой взгляд, следует начинать… с воспитания самих себя, ведь задачей родителей является создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания – здоровье, счастье и благополучие самых дорогих нам людей – наших детей.

Библиография

1. Владиславский В.В. «Все начинается с детства», Мн, 1989

2. Кон И.С. «Психология ранней юности», кн. для учителя, М, 1989

3. Личко А.Е., «Подростковая психиатрия», Л, 1979

4. Малкина-Пых И.Г.«Семейная терапия» Справочник практического психолога, М, Эксмо, 2006

5. Райс Ф.«Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, 2000

6. «Психология подростка», учебник под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана, СПб, «прайм-Еврознак», 2007

7. Сатир В.«Психотерапия семьи, СПб, Речь, 2001

8. Торохтий В.С. «Психология социальной работы с семьей», М, 1996

9. Фромм Э., «Душа человека», М, 1998

10.Шнейдер Л.Б. «Семейная психология» учебное пособие для ВУЗов, М, Академический проект, 2008

11.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. «Психология и психотерапия семьи», СПб, Питер, 2000

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 38252
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

… специфические свойства подросткового возраста способны усугубить ситуацию до суицидальной активности. В следующем параграфе попытаемся понять взаимосвязь детско-родительских отношений и суицидальной активности подростков через призму личностной особенности самого подросткового возраста. 2.3 Особенности подросткового возраста в связи с суицидальной активностью Подростковый возраст начинается …

… выше можно заключить, что как положительное, так и отрицательное влияние семьи на личность превышает влияние всех других факторов.   1.2 Влияние детско-родительских отношений на наличие у ребенка психосоматических заболеваний Появление термина “психосоматический”, согласно литературе, относится к 1818 г. по Хайнроту, а термина “соматопсихический” – к 1822 г. – Якоби, но сами вопросы …

… из ведущих факторов развития качеств личности. В связи с актуальностью темы, и для проверки выдвигаемой гипотезы установлена цель: исследование влияния детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников. Таким образом, задачи исследования включают в себя изучение межличностных отношений старших дошкольников; изучение взаимоотношений между родителями и детьми; …

… , мы рассмотрели семейные неблагоприятные факторы в процессе развития ребенка, которые могут определить нарушения психологического развития ребенка. 2. Выявление особенностей влияния детско-родительских отношений на психологическое развитие детей среднего дошкольного возраста   2.1 Организация и методика обследования   Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей влияния детско- …

Источник