Дисциплина теория и методика физического воспитания и развития ребенка
Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием.
Она призвана через свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.
Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются [10]:
1) практика общественной жизни. Потребность общества в хорошо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека;
2) практика физического воспитания. Именно в ней проверяются на жизненность все теоретические положения, могут рождаться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику физического воспитания к разработке новых положений;
3) прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались философами, педагогами, врачами разных эпох и стран;
4) постановления правительства о состоянии и путях совершенствования физической культуры в стране;
5) результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.
Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.
Понятие — это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина и выражающая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления).
К основным понятиям теории физического воспитания относятся следующие:
1) физическое воспитание;
2) физическая подготовка;
3) физическое развитие;
4) физическое совершенство;
5) спорт.
Теория— система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление — систему или ее элементы, функции
Физическое воспитание
Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях (рис. 1).
Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека
Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.
Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важными для жизни или спорта двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества. Одновременно с этим они познают закономерности движений своего тела.
По степени освоенности техника двигательного действия может выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обучение движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».
Воспитание физических качеств является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.
Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».
В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным.
Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.
Физическая подготовка
Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.
Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека.
Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).
Физическое развитие
Физическое развитие – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.
Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.
1. Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.
2. Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.
3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).
Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на определенном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.
Характер физического развития как процесс изменения указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.
Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возможностей и успехов человека в спорте.
Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды: в период становления и роста, в период наивысшего развития его форм и функций, в период старения.
Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и изменение форм и функций организма. Известное влияние на физическое развитие оказывает и географическая среда.
Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкретном случае.
Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки, преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
Физическое совершенство
Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.
Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются [3]:
1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;
2) высокая общая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;
3) пропорционально развитое телосложение, правильная осанка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;
4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;
5) владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;
6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.
На современном этапе развития общества основными критериями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.
Спорт
Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и нормы, ей присущие. [Более подробно спорт как общественное явление будет рассмотрен в части 2 данного учебного пособия (глава 17)]
Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации взаимодействий соревнующихся, унификации состава действий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.
Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.
https://www.fizkulturaisport.ru/fizvospitanie/teoriya/280-.html?showall=1
Источник
Методические рекомендации
по курсу «Теория и методика физического воспитания
и развития ребёнка»
Подготовила:
Преподаватель ОГБПОУ УПК
Съемщикова Е.А.
г. Ульяновск
2017
Введение
Курс «Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка» является одним из курсов цикла психолого-педагогических дисциплин и требует хорошей предварительной подготовки. Постигая данный курс, студент должен опереться на знания, почерпнутые в процессе изучения общей и специальной дошкольной педагогики, психологии, физиологии и других дисциплин.
Курс построен по принципу личностно-ориентированного образования детей дошкольного возраста. Каждая тема раскрывает, каким образом складывается представление о содержании, задачах воспитания детей и особенностях ребёнка дошкольного возраста, основанных на принципах деятельностного и личностного подхода.
Нужно стремиться к тому, чтобы студенты знали особенности развития детей, формы организации и методы руководства физическим воспитанием детей в ДОУ и в семье. Осознавали значение успеха и учёт нагрузки, индивидуальных интересов, возможностей, потребностей детей при освоении двигательных навыков.
Методические рекомендации включают в себя:
1. Виды самостоятельных работ
2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
3.Вопросы к зачёту
4.Вопросы к экзамену
5.Примерные темы выпускных квалификационных работ
(дипломных исследований)
6.Критерии оценки
7.Терминологический словарь
1.Виды самостоятельных работ
Конспектирование первоисточников по дисциплине «Методика физического воспитания и развития детей»:
– Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2-х т. Т.1 .– М., 1951; Т.2 – М., 1952.
– Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. 5-7 лет. – М., 2000.
– Фельденкрайз М. Осознание через движение. – М., 2000.
– Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М., 1989.
– «Истоки»: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника. – М., 1997.
Проработка учебного материала по конспектам, учебной и научной литературе.
Выделить особенности построения основных движений у ребёнка раннего возраста.
Составить картотеку физических упражнений по формированию психофизических качеств.
Составить конспект проведения подвижных игр сюжетного и несюжетного содержания.
Составить конспект организации разнообразных форм двигательной деятельности детей (занятий, утренней гимнастики и др.).
Спланировать работу по физическому воспитанию на неделю.
Разработать примерный перечень подвижных игр, обеспечивающих максимальную психофизическую нагрузку на физкультурном занятии.
Выполнение курсовых работ по изучаемой дисциплине.
Подготовка к зачёту, экзамену.
2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
Освоение детьми физических упражнений (основных движений) в самостоятельной деятельности.
Использование игр соревновательного характера в воспитании физичес-кого качества выносливости (ловкости, силы, быстроты).
Использование игр соревновательного характера в формировании у детей нравственного качества доброты, взаимовыручки.
Роль нетрадиционных форм закаливания в оздоровлении детского организма.
Профессиональные качества инструктора по физическому воспитанию в ДОУ.
Формирование честности у детей в подвижных играх (младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).
Роль биоритмов в развитии ребёнка-дошкольника.
Роль игровых ситуаций в обучении детей физическим упражнениям.
Использование художественного слова на физкультурных занятиях, утренней гимнастике.
Спортивная игра как способ развития физических качеств у детей дошкольного возраста.
Лесгафт П.Ф. – создатель русской научной системы физического воспитания.
Активизация умственной деятельности дошкольников на занятиях по физической культуре.
Формирование у детей двигательного навыка (в беге, прыжках, метании, лазании).
Нравственное воспитание детей средствами физического воспитания.
Формирование положительных эмоций у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
Особенности физического воспитания детей при подготовке их к школьному обучению.
Формирование положительных взаимоотношений детей среднего и старшего дошкольного возраста в подвижных играх.
Обучение плаванию детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
3.Вопросы к зачёту
Предмет теории физического воспитания.
Развитие теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста.
Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста.
Цель и задачи физического воспитания детей в ДОУ.
Принципы системы физического воспитания.
Средства физического воспитания.
Классификация физических упражнений. Их общая характеристика, использование в работе с дошкольниками.
Понятие о двигательных умениях и навыках.
Особенности развития моторики ребёнка от рождения до 7 лет.
Закономерности формирования двигательных навыков.
Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.
Этапы обучения двигательным действиям.
Гимнастика, виды гимнастики, их характеристика. Использование гимнастических упражнений в работе с дошкольниками.
Содержание и проведение работы по физическому воспитанию с детьми первого года жизни.
Содержание и методика проведения работы по физическому воспитанию с детьми второго года жизни.
Общеразвивающие упражнения. Определение понятия. Характеристика общеразвивающих упражнений.
Физкультурное занятие – основная форма организации систематического обучения физическим упражнениям. Структура занятия и её обоснование. Требования к подбору упражнений.
Ходьба. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения детей раннего возраста.
Бег. Общая характеристика. Программные требования и методика
обучения детей в разных возрастных группах.Прыжки. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения детей в разных возрастных группах.
Метания. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.
Лазание. Содержание и методика обучения в разных возрастных группах.
Методика обучения общеразвивающим упражнениям в разных возрастных группах.
Взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.
Методика проведений физкультурных занятий в младшей, средней и старших группах.
Воспитание самостоятельности на физкультурных занятиях.
Закаливание. Физиологическая основа. Сочетание закаливающих процедур с физическими упражнениями.
Формы организации физического воспитания в ДОУ.
Нестандартные формы организации физического воспитания в ДОУ.
4.Вопросы к экзамену
Предмет теории физического воспитания.
Развитие теории физического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель и задачи физического воспитания в дошкольном учреждении.
Принципы системы физического воспитания.
Средства физического воспитания.
Классификация физических упражнений. Их общая характеристика, использование в работе с дошкольниками.
Понятие о двигательных умениях и навыках, их физиологическая и психологическая сущность.
Особенности развития моторики ребёнка от рождения до 7 лет.
Закономерности формирования двигательных навыков.
Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.
Этапы обучения двигательным действиям.
Гимнастика. Виды гимнастики, их характеристика.
Строевые упражнения. Методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах.
Становление теории и методики подвижных игр.
Требования к отбору подвижных игр для детей разного возраста.
Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах.
Физкультурное занятие – основная форма организации систематического обучения физическим упражнениям. Структура занятий и её обоснование. Требования к подбору упражнений.
Утренняя гимнастика. Схема построения и её обоснование.
Ходьба. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения детей в раннем возрасте.
Бег. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.
Прыжки. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.
Метания. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.
Лазание. Содержание и методика обучения в разных возрастных группах
Катание на санках; скольжение по ледяным дорожкам. Профилактика травматизма.
Ходьба на лыжах. Методика обучения.
Методика обучения катанию на коньках.
Езда на велосипеде. Методика обучения.
Плавание. Последовательность обучения; методика проведения занятий.
Методика проведения физкультурных занятий в младшей, средней и старших группах.
Воспитание самостоятельности на физкультурных занятиях.
Особенности построения и проведения занятий на свежем воздухе.
Прогулки и экскурсии за пределы участка детского сада. Методика их проведения в разных возрастных группах.
Организация активного отдыха детей. Формы его организации, методика проведения.
Физкультминутки. Подбор физических упражнений.
Закаливание. Физиологическая основа. Сочетание закаливающих процедур с физическими упражнениями.
Использование игр с элементами спортивных игр в работе с дошкольниками (баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон).
Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях.
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня дошкольного учреждения.
Анализ одной из авторских программ: «Радуга», «Детство», «Истоки» (Раздел – физическое воспитание).
Нестандартные формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях.
Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста.
Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.
Методика проведения физкультурных занятий в разновозрастной группе.
Диагностика физического развития детей дошкольного возраста.
Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста.
Диагностика готовности детей к обучению в школе.
Взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.
5.Примерные темы выпускных квалификационных работ
(дипломных исследований)
Современные подходы к организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.
Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей 6-7 лет в подвижных играх.
Использование пальчиковой гимнастики для развития технических навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.
Воспитание дружеских взаимоотношений в подвижных играх у детей младшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения нового типа.
Использование плавания в профилактике нарушений опорно–двигательного аппарата у детей седьмого года жизни.
Игры с правилами как средство подготовки детей седьмого года жизни к обучению в школе.
Воспитание привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста через организацию двигательной активности.
Воспитание дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.
Оптимизация процессов умственного и физического развития детей шестого года жизни в образовательном учреждении нового типа.
Пути повышения двигательной активности детей шестого года жизни на прогулке.
Использование точечного самомассажа в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста.
Зависимость здоровья от уровня развития двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Особенности развития быстроты движений у детей 5-6 лет в подвижных играх.
Использование подвижных игр как средства активного отдыха в воспитательно-оздоровитальном процессе младших школьников.
Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для становления самостоятельности в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Влияние гимнастики после дневного сна на здоровье и физическое развитие детей шестого года жизни.
Влияние подвижной игры на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.
6.Критерии оценки
Итоговая оценка на экзамене складывается из текущей работы студента в семестре, результатов промежуточного контроля, самостоятельной работы и ответа на экзамене. Критерием оценки служит уровень и степень усвоения студентом материала курса, демонстрируемые студентами в устных ответах на занятиях, выступлениях на заданную тему, собеседованиях по текстам и письменных работах систематизирующего, аналитического и творческого характера.
Оценка «Отлично» ставится за полное изложение полученных знаний в устной или письменной форме в соответствии с требованиями программы. Допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые студентом. При изложении ответа студент должен самостоятельно выделять существенные признаки изученного, формулировать выводы и обобщения, использовать сведения из дополнительных источников.
Оценка «Хорошо» ставится за полное изложение полученных знаний в устной или письменной форме в соответствии с требованиями программы. Допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые студентом после указания на них преподавателем. При изложении студент должен выделять существенные признаки изученного, сформулировать выводы и обобщения, в которых могут быть отдельные несущественные ошибки.
Оценка «Удовлетворительно» ставится за неполное изложение учебного материала. Допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя. Студент проявляет затруднения при выделении существенных признаков изученного материала, формулировке выводов.
Оценка «Неудовлетворительно» ставится при неполном бессистемном изложении учебного материала. При этом студент допускает существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью преподавателя, а также за полное незнание и непонимание материала.
7.Терминологический словарь
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
Двигательная деятельность – деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребёнка.
Диагностика – точное определение результатов образовательного (воспитательного) процесса.
Закономерности педагогического процесса – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.
Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличающее его от других людей.
Личность – человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, отношения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
Навык – автоматизированный компонент сознательной деятельности (умение, доведенное до автоматизма).
Педагогическая технология – строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Социализация – процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе.
Спорт – составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.
Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а так же знания, умения и навыки ребенка.
Умение – способность выполнять какие-то действия, опираясь на правила.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.
Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.
Физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребёнка и основанных на них психофизических качеств.
Физические упражнения – специальные движения, а также сложные виды деятельности ребёнка, применяемые в качестве средств физического воспитания.
Формирование – процесс становление личности ребенка в результате объективного влияния наследственности, среды, целостного воспитания и собственной активности личности.
Источник