Дисциплина теория и методика физического воспитания и развития ребенка

Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным об­разованием.

Она призвана через свое содержание обеспечить сту­дентам необходимый уровень теоретических и методических зна­ний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной ре­ализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.

Источниками возникновения и развития теории и методики физического воспитания являются [10]:

1) практика общественной жизни. Потребность общества в хоро­шо физически подготовленных людях вызвала стремление познать закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенствованием человека;

2)  практика физического воспитания. Именно в ней проверя­ются на жизненность все теоретические положения, могут рож­даться оригинальные идеи, побуждающие теорию и методику физического воспитания к разработке новых положений;

3)  прогрессивные идеи о содержании и путях воспитания гармонически развитой личности, которые высказывались фило­софами, педагогами, врачами разных эпох и стран;

4) постановления правительства о состоянии и путях совершен­ствования физической культуры в стране;

5)  результаты исследований как в области теории и методики физического воспитания, так и в смежных дисциплинах.

Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начина­ется с освоения ее понятийного аппарата, т.е. со специфических профессиональных терминов и понятий.

Понятиеэто основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина и выражающая при этом наиболее существенные стороны, свой­ства или признаки определяемого объекта (явления).

К основным понятиям теории физического воспитания отно­сятся следующие:

1) физическое воспитание;
2) физическая подготовка;
3) физическое развитие;
4) физическое совер­шенство;
5) спорт.

Теория— система принципов, законов, категорий, понятий, концепций, описывающая какое-либо относительно однородное, целостное явление — систему или ее элементы, функции

Физическое воспитание

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспита­ние физических качеств, овладение специальными физкультур­ными знаниями и формирование осознанной потребности в физ­культурных занятиях (рис. 1).

Рис. 1. Физическое воспитание как педагогический процесс целенаправленного формирования двигательных умений и навыков и развития физических качеств человека

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование — системное освоение человеком рациональных спо­собов управления своими движениями, приобретение таким пу­тем необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

Овладевая движениями, имеющими смысловое значение, важ­ными для жизни или спорта двигательными действиями, занима­ющиеся приобретают умения рационально и полноценно прояв­лять свои физические качества. Одновременно с этим они позна­ют закономерности движений своего тела.

По степени освоенности техника двигательного действия мо­жет выполняться в двух формах — в форме двигательного умения и в форме навыка. Поэтому часто вместо словосочетания «обуче­ние движениям» в практике физического воспитания используют термин «формирование двигательных умений и навыков».

Воспитание физических качеств является не менее существен­ной стороной физического воспитания. Целенаправленное управ­ление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливос­ти и других физических качеств затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо разви­вать, совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический ха­рактер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание фи­зических качеств».

В процессе физического воспитания приобретается также широ­кий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содер­жания. Знания делают процесс занятий физическими упражнения­ми более осмысленным и в силу этого более результативным.

Таким образом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания явля­ется то, что оно обеспечивает системное формирование двига­тельных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере опре­деляет его физическую дееспособность.

Физическая подготовка

Термин «физическая подготовка» под­черкивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную физическую подготовку.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид профессии, спорта и др.), предъявляющей специализирован­ные требования к двигательным способностям человека.

Резуль­татом физической подготовки является физическая подготовлен­ность, отражающая достигнутую работоспособность в сформи­рованных двигательных умениях и навыках, способствующих эф­фективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Физическое развитие

Физическое развитие – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств его организма и основанных на них физических качеств и способностей.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей.

1.  Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объемы и формы отдельных частей тела, величина жироотложе­ния и др.), которые характеризуют прежде всего биологические формы, или морфологию, человека.

2.  Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологи­ческие и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывает функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной систем, органов пищеварения и выделе­ния, механизмов терморегуляции и др.

3. Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.).

Примерно до 25-летнего возраста (период становления и рос­та) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45— 50 лет физическое развитие как бы стабилизировано на опреде­ленном уровне. В дальнейшем, по мере старения, функциональ­ная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т.п.

Характер физического развития как процесс изменения ука­занных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если изве­стны эти закономерности и они учитываются при построении процесса физического воспитания.

Физическое развитие в известной мере определяется законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, бла­гоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию человека. Наследственность, в частности, должна приниматься во внимание при прогнозировании возмож­ностей и успехов человека в спорте.

Процесс физического развития подчиняется также закону воз­растной ступенчатости. Вмешиваться в процесс физического развития человека с целью управления им можно только на основе учета особенностей и возможностей человеческого организма в раз­личные возрастные периоды: в период становления и роста, в пе­риод наивысшего развития его форм и функций, в период старе­ния.

Процесс физического развития подчиняется закону единства организма и среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека. К условиям жизни прежде всего относятся социальные условия. Условия быта, труда, воспитания и материального обеспечения в значительной мере влияют на физическое состояние человека и определяют развитие и измене­ние форм и функций организма. Известное влияние на физичес­кое развитие оказывает и географическая среда.

Большое значение для управления физическим развитием в процессе физического воспитания имеют биологический закон упражняемости и закон единства форм и функций организма в его деятельности. Эти законы являются отправными при выборе средств и методов физического воспитания в каждом конкрет­ном случае.

Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме за­нимающихся. При этом учитывается, что организм функциони­рует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и на­грузки, преимущественно избирательного воздействия, необ­ходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.

Физическое совершенство

Это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершен­ного человека современности являются [3]:

1)  крепкое здоровье, обеспечивающее человеку возможность безболезненно и быстро адаптироваться к различным, в том чис­ле и неблагоприятным, условиям жизни, труда, быта;

2)  высокая общая физическая работоспособность, позволяю­щая добиться значительной специальной работоспособности;

3) пропорционально развитое телосложение, правильная осан­ка, отсутствие тех или иных аномалий и диспропорций;

4) всесторонне и гармонически развитые физические качества, исключающие однобокое развитие человека;

5)  владение рациональной техникой основных жизненно важ­ных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

6) физкультурная образованность, т.е. владение специальными знаниями и умениями эффективно пользоваться своим телом и физическими способностями в жизни, труде, спорте.

На современном этапе развития общества основными крите­риями физического совершенства служат нормы и требования государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.

Спорт

Представляет собой собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчело­веческие отношения и нормы, ей присущие. [Более подробно спорт как общественное явление будет рассмотрен в части 2 данного учебного пособия (глава 17)]

Характерной особенностью спорта является соревнователь­ная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопостав­лять человеческие возможности на основе четкой регламента­ции взаимодействий соревнующихся, унификации состава дей­ствий (вес снаряда, соперника, дистанция и т.д.), условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности в спорте осуществляется в форме спортивной тренировки.

https://www.fizkulturaisport.ru/fizvospitanie/teoriya/280-.html?showall=1

Источник

Методические рекомендации

по курсу «Теория и методика физического воспитания

и развития ребёнка»

Подготовила:

Преподаватель ОГБПОУ УПК

Съемщикова Е.А.

г. Ульяновск

2017

Введение

Курс «Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка» является одним из курсов цикла психолого-педагогических дисциплин и требует хорошей предварительной подготовки. Постигая данный курс, студент должен опереться на знания, почерпнутые в процессе изучения общей и специальной дошкольной педагогики, психологии, физиологии и других дисциплин.

Курс построен по принципу личностно-ориентированного образования детей дошкольного возраста. Каждая тема раскрывает, каким образом складывается представление о содержании, задачах воспитания детей и особенностях ребёнка дошкольного возраста, основанных на принципах деятельностного и личностного подхода.

Нужно стремиться к тому, чтобы студенты знали особенности развития детей, формы организации и методы руководства физическим воспитанием детей в ДОУ и в семье. Осознавали значение успеха и учёт нагрузки, индивидуальных интересов, возможностей, потребностей детей при освоении двигательных навыков.

Методические рекомендации включают в себя:

1. Виды самостоятельных работ

2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ

3.Вопросы к зачёту

4.Вопросы к экзамену

5.Примерные темы выпускных квалификационных работ

(дипломных исследований)

6.Критерии оценки

7.Терминологический словарь

1.Виды самостоятельных работ

  1. Конспектирование первоисточников по дисциплине «Методика физического воспитания и развития детей»:

– Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2-х т. Т.1 .– М., 1951; Т.2 – М., 1952.

– Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. 5-7 лет. – М., 2000.

– Фельденкрайз М. Осознание через движение. – М., 2000.

– Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М., 1989.

– «Истоки»: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника. – М., 1997.

  1. Проработка учебного материала по конспектам, учебной и научной литературе.

  2. Выделить особенности построения основных движений у ребёнка раннего возраста.

  3. Составить картотеку физических упражнений по формированию психофизических качеств.

  4. Составить конспект проведения подвижных игр сюжетного и несюжетного содержания.

  5. Составить конспект организации разнообразных форм двигательной деятельности детей (занятий, утренней гимнастики и др.).

  6. Спланировать работу по физическому воспитанию на неделю.

  7. Разработать примерный перечень подвижных игр, обеспечивающих максимальную психофизическую нагрузку на физкультурном занятии.

  8. Выполнение курсовых работ по изучаемой дисциплине.

  9. Подготовка к зачёту, экзамену.

2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ

  1. Освоение детьми физических упражнений (основных движений) в самостоятельной деятельности.

  2. Использование игр соревновательного характера в воспитании физичес-кого качества выносливости (ловкости, силы, быстроты).

  3. Использование игр соревновательного характера в формировании у детей нравственного качества доброты, взаимовыручки.

  4. Роль нетрадиционных форм закаливания в оздоровлении детского организма.

  5. Профессиональные качества инструктора по физическому воспитанию в ДОУ.

  6. Формирование честности у детей в подвижных играх (младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст).

  7. Роль биоритмов в развитии ребёнка-дошкольника.

  8. Роль игровых ситуаций в обучении детей физическим упражнениям.

  9. Использование художественного слова на физкультурных занятиях, утренней гимнастике.

  10. Спортивная игра как способ развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

  11. Лесгафт П.Ф. – создатель русской научной системы физического воспитания.

  12. Активизация умственной деятельности дошкольников на занятиях по физической культуре.

  13. Формирование у детей двигательного навыка (в беге, прыжках, метании, лазании).

  14. Нравственное воспитание детей средствами физического воспитания.

  15. Формирование положительных эмоций у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.

  16. Особенности физического воспитания детей при подготовке их к школьному обучению.

  17. Формирование положительных взаимоотношений детей среднего и старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

  18. Обучение плаванию детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.

  19. Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

3.Вопросы к зачёту

  1. Предмет теории физического воспитания.

  2. Развитие теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста.

  3. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста.

  4. Цель и задачи физического воспитания детей в ДОУ.

  5. Принципы системы физического воспитания.

  6. Средства физического воспитания.

  7. Классификация физических упражнений. Их общая характеристика, использование в работе с дошкольниками.

  8. Понятие о двигательных умениях и навыках.

  9. Особенности развития моторики ребёнка от рождения до 7 лет.

  10. Закономерности формирования двигательных навыков.

  11. Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.

  1. Этапы обучения двигательным действиям.

  2. Гимнастика, виды гимнастики, их характеристика. Использование гимнастических упражнений в работе с дошкольниками.

  3. Содержание и проведение работы по физическому воспитанию с детьми первого года жизни.

  4. Содержание и методика проведения работы по физическому воспитанию с детьми второго года жизни.

  5. Общеразвивающие упражнения. Определение понятия. Характеристика общеразвивающих упражнений.

  6. Физкультурное занятие – основная форма организации систематического обучения физическим упражнениям. Структура занятия и её обоснование. Требования к подбору упражнений.

  7. Ходьба. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения детей раннего возраста.

  8. Бег. Общая характеристика. Программные требования и методика
    обучения детей в разных возрастных группах.

  9. Прыжки. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения детей в разных возрастных группах.

  10. Метания. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.

  11. Лазание. Содержание и методика обучения в разных возрастных группах.

  12. Методика обучения общеразвивающим упражнениям в разных возрастных группах.

  13. Взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

  14. Методика проведений физкультурных занятий в младшей, средней и старших группах.

  15. Воспитание самостоятельности на физкультурных занятиях.

  1. Закаливание. Физиологическая основа. Сочетание закаливающих процедур с физическими упражнениями.

  2. Формы организации физического воспитания в ДОУ.

  3. Нестандартные формы организации физического воспитания в ДОУ.

4.Вопросы к экзамену

  1. Предмет теории физического воспитания.

  2. Развитие теории физического воспитания детей дошкольного возраста.

  3. Цель и задачи физического воспитания в дошкольном учреждении.

  4. Принципы системы физического воспитания.

  5. Средства физического воспитания.

  6. Классификация физических упражнений. Их общая характеристика, использование в работе с дошкольниками.

  7. Понятие о двигательных умениях и навыках, их физиологическая и психологическая сущность.

  8. Особенности развития моторики ребёнка от рождения до 7 лет.

  9. Закономерности формирования двигательных навыков.

  10. Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.

  11. Этапы обучения двигательным действиям.

  1. Гимнастика. Виды гимнастики, их характеристика.

  2. Строевые упражнения. Методика обучения строевым упражнениям в разных возрастных группах.

  3. Становление теории и методики подвижных игр.

  4. Требования к отбору подвижных игр для детей разного возраста.

  5. Методика проведения подвижных игр в разных возрастных группах.

  6. Физкультурное занятие – основная форма организации систематического обучения физическим упражнениям. Структура занятий и её обоснование. Требования к подбору упражнений.

  7. Утренняя гимнастика. Схема построения и её обоснование.

  8. Ходьба. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения детей в раннем возрасте.

  9. Бег. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.

  10. Прыжки. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.

  11. Метания. Общая характеристика. Программные требования и методика обучения в разных возрастных группах.

  12. Лазание. Содержание и методика обучения в разных возрастных группах

  13. Катание на санках; скольжение по ледяным дорожкам. Профилактика травматизма.

  14. Ходьба на лыжах. Методика обучения.

  15. Методика обучения катанию на коньках.

  16. Езда на велосипеде. Методика обучения.

  17. Плавание. Последовательность обучения; методика проведения занятий.

  18. Методика проведения физкультурных занятий в младшей, средней и старших группах.

  19. Воспитание самостоятельности на физкультурных занятиях.

  20. Особенности построения и проведения занятий на свежем воздухе.

  21. Прогулки и экскурсии за пределы участка детского сада. Методика их проведения в разных возрастных группах.

  22. Организация активного отдыха детей. Формы его организации, методика проведения.

  23. Физкультминутки. Подбор физических упражнений.

  24. Закаливание. Физиологическая основа. Сочетание закаливающих процедур с физическими упражнениями.

  25. Использование игр с элементами спортивных игр в работе с дошкольниками (баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон).

  26. Формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях.

  27. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня дошкольного учреждения.

  28. Анализ одной из авторских программ: «Радуга», «Детство», «Истоки» (Раздел – физическое воспитание).

  29. Нестандартные формы организации физического воспитания в дошкольных учреждениях.

  30. Медико-педагогический контроль за организацией физического воспитания детей дошкольного возраста.

  31. Индивидуально-дифференцированный подход в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста.

  32. Методика проведения физкультурных занятий в разновозрастной группе.

  33. Диагностика физического развития детей дошкольного возраста.

  34. Диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста.

  35. Диагностика готовности детей к обучению в школе.

  36. Взаимосвязь умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания в процессе занятий физическими упражнениями.

5.Примерные темы выпускных квалификационных работ

(дипломных исследований)

  1. Современные подходы к организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении.

  2. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей 6-7 лет в подвижных играх.

  3. Использование пальчиковой гимнастики для развития технических навыков в рисовании у детей младшего дошкольного возраста.

  4. Воспитание дружеских взаимоотношений в подвижных играх у детей младшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения нового типа.

  5. Использование плавания в профилактике нарушений опорно–двигательного аппарата у детей седьмого года жизни.

  6. Игры с правилами как средство подготовки детей седьмого года жизни к обучению в школе.

  7. Воспитание привычки к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста через организацию двигательной активности.

  8. Воспитание дружеских взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх.

  9. Оптимизация процессов умственного и физического развития детей шестого года жизни в образовательном учреждении нового типа.

  10. Пути повышения двигательной активности детей шестого года жизни на прогулке.

  11. Использование точечного самомассажа в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста.

  12. Зависимость здоровья от уровня развития двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

  13. Особенности развития быстроты движений у детей 5-6 лет в подвижных играх.

  14. Использование подвижных игр как средства активного отдыха в воспитательно-оздоровитальном процессе младших школьников.

  15. Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для становления самостоятельности в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

  16. Влияние гимнастики после дневного сна на здоровье и физическое развитие детей шестого года жизни.

  17. Влияние подвижной игры на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.

6.Критерии оценки

Итоговая оценка на экзамене складывается из текущей работы студента в семестре, результатов промежуточного контроля, самостоятельной работы и ответа на экзамене. Критерием оценки служит уровень и степень усвоения студентом материала курса, демонстрируемые студентами в устных ответах на занятиях, выступлениях на заданную тему, собеседованиях по текстам и письменных работах систематизирующего, аналитического и творческого характера.

Оценка «Отлично» ставится за полное изложение полученных знаний в устной или письменной форме в соответствии с требованиями программы. Допускаются единичные несущественные ошибки, самостоятельно исправляемые студентом. При изложении ответа студент должен самостоятельно выделять существенные признаки изученного, формулировать выводы и обобщения, использовать сведения из дополнительных источников.

Оценка «Хорошо» ставится за полное изложение полученных знаний в устной или письменной форме в соответствии с требованиями программы. Допускаются отдельные несущественные ошибки, исправляемые студентом после указания на них преподавателем. При изложении студент должен выделять существенные признаки изученного, сформулировать выводы и обобщения, в которых могут быть отдельные несущественные ошибки.

Оценка «Удовлетворительно» ставится за неполное изложение учебного материала. Допускаются отдельные существенные ошибки, исправляемые с помощью преподавателя. Студент проявляет затруднения при выделении существенных признаков изученного материала, формулировке выводов.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится при неполном бессистемном изложении учебного материала. При этом студент допускает существенные ошибки, неисправляемые даже с помощью преподавателя, а также за полное незнание и непонимание материала.

7.Терминологический словарь

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

Двигательная деятельность – деятельность, характеризующая активность двигательного аппарата ребёнка.

Диагностика – точное определение результатов образовательного (воспитательного) процесса.

Закономерности педагогического процесса – объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Индивидуальность – своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличающее его от других людей.

Личность – человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, отношения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Навык – автоматизированный компонент сознательной деятельности (умение, доведенное до автоматизма).

Педагогическая технология – строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

Социализация – процесс становления личности, усвоения знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Спорт – составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.

Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а так же знания, умения и навыки ребенка.

Умение – способность выполнять какие-то действия, опираясь на правила.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства.

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.

Физическое развитие – процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребёнка и основанных на них психофизических качеств.

Физические упражнения – специальные движения, а также сложные виды деятельности ребёнка, применяемые в качестве средств физического воспитания.

Формирование – процесс становление личности ребенка в результате объективного влияния наследственности, среды, целостного воспитания и собственной активности личности.

Источник