Дисциплина психология ребенка и его развитие

Дисциплина психология ребенка и его развитие thumbnail

Дата публикации: 09.08.2018

Дисциплина – это то, чему приходится учить каждого ребенка. И для того, чтобы окружающие не сошли с ума от его проделок, и для того, чтобы во взрослой жизни он умел трудолюбиво и усердно добиваться поставленных целей. Это один из тех аспектов воспитания, в которых необходимость найти «золотую середину» оказывается наиболее острой. Ведь как недостаток внимания, так и чрезмерное увлечение дисциплиной ребенка чреваты негативными последствиями. В этой статье мы расскажем вам, что нужно делать, чтобы найти этот важный баланс.

Дисциплина психология ребенка и его развитие

Четкость формулировок – лучший друг дисциплины

Для развития дисциплины у детей очень важно понимать, что те вещи, которые для вас очевидны и понятны, для них таковыми не являются. И это не значит, что они плохие, невоспитанные, невнимательные и так далее – это значит лишь, что они просто еще не усвоили в достаточной мере тот социальный опыт, который сделал бы эти вещи очевидными и для них. Поэтому одна из основных заповедей успешного формирования дисциплины у ребенка – это четкость, точность и конкретность. В практическом плане она выражается в следующих правилах:

  • Любые правила необходимо обговаривать уверенно и однозначно, при возможности – объяснять, почему их необходимо соблюдать. «Не надо бросать игрушку на асфальт, потому что она может поломаться», «не надо пить воду из холодильника, потому что ты можешь заболеть», «не надо прыгать в чистой одежде по лужам, потому что она запачкается, и маме придется ее снова стирать» – вполне понятные и четкие правила. В отличие от «не веди себя как свинья», «не позорь меня», «все дети нормальные, а ты портишь все, к чему прикасаешься». Такие слова не просто занижают самооценку ребенка – они еще и оставляют его в недоумении, потому что он не понимает, что именно делает не так.
  • Родители, бабушки, дедушки и другие люди, участвующие в воспитании ребенка, должны выработать общую систему взглядов на него. Потому что если один будет требовать от ребенка одного, другой – другого, третий – третьего, то никакой жизнеспособной системы норм, правил и полезных привычек у него не выработается. Все взрослые должны быть последовательны и концептуальны в своем стремлении приучить его к дисциплине.

Дисциплина психология ребенка и его развитие

  • Не стоит пугать ребенка угрозами, которые не могут быть исполнены. «Оставайся здесь, а я уйду домой», «я больше никогда не буду покупать тебе одежду», «ты будешь сидеть дома все каникулы» – это слишком жестокие и неадекватные наказания, которые вы, с большой долей вероятности, не исполните (и правильно сделаете). Ребенок это обязательно заметит: то, что вы предъявили определенную угрозу, но повели себя вразрез с ней. Это войдет в диссонанс с его представлением о том, что ваши указания всегда разумны и логичны, и в следующий раз он уже подумает, прежде чем вас послушаться.

Характер родителей очень важен для укрепления характера ребенка

Еще одна группа правил, связанных с необходимостью приучить ребенка к дисциплине, имеет отношение непосредственно к родителям, их стойкости и силе воли. Не надо рассматривать малыша как своего противника, однако и не уважать себя, проявлять слабость и мягкотелость тоже не стоит. Вы должны оставаться верны своим убеждениям, несмотря на его капризы, или все потуги по развитию дисциплины пойдут прахом. Для этого не помешает помнить следующее:

  • Исключений из правил быть не должно, или они должны быть минимальными, обоснованными и объясненными. Особенно, если ребенок еще достаточно маленький. С подростками уже можно обговаривать спорные ситуации и возможность где-то, в каких-то условиях немного поступиться своими принципами. Но дети в возрасте до 10-12 лет просто сядут вам на шею, если вы будете непоследовательны в своих поступках. Поэтому если вы говорите, что переходить дорогу можно только на зеленый сигнал светофора, то в присутствии ребенка вы ни в коем случае не должны перебегать ее на красный или даже на оранжевый. Если вы утверждаете, что есть всухомятку нельзя, то ребенок не должен увидеть вас на диване с бутербродом в руке.

Дисциплина психология ребенка и его развитие

  • За проступком должно следовать наказание. Это значит, что, во-первых, вы не должны стушевываться или спускать все на тормозах, если ребенок осознанно идет наперекор установленной системе правил. Вы должны принять этот вызов и выдержать его, чего бы это вам ни стоило, или не сможете рассчитывать на авторитет в глазах своего чада. А во-вторых – не стоит игнорировать непослушание просто потому, что вам стало его жалко, или вам лень, или вы устали и вам хочется отдохнуть. Другое дело, что наказание не должно быть чрезмерно суровым, но оно все же должно быть.
  • Старайтесь контролировать свои эмоции. Это бывает очень сложно, и порой так хочется просто накричать на ребенка или треснуть его по пятой точке, но делать этого нельзя. Это неконструктивно и не приучит его к дисциплине – более того, заставит сомневаться в ее значимости. Если вы уж очень злы и рассержены, то можете это вербализировать. Лучше скажите ребенку о своем огорчении из-за совершения им какого-то поступка, чем наорите на него и смешайте его душевное равновесие и самооценку с грязью.

Дисциплина психология ребенка и его развитие

Любовь и грамотный подход к делу творят чудеса

Еще несколько правил касательно того, как научить ребенка дисциплине, связаны с любовью родителей и их готовностью/умением грамотно организовать его быт и досуг. Это следующие правила:

  • Продумайте вместе с ребенком распорядок его дня и следите за тем, чтобы он ему следовал. Распорядок, конечно же, должен быть удобен, но вместе с тем полезен и эффективен. Когда малыш подрастет, вы также можете научить его планировать дела на несколько дней вперед, делать соответствующие записи в еженедельнике. А с подростком можно обсуждать и основы финансовой грамотности, включая рациональное распределение денег.

Дисциплина психология ребенка и его развитие

  • Учите ребенка дисциплине не ради себя, а ради него. Вы должны всегда помнить, что хотите сделать его более дисциплинированным, чтобы ему было проще и комфортнее во взрослой жизни, чтобы он добивался поставленных целей, был здоров и счастлив. А не для того, чтобы он был удобным для вас.
  • Никогда не забывайте про любовь. При всей важности проявлений характера и прохождения проверки детскими капризами родители всегда должны оставаться для ребенка теми, кто любит его, несмотря ни на что, и к кому он всегда может прийти за помощью. Не давайте ему усомниться в этом: ни словом, ни делом. Наказывая за какой-либо проступок, делайте акцент именно на этом проступке, а не на личности ребенка в целом.
Читайте также:  Развитие ребенка 1го года жизни

Дисциплина психология ребенка и его развитие

  • Активно используйте положительное подкрепление. Дети, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, очень чувствительны к похвале. Поэтому когда они делают что-то хорошо, вы должны это замечать, благодарить и хвалить их. И ни в коем случае не оставлять их успехи и старания, даже самые мелкие, без внимания и поощрения.
  • При необходимости утешайте ребенка после того, как он понес наказание. Это чаще всего необходимо маленьким детям: даже вполне щадящее наказание может прилично выбить их из колеи. И если после него ребенок нуждается в успокоении и утешении, то родители должны ему их предоставить. При этом не будет лишним еще раз доступно объяснить, почему наказание имело место быть, и как нужно себя вести, чтобы больше подобное не повторялось.
  • Делайте что-нибудь вместе с ребенком, или просите его о помощи. В глубине души все дети, во-первых, любят чувствовать себя нужными и полезными для старших, а во-вторых – способны быстро учиться, когда перед глазами есть живой пример. Поэтому вы вполне можете выполнять какие-то задачи, например, по дому, вместе, и показывать ребенку, как делать их качественно и аккуратно. Чтобы приучить его к порядку и дисциплине, можно позволять ему делать что-то самостоятельно, но лишь то, для чего у него достаточно знаний, умений и навыков.

Дисциплина психология ребенка и его развитие

Итак, привить ребенку дисциплину можно, причем вовсе не обязательно делать это со скандалами и истериками. Конечно, случаи, когда вам придется хорошенько напрячь свою нервную систему, неизбежно будут. Но вы можете выходить из них с пользой и для вас, и для ребенка, если будете следовать приведенным выше советам.

Похожие посты

Оставить комментарий

Источник

Все мы, родители, мечтаем, чтобы наши дети состоялись в обществе, были счастливыми и разумными детьми. Для этой цели нам понадобится воспитание дисциплины у детей. Ведь так приятно наблюдать за чужими детьми, которые слушают родителей и следуют распорядку дня и семьи, выполняют элементарные правила. Замечали ли вы за собой такое чувство приятной зависти и бесконечных вопросов: как родители сумели добиться подобных результатов. Давайте разбираться в данной нелегкой теме.

Дисциплина детей

Что же такое дисциплина

Современные люди в это понятие вкладывают что-то свое. У кого-то это долго что-либо выполнить, у кого-то наказание, у остальных – способ добиться великих вершин. На самом деле, дисциплина – это приучение к правилам порядка и нормам социального общества. Так уж сложилось, что мы живем в обществе с другими людьми и без дисциплины не обойтись никак.

Пусть ваш ребенок учится отвечать за последствия своих собственных действий, а вы в то же время останетесь хорошими и добрыми родителями. Когда мы были маленькими родители зачастую нас воспитывали так: плохо себя ведешь – нет любимых привилегий. К примеру, нельзя смотреть телевизор целую неделю, не покупали игрушки и сладости и другие. Такой метод царствовал во многих семьях и возможно применяется и сейчас. Ведь дисциплина детей в семье весьма важна.

Исследования показали, что данный способ воспитания дисциплины у детей не лучший и имеет кратковременный эффект. Дети боятся угроз родителей, поэтому выполняют все необходимые действия в краткосрочной перспективе. Необходимо преподать урок дисциплины ребенку, чтобы он действовал всю жизнь.

Родителям стоит запомнить, что дети не учатся, когда чувствуют нависшую над ними угрозу, а только выполняют автоматические действия. Ребенок может выполнить требования родителей, потому что его преследует страх, а не потому что он сделал выводы и понял, что хорошо, а что плохо. Они хотят, чтобы скорее эти нравоучения закончились, вот и все.

Отечественные и зарубежные эксперты все же призывают родителей изменить способ воспитания дисциплины у детей и позволить нашим детям испытать последствия своих действий.

Простые примеры:

  • Если он не хочет одеть или взять с собой куртку, когда вы усердно просите его об этом, просто дайте ему такую возможность – замерзнуть. Вероятнее всего, в следующий раз он подумает одеть или нет.
  • Если он едет на велосипеде или самокате и может упасть, так как вы видите явную угрозу, пусть упадет. Далее будет внимательнее ездить.
  • Если он злоупотребляет конфетами, а вы постоянно твердите, что от них будет болеть живот, допустите это единожды. Никому не хочется повторно терпеть боль в животе.

Это лишь примерный перечень безопасных ситуаций, в которых можно не участвовать. Но существует ряд случаев, когда требуется активное участие взрослых. Родители должны понимать границы и не допускать беды. Они же не будут экспериментировать и учить ребенка дисциплине, отпуская его самого переходить дорогу, плавать в реке, когда он этого не умеет, подходить к окну и смотреть вниз, трогать огонь и т.п.

Если вы переходите улицу, ребенок должен держать вас крепко за руку пока вы не окажитесь на другой стороне. В таких ситуациях он должен чувствовать, что именно так делать верно.

Звучит легко, правда? Мы родители все так думаем, пока не столкнемся с реальной ситуацией. Обычно ребенку нужно ворчать 30 раз, а то и более, чтобы он что-то выполнил. Или что делать, когда ваш сын отказывается идти в детский сад в жаркий день, не нарядившись в теплый нарядный костюм? Более того, он вы ему уже позволили это сделать, а он продолжает желать этого. Дело в том, что не всегда ребенок запоминает последствия и решает вести себя по-другому.

Но не стоит отчаиваться, то что написано выше действует в большинстве случаев. Следуйте следующим советам, чтобы развить дисциплину у детей.

Как приучить ребенка к дисциплине: 3 важных правила

Воспитание дисциплины у детей должно преподноситься уважительно и разумно, чтобы в итоге получить полезный урок.

Правила

Взаимосвязь

Заключается в том, что если ребенок создал беспорядок, то ему нужно объяснить, что нужно навести порядок. Если ребенок маленький, то показать как это делается. А не приступать к шантажу: «Если ты не уберешь в своей комнате, ты мне будешь играть на планшете». Развитие дисциплины у детей подразумевает объяснение, а не шантаж и запугивание. Конечно же, если вашей целью не является кратковременный результат.

Читайте также:  Как аллергия при беременности влияет на развития ребенка

Уважительное отношение

Необходимо как можно яснее донести ребенку, что если он что-либо не сделал (не убрал, не выполнил просьбу и т.п.) не является стыдом и унижением. Научите делать выводы из каждой ситуации. Если он подвел кого-то, пообещав и не сделав, в следующий раз, так делать не нужно. Также не следует говорить ребенку всеми любимое родительское «Я же тебе говорила», ни в коем случае не позорьте ребенка наедине и тем более в присутствие других людей. Тем самым вы отобьете всякое желание у ребенка к развитию дисциплины, позволив ему сосредоточиться лишь на своих ошибках, никчемности, вине.

«Однажды Дима, собравшийся отправиться на празднование дня рождения своего друга решил взять свой игрушечный мобильный телефон. Родители всячески пытались его отговорить от этой плохой затеи, так как знали чем это окончится. В суматохе праздника он обязательно его потеряет. Так и произошло. Отправляясь домой родителям так хотелось сказать свое пресловутое: «Мы же тебе говорили». Но они и так увидели, что парень раскаивается о своем поступке и весьма расстроен. Вместо нотаций на следующий день они отправились в магазин за покупкой нового телефона, который он купил за свои сбережения».

Такой поступок и правильное отношение родителей развивает дисциплину у ребенка, показывая как следует себя вести в будущем.

Разумность

Умные родители подходят к вопросу как приучить ребенка к дисциплине разумно. Что это значит? Они учитывают возможность выполнения зада с учетом возраста, темперамента и умений ребенка. Следует учитывать, что дети не пытаются специально обидеть или разозлить своих родителей, как многие из нас думают. Просто время еще не пришло. К примеру, если ваша 3-х летняя дочь нечаянно опрокинет пакет молока во время своих активных движений, не ждите, что она сама вымоет весь пол, чтобы вы не огорчались. Она просто еще не может это делать.

Не нужно кричать и говорить малышке подобные фразы:

  • «Что ты наделала».
  • «Все дети как дети, а меня криворукая».
  • «Ты можешь быть аккуратнее».
  • «Чего еще от тебя ждать».
  • «Ты можешь что-то нормальное хоть раз сделать, а не шкодить».
  • «Ты что специально меня злишь».
  • «Бери сама вытирай».

Вместо криков и возмущений предложите ребенку вытереть пол вместе. Скажите, что это не страшно, впредь пусть будет аккуратнее и сейчас вы вместе все быстро исправите. Это позволит ребенку сосредоточиться на выполнении задания, а не на обдумывании своей виновности и сомнений, любит ли ее мама.

Конечно, многие мамы сейчас, наверное, спрашивают «Вот так легко написано, а как так же легко это сделать?». Процесс воспитания дисциплины у ребенка – это в общем не легко. Если ребенок отказывается от того, что вы предлагаете, обратите внимание, говорите ли вы уважительно, по-доброму, без раздражения в голосе. А затем осторожно положите свою руку на маленькую ручку и сделайте движение тряпкой на полу, которое позволит вытереть жидкость.

Если ребенок сопротивляется и кричит, не хочет ничего не делать, в этот момент остановите процесс. Позвольте ребенку успокоиться и только тогда заново предложите сделать определенную задачу, к примеру собрать карандаши. За каждый проделанный шаг обязательно хвалите ребенка. Если ребенок совсем маленький, то можете его взять на руки или посадить на коленки и приобнять, позволив ему почувствовать, что вы не пытаетесь установить границы, а лишь приучить его к самостоятельности, а значит воспитать дисциплину.

Не воюйте с собственным ребенком, вы же его любите. Когда ребенок успокоиться, это сигнал двигаться дальше. Предложите ему следующее задание.

Данные рекомендации как приучить ребенка к дисциплине больше подходят для детей до 6 лет. Ребята в старшем возрасте уже могут словесно маме ответить неприятными словами. Постарайтесь не поддаваться желанию разозлиться или опустить руки, мол сама все сделаю. Также можно заранее предупредить о последствиях (опять же с уважением), что из-за того что в доме появилось много фантиков от конфет или жвачек и они не попадают в мусорное ведро, больше их никто покупать не будет».

Если заблаговременно предупредить ребенка о последствиях невозможно, тогда помогите ему найти решение проблемы. К примеру, можно сказать «Я знаю, ты не хотел разбрасывать фантики от жвачек, так вышло. И расстроена, что я тебе об этом говорю. Но ты ведь хочешь и дальше получать жвачки. Тебе нужна моя помощь в уборке?». Тем самым ребенок почувствует, что трагедии не произошло, его уважают, предвзято не относятся, появится стимул что-либо сделать.

Если ребенок все время находится в стрессовой ситуации или ноет, родителям нужно и важно научиться правильно реагировать. Но это к теме дисциплины не относится. Этот вопрос следует изучить отдельно.

Как научить ребенка убирать игрушки

Воспитание дисциплины у детей: как это сделать

Если ребенок совершил проступок и получил негативные последствия после этого, это естественное обучение. Но многие родители вовсе не понимают, как совершенно обычные вопросы, которые так остро волнуют их самих, не трогают их детей. Так, к примеру, многие мамы не понимают как нечистый дом может не волновать ребенка. «Как так? В свое же время мы не сидели у телевизора, хоть и хотелось, а делали домашние дела».

Как научить

Как привить ребенку дисциплину

Полезные рекомендации:

  • Не используйте наказание за недисциплинированность. Таким способом родителям не удастся воспитать дисциплину у детей, а наоборот только ухудшить ситуацию. Нет мотивации – нет дисциплины. Когда мы говорим нашим детям: «Если ты не сложишь свои вещи, то не будешь смотреть телевизор», то это прямым текстом наказание, а не воспитание дисциплины у ребенка. Ведь, нет никакой взаимосвязи между сортировкой вещей и просмотром телевизора. И ребенок это понимает. Кроме того, фраза «Если ты сейчас же не…» звучит как угроза, поэтому ребенок ее идентифицирует как расплату за то, что он не выполнил. Однако есть простой выход из ситуации, просто скажите ребенку: «Когда ты закончишь сортировку белья и вещей, ты можешь посмотреть свой любимый мультик (или передачу)». Говоря ребенку таким образом вы формулируете принцип, по которому мы хотим, чтобы наши дети жили – делайте прежде дела, которые вы не хотите или должны делать, и только потом приступайте к тому, чего желаете. Если ребенок пропустит свое любимое теле-шоу, утром ему будет нечего обсудить с ребятами в школе и как следствие он не просто расстроится, а может проявить агрессивное поведение. Если предложить вышеуказанный метод, то ребенок сможет сделать сразу 2 дела: убрать вещи и посмотреть телевизор. Более того, к просмотру своей любимой телепередачи он приступит с хорошим настроением, ведь над ним не будет висеть грозовая туча несделанных домашних дел и недовольство родителей.
  • Научите нести ответственность. Следует акцентировать внимание на одной особенности – дети несут ответственность за то, что им дозволено. Это они должны понимать, но сначала их нужно этому научить. К примеру, некоторые мамы пользуются таким правилом: «Все игрушки должны стоять на своем месте после игры, в противном случае они окажутся в мусорном ведре». После чего дети ясно понимают, что если они не будут выполнять данное правило, то они лишаться привилегии пользоваться ними или вовсе их лишаться. Если же вы менее строгий родитель и такой подход вам кажется уж слишком строгим, то можно предложить помощь ребенку и, например, поставить игрушки на самые верхние полки, куда ребенок еще не достает или выполнить другое вспомогательное действие. Но только при условии, что ребенок также участвует в уборке игрушек.
  • Уважительно относитесь к ребенку и требуйте того же от него. Такой подход будет эффективным не только к материальным вещам, но и к нематериальным. Например, если ребенок говорит с вами неуважительно либо грубит, вы недолжны ему говорить «Не смей со мной так разговаривать», а спокойно объясните: «Я буду рада с тобой поговорить и обсудить данные вопрос, когда ты сможешь об этом говорить с уважением ко мне. Я буду в своей комнате, приходи, когда будешь готов».
  • Постоянно хвалите ребенка. Не забывайте хвалить ребенка за все хорошие дела. Это даст ему стимул делать хорошо и дальше. Эта техника столь же эффективна, если ваш ребенок делает что-либо правильно. К примеру, вы через 10 минут должны выходить из дому, чтобы забрать младшего ребенка из школы. В этот момент старший ребенок просит сыграть в видеоигру до выхода. Вы, конечно же, отвечаете, что времени совсем нет и это плохая идея. Но ребенок слезно обещает остановить игру как только вы скажете собираться. Вы даете шанс, но при условии, что если ребенок сможет остановить игру и вы не опоздаете в школу, то он сможет такие короткие игры перед выходом из дома практиковать и далее. К вашему удивлению ребенок нажимает кнопку паузы в игре, когда пришло время уходить и надевает ботинки. Теперь это становится обычным делом и ребенок говорит: «Я знаю, у нас всего несколько минут, но вы можете мне доверять».
  • Начните с себя – будьте примером. Показывайте ребенку пример. Ведь кто для детей главный учитель – родители. И если вы сами постоянно опаздываете, не следите за гигиеной, чистотой в доме и т.п., глупо этого требовать от ребенка. Если вам сложно дается дисциплина в некоторых моментах, вам срочно нужно заняться воспитание самодисциплины. Для этого существует много литературы, тренингов, в конце концов начните делать то, чего раньше не хотели делать. К примеру, застилайте кровать по утрам, по сб читайте книги, не опаздывайте, выходите на 10 минут раньше. И тогда детям будет равняться на кого.
  • Учитывайте возраст и возможности ребенка. Если он еще не в состоянии сам ходить на туалет, глупо наказывать малыша за это.
  • Соблюдайте правила всей семьей, которые установлены дома. Не должно быть так, что запреты распространяются только на ребенка, в котором воспитывается дисциплина. Если в вашем доме не приято есть в комнате, то все должны придерживаться правила – еда только за кухонным столом.
  • Объясняйте, что хорошо, а что плохо. Расскажите ребенку границы дозволенного. Но не забывайте, что акцентируйте внимание на хороших поступках, на поведении, как следует делать, а не наоборот – вот так и так делать не стоит.
  • Играйте в одной команде. Вся семья должна воспитывать в ребенке дисциплину в одном русле. Не должно быть так: мама плохая, папа хороший. Или же бабушка и дедушка разрешают, что запрещают родители. О таком развитии дисциплины и речи не может быть.
  • Будьте честны с ребенком. Родители часто упускают из виду простейшую стратегию: говорить правду по делу, а не тихо обижаться и не проговаривать с ребенком сложившеюся ситуацию. Например, ребенок себя плохо вел весь день, а затем спрашивает купите ли вы ему мороженое. Необходимо сказать ребенку, что вы думает по этому поводу правдиво: «Знаешь, после того как ты себя сегодня вел (приведите пример, напомните), я не считаю, что нужно покупать мороженое». Тем самым мы заставляем задуматься наших детей, что за свое поведение они несут ответственность. А выполнив просьбу и проявляя баловство собственных детей вряд ли можно достичь правильного поведения и воспитания дисциплины.
Читайте также:  Оценка умственного развития ребенка стребелева

Даже с этими практическими правилами, будут случаи, когда этот подход не будет работать. Также это не работает, если ребенок не понимает серьезность последствий своих действий. К примеру, он не понимает, что зубы могут разрушаться, если отказываться их чистить; что нельзя бросать камни в других людей и животных, так как родители не могут показать наглядный пример и позволить это сделать. Нет и смысла в логических объяснениях, почему то или иное нужно, когда родители торопятся, сложно на ходу объяснять ребенку, почему нужно одеваться на улицу, а не выходить, в чем ему хочется.

По словам экспертов, если вам кажется, что последствия не так уж и явны, то не следует на них остро обращать внимание. Относитесь к своему чаду дружелюбно, проявляйте внимание, заботу и воспитание дисциплины у ребенка не будет пустой тратой времени.

Источник