Дипломная работа семья как важнейший фактор развития ребенка

Дипломная работа семья как важнейший фактор развития ребенка thumbnail

Воспитательные возможности семьи в формировании личности ребенка через взаимоотношения родителей и детей. Типы семьи, характеристика ее функций. Трудности семейного воспитания. Составление социального паспорта семьи, проведение тестов, анкетирование.

Подобные документы

  • Особенности российской семьи и семейного воспитания. Анализ воспитательного потенциала семьи, ее педагогической культуры. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка. Влияние семьи на становление личности ребенка. Работа педагога с семьей.

    курсовая работа, добавлен 22.10.2010

  • Семья как социальный институт формирования личности ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. Психолого-педагогическая работа по изучению и коррекции детско-родительских отношений.

    курсовая работа, добавлен 14.12.2006

  • Значение воспитания родителей на первых возрастных этапах ребенка. Условия успешного воспитания детей в семье. Факторы тенденции ослабления семейных связей. Коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей в совместном воспитательном процессе.

    реферат, добавлен 13.03.2015

  • Психолого-педагогические основы семейного воспитания, его влияние на формирование личности ребенка. Восприятия родителями ребенка как личности и типы взаимоотношений в семье Опытно-экспериментальная работа по анализу семьи как педагогической системы.

    курсовая работа, добавлен 03.12.2009

  • Нарушения в поведении и развитии ребенка. Содержание семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы. Роль классного руководителя в воспитании школьника. Практические методики диагностики семейного воспитания. Педагогическая культура родителей.

    курсовая работа, добавлен 30.11.2010

  • Изучение влияния семьи, как социального института, на формирование личности ребенка. Школа, как координатор совместной деятельности школы и семьи. Пути и способы повышения воспитательного потенциала семьи. Способы педагогического просвещения родителей.

    курсовая работа, добавлен 18.02.2011

  • Семья и ее социальные функции. Стили, типы и виды семейного воспитания и его проблемы. Воспитание детей в различных по структуре семьях. Семья как фактор формирования личности и ее роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка.

    курсовая работа, добавлен 26.07.2009

  • Неблагополучная семья как институт десоциализации ребенка. Принципы семейного воспитания. Особенности личностного развития ребенка в дисфункциональных семьях. Психологические механизмы социализации личности. Ее зависимость от семейного благополучия.

    дипломная работа, добавлен 13.01.2014

  • Особенности формирования личности в дошкольном возрасте. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка на примере ДОУ №22 “Родничок”. Особенности работы с молодыми родителями по проблеме нравственного воспитания детей.

    курсовая работа, добавлен 29.07.2010

  • Сущность и содержание семьи, ее назначение и выполняемые функции, специфика внутрисемейных отношений. Особенности семьи, имеющей ребенка с нарушениями речи. Определение роли семьи в развитии ребенка. Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка.

    реферат, добавлен 04.02.2011

  • главная
  • рубрики
  • по алфавиту
  • вернуться в начало страницы
  • вернуться к подобным работам

Источник

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………… …………………………………………….. ……………3
1 Теоретические подходы к выявлению роли семьи в развитии и формировании ребенка………………………………………. ……………………………………..6
1.1 Анализ понятия «семья» в психолого-педагогической литературе………….6
1.2 Роль семьи в формировании личности ребенка………………………………………8
2 Практика организации формирования и развития личности ребенка в семье………………………………………… …………………………………………….. …………….13
2.1 Типы и методы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка………………………………………. …………………………………………….1
2.2 Методические рекомендации родителям по формированию и развитию личности ребенка………………………………………. …………………………………………….1
Заключение……………………………………. …………………………………………….. ………..26
Список используемой литературы……………………………………. ………………………27

Введение

Семья – это главный институт воспитания детей. Все, что ребенок в детстве получает из семьи, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Семья как институт воспитания очень важна. Это обуславливается тем, что ребенок находится в ней значительный период своей жизни. Никакой из других институтов воспитания не может сравниться с семьей, так как в ней ребенок проводит основную часть своего времени. В семье закладываются основные качества личности ребенка.
Семья, как фактор воспитания, может влиять на развитие ребенка как положительно, так и отрицательно. Положительное влияние на личность ребенка проявляется в том, что самые близкие для него люди – мать, отец, бабушка, дедушка, бабушка, брат, сестра относятся к ребенку лучше, чем кто-то другой. Они заботятся о нем, уделяют ему большое количество времени и внимания. Но с другой стороны никакой из других социальных институтов не может нанести такого вреда в воспитании, как это может сделать семья.
В последнее время большинство учёных, психологов, педагогов считают, что все, что проявляется в ребёнке, хорошее и плохое, он получает из семьи, из детства. Со временем дети вырастают, а сформированные у него духовные и нравственные ценности, качества личности, моральные нормы останутся на всю жизнь. Именно этим взрослый человек будет руководствоваться в течение всей своей жизни, делая иногда непростой выбор. Те впечатления, которые человек получил в детстве, часто определяют работу, которую он выбирает в своей жизни. Ведь именно семья передает традиции и опыт поколений, который накапливался на протяжении многих лет.
Многие педагоги, психологи, психотерапевты, психоневрологи признают тему влияния семьи на формирование личности ребенка. Уже с древних времен проблема семьи и семейного воспитания волновала людей. Были написаны сочинения многими великими мыслителями прошлого: Аристотель, Платон, Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Каменский. В их работах семья рассматривается как фактор воспитания, оценивается её роль в становлении и развитии каждого человека. Данную проблему в России изучали выдающиеся ученые, такие как А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, А.И. Герцен, В.Ф. Одоевский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Т.Ф. Лесгафт, В.А. Сухомлинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой.
Особенности формирования личности ребенка в семье изучали такие ученые, как Д.Н. Добрович, Ю.П. Азаров, А.С. Спиваковская,А.И. Захаров, Э.Г. Эйдемиллер, А.Я. Варга, М. Буянов, Ю. Гиппенрейтер, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко, 3. Матейчек и другие.
А.С. Макаренко изучал семейные отношения и рассматривал важные вопросы воспитания в семье. Им была написана «Книга для родителей», в которой он показывает то, что семья – это первичный коллектив. Все в семье являются полноправными членами, которые выполняют свои функции и обязанности, даже ребенок.
В данной работе рассмотрены некоторые аспекты данной проблемы, так как именно благополучный психологический климат, гармоничные отношения в семье должны быть первой задачей родителей. Если не выполнять данные аспекты, то не получится сформировать здоровую полноценную личность ребенка. Иногда в семейных отношениях встречаются отклонения, которые негативно влияют на формирование личности ребенка, его самооценки, характера и других психических качеств. У таких детей часто возникают различные проблемы: ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении со сверстниками и взрослыми, состояние повышенной тревожности и многие другие.
Цель работы: изучение влияния семьи на формирование личности ребенка.
Объект: семейное воспитание.
Предмет: влияние семьи на формирование личности.
В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме семейного воспитания;
2. рассмотреть роль семьи в формировании личности ребенка;
3. выявить влияние типов и медов воспитания на формирование личности ребенка в семье;
4. разработать методические рекомендации по формированию и развитию личности ребенка.

1 Теоретические подходы к выявлению роли семьи в развитии и формировании ребенка
1.1 Анализ понятия «семья» в психолого-педагогической литературе

Семья – это самый значимый фактор развития личности дошкольника, при котором происходит формирование его характера, первичных форм связей и отношений с внешним миром, воспринимаемых преимущественно через отношения с близкими взрослыми [6]. Также семья считается специфическим социальным институтом, который состоит из интересов общества и членов семьи [9]. В настоящее время выделяется несколько определений семьи как социального института.
Семья – это первичная ячейка социальной общности людей, которая основана на браке или кровном родстве, один из самых древних социальных институтов, возникший значительно раньше классов, наций, государств [15].
Семья – это сложное социальное явление, переплетающее в себе многообразные формы отношений и процессов [21]. Сложно сравнивать с семьей любые другие социальные образования, в которых удовлетворялись бы столько разнообразных общественных и человеческих потребностей. Семья – это такая социальная группа, с помощью которой накладывается отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Таким образом, по отношению к семье сложно предпринять объективное научное исследование. Американский социолог Гуд отмечал: «Мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно» [18].
В социологии семьёй называют социальные объединения, члены которого связаны общностью быта, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью. По существу семья – это система отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на браке или кровном родстве и имеющая исторически определённую организацию [2].
Другими словами можно сказать, что семья – это новый объект, в котором появляются новые свойства семьи, а старые могут таинственным образом исчезнуть. Семья – это, прежде всего, отношения между её лицами. Мы часто не понимаем, что создавая семью необходимо создавать взаимоотношения, построенные на любви, взаимопонимании и поддержке.
Семью можно отнести к особой, фундаментальной группе общества, оказывающей довольно заметное воздействие на общество с помощью воспроизводящей потомство функции. Ведь именно с помощью семьи осуществляется рождение, воспитание, выращивание новых членов общества. Кроме того, семья упорядочивает сексуальные отношения между людьми. Семья – это своеобразная модель общества, всех социальных связей и отношений для молодых людей. Например, в семье существуют материальные отношения, которые складываются независимо от воли людей. Это отношения между полами, экономические отношения между членами семьи в процессе производства необходимых благ. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда [22].
Между членами семьи существуют идеологические, нравственные религиозные и правовые отношения. Квалификационный рост, формирование трудовых ресурсов, миграция населения – это вопросы, на которые влияет семья. Именно с помощью семьи молодой человек принимает решение о том, куда пойти учиться. Но такие отношения основываются на чувствах любви, привязанности и заботы.
Таким образом, семья – это добровольный союз двух людей, который обладает неповторимым жизненным опытом, особенной жизненной позицией, своеобразным комплексом личностных характеристик и мировоззрением. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что семья – это открытая совмещенная психологическая система, в которой два человека в результате взаимодействия образуют совмещенный слой бытия [21].

Читайте также:  Методы раннего выявления отклонений в развитии ребенка

1.2 Роль семьи в формировании личности ребенка

В настоящее время семья считается ведущим фактором развития личности ребенка, от которого зависит дальнейшая жизнь человека. Семья характеризуется как фактор воспитания личности ребенка. Один из факторов воспитания – это воспитательная среда, в которой организуется жизнь и деятел……..

Список используемой литературы

1. Акрушенко, А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. – М.: Эксмо, 2008. – 128 с. С. 49-51.
2. Антонов, А.И. Социология семьи. Учебное пособие [Текст] /А.И. Антонов, В.М. Медков. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 237 с.
3. Антонов, А.И. Судьба семьи в России XXI века [Текст] /Л.И. Антонов, С.А. Сорокин. – М.: Просвещение, 2005. – 167 с.
4. Антонова, Л.И., Цветкова, Н.А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших школьников о семье [Текст] /Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Современные гуманитарные исследования. – № 1. – 2006.
5.Апряткина, Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. – Пермь: Меркурий, 2011. – С. 176-180.
6. Артамонова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; ред. Е.Г. Силяева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
7. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 507 с.
8. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ [Текст] / С.И. Голод. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
9. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер. 2006. – 176 с.
10. Жигинас, Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. – Томск: ТГПУ, 2008. – 274 с.
11. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и семейное консультирование [Текст] / О.А. Карабанова. – М.: Просвещение, 2005. – 320с.
12. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 256 с.
13. Коробицына, Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.-сост. Е.В. Коробицына. – Волгоград: Учитель, 2009. – 133 с.
14. Коррекция детско-родительских отношений: Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждений, родителей / сост. Е.А. Дугинова. – Н-Куйбышевск: Ресурсный центр, 2009. – 103 с.
15. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Т.А. Куликова. – М.: ИЦ «Академия», 2000. – 232 с.С. 30.
16. Мальтиникова, Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй / Н.П. Мальтиникова // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск. – 2009. – С. 122-125.
17. Пахолков, А.В. Источники формирования стереотипов семейной жизни [Текст] / А.В. Пахолков // Современное состояние теоретических и PDF прикладных психологических исследований в социальной и педагогической психологии. – Иваново: ИвГУ, 2007. -С.394-398.
18. Представления современной молодежи о семье. // Магистр. Международный психолого-педагогический журнал. – № 4. – 2001. – 12 с.
19. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога / Е.И. Рогов. – М.: Владос-пресс, 2006. – 384 с.
20. Селиверстов, В.И. Специальная семейная педагогика / В.И. Селиверстов, О.А. Денисова, Л.М. Кобрина и др. – М. Владос, 2009. – 358 с.
21. Семья и личность / Под ред. проф. Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003. – 101 с.
22. Сермяжко, Е.И. Семейная педагогика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Е.И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. – 128 с.
23. Смирнова, Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. – 2000. – №3.
24. Схемы и таблицы по психологии и педагогике (учебно-методическое пособие) / Сост. И.Н. Афонина, Л.С. Барсукова, Т.Н. Соколова. – М.: Дошкольное образование, 2010. – 130 с. С. 86-88.
25. Тейлор, К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей / К. Тейлор. – М.:Владос-пресс, 2007. – 224 с.
26. Шведовская, А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста / А.А. Шведовская // Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. Психолог.наук. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006. – 30 с.
27. Шевцова, С.В. Психология семьи как предмет научного анализа / С.В. Шевцова // Инновации в образовании. – 2004. – №4 – С. 79-82.

Источник

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Семья как фактор формирования и развития личности ребёнка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Определение понятия «семья», этапы её развития и роль семьи в развитии личности

    • 1. 1. Семья, этапы ее развития
    • 1. 2. Роль семьи в формировании и развитии личности ребенка
  • Глава 2. Семейные взаимоотношения и их роль в развитии и формировании личности ребенка

    • 2. 1. Влияние типа семейных взаимоотношений на развитие самооценки у ребенка
    • 2. 2. Формирование личностных особенностей ребенка в зависимости от типа семейного воспитания
  • Глава 3. Нравственное воспитание ребенка в семье

    • 3. 1. Сущность нравственного воспитания в семье
    • 3. 2. Основные пути и условия воспитания нравственности в семье
    • 3. 3. Семейные традиции как один из способов воспитания нравственности
  • Заключение
  • Список литературы
Читайте также:  Развитие экспрессивной и импрессивной речи ребенка

2) Развивать сами в себе эти нравственные потребности, так как совершенствование продолжается всю человеческую жизнь. Родители, которые хотели бы воспитать своего ребёнка не стихийно, а сознательно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

3) Знать, как, какими методами формировать в детях нравственные потребности.

Таким образом, родители должны много внимания уделять нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением, взаимоотношениями между людьми. Именно в семье дети главным образом постигают азбуку нравственности, усваивают, что такое хорошо и что такое плохо, учатся проявлять доброжелательность к людям, оказывать посильную помощь. По мере взросления ребенка моральные требования к нему значительно возрастают и углубляются.

Нравственное воспитание в семье предполагает формирование любви к родному краю, своему Отечеству, гуманности, чувства товарищества, честности, справедливости, ответственности. И здесь играют большую роль не только и не столько специальные беседы и разъяснения, сколько организация всей жизни ребенка в соответствии с принципами общечеловеческой морали, повседневная практика надлежащего поведения.

3.

2. Основные пути и условия воспитания нравственности в семье Опираясь на труды педагогов В. А. Сухомлинского, С. И. Варюхиной, М. Климовой-Фюгнеровой и других исследователей, выделим следующие психолого-педагогические методы и условия формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания ребёнка в семье):

1) Атмосфера любви. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

2) Атмосфера искренности. «Родители не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность.

3) Разъяснение. Воздействие словом. В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.

4) Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

5) Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

6) Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

7) Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять

С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Таким образом, потворство родителей действует очень вредно «искусство повеления и запрета даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

8) Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

9) Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

10) Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

11) Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвел, значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

12) Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи этим:

а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;

б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей.

Таким образом, нравственность ребёнка — это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Задачи педагога объяснить любящим родителям, что их педагогическая грамотность зависит, прежде всего, от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

3.

3. Семейные традиции как один из способов воспитания нравственности Семейные традиции играют определенную роль в развитии личности ребенка. Помогают осознать свое место в семье, узнать лучше своих предков (в том случае, если традиции уходят корнями в старину рода). Традиции помогают сплотить семью, понять друг друга и вносят интерес в устойчивый семейный быт.

Семейные традиции — это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, не регламентированных юридическими подходами и принимающих статус семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего жизнь семьи. Семейные законы являются неписанными законами семейной жизни и воспитания.

Семейные традиции — один из основных способов воспитания нравственности и не только, т.к. прежде, чем попасть в школу (ясли, другой коллектив), ребенок познает себя и идентифицирует в семье.

Традиции нескольких поколений, позволяют ребенку осознать свою связь бабушками, дедушками, общими предками, позволяют ребенку гордиться своей семьей. К сожалению, в наше сложное время, когда были разрушены многие семьи, многие родственники утратили связь, почитать семейные традиции стало очень сложно. Тем сильнее потребность выработать традиции свои собственные, помогающие семье чаще собираться вместе с тем, чтобы люди, живущие под одной крышей чувствовали себя настоящей семьей. Здесь встает вопрос о том, какие традиции, которые вырабатываются в семье, наиболее значимы. Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребенку узнать и увидеть мир, учит его общению. К сожалению, очень немногие могут себе это позволить. Но, разумеется, это не означает, что нужно отказываться от соблюдения каких-то общих правил в принципе.

Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, — когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны поднять самооценку ребенка, когда он осознает, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Все это скажется на формировании личности ребенка, будет способствовать ее гармоничному развитию.

Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социально института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс нравственного воспитания [https://referat.bookap.info, 20].

Заключение

В заключение проведенной работы отметим следующее.

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.

Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо и т. д. Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Почему?

Читайте также:  Раннее развитие ребенка карточки алфавит

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Родители должны правильно воспитывать своих детей, но так как они этого не умеют или не хотят делать, педагогам и воспитателям следует учить родителей. Их необходимо вооружить психологическими и педагогическими знаниями, указать способы и методы воспитания детей в семье.

Семья это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «…лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…».

«Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине», писал в 1962 году философ И. А. Ильин.

В своей работе мы исследовали проблему — семья как фактор формирования и развития личности ребенка, в процессе исследования мы изучили следующее:

понятие «семья» и этапы её развития, семью как основной фактор развития личности ребенка, влияние типа семейного воспитания на становление личности ребенка, воспитание нравственности в семье, значение семейных традиций в воспитании нравственности.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что мы выполнили поставленную перед нами цель — провели полное и всестороннее изучение и анализ роли семьи в формировании и развитии личности ребенка.

Для достижения поставленной цели нами были выполнены следующие задачи:

— раскрыто понятие «семья» и этапы её развития;

— показана роль семьи в формировании и развитии личности;

— изучены семейные взаимоотношения как основа в развитии личности ребенка;

— показано значение семьи в нравственном воспитании ребенка;

— раскрыто значение семейных традиций в воспитании нравственности.

Список литературы

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., 2003. — 310 с.

Божович Т. А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Психология и педагогика, 1998. — 290 с.

Варюхина С. И. Истоки доброты. Минск, 1987. — 210 с.

Земская М. Семья и личность, М., 1999. — 267 с.

Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. 1993. — № 9.

Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1983. — 189 с.

Крайг Г. Психология развития, СПб., 2000. — 280 с.

Крутецкий В. А. Психология. М., 2000. 190 с.

Кулик Л.А., Берестов Н. И. Семейное воспитание. М., 1990. — 156 с.

Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., 1991. — 187 с.

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М., 1983. — 480 с.

Любицына М. И., В. А. Сухомлинский о воспитании детей. Л., 1974. — 320 с.

Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А. А. М., 1998. — 234 с.

Развитие личности ребенка. / под ред. Запорожца А. В. М., 1994. — 196 с.

Семья и формирование личности ребенка / под ред. Бодалев А. А., М., 1995. — 220 с.

Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль, 1987. — 254 с.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. — 190 с.

Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1983. — с. 23

Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1983. — с. 30

Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1983. — с. 31

Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1983. — с. 35

Кулик Л.А., Берестов Н. И. Семейное воспитание. М., 1990. — с. 13

Кулик Л.А., Берестов Н. И. Семейное воспитание. М., 1990. — с. 14

Кулик Л.А., Берестов Н. И. Семейное воспитание. М., 1990. — с. 20

Семья и формирование личности ребенка / под ред. Бодалев А. А., М., 1995. — с. 46

Семья и формирование личности ребенка / под ред. Бодалев А. А., М., 1995. — с. 47

Семья и формирование личности ребенка / под ред. Бодалев А. А., М., 1995. — с. 48

Семья и формирование личности ребенка / под ред. Бодалев А. А., М., 1995. — с. 49

Земская М. Семья и личность, М., 1999. — с. 34

Земская М. Семья и личность, М., 1999. — с. 35

Земская М. Семья и личность, М., 1999. — с. 38

Земская М. Семья и личность, М., 1999. — с. 40

Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А. А. М., 1998. — с. 121

Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А. А. М., 1998. — с. 123

Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А. А. М., 1998. — с. 123

Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А. А. М., 1998. — с. 125

Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль, 1987. — с. 69

Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль, 1987. — с. 70

Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль, 1987. — с. 69

Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль, 1987. — с. 70

Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М.: Мысль, 1987. — с. 71

Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А. А. М., 1998. — с. 127

Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А. А. М., 1998. — с. 128

Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А. А. М., 1998. — с. 130

Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А. А. М., 1998. — с. 130

Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А. А. М., 1998. — с. 131

Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А. А. М., 1998. — с. 132

Популярная психология для родителей. Под редакцией Бодалева А. А. М., 1998. — с. 132

Варюхина С. И. Истоки доброты. Минск, 1987. — с. 10

Любицына М. И., В. А. Сухомлинский о воспитании детей. Л., 1974. — с. 145

Любицына М. И., В. А. Сухомлинский о воспитании детей. Л., 1974. — с. 145

Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. 1993. — № 9.

Варюхина С. И. Истоки доброты. Минск, 1987. — с. 167

Варюхина С. И. Истоки доброты. Минск, 1987. — с. 167

Варюхина С. И. Истоки доброты. Минск, 1987. — с. 168

Любицына М. И., В. А. Сухомлинский о воспитании детей. Л., 1974. — с. 189

Любицына М. И., В. А. Сухомлинский о воспитании детей. Л., 1974. — с. 190

Варюхина С. И. Истоки доброты. Минск, 1987. — с. 170

Варюхина С. И. Истоки доброты. Минск, 1987. — с. 45

Любицына М. И., В. А. Сухомлинский о воспитании детей. Л., 1974. — с. 193

Любицына М. И., В. А. Сухомлинский о воспитании детей. Л., 1974. — с. 194

Кулик Л.А., Берестов Н. И. Семейное воспитание. М., 1990. — с. 59

Кулик Л.А., Берестов Н. И. Семейное воспитание. М., 1990. — с. 60

Показать весь текст

Список литературы

  1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., 2003. — 310 с.
  2. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Психология и педагогика, 1998. — 290 с.
  3. Варюхина С. И. Истоки доброты. Минск, 1987. — 210 с.
  4. Земская М. Семья и личность, М., 1999. — 267 с.
  5. Ильин И. А. Душа ребёнка// Очаг. 1993. — № 9.
  6. Карклина С. Э. Проблемы семейного воспитания. М., 1983. — 189 с.
  7. Крайг Г. Психология развития, СПб., 2000. — 280 с.
  8. Крутецкий В. А. Психология. М., 2000. 190 с.
  9. Кулик Л.А., Берестов Н. И. Семейное воспитание. М., 1990. — 156 с.
  10. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., 1991. — 187 с.
  11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. т.2, М., 1983. — 480 с.
  12. Любицына М. И., В.А. Сухомлинский о воспитании дете