Дипломная работа развития одаренного ребенка

Ознакомление с дидактическими основами развития одаренных школьников. Рассмотрение основных подходов к разработке концепции детской одаренности; анализ влияния генотипических и средовых факторов. Изучение процесса выявления и развития талантов у детей.

  • Понятия “одаренность”, “задатки” и “склонности”, виды одаренности, различия и взаимодействия между этими понятиями. Сложности психического развития одаренных детей. Выявление одаренных школьников в классе, методика работы учителя по ее развитию.

    курсовая работа, добавлен 22.06.2015

  • Рассмотрение понятия одаренности; методы ее выявления и диагностики. Личностные особенности детей-вундеркиндов. Ознакомление с принципами организации работы родителей с незаурядным ребенком. Рекомендации психологов по воспитанию одаренных детей.

    курсовая работа, добавлен 28.04.2012

  • Понятие, виды и содержание одаренности. Компоненты системы работы по выявлению одаренности у школьников. Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка. Особенности обучения одаренных детей. Школьные трудности у ребёнка с ранним умственным расцветом.

    реферат, добавлен 24.01.2017

  • Понятие интеллекта, интеллектуальной одаренности, диагностика уровня ее развития в средней школе. Виды одаренности и их признаки. Условия развития одаренности детей. Экспериментальное исследование выявления эмоциональной одаренности школьников.

    дипломная работа, добавлен 29.07.2011

  • Понятие “одаренность” и “детская одаренность”. Диагностика детской одаренности. Формы обучения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми. Развитие креативности одаренных детей.

    дипломная работа, добавлен 28.06.2015

  • Понятие одаренности детей: жизнь в школе и проблемы социализации. Кризисы детской одаренности. Особенности обучения одарённых детей, основные задачи работы с ними. Пути реализации метода развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей.

    курсовая работа, добавлен 12.03.2012

  • Теоретические основы детской одаренности. Психолого-педагогические основы развития одаренности в дошкольном возрасте. Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте. Методы выявления и диагностики одаренности у детей.

    дипломная работа, добавлен 14.02.2007

  • Понятие и типы детской одаренности, основные критерии и параметры ее оценки, принципы и подходы к диагностике. Формы обучения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы, подготовка педагога. Психологические аспекты развития креативности.

    дипломная работа, добавлен 08.06.2015

  • Определение понятий “способность” и “одаренность”. Особенности детей с различными видами одаренности. Особенности личностного развития одаренных детей. Диагностика одаренности младших школьников. Карта интересов младших школьников, характеристика ученика.

    курсовая работа, добавлен 12.03.2011

  • Понятие и сущность детской одаренности, ее типы и формы. Педагогические особенности развития одаренных детей. Основные направления работы с одаренными детьми на современном этапе. Метод развивающего дискомфорта. Обучение одаренных детей в обычном классе.

    курсовая работа, добавлен 02.12.2010

  • Источник

    Психолого-педагогические условия эффективного обучения одаренных детей в начальной школе. Подходы и методы диагностического исследования одаренности в младшем школьном возрасте. Выбор и апробация программы работы с одаренными детьми в начальной школе.

  • Понятие “одаренность” и “детская одаренность”. Диагностика детской одаренности. Формы обучения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми. Развитие креативности одаренных детей.

    дипломная работа, добавлен 28.06.2015

  • Проблема одаренности, ее исследование в психолого-педагогической литературе. Особенности психологии одаренных детей, проблемы и задачи их обучения. Проверка эффективности использования исследовательских методов при обучении информатике младших школьников.

    дипломная работа, добавлен 31.03.2011

  • Понятие и сущность детской одаренности, ее типы и формы. Педагогические особенности развития одаренных детей. Основные направления работы с одаренными детьми на современном этапе. Метод развивающего дискомфорта. Обучение одаренных детей в обычном классе.

    курсовая работа, добавлен 02.12.2010

  • Теоретические основы детской одаренности. Психолого-педагогические основы развития одаренности в дошкольном возрасте. Особенности развития одаренных детей в дошкольном возрасте. Методы выявления и диагностики одаренности у детей.

    дипломная работа, добавлен 14.02.2007

  • Психолого-педагогические особенности организации работы с леворукими детьми в начальной школе. Специфика обучения в условиях современной системы образования. Разработка рекомендаций по организации условий работы с леворукими детьми для родителей.

    курсовая работа, добавлен 16.02.2015

  • Понятие трудного ребенка в начальной школе. Психолого-педагогические и социальные факторы (условия формирования) трудновоспитуемости в начальной школе. Индивидуализация воспитания трудных детей. Формы и методы группового воспитания трудных детей.

    курсовая работа, добавлен 27.09.2013

  • Построение учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе без учета индивидуальности ребенка. Жизнь одаренных детей в школе и проблемы их социализации. Опытно-экспериментальная работа по организации воспитательной работы с одаренными детьми.

    курсовая работа, добавлен 22.11.2014

  • Понятие, определение и виды одаренности у детей. Различия в степени, качестве и направленности одаренности человека. Особенности работы с одаренными детьми. Психосоциальная чувствительность в младшем школьном возрасте. Самостановление одаренной натуры.

    курсовая работа, добавлен 11.07.2015

  • Зарубежные педагоги и психологи об одаренности обучаемых людей. Исторический экскурс в исследования проблемы одаренности. Подготовка педагога для работы с одаренными детьми. Основные виды одаренности. Выявление, воспитание и поддержка одаренных детей.

    Читайте также:  Фильм 9 месяцев беременности и развитие ребенка в утробе в

    курсовая работа, добавлен 01.03.2016

  • Понятие одаренности детей: жизнь в школе и проблемы социализации. Кризисы детской одаренности. Особенности обучения одарённых детей, основные задачи работы с ними. Пути реализации метода развивающего дискомфорта в обучении и развитии одаренных детей.

    курсовая работа, добавлен 12.03.2012

  • Источник

    Изучение потенциально высоких способностей человека интересовало философов еще в Античности. Многие работы специалистов помогают не только понять, какие виды одаренности существуют, но и найти способы развить талант.

    В наше время проблема детской одаренности становится все более актуальной. Это связано прежде всего с тем, что современное общество все больше нуждается в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из основных задач совершенствования системы образования [4]. Одновременно с реализацией ФГОС должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности [20].

    Проблема одаренности освещается во многих трудах. В них рассматриваются психологические проблемы, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

    Многие считают, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети крайне чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок как правило критически относится не только к самому себе, но и о всему, что его окружает. Отсюда возникает необходимость с пониманием относиться к их критике. Одаренным детям трудно быть конформистами, как правило для них не существует стандартных требований, особенно в тех случаях, когда общепринятые нормы и правила идут вразрез с их интересами, кажутся им бессмысленными. Для них утверждение, что так принято, не является аргументом.

    Долгое время проблема психологического изучения детской одаренности и разработка психолого-педагогических аспектов обучения и воспитания одаренных детей в нашей стране оставалась без должного внимания. В XX столетии считалось, что выделять таких детей из детского коллектива не надо. Более того, до последнего времени бытовало мнение, что особые способности и любые нужные качества можно сформировать у каждого ребенка.

    Лишь только в последние годы проблема различий между детьми по одаренности стала вызывать теперь большой интерес специалистов.

    Все чаще педагоги сталкиваются с проблемой диагностики детской одаренности. Как выявить одаренных детей, возможно ли развить одаренность. При всей важности этих и других вопросов, начинать следует с корректной постановки главной задачи в работе с одаренными детьми. Зачем, для чего, а главное, как надо работать с одаренными детьми – вот вопросы, на которые сегодня ищут ответы специалисты в области психологии и педагогики.

    Работа с одаренными детьми – очень сложный и трудоёмкий процесс, который нельзя оставлять без внимания.

    Проблема исследования – каковы особенности работы с одаренными детьми в современной школе.

    Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в современной школе.

    Предметом исследования выступают особенности учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в современной школе.

    Цель исследования: через выявление особенностей учебно-воспитательной работы, определить содержание, формы и методы работы с одаренными детьми в современном образовательном учреждении.

    Задачами работы по созданию условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в средней школе являются:

    • изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;
    • создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;
    • развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной деятельности.

    Гипотеза исследования: развитие одаренности школьников возможно, только в том случае если при работе с ним педагог учитывает психолого-педагогические особенности развития личности; в работе используются эффективные методы и приемы по развитию одаренности; в работе с одаренными детьми используется специально разработанная программа, способствующая развитию интеллекта и креативности.

    В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время.

    Этой проблеме посвящены работы известных психологов, докторов психологических наук Н.С. Лейтеса, Т.М. Марютина. Их работа по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологи. Многие психологические принципы развития творчества дошкольников выдвинули М.С. Старчеус, В.С. Юркевич, Л.В. Попова, Н.З. Новлянская, НН. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец.

    Огромную работу, как теоретик проделал В.А. Моляко. Он глубоко изучил проблемы психологии творчества. Особенно ценна его разработка подхода к изучению одаренности, где он полно структурировал это как психологическое явление.

    Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка с ффнр

    Свои собственные психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж. Гилфорд, Э.Де Боно, Дж. Галлаир, Дж. Рензулли, П. Торренс. Однако доступ к трудам этих авторов, к сожалению, сильно ограничен. Поэтому в изучении вопроса детской одаренности приходится больше опираться на работы советских психологов Б.М. Теплова, С.Л. Рубенштейна.

    В исследовании были использованы такие методы как теоретический анализ психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме, изучение нормативно-законодательных документов, изучение и анализ передового педагогического опыта, анализ школьной документации, обобщение и интерпретация результатов произведенного исследования.

    В работе подробно рассматриваются особенности организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в современной школе. Теоретические данные будут полезны учителям-предметника, классным руководителям, социальным педагогам, школьным психологам при работе с одарёнными детьми.

    Источник

    Детская одаренность

    Введение.

    Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.

    Традиционно целям общественного прогресса отводилось весьма значительное место. Например, в нашей стране противостояние капиталистической и социалистической систем требовало значительного напряжения сил и максимального использования интеллектуальных ресурсов, особенно в сфере физики и математики. В связи с этим функционировала достаточно эффективная система выявления и обучения высоко одаренных детей. Современная личностно-ориентированная тенденция связана с выходом на первый план ценности личностного развития и самореализации. Так, высокие индивидуальные достижения обычно способствуют самореализации личности и движут общество вперед.

    В последнее время термин «одаренность» получил вновь общественное признание, так же как и социальная значимость проблемы обучения одаренных детей, что является важным шагом к ее решению.

    Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. А так как школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей, так как сложно перестроить систему обучения, изменить отношение учителей к «нестандартным» детям, школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей, то это право работы с одаренными детьми взяла на себя система дополнительного образования. В условиях учреждения дополнительного образования этого добиться реально, так как, именно дополнительное образование расширяет сферу творчества одаренного ребенка. Следовательно, именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

    Целью нашей дипломной работы будет являться разработка проекта программы работы с интеллектуально одаренными детьми младшего школьного возрастав сфере дополнительного образования.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    Изучение литературы зарубежных и отечественных авторов по проблемам развития одаренности с древних времен по настоящее время;

    Выявление методов и способов работы с одаренными детьми в педагогике дополнительного образования;

    Составление проекта программы работы с интеллектуально одаренными детьми.

    Предметом нашего исследования является интеллектуальная одаренность.

    Объектом исследования дети младшего школьного возраста.

    В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. В этой связи хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук, Н.Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития у детей младшего школьного возраста выдвинули Н.Н.Поддьяков, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Е.С.Белова, А.И.Доровской.

    Свои психологические модели были разработаны и рядом западных психологов: Дж.Гилфорд, Дж.Рензулли, П.Торренс, А.Таннебаум и другими. В изучении данного вопроса мы опирались на таких столпов русской, советской психологии, как Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, А.М.Матюшкин и ряд других.

    Ю.З.Гильбух вместе с группой ученых разработал дифференцированную систему обучения, дающую больше возможностей для проявления индивидуальности ребенка.

    В дипломной работе мы приводим мнение таких, ученых, психологов, как Г.Айзенк. Г. Россолимо, В.М.Экземплярский, К.Сотонин, Б.М. Теплов, А.Г.Петровский, В.Штерн.

    I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

    1.1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ.

    1.1.1. Эволюция учений об одаренности.

    Наблюдения, свидетельствующие о том, что умственные возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, не только научные теории, но и все предрассудки своего времени. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.

    Читайте также:  Деятельность в психическом развитии ребенка и подростка

    Естественно, что и самих исследователей, и общество в целом издавна волновал вопрос происхождения и природы этих различий. Но человеческая психика из всех явлений действительности наиболее трудно познаваемый объект. Вероятно, поэтому, генетически первым объяснением природы индивидуальных различий и существования выдающихся способностей у отдельных людей было заключение об их «неземном», божественном происхождении. Выдающийся человек (гений), по мнению древних – счастливый избранник богов. Он послан на землю, для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию.

    Минуя понятие «божественный дар» объяснить достижения выдающихся художников, поэтов (а в последствии ученых и общественных деятелей) в ту пору возможным не представлялось. Так, весьма характерное высказывание по данному поводу принадлежит Платону: поэт творит «не от искусства и знания, а от божественного предопределения и одержимости». Примечательно, что и его идейный противник Демокрит придерживался аналогичного мнения.

    Трактаты о гении содержат много интересных фактов, наблюдений, и выявленных на их основе закономерностей. Однако разрабатывалось все то, что автономно от образовательной деятельности. Общественное производство в ту пору не требовало узкой специализации, а, следовательно, и социальнопедагогическая практика не интересовалась проблемами дифференциации и ранней диагностики способностей. В значительной мере поэтому к изучению природы гениальности исследователи вплоть до начала XIX в. обращались лишь постольку, поскольку это было необходимо для выяснения общих проблем творчества.

    Эти представления породили и соответствующую терминологию. С древнейших времен, вплоть до XIX в. (А.Баумгартен, Г.Гегель, И.Кант и другие) в научных трактатах прочно утвердился термин «гений» (от лат. genius дух). Им обозначали явления, которые в более поздние времена стали называть значительно скромнее «субъектом творческой деятельности».

    Изначально в античной культуре «гений» – фигура мифологическая, соединяющая в себе божество бессмертное и смертного человека. Именно эти представления о сочетании божественного духа с человеком и было основой представлений о гении в обыденном сознании, вплоть до конца XIX в.

    Термин «талант» стал использоваться практически одновременно с термином «гений». Но, в отличие от «гения» «талант» имеет не столь благородное происхождение. Первоначально словом талант (от греч. talaton) именовалась крупная мера золота.

    Мы можем предположить, что появление термина «талант» в научном обиходе было связано с представлениями о возможности измерения степени гениальности, и, на этой основе, ранжирования гениев. Постепенно сформировалось представление о таланте как о просто высокой степени развития способностей к определенному виду деятельности, в то время как под «гением» стали понимать высший, максимальный уровень их проявления, расположенный, образно говоря, над талантом.

    Важной особенностью представлений о гении, с древнейших времен и вплоть до XIX в., является то, что и наука, и обыденное сознание твердо придерживались убеждения, что гениальность может проявляться только в искусстве. Одним из таких примеров может служить понимание гениальности, изложенное в трудах Аристотеля. Подчеркивая связь художественного творчества с интеллектуальной, познавательной деятельностью, он вводит термин «созерцательная деятельность разума», который объемлет понятия научного и художественного творчества. Особый интерес представляют дифференцирование и ранжирование Аристотелем видов человеческой деятельности, требующих гениальности. «Созерцательная деятельность разума» (научная и художественная) стоит, по его мнению, выше любой другой, ибо она родственна божественной.

    Одной из первых попыток глубокого психологического осмысления проблемы одаренности было исследование испанского врача, жившего в эпоху Возрождения Хуана Уарте. Он связывал перспективу возрождения могущества Испанской империи с максимальным использованием на государственной службе особо одаренных людей. Его работа была одним из первых в истории психологии трудов, где рассматривалось в качестве основной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью дальнейшего профессионального отбора.

    Х.Уарте ставит в своей работе четыре вопроса, основных, по его мнению, в данной проблеме:

    какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой;

    какие виды дарований имеются в человеческом роде;

    какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности;

    по каким признакам можно узнать соответствующее дарование;

    Анализ способностей в теории Х.Уарте сопоставлялся с темпераментом и различиях в сферах деятельности, требующих определенных, соответствующих им дарований. В качестве основных способностей он выделял фантазию (воображение), память и интеллект.

    Х.Уарте подчеркивал зависимость таланта от природы, однако это, по его мнению, не означает бесполезности воспитания и труда. При этом, говоря о воспитании и обучении талантов, он акцентировал внимание на необходимости учета индивидуальны

    Источник