Дипломная работа раннее развитие ребенка
Краткое описание документа:
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.( )
Проблемы развития речи в младшем дошкольном возрасте отражены в работах А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других авторов.
Об этом говорят исследования психологов и педагогов Л.С. Выготский, В.В. Давыдов. Н.Н. Подъддяков, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Д.Б. Эльконин и др. Авторы отмечают, что к младшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Важным моментом в развитии речи детей младшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у младших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.
Развитие речи в раннем возрасте идёт по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребёнка.
Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребёнок не только понимает отдельные слова, но и становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чём они говорят. В это время дети активно слушают сказки, стихи и не только детские, но и труднодоступные по смыслу. Учитывая это, воспитатель должен направленно руководить развитием способности ребёнка слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации. Фольклор прекрасно подходит для решения этой задачи, т.к. ребёнку, слушая и повторяя потешки, прибаутки, приходится представлять то, о чём идет речь в тексте.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К.Д.Ушинский .В 60 г.х1х в журнале «Учитель» появилось публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения и физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.
Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение фольклорных жанров. По мнению К.Д. Ушинского, средства устного народного творчества должны активнее внедряться в процесс обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов.
А.П.Усова считает, что потешки, сказки ,загадки являются богатейшим материалом для развития культуры речи.
В.А. Сухомлинский считал что сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждение познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Ранний возраст – период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с фольклором, начиная с колыбельных песенок, пестушек, потешек, закличек и т.д. Они дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…»). Языком фольклора до сознания ребёнка можно донести самые сложные истины, фольклор не позволяет «скатиться к обыденности», не допускает обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям.
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано великой народной заботой о молодежи – своем будущем. Фольклор сопровождает ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские «пестушки», «потешки». Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочкурябу, козу-дерезу, репку, серого козлика. От поколения к поколению переходят забавные считалки, дразнилки, скороговорки, шутки и прибаутки, традиционные народные игры «Кошки-мышки», «Гуси-лебеди», «Горелки» и т.п. В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Проблемой применения фольклора в обучении и воспитании детей занимались А.П. Илькова, Н.И. Политова, Н.П. Кузьмина, А.В. Соболева и др. Л.И. Павловой сформулированы некоторые принципы и методы работы с детьми младшего дошкольного возраста в цикле статей “Фольклор для маленьких”.
Но у данной проблемы есть еще ряд аспектов, без учета которых невозможно изучение функциональности детского фольклора, его содержания, художественной специфики.
Активизируя достижения теории и практики, мы пришла к осмыслению того, что проблема обучения речи детей раннего возраста остается актуальной. Актуальность проблемы, её практическая значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность определили тему нашего исследования.
Проблема исследования. Каковы педагогические условия использования фольклора в развитии речи у детей раннего дошкольного возраста?
Объектом исследования – процесс развития речи у детей раннего дошкольного возраста.
Предмет исследования – детский фольклор как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение влияния фольклора на развитие речи у детей раннего возраста.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что использование фольклора в развитии речи у детей раннего возраста будет способствовать развитию речи при следующих условиях:
– тщательного, обусловленного возрастными возможностями детей, подбора фольклорного материала;
– интеграции работы по развитию речи с различными видами деятельности детей;
– специально созданной развивающей предметно-пространственной среды;
Задачи исследования:
1.Охарактеризовать особенности развития речи детей раннего дошкольного возраста.
2. Определить роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста.
3. Выявить педагогические условия использования фольклора в развитии речи у детей раннего дошкольного возраста.
4. Исследовать проблему использования фольклора в развитии речи у детей раннего дошкольного возраста.
Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования:
1.Теоретические: анализ, синтез, обобщение литературных источников по проблеме исследования;
2.Эмпирические: эксперимент, тестирование, анкетирование;
3. Методы обработки и интерпретации результатов.
База исследования – детский сад №9 «Кленок» г.Соликамска
Источник
Анализ развития важнейших психических процессов. Методика исследования познавательной активности детей 2-3 лет Е. Стребелевой. Диагностика развития предметной деятельности. Протокол регистрации параметров предметной деятельности у детей от 2 до 2,5 года.
Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества, детей раннего и дошкольного возраста. Перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения. Общие подходы к диагностике психического развития детей дошкольного возраста.
реферат, добавлен 19.04.2013
Определение понятия “внимание”, его психических и физиологических особенностей. Особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития. Психолого-педагогические исследования внимания у таких детей, его нарушения и способов коррекции.
статья, добавлен 25.04.2019
Характеристика познавательной сферы дошкольника. Развитие памяти и мышления у детей. Использование игровой деятельности для формирования нравственно-моральных ценностей у дошкольника. Анализ современных методик по развитию психических процессов у детей.
курсовая работа, добавлен 10.11.2017
Включение речи на этапе познавательной деятельности ребенка, улучшение функционирования и развития его психических процессов. Разнообразные отклонения в психическом развитии детей. Резидуально-органическая недостаточность центральной нервной системы.
реферат, добавлен 04.06.2016
Социальная ситуация развития и предметная деятельность ребенка в раннем детстве. Особенности развития психических функций в раннем детстве. Особенности психического развития, умственного развития, воображения, общения, памяти у детей раннего возраста.
курсовая работа, добавлен 06.11.2016
Изучение клинико-психологического подхода к пониманию задержки психического развития, а также необходимости создания детского сада для детей с задержкой психического развития. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста.
учебное пособие, добавлен 02.03.2014
Совершенствование деятельности органов чувств ребенка. Формирование сенсорно-перцептивной деятельности. Анализ особенностей развития детей раннего возраста. Рассмотрение содержания и средства воспитания. Изучение психолого-педагогических методик.
курсовая работа, добавлен 13.04.2016
Характеристика детей с задержкой психического развития. Рассмотрение процесса созревания психических функций. Психологические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста. Исследование причин неуспеваемости школьников.
курсовая работа, добавлен 04.10.2016
Обзор современных эмпирических исследований, посвященных развитию мышления у детей с задержкой психического развития. Игровая деятельность детей с задержкой психического развития. Особенности развития мыслительных процессов анализа и синтеза у ребенка.
статья, добавлен 20.02.2019
Особенности проблемы психологической коррекции развития детей, имеющих сложные нарушения. Методы и методика диагностики психического развития дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата. Психолого-педагогическая характеристика детей с ДЦП.
курсовая работа, добавлен 28.10.2015
Источник
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей раннего возраста в процессе игровой деятельности 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей раннего возраста 7
1.2. Педагогические условия развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности 13
1.3. Игра как средство развития речи детей раннего возраста 26
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности 34
2.1. Изучение уровня развития речи у детей раннего возраста 34
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности 43
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности 54
Выводы по 2 главе 56
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 63
Введение
Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин и др.) показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи – решаются на протяжении всего раннего детства. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
В раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.). Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко и др.). Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (Р.Е. Левина).
Важная роль в развитии речи детей раннего возраста принадлежит игре. Игра является ведущей деятельностью ребенка. В процессе игры ребенок не только отражает свои впечатления, знания и представления об окружающем, не только проявляет имеющиеся у него навыки, но и приобретает новые. В игре происходит развитие всех сторон психики ребенка-дошкольника (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин, Р.И.Жуковская и др.).
В системе дошкольного образования развитие речи занимает важное место. Знание закономерностей нормального развития детской речи дает возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и вовремя принять ряд необходимых профилактических мероприятий.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы квалификационной работы: «Развитие речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности».
Цель исследования – выявить педагогические условия, способствующие развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
Объект исследования – развитие речи детей раннего возраста.
Предмет исследования – игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста.
В качестве гипотезы выступило предположение, что процесс развития речи детей раннего возраста будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
1) организация предметно-игровой деятельности;
2) создание предметно-игровой среды в ДОУ и семье;
3) взаимодействие ДОУ и родителей в процессе создания предметно-игровой среды и игровой деятельности детей раннего возраста.
В соответствии с целью и гипотезой решаются задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи у детей раннего возраста.
2. Изучить педагогические условия развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
3. Дать характеристику игры как средства развития речи детей раннего возраста.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий, способствующих развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
Для подтверждения гипотезы исследования, достижения цели и решения задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ научной и психолого-педагогической литературы, нормативных и инструктивно-методических материалов, тестирование, наблюдение, эксперимент.
Исследование проводилось в три этапа.
I этап (сентябрь – декабрь 2010): изучение теоретических основ данной проблемы. Уточнялась проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Разработка методики для констатирующего этапа эксперимента, его проведение, обработка результатов.
II этап (январь – март 2011): проводился формирующий этап эксперимента, где был реализован перспективный план по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
III этап (апрель-май 2011): анализ и обобщение результатов экспериментальной работы.
Базой исследования был МДОУ детский сад комбинированного вида №9 г. Челябинска, группа детей раннего возраста (2,5-3 года).
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении указывается актуальность данного исследования, цель и задачи квалификационной работы, объект и предмет исследования, гипотеза и методы исследования, структура квалификационной работы.
В первой главе раскрываются теоретические основы развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
Во второй главе представлен результаты опытно-экспериментальной работы по развитию речи детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
Заключение подводит итог проделанной работе по определению экспериментальной проверки методов и средств развития речи.
Список литературы состоит из 40 источников, адекватно предмету и задачам исследования.
В приложении представлены игры для развития речи детей раннего возраста.
Заключение
В работе теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности, которые включали организацию предметно-игровой деятельности, создание предметно-игровой среды в ДОУ и семье, взаимодействие ДОУ и родителей в процессе создания предметно-игровой среды и игровой деятельности детей раннего возраста.
В первой главе представлен анализ психолого-педагогической литературы, который показал, что игровая деятельность создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка, в том числе и для речи.
Важная роль в развитии речи и предметной игры принадлежит предметно-игровой среде. Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. Для детей раннего возраста необходимо так организовать предметно-игровую среду, чтобы она способствовала формированию речи детей.
Во второй главе представлены результаты опытно-экспериментальной работы. Наличие детей в группе с низким уровнем речевого развития вызвало необходимость проведения работы по развитию речи детей в игровой деятельности.
Для развития речи у детей раннего возраста была разработана программа, в основу которой легли следующие принципы: принцип взаимодействия педагогов и родителей; принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов развивающей работы; онтогенетический принцип, предполагающий учет последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том числе речевой деятельности) в онтогенезе; принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий опору на ведущий вид деятельности в раннем возрасте – предметную и игровую деятельность. Ведущим методом программы выступает игра.
Результаты повторной диагностики речи детей раннего возраста показали, что дети, которые имели низкий уровень развития речи, выполнили все задания и показали средний уровень. Словарь активизировался, дети стали употреблять в речи не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия. Предложения стали включать не два слова, а четыре-пять слов, с включением обращений, однородных членов предложения.
Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают, что при реализации комплекса предложенных педагогических условий, дети раннего возраста достигают достаточно высокого уровня развития речи в процессе игровой деятельности.
Таким образом, в работе решены поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные теоретические и научно-практические результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
Список литературы
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 168с.
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин. – М., 2006. – 177 с.
3. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 1995. – №4.
4. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.
5. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) [Текст] / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2005. – 218 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
7. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе “Радуга” [Текст] / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 2005. – 240 с.
8. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Владос, 2007. – 289 с.
9. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений [Текст] / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2007. – 159 с.
10. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений [Текст] / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2007. – 143 с.
11. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды [Текст] / Н.Т. Гринявичене // Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006. – 311 с.
12. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
13. Диагностика в детском саду. Методическое пособие [Текст]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.
14. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
15. Доронова, Т.Н., Игрушки для развития детей раннего возраста. Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. – М: Детям XXI века, 2005. – 62 с.
16. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
17. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская. – М.: ЧП Ильин, 2001. – 249с.
18. Игра дошкольника [Текст] / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 312с.
19. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов [Текст] / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002. – 128 с.
20. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
21. Козлова, А.М. Дошкольное образование: Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.М. Козлова, Е.В. Никифорова, Н.А. Скопинова. – М.: ЦГЛ, 2002. – 80с.
22. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. – М: Просвещение, 1989. – № 5. – С. 10-23.
23. Котелевская, В.В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / В.В. Котелевская, Т.Б. Анисимова. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.
24. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М. «Институт практической психологии», 1997.
25. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С.Л. Новоселова. – М.: МДО, 1995. – 174с.
26. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4.
27. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова, – М., 2004. – 156 с.
28. Петровский, В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М., 2003. – 211 с.
29. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
30. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2006. – 780 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
32. Скрипкина, Т.П. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов [Текст] / Т.П. Скрипкина, Э.К. Гульянц. – Ростов н/Д.: РГПУ, 1993.
33. Струнина, Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина. – М.: Сфера, 2007. -144 с.
34. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1972. – 280с.
35. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова; под ред. А.В. Запорожца. – М., 2006. – 342 с.
36. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
37. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст] / К.И. Чуковский. – М.: Педагогика, 1990. – 384с.
38. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Наука, 2000. – 499с.
39. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1960. –348с.
40. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.
Приложение
Игры для налаживания контакта с ребенком
Источник