Дипломная работа о развитии креативности ребенка

Научно-теоретические основы креативности как категории мышления в условиях обучения. Развитие детей младшего школьного возраста, креативность как категория их мышления. Диагностика креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников.

  • Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников. Использование заданий творческого характера на уроках математики. Развитие креативности школьников путем использования в процессе обучения системы математических заданий.

    дипломная работа, добавлен 25.06.2013

  • Теоретические подходы к исследованию креативности в современной психологии. Методы диагностики креативности школьников. Учет креативности в педагогической деятельности учителя. Анализ результатов диагностики креативности школьников младших классов.

    дипломная работа, добавлен 09.08.2010

  • Формы занятий в физическом воспитании, урочные и неурочные способы организации учебно-воспитательного процесса. Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста. Взгляды на природу креативности, развитие творческих возможностей детей.

    курсовая работа, добавлен 10.06.2010

  • Проблема развития креативности младших школьников, педагогические условия данного процесса и содержание нестандартных приемов. Условия, оказывающие влияние на формирование креативности. Принципы формирования эксперимента и оценка его результатов.

    дипломная работа, добавлен 16.10.2013

  • Понятие памяти младших школьников. Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Диагностика памяти детей младшего школьного возраста. Методики диагностики особенностей памяти младших школьников.

    реферат, добавлен 23.11.2008

  • Феномен креативности в психологии. Основные условия успешного развития креативности у дошкольников. Особенности креативности дошкольников, воспитывающихся в различных дошкольных учреждениях. Рекомендации по повышению уровня креативности у дошкольников.

    курсовая работа, добавлен 11.10.2014

  • Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. Сравнение уровня креативности у условно здоровых детей и детей с синдром дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности. Коррекционные занятия на развитие креативности у детей с СДВГ.

    дипломная работа, добавлен 14.11.2010

  • Определение свойств творческого человека: оригинальность, семантическая и адаптивная гибкость. Изучение понятия стереотипности и одаренности. Экспериментальное исследование креативности школьников с помощью методик Дэвиса, Гилфорда, рисования кругов.

    курсовая работа, добавлен 22.02.2010

  • Структура и компоненты творческого потенциала человека. Особенности развития личности младшего школьника. Модель развития креативности личности ребенка. Способы стимулирования его творческих способностей. Организация уроков творчества в начальной школе.

    курсовая работа, добавлен 08.04.2014

  • Особенности развития мышления младших школьников в процессе учебной деятельности. Сущность дидактических игр и их роль в развитии младших школьников. Система упражнений, направленных на развитие логического мышления, диагностика уровня его развития.

    дипломная работа, добавлен 25.06.2011

  • Источник

    • Вид работы:

      Дипломная (ВКР)

    • Предмет:

      Педагогика

    • Язык:

      Русский

      ,

      Формат файла:

      MS Word

      218,76 kb

      Скачать

    • Опубликовано:

      2009-01-12

    Все дипломные работы по педагогике

    Скачать дипломную работу
    Читать текст online
    Заказать дипломную
    *Помощь в написании!
    Посмотреть все дипломные работы

    Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.

    Помощь в написании работы, которую точно примут!

    Похожие работы

    • Психолого-педагогические условия развития креативности у старших дошкольников…

      На этом этапе при проведении сюжетно-ролевой игры в экспериментальной группе, использовалась специальные приемы, направленные на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста.

      СкачатьСкачать документ
      Читать onlineЧитать online

    • Условия развития креативности младших школьников на уроках физической культуры

      Необходима целенаправленная работа по развитию креативности у детей . К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие креативности у детей .

      СкачатьСкачать документ
      Читать onlineЧитать online

    • Диагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности…

      …проблемы учета креативности у детей . Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема креативности является одной из стержневых и противоречивых проблем в психологии. Развитие креативности школьников в…

      СкачатьСкачать документ
      Читать onlineЧитать online

    • Развитие творческих способностей в онтогенезе

      Основным условием развития творчества является развитие личности ребенка . У детей с высоким уровнем креативности к 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности (положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая…

      СкачатьСкачать документ
      Читать onlineЧитать online

    • Наличие креативности у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ

      Развитие креативности тесно связано, как было показано выше, с развитием воображения ребенка , поэтому мы…
      При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.

      СкачатьСкачать документ
      Читать onlineЧитать online

    • Исследование креативности : критерии оценки и методы изучения

      Также на развитие и проявление креативности влияет семейный фактор: порядок рождения и число детей в семье.

      СкачатьСкачать документ
      Читать onlineЧитать online

    Источник

    Ñóùíîñòü ïîíÿòèÿ “êðåàòèâíîñòü” è êðèòåðèè ïðîÿâëåíèÿ êðåàòèâíîñòè ó äîøêîëüíèêîâ. Ñòàäèè ðàçâèòèÿ äåòñêîãî êðåàòèçìà: íàãëÿäíî-äåéñòâåííàÿ, ïðè÷èííàÿ è ýâðèñòè÷åñêàÿ. Ôîðìèðîâàíèå òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè. Âîñïèòàíèå èíèöèàòèâíîñòè è ñàìîñòîÿòåëüíîñòè.

    Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

    Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß

    «ÁÅËÎÐÓÑÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÏÅÄÀÃÎÃÈ×ÅÑÊÈÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ ÈÌÅÍÈ Ì.ÒÀÍÊÀ»

    ÐÅÔÅÐÀÒ

    ÔÅÍÎÌÅÍ ÄÅÒÑÊÎÉ ÊÐÅÀÒÈÂÍÎÑÒÈ

    Âûïîëíèëà ñòóäåíòêà

    1 êóðñà çàî÷íîãî îòäåëåíèÿ

    Ãðóïïû 110

    Òèõàíîâè÷ À.Ä.

    Ïðîâåðèë

    Äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê

    Øåáåêî Â.Í.

    Ìèíñê

    2014

    Ñîäåðæàíèå

    Ââåäåíèå

    1. Ñóùíîñòü ïîíÿòèÿ “êðåàòèâíîñòü” è êðèòåðèè ïðîÿâëåíèÿ êðåàòèâíîñòè ó äîøêîëüíèêîâ

    2. Ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè ó äîøêîëüíèêîâ íà çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ

    Çàêëþ÷åíèå

    Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

    Ââåäåíèå

    Âàæíåéøèì ýëåìåíòîì êóëüòóðû è öèâèëèçàöèè ÷åëîâå÷åñòâà ÿâëÿåòñÿ òâîð÷åñòâî.  ðàçâèòîì îáùåñòâå ôîðìèðîâàíèå íîâîãî ÷åëîâåêà êàê ëè÷íîñòè, îáëàäàþùåé íðàâñòâåííûìè êà÷åñòâàìè, òâîð÷åñêèì îòíîøåíèåì ê äåéñòâèòåëüíîñòè, îáùåñòâåííîé àêòèâíîñòüþ, ïðåâðàùàþòñÿ â ãëàâíóþ çàäà÷ó, ÿâëÿÿñü íåîáõîäèìûì óñëîâèåì åãî ïîñòðîåíèÿ.  ñâÿçè ñ ýòèì ïåðåä äåòñêèìè îáðàçîâàòåëüíûìè ó÷ðåæäåíèè âñòà¸ò âàæíàÿ çàäà÷à ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ. Îäíèì èç íàïðàâëåíèé äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ ðåá¸íêà ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ðàçëè÷íûõ ñòîðîí ëè÷íîñòè, îðèåíòèðîâàííîå, ïðåæäå âñåãî, íà ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè.

    1. Ñóùíîñòü ïîíÿòèÿ “êðåàòèâíîñòü” è êðèòåðèè ïðîÿâëåíèÿ êðåàòèâíîñòè ó äîøêîëüíèêîâ

    «Îá îáøèðíîñòè óìà ñëåäóåò ñóäèòü ëèøü ïî èçîáðåòàòåëüíîñòè è êîëè÷åñòâó ìûñëåé, êîòîðûå äâà ÷åëîâåêà èçâëåêàþò èç îäíîé è òîé æå âåùè»

    Êëîä Àäðèàí Ãåëüâåöèé

    « Êðåàòèâíîñòü » (îò àíãëèéñêîãî ñëîâà «creativity» ) – óðîâåíü òâîð÷åñêîé îäàð¸ííîñòè, ñïîñîáíîñòè ê òâîð÷åñòâó, ñîñòàâëÿþùèé îòíîñèòåëüíî óñòîé÷èâóþ õàðàêòåðèñòèêó ëè÷íîñòè.

    Êðåàòèâíîñòü – ýòî ñïîñîáíîñòü òâîðèòü, ñîçäàâàòü, ïðèâíîñèòü ÷òî-òî íîâîå â ýòîò ìèð, ñîçäàâàòü îðèãèíàëüíûå öåííîñòè, ïðèíèìàòü íåñòàíäàðòíûå ðåøåíèÿ. Çà ïåðèîä ïåðâûõ îò ïîïûòîê èçó÷åíèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äî íàñòîÿùåãî âðåìåíè èññëåäîâàòåëÿìè ñîçäàíà îáøèðíàÿ äåòàëüíàÿ êàðòèíà ôåíîìåíîëîãèè êðåàòèâíîñòè. Ñ èçó÷åíèåì êðåàòèâíîñòè ñâÿçàíû òàêèå óìíåéøèå ëè÷íîñòè êàê Çèãìóíä Ôðåéä, Ê. Ðîäæåðñ, Äæ. Ãèëôîðä, Ý. Òîððåíñ, Ð. Ñòåðíáåðã, Ò. Àìàáàéë, ß.À. ïîíàìàð¸â, Ä.Á. Áîãîÿâëåíñêàÿ, À.Ì. Ìàòþøêèí, Ñ.Ë. Ðóáèíøòåéí, À. Ìàñëîó, Á.Ì. Òåïëîâ, Â.Ô. Âèøíÿêîâà, Ð. Ìýé, Ô Áàððîí, Ä. Õàððèíãòîí.

    Îñíîâíûì òðåáîâàíèÿì îáðàçîâàíèÿ ñåãîäíÿ ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ðåá¸íêà, ñïîñîáíîé âûõîäèòü çà ïðåäåëû èçâåñòíîãî, ïðèíèìàòü íåñòàíäàðòíûå ðåøåíèÿ, ñîçäàâàòü ïðîäóêòû, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ íîâèçíîé. Ïñèõîëîãè è ïåäàãîãè, ïðè õàðàêòåðèñòèêå êðåàòèâíîñòè, óêàçûâàþò íà ïðîáëåìó ñïîñîáíîñòåé è ÷àùå âñåãî êðåàòèâíîñòü ðàññìàòðèâàþò êàê îáùóþ òâîð÷åñêóþ ñïîñîáíîñòü, ïðîöåññ ïðåîáðàçîâàíèÿ çíàíèé. Ïðè ýòîì îíè óòâåðæäàþò, ÷òî êðåàòèâíîñòü ñâÿçàíà ñ ðàçâèòèåì âîîáðàæåíèÿ, ôàíòàçèè, ïîðîæäåíèåì ãèïîòåç ( Âûãîòñêèé Ë.Ñ., Äàâûäîâ Â.Â., Ïîíîìîð¸â ß.À., Øìåë¸â À.Ã. ).

     äîøêîëüíîì âîçðàñòå çàêëàäûâàþòñÿ îñíîâû òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ðåá¸íêà, êîòîðûå ïðîÿâëÿþòñÿ â ðàçâèòèè ñïîñîáíîñòè ê çàìûñëó è åãî ðåàëèçàöèè, â óìåíèè êîìáèíèðîâàòü ñâîè çíàíèÿ è ïðåäñòàâëåíèÿ, â èñêðåííåé ïåðåäà÷å ñâîèõ ÷óâñòâ [ 2 ].

    Êðåàòèâíîñòü – ýòî ïðîöåññ ïðåîäîëåíèÿ êîñíîñòè â ìûøëåíèè, ÷óâñòâàõ, îáùåíèè. Êðåàòèâíûé ÷åëîâåê âñåãäà áîëåå òåðïèì ê îêðóæàþùèì: îí ãîòîâ ïðèçíàòü, ÷òî ïðèâû÷íûé äëÿ íåãî ñïîñîá ïîâåäåíèÿ, ìîæåò áûòü, íå ñàìûé ëó÷øèé, íî ïðèÿòíûé èì èìåííî â ñèëó ïðèâû÷êè; ÷òî êàæäûé ÷åëîâåê æèâ¸ò â ñâî¸ì ìèðå è âèäèò ýòîò ìèð ïî-ñâîåìó, ñàìîñòîÿòåëüíî, à íå òàê, êàê åìó äèêòóþò òå, êòî åãî îêðóæàþò. Ïðè âñ¸ì ðàçíîîáðàçèè îïðåäåëåíèé êðåàòèâíîñòè ( êàê ñïîñîáíîñòü ïîðîæäàòü íîâûå èäåè, îòêàçûâàòüñÿ îò ñòåðåîòèïíûõ ñïîñîáîâ ìûøëåíèÿ, ñïîñîáíîñòü ê ïîñòàíîâêå ãèïîòåç, ê ïîðîæäåíèþ íîâûõ êîìáèíàöèé è ò.ä. ) å¸ ñóììàðíàÿ õàðàêòåðèñòèêà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî êðåàòèâíîñòü – ýòî ñïîñîáíîñòü ñîçäàâàòü íå÷òî íîâîå, îðèãèíàëüíîå.

    Âçãëÿäû íà ïðèðîäó êðåàòèâíîñòè èçìåíèëèñü: åñëè â íà÷àëå îíà ïîíèìàëàñü êàê ðåãðåññèâíûé ìûñëèòåëüíûé ïðîöåññ, òî âïîñëåäñòâèè å¸ ñòàëè ðàññìàòðèâàòü êàê âûñøèé ìûñëèòåëüíûé ïðîöåññ. Ëþäè, îáëàäàþùèå òàêèì òèïîì ìûøëåíèÿ, ïðè ðåøåíèè êàêîé-ëèáî ïðîáëåìû íå êîíöåíòðèðóþò âñå ñâîè óñèëèÿ íà íàõîæäåíèè åäèíñòâåííî ïðàâèëüíîãî ðåøåíèÿ, à íà÷èíàþò èñêàòü ðåøåíèÿ ïî âñåì âîçìîæíûì íàïðàâëåíèÿì ñ òåì, ÷òîáû ðàññìîòðåòü êàê ìîæíî áîëüøå âàðèàíòîâ. Òàêèå ëþäè ñêëîííû îáðàçîâûâàòü íîâûå êîìáèíàöèè èç ýëåìåíòîâ, êîòîðûå áîëüøèíñòâî ëþäåé çíàþò è èñïîëüçóþò òîëüêî îïðåäåë¸ííûì îáðàçîì, èëè ôîðìèðîâàòü ñâÿçè ìåæäó äâóìÿ ýëåìåíòàìè, íå èìåþùèõ íà ïåðâûé âçãëÿä íè÷åãî îáùåãî. Äèâåðãåíòíûé ñïîñîá ìûøëåíèÿ ëåæèò â îñíîâå òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ, êîòîðîå õàðàêòåðèçóåòñÿ ñëåäóþùèìè îñíîâíûìè îñîáåííîñòÿìè:

    Áûñòðîòà – ñïîñîáíîñòü âûñêàçûâàòü ìàêñèìàëüíîå êîëè÷åñòâî èäåé (â äàííîì ñëó÷àå âàæíî íå èõ êà÷åñòâî, à èõ êîëè÷åñòâî).

    Ãèáêîñòü – ñïîñîáíîñòü âûñêàçûâàòü øèðîêîå ìíîãîîáðàçèå èäåé.

    Îðèãèíàëüíîñòü – ñïîñîáíîñòü ïîðîæäàòü íîâûå íåñòàíäàðòíûå èäåè (ýòî ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ â îòâåòàõ, ðåøåíèå íåñîâïàäàþùèõ ñ îáùåïðèíÿòûì). êðåàòèâíîñòü äîøêîëüíèê òâîð÷åñêèé ëè÷íîñòü

    Çàêîí÷åííîñòü – ñïîñîáíîñòü ñîâåðøåíñòâîâàòü ñâîé «ïðîäóêò» èëè ïðèäàâàòü åìó çàêîí÷åííûé âèä.

    Îòå÷åñòâåííûé èññëåäîâàòåëü ïðîáëåìû òâîð÷åñòâà À.Í. Ëóê; îïèðàÿñü íà áèîãðàôèè âûäàþùèõñÿ ó÷¸íûõ, èçîáðåòàòåëåé, õóäîæíèêîâ è ìóçûêàíòîâ âûäåëÿåò ñëåäóþùèå òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè [8, ñ. 6-36]:

    Ñïîñîáíîñòü âèäåòü ïðîáëåìó òàì, ãäå å¸ íå âèäÿò äðóãèå.

    Ñïîñîáíîñòü ñâîðà÷èâàòü ìûñëèòåëüíûå îïåðàöèè, çàìåíÿÿ íåñêîëüêî ïîíÿòèé îäíèì è èñïîëüçóÿ âñå áîëåå ¸ìêèå â èíôîðìàöèîííîì îòíîøåíèè ñèìâîëû.

    Ñïîñîáíîñòü ïðèìåíÿòü íàâûêè, ïðèîáðåò¸ííûå ïðè ðåøåíèè îäíîé çàäà÷è ê äðóãîé.

    Ñïîñîáíîñòü âîñïðèíèìàòü äåéñòâèòåëüíîñòü öåëèêîì, íå äðîáÿ å¸ íà ÷àñòè.

    Ñïîñîáíîñòü ëåãêî àññîöèèðîâàòü îòäàë¸ííûå ïîíÿòèÿ.

    Ñïîñîáíîñòü ïàìÿòè âûäàâàòü íóæíóþ èíôîðìàöèþ â íóæíóþ ìèíóòó.

    Ãèáêîñòü ìûøëåíèÿ.

    Ñïîñîáíîñòü âûáèðàòü îäíó èç àëüòåðíàòèâ ðåøåíèÿ ïðîáëåìû äî å¸ ïðîâåðêè.

    Ñïîñîáíîñòü âêëþ÷àòü âíîâü âîñïðèíÿòûå ñâåäåíèÿ â óæå èìåþùèåñÿ ñèñòåìû çíàíèé.

    Ñïîñîáíîñòü âèäåòü âåùè òàêèìè, êàêèå îíè åñòü, âûäåëèòü íàáëþäàåìîå èç òîãî, ÷òî ïðèâíîñèòñÿ èíòåðïðåòàöèåé.

    ˸ãêîñòü ãåíåðèðîâàíèÿ èäåé.

    Òâîð÷åñêîå âîîáðàæåíèå.

    Ñïîñîáíîñòü äîðàáîòêè äåòàëåé, ê ñîâåðøåíñòâîâàíèþ ïåðâîíà÷àëüíîãî çàìûñëà.

    Òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè èëè êðåàòèâíîñòü çàëîæåíû è ñóùåñòâóþò â êàæäîì ðåá¸íêå. Ó äåòåé ïðîÿâëåíèå êðåàòèâíîñòè íîñÿò äîñòàòî÷íî ìàññîâûé õàðàêòåð è áîëüøèíñòâî ñïåöèàëèñòîâ îòíîñÿò ê íåé òàêèå ïîçíàâàòåëüíûå êà÷åñòâà êàê ôàíòàçèÿ, òâîð÷åñêîå âîîáðàæåíèå.

    Ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè ïðîèñõîäèò ïîñòåïåííî, ïðîõîäÿ íåñêîëüêî ñòàäèé.

    Èññëåäîâàíèÿ äåòñêîãî êðåàòèçìà ïîçâîëÿþò âûäåëèòü êàê ìèíèìóì òðè ñòàäèè ðàçâèòèÿ: íàãëÿäíî-äåéñòâåííîå, ïðè÷èííîå è ýâðèñòè÷åñêîå.  ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè îäàðåííûå äåòè îòëè÷àþòñÿ òåì, ÷òî:

    Õîòÿò äîáèâàòüñÿ óñïåõîâ â ó÷¸áå è ïðèîáðåòàòü çíàíèÿ, íå âîñïðèíèìàÿ ýòî êàê íàñèëèå íàä ñîáîé.

    Ñïîñîáíû ê ñàìîñòîÿòåëüíûì äåéñòâèÿì áëàãîäàðÿ ïðèîáðåò¸ííûì ðàíåå óìñòâåííûì íàâûêàì.

    Óìåþò êðèòè÷åñêè îöåíèâàòü îêðóæàþùóþ äåéñòâèòåëüíîñòü è ïðîíèêàòü â ñóòü âåùåé è ÿâëåíèé.

    Ïîãðóæåíû â ôèëîñîôñêèå ïðîáëåìû, êàñàþùèåñÿ âîïðîñîâ æèçíè è ñìåðòè, ðåëèãèè è ñóùíîñòè ìèðîçäàíèÿ.

    Íå äîâîëüñòâóþòñÿ ïîâåðõíîñòíûì îáúÿñíåíèÿì, äàæå åñëè îíè êàæóòñÿ äîñòàòî÷íûìè äëÿ èõ ñâåðñòíèêîâ.

    Ïîñòîÿííî ñòðåìÿòñÿ ê ñàìîñîâåðøåíñòâîâàíèþ è ñòàðàþòñÿ âñ¸ äåëàòü õîðîøî. Îòñþäà – ïîñòàíîâêà çàâûøåííûõ öåëåé è òÿæ¸ëûå ïåðåæèâàíèÿ â ñëó÷àå íåâîçìîæíîñòè èõ äîñòèæåíèÿ.

    Ìîãóò ïîëíîñòüþ êîíöåíòðèðîâàòü âíèìàíèå è ïîãðóæàòüñÿ â ïðîáëåìó, ïîäàâëÿÿ ëþáûå «ïîìåõè».

    Ñïîñîáíû ôèêñèðîâàòü ñâîé îïûò è îïåðàòèâíî ïðèìåíÿòü åãî â ýêñòðåìàëüíîé ñèòóàöèè.

    Óðîê äëÿ íèõ îñîáåííî èíòåðåñåí, êîãäà èìååò ìåñòî ïîèñêîâàÿ è èññëåäîâàòåëüñêàÿ ñèòóàöèÿ, èìïðîâèçàöèÿ ïàðàäîêñû.

    Óìåþò âûäåëÿòü ãëàâíîå â ïðîáëåìå è æèçíè, íåîáõîäèìîå â äàííûé ìîìåíò äëÿ ñàìîðåàëèçàöèè.

    Ëó÷øå äðóãèõ ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ ñïîñîáíû ðàñêðûâàòü îòíîøåíèÿ ìåæäó ÿâëåíèÿìè è ñóùíîñòüþ, èñïîëüçîâàòü ëîãè÷åñêèå îïåðàöèè, ñèñòåìàòèçèðîâàòü è êëàññèôèöèðîâàòü ìàòåðèàë.

    Îñòðî ïåðåæèâàþò íåñïðàâåäëèâîñòü â ñëó÷àå íàðóøåíèÿ ìîðàëüíî-íðàâñòâåííûõ íîðì è îòíîøåíèé.

    Íî, êàê è ó âñÿêîãî îáúåêòà èçó÷åíèÿ, ó îäàð¸ííûõ äåòåé èìåþòñÿ ñâîè ìèíóñû. Íåãàòèâíûìè ñòîðîíàìè îäàð¸ííûõ äåòåé ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè:

    Ýãîöåíòðèçì è íåñïîñîáíîñòü âñòàâàòü íà òî÷êó çðåíèÿ äðóãîãî ÷åëîâåêà, îñîáåííî åñëè îí èíòåëëåêòóàëüíî ñëàáåå.

    Íåïðèÿçíü ê øêîëå, åñëè ó÷åáíàÿ ïðîãðàììà ñêó÷íà è íåèíòåðåñíà.

    Îòñòàâàíèå â ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè ïî ñðàâíåíèþ ñî ñâåðñòíèêàìè, òàê êàê îäàð¸ííûé ðåá¸íîê ïðåäïî÷èòàåò èíòåëëåêòóàëüíûå çàíÿòèÿ. Îòñþäà è íåóìåíèå ïðèíèìàòü ó÷àñòèå â êîëëåêòèâíûõ ñïîðòèâíûõ èãðàõ.

    Îòñóòñòâèå êóëüòóðû äèàëîãà è æåëàíèå çàêàí÷èâàòü ìûñëü ñîáåñåäíèêà, òàê êàê óæå ñ ïåðâûõ ñëîâ ñõâàòûâàåò ñóòü ïðîáëåìû.

    Ñòðåìëåíèå ïðåðûâàòü è ïîïðàâëÿòü ñîáåñåäíèêà âî âðåìÿ ðàçãîâîðà, åñëè òîò äåëàåò ëîãè÷åñêèå îøèáêè èëè íåïðàâèëüíî ñòàâèò óäàðåíèå â ñëîâàõ.

    Ñòðåìëåíèå âñåãäà áûòü ïåðâûì â ñïîðå èç-çà îòñóòñòâèÿ êîíôîðìèçìà è ñïîñîáíîñòè èäòè íà êîìïðîìèññ.

    Ñòðåìëåíèå êîìàíäîâàòü ñâåðñòíèêàìè – èíà÷å åìó ñòàíîâèòñÿ ñêó÷íî ñ íèìè.

    Âñå ýòè íå î÷åíü ñèìïàòè÷íûå ÷åðòû õàðàêòåðà îäàð¸ííîãî ðåá¸íêà, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ïðîäîëæåíèåì åãî äîñòîèíñòâ, ìîãóò âûçâàòü íåïðèÿçíü ó ñâåðñòíèêîâ è îòòàëêèâàòü èõ îò ñåáÿ [9, ñ. 15-16]

    Î.Ì. Äüÿ÷åíêî ê îñíîâíûì êðèòåðèÿì ïðîÿâëåíèÿ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ ó äîøêîëüíèêîâ îòíîñèò:

    1. Îðèãèíàëüíîñòü âûïîëíåíèÿ äåòüìè òâîð÷åñêèõ çàäà÷.

    2. Èñïîëüçîâàíèå òàêîãî ðåñòðóêòóðèðîâàíèÿ îáðàçà, ïðè êîòîðîì îáðàçû îäíèõ îáúåêòîâ ïðèìåíÿþòñÿ â êà÷åñòâå äåòàëåé äëÿ ïîñòðîåíèÿ äðóãèõ.[2]

    Çàðóáåæíûå èññëåäîâàòåëè òàê æå ïûòàëèñü îõàðàêòåðèçîâàòü êðèòåðèè êðåàòèâíîñòè ( Äæ. Ãàóýí, Äæ. Ãèëôîðä è äð.). Òàêèå ïîïûòêè áûëè ïðåäïðèíÿòû äàæå ðàíüøå, ÷åì â îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè. Òàê Äæ. Ãèëôîðä âûäåëèë ÷åòûðå îñíîâíûõ ïàðàìåòðà êðåàòèâíîñòè:

    Îðèãèíàëüíîñòü – ñïîñîáíîñòü ïðîäóöèðîâàòü îòäåëüíûå àññîöèàöèè, íåîáû÷íûå îòâåòû;

    Ñåìàíòè÷åñêàÿ ãèáêîñòü – ñïîñîáíîñòü âûäåëÿòü ôóíêöèþ îáúåêòà è ïðåäëîæèòü åãî íîâîå èñïîëüçîâàíèå;

    Îáðàçíàÿ àäàïòàòèâíàÿ ãèáêîñòü – ñïîñîáíîñòü èçìåíèòü ôîðìó ñòèìóëà òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû óâèäåòü â í¸ì íîâûå ïðèçíàêè è âîçìîæíîñòè äëÿ èñïîëüçîâàíèÿ;

    Ñåìàòè÷åñêàÿ ñïîíòàííàÿ ãèáêîñòü – ñïîñîáíîñòü ïðîäóöèðîâàòü ðàçíîîáðàçíûå èäåè â íåðåãëàìåíòèðîâàííîé ñèòóàöèè. Îáùèé èíòåëëåêò íå âêëþ÷àåòñÿ â ñòðóêòóðó êðåàòèâíîñòè;

    Ïîçæå Äæ. Ãèëôëîðä óïîìèíàåò øåñòü ïàðàìåòðîâ êðåàòèâíîñòè:

    Ñïîñîáíîñòü ê îáíàðóæåíèþ è ïîñòàíîâêè ïðîáëåì;

    Ñïîñîáíîñòü ê ãåíåðèðîâàíèþ áîëüøîãî ÷èñëà äíåé;

    Ãèáêîñòü – ñïîñîáíîñòü ê ïðîäóöèðîâàíèþ ðàçëè÷íûõ èäåé;

    Îðèãèíàëüíîñòü – ñïîñîáíîñòü îòâå÷àòü íà ðàçäðàæèòåëè íåñòàíäàðòíî;

    Ñïîñîáíîñòü óñîâåðøåíñòâîâàòü îáúåêò, äîáàâëÿÿ äåòàëè; ñïîñîáíîñòü ðåøàòü ïðîáëåìû, ò.å. ñïîñîáíîñòü ê àíàëèçó è ñèíòåçó [4].

    2. Ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè ó äîøêîëüíèêîâ íà çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ

    Èçó÷åíèþ ôåíîìåíà äåòñêîé êðåàòèâíîñòè ïîñâÿùåíî çíà÷èòåëüíîå êîëè÷åñòâî ðàáîò. Èçó÷åíèå êðåàòèâíîñòè, ðîëè ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ðàçâèòèè êðåàòèâíîñòè ó äîøêîëüíèêîâ, îïèðàþòñÿ ðàáîòû Ð.È. Æóêîâñêîé, À.Â. Çàïîðîæöà, À.Í. Ëåîíòüåâà, Ä.Â. Ìåíäæåîèöêîé, À.Ï. Óñîâîé, Ä.Á. Ýëüêîíèíà è äð.

    Ñðåäè ðàáîò, ïîñâÿù¸ííûõ âîïðîñàì ðàçâèòèÿ ïðîäóêòèâíîãî (òâîð÷åñêîãî) ìûøëåíèÿ ñëåäóåò îòìåòèòü ðàáîòû À.Â. Áðóøëèíñêîãî, Ë.À. Âåíãåðà, Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, Â.Í. Äðóæèíèíà, ß.À. Ïîíîìàð¸âà, È.Â. Ñåðåáðîâîé, Â.Ñ. Øóáèíñêîãî à òàêæå Êîñåíêî Í.Ò., Íèêèòèíà Á.Ï., Êóäðÿâöåâà Â., Ñèíåëüíèêîâà Â., Èâàíîâà Í.

    Ôîðìèðîâàíèå òâîð÷åñêè àêòèâíîé ëè÷íîñòè, îáëàäàþùåé ñïîñîáíîñòüþ ýôôåêòèâíî è íåñòàíäàðòíî ðåøàòü æèçíåííûå ïðîáëåìû, çàêëàäûâàåòñÿ â äåòñòâå è ÿâëÿåòñÿ óñëîâèåì ïîñëåäóþùåãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà, åãî óñïåøíîé òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.  ñâÿçè ñ ýòèì ïåðåä äåòñêèìè îáðàçîâàòåëüíûìè ó÷ðåæäåíèÿìè âñòà¸ò âàæíàÿ çàäà÷à ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ.

    Îäíèì èç íàïðàâëåíèé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ðàçëè÷íûõ ñòîðîí ëè÷íîñòè, îðèåíòèðîâàííîå, ïðåæäå âñåãî, íà ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè. Òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè èëè êðåàòèâíîñòü çàëîæåíû èëè ñóùåñòâóþò â êàæäîì ðåá¸íêå. Ó äåòåé ïðîÿâëåíèå êðåàòèâíîñòè íîñÿò äîñòàòî÷íî ìàññîâûé õàðàêòåð è áîëüøèíñòâî ñïåöèàëèñòîâ îòíîñÿò ê íåé òàêèå ïîçíàâàòåëüíûå êà÷åñòâà êàê ôàíòàçèÿ, òâîð÷åñêîå âîîáðàæåíèå. Ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè ïðîèñõîäèò â òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ðåàëèçóÿ ïðèíöèï ñîçíàòåëüíîñòè è àêòèâíîñòè, ñëåäóåò âîñïèòûâàòü ó çàíèìàþùèõñÿ êðåàòèâíîå îòíîøåíèå ê ïðîöåññó ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ, èíèöèàòèâó è ñàìîñòîÿòåëüíîñòü.

    Îñíîâíûìè ïðè¸ìàìè, îáåñïå÷èâàþùèìè âîñïèòàíèå êðåàòèâíîñòè íà çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ, ÿâëÿþòñÿ:

    Èñïîëüçîâàíèå âçàèìîîáó÷åíèÿ, êîòîðîå ïîìîãàåò ðåøàòü êàê ìèíèìóì òðè çàäà÷è. Âî-ïåðâûõ, îáó÷àÿ òîâàðèùà, êàæäûé çàíèìàþùèéñÿ íà÷í¸ò ãëóáæå ïîíèìàòü ñîäåðæàíèå óïðàæíåíèÿ, åãî òåõíèêó, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ëó÷øåìó óñâîåíèþ äâèãàòåëüíîãî äåéñòâèÿ.

    Âçàèìîîáó÷åíèå ïîìîãàåò ôîðìèðîâàòü èíñòðóêòîðñêèå íàâûêè.  òðåòüèõ, îíî ñïîñîáñòâóåò îïòèìèçàöèè îáó÷åíèÿ íà çàíÿòèÿõ. Ó÷èòûâàÿ ýòî, ê âçàèìîîáó÷åíèþ ñëåäóåò ïðèâëåêàòü âñåõ çàíèìàþùèõñÿ áåç èñêëþ÷åíèÿ.

    Ðàçâèòèþ êðåàòèâíîñòè äåòåé ñïîñîáñòâóåò òàêæå âîñïèòàíèå êðèòè÷åñêîãî îòíîøåíèÿ ê ñåáå. Ñ ýòîé öåëüþ ñëåäóåò ïðîáóæäàòü ó çàíèìàþùèõñÿ èíòåðåñ ê ñîáñòâåííîìó ðàçâèòèþ, íàó÷èòü èõ ñòàâèòü áëèæàéøèå öåëè, ÷òîáû ñàìîñòîÿòåëüíî è öåëåíàïðàâëåííî âîçäåéñòâîâàòü íà îïðåäåë¸ííûå ñòîðîíû ñîáñòâåííîãî ðàçâèòèÿ.

    Èíèöèàòèâíîñòü, ñàìîñòîÿòåëüíîñòü è êðåàòèâíîå îòíîøåíèå ê ó÷åáíîìó ïðîöåññó âîñïèòûâàåòñÿ ïîñðåäñòâîì ïðèâëå÷åíèå äåòåé ê âûïîëíåíèþ èìè îáÿçàííîñòåé êàïèòàíîâ êîìàíä, äåæóðíûõ.

    Êðåàòèâíîñòü äåòåé ñòèìóëèðóåòñÿ, êàê ïîêàçûâàåò îïûò, ýìîöèîíàëüíîñòü çàíÿòèé. Äëÿ îïòèìèçàöèè óðîâíÿ ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ, à ñëåäîâàòåëüíî è èíòåðåñà ê çàíÿòèÿì, íåîáõîäèìî îáåñïå÷èâàòü êàæäîìó ðåá¸íêó ïîñèëüíóþ íàãðóçêó. Ðàçâèòèþ êðåàòèâíîñòè è èíèöèàòèâû çàíèìàþùèõñÿ ñïîñîáñòâóåò îðãàíèçàöèÿ ñàìîñòîÿòåëüíûõ ôîðì ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ ó÷åíèêîâ, êîòîðûå ïðîâîäÿòñÿ áåç ó÷àñòèÿ ïåäàãîãà.

    Ïåäàãîã äîëæåí ñàì êðåàòèâíî ïîäõîäèòü ê îñîçíàíèþ àíàëèçà ñîáñòâåííûõ äåéñòâèé è ê âîñïèòàíèþ òâîð÷åñêîãî îòíîøåíèÿ ê ïðîöåññó çàíÿòèé ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè.

    Ê íèì îòíîñÿòñÿ: èñïîëüçîâàíèå äîñòàòî÷íîãî êîëè÷åñòâà èíâåíòàðÿ, îáåñïå÷åíèå ñâÿçè íîâîãî ìàòåðèàëà ñ ðàíåå èçó÷åííûì è îïòèìàëüíîãî òåìïà îáó÷åíèÿ äëÿ êàæäîãî ðåá¸íêà, ñîâðåìåííûé êîíòðîëü è îöåíêà ðåçóëüòàòîâ äåÿòåëüíîñòè äåòåé. Êîíêðåòíûé âûáîð ïðè¸ìîâ è ñðåäñòâ àêòèâèçàöèè êðåàòèâíîñòè äåòåé îáóñëîâëèâàåòñÿ çàäà÷àìè çàíÿòèÿ, ýòàïîì îáó÷åíèÿ, õàðàêòåðîì ó÷åáíîãî ìàòåðèàëà, óðîâíåì ïîäãîòîâëåííîñòè ó÷àùèõñÿ è ñïîñîáíîñòÿìè ïåäàãîãà.

    Çàäà÷à ïåäàãîãà – â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå íàèëó÷øèì îáðàçîì ó÷åñòü âîçìîæíîñòè äåòåé è îòêðûòü ïðîñòîð äëÿ ïðîÿâëåíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòè è òâîð÷åñòâà íà çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ. Ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè (òâîð÷åñêîãî ïîäõîäà) íà çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äîëæíû îñóùåñòâëÿòüñÿ ïåäàãîãîì ïîñòîÿííî, ïîñêîëüêó ÿâëÿåòñÿ íå ñàìîöåëüþ, à ñðåäñòâîì äîñòèæåíèÿ öåëè. Íàèáîëåå óñïåøíîìó ðåøåíèþ íàìå÷åííûõ ó÷åáíûõ çàäà÷ íà çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ ñïîñîáñòâóåò êîìïëåêñ ìåòîäîâ.

    Âíà÷àëå öåëåñîîáðàçíî ôîðìèðîâàòü çíàíèÿ, óìåíèÿ è íàâûêè ïóò¸ì ðåïðîäóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè. Ïî ìåðå íàêîïëåíèÿ äåòüìè çíàíèé è äâèãàòåëüíîãî îïûòà ñëåäóåò ïîñòåïåííî ïðèìåíÿòü ýëåìåíòû òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, à çàòåì âñ¸ øèðå ïðàêòèêîâàòü ñàìîñòîÿòåëüíîñòü è ïîîùðÿòü èíèöèàòèâó è òâîð÷åñêèé ïîäõîä.

    Èìåííî â òâîð÷åñòâå íàõîäèòñÿ èñòî÷íèê ñàìîðåàëèçàöèè è ñàìîðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, óìåþùåé àíàëèçèðîâàòü âîçíèêàþùèå ïðîáëåìû, óñòàíàâëèâàòü ñèñòåìíûå ñâÿçè, âûÿâëÿòü ïðîòèâîðå÷èÿ, íàõîäèòü èõ îïòèìàëüíîå ðåøåíèå, ïðîãíîçèðîâàòü âîçìîæíûå ïîñëåäñòâèÿ ðåàëèçàöèè òàêèõ ðåøåíèé.

    Çàêëþ÷åíèå

    Äåòñêèé âîçðàñò èìååò áîãàòåéøèå âîçìîæíîñòè äëÿ ðàçâèòèÿ êðåàòèâíîñòè. Ê ñîæàëåíèþ, ýòè âîçìîæíîñòè ñ òå÷åíèåì âðåìåíè íåîáðàòèìî óòðà÷èâàþòñÿ, ïîýòîìó íåîáõîäèìî, êàê ìîæíî ýôôåêòèâíåå èñïîëüçîâàòü èõ â äîøêîëüíîì è ìëàäøåì øêîëüíîì äåòñòâå.

    Óñïåøíîå ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè âîçìîæíî ëèøü ïðè ñîçäàíèè îïðåäåë¸ííûõ óñëîâèé, áëàãîïðèÿòñòâóþùèõ èõ ôîðìèðîâàíèþ. Òàêèìè óñëîâèÿìè ÿâëÿþòñÿ:

    Ðàííåå ôèçè÷åñêîå è èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå äåòåé.

    Ñîçäàíèå îáñòàíîâêè, îïðåäåëÿþùåé ðàçâèòèå ðåá¸íêà.

    Ñàìîñòîÿòåëüíîå ðåøåíèå ðåá¸íêîì çàäà÷, òðåáóþùèõ ìàêñèìàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ, êîãäà ðåá¸íîê äîáèðàåòñÿ äî «ïîòîëêà» ñâîèõ âîçìîæíîñòåé.

    Ïðåäîñòàâëåíèå ðåá¸íêó ñâîáîäó â âûáîðå äåÿòåëüíîñòè, ÷åðåäîâàíèè äåë, ïðîäîëæèòåëüíîñòè çàíÿòèé îäíèì äåëîì è ò.ä.

    Óìíàÿ äîáðîæåëàòåëüíàÿ ïîìîùü (à íå ïîäñêàçêà) âçðîñëûõ.

    Êîìôîðòíàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ îáñòàíîâêà, ïîîùðåíèå âçðîñëûìè ñòðåìëåíèÿ ðåá¸íêà ê òâîð÷åñòâó.

    Íî ñîçäàíèå áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèé íåäîñòàòî÷íî äëÿ âîñïèòàíèÿ ðåá¸íêà ñ âûñîêîðàçâèòûìè òâîð÷åñêèìè ñïîñîáíîñòÿìè. Íåîáõîäèìà öåëåíàïðàâëåííàÿ ðàáîòà ïî ðàçâèòèþ êðåàòèâíîñòè ó äåòåé. Ïîýòîìó îíà ðàçâèâàåòñÿ â îñíîâíîì ñòèõèéíî è â ðåçóëüòàòå, íå äîñòèãàþò âûñîêîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ.

    Äëÿ ðàçâèòèÿ êðåàòèâíîñòè ìîæíî ïðåäëîæèòü ñëåäóþùèå ìåðû:

    – Ââåäåíèå â ïðîãðàììó âîñïèòàíèÿ ñïåöèàëüíûõ çàíÿòèé, íàïðàâëåííûõ íà ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé.

    – Óïðàâëåíèå âçðîñëûìè äåòñêîé ïðåäìåòíîé è ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðîé ñ öåëüþ ðàçâèòèÿ â íåé âîîáðàæåíèÿ äåòåé.

    – Èñïîëüçîâàíèå ñïåöèàëüíûõ èãð, ðàçâèâàþùèõ òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè äåòåé.

    – Ðàáîòà ñ ðîäèòåëÿìè.

    Òàêèì îáðàçîì, åäèíñòâåííûì ïëîäîòâîðíûì ïóò¸ì ðàçâèòèÿ êðåàòèâíîñòè â äåòñòâå ñòàíîâèòñÿ ìàêñèìàëüíî ïîëíîå ðàñêðûòèå ïîòåíöèàëüíûõ âîçìîæíîñòåé, ïðèðîäíûõ çàäàòêîâ, è ó÷èòåëü äîëæåí ñîçäàòü òàêóþ ïîëíîöåííî ðàçâèâàþùóþñÿ äåÿòåëüíîñòü äëÿ ó÷àùèõñÿ, ÷òîáû ïîòåíöèàë íå îñòàëñÿ íå âîñòðåáîâàííûì.

    Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

    1. Àëüòøóãåð Ã.Ñ., Âåðòêèí È.Ì. Êàê ñòàòü ãåíèåì: æèçíåííàÿ ñòðàòåãèÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè. Ìèíñê: Áåëàðóñü, 1994

    2. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Âîîáðàæåíèå è òâîð÷åñòâî â äåòñêîì âîçðàñòå. Èçä. 2-å, Ì.,2001

    3. Âèøíÿêîâà Â.Ô. Êðåàòèâíàÿ ïñèõîëîãèÿ. Ïñèõîëîãèÿ òâîð÷åñêîãî îáó÷åíèÿ. – Ìèíñê, 1995

    4. Ãèëôîðä Äæ Ñòðóêòóðíàÿ ìîäåëü èíòåëëåêòà // Ïñèõîëîãèÿ ìûøëåíèÿ. – Ì.: Ïðîãðåññ, 1965

    5. Äüÿ÷åíêî Î.Ì., Ëàâðåíòüåâ Ò.Â. Ïñèõîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå äîøêîëüíèêîâ. – Ì., 2001

    6. Èâàíîâà Í.È. Âîîáðàæåíèå è òâîð÷åñòâî äåòåé. // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2005. – ¹10

    7. Êóäðÿâöåâ Â., Ñèíåëüíèêîâ Â. Ðåá¸íîê – äîøêîëüíèê: ê äèàãíîñòèêå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé // Äîøê. Âîñïèòàíèå. – 1995. – ¹9

    8. Ëóê À.Í. Ïñèõîëîãèÿ òâîð÷åñòâà. – Ì.: Íàóêà, 1978

    9. Êîñåíêî Í.Ò. Ôîðìèðîâàíèå òâîð÷åñêîé àêòèâíîñòè â èãðå. // Äîøê. Âîñï. – 1999. – ¹12

    10. Íèêèòèí Á.Ï. Ñòóïåíüêè òâîð÷åñòâà èëè ðàçâèâàþùèå èãðû. – Ì., 1998.

    11. Ïåòðóøèí Â.È. Ïñèõîëîãè÷åñêèå àñïåêòû äåÿòåëüíîñòè ó÷èòåëÿ è êëàññíîãî ðóêîâîäèòåëÿ / Ì.: Öåíòð «Ïåäàãîãè÷åñêèé ïîèñê», 2001

    Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

    Источник

    Читайте также:  Динамика развития ребенка у логопеда