Дипломная работа о развитии креативности ребенка
Научно-теоретические основы креативности как категории мышления в условиях обучения. Развитие детей младшего школьного возраста, креативность как категория их мышления. Диагностика креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников.
Психолого-педагогические основы развития творческих способностей младших школьников. Использование заданий творческого характера на уроках математики. Развитие креативности школьников путем использования в процессе обучения системы математических заданий.
дипломная работа, добавлен 25.06.2013
Теоретические подходы к исследованию креативности в современной психологии. Методы диагностики креативности школьников. Учет креативности в педагогической деятельности учителя. Анализ результатов диагностики креативности школьников младших классов.
дипломная работа, добавлен 09.08.2010
Формы занятий в физическом воспитании, урочные и неурочные способы организации учебно-воспитательного процесса. Особенности физического воспитания детей младшего школьного возраста. Взгляды на природу креативности, развитие творческих возможностей детей.
курсовая работа, добавлен 10.06.2010
Проблема развития креативности младших школьников, педагогические условия данного процесса и содержание нестандартных приемов. Условия, оказывающие влияние на формирование креативности. Принципы формирования эксперимента и оценка его результатов.
дипломная работа, добавлен 16.10.2013
Понятие памяти младших школьников. Память младшего школьника первостепенный психологический компонент учебной познавательной деятельности. Диагностика памяти детей младшего школьного возраста. Методики диагностики особенностей памяти младших школьников.
реферат, добавлен 23.11.2008
Феномен креативности в психологии. Основные условия успешного развития креативности у дошкольников. Особенности креативности дошкольников, воспитывающихся в различных дошкольных учреждениях. Рекомендации по повышению уровня креативности у дошкольников.
курсовая работа, добавлен 11.10.2014
Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возраста. Сравнение уровня креативности у условно здоровых детей и детей с синдром дефицита внимания (СДВГ) и гиперактивности. Коррекционные занятия на развитие креативности у детей с СДВГ.
дипломная работа, добавлен 14.11.2010
Определение свойств творческого человека: оригинальность, семантическая и адаптивная гибкость. Изучение понятия стереотипности и одаренности. Экспериментальное исследование креативности школьников с помощью методик Дэвиса, Гилфорда, рисования кругов.
курсовая работа, добавлен 22.02.2010
Структура и компоненты творческого потенциала человека. Особенности развития личности младшего школьника. Модель развития креативности личности ребенка. Способы стимулирования его творческих способностей. Организация уроков творчества в начальной школе.
курсовая работа, добавлен 08.04.2014
Особенности развития мышления младших школьников в процессе учебной деятельности. Сущность дидактических игр и их роль в развитии младших школьников. Система упражнений, направленных на развитие логического мышления, диагностика уровня его развития.
дипломная работа, добавлен 25.06.2011
Источник
Вид работы:
Дипломная (ВКР)
Предмет:
Педагогика
Язык:
Русский
,
Формат файла:
MS Word
218,76 kb
Скачать
Опубликовано:
2009-01-12
Все дипломные работы по педагогике
Скачать дипломную работу
Читать текст online
Заказать дипломную
*Помощь в написании!
Посмотреть все дипломные работы
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!
Похожие работы
Психолого-педагогические условия развития креативности у старших дошкольников…
На этом этапе при проведении сюжетно-ролевой игры в экспериментальной группе, использовалась специальные приемы, направленные на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста.
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать onlineУсловия развития креативности младших школьников на уроках физической культуры
Необходима целенаправленная работа по развитию креативности у детей . К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие креативности у детей .
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать onlineДиагностика креативности школьников и ее учет в педагогической деятельности…
…проблемы учета креативности у детей . Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема креативности является одной из стержневых и противоречивых проблем в психологии. Развитие креативности школьников в…
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать onlineРазвитие творческих способностей в онтогенезе
Основным условием развития творчества является развитие личности ребенка . У детей с высоким уровнем креативности к 7 годам практически сформированы важнейшие характеристики личности (положительное отношение к себе и окружающему миру, развитая…
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать onlineНаличие креативности у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ
Развитие креативности тесно связано, как было показано выше, с развитием воображения ребенка , поэтому мы…
При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы.СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать onlineИсследование креативности : критерии оценки и методы изучения
Также на развитие и проявление креативности влияет семейный фактор: порядок рождения и число детей в семье.
СкачатьСкачать документ
Читать onlineЧитать online
Источник
Ñóùíîñòü ïîíÿòèÿ êðåàòèâíîñòü è êðèòåðèè ïðîÿâëåíèÿ êðåàòèâíîñòè ó äîøêîëüíèêîâ. Ñòàäèè ðàçâèòèÿ äåòñêîãî êðåàòèçìà: íàãëÿäíî-äåéñòâåííàÿ, ïðè÷èííàÿ è ýâðèñòè÷åñêàÿ. Ôîðìèðîâàíèå òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè. Âîñïèòàíèå èíèöèàòèâíîñòè è ñàìîñòîÿòåëüíîñòè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ó×ÐÅÆÄÅÍÈÅ ÎÁÐÀÇÎÂÀÍÈß
«ÁÅËÎÐÓÑÑÊÈÉ ÃÎÑÓÄÀÐÑÒÂÅÍÍÛÉ ÏÅÄÀÃÎÃÈ×ÅÑÊÈÉ ÓÍÈÂÅÐÑÈÒÅÒ ÈÌÅÍÈ Ì.ÒÀÍÊÀ»
ÐÅÔÅÐÀÒ
ÔÅÍÎÌÅÍ ÄÅÒÑÊÎÉ ÊÐÅÀÒÈÂÍÎÑÒÈ
Âûïîëíèëà ñòóäåíòêà
1 êóðñà çàî÷íîãî îòäåëåíèÿ
Ãðóïïû 110
Òèõàíîâè÷ À.Ä.
Ïðîâåðèë
Äîêòîð ïåäàãîãè÷åñêèõ íàóê
Øåáåêî Â.Í.
Ìèíñê
2014
Ñîäåðæàíèå
Ââåäåíèå
1. Ñóùíîñòü ïîíÿòèÿ êðåàòèâíîñòü è êðèòåðèè ïðîÿâëåíèÿ êðåàòèâíîñòè ó äîøêîëüíèêîâ
2. Ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè ó äîøêîëüíèêîâ íà çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
Ââåäåíèå
Âàæíåéøèì ýëåìåíòîì êóëüòóðû è öèâèëèçàöèè ÷åëîâå÷åñòâà ÿâëÿåòñÿ òâîð÷åñòâî.  ðàçâèòîì îáùåñòâå ôîðìèðîâàíèå íîâîãî ÷åëîâåêà êàê ëè÷íîñòè, îáëàäàþùåé íðàâñòâåííûìè êà÷åñòâàìè, òâîð÷åñêèì îòíîøåíèåì ê äåéñòâèòåëüíîñòè, îáùåñòâåííîé àêòèâíîñòüþ, ïðåâðàùàþòñÿ â ãëàâíóþ çàäà÷ó, ÿâëÿÿñü íåîáõîäèìûì óñëîâèåì åãî ïîñòðîåíèÿ.  ñâÿçè ñ ýòèì ïåðåä äåòñêèìè îáðàçîâàòåëüíûìè ó÷ðåæäåíèè âñòà¸ò âàæíàÿ çàäà÷à ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ. Îäíèì èç íàïðàâëåíèé äîøêîëüíîãî îáðàçîâàíèÿ ðåá¸íêà ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ðàçëè÷íûõ ñòîðîí ëè÷íîñòè, îðèåíòèðîâàííîå, ïðåæäå âñåãî, íà ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè.
1. Ñóùíîñòü ïîíÿòèÿ êðåàòèâíîñòü è êðèòåðèè ïðîÿâëåíèÿ êðåàòèâíîñòè ó äîøêîëüíèêîâ
«Îá îáøèðíîñòè óìà ñëåäóåò ñóäèòü ëèøü ïî èçîáðåòàòåëüíîñòè è êîëè÷åñòâó ìûñëåé, êîòîðûå äâà ÷åëîâåêà èçâëåêàþò èç îäíîé è òîé æå âåùè»
Êëîä Àäðèàí Ãåëüâåöèé
« Êðåàòèâíîñòü » (îò àíãëèéñêîãî ñëîâà «creativity» ) – óðîâåíü òâîð÷åñêîé îäàð¸ííîñòè, ñïîñîáíîñòè ê òâîð÷åñòâó, ñîñòàâëÿþùèé îòíîñèòåëüíî óñòîé÷èâóþ õàðàêòåðèñòèêó ëè÷íîñòè.
Êðåàòèâíîñòü – ýòî ñïîñîáíîñòü òâîðèòü, ñîçäàâàòü, ïðèâíîñèòü ÷òî-òî íîâîå â ýòîò ìèð, ñîçäàâàòü îðèãèíàëüíûå öåííîñòè, ïðèíèìàòü íåñòàíäàðòíûå ðåøåíèÿ. Çà ïåðèîä ïåðâûõ îò ïîïûòîê èçó÷åíèÿ òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé äî íàñòîÿùåãî âðåìåíè èññëåäîâàòåëÿìè ñîçäàíà îáøèðíàÿ äåòàëüíàÿ êàðòèíà ôåíîìåíîëîãèè êðåàòèâíîñòè. Ñ èçó÷åíèåì êðåàòèâíîñòè ñâÿçàíû òàêèå óìíåéøèå ëè÷íîñòè êàê Çèãìóíä Ôðåéä, Ê. Ðîäæåðñ, Äæ. Ãèëôîðä, Ý. Òîððåíñ, Ð. Ñòåðíáåðã, Ò. Àìàáàéë, ß.À. ïîíàìàð¸â, Ä.Á. Áîãîÿâëåíñêàÿ, À.Ì. Ìàòþøêèí, Ñ.Ë. Ðóáèíøòåéí, À. Ìàñëîó, Á.Ì. Òåïëîâ, Â.Ô. Âèøíÿêîâà, Ð. Ìýé, Ô Áàððîí, Ä. Õàððèíãòîí.
Îñíîâíûì òðåáîâàíèÿì îáðàçîâàíèÿ ñåãîäíÿ ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè ðåá¸íêà, ñïîñîáíîé âûõîäèòü çà ïðåäåëû èçâåñòíîãî, ïðèíèìàòü íåñòàíäàðòíûå ðåøåíèÿ, ñîçäàâàòü ïðîäóêòû, õàðàêòåðèçóþùèåñÿ íîâèçíîé. Ïñèõîëîãè è ïåäàãîãè, ïðè õàðàêòåðèñòèêå êðåàòèâíîñòè, óêàçûâàþò íà ïðîáëåìó ñïîñîáíîñòåé è ÷àùå âñåãî êðåàòèâíîñòü ðàññìàòðèâàþò êàê îáùóþ òâîð÷åñêóþ ñïîñîáíîñòü, ïðîöåññ ïðåîáðàçîâàíèÿ çíàíèé. Ïðè ýòîì îíè óòâåðæäàþò, ÷òî êðåàòèâíîñòü ñâÿçàíà ñ ðàçâèòèåì âîîáðàæåíèÿ, ôàíòàçèè, ïîðîæäåíèåì ãèïîòåç ( Âûãîòñêèé Ë.Ñ., Äàâûäîâ Â.Â., Ïîíîìîð¸â ß.À., Øìåë¸â À.Ã. ).
 äîøêîëüíîì âîçðàñòå çàêëàäûâàþòñÿ îñíîâû òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ðåá¸íêà, êîòîðûå ïðîÿâëÿþòñÿ â ðàçâèòèè ñïîñîáíîñòè ê çàìûñëó è åãî ðåàëèçàöèè, â óìåíèè êîìáèíèðîâàòü ñâîè çíàíèÿ è ïðåäñòàâëåíèÿ, â èñêðåííåé ïåðåäà÷å ñâîèõ ÷óâñòâ [ 2 ].
Êðåàòèâíîñòü – ýòî ïðîöåññ ïðåîäîëåíèÿ êîñíîñòè â ìûøëåíèè, ÷óâñòâàõ, îáùåíèè. Êðåàòèâíûé ÷åëîâåê âñåãäà áîëåå òåðïèì ê îêðóæàþùèì: îí ãîòîâ ïðèçíàòü, ÷òî ïðèâû÷íûé äëÿ íåãî ñïîñîá ïîâåäåíèÿ, ìîæåò áûòü, íå ñàìûé ëó÷øèé, íî ïðèÿòíûé èì èìåííî â ñèëó ïðèâû÷êè; ÷òî êàæäûé ÷åëîâåê æèâ¸ò â ñâî¸ì ìèðå è âèäèò ýòîò ìèð ïî-ñâîåìó, ñàìîñòîÿòåëüíî, à íå òàê, êàê åìó äèêòóþò òå, êòî åãî îêðóæàþò. Ïðè âñ¸ì ðàçíîîáðàçèè îïðåäåëåíèé êðåàòèâíîñòè ( êàê ñïîñîáíîñòü ïîðîæäàòü íîâûå èäåè, îòêàçûâàòüñÿ îò ñòåðåîòèïíûõ ñïîñîáîâ ìûøëåíèÿ, ñïîñîáíîñòü ê ïîñòàíîâêå ãèïîòåç, ê ïîðîæäåíèþ íîâûõ êîìáèíàöèé è ò.ä. ) å¸ ñóììàðíàÿ õàðàêòåðèñòèêà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî êðåàòèâíîñòü – ýòî ñïîñîáíîñòü ñîçäàâàòü íå÷òî íîâîå, îðèãèíàëüíîå.
Âçãëÿäû íà ïðèðîäó êðåàòèâíîñòè èçìåíèëèñü: åñëè â íà÷àëå îíà ïîíèìàëàñü êàê ðåãðåññèâíûé ìûñëèòåëüíûé ïðîöåññ, òî âïîñëåäñòâèè å¸ ñòàëè ðàññìàòðèâàòü êàê âûñøèé ìûñëèòåëüíûé ïðîöåññ. Ëþäè, îáëàäàþùèå òàêèì òèïîì ìûøëåíèÿ, ïðè ðåøåíèè êàêîé-ëèáî ïðîáëåìû íå êîíöåíòðèðóþò âñå ñâîè óñèëèÿ íà íàõîæäåíèè åäèíñòâåííî ïðàâèëüíîãî ðåøåíèÿ, à íà÷èíàþò èñêàòü ðåøåíèÿ ïî âñåì âîçìîæíûì íàïðàâëåíèÿì ñ òåì, ÷òîáû ðàññìîòðåòü êàê ìîæíî áîëüøå âàðèàíòîâ. Òàêèå ëþäè ñêëîííû îáðàçîâûâàòü íîâûå êîìáèíàöèè èç ýëåìåíòîâ, êîòîðûå áîëüøèíñòâî ëþäåé çíàþò è èñïîëüçóþò òîëüêî îïðåäåë¸ííûì îáðàçîì, èëè ôîðìèðîâàòü ñâÿçè ìåæäó äâóìÿ ýëåìåíòàìè, íå èìåþùèõ íà ïåðâûé âçãëÿä íè÷åãî îáùåãî. Äèâåðãåíòíûé ñïîñîá ìûøëåíèÿ ëåæèò â îñíîâå òâîð÷åñêîãî ìûøëåíèÿ, êîòîðîå õàðàêòåðèçóåòñÿ ñëåäóþùèìè îñíîâíûìè îñîáåííîñòÿìè:
Áûñòðîòà – ñïîñîáíîñòü âûñêàçûâàòü ìàêñèìàëüíîå êîëè÷åñòâî èäåé (â äàííîì ñëó÷àå âàæíî íå èõ êà÷åñòâî, à èõ êîëè÷åñòâî).
Ãèáêîñòü – ñïîñîáíîñòü âûñêàçûâàòü øèðîêîå ìíîãîîáðàçèå èäåé.
Îðèãèíàëüíîñòü – ñïîñîáíîñòü ïîðîæäàòü íîâûå íåñòàíäàðòíûå èäåè (ýòî ìîæåò ïðîÿâëÿòüñÿ â îòâåòàõ, ðåøåíèå íåñîâïàäàþùèõ ñ îáùåïðèíÿòûì). êðåàòèâíîñòü äîøêîëüíèê òâîð÷åñêèé ëè÷íîñòü
Çàêîí÷åííîñòü – ñïîñîáíîñòü ñîâåðøåíñòâîâàòü ñâîé «ïðîäóêò» èëè ïðèäàâàòü åìó çàêîí÷åííûé âèä.
Îòå÷åñòâåííûé èññëåäîâàòåëü ïðîáëåìû òâîð÷åñòâà À.Í. Ëóê; îïèðàÿñü íà áèîãðàôèè âûäàþùèõñÿ ó÷¸íûõ, èçîáðåòàòåëåé, õóäîæíèêîâ è ìóçûêàíòîâ âûäåëÿåò ñëåäóþùèå òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè [8, ñ. 6-36]:
Ñïîñîáíîñòü âèäåòü ïðîáëåìó òàì, ãäå å¸ íå âèäÿò äðóãèå.
Ñïîñîáíîñòü ñâîðà÷èâàòü ìûñëèòåëüíûå îïåðàöèè, çàìåíÿÿ íåñêîëüêî ïîíÿòèé îäíèì è èñïîëüçóÿ âñå áîëåå ¸ìêèå â èíôîðìàöèîííîì îòíîøåíèè ñèìâîëû.
Ñïîñîáíîñòü ïðèìåíÿòü íàâûêè, ïðèîáðåò¸ííûå ïðè ðåøåíèè îäíîé çàäà÷è ê äðóãîé.
Ñïîñîáíîñòü âîñïðèíèìàòü äåéñòâèòåëüíîñòü öåëèêîì, íå äðîáÿ å¸ íà ÷àñòè.
Ñïîñîáíîñòü ëåãêî àññîöèèðîâàòü îòäàë¸ííûå ïîíÿòèÿ.
Ñïîñîáíîñòü ïàìÿòè âûäàâàòü íóæíóþ èíôîðìàöèþ â íóæíóþ ìèíóòó.
Ãèáêîñòü ìûøëåíèÿ.
Ñïîñîáíîñòü âûáèðàòü îäíó èç àëüòåðíàòèâ ðåøåíèÿ ïðîáëåìû äî å¸ ïðîâåðêè.
Ñïîñîáíîñòü âêëþ÷àòü âíîâü âîñïðèíÿòûå ñâåäåíèÿ â óæå èìåþùèåñÿ ñèñòåìû çíàíèé.
Ñïîñîáíîñòü âèäåòü âåùè òàêèìè, êàêèå îíè åñòü, âûäåëèòü íàáëþäàåìîå èç òîãî, ÷òî ïðèâíîñèòñÿ èíòåðïðåòàöèåé.
˸ãêîñòü ãåíåðèðîâàíèÿ èäåé.
Òâîð÷åñêîå âîîáðàæåíèå.
Ñïîñîáíîñòü äîðàáîòêè äåòàëåé, ê ñîâåðøåíñòâîâàíèþ ïåðâîíà÷àëüíîãî çàìûñëà.
Òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè èëè êðåàòèâíîñòü çàëîæåíû è ñóùåñòâóþò â êàæäîì ðåá¸íêå. Ó äåòåé ïðîÿâëåíèå êðåàòèâíîñòè íîñÿò äîñòàòî÷íî ìàññîâûé õàðàêòåð è áîëüøèíñòâî ñïåöèàëèñòîâ îòíîñÿò ê íåé òàêèå ïîçíàâàòåëüíûå êà÷åñòâà êàê ôàíòàçèÿ, òâîð÷åñêîå âîîáðàæåíèå.
Ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè ïðîèñõîäèò ïîñòåïåííî, ïðîõîäÿ íåñêîëüêî ñòàäèé.
Èññëåäîâàíèÿ äåòñêîãî êðåàòèçìà ïîçâîëÿþò âûäåëèòü êàê ìèíèìóì òðè ñòàäèè ðàçâèòèÿ: íàãëÿäíî-äåéñòâåííîå, ïðè÷èííîå è ýâðèñòè÷åñêîå.  ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè îäàðåííûå äåòè îòëè÷àþòñÿ òåì, ÷òî:
Õîòÿò äîáèâàòüñÿ óñïåõîâ â ó÷¸áå è ïðèîáðåòàòü çíàíèÿ, íå âîñïðèíèìàÿ ýòî êàê íàñèëèå íàä ñîáîé.
Ñïîñîáíû ê ñàìîñòîÿòåëüíûì äåéñòâèÿì áëàãîäàðÿ ïðèîáðåò¸ííûì ðàíåå óìñòâåííûì íàâûêàì.
Óìåþò êðèòè÷åñêè îöåíèâàòü îêðóæàþùóþ äåéñòâèòåëüíîñòü è ïðîíèêàòü â ñóòü âåùåé è ÿâëåíèé.
Ïîãðóæåíû â ôèëîñîôñêèå ïðîáëåìû, êàñàþùèåñÿ âîïðîñîâ æèçíè è ñìåðòè, ðåëèãèè è ñóùíîñòè ìèðîçäàíèÿ.
Íå äîâîëüñòâóþòñÿ ïîâåðõíîñòíûì îáúÿñíåíèÿì, äàæå åñëè îíè êàæóòñÿ äîñòàòî÷íûìè äëÿ èõ ñâåðñòíèêîâ.
Ïîñòîÿííî ñòðåìÿòñÿ ê ñàìîñîâåðøåíñòâîâàíèþ è ñòàðàþòñÿ âñ¸ äåëàòü õîðîøî. Îòñþäà – ïîñòàíîâêà çàâûøåííûõ öåëåé è òÿæ¸ëûå ïåðåæèâàíèÿ â ñëó÷àå íåâîçìîæíîñòè èõ äîñòèæåíèÿ.
Ìîãóò ïîëíîñòüþ êîíöåíòðèðîâàòü âíèìàíèå è ïîãðóæàòüñÿ â ïðîáëåìó, ïîäàâëÿÿ ëþáûå «ïîìåõè».
Ñïîñîáíû ôèêñèðîâàòü ñâîé îïûò è îïåðàòèâíî ïðèìåíÿòü åãî â ýêñòðåìàëüíîé ñèòóàöèè.
Óðîê äëÿ íèõ îñîáåííî èíòåðåñåí, êîãäà èìååò ìåñòî ïîèñêîâàÿ è èññëåäîâàòåëüñêàÿ ñèòóàöèÿ, èìïðîâèçàöèÿ ïàðàäîêñû.
Óìåþò âûäåëÿòü ãëàâíîå â ïðîáëåìå è æèçíè, íåîáõîäèìîå â äàííûé ìîìåíò äëÿ ñàìîðåàëèçàöèè.
Ëó÷øå äðóãèõ ñâîèõ ñâåðñòíèêîâ ñïîñîáíû ðàñêðûâàòü îòíîøåíèÿ ìåæäó ÿâëåíèÿìè è ñóùíîñòüþ, èñïîëüçîâàòü ëîãè÷åñêèå îïåðàöèè, ñèñòåìàòèçèðîâàòü è êëàññèôèöèðîâàòü ìàòåðèàë.
Îñòðî ïåðåæèâàþò íåñïðàâåäëèâîñòü â ñëó÷àå íàðóøåíèÿ ìîðàëüíî-íðàâñòâåííûõ íîðì è îòíîøåíèé.
Íî, êàê è ó âñÿêîãî îáúåêòà èçó÷åíèÿ, ó îäàð¸ííûõ äåòåé èìåþòñÿ ñâîè ìèíóñû. Íåãàòèâíûìè ñòîðîíàìè îäàð¸ííûõ äåòåé ÿâëÿþòñÿ ñëåäóþùèå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè:
Ýãîöåíòðèçì è íåñïîñîáíîñòü âñòàâàòü íà òî÷êó çðåíèÿ äðóãîãî ÷åëîâåêà, îñîáåííî åñëè îí èíòåëëåêòóàëüíî ñëàáåå.
Íåïðèÿçíü ê øêîëå, åñëè ó÷åáíàÿ ïðîãðàììà ñêó÷íà è íåèíòåðåñíà.
Îòñòàâàíèå â ôèçè÷åñêîì ðàçâèòèè ïî ñðàâíåíèþ ñî ñâåðñòíèêàìè, òàê êàê îäàð¸ííûé ðåá¸íîê ïðåäïî÷èòàåò èíòåëëåêòóàëüíûå çàíÿòèÿ. Îòñþäà è íåóìåíèå ïðèíèìàòü ó÷àñòèå â êîëëåêòèâíûõ ñïîðòèâíûõ èãðàõ.
Îòñóòñòâèå êóëüòóðû äèàëîãà è æåëàíèå çàêàí÷èâàòü ìûñëü ñîáåñåäíèêà, òàê êàê óæå ñ ïåðâûõ ñëîâ ñõâàòûâàåò ñóòü ïðîáëåìû.
Ñòðåìëåíèå ïðåðûâàòü è ïîïðàâëÿòü ñîáåñåäíèêà âî âðåìÿ ðàçãîâîðà, åñëè òîò äåëàåò ëîãè÷åñêèå îøèáêè èëè íåïðàâèëüíî ñòàâèò óäàðåíèå â ñëîâàõ.
Ñòðåìëåíèå âñåãäà áûòü ïåðâûì â ñïîðå èç-çà îòñóòñòâèÿ êîíôîðìèçìà è ñïîñîáíîñòè èäòè íà êîìïðîìèññ.
Ñòðåìëåíèå êîìàíäîâàòü ñâåðñòíèêàìè – èíà÷å åìó ñòàíîâèòñÿ ñêó÷íî ñ íèìè.
Âñå ýòè íå î÷åíü ñèìïàòè÷íûå ÷åðòû õàðàêòåðà îäàð¸ííîãî ðåá¸íêà, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ ïðîäîëæåíèåì åãî äîñòîèíñòâ, ìîãóò âûçâàòü íåïðèÿçíü ó ñâåðñòíèêîâ è îòòàëêèâàòü èõ îò ñåáÿ [9, ñ. 15-16]
Î.Ì. Äüÿ÷åíêî ê îñíîâíûì êðèòåðèÿì ïðîÿâëåíèÿ òâîð÷åñêîãî âîîáðàæåíèÿ ó äîøêîëüíèêîâ îòíîñèò:
1. Îðèãèíàëüíîñòü âûïîëíåíèÿ äåòüìè òâîð÷åñêèõ çàäà÷.
2. Èñïîëüçîâàíèå òàêîãî ðåñòðóêòóðèðîâàíèÿ îáðàçà, ïðè êîòîðîì îáðàçû îäíèõ îáúåêòîâ ïðèìåíÿþòñÿ â êà÷åñòâå äåòàëåé äëÿ ïîñòðîåíèÿ äðóãèõ.[2]
Çàðóáåæíûå èññëåäîâàòåëè òàê æå ïûòàëèñü îõàðàêòåðèçîâàòü êðèòåðèè êðåàòèâíîñòè ( Äæ. Ãàóýí, Äæ. Ãèëôîðä è äð.). Òàêèå ïîïûòêè áûëè ïðåäïðèíÿòû äàæå ðàíüøå, ÷åì â îòå÷åñòâåííîé ïñèõîëîãèè. Òàê Äæ. Ãèëôîðä âûäåëèë ÷åòûðå îñíîâíûõ ïàðàìåòðà êðåàòèâíîñòè:
Îðèãèíàëüíîñòü – ñïîñîáíîñòü ïðîäóöèðîâàòü îòäåëüíûå àññîöèàöèè, íåîáû÷íûå îòâåòû;
Ñåìàíòè÷åñêàÿ ãèáêîñòü – ñïîñîáíîñòü âûäåëÿòü ôóíêöèþ îáúåêòà è ïðåäëîæèòü åãî íîâîå èñïîëüçîâàíèå;
Îáðàçíàÿ àäàïòàòèâíàÿ ãèáêîñòü – ñïîñîáíîñòü èçìåíèòü ôîðìó ñòèìóëà òàêèì îáðàçîì, ÷òîáû óâèäåòü â í¸ì íîâûå ïðèçíàêè è âîçìîæíîñòè äëÿ èñïîëüçîâàíèÿ;
Ñåìàòè÷åñêàÿ ñïîíòàííàÿ ãèáêîñòü – ñïîñîáíîñòü ïðîäóöèðîâàòü ðàçíîîáðàçíûå èäåè â íåðåãëàìåíòèðîâàííîé ñèòóàöèè. Îáùèé èíòåëëåêò íå âêëþ÷àåòñÿ â ñòðóêòóðó êðåàòèâíîñòè;
Ïîçæå Äæ. Ãèëôëîðä óïîìèíàåò øåñòü ïàðàìåòðîâ êðåàòèâíîñòè:
Ñïîñîáíîñòü ê îáíàðóæåíèþ è ïîñòàíîâêè ïðîáëåì;
Ñïîñîáíîñòü ê ãåíåðèðîâàíèþ áîëüøîãî ÷èñëà äíåé;
Ãèáêîñòü – ñïîñîáíîñòü ê ïðîäóöèðîâàíèþ ðàçëè÷íûõ èäåé;
Îðèãèíàëüíîñòü – ñïîñîáíîñòü îòâå÷àòü íà ðàçäðàæèòåëè íåñòàíäàðòíî;
Ñïîñîáíîñòü óñîâåðøåíñòâîâàòü îáúåêò, äîáàâëÿÿ äåòàëè; ñïîñîáíîñòü ðåøàòü ïðîáëåìû, ò.å. ñïîñîáíîñòü ê àíàëèçó è ñèíòåçó [4].
2. Ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè ó äîøêîëüíèêîâ íà çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ
Èçó÷åíèþ ôåíîìåíà äåòñêîé êðåàòèâíîñòè ïîñâÿùåíî çíà÷èòåëüíîå êîëè÷åñòâî ðàáîò. Èçó÷åíèå êðåàòèâíîñòè, ðîëè ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðû â ðàçâèòèè êðåàòèâíîñòè ó äîøêîëüíèêîâ, îïèðàþòñÿ ðàáîòû Ð.È. Æóêîâñêîé, À.Â. Çàïîðîæöà, À.Í. Ëåîíòüåâà, Ä.Â. Ìåíäæåîèöêîé, À.Ï. Óñîâîé, Ä.Á. Ýëüêîíèíà è äð.
Ñðåäè ðàáîò, ïîñâÿù¸ííûõ âîïðîñàì ðàçâèòèÿ ïðîäóêòèâíîãî (òâîð÷åñêîãî) ìûøëåíèÿ ñëåäóåò îòìåòèòü ðàáîòû À.Â. Áðóøëèíñêîãî, Ë.À. Âåíãåðà, Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, Â.Í. Äðóæèíèíà, ß.À. Ïîíîìàð¸âà, È.Â. Ñåðåáðîâîé, Â.Ñ. Øóáèíñêîãî à òàêæå Êîñåíêî Í.Ò., Íèêèòèíà Á.Ï., Êóäðÿâöåâà Â., Ñèíåëüíèêîâà Â., Èâàíîâà Í.
Ôîðìèðîâàíèå òâîð÷åñêè àêòèâíîé ëè÷íîñòè, îáëàäàþùåé ñïîñîáíîñòüþ ýôôåêòèâíî è íåñòàíäàðòíî ðåøàòü æèçíåííûå ïðîáëåìû, çàêëàäûâàåòñÿ â äåòñòâå è ÿâëÿåòñÿ óñëîâèåì ïîñëåäóþùåãî ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ÷åëîâåêà, åãî óñïåøíîé òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè.  ñâÿçè ñ ýòèì ïåðåä äåòñêèìè îáðàçîâàòåëüíûìè ó÷ðåæäåíèÿìè âñòà¸ò âàæíàÿ çàäà÷à ðàçâèòèÿ òâîð÷åñêîãî ïîòåíöèàëà ïîäðàñòàþùåãî ïîêîëåíèÿ.
Îäíèì èç íàïðàâëåíèé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåá¸íêà ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ðàçëè÷íûõ ñòîðîí ëè÷íîñòè, îðèåíòèðîâàííîå, ïðåæäå âñåãî, íà ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè. Òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè èëè êðåàòèâíîñòü çàëîæåíû èëè ñóùåñòâóþò â êàæäîì ðåá¸íêå. Ó äåòåé ïðîÿâëåíèå êðåàòèâíîñòè íîñÿò äîñòàòî÷íî ìàññîâûé õàðàêòåð è áîëüøèíñòâî ñïåöèàëèñòîâ îòíîñÿò ê íåé òàêèå ïîçíàâàòåëüíûå êà÷åñòâà êàê ôàíòàçèÿ, òâîð÷åñêîå âîîáðàæåíèå. Ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè ïðîèñõîäèò â òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè. Ðåàëèçóÿ ïðèíöèï ñîçíàòåëüíîñòè è àêòèâíîñòè, ñëåäóåò âîñïèòûâàòü ó çàíèìàþùèõñÿ êðåàòèâíîå îòíîøåíèå ê ïðîöåññó ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ, èíèöèàòèâó è ñàìîñòîÿòåëüíîñòü.
Îñíîâíûìè ïðè¸ìàìè, îáåñïå÷èâàþùèìè âîñïèòàíèå êðåàòèâíîñòè íà çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ, ÿâëÿþòñÿ:
Èñïîëüçîâàíèå âçàèìîîáó÷åíèÿ, êîòîðîå ïîìîãàåò ðåøàòü êàê ìèíèìóì òðè çàäà÷è. Âî-ïåðâûõ, îáó÷àÿ òîâàðèùà, êàæäûé çàíèìàþùèéñÿ íà÷í¸ò ãëóáæå ïîíèìàòü ñîäåðæàíèå óïðàæíåíèÿ, åãî òåõíèêó, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ëó÷øåìó óñâîåíèþ äâèãàòåëüíîãî äåéñòâèÿ.
Âçàèìîîáó÷åíèå ïîìîãàåò ôîðìèðîâàòü èíñòðóêòîðñêèå íàâûêè.  òðåòüèõ, îíî ñïîñîáñòâóåò îïòèìèçàöèè îáó÷åíèÿ íà çàíÿòèÿõ. Ó÷èòûâàÿ ýòî, ê âçàèìîîáó÷åíèþ ñëåäóåò ïðèâëåêàòü âñåõ çàíèìàþùèõñÿ áåç èñêëþ÷åíèÿ.
Ðàçâèòèþ êðåàòèâíîñòè äåòåé ñïîñîáñòâóåò òàêæå âîñïèòàíèå êðèòè÷åñêîãî îòíîøåíèÿ ê ñåáå. Ñ ýòîé öåëüþ ñëåäóåò ïðîáóæäàòü ó çàíèìàþùèõñÿ èíòåðåñ ê ñîáñòâåííîìó ðàçâèòèþ, íàó÷èòü èõ ñòàâèòü áëèæàéøèå öåëè, ÷òîáû ñàìîñòîÿòåëüíî è öåëåíàïðàâëåííî âîçäåéñòâîâàòü íà îïðåäåë¸ííûå ñòîðîíû ñîáñòâåííîãî ðàçâèòèÿ.
Èíèöèàòèâíîñòü, ñàìîñòîÿòåëüíîñòü è êðåàòèâíîå îòíîøåíèå ê ó÷åáíîìó ïðîöåññó âîñïèòûâàåòñÿ ïîñðåäñòâîì ïðèâëå÷åíèå äåòåé ê âûïîëíåíèþ èìè îáÿçàííîñòåé êàïèòàíîâ êîìàíä, äåæóðíûõ.
Êðåàòèâíîñòü äåòåé ñòèìóëèðóåòñÿ, êàê ïîêàçûâàåò îïûò, ýìîöèîíàëüíîñòü çàíÿòèé. Äëÿ îïòèìèçàöèè óðîâíÿ ýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ, à ñëåäîâàòåëüíî è èíòåðåñà ê çàíÿòèÿì, íåîáõîäèìî îáåñïå÷èâàòü êàæäîìó ðåá¸íêó ïîñèëüíóþ íàãðóçêó. Ðàçâèòèþ êðåàòèâíîñòè è èíèöèàòèâû çàíèìàþùèõñÿ ñïîñîáñòâóåò îðãàíèçàöèÿ ñàìîñòîÿòåëüíûõ ôîðì ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ ó÷åíèêîâ, êîòîðûå ïðîâîäÿòñÿ áåç ó÷àñòèÿ ïåäàãîãà.
Ïåäàãîã äîëæåí ñàì êðåàòèâíî ïîäõîäèòü ê îñîçíàíèþ àíàëèçà ñîáñòâåííûõ äåéñòâèé è ê âîñïèòàíèþ òâîð÷åñêîãî îòíîøåíèÿ ê ïðîöåññó çàíÿòèé ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè.
Ê íèì îòíîñÿòñÿ: èñïîëüçîâàíèå äîñòàòî÷íîãî êîëè÷åñòâà èíâåíòàðÿ, îáåñïå÷åíèå ñâÿçè íîâîãî ìàòåðèàëà ñ ðàíåå èçó÷åííûì è îïòèìàëüíîãî òåìïà îáó÷åíèÿ äëÿ êàæäîãî ðåá¸íêà, ñîâðåìåííûé êîíòðîëü è îöåíêà ðåçóëüòàòîâ äåÿòåëüíîñòè äåòåé. Êîíêðåòíûé âûáîð ïðè¸ìîâ è ñðåäñòâ àêòèâèçàöèè êðåàòèâíîñòè äåòåé îáóñëîâëèâàåòñÿ çàäà÷àìè çàíÿòèÿ, ýòàïîì îáó÷åíèÿ, õàðàêòåðîì ó÷åáíîãî ìàòåðèàëà, óðîâíåì ïîäãîòîâëåííîñòè ó÷àùèõñÿ è ñïîñîáíîñòÿìè ïåäàãîãà.
Çàäà÷à ïåäàãîãà – â êàæäîì êîíêðåòíîì ñëó÷àå íàèëó÷øèì îáðàçîì ó÷åñòü âîçìîæíîñòè äåòåé è îòêðûòü ïðîñòîð äëÿ ïðîÿâëåíèÿ ñàìîñòîÿòåëüíîñòè è òâîð÷åñòâà íà çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ. Ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè (òâîð÷åñêîãî ïîäõîäà) íà çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äîëæíû îñóùåñòâëÿòüñÿ ïåäàãîãîì ïîñòîÿííî, ïîñêîëüêó ÿâëÿåòñÿ íå ñàìîöåëüþ, à ñðåäñòâîì äîñòèæåíèÿ öåëè. Íàèáîëåå óñïåøíîìó ðåøåíèþ íàìå÷åííûõ ó÷åáíûõ çàäà÷ íà çàíÿòèÿõ ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ ñïîñîáñòâóåò êîìïëåêñ ìåòîäîâ.
Âíà÷àëå öåëåñîîáðàçíî ôîðìèðîâàòü çíàíèÿ, óìåíèÿ è íàâûêè ïóò¸ì ðåïðîäóêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè. Ïî ìåðå íàêîïëåíèÿ äåòüìè çíàíèé è äâèãàòåëüíîãî îïûòà ñëåäóåò ïîñòåïåííî ïðèìåíÿòü ýëåìåíòû òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè, à çàòåì âñ¸ øèðå ïðàêòèêîâàòü ñàìîñòîÿòåëüíîñòü è ïîîùðÿòü èíèöèàòèâó è òâîð÷åñêèé ïîäõîä.
Èìåííî â òâîð÷åñòâå íàõîäèòñÿ èñòî÷íèê ñàìîðåàëèçàöèè è ñàìîðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè, óìåþùåé àíàëèçèðîâàòü âîçíèêàþùèå ïðîáëåìû, óñòàíàâëèâàòü ñèñòåìíûå ñâÿçè, âûÿâëÿòü ïðîòèâîðå÷èÿ, íàõîäèòü èõ îïòèìàëüíîå ðåøåíèå, ïðîãíîçèðîâàòü âîçìîæíûå ïîñëåäñòâèÿ ðåàëèçàöèè òàêèõ ðåøåíèé.
Çàêëþ÷åíèå
Äåòñêèé âîçðàñò èìååò áîãàòåéøèå âîçìîæíîñòè äëÿ ðàçâèòèÿ êðåàòèâíîñòè. Ê ñîæàëåíèþ, ýòè âîçìîæíîñòè ñ òå÷åíèåì âðåìåíè íåîáðàòèìî óòðà÷èâàþòñÿ, ïîýòîìó íåîáõîäèìî, êàê ìîæíî ýôôåêòèâíåå èñïîëüçîâàòü èõ â äîøêîëüíîì è ìëàäøåì øêîëüíîì äåòñòâå.
Óñïåøíîå ðàçâèòèå êðåàòèâíîñòè âîçìîæíî ëèøü ïðè ñîçäàíèè îïðåäåë¸ííûõ óñëîâèé, áëàãîïðèÿòñòâóþùèõ èõ ôîðìèðîâàíèþ. Òàêèìè óñëîâèÿìè ÿâëÿþòñÿ:
Ðàííåå ôèçè÷åñêîå è èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå äåòåé.
Ñîçäàíèå îáñòàíîâêè, îïðåäåëÿþùåé ðàçâèòèå ðåá¸íêà.
Ñàìîñòîÿòåëüíîå ðåøåíèå ðåá¸íêîì çàäà÷, òðåáóþùèõ ìàêñèìàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ, êîãäà ðåá¸íîê äîáèðàåòñÿ äî «ïîòîëêà» ñâîèõ âîçìîæíîñòåé.
Ïðåäîñòàâëåíèå ðåá¸íêó ñâîáîäó â âûáîðå äåÿòåëüíîñòè, ÷åðåäîâàíèè äåë, ïðîäîëæèòåëüíîñòè çàíÿòèé îäíèì äåëîì è ò.ä.
Óìíàÿ äîáðîæåëàòåëüíàÿ ïîìîùü (à íå ïîäñêàçêà) âçðîñëûõ.
Êîìôîðòíàÿ ïñèõîëîãè÷åñêàÿ îáñòàíîâêà, ïîîùðåíèå âçðîñëûìè ñòðåìëåíèÿ ðåá¸íêà ê òâîð÷åñòâó.
Íî ñîçäàíèå áëàãîïðèÿòíûõ óñëîâèé íåäîñòàòî÷íî äëÿ âîñïèòàíèÿ ðåá¸íêà ñ âûñîêîðàçâèòûìè òâîð÷åñêèìè ñïîñîáíîñòÿìè. Íåîáõîäèìà öåëåíàïðàâëåííàÿ ðàáîòà ïî ðàçâèòèþ êðåàòèâíîñòè ó äåòåé. Ïîýòîìó îíà ðàçâèâàåòñÿ â îñíîâíîì ñòèõèéíî è â ðåçóëüòàòå, íå äîñòèãàþò âûñîêîãî óðîâíÿ ðàçâèòèÿ.
Äëÿ ðàçâèòèÿ êðåàòèâíîñòè ìîæíî ïðåäëîæèòü ñëåäóþùèå ìåðû:
– Ââåäåíèå â ïðîãðàììó âîñïèòàíèÿ ñïåöèàëüíûõ çàíÿòèé, íàïðàâëåííûõ íà ðàçâèòèå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé.
– Óïðàâëåíèå âçðîñëûìè äåòñêîé ïðåäìåòíîé è ñþæåòíî-ðîëåâîé èãðîé ñ öåëüþ ðàçâèòèÿ â íåé âîîáðàæåíèÿ äåòåé.
– Èñïîëüçîâàíèå ñïåöèàëüíûõ èãð, ðàçâèâàþùèõ òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè äåòåé.
– Ðàáîòà ñ ðîäèòåëÿìè.
Òàêèì îáðàçîì, åäèíñòâåííûì ïëîäîòâîðíûì ïóò¸ì ðàçâèòèÿ êðåàòèâíîñòè â äåòñòâå ñòàíîâèòñÿ ìàêñèìàëüíî ïîëíîå ðàñêðûòèå ïîòåíöèàëüíûõ âîçìîæíîñòåé, ïðèðîäíûõ çàäàòêîâ, è ó÷èòåëü äîëæåí ñîçäàòü òàêóþ ïîëíîöåííî ðàçâèâàþùóþñÿ äåÿòåëüíîñòü äëÿ ó÷àùèõñÿ, ÷òîáû ïîòåíöèàë íå îñòàëñÿ íå âîñòðåáîâàííûì.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
1. Àëüòøóãåð Ã.Ñ., Âåðòêèí È.Ì. Êàê ñòàòü ãåíèåì: æèçíåííàÿ ñòðàòåãèÿ òâîð÷åñêîé ëè÷íîñòè. Ìèíñê: Áåëàðóñü, 1994
2. Âûãîòñêèé Ë.Ñ. Âîîáðàæåíèå è òâîð÷åñòâî â äåòñêîì âîçðàñòå. Èçä. 2-å, Ì.,2001
3. Âèøíÿêîâà Â.Ô. Êðåàòèâíàÿ ïñèõîëîãèÿ. Ïñèõîëîãèÿ òâîð÷åñêîãî îáó÷åíèÿ. – Ìèíñê, 1995
4. Ãèëôîðä Äæ Ñòðóêòóðíàÿ ìîäåëü èíòåëëåêòà // Ïñèõîëîãèÿ ìûøëåíèÿ. – Ì.: Ïðîãðåññ, 1965
5. Äüÿ÷åíêî Î.Ì., Ëàâðåíòüåâ Ò.Â. Ïñèõîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå äîøêîëüíèêîâ. – Ì., 2001
6. Èâàíîâà Í.È. Âîîáðàæåíèå è òâîð÷åñòâî äåòåé. // Äîøêîëüíîå âîñïèòàíèå. – 2005. – ¹10
7. Êóäðÿâöåâ Â., Ñèíåëüíèêîâ Â. Ðåá¸íîê – äîøêîëüíèê: ê äèàãíîñòèêå òâîð÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé // Äîøê. Âîñïèòàíèå. – 1995. – ¹9
8. Ëóê À.Í. Ïñèõîëîãèÿ òâîð÷åñòâà. – Ì.: Íàóêà, 1978
9. Êîñåíêî Í.Ò. Ôîðìèðîâàíèå òâîð÷åñêîé àêòèâíîñòè â èãðå. // Äîøê. Âîñï. – 1999. – ¹12
10. Íèêèòèí Á.Ï. Ñòóïåíüêè òâîð÷åñòâà èëè ðàçâèâàþùèå èãðû. – Ì., 1998.
11. Ïåòðóøèí Â.È. Ïñèõîëîãè÷åñêèå àñïåêòû äåÿòåëüíîñòè ó÷èòåëÿ è êëàññíîãî ðóêîâîäèòåëÿ / Ì.: Öåíòð «Ïåäàãîãè÷åñêèé ïîèñê», 2001
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник