Дипломная работа на тему раннего развития ребенка
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей раннего возраста в процессе игровой деятельности 7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей раннего возраста 7
1.2. Педагогические условия развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности 13
1.3. Игра как средство развития речи детей раннего возраста 26
Выводы по 1 главе 33
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности 34
2.1. Изучение уровня развития речи у детей раннего возраста 34
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности 43
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности 54
Выводы по 2 главе 56
Заключение 58
Список литературы 60
Приложение 63
Введение
Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка.
Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин и др.) показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.
Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи – решаются на протяжении всего раннего детства. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.
В раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.). Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко и др.). Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (Р.Е. Левина).
Важная роль в развитии речи детей раннего возраста принадлежит игре. Игра является ведущей деятельностью ребенка. В процессе игры ребенок не только отражает свои впечатления, знания и представления об окружающем, не только проявляет имеющиеся у него навыки, но и приобретает новые. В игре происходит развитие всех сторон психики ребенка-дошкольника (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин, Р.И.Жуковская и др.).
В системе дошкольного образования развитие речи занимает важное место. Знание закономерностей нормального развития детской речи дает возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и вовремя принять ряд необходимых профилактических мероприятий.
Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы квалификационной работы: «Развитие речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности».
Цель исследования – выявить педагогические условия, способствующие развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
Объект исследования – развитие речи детей раннего возраста.
Предмет исследования – игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста.
В качестве гипотезы выступило предположение, что процесс развития речи детей раннего возраста будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
1) организация предметно-игровой деятельности;
2) создание предметно-игровой среды в ДОУ и семье;
3) взаимодействие ДОУ и родителей в процессе создания предметно-игровой среды и игровой деятельности детей раннего возраста.
В соответствии с целью и гипотезой решаются задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи у детей раннего возраста.
2. Изучить педагогические условия развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
3. Дать характеристику игры как средства развития речи детей раннего возраста.
4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий, способствующих развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
Для подтверждения гипотезы исследования, достижения цели и решения задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ научной и психолого-педагогической литературы, нормативных и инструктивно-методических материалов, тестирование, наблюдение, эксперимент.
Исследование проводилось в три этапа.
I этап (сентябрь – декабрь 2010): изучение теоретических основ данной проблемы. Уточнялась проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Разработка методики для констатирующего этапа эксперимента, его проведение, обработка результатов.
II этап (январь – март 2011): проводился формирующий этап эксперимента, где был реализован перспективный план по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
III этап (апрель-май 2011): анализ и обобщение результатов экспериментальной работы.
Базой исследования был МДОУ детский сад комбинированного вида №9 г. Челябинска, группа детей раннего возраста (2,5-3 года).
Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении указывается актуальность данного исследования, цель и задачи квалификационной работы, объект и предмет исследования, гипотеза и методы исследования, структура квалификационной работы.
В первой главе раскрываются теоретические основы развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности.
Во второй главе представлен результаты опытно-экспериментальной работы по развитию речи детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
Заключение подводит итог проделанной работе по определению экспериментальной проверки методов и средств развития речи.
Список литературы состоит из 40 источников, адекватно предмету и задачам исследования.
В приложении представлены игры для развития речи детей раннего возраста.
Заключение
В работе теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности, которые включали организацию предметно-игровой деятельности, создание предметно-игровой среды в ДОУ и семье, взаимодействие ДОУ и родителей в процессе создания предметно-игровой среды и игровой деятельности детей раннего возраста.
В первой главе представлен анализ психолого-педагогической литературы, который показал, что игровая деятельность создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка, в том числе и для речи.
Важная роль в развитии речи и предметной игры принадлежит предметно-игровой среде. Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. Для детей раннего возраста необходимо так организовать предметно-игровую среду, чтобы она способствовала формированию речи детей.
Во второй главе представлены результаты опытно-экспериментальной работы. Наличие детей в группе с низким уровнем речевого развития вызвало необходимость проведения работы по развитию речи детей в игровой деятельности.
Для развития речи у детей раннего возраста была разработана программа, в основу которой легли следующие принципы: принцип взаимодействия педагогов и родителей; принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов развивающей работы; онтогенетический принцип, предполагающий учет последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том числе речевой деятельности) в онтогенезе; принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий опору на ведущий вид деятельности в раннем возрасте – предметную и игровую деятельность. Ведущим методом программы выступает игра.
Результаты повторной диагностики речи детей раннего возраста показали, что дети, которые имели низкий уровень развития речи, выполнили все задания и показали средний уровень. Словарь активизировался, дети стали употреблять в речи не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия. Предложения стали включать не два слова, а четыре-пять слов, с включением обращений, однородных членов предложения.
Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают, что при реализации комплекса предложенных педагогических условий, дети раннего возраста достигают достаточно высокого уровня развития речи в процессе игровой деятельности.
Таким образом, в работе решены поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные теоретические и научно-практические результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.
Список литературы
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 168с.
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин. – М., 2006. – 177 с.
3. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 1995. – №4.
4. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.
5. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) [Текст] / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2005. – 218 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
7. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе “Радуга” [Текст] / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 2005. – 240 с.
8. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Владос, 2007. – 289 с.
9. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений [Текст] / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2007. – 159 с.
10. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений [Текст] / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2007. – 143 с.
11. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды [Текст] / Н.Т. Гринявичене // Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006. – 311 с.
12. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
13. Диагностика в детском саду. Методическое пособие [Текст]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.
14. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
15. Доронова, Т.Н., Игрушки для развития детей раннего возраста. Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. – М: Детям XXI века, 2005. – 62 с.
16. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
17. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская. – М.: ЧП Ильин, 2001. – 249с.
18. Игра дошкольника [Текст] / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 312с.
19. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов [Текст] / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002. – 128 с.
20. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
21. Козлова, А.М. Дошкольное образование: Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.М. Козлова, Е.В. Никифорова, Н.А. Скопинова. – М.: ЦГЛ, 2002. – 80с.
22. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. – М: Просвещение, 1989. – № 5. – С. 10-23.
23. Котелевская, В.В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / В.В. Котелевская, Т.Б. Анисимова. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.
24. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М. «Институт практической психологии», 1997.
25. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С.Л. Новоселова. – М.: МДО, 1995. – 174с.
26. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4.
27. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова, – М., 2004. – 156 с.
28. Петровский, В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М., 2003. – 211 с.
29. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
30. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2006. – 780 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
32. Скрипкина, Т.П. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов [Текст] / Т.П. Скрипкина, Э.К. Гульянц. – Ростов н/Д.: РГПУ, 1993.
33. Струнина, Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина. – М.: Сфера, 2007. -144 с.
34. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1972. – 280с.
35. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова; под ред. А.В. Запорожца. – М., 2006. – 342 с.
36. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
37. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст] / К.И. Чуковский. – М.: Педагогика, 1990. – 384с.
38. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Наука, 2000. – 499с.
39. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1960. –348с.
40. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.
Приложение
Игры для налаживания контакта с ребенком
Источник
Особенности развития предметной деятельности в раннем возрасте ребенка. Особенности речевого развития детей раннего возраста. Изучение речевого развития детей в процессе предметной деятельности, использование системы дидактических игр и упражнений.
Особенности речевого и эмоционального развития детей раннего возраста, воспитывающихся в условиях дома ребенка. Меры по предупреждению депривационных нарушений речевого и эмоционального развития у детей. Оценка речевого развития депривированных детей.
дипломная работа, добавлен 03.02.2012
Общая характеристика психологического развития детей раннего возраста. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Понятие, содержание и методика сенсорного воспитания детей раннего возраста в процессе предметно–игровой деятельности.
курсовая работа, добавлен 16.07.2011
Особенности развития речи в норме и патологии у детей раннего возраста; основные этапы ее формирования: развитие понимания, словаря и грамматического строя в онтогенезе; признаки нарушений речевого развития, необходимость раннего выявления отклонений.
курсовая работа, добавлен 18.02.2011
Теоретико-методологические аспекты профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста. Исследование причин задержки речевого развития у детей. Опытно-экспериментальная логопедическая работа по профилактике нарушений речи у детей раннего возраста.
дипломная работа, добавлен 16.03.2013
Артикуляция как психофизиологическая основа устной речи, диагностика ее состояния у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития. Обзор существующих методик работы по формированию и коррекции артикуляции у детей, анализ их эффективности.
дипломная работа, добавлен 01.08.2015
Особенности развития речи детей раннего возраста. Влияние театрализованной деятельности на овладение правильной и образной речи у детей раннего возраста. Театрализованные технологии в дошкольном образовании. Виды театра и способы их изготовления.
дипломная работа, добавлен 27.05.2012
Понятие и теоретические основы раннего возраста в психолого-педагогической литературе. Диагностика уровня развития детей раннего возраста. Реализация педагогических условий развития детей раннего возраста. Анализ эффективности реализованных мероприятий.
курсовая работа, добавлен 15.03.2010
Особенности речевого развития детей раннего возраста. Игровые технологии как средство предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет. Принципы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте, логопедические занятия с детьми.
курсовая работа, добавлен 10.02.2014
Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста. Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды и разработка дополнительной общеразвивающей программы.
дипломная работа, добавлен 13.10.2014
Значение дидактических игр и упражнений для воспитания детей раннего возраста. Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие, силу голоса и темп речи, речевое дыхание, правильное звукопроизношение. Игры и упражнения для сенсорного развития и моторики.
аттестационная работа, добавлен 27.04.2008
Источник
Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.
Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение
Методика раннего развития детей Гленна Домана
Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».
В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития
Основные принципы методики:
1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);
2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);
3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);
4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);
5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).
Методика Домана-Маниченко
Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.
Основные принципы методики:
1) Игровые микроуроки.
2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.
3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.
Монтессори-методика раннего развития
Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию
Основные принципы методики:
1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.
2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.
3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.
4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.
5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.
Методика раннего развития Сесиль Лупан
Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.
Основные принципы методики:
1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.
2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.
3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.
4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.
5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.
6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.
Методика развития талантов Синити Сузуки
Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.
Основные принципы методики:
1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.
2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.
3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.
4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.
Методика Масару Ибука
Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.
Основные принципы методики:
1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.
2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.
3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.
4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.
5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.
6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.
7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.
7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.
Вальдорфская методика раннего развития
Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.
Основные принципы методики:
1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.
2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.
3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.
4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.
5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.
6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.
7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.
Методика раннего развития Макото Шичида
Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.
Основные принципы методики:
1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.
2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.
3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.
Источник