Диплом сказки влияние на нравственное развитие ребенка
Алла Малышева
Влияние сказки на нравственное воспитание детей
В наше время особую актуальность приобретает важнейшая из задач нравственного воспитания личности – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, выражающимся в категориях добра и справедливости.
Н. А.Некрасов писал: «Русские песни, предания, пословицы… Наконец, русские сказки – память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости». Сказка не только развивает, учит, воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, помогает естественной детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.
Будущему первокласснику недостаточно одного умения читать, считать, необходимо быть активным, сообразительным, но главное – ребенок должен различать, что хорошо и что плохо, делать то, что можно и воздержаться от того, что не дозволено; помогать каждому, кто в этом нуждается, быть правдивым и скромным.
В чем же сила и секрет воздействия сказки?
Использовались оптимальные методы и приемы, помогающие с помощью фольклора воздействовать на чувства и разум ребенка, развить его восприимчивость и эмоциональность.
Были поставлены задачи с помощью сказки:
1. Учить детей осознавать главнейшие истины человеческой жизни, формировать у детей основы нравственности, морали, по законам которых им предстоит жить.
2. Развивать способность радоваться, получать удовольствие от возможности оказать посильную помощь тому, кто в ней нуждается.
3. Воспитывать у детей умение различать черты характера героев, давать моральную оценку происходящему; любовь к произведениям народного творчества.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что если ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.
Необходимо было разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны, помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействие тем, о ком он услышал.
Для развития у детей умения слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представить образы героев, использовала специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?», «Вы согласны, что это лиса из сказки «Лиса и петух»?», «Почему вы так решили?».
Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспомнить текст и представить определенный образ.
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации по содержанию сказки.
При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание уделялось анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он тонет?»).
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблицы. Дети овладели приемами работы с мнемотаблицами, что значительно сократило время обучения и одновременно помогло решать задачи, направленные на развитие памяти, внимания, образного мышления.
Детям нравится наш «Уголок сказки». Включая в сказочные ситуации моменты из жизни детей, старалась не нарушать общего развития сюжета игры.
Большое удовольствие доставляет детям инсценирование. Чтобы осознать необходимость работы над ролью, уметь передать сущность своего персонажа, учили детейвладеть следующими средствами образной выразительности:
1. Интонацией – предлагала детям произнести предложение с различной интонацией, добиваясь выразительности речи.
2. Позами – сначала поиграть в знакомые игры типа «Море волнуется», затем предлагала им позой изобразить кого-нибудь (например, клоуна, каратиста, балерину) и объяснить, почему они выбрали эту позу.
3. Жестами –начинала с простых заданий: как жестом показать состояние человека (я замерз, очень горячо, мне больно).
4. Мимикой – предлагала по выражению лица определять настроение человека, а затем с помощью мимики выражать свое эмоциональное состояние или реакцию на воображаемое событие (съел кислый лимон, сладкую конфету).
Удивительный сказочник Д.Родари совершенно справедливо утверждает следующее:
– сказки далеко не в полной мере используются для развития воображения, мышления и активного воспитания добрых чувств;
– телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.
В решении перечисленных проблем призвана помочь книга
Л. Фесюковой «Воспитание сказкой», где она предлагает универсальную схему.Она выглядит следующим образом:
Название сказки
1. Нравственный урок
2. Воспитание добрых чувств
3. Речевая зарядка
4. Развитие мышления и воображения
5. Сказка и математика
6. Сказка и экология
7. Сказка развивает руки
Для чего необходим нравственный урок? На что нацеливает маленького слушателя, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании?
В сказке «Рукавичка» нравственныйурок раскрывала с помощью поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия. Все внимание детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого – плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички).
Следующий раздел – «Воспитание добрых чувств».Здесь нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы: всем нам понятно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире.
Каким мы представляем себе доброго человека – подельчивым, любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать.
Обращали внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно на то,что:
– учит детей сравнивать, сопоставлять;
– формирует привычки доказывать, что это так или иначе;
– ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ребенку возможность выбора собственной позиции;
– упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
К примеру:
«Докажи, Что Аленка лучше всех»;
«Кого тебе жалко в этой сказке?»;
«Как бы ты поступил на месте?»;
«Какими движениями похвалить петушка?».
Часто использовалась тризовская игра «Хорошо-плохо», где разводили в стороны хорошие и плохие поступки и явления – это значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Проводились эксперименты в сказках, где менялось их содержание, проповедовались гуманизм и добро.
Например, сказка «Морозко». Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбу справляли? Для того, чтобы активизировать детей и выяснить, кому они сопереживают в том или ином эпизоде, использовались карточки-символы. Для этого возможны и кружки различных цветов, разумеется,условных:
– красный кружок – радуюсь;
– синий – жалко;
– желтый – хочу помочь;
– зеленый – справедливо;
– коричневый – несправедливо.
Развитию уверенности и социальных навыков поведения способствует такая организация театральной деятельности, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.
Использовались разнообразные приемы:
– выбор детьми роли по желанию;
– назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
– распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж).
– проигрывание ролей в парах.
Это помогло детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться.
Наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.
В нашем детскому саду есть Русская горница, где, накрывая столы, дети узнают, когда используются столешники, когда – скатерти, а когда – дорожки.Но неизменным остается одно: гостю – почетное место и лучшее угощение. Здесь царит атмосфера любви, доброты, заботы.
Покидая детский сад,дети твердо знают непреложные правила: «Умей говорить языком доброты». Умей веселиться,но помни: «Делу время, потехе – час».Береги дружбу и помни: «Дружба и братство – дороже богатства».Цени Отчизну свою: «Дерево крепко корнями, а Отчизна сыновьями».
Активизируя воображение ребенка, дети научились сопереживать, внутренне содействовать персонажам, а в результате сопереживания у детей появились не только знания и представления,но и новое эмоциональное отношение к окружающему: людям, предметам и явлениям.
Источник
юлия карелина
Из опыта работы «Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки»
«Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»
/В. А. Сухомлинский. /
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость в духовно- нравственном воспитании детей и создания условий для присвоения детьми моральной позиции.
Для решения этой проблемы на современном этапе необходимы новые подходы – проектная деятельность, как часть комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все сферы диктуют специалистам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания. Одним из таких средств является духовно-нравственное воспитание сказкой.
Духовно-нравственное воспитание на основе сказки способствует становлению ребенка во всех формах ее проявления. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя. Сказка расширяет поле сознания и поведения ребенка, влияет на его эмоциональный мир и интеллектуальную сферу. В дошкольном возрасте именно сказки являются прекрасным материалом для обучения и воспитания. Использование сказок в режимных моментах, в игровой деятельности развивает устную речь, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Также сказка – замечательное средство семейного общения и развития ребенка.
Одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Все это хорошо передается через русские народные сказки и сказки писателей. Поэтому решила воспитывать в детях духовно-нравственные качества личности через сказку.
Разработанный и реализуемый познавательно-творческий проект «Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки» позволит систематизировать знания по предложенным темам, стимулировать развитие познавательных и творческих способностей, коммуникативных качеств, создать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, что способствует формированию психологической готовности ребенка к школе. Использование проектной деятельности как средства духовно-нравственного воспитания наиболее эффективно в работе с дошкольниками при условии, что активными участниками педагогического процесса будут не только педагоги ДОУ, но и родители дошкольников. Сотрудничество с родителями необходимо, так как проектная деятельность предполагает активное участие всех субъектов образовательного процесса.
Актуальность данной темы вижу в следующем: вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Духовно – нравственные понятия, представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни, превращаясь в нравственные эталоны и поступки ребенка. Использование сказок для формирования нравственных чувств дошкольников особенно актуально в настоящее время, так как в условиях модернизации наблюдается снижение интереса к чтению не только сказок, но и художественной литературы в целом. В наше время ценности стали материальными, нежели духовные. Родители не часто покупают книги, считая достаточным наличие компьютера или планшета у ребенка. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. А ведь именно сказка оказывает сильное воздействие на процесс формирования нравственных представлений и социальную адаптацию ребенка.
Исходя из проблемы,я поставила перед собой цель:
– Формирование духовно-нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста средствами русской народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки).
Для достижения данной цели я наметила следующие задачи:
Побуждать у детей интерес к сказкам.
Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.
Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Использовать сказкив разнообразных видах детской деятельности: коммуникативной, игровой, познавательно – исследовательской, художественно – творческой.
Развивать умение отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.
Включить родителей в процесс реализации данного проекта.
Я чётко убеждена, что для процесса формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста с помощью русских народных сказок и сказок разных писателей, необходимо организовать в группе соответствующую предметно-развивающую среду.
Поэтому для полноценной реализации проекта в группе создала мини-музей «В гостях у сказки», ориентирован на детей среднего возраста. В мини-музее собраны предметы из разных сказок,которые знают дети: дед да баба и курочка Ряба, клубочек ниток, теремок, вязаное дерево с молодильными яблочками, сестрица Аленушка и братец Иванушка, колобок. Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски на сказочные темы, пазлы, лото, дидактические игры, домино.
Игры расположены на нижней полке, чтобы дети могли использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности. Так же имеются разнообразные виды масок для самостоятельных детских драматизаций, персонажи к русским народным сказкам, конусный театр, куклы Би-ба-бо, настольный театр, пальчиковый театр, театр из природного материала. Немаловажной ролью в воспитании духовно-нравственной личности является совместная деятельность детей и родителей.После проведенного анкетирования родителей на тему: «Роль русской народной сказки в воспитании ребенка» выяснила, что у родителей слабо сформированы нравственные качества, родители недостаточно используют художественную литературу в воспитании детей. Поэтому в план проекта включила мероприятия для родителей.Интересно и плодотворно прошло родительское собрание на тему: «Сказка в жизни ребенка», где родители с большим интересом вспомнили сказки своего детства, рисовали любимого героя сказки, информировала родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей 5-го года жизни. Информацию представляю в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения. Подготовила консультации для родителей «Воспитание сказкой», «Сказка в воспитании и развитии ребенка», «Читайте детям сказки», с которыми родители могут ознакомиться в родительском уголке.Провела индивидуальные и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка», «Воспитание и книги». Так же по плану проекта есть совместные досуги и развлечения. Например, в ходе драматизации сказки «Теремок» родители и дети получили заряд положительных эмоций от совместного показа сказки, родители по-другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребёнка, и сделали вывод, что действительно нужно как можно больше читать и обыгрывать сказки. Ведь именно драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Совместно с родителями пополнили библиотеку группы красочными книгами с русскими народными сказками. Создали красочную книгу сказок.В ходе реализации проекта:
– повысилась компетентность родителей и воспитателей в вопросах духовно – нравственного воспитания детей через сказку.
В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами духовно-нравственного и умственного развития дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение). Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, само развиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствует обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.В ходе реализации проекта:
– дети стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим;
– пополнился словарный запас, сформированы навыки творческого рассказывания;
– расширились представления детей о доброте, справедливости, сострадании и о зле, жадности и лживости;
– научились отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умеют делать нравственный выбор. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, которая создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.
Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что дети, как губка впитывают все, что им преподносят, все то, чему их учат и, самое главное, чтобы эти знания были положительными. Чтобы ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. И именно сейчас, в наше время, нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И этому способствует литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми.
Литература
1. Шорыгина, Т. А. Родные сказки. Нравственное воспитание [Текст] / Т. А. Шорыгина//Прометей; Книголюб. -2005.-С. 9-11.
2. Микляева, Ю. В. Социально-нравственное воспитание детей [Текст] / Ю. В. Микляева //Айрис Пресс, Москва. -2009.-С. 38-42.
3. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] / М. Д. Маханева // М.: ТЦ Сфера. -2003.-С. 15-48.
4. Потаповская, О. А. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей [Текст] / О. А. Потаповская // Мозаика-Синтез Москва. -2006.-С. 17-22.
5. Зимина, И. Н. Народная сказка в системе воспитания дошкольников [Текст]/И. Н. Зимина // М.: ТЦ Сфера. -2005.-С. 5-9.
Источник