Диплом развитие психологической готовности ребенка к школе
Ñîäåðæàíèå ïîíÿòèÿ “ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ðåáåíêà”. Âçãëÿäû îòå÷åñòâåííûõ è çàðóáåæíûõ ïñèõîëîãîâ íà äàííóþ ïðîáëåìó. Êîìïîíåíòû ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê îáó÷åíèþ â øêîëå, åå âûÿâëåíèå. Îðãàíèçàöèÿ è ïðîâåäåíèå ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà “Ñêîðî â øêîëó”.
Íàæàâ íà êíîïêó “Ñêà÷àòü àðõèâ”, âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó “Ñêà÷àòü àðõèâ”
Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïîíÿòèå ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëå è åå îñíîâíûå êîìïîíåíòû. Ïðîôèëàêòèêà øêîëüíîé àäàïòàöèè. Íåïîñðåäñòâåííàÿ ðîëü ñåìüè â ôîðìèðîâàíèè ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëå.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [811,8 K], äîáàâëåí 10.07.2015
Âîïðîñû ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè. Ñòîðîíû ãîòîâíîñòè ê øêîëå. Îáùåå ôèçè÷åñêîå ñîñòîÿíèå. Èíòåëëåêòóàëüíàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ. Ëè÷íîñòíàÿ è ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ðåáåíêà ê øêîëå. Îòíîøåíèå ê ó÷èòåëþ è ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè.
ïðåçåíòàöèÿ [2,1 M], äîáàâëåí 06.12.2013
Ïîíÿòèå “ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ”. Îñíîâíûå ýòàïû ôèçèîëîãè÷åñêîé àäàïòàöèè ðåáåíêà ê øêîëå. Ðîëü ñåìüè â ñîöèàëüíîé ïîäãîòîâëåííîñòè ðåáåíêà ê øêîëå. Ïåðå÷åíü âåäóùèõ ó÷åáíî-âàæíûõ êà÷åñòâ ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê îáó÷åíèþ â øêîëå.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [989,0 K], äîáàâëåí 29.01.2011
Ïðîáëåìà ïîíÿòèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê îáó÷åíèþ â øêîëå â òðóäàõ ñïåöèàëèñòîâ. Êðèòåðèè ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè äåòåé ê îáó÷åíèþ â øêîëå. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå îïðåäåëåíèÿ óðîâíÿ ãîòîâíîñòè äîøêîëüíèêîâ îáó÷åíèþ â øêîëå.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [49,9 K], äîáàâëåí 10.07.2011
Ïîíÿòèå ãîòîâíîñòè ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ. Àñïåêòû øêîëüíîé çðåëîñòè. Êðèòåðèè îïðåäåëåíèÿ ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê îáó÷åíèþ â øêîëå. Ìîòèâàöèîííàÿ, ëè÷íîñòíàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëå (ôîðìèðîâàíèå “âíóòðåííåé ïîçèöèè øêîëüíèêà”). Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîìîùü äåòÿì.
ðåôåðàò [48,4 K], äîáàâëåí 23.05.2012
Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü äåòåé ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà äåòåé, ïîñòóïàþùèõ â øêîëó. Ôèçèîëîãî-ïñèõîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå îñîáåííîñòåé äåòåé 6-7 ëåò. Ôîðìèðîâàíèå ó ðåáåíêà ãîòîâíîñòè ê ïðèíÿòèþ íîâîé ñîöèàëüíîé ïîçèöèè.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [69,5 K], äîáàâëåí 08.03.2015
Èññëåäîâàíèå êîìïîíåíòîâ ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ ðåáåíêà ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïðîâåäåíèå ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà ñ öåëüþ èçó÷åíèÿ îñîáåííîñòåé ïàìÿòè è ïîâûøåíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ ê øêîëå.
äèïëîìíàÿ ðàáîòà [584,0 K], äîáàâëåí 22.07.2011
Ïðîáëåìà ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê îáó÷åíèþ â øêîëå. Ïðèçíàêè è êîìïîíåíòû ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëå. Ñóùíîñòü èíòåëëåêòóàëüíîé ãîòîâíîñòè ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ. Îñîáåííîñòè ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòíîé ãîòîâíîñòè ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ, ðàçâèòèÿ ïàìÿòè äîøêîëüíèêà.
êóðñîâàÿ ðàáîòà [31,0 K], äîáàâëåí 30.07.2012
Îáùèå çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ïðè÷èíû, îáóñëîâëèâàþùèå ìíîãîîáðàçíûå èíäèâèäóàëüíûå ðàçëè÷èÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ôóíêöèîíàëüíûå êðèòåðèè ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè äîøêîëüíèêà ê îáó÷åíèþ, îñîáåííîñòè åãî àäàïòàöèè ê øêîëå.
êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [39,5 K], äîáàâëåí 10.03.2012
Óìåíèÿ è íàâûêè, êîòîðûå äîëæíû áûòü ñôîðìèðîâàíû ó ðåáåíêà ê 6-7 ãîäàì. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ, êîììóíèêàòèâíàÿ è èíòåëëåêòóàëüíàÿ ãîòîâíîñòü. Âûñîêàÿ ìîòèâàöèîííàÿ ãîòîâíîñòü. Ñôîðìèðîâàííîñòü “ñîöèàëüíîé ïîçèöèè øêîëüíèêà”. Àäàïòàöèÿ ðåáåíêà ê øêîëå.
ïðåçåíòàöèÿ [2,2 M], äîáàâëåí 25.09.2016
Источник
Содержание понятия “психологическая готовность ребенка”. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на данную проблему. Компоненты готовности ребенка к обучению в школе, ее выявление. Организация и проведение формирующего эксперимента “Скоро в школу”.
Психологические проблемы готовности ребенка к школьному обучению. Индивидуально-психологические особенности ребенка. Личностная и социально-психологическая готовность. Психологическая характеристика детей, поступающих в школу. Адаптация ребенка к школе.
курсовая работа, добавлен 12.12.2014
Социальная ситуация психического развития ребенка, идущего в школу. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Адаптация к школе детей с разным содержанием и уровнем готовности к обучению. Кризис семи лет. Мотивационная неготовность.
реферат, добавлен 24.09.2008
Основополагающие компоненты, составляющие психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Организация процесса их диагностики, направления коррекционно-развивающей работы. Теории зарубежных и отечественных психологов, изучающих этот вопрос.
курсовая работа, добавлен 11.08.2013
Требования к детям, поступающим в школу. Интеллектуальная готовность ребенка к школе как важная предпосылка успешного обучения. Социальная и социально-психологическая готовность ребенка к школе. Формирование волевой готовности будущего первоклассника.
статья, добавлен 24.05.2016
Развитие творческих способностей, а также навыков учебной деятельности. Речевая готовность ребенка к школе, математические способности, психологическая готовность ребенка к обучению. Психолого-методические рекомендации по организации учебного процесса.
дипломная работа, добавлен 15.11.2009
Психологическая характеристика готовности ребенка к школьному обучению: раскрытие сущности готовности к обучению и изучение понятия и содержания возрастной готовности. Характеристика трудностей, личностной, волевой и интеллектуальной готовности к школе.
курсовая работа, добавлен 01.09.2010
Исследование психологической готовности ребенка к школе: анализ итогов дошкольного развития, личностная готовность и формирование внутренней позиции ребенка, интеллектуальная и нравственная готовность. Диагностика психологической готовности к школе.
дипломная работа, добавлен 22.08.2010
Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему психологической готовности к школьному обучению в дошкольном возрасте. Организация и проведение экспериментального исследования психологической готовности 6-ти летнего ребенка к школьному обучению.
курсовая работа, добавлен 23.04.2011
Характеристика социальной ситуации развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Компоненты психологической готовности к обучению в школе. Переход ребенка от игры к учебе. Требования школы к умственному развитию дошкольников.
контрольная работа, добавлен 25.10.2013
Исследование проблемы готовности ребенка к школе в различной педагогической литературе, современные достижения в данной области, познавательные процессы, необходимые для ее достижения. Тесты для оценки степени готовности ребенка, анализ результатов.
курсовая работа, добавлен 13.02.2011
Источник
Надежда Бодрова
Психологическая готовность к школе.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.
Учебная деятельность школьника резко отличается по содержанию и по организации от привычных дошкольных форм деятельности.
Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным.
Готовность к школевключает в себя три компонента:
1. Педагогическая готовность подразумевает наличие навыков чтения и счета, письмо печатными буквами и пр.
2. Физиологическая готовность, т. е. функциональная зрелость подразумевает созревание различных систем организма, необходимых для усвоения знаний. Например, примерно к 7 годам у ребенка завершается формирование коры головного мозга, повышается общая выносливость организма, продолжается окостенение хрящей кисти руки, необходимых для способности удерживать длительное время ручку или карандаш.
3. Психологическая готовность.
Психологическая готовность к школе– это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность к школе включает в себя:
Интеллектуальная готовность
Социально-личностная
Мотивационная
Эмоционально – волевая
Интеллектуальная готовность к школе подразумевает
восприятие;
аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
логическое запоминание;
интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных
координации.
Социально – личностная готовность
1. Достаточный набор знаний о себе самом;
2. Адекватная самооценка;
3. Коммуникативные навыки.
Что должен знать ребенок о себе самом:
Фамилию, имя, отчество;
Дату своего рождения, сколько лет ему сейчас;
Полное ФИО мамы, папы, где они работают;
Страна, в которой живем, город и домашний адрес
Самооценка– представление ребенка о самом себе.
В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.
Она может быть:
низкой,
адекватной,
завышенной,
неопределенной.
Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.
Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. Низкая самооценка может стать причиной неуспеваемости в школе.
Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание.
Если по каким-либо причинам они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что “школа плохая“, “учитель злой” и т. д.
Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.
Ребенок к 7 годам должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение, т. е. иметь адекватную самооценку.
Что нужно делать для развития адекватной самооценки?
Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Хвалите конкретно.
Поощряйте в ребенке инициативу.
Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.Сравните: “У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки” / “Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!”
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).
Коммуникативная готовность.
Этот компонент готовности включает в себя формирование удетей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений сдругими детьми, необходимы умения войти в детское общество,действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.
Итак, коммуникативная готовность включает в себя:
1. отношения со взрослым – подчинение поведения ребенка определенным нормам и правилам в системе Учитель – Ученик, чувствовать разницу в общении с детьми и учителями. По отношению к учителю первоклассник должен уметь проявлять уважение, устанавливать контакты на уроке и вне его. Возрастная особенность первоклассников – это безусловный авторитет учителя. Не при каких обстоятельствах не обсуждайте плохих качеств учителя с ребенком и при нем.
2. отношения со сверстниками – умение общаться (слушать собеседника, эмоционально ему переживать, проявлять инициативу в общении, учитывать интересы других детей; решать конфликтные ситуации мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности.
Как научиться общаться
1.Помогите ребенку усвоить некоторые правила общения:
Играй честно.
Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.
Если у тебя попросят что-нибудь — дай, если попытаются отнять – защищайся.
Не дерись, если в этом нет необходимости. Ударить можно только для самозащиты, когда бьют тебя.
Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя.
Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего постыдного.
Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.
Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить.
Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не лучше всех, но и не хуже.
2. Поиграйте в игру «Что будет, если.».
Ситуации для обсуждения могут быть самыми разными. Их необязательно придумывать, часто их подсказывает сама жизнь. Проанализируйте случаи, которые произошли с вашим ребенком или с кем-нибудь из его приятелей. Спросите у него, как при этом вел себя он и как вели себя другие дети; обсудите, кто поступил правильно, а кто нет, и как еще можно было поступить, чтобы все было справедливо. Задавая ребенку вопросы, старайтесь незаметно подвести его к правильному решению проблемы, чтобы при этом он поверил, что принял это решение самостоятельно, ведь это так важно для формирования уверенного в себе человека. Это поможет ему обрести уверенность в себе, и со временем он сможет самостоятельно и достойно справляться с возникающими в жизни сложными ситуациями.
3. Поощряйте общение с чужими взрослыми, когда вы приходите в поликлинику (он сам рассказывает врачу о том, что у него болит, в магазине с продавцом, на детской площадке. Некоторые дети теряются, не имея навыка “выживания в толпе” (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте. Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.
Мотивация– один из самых важных компонентов психологической готовности к школе. Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.
Мотивационная готовность к школе включает:
позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности,
развитие познавательных критериев, любознательности,
развитие желания ходить в школу.
Можно выделить 6 групп мотивов,определяющих отношение будущих первоклассников к учению:
1. Социальные – основаны на понимание общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника (“Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно”);
2. Учебно-познавательные – интерес к новым знаниям, желание учиться чему-то новому;
3. Оценочные – стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение (“Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки”);
4. Позиционные – связанные с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника (“Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель”);
5. Внешние по отношению к школе и учению – (“Я пойду в школу, потому что мама так сказала”);
6. Игровые – неадекватно перенесенные в учебную деятельность (“Я пойду в школу, потому что там можно играть с друзьями”).
Наличие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость. Преобладание же игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияют на успешность усвоения знаний.
Как помочь сформировать мотивацию
Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.
Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху ваших надежд.Помните: ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи.
Читайте вместе с ребенком книги о школе, смотрите фильмы, передачи о школе.
Рассказывайте о школьных порядках и правилах.
Встречая из школы спрашивайте: «Что интересного было в школе».
Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.
Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут не легки. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.
Эмоционально-волевая сфера
Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, т. е. произвольность.
Не бояться трудностей, решать их самостоятельно.
Проявлять усилия в случае возникновения препятствий.
Умение сосредоточиться.
Умение управлять своими эмоциями.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.
К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы.Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией.
Исходя из этого,взрослый должен:
– ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;
– направлять, помогать в достижении цели;
– приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
– воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.
Что поможет развить волевые усилия?
Игры с правилами. Они учат дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать.
Приучайте детей к смене деятельности, режиму дня.
Введение дома каких то правил.
Постоянные посильные трудовые поручения.
!В развитие волевых усилий важен контроль!
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.
Для обеспечения эмоционального благополучия ваших детей рекомендую следующее:
1. использовать живое эмоциональное общение с ребенком;
2. доверительно относится к нему;
3. создавать ситуации успеха;
4. поощрять за личные достижения;
5. выяснять причины неудач ребенка, обсуждать их с ним и оказывать необходимую помощь.
Каждый ребенок индивидуален, и задача родителей – не только увидеть эти особенности, но и учитывать их при построении отношений с ребенком, деликатно направляя его и бережно поддерживая. Насколько благоприятно будет проходить период подготовки к школе, во многом зависит от взрослого, от его терпения, спокойствия, доброжелательности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Пусть ребёнок, проявляет инициативу, творчество, старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью.
Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство.
Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка, они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.
Источник