Диплом развитие психологической готовности ребенка к школе

Ñîäåðæàíèå ïîíÿòèÿ “ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ðåáåíêà”. Âçãëÿäû îòå÷åñòâåííûõ è çàðóáåæíûõ ïñèõîëîãîâ íà äàííóþ ïðîáëåìó. Êîìïîíåíòû ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê îáó÷åíèþ â øêîëå, åå âûÿâëåíèå. Îðãàíèçàöèÿ è ïðîâåäåíèå ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà “Ñêîðî â øêîëó”.

Íàæàâ íà êíîïêó “Ñêà÷àòü àðõèâ”, âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó “Ñêà÷àòü àðõèâ”

  • Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïîíÿòèå ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëå è åå îñíîâíûå êîìïîíåíòû. Ïðîôèëàêòèêà øêîëüíîé àäàïòàöèè. Íåïîñðåäñòâåííàÿ ðîëü ñåìüè â ôîðìèðîâàíèè ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëå.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [811,8 K], äîáàâëåí 10.07.2015

  • Âîïðîñû ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè. Ñòîðîíû ãîòîâíîñòè ê øêîëå. Îáùåå ôèçè÷åñêîå ñîñòîÿíèå. Èíòåëëåêòóàëüíàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ. Ëè÷íîñòíàÿ è ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ðåáåíêà ê øêîëå. Îòíîøåíèå ê ó÷èòåëþ è ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè.

    ïðåçåíòàöèÿ [2,1 M], äîáàâëåí 06.12.2013

  • Ïîíÿòèå “ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ”. Îñíîâíûå ýòàïû ôèçèîëîãè÷åñêîé àäàïòàöèè ðåáåíêà ê øêîëå. Ðîëü ñåìüè â ñîöèàëüíîé ïîäãîòîâëåííîñòè ðåáåíêà ê øêîëå. Ïåðå÷åíü âåäóùèõ ó÷åáíî-âàæíûõ êà÷åñòâ ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê îáó÷åíèþ â øêîëå.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [989,0 K], äîáàâëåí 29.01.2011

  • Ïðîáëåìà ïîíÿòèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê îáó÷åíèþ â øêîëå â òðóäàõ ñïåöèàëèñòîâ. Êðèòåðèè ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè äåòåé ê îáó÷åíèþ â øêîëå. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå îïðåäåëåíèÿ óðîâíÿ ãîòîâíîñòè äîøêîëüíèêîâ îáó÷åíèþ â øêîëå.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [49,9 K], äîáàâëåí 10.07.2011

  • Ïîíÿòèå ãîòîâíîñòè ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ. Àñïåêòû øêîëüíîé çðåëîñòè. Êðèòåðèè îïðåäåëåíèÿ ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê îáó÷åíèþ â øêîëå. Ìîòèâàöèîííàÿ, ëè÷íîñòíàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëå (ôîðìèðîâàíèå “âíóòðåííåé ïîçèöèè øêîëüíèêà”). Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ïîìîùü äåòÿì.

    ðåôåðàò [48,4 K], äîáàâëåí 23.05.2012

  • Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü äåòåé ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà äåòåé, ïîñòóïàþùèõ â øêîëó. Ôèçèîëîãî-ïñèõîëîãè÷åñêîå ðàçâèòèå îñîáåííîñòåé äåòåé 6-7 ëåò. Ôîðìèðîâàíèå ó ðåáåíêà ãîòîâíîñòè ê ïðèíÿòèþ íîâîé ñîöèàëüíîé ïîçèöèè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [69,5 K], äîáàâëåí 08.03.2015

  • Èññëåäîâàíèå êîìïîíåíòîâ ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ ðåáåíêà ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïðîâåäåíèå ôîðìèðóþùåãî ýêñïåðèìåíòà ñ öåëüþ èçó÷åíèÿ îñîáåííîñòåé ïàìÿòè è ïîâûøåíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè ñòàðøèõ äîøêîëüíèêîâ ê øêîëå.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [584,0 K], äîáàâëåí 22.07.2011

  • Ïðîáëåìà ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê îáó÷åíèþ â øêîëå. Ïðèçíàêè è êîìïîíåíòû ãîòîâíîñòè ðåáåíêà ê øêîëå. Ñóùíîñòü èíòåëëåêòóàëüíîé ãîòîâíîñòè ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ. Îñîáåííîñòè ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòíîé ãîòîâíîñòè ê øêîëüíîìó îáó÷åíèþ, ðàçâèòèÿ ïàìÿòè äîøêîëüíèêà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [31,0 K], äîáàâëåí 30.07.2012

  • Îáùèå çàêîíîìåðíîñòè ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà, ïðè÷èíû, îáóñëîâëèâàþùèå ìíîãîîáðàçíûå èíäèâèäóàëüíûå ðàçëè÷èÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ôóíêöèîíàëüíûå êðèòåðèè ïñèõîëîãè÷åñêîé ãîòîâíîñòè äîøêîëüíèêà ê îáó÷åíèþ, îñîáåííîñòè åãî àäàïòàöèè ê øêîëå.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [39,5 K], äîáàâëåí 10.03.2012

  • Óìåíèÿ è íàâûêè, êîòîðûå äîëæíû áûòü ñôîðìèðîâàíû ó ðåáåíêà ê 6-7 ãîäàì. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ, êîììóíèêàòèâíàÿ è èíòåëëåêòóàëüíàÿ ãîòîâíîñòü. Âûñîêàÿ ìîòèâàöèîííàÿ ãîòîâíîñòü. Ñôîðìèðîâàííîñòü “ñîöèàëüíîé ïîçèöèè øêîëüíèêà”. Àäàïòàöèÿ ðåáåíêà ê øêîëå.

    ïðåçåíòàöèÿ [2,2 M], äîáàâëåí 25.09.2016

  • Источник

    Содержание понятия “психологическая готовность ребенка”. Взгляды отечественных и зарубежных психологов на данную проблему. Компоненты готовности ребенка к обучению в школе, ее выявление. Организация и проведение формирующего эксперимента “Скоро в школу”.

  • Психологические проблемы готовности ребенка к школьному обучению. Индивидуально-психологические особенности ребенка. Личностная и социально-психологическая готовность. Психологическая характеристика детей, поступающих в школу. Адаптация ребенка к школе.

    курсовая работа, добавлен 12.12.2014

  • Социальная ситуация психического развития ребенка, идущего в школу. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Адаптация к школе детей с разным содержанием и уровнем готовности к обучению. Кризис семи лет. Мотивационная неготовность.

    реферат, добавлен 24.09.2008

  • Основополагающие компоненты, составляющие психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Организация процесса их диагностики, направления коррекционно-развивающей работы. Теории зарубежных и отечественных психологов, изучающих этот вопрос.

    курсовая работа, добавлен 11.08.2013

  • Требования к детям, поступающим в школу. Интеллектуальная готовность ребенка к школе как важная предпосылка успешного обучения. Социальная и социально-психологическая готовность ребенка к школе. Формирование волевой готовности будущего первоклассника.

    статья, добавлен 24.05.2016

  • Развитие творческих способностей, а также навыков учебной деятельности. Речевая готовность ребенка к школе, математические способности, психологическая готовность ребенка к обучению. Психолого-методические рекомендации по организации учебного процесса.

    дипломная работа, добавлен 15.11.2009

  • Психологическая характеристика готовности ребенка к школьному обучению: раскрытие сущности готовности к обучению и изучение понятия и содержания возрастной готовности. Характеристика трудностей, личностной, волевой и интеллектуальной готовности к школе.

    курсовая работа, добавлен 01.09.2010

  • Исследование психологической готовности ребенка к школе: анализ итогов дошкольного развития, личностная готовность и формирование внутренней позиции ребенка, интеллектуальная и нравственная готовность. Диагностика психологической готовности к школе.

    дипломная работа, добавлен 22.08.2010

  • Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему психологической готовности к школьному обучению в дошкольном возрасте. Организация и проведение экспериментального исследования психологической готовности 6-ти летнего ребенка к школьному обучению.

    курсовая работа, добавлен 23.04.2011

  • Характеристика социальной ситуации развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. Компоненты психологической готовности к обучению в школе. Переход ребенка от игры к учебе. Требования школы к умственному развитию дошкольников.

    контрольная работа, добавлен 25.10.2013

  • Исследование проблемы готовности ребенка к школе в различной педагогической литературе, современные достижения в данной области, познавательные процессы, необходимые для ее достижения. Тесты для оценки степени готовности ребенка, анализ результатов.

    курсовая работа, добавлен 13.02.2011

  • Источник

    Надежда Бодрова
    Психологическая готовность к школе.

    Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.

    Учебная деятельность школьника резко отличается по содержанию и по организации от привычных дошкольных форм деятельности.

    Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным.

    Готовность к школевключает в себя три компонента:

    1. Педагогическая готовность подразумевает наличие навыков чтения и счета, письмо печатными буквами и пр.

    2. Физиологическая готовность, т. е. функциональная зрелость подразумевает созревание различных систем организма, необходимых для усвоения знаний. Например, примерно к 7 годам у ребенка завершается формирование коры головного мозга, повышается общая выносливость организма, продолжается окостенение хрящей кисти руки, необходимых для способности удерживать длительное время ручку или карандаш.

    3. Психологическая готовность.

    Психологическая готовность к школе– это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.

    Психологическая готовность к школе включает в себя:

    Интеллектуальная готовность

    Социально-личностная

    Мотивационная

    Эмоционально – волевая

    Интеллектуальная готовность к школе подразумевает

    восприятие;

    аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

    рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

    логическое запоминание;

    интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

    овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

    развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных

    координации.

    Социально – личностная готовность

    1. Достаточный набор знаний о себе самом;

    2. Адекватная самооценка;

    3. Коммуникативные навыки.

    Что должен знать ребенок о себе самом:

    Фамилию, имя, отчество;

    Дату своего рождения, сколько лет ему сейчас;

    Полное ФИО мамы, папы, где они работают;

    Страна, в которой живем, город и домашний адрес

    Самооценка– представление ребенка о самом себе.

    В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

    Она может быть:

    низкой,

    адекватной,

    завышенной,

    неопределенной.

    Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Дети с заниженной самооценкой тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

    Заниженная самооценка в старшем дошкольном возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. Низкая самооценка может стать причиной неуспеваемости в школе.

    Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание.

    Если по каким-либо причинам они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, баловаться. Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены на себя и не склонны к сотрудничеству. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что “школа плохая“, “учитель злой” и т. д.

    Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны. При попадании в ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности. Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Детям с адекватной самооценкой свойственно стремление к успеху.

    Ребенок к 7 годам должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение, т. е. иметь адекватную самооценку.

    Что нужно делать для развития адекватной самооценки?

    Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок, получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.

    Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает. Хвалите конкретно.

    Поощряйте в ребенке инициативу.

    Не забывайте, что малыш внимательно наблюдает за Вами. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.Сравните: “У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше муки” / “Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!”

    Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, какой он был вчера или будет завтра).

    Коммуникативная готовность.

    Этот компонент готовности включает в себя формирование удетей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений сдругими детьми, необходимы умения войти в детское общество,действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

    Итак, коммуникативная готовность включает в себя:

    1. отношения со взрослым – подчинение поведения ребенка определенным нормам и правилам в системе Учитель – Ученик, чувствовать разницу в общении с детьми и учителями. По отношению к учителю первоклассник должен уметь проявлять уважение, устанавливать контакты на уроке и вне его. Возрастная особенность первоклассников – это безусловный авторитет учителя. Не при каких обстоятельствах не обсуждайте плохих качеств учителя с ребенком и при нем.

    2. отношения со сверстниками – умение общаться (слушать собеседника, эмоционально ему переживать, проявлять инициативу в общении, учитывать интересы других детей; решать конфликтные ситуации мирным путем, участвовать в коллективных формах деятельности.

    Как научиться общаться

    1.Помогите ребенку усвоить некоторые правила общения:

    Играй честно.

    Не дразни других, не приставай со своими просьбами, не выпрашивай ничего.

    Не отнимай чужого, но и свое не отдавай без вежливой просьбы.

    Если у тебя попросят что-нибудь — дай, если попытаются отнять – защищайся.

    Не дерись, если в этом нет необходимости. Ударить можно только для самозащиты, когда бьют тебя.

    Не поднимай руку на того, кто заведомо слабее тебя.

    Если тебя зовут играть — иди, не зовут — попросись, в этом нет ничего постыдного.

    Не ябедничай, умей хранить доверенные тебе секреты.

    Чаще говори: давай вместе играть, давай дружить.

    Уважай желания и чувства тех, с кем играешь или общаешься. Ты не лучше всех, но и не хуже.

    2. Поиграйте в игру «Что будет, если.».

    Ситуации для обсуждения могут быть самыми разными. Их необязательно придумывать, часто их подсказывает сама жизнь. Проанализируйте случаи, которые произошли с вашим ребенком или с кем-нибудь из его приятелей. Спросите у него, как при этом вел себя он и как вели себя другие дети; обсудите, кто поступил правильно, а кто нет, и как еще можно было поступить, чтобы все было справедливо. Задавая ребенку вопросы, старайтесь незаметно подвести его к правильному решению проблемы, чтобы при этом он поверил, что принял это решение самостоятельно, ведь это так важно для формирования уверенного в себе человека. Это поможет ему обрести уверенность в себе, и со временем он сможет самостоятельно и достойно справляться с возникающими в жизни сложными ситуациями.

    3. Поощряйте общение с чужими взрослыми, когда вы приходите в поликлинику (он сам рассказывает врачу о том, что у него болит, в магазине с продавцом, на детской площадке. Некоторые дети теряются, не имея навыка “выживания в толпе” (зайдите в любую школу на перемене). В качестве тренировки время от времени можно взять сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте. Важно для ребенка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребенка.

    Мотивация– один из самых важных компонентов психологической готовности к школе. Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

    Мотивационная готовность к школе включает:

    позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности,

    развитие познавательных критериев, любознательности,

    развитие желания ходить в школу.

    Можно выделить 6 групп мотивов,определяющих отношение будущих первоклассников к учению:

    1. Социальные – основаны на понимание общественной значимости и необходимости учения и стремления к социальной роли школьника (“Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно”);

    2. Учебно-познавательные – интерес к новым знаниям, желание учиться чему-то новому;

    3. Оценочные – стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение (“Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки”);

    4. Позиционные – связанные с интересом к атрибутике школьной жизни и позиции школьника (“Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, портфель”);

    5. Внешние по отношению к школе и учению – (“Я пойду в школу, потому что мама так сказала”);

    6. Игровые – неадекватно перенесенные в учебную деятельность (“Я пойду в школу, потому что там можно играть с друзьями”).

    Наличие учебно-познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными оказывает положительное воздействие на школьную успеваемость. Преобладание же игрового мотива и негативное отношение к школе отрицательно влияют на успешность усвоения знаний.

    Как помочь сформировать мотивацию

    Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

    Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.

    Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху ваших надежд.Помните: ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

    Рассказывайте о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи.

    Читайте вместе с ребенком книги о школе, смотрите фильмы, передачи о школе.

    Рассказывайте о школьных порядках и правилах.

    Встречая из школы спрашивайте: «Что интересного было в школе».

    Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения.

    Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут не легки. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.

    Эмоционально-волевая сфера

    Способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо, т. е. произвольность.

    Не бояться трудностей, решать их самостоятельно.

    Проявлять усилия в случае возникновения препятствий.

    Умение сосредоточиться.

    Умение управлять своими эмоциями.

    Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.

    К 6 годам происходит оформление основных компонентов волевого действия. Но эти элементы волевого действия недостаточно развиты. Выделяемые цели не всегда осознаны и устойчивы.Удержание цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения: достижение цели определяется мотивацией.

    Исходя из этого,взрослый должен:

    – ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей. Тогда у ребенка появится желание в ее достижении;

    – направлять, помогать в достижении цели;

    – приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;

    – воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т. п.

    Что поможет развить волевые усилия?

    Игры с правилами. Они учат дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать.

    Приучайте детей к смене деятельности, режиму дня.

    Введение дома каких то правил.

    Постоянные посильные трудовые поручения.

    !В развитие волевых усилий важен контроль!

    Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в которых дети рисуют в определённой последовательности кружки, квадраты, треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами образцу. Можно также попросить ребёнка подчёркивать или вычёркивать определенную букву или геометрическую фигуру в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их работоспособность. Если ребёнок быстро устаёт, забывает последовательность фигур или букв, которые надо вычёркивать, начинает отвлекаться, что-то чертить на листочке бумаги с заданием, вы можете облегчить ему задачу, сказав, что ему осталось нарисовать ещё одну или две строчки (или подчеркнуть ещё 5–10 букв). В том случае, если деятельность вашего ребёнка нормализуется, можно говорить о наличии волевой готовности, хотя и не очень хорошо развитой. В том же случае, если ребёнок так и не сможет сосредоточиться, волевая регуляция поведения у вашего ребёнка отсутствует, и он не готов к школьным занятиям. Значит, надо продолжать с ним упражнения, прежде всего, учить его слушать ваши слова.

    Для обеспечения эмоционального благополучия ваших детей рекомендую следующее:

    1. использовать живое эмоциональное общение с ребенком;

    2. доверительно относится к нему;

    3. создавать ситуации успеха;

    4. поощрять за личные достижения;

    5. выяснять причины неудач ребенка, обсуждать их с ним и оказывать необходимую помощь.

    Каждый ребенок индивидуален, и задача родителей – не только увидеть эти особенности, но и учитывать их при построении отношений с ребенком, деликатно направляя его и бережно поддерживая. Насколько благоприятно будет проходить период подготовки к школе, во многом зависит от взрослого, от его терпения, спокойствия, доброжелательности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Пусть ребёнок, проявляет инициативу, творчество, старайтесь идти от желаний ребенка и не подавляйте его своей ученостью.

    Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство.

    Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка, они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

    Источник