Диплом на тему эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста

Диплом на тему эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста thumbnail

Особенности эмоциональной сферы в дошкольном возрасте. Экспериментальное изучение влияния конфликтов на развитие ребенка. Методика изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок. Опростник “Родительское отношение к ребенку”.

  • Исследование особенностей эмоциональной сферы личности в дошкольном возрасте. Понятие, основные виды и роль эмоций в жизни человека. Изучение технологических этапов работы по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

    презентация, добавлен 17.02.2014

  • Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание. Значение игры для развития психики дошкольника. Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте. Виды игр.

    реферат, добавлен 03.02.2009

  • Эмоция – процесс оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, их виды. Проблема развития эмоций в дошкольном возрасте. Закономерности формирования психических процессов у ребенка. Развитие эмоциональной сферы детей от 3 до 7 лет.

    курсовая работа, добавлен 08.05.2014

  • Содержание когнитивной сферы. Семейные факторы, оказывающие влияние на становления познавательных психических процессов ребенка в раннем дошкольном возрасте. Исследование психологических и поведенческих особенностей детей из полных и неполных семей.

    курсовая работа, добавлен 17.06.2015

  • Основные закономерности развития детей в дошкольном возрасте. Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста. Психологическая характеристика деятельности ребенка в дошкольном возрасте: особенности развития личности и интеллекта.

    курсовая работа, добавлен 06.05.2011

  • Понимание конфликта в психологии. Детские конфликты и причины их возникновения. Психологические особенности правосознания в дошкольном возрасте. Теоретические и практические аспекты правового сопровождения разрешения конфликтов в дошкольном возрасте.

    дипломная работа, добавлен 04.09.2014

  • Исследование основных направлений развития воображения в дошкольном возрасте. Анализ предпосылок возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте. Показатели влияния особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников.

    дипломная работа, добавлен 20.05.2010

  • Развитие памяти в раннем детстве. Методы психологического воздействия. Понятие памяти, ее виды. Особенности воспитания детей. Исследование по развитию памяти в младшем дошкольном возрасте в условиях дошкольного образовательного учреждения.

    дипломная работа, добавлен 26.01.2007

  • Общее представление о восприятии. Развитие восприятия в дошкольном возрасте (5-6 лет). Выявление способностей ребенка к целостному восприятию формы предметов, состояния его графических навыков, способности осуществлять асимметричные изображения.

    курсовая работа, добавлен 19.02.2011

  • Развитие речи дошкольников как процесс овладения родного языка, закономерности усвоения речи, особенности процесса развития функций речи в дошкольном возрасте. Становление и развитие всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической.

    курсовая работа, добавлен 16.02.2011

  • Источник

    Департамент образования, науки и молодежной политики

    Новгородской области

    Областное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Новгородский институт развития образования»

    Кафедра педагогики и психологии

    Дипломная работа по теме

    «Развитие эмоциональной сферы личности дошкольника»

    Выполнила: Фофашкова Татьяна Владимировна

    Прогимназия №675»Талант»

    Красносельского района

    Санкт-Петербург

    Научный руководитель:

    Каплунович Татьяна Александровна,

    доктор педагогических наук, профессор

    Проректор по научной

    И опытно-экспериментальной работе

    ОАОУ «НИРО»

    Великий  Новгород

    2014 год

    Содержание

    Введение………………………………………………………3-4стр.

    1. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте……….4-6стр.

    2. Средства и методы для эмоционального развития  детей..6-8стр.

     дошкольного    возраста применяемые в прогимназии «Талант». …6-8стр.

    3. Примеры  из практики………………………………………9-9стр.

     Литература……………………………………………………..10-10стр.

    Приложения……………………………………………………..11стр.

    Введение

     Проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А.Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка. Дошкольный возраст – это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни.

    Этой проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Т.А. Маркова и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Но следует заметить, что чрезмерное воздействие отрицательных эмоций разрушает мозг и психику человека. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

    Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря развитию эмоциональной сферы, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому мы считаем необходимым не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка. Отсутствие же эмоций ведет не только к пассивности мыслительных процессов.

    Данная работа может иметь значимость для практической деятельности воспитания, так как раскрывает возможности использования разных средств и в том числе, различные игры, так как это доступное и простое средство развития эмоциональной сферы ребенка.

    1. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

              Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей.

    Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смыслу содержания, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства. Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности.

    Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными.

    Дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Развитие общения со взрослыми и сверстниками, коллективная деятельность, сюжетно – ролевая игра приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. Если на предыдущих этапах детства взрослый  проявлял по отношению к ребенку доброжелательность, внимание, заботу, любовь, то он заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

    Практическое овладение нормами поведения является источником развития нравственных чувств. Переживания вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно – ролевая игра, передавая эмоционально – выразительное содержание дети учатся разделять переживания других.

    В трудовой деятельности достигая результата, полезного для окружающих, возникает радость от общего успеха, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, сочувствие усилием товарищей.

    На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему.  Ребенок переживает радость, удовлетворения при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования.

    Наиболее яркое чувство долга появляется в 6–7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке.

    Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывает их.

    Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно – творческой деятельности детей и художественного воспитания. Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное, доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительными литературными героями, активно ему сопереживая.

    Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте.

    – ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;

    – изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;

    – чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными;

    – формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

              2. Средства и методы для эмоционального развития детей дошкольного возраста применяемые в прогимназии «Талант».

    Существует достаточно средств и методов, направленных на эмоциональное  развитие детей дошкольного возраста, например такие:

    1) Этюды

    2) Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера)

    3) Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные) Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации (передача эмоций, характера героев и отношение их друг к друг.)

    4) Дидактические развивающие игры.

     Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников

    6) Совместные праздники, досуги, проекты.

    7) Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся)

    8) Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.

    9) Изобразительная деятельность – использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.

    10) Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой копируют.  Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.

    11) Моделирование – использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:

    · пиктограммы (игры, в которых используются схематические изображения эмоций, называются “Пиктограмма”.Эти игры помогают формированию у детей экспрессивных эталонов).

    ·  графические изображения лица,

    ·  силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,

    ·  «подвижные аппликации».

    12) Развитие речи – активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.

    13) Этикет- Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)

    11) Подвижные игры – высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.

    4.Примеры из практики

    В прогимназии «Талант» в рамках организации работы по преемственности детский сад-школа  я и моя коллега разработали и осуществили на практике проект «Богородская игрушка». (Приложение № 1).

    Основная цель таких занятий – это развитие чувственной сферы, эстетических эмоций, творческих способностей, развитие речевого мышления. Чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, приобщая его с самого раннего детства к миру искусства, которое  является истоком развития добрых чувств и высших социальных эмоций.

    В рамках работы школьники – дошкольники воспитатели школы организуют встречи школьников с малышами детского сада . (Приложение №2).

    Как учитель рисования,  я использую на занятиях следующие игры и задания  на эмоциональное восприятие цвета.( Приложение №3).

    Когда в конце занятия остается несколько минут свободного времени я использую следующие игры направленные на развитие эмоциональной сферы (Приложение №4), которые стараюсь подбирать близко к теме занятия по рисованию.

     Исходя из проделанной работы (Приложение №5),  можно сказать, что мероприятия, проводимые в нашем учреждении, осуществление различных проектов,  система игр, подобранная для развития эмоциональной сферы ребенка, оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу детей  дошкольного возраста. В результате дети становятся более дружелюбными, внимательными друг к другу, проявляют сочувствие, помощь, что имеет положительное значение во всестороннем развитии личности ребенка.

    Заключение.

    Одним из условий, необходимых для развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста является:

    обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям.

    Для того, чтобы у ребенка не угасал познавательный интерес, должно быть сделано самое главное. С самого раннего возраста он должен расти в атмосфере уверенности в том, что его индивидуальные особенности принимаются и уважаются другими, что его инициатива и активность будут должным образом истолкованы и поддержаны, что его стремление познать окружающий мир и себя в нем будет «окультурено» и дополнено не излишней (на вырост), а актуальной – «здесь и сейчас» – информацией.

     Литература.

    1. Агафонова И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника:          Учебно-методическое пособие. СПб: АППО. 2006 г..
    2. Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники или на пути к творчеству. Новосибирск.1993г..
    3. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1991г.
    4. Быкова А.И., Мухина В.С. Психология – М.: 1988г..
    5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу – М.: 2000 – 144 с.
    6. Данилина Т.А., Задгенидзе В.А., Степина Н.Н. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ – М.: Айрис – пресс. 2004 – 160 с.
    7. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. – М, 2002.
    8. Шипицина Л.М и д.р. Азбука общения. СПб.Детство-пресс.1998.
    9. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб. Валерин СПД, 2001.

    Приложения

    Источник

    Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

    Дипломная работа*

    Код212979
    Дата создания2017
    Страниц 93 ( 14 шрифт, полуторный интервал )

    Источников39
    Изображений11

    Файлы

    DOCX

    Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста.docx[Word, 425 кб]

    Без ожидания: файлы доступны для скачивания сразу после оплаты.

    Ручная проверка: файлы открываются и полностью соответствуют описанию.

    Документ оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ.

    Образцы страниц

    Содержание

    ВВЕДЕНИЕ … 3

    Глава 1. Теоретические основы эмоционально-волевого развития дошкольников … 6

    1.1 Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника, развитие эмоций у ребенка 4-6 лет … 15

    1.2 Развитие воли … 20

    1.3 Методы формирования, развития и коррекции эмоционально-волевой сферы личности дошкольника … 22

    Вывод по первой главе … 37

    Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционально-волевой сферы личности детей дошкольного возраста … 40

    2.1 Диагностика эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента … 41

    2.2 Развитие эмоционально волевой сферы дошкольников 5-6 лет … 43

    2.3 Диагностика эмоционально-волевого развития дошкольников на контрольном этапе эксперимента … 49

    Вывод по второй главе … 51

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 54

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ … 58

    ПРИЛОЖЕНИЕ А … 61

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б … 66

    ПРИЛОЖЕНИЕ В … 77

    Введение

    Актуальность исследования. Проблемой готовности ребенка к обучению в школе занимаются многие специалисты в разных направлениях и с разными подходами. Всем известно, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его психическое самочувствие.

    Одним из компонентов психической готовности ребенка к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность (наличие познавательного мотива, эмоциональная устойчивость, стремление к достижению результата своей деятельности и т.д.). Особенностью детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет является недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, – все это снижает коммуникативные возможности детей.

    А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми. Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре совершенствуется личность ребенка, развивается мотивационно-потребностная сфера, произвольность поведения, умственные способности, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, а при помощи выразительных действий формируется и чувственная сфера. “Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует свою мысль. Мы тем самым формируем наше чувство, выражая его” (С.Л.Рубинштейн).

    Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать целесообразность включения в развивающие занятия с детьми 5-6 лет игр и упражнений, направленных на формирование произвольности, развитие эмоциональной сферы и умения общаться.

    Цель исследования – изучение методов развития эмоционально-волевой сферы личности дошкольников.

    Задачи исследования:

    • Изучить психологическую литературу по проблеме исследования;
    • Изучить особенности развития эмоционально-волевой сферы личности дошкольника;
    • Изучить методы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.
    • Провести опытно-экспериментальную работу по развитию эмоционально-волевой сферы личности дошкольника.
    • Объект исследования – эмоционально-волевая сфера личности дошкольника.

    Предмет исследования – развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольника в игровой и продуктивной деятельности.

    Гипотеза: Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников возможно с помощью игровых упражнений, этюдов и продуктивной деятельности (рисования), так как они более всего соответствуют особенностям возрастного развития детей 5-6 лет.

    Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении и анализе литературы по развитию эмоционально-0волевой сферы дошкольников, в определении ведущих методов её развития, рассмотрении возрастных особенностей.

    Практическая значимость исследования заключается в эмпирическом рассмотрении процесса развития эмоционально-волевой сферы дошкольников и использовании полученных результатов в работе воспитателя и психолога ДОУ.

    Методологические основы исследования: В нашем исследовании мы рассматривали и использовали основные положения теорий воли В.А.Иванникова Н А.Бернштейна, П.КАнохина В.И.Селиванова, теорий эмоций Ч. Дарвина, Джемса-Ланге У., Кеннона Л. И др. Труды по возрастной и детской психологии А.В.Запорожцеа Н.Н.Поддъякова, А.Ф.Говорковой, Т. П.Хризман, В.Д.Еремеевой, Т.Д.Лоскутовой, М.И.Лисиной, Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, Н.И. Непомнящей.

    Методы исследования:

    • изучение и анализ литературы;
    • наблюдение;
    • тестирование;
    • графические методы представления данных.

    Фрагмент работы для ознакомления

    Глава 1. Теоретические основы эмоционально-волевого развития дошкольников

    Понятие «эмоции» и «воля» и взгляды на их развитие в психолого-педагогической литературе

    Воля – свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

    Психологические исследования воли в настоящее время оказались разделенными между разными научными направлениями: в бихевиористски ориентированной науке изучаются соответствующие формы поведения, в психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления, в психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и изучении соответствующих волевых характеристик личности. Исследованиями воли занимается также психология саморегуляции человеческого поведения. Иными словами, в новейший период истории психологии эти исследования не прекратились, а лишь утратили прежнее единство, терминологическую определенность и однозначность. Вместе с тем они оказались расширенными и углубленными по тематике за счет применения новых понятий, теорий и методов. Сейчас многими учеными предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы возродить учение о воле как целостное, придать ему интегративный характер.

    1.1 Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольника, развитие эмоций у ребенка 4-6 лет

    Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений — более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Раньше течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не может его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т.д. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, а сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость

    1.2 Развитие воли

    Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом. Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.

    1.3 Методы формирования, развития и коррекции эмоционально-волевой сферы личности дошкольника

    Умение подчинять свой действия заранее поставленной цели, преодолевать препятствия, возникающие на пути к ее выполнению, в том числе отказываться от непосредственно возникающих желаний, — всеми этими качествами характеризуется волевое поведение. Именно это — важнейшее условие готовности ребенка к обучению в школе.

    Школа требует особой организации поведения детей. Ученик должен внимательно выполнить задания и не отвлекаться другими делами, самостоятельно доводить работу до конца. От него требуются такие действия, которые сами по себе могут быть неинтересными, однообразными. Он должен преодолевать многие свои желания (например, поговорить с соседом, поиграть, порезвиться) и подчинять поведение общим правилам.

    Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию эмоционально-волевой сферы личности детей дошкольного возраста

    Целью опытно-экспериментальной работы было подтверждение гипотезы о том, что развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников возможно игровыми методами, так как они наиболее соответствуют возрасту детей.

    В ходе опытно-экспериментальной работы предполагаем решение следующих задач:

    2.1 Диагностика эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

    Методика Ш.Н. Чхартишвилли представляет собой наблюдение. За особенностями проявления воли дошкольниками в различных видах деятельности.

    В методике приводится 28 признаков, в процессе наблюдения за которыми степень их правления оценивается по 3 бальной шкале: 1 балл – редко, 2 балла – иногда, 3 балла – часто.

    По количеству набранных баллов оценивается степень выраженности следующих показателей:

    Таблица 1 – Результаты диагностики особенностей проявления воли дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

    Таблица 2 – Результаты диагностики умений распознавать эмоциональные состояния на констатирующем этапе эксперимента

    Таблица 3 – Развитие эмоциональной сферы (примерное планирование)

    2.3 Диагностика эмоционально-волевого развития дошкольников на контрольном этапе эксперимента

    На контрольном этапе эксперимента мы снова провели диагностику эмоционально-волевой сферы дошкольников, используя те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

    В результате проведения методики Ш.Н. Чхартишвилли были получены следующие результаты (см. таблицу 4):

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В первой главе нашего исследования мы выполнили следующие задачи:

    1. Рассмотрели понятия «эмоции» и «воля» и основные теории, и концепции их развития.

    Воля – свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

    Судьбу психологических исследований воли В.А.Иванников — один из отечественных ученых, уделяющих этой проблеме значительное внимание, соотносит с борьбой двух трудно-согласуемых друг с другом концепций человеческого поведения: реактивной и активной. Согласно первой все поведение человека представляет собой в основном реакции на различные внутренние и внешние стимулы и задача его научного изучения сводится к тому, чтобы отыскать эти стимулы, определить их связь с реакциями.

    ПРИЛОЖЕНИЕ А

    Методика изучения особенностей проявления воли у дошкольников Ш.Н. Чхартишвилли

    Таблица А.1 – Протокол первичной диагностики

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б

    Методика «Наше настроение»

    Цель: диагностика умений распознавать следующие эмоциональные состояния (на¬строение) по мимике: радость, гнев, удивление, печаль.

    Материал:

    • набор пиктограмм, отображающих различные эмоции (радость, гнев, удивление, печаль, спокойствие);
    • набор сюжетных картин, отображающих различные эмоции (настроение);
    • набор сюжетных картинок, у героев которых не прорисованы лица.

    Таблица Б.1 – Протокол диагностики эмоциональной сферы дошкольников на констатирующем этапе эксперимента

    ПРИЛОЖЕНИЕ В

    Психогимнастические упражнения (этюды)

    Список литературы

    1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. – М., 1984. – С. 173.
    2. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоции // Психология эмоций. – С. 9.
    3. Вачков И.В. Психология для малышей. – М., 2009.
    4. Воробьева Т. Программно-методическое руководство по организации занятий эмоционально-экспрессивного восприятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: 1992.
    5. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. – Т. 3. – М., 1983.

    Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

    * Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.

    Источник