Динамика развития умственно отсталого ребенка

Динамика развития умственно отсталого ребенка thumbnail

Динамика олигофрении обусловлена прежде всего процессами компенсации и репарации, а также эволюцией возрастного созревания (Ковалев, 1979). Такую динамику принято определять как непрогредиентную (по П.Б. Ганнушкину, 1933) или эволютивную (по Г.Е. Сухаревой, 1965). Кроме того, на динамику олигофрении влияют состояния декомпенсации, возникающие из-за неблагоприятных внутренних и внешних факторов, а также в результате отсутствия адекватных мер воспитания и реабилитации.

Положительная эволютивная динамика выражается в постепенном улучшении показателей интеллектуального развития: в замедленном, тем не менее поступательном развитии процессов абстрагирования, обобщения, синтеза, анализа, сравнения и конкретизации, в совершенствовании речи, моторики и общения, в положительных сдвигах в темпе и переключаемости внимания и других психических процессов, в повышении уровня мотивации поведения, в расширении самопознания и познания окружающих людей, повышении самоконтроля, накоплении знаний, опыта, навыков и умений.

У ряда пациентов по мере возрастной эволюции и под влиянием лечебно-коррекционных мероприятий отмечается обратное развитие некоторых патологических проявлений (двигательной расторможенности, импульсивности, аффективной возбудимости, негативизма и др.), нивелируются церебрастенические расстройства, сглаживается неврологическая симптоматика, компенсируются проявления гидроцефалии. К концу обучения во вспомогательной школе многие пациенты с умеренной и особенно легкой умственной отсталостью оказываются способными к выбору и освоению определенной профессии (обычно «ручной») и относительно неплохо приспосабливаются в жизни.

Обучение олигофренов в массовой школе чаще вредит им, чем приносит пользу. Ряд исследователей указывает, что в возрасте после 20–25 лет по показателям социальной адаптации около 80% пациентов с установленной в детстве неглубокой умственной отсталостью мало чем отличались от нормальных людей. Некоторые авторы даже считают, что легкая дебильность не является постоянным, зафиксированным раз и навсегда состоянием и при благоприятных условиях de facto практически полностью ликвидируется (в значительной части таких случаев, несомненно, диагноз умственной отсталости был установлен ошибочно). Адаптация бывает успешной тем более, если пациент является одаренным в том или ином отношении. По данным Д.Е. Мелехова (1970), 66% имбецилов оказываются трудоспособными в специально организованных условиях.

Отрицательная динамика олигофрении чаще наблюдается при осложненных ее формах. Особенно это касается периодов возрастных кризов, когда возникают состояния декомпенсации. Декомпенсация может возникать и в результате внутренних причин (ликвородинамические, эндокринные и метаболические нарушения, заболевания внутренних органов), а также под влиянием внешних факторов (черепно-мозговая травма, психогении, нарушения питания, гиповитаминоз, интоксикации, нейроинфекции, паразитарные инвазии, гипоксия, сосудистая патология).

Проявления декомпенсации разнообразны. В относительно легких случаях это нарастание явлений церебрастении: головная боль, головокружение, явления вегетодистонии, колебания настроения, повышенная утомляемость, расстройства внимания, памяти, снижение уровня умственной деятельности. У пациентов с торпидными чертами усиливаются вялость, адинамия, у эретичных пациентов – психомоторная расторможенность. Нередко, особенно при дисгармонически протекающем пубертатном кризе и у умственно отсталых подростков с выраженной церебрально-эндокринной недостаточностью, возникают расстройства влечений (мастурбация, сексуальная расторможенность, нарушения пищевого поведения, сексуальные девиации).

В ряде случаев возникает синдром уходов и бродяжничества с характерными для него нарушениями влечений: неодолимой потребностью к скитаниям, особым удовольствием от езды, ходьбы, сексуальной расторможенностью, агрессивно-садистическими тенденциями, повышенным аппетитом, делинквентностью, употреблением психоактивных веществ.

Под влиянием психогенных факторов, в том числе неадекватного воспитания, у пациентов с неглубокой умственной отсталостью могут возникать невротические расстройства: страхи, тревога, колебания настроения, системные невротические реакции, такие как тики, заикание, энурез, энкопрез, расстройства сна и аппетита. Особенно часто невротические расстройства и школьная дезаптация возникают у умственно отсталых детей при обучении в массовой школе, с программой которой они не справляются. В пубертатном возрасте возникают или обостряются переживания собственной неполноценности (с чувством обиды, озлобленности и мести по отношению к окружающих), которые обычно осложняются гиперкомпенсаторным поведением (отгороженностью, агрессией, токсикоманией, псевдологией, воровством и т. п.). В более тяжелых случаях могут возникать реактивные состояния с субдепрессией, суицидальными тенденциями. Неправильные условия воспитания могут вызывать патохарактерологические реакции, закрепление которых иногда становится основой формирования стойких патологических черт характера.

Встречаются, кроме того, эпизодические и рецидивирующие психозы («психозы у олигофренов», «психозы при дебильности», «аморфные психозы» и другие названия). По данным отечественных исследователей, наиболее часто психозы у олигофренов наблюдаются в пубертатном и юношеском возрасте. Предполагается, что их развитие связано с сосудистыми, ликвородинамическими нарушениями, дисгармонически протекающим пубертатным кризом, психогениями, воздействием экзогенно-органических факторов. У девочек психозы обычно совпадают с началом менструаций.

Психотические симптомы отличаются при этом:

  1. рудиментарностью;
  2. однообразием;
  3. эпизодичностью и возникают обычно на фоне выраженных соматовегетативных расстройств, головных болей, нарушений сна, аппетита.

При рецидивирующем течении психотические приступы длятся до 1–6 недель, их разделяют интервалы (до 2–4 недель), со временем приступы становятся более короткими и редкими. В зависимости от симптоматики различают следующие варианты психозов у олигофренов.

  1. Психозы с преобладанием аффективных расстройств. Чаще всего проявляются в форме дисфорических и депрессивных состояний. Дисфории характеризуют тоскливо-злобное настроение, эмоциональная напряженность, тревога, раздражительность, могут быть короткие эпизоды спутанного сознания (большей частью это сумеречное помрачение сознания) с последующей конградной амнезией. Депрессии обычно неглубоки, им свойственны монотонно-сниженное настроение с дисфорическим или дистимическим оттенком, нередко тревога, недифференцированные страхи, боязливость, растерянность. В части случаев неглубокого интеллектуального дефицита выявляются нестойкие идеи отношения, самообвинения, суицидные тенденции, а также сенестопатии, явления ипохондрии.
  2. Психозы с преимущественно психомоторными нарушениями. Чаще возникают у пациентов с выраженным когнитивным дефицитом. Типичны состояния психомоторного возбуждения или ступора, которые могут чередоваться. Возбуждение носит нецеленаправленный, немотивированный характер с импульсивностью, агрессией, аутоагрессией, длится до нескольких дней и завершается вялостью, адинамией. В состоянии ступора повышен мышечный тонус, выявляются каталепсия, пассивный негативизм, отказ от пищи, дисфорически-дистимическое настроение. Ступорозные состояния также непродолжительны.
  3. Бредовые психозы у олигофренов. Встречаются редко. Отмечаются преимущественно фрагментарные чувственные идеи отношения, преследования, ипохондрические бредовые идеи обыденного содержания с элементами бредовой интерпретации текущих событий. Нередки идеи колдовства, одержимости. По выходе из психоза длительное время сохраняется резидуальный бред, отсутствует критическая оценка психотических переживаний.
  4. Галлюцинаторные психозы у олигофренов. Встречаются редко. Обманы восприятия элементарны: акоазмы, фосфены (шум, стук, видения пятен, полос, оклики, видения людей, животных). Особенно часто обманы восприятия возникают при делириозном помрачении сознания. Психозы длятся не более 1,5 месяца, начинаются остро и так же критически завершаются, сменяясь церебрастеническими или психоорганическими проявлениями, могут повторяться.

Вернуться к Содержанию

Источник

Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Источник

Дети с умственной отсталостью: особенности развития, требования  к обучению.

Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного).

Существовала определенная классификация умственной отсталости, в которой было только три вида умственной отсталости:

  1. Дебильность
  2. Имбецильность
  3. Идиотия

Такой классификацией продолжают пользоваться множество специалистов, но есть более современная классификация, она включает в себя 4 степени УО в зависимости от тяжести поражения ЦНС:

  1. Легкая
  2. Умеренная
  3. Тяжелая
  4. Глубокая

Что такое умеренная умственная отсталость? Умеренная умственная отсталость — это пограничное значение между дебильностью (легкой степенью) и имбецильностью. При умеренной степени УО дети не могут быть отнесены к детям с легкой степенью УО, так характер нарушения более выраженный, но в то же время он может быть не настолько глубоко патологичен, как при тяжелой УО. Но в школе они нередко обучаются в одном классе и по одному виду программы. И обе группы детей могут рассматриваться как дети с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. И детей из обеих групп можно соотносить по многим показателям с детьми, которые раньше считались бы имбецилами. Для них характерно всестороннее нарушение психического и физического развития.

И в то же время для этой категории детей свойственна сильная неравномерность развития высших психических функций и нечеткость периодизации развития в соответствии с возрастом.

Физическое развитие. Физически такие дети развиваются с опозданием. Границы возрастных периодов физического развития размыты и нечетки. Нарушения видны уже с раннего детства. Эти дети позже начинают переворачиваться, держать голову, сидеть, стоять, ползать. Координация движений часто нарушена. У них часто неловкая или неустойчивая походка. Могут испытывать трудности при ходьбе, беге. В движениях неловки. Не могут порой прыгать на одной ноге или даже на двух, то есть даже

такие лёгкие действия для них недоступны. При спуске по ступеням могут испытывать трудности.

Уровень эмоционального развития. Часто эмоционально незрелы. Не умеют свои эмоции выражать словесно (даже если у ребенка есть речь). Но в то же время им редко присущи сильные агрессивные реакции (если, конечно, нет психических заболеваний или нарушений, провоцирующих всплески агрессии). Они положительно реагируют на похвалу, ласковые обращения. На критику могут реагировать либо нейтрально, либо явно расстраиваются. В целом, способны отзываться эмоционально адекватно окружающей обстановке.

Уровень сформированности высших познавательных функций (ВПФ) – внимания, речи, памяти, мышления, воображения. Естественно, что наблюдается сильное недоразвитие всех ВПФ. Внимание неустойчивое, быстро истощается. Для привлечения внимания требуется больше наглядного материла, интересного для ребенка. Речь формируется поздно. Дети понимают обращенную к ним речь и могут выполнять действия по простой инструкции.

Собственная речь часто ограничена самыми простыми обиходными словами. Сложные предложения в основном недоступны для воспроизведения и понимания. Пользуются простыми фразами типа «дай мяч». То есть чаще используют существительные преимущественно в именительном падеже, а глаголы либо в повелительном наклонении либо несогласовано с существительным, например, ««пошли улица». Часто заменяют глаголами понятия, которые должны быть выраженным существительными, например, кровать – спать, улица – гулять.

Память по объему мала. Преобладает механическая. Могут пересказать простой текст (из 3-4 предложений), но без понимания смысла. Мышление, естественно, существенно ниже возрастной нормы. Недоразвитие интеллектуальной сферы выражено явно. Цвета могут частично различать.

Уровень развития бытовых навыков. Такие дети нередко испытывают серьезные затруднения даже в овладении простейшими действиями – умыться, почистить зубы, причесаться. Одеваться могут сами. Но чаще с помощью организующей и направляющей помощи.

Обучение детей с УО в школе. В нашей стране обучение детей, у которых умеренная умственная отсталость лучше организовано, конечно же, в специализированных школах (8 вида) или коррекционно-развивающих садах. Несмотря на то, что сейчас возможна реализация инклюзивной формы образования, к которой наша страна не готова (по мнению многих специалистов и экспертов) ни с морально-этической точки зрения, ни с точки зрения организации такой формы образования (недостаточное финансирование, кадровая недостаточность и многие другие проблемы), такие дети обучаются в большей степени именно в специальных образовательных учреждениях.

Инклюзивная форма образования представляет собой совместное обучение детей с различным уровнем психофизического развития в одном классе и в одном образовательном учреждении. То есть вместе могут обучаться дети с нормальным уровнем развития и с особенностями развития, но по различным видам учебных программ и учебным планам. И отсутствие оказания им ранней помощи ведет к тяжелым последствиям. Как для таких детей, так и для общества в целом. Потому что люди с интеллектуальной недостаточною оказываются буквально брошены на произвол судьбы. Страдает и семья такого ребенка. Ведь одному из членов семьи приходится полностью посвятить себя заботам об особенном малыше. И такие дети «выпадают» из жизни, когда не получают специализированного образования.

Требования к обучению  детей с УО

1.Использование игровой формы как доминирующей. Игра не как развлечение, а как средство обучения.

2. Использование эмоций для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения.

3.Использование подражательности.

4.Предметно-действенное обучение.

5.Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения.

6.Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, действиям по речевой инструкции, что является одним из показателей успешности коррекционной работы.

7. Смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время и переутомления детей.

8. Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.

9. Индивидуальная и дифференцированная работа на занятии.

Л.С. Выготский задавался самым главным вопросом о том, что имеет ли смысл вообще затрачивать столько финансовых и человеческих ресурсов на то, чтобы обучать такого ребенка. Ведь дальнейшая польза от него выглядит на первый взгляд весьма сомнительной, этот человек как будто и не сможет быть полезным своей стране. Во всяком случае, разница между ним и нормально развитым сверстником в этом плане очень существенна. Современная педагогика дает однозначный ответ – воспитание таких особенных детей задача едва ли даже не важнее воспитания обычных детей, без явных патологических особенностей развития.

Источник