Динамика развития речи ребенка раннего возраста
Младенчество рассматривается как подготовительный этап в развитии речи, когда закладываются, во-первых, предпосылки понимания речи взрослых, во-вторых, – активного употребления слов. Причем пассивная речь осваивается ребенком быстрее, чем активная. Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят. В первом полугодии первого года жизни он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса человека, а во втором из всех голосовых воздействий взрослого выделяет звук речи. Реагировать на слова взрослых ребенок начинает очень рано. На третьей неделе он сосредоточивается на голосе взрослого. На 2-м месяце жизни малыш прекращает крик под влиянием «разговора» с ним, сосредоточиваясь на лице взрослого. Во втором полугодии первого года жизни ребенок устанавливает связь между словом и предметом или действием. Первоначально дети лучше понимают не слова, а жесты взрослого. Так, в 5,5-6 мес. младенец подползает к взрослому при подзывании его жестом. А на чисто словесный призыв малыш приближается к взрослому только после 11,5 мес. С возрастом усложняются реакции ребенка на речь взрослого. . В возрасте 7-8 мес. младенец выполняет разученные движения при их назывании взрослым: «Встань», «Сядь», «Ладушки», «До свидания» и пр. 9-10-месячный малыш понимает элементарные поручения («Дай маме ложку»), в 10-11 мес. ребенок выбирает предметы по словесному указанию взрослого. Связь между предметом и его названием – важнейшее достижение в развитии речи младенца. Развитие предпосылок освоения активной речи также включено в общение со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реагирует на «разговор» взрослого смехом и звуками. В возрасте 2-4 мес. издает характерные согласные звуки («к-к», «х-х»). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. Дети произносят высокие певучие звуки наподобие трели с большим напряжением. На 4-м месяце малыш перекликается со взрослым на расстояниил. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха Развитие предпосылок освоения активной речи также включено в общение со взрослым. На 3-м месяце жизни малыш реагирует на «разговор» взрослого смехом и звуками. В возрасте 2-4 мес. издает характерные согласные звуки («к-к», «х-х»). Около 4 мес. гукание сменяется гулением. Дети произносят высокие певучие звуки наподобие трели с большим напряжением. На 4-м месяце малыш перекликается со взрослым на расстояниил. Важным приобретением является то, что звуки произносятся под контролем слуха
Лепет – это особая форма его самостоятельной деятельности, доречевое средство общения и способ выражения эмоционального состояния. Произнося звуки, малыш основывается на подражании и самоподражании. Подражание выступает как своеобразная форма общения и механизм развития речи. Ребенок обращает внимание на артикуляцию взрослого, повторяет за ним новые звуки и слова. Возникает отсроченное подражание звукам и словам, произносимым взрослым. К концу первого года жизни в активную речь ребенка включается от 4 до 20 слов, которые обозначают названия лиц и предметов. Возникновение первых осмысленных слов и понимания речи на основе собственно языковых средств, связанных с определенными фонемами родного языка, свидетельствует о том, что развитие речи переходит в новую стадию – фонемную, начинается усвоение звуковой стороны языка. Ранее, на дофонемной стадии, понимание ребенком речи взрослого строилось на восприятии не фонематического состава, а общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. Слово воспринималось малышом как единый, нерасчлененный звуковой комплекс.
Развитие речи в раннем детстве
В раннем детстве усложняется деятельность малыша, расширяется доступная ему сфера действительности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к содержательному общению по поводу предмета побуждает ребенка «искать» новое средство для общения, которым становится речь. Так, новая потребность, вырастающая на основе предметной деятельности, стимулирует развитие активной речи, которая превращается в средство общения. К активному употреблению речи ребенка побуждает потребность в совместной со взрослым деятельности. Выделяют три периода в становлении коммуникативной функции слова. В первом – главным компонентом ситуации выступает предмет. Ребенок тянется к нему, сопровождая действие мимическими и интонационно-выразительными эмоциональными компонентами, смысл которых – воздействовать на взрослого. Если попытки неудачны, то они могут перерастать в выражение неудовольствия, в плач. Во втором периоде главным компонентом ситуации становится взрослый. Ребенок переводит взгляд с предмета на взрослого и останавливается на последнем. Попытки достать предмет заменяются указательными жестами. Дети стремятся обратить внимание взрослого на свои попытки. В третьем периоде центр ситуации переносится на слово. Ребенок смотрит на взрослого, присматривается к артикуляции. Появляются первые попытки произнести слово, ребенок строит его артикуляционно-произносительный образ. Исчезают неадекватные речевые пробы. И малыш произносит требуемое слово – название предмета. При этом требуемое действие взрослого с предметом подразумевается.
В возрасте 1 года 2 мес. – 1 года 3 мес. возникает подражание взрослому по инициативе ребенка, малыш повторяет за ним слова, фразы. Новое слово включается в разнообразные комбинации с уже знакомым. Важно, что в раннем детстве ребенок переходит к употреблению осмысленных слов, хотя за словом стоит конкретный предмет, а не обобщенное значение. Слово «чашка» обозначает для него ту чашку, из которой он пьет. А другие чашки, отличающиеся внешним признаком, таким словом не называются. Постепенно складывается обозначение словом группы предметов на основе наглядных, а не родо-видовых признаков. Достаточно бывает незначительного внешнего сходства по признаку, который бросается в глаза, чтобы малыш обозначил предметы одинаково. Так, словом «ки» он называет кошку, меховой воротник и шубу. Во второй половине второго года жизни слово относится к группе сходных предметов, независимо от некоторых внешних различий: куклы большие и маленькие, резиновые и пластмассовые, знакомые и новые называются одинаково. Бурное развитие предметной деятельности после полутора лет приводит к появлению в речи малыша глаголов, связанных с действием и выражением требований. В возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря. К концу 3-го года жизни в речи дошкольника появляются слова с обобщающим значением, но по своему содержанию отличающиеся от таких же слов в речи взрослого. Говоря «овощи», «игрушки», «одежда», ребенок имеет в виду предметы, которые встречались в его личном опыте и с которыми он действовал, а не абстрактное понятие, основанное на существенных признаках. Таким образом, развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Словарный состав речи – это лишь строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам грамматики родного языка служит целям общения и познания действительности. Поэтому наиболее существенным является вопрос об усвоении ребенком грамматического строя речи, которое начинается на втором году жизни. В возрасте от 1 года 3 мес-1 года 8 мес. ребенок начинает употреблять слова, выполняющие функцию целого предложения (в неизменном виде во всех случаях, где они используются). Жесты и мимика, сопровождающие слова, облегчают их понимание окружающими. Малыш произносит «мама» и тянется к игрушке, что означает: «Мама, дай игрушку». Значение таких слов меняется в зависимости от ситуации, в которую они включены. После 1,5 лет движения, звуки и жесты все более заменяются словами, которые превращаются в полноценное средство общения.
В возрасте 1 года 8 мес-1 года 10 мес. в речи ребенка появляются двусловные предложения. Он строит фразы, в которых называет требуемое действие: «Мама, ням-ням». После 1 года 10 мес. малыш начинает употреблять предложения, состоящие более чем из двух слов. В них он включает свое имя. В 2-3 года быстро увеличивается количество предложений, члены которых согласуются между собой сначала с помощью флексий (2 года 1 мес.-2 года 3 мес), а потом служебных слов (2 года 3 мес-3 года). На втором году жизни появляется особая форма речи – ситуативная, понятная только в контексте конкретной ситуации, в которую включены собеседники. Это эмоциональная, отрывочная, дополняемая жестами и мимикой форма речи. Ситуативная форма речи ребенка отражает ответы на вопросы взрослого и вопросы самого ребенка, выражает желания малыша, требования, предложения. Строится ситуативная речь как диалог, что связано с недостаточной самостоятельностью ребенка, неотделимостью его деятельности от деятельности взрослых.
В возрасте около 2 лет и особенно на третьем году жизни малыш по своей инициативе начинает отражать в речи все то, что он воспринимает. Возникает описательная речь. Теперь ребенок различает предметы по признакам, количеству и передает эти различия в речи. Он воспроизводит услышанные стихи, сказки, песенки. Речь включается в игру, отражая в ней реальные жизненные ситуации. Появляется способность разговаривать с персонажем игры.
В раннем детстве продолжает развиваться понимание речи взрослых. К концу 2-го года жизни понимание речи основано на правильном восприятии всех звуков родного языка. Слово взрослого управляет вниманием детей, восприятием, движениями, действиями. Ребенок понимает названия предметов, их качества, производимые с ними действия, некоторые оценки. Его поведение начинает подчиняться словесной инструкции взрослого, в связи с чем складываются элементы произвольности. На третьем году жизни малыш под влиянием инструкции взрослого может не только начать, но и затормозить действие, что создает новые возможности для его воспитания, и в частности для усвоения правил поведения.
Важнейшим достижением в развитии и понимании речи является овладение слушанием. В возрасте 1-3 лет интенсивно формируется речевое внимание, умение сосредоточиться не только на звуковой стороне слова, но и на его содержании и переживать по поводу услышанного. Ребенок уже понимает содержание небольших литературных текстов, которое непосредственно связано с его личным опытом или с ситуацией и предметами, воспринимаемыми в момент слушания. На третьем году жизни ребенок воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3-4 предложений.
Особенности развития речи в раннем возрасте:
- – развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
- – формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;
- – складывается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи;
- – формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
- – появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
- – возникает описательная речь;
- – ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
- – речь отражает опыт взаимодействия ребенка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
- – формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.
В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную, что приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).
В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. В речи ребенка становится не только больше слов, но, что очень важно, происходит развитие их значений. Малыш рано заучивает слова, но значение, содержащееся в них, усваивает постепенно. С воз В 3-3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда. В 4-5 лет ребенок использует слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово «растение» включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. Но такое обобщение по-прежнему строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности. То есть обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации. Старший дошкольник, употребляя слова, обозначающие абстрактные категории, объясняет их, исходя из своего опыта взаимодействия с окружающими. растом меняется характер обобщений, содержащихся в слове.
Поэтому в речи дошкольника преобладают слова, обозначающие конкретные объекты, максимально приближенные к самому ребенку, объекты, с которыми он постоянно действует. Такую особенность словаря дошкольника описал Е.ААркин. Он показал соотношение разных существительных в речи четырехлетнего ребенка: жилище -15,2%, пища – 9,6%, одежда – 8,8%, животные – 8,8%, растения – 6,6%, городской быт – 5,1%, части тела – 4,7%, профессия, техника и инструменты – 4,6%, неживая природа – 3,3%, время -3,4%, социальные явления – 3,3%, родовые понятия -1%, геометрические фигуры – 0,9%, абстрактные слова – 0,7%.
Услышав новое слово, ребенок стремится понять его, найти ему аналогию в собственном опыте, имеющихся знаниях. Для дошкольника важна не отнесенность слова к определенной категории, а его применение в конкретной жизненной ситуации. Объясняя значение слов, он устанавливает аналогии с теми словами, которые ему уже знакомы (например, «цыплят так называют потому, что они ходят на цыпочках»).
В самостоятельном словообразовании (словотворчестве), по словам Д.Б.Эльконина, проявляется проводимая ребенком работа по овладению языком как реальной, предметной действительностью. Это реальная практика, в ходе которой происходит освоение речи. Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Попытки словотворчества стремительно нарастают с 2 до 4,5-5 лет. Оно подчиняется строгим законам языка, основу которых составляют грамматические стереотипы, в частности значения суффиксов и приставок. Новые слова, придуманные малышом, не противоречат правилам грамматики, хотя и не учитывают исключения из этих правил. Следующим важным направлением в развитии речи дошкольника является появление ее новых форм – контекстной и объяснительной. Исследование A.M. Леушиной отразило специфику разных форм речи у дошкольника. Ситуативная речь, появившаяся еще в раннем возрасте, не отражает полностью содержание в речевых формах. Она понятна при учете ситуации, с опорой на невербальные средства. Эта речь выступает в форме диалога и связана с чувственным опытом.
Источник
Похожие главы из других работ:
Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей раннего возраста
1.2 ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ
Сенсорное развитие ребенка – буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей [2,89].
В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание…
Использование игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет
1.2 Речевые нарушения в раннем возрасте
Неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), в первые годы жизни ребенка являются причиной различных речевых расстройств…
Модификация структуры урока по физическому воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушениями речи
Глава 3. Динамика развития силовых и умственных возможностей школьников с нарушениями речи
Силовые возможности школьников оценивались по данным выполнения следующего теста – вис на перекладине на согнутых руках, задевая подбородком перекладину. Следовательно, этот показатель, если быть более точным…
Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников
1. Характеристика речи как основной психической функции человека. Особенности ее формирования у детей в раннем и дошкольном возрасте
В развитии речи ребенок проходит этап, когда некоторый звукокомплекс (слово или сочетание слов) оказывается чем-то вроде первого сигнального раздражителя…
Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников
2. Значение развития мелкой моторики рук в раннем и дошкольном возрасте в исследованиях педагогов и психологов
Потребность и способность двигаться заложена в Человеке генетически. По данным физиологов, движения являются важнейшим фактором нормального развития ребенка уже с эмбрионального развития…
Пути и способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
Глава 1. Проблема путей и способов совершенствования речи у детей в раннем возрасте
…
Пути и способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
1.3 Способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно (дяй вместо дай)…
Пути и способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития речи у детей в раннем возрасте
…
Пути и способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
2.1 Методы изучения уровня развития речи у детей в раннем возрасте
В качестве изучения уровня развития речи у детей в раннем возрасте был проведен метод наблюдения. В качестве испытуемого был взят ребенок на разных возрастных этапах. Я наблюдала за ребенком, начиная от полутора лет в течении полу года…
Пути и способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
2.2 Экспериментальное изучение уровня развития речи у детей в раннем возрасте
Я наблюдала за девочкой, с момента, когда ей было 1,5 года, до 2 лет. Этот период наиболее бурного развития речи, происходит переход от автономной речи к связной.
К полутора годам у девочки Жени маленький словарный запас…
Развитие произвольного внимания дошкольников в игровой деятельности
1.3 Динамика развития произвольного внимания в дошкольном возрасте
Первоначально у ребёнка имеет место только непроизвольное внимание. В первые месяцы жизни внимание ребёнка привлекают различные сильные раздражители (например, громкие звуки, яркий свет), резкие изменения внешней обстановки (например…
Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности развития образной речи детей в старшем дошкольном возрасте
Образная речь является составной частью культуры речи.
Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте…
Сюжетно-ролевая игра как средство речевого развития детей среднего дошкольного возраста
1.2 Динамика речевого развития в дошкольном возрасте
Когда речь ребёнка освобождается от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие, это является началом нового периода речевого развития – периода развития языка ребенка в процессе речевой практики…
Технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях средней школы
1.2 Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте. Динамика развития девиантных форм поведения
“Переходный”, “трудный”, “критический возраст”… Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости…
Формирование артикуляции у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития
1.3 Отклонения речевого развития в раннем возрасте
Малоисследованной в детской логопедии остается проблема разграничения индивидуального темпа развития речи и отклоняющегося типа речевого онтогенеза.
В теоретических источниках мы нашли только одно определение…
Источник