Динамика развития ребенка выявляются в процессе педагогического мониторинга может носить

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Педагогический мониторинг развития детей дошкольного возраста

Читайте также:  Детский центр развития ребенка в витебске

Цель мониторинга – выявление и оценка уровня достижений ребёнком в социально-коммуникативном, познавательном, речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии, согласно заявленным результативным показателям Программы.

Задачи мониторинга:

На основе анализа диагностических данных выявить личностные достижения ребёнка в процессе освоения Программы.

Разработать индивидуальную программу психолого-педагогического сопровождения ребенка в соответствии с полученными данными.

Осуществить действенную обратную связь в системе «руководитель – педагог – родитель – ребенок» для принятия адекватных мер регулирования и прогнозирования развития,  совершенствования образовательного процесса.

Основная задача мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить, при необходимости, индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Функции мониторинга: диагностическая, аналитическая, прогностическая, коррекционно-образовательная, проективная.

Периодичность мониторинга устанавливается календарным учебным графиком  МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 183» и обеспечивает сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.

Периодичность мониторинга: 2 раза в год (сентябрь – октябрь, май, промежуточный – в середине года по необходимости).

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа и др.  Обязательным требованием к построению системы мониторинга,  является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.

Объект мониторинга – образовательный процесс.

Предмет мониторинга –  составляет индивидуальное развитие детей, характеризующееся такими личностными особенностями, которые определяют их индивидуальные потребности и ориентируют педагога на индивидуализацию образовательной деятельности с детьми. Эти особенности могут быть обусловлены биологически (темпом созревания нервной системы, соотношением процессов возбуждения и торможения, типом темперамента, задатками); спецификой социальной микросреды, прежде всего детско-родительскими отношениями; индивидуальным опытом ребенка, опытом его деятельности и общения; условиями его образования.

Осуществление мониторинга позволяет реализовать следующие функции, раскрывающие характеристики образовательной деятельности:

  • изучение состояния образовательной деятельности для получения оперативной информации. Тем самым, обеспечивается корректировка образовательной деятельности в направлении совершенствования.
  • своевременное выявление изменений в образовательной деятельности, а также факторов, которые их вызвали.
  • предупреждение негативных тенденций, рисков в образовательной деятельности.
  • обеспечение полноты реализации и оценка эффективности методического обеспечения образовательной деятельности.
  • получение информации об эффективности педагогических воздействий.

Принципами педагогической диагностики выступают:

  • принцип последовательности и преемственности, который проявляется в изучении ребенка на разных этапах его развития, на основе чего создается представление о целостной картине его индивидуального развития в период получения дошкольного образования;
  • принцип доступности диагностических методик и процедур для применения;
  • принцип прогностичности, предполагающий получение данных, раскрывающих «зону ближайшего развития» ребенка.

Этапы педагогического мониторинга:

  1.  Этап: Определение цели, задач, предмета мониторинга, выделение мониторинговых показателей, являющихся критериями изменений состояния объекта, подлежащего данному исследованию.
  2.  Этап: Сбор мониторинговых данных с помощью методов, адекватных цели и задачам мониторинга. На данном этапе выявляются условия реализации образовательных технологий, определяются способности, интересы и другие индивидуальные особенности детей в отношении к этим условиям, создается основа для рефлексии педагогом собственной профессионально-педагогической деятельности.
  3.  Этап: Анализ и обсуждение полученных данных, их интерпретация и описание.
  4.  Этап: Принятие  решений по регуляции образовательной деятельности.

Организация педагогического мониторинга

В качестве основного метода, наиболее органично вписывающегося в образовательную деятельность в условиях детского сада, является включенное наблюдение, которое может дополняться педагогом изучением продуктов деятельности детей, свободными беседами с детьми, анкетированием и интервьюированием родителей как экспертов в отношении и особенностей их ребенка.

Наблюдение осуществляется педагогом повседневно, во всех образовательных ситуациях, попутно с выполнением иных профессиональных функций. Подобное наблюдение за ребенком педагог осуществляет в естественно возникающих образовательных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является отсутствие противопоставления повседневного педагогического общения с ребенком и диагностического общения.

Педагогический мониторинг проводится во всех возрастных группах 2 раза в год – в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы, а также разрабатывают  индивидуальные образовательные маршруты по образовательным областям с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки. В середине учебного года педагогическая диагностика проводится только с детьми «групп риска» по необходимости. В конце учебного года организуется итоговая диагностика. Проводится сравнительный анализ результатов на начало и конец учебного года, показывающий эффективность педагогических воздействий. Данные обсуждаются и интерпретируются, выявляются причины недостатков, определяются ресурсы и пути для их минимизации.

Таким образом, определяется основа для конструирования образовательного процесса на новый учебный год, а также для организации методической работы с педагогами.

Педагогический мониторинг проводится по 5 образовательным областям, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Читайте также:  Купить книгу развитие ребенка от 0

Процедура педагогического мониторинга.

  1. й шаг. Педагоги изучают показатели уровней эффективности педагогических воздействий по образовательным областям и направлениям их реализации. Данные показатели составят для педагога схемы наблюдения за детьми.
  2. й  шаг. Педагоги, работающие в данной возрастной группе, соотносят свои наблюдения и определяют уровень эффективности педагогических воздействий по образовательным областям в отношении каждого ребенка. В ходе педагогической диагностики заполняются Карты педагогического мониторинга по образовательным областям, для проведения сравнительного анализа, где воспитатели и специалисты проставляют баллы, которые характеризуют развитие навыков и умений, соответствующих возрастным возможностям детей:
  1. балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
  2.  балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
  3. балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
  4. балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
  5. баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить, (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для заполнения Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения образовательной программы.  

Значение для Карты индивидуального развития определяется в соответствии со следующей таблицей:

Среднее значение по Карте педагогического мониторинга

Уровень формирования навыков и умений

Краткое обозначение результата

Значение для Карты индивидуального развития

От 1 до 2,0

не сформированы, не освоены

Н

1

От  2,1 до 3,7

находятся в стадии   формирования, частично освоены

С

2

От 3.8 до 5,0

навыки освоены, умения сформированы

В

3

Музыкальные руководители и инструкторы по физической культуре, педагог-психолог, учителя-дефектологи, учитель-логопед принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности. Результаты проведённой диагностики специалисты так же заносят в Карты индивидуального развития ребёнка-дошкольника.

Таким образом,  для  каждого ребенка определяется  «зона ближайшего развития».

3-й        шаг. Разрабатываются рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности с группой детей, а так же разрабатываются Индивидуальные образовательные маршруты для детей, имеющих затруднения в освоении Образовательной программы дошкольного образования.

В конце учебного года воспитатели знакомят родителей (законных представителей) воспитанников с результатами педагогической диагностики, занесёнными в  Карту индивидуального развития ребёнка, о чём свидетельствует подпись.

Источник

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА В ДОУ

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей дошкольного образования становится обеспечение развития интегративных качеств как основы для универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы дошкольного образования является формирование интегративных качеств, обеспечивающих детям в дальнейшем успешное развитие умений учиться, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения детьми социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУНы) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих детей.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее ООП ДО)  призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения данной программы и динамики развития детей.

Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей. Поэтому залогом  эффективного проектирования педагогического процесса является наличие у педагога информации о возможностях, интересах и проблемах каждого ребенка.

Так, в «Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ 23.11.2009 г. №655) в разделе «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» указывается, что система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы, позволять осуществлять оценку динамики достижения детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга». Здесь же указывается, что периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход педагогического процесса.

Что же такое МОНИТОРИНГ?

Мониторинг – представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, позволяющих эффективно прогнозировать пути ее дальнейшего развития и самосовершенствования. 

(Мониторинг — систематический сбор и обработка информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, а также, косвенно, для информирования общественности или прямо как инструмент обратной связи в целях осуществления проектов, оценки программ или выработки политики.)

Мониторинг — специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.

Мониторинг — непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.)

Основой для организации системы мониторинга в ДОУ являются следующие документы:

1. Приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации от 23.11.2009г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»);

2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации органам исполнительной власти субъектам Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 21.10.2010 № 03-248 (методические рекомендации).

3. Основная общеобразовательная программа (ООП ДО)  учреждения.

Основная задача мониторинга:
– определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Мониторинг должен соответствовать следующим принципам:

  • Научности (учет закономерностей развития ребенка, использование научно-обоснованных методов и форм мониторинга)
  • Непрерывности и цикличности (постоянная оценка достижения детьми планируемых результатов освоения ООП, периодичность проведения)
  • Гуманизации (уважение к личности ребенка, его интересам, правам)
  • Коллегиальности (задействованность в проведении и обсуждении результатов мониторинга всех педагогов и других специалистов ДОУ)

Согласна п.2 ст.32 Закона Российской Федерации «Об образовании» дошкольное образовательное учреждение несет ответственность за реализацию образовательных программ, за качество образования своих выпускников.
Содержание и набор методик мониторинга определяется видовой принадлежностью ДОУ, а значит, наличием (или отсутствием) в штате учреждения определенных специалистов.

В проведении мониторинга участвуют:

– воспитатели, работающие с данной группой детей; музыкальный руководитель

– специалисты ДОУ (педагог-психолог, учитель-логопед)

– медицинский работник (старшая медицинская сестра)

Мониторинг детского развития проводится два раза в год:

– октябрь

– апрель

В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка, степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения, степень готовности ребенка к школьному обучению путем сочетания низко формализованных и высоко формализованных методов, обеспечивающих объективность и достаточность получаемых данных.

Методы осуществления мониторинга: 
Низко формализованные методы (применяемые воспитателями):

  • Наблюдение – описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта
    (дает возможность увидеть общую картину эмоционально – психологического климата в группе, определить уровень общего развития  и освоения детьми отдельных видов деятельности (игра, детский труд и самообслуживание, изобразительная и конструктивная деятельность и т.д.), выявить особенности поведения каждого ребенка, особенности взаимодействия со сверстниками и взрослыми)
  • Беседа – вопросно-ответный метод организации и осуществления процесса
  • Экспертная оценка – комплекс  процедур, направленных на получение от специалистов информации, её анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений (Обследование детей специальными методами (поручения, д/игры, задания и др.), позволяющими выявить социальный статус ребенка в группе сверстников, эмоциональное благополучие в семье, особенности речевого и интеллектуального  или физического развития, креативности и творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, познавательной активности и т.д. Эти методы проводятся выборочно, если наблюдение не дало возможности изучить проявление какого-либо качества)
  • Анкетирование родителей и др.
Читайте также:  Центр развития для ребенка северный район в воронеже

Высоко формализованные методы (применяемые специалистами ДОУ):

  • Критериально-ориентированные  методики  нетестового типа (предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений)
  • Критериально-ориентированные тестирования
  • Скрининг-тесты (простой диагностический тест,  применяющийся для исследования большого количества респондентов  с целью выявления лиц с высокой вероятностью наличия у них какого-либо качества)
  • Специальные педагогические пробы (разнообразные методики, тесты, другие диагностические методы)

Организация мониторинга в детском саду

Организация мониторинга предполагает отслеживание промежуточных и итоговых результатов освоения программы.

Сформированные интегративные качества ребёнка – итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. На протяжении всего дошкольного детства происходят их изменения, которые отражают возрастные и индивидуальные особенности детей и соответствие им деятельности педагога по реализации образовательных целей Программы.

В каждом периоде дошкольного возраста формирующееся интегративное качество как совокупность признаков и свойств имеет свою специфику. На протяжении всего периода освоения Программы (от 3 до 7 лет) формируются его отдельные составляющие – промежуточные результаты.

Промежуточные результаты.

Мониторинг промежуточных результатов освоения программы осуществляется в конце каждого психологического возраста, и по его результатам можно делать выводы об успешности решения программных образовательных задач.

В начале учебного года проводится основная первичная диагностика: определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя.  На основе этой  диагностики воспитателем в сотрудничестве с психологом и педагогами – специалистами определяются проблемные сферы, мешающие личностному  развитию ребенка, а также выделяются его достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

Промежуточная диагностика может проводиться не со всеми детьми группы, а выборочно – лишь с теми, у кого проявляются существенные проблемы развития. В качестве методов  педагогического мониторинга могут быть использованы как наблюдение, так и простые тестовые задания детям. Целью проведения промежуточной педагогической диагностики является оценка правильности выбранной  в отношении ребенка стратегии образования, выявление динамики развития. По результатам данного  вида диагностики воспитатель другие специалисты при необходимости могут внести коррективы в педагогический процесс.

В конце учебного года проводится основная итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения сотрудниками детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития данного ребенка. В качестве «идеальной нормы» для данной диагностики служит характеристика  развития, уже соответствующая возрасту детей (например – для старшей группы – характеристика достижений ребенка 6 лет).

Рекомендации по проведению основной первичной диагностики

Для того чтобы провести педагогическую диагностику, необходимо определить ее цель. В соответствии с целью определяются критерии, по которым будет проводиться оценка результатов диагностики, которые должны быть точными, однозначными,  объективными.

Педагогическая диагностика не предполагает сложного инструментария. По своей сути это экспресс – диагностика.  Преимущественно следует использовать метод систематического включенного наблюдения, дополненный рядом других методов.

Описание диагностируемого качества нужно взять из научной и методической литературы, из образовательной программы. При этом характеристика должна отражать то, что уже может быть достигнуто ребенком. Так, если проводится диагностика развития детей старшей возрастной группы, то для основной первичной диагностики берется описание достижений для ребенка среднего дошкольного возраста. Следует помнить, что идеальная норма – лишь ориентир в образовательной работе. Она помогает определить  направления развития ребенка, выделять его достижения или возможные проблемы. Она не используется для дифференцирования детей на группы низкого или высокого уровня развития.

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно на протяжении этого этапа:

  1. Определить цели и задачи наблюдения (например, выявить особенности освоения ребенком способов познания, изучить поведение ребенка в ситуации совместной деятельности и т.д.). Определение тематики наблюдения помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незаметным.
  2. Определить 3 – 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня, так как наблюдать за всеми детьми группы практический невозможно. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения.
  3. Выберите ситуации наблюдения, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса.
  4. Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках, технологических картах и т.д.).

При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы:

  1. Результаты диагностики не должны получать во мнении педагога о ребенке эмоциональную или этическую окраску («Это плохо, а это хорошо»).
  2. Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация.
  3. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей  и общением их между собой, отмечает у ребенка состояние заинтересованности или скуки, радости или огорчения, обращает внимание на достижения ребенка и т. п.  Лучше делать это незаметно для детей.
  4. Кроме собственного наблюдения, воспитатель может получить информацию о ребенке из бесед с родителями, сотрудниками детского  сада. Важно собрать информацию о склонностях общения и познания. Надо не только фиксировать какой – либо факт, но и попытаться понять его причины (проанализировать).

При организации мониторинга учитывается положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.

– Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы.

– Мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.

Мониторинг образовательного процесса

Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, работающими с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе.

Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Группа детского сада

Дата проведения мониторинга

Имя, фамилия ребенка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями

Здоровье

Физическая культура

Социализация

Труд

Безопасность

Познание

Коммуникация

Чтение худ. литературы

Художественное творчество

Музыка

Итоговый результат

Оценка уровня развития:

3 балла – Высокий уровень развития

2 балла – Средний уровень развития

1 балл – Низкий уровень развития

Мониторинг детского развития

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга — выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.

Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.

Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.

Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности—эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.

Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.

МОНИТОРИНГ ДЕТСКОГО РАЗВИТИЯ

Группа детского сада

Дата проведения мониторинга

Имя, фамилия ребенка

Уровень развития интегративных качеств

Физическое развитие

Любознательность активность

Эмоциональность, отзывчивость

Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми

Способность управлять своим поведением и планировать действия

Способность решать интеллектуальные и личностные задачи

Представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Овладение предпосылками учебной деятельности

Итоговый результат

Оценка уровня развития:

3 балла – Высокий уровень развития,

2 балла – Средний уровень развития,

1 балл – Низкий уровень развития

На основе проведенных методик составляется индивидуальная карта развития ребенка и выстраивается индивидуальная траектория развития. 

Источник