Динамика развития ребенка в школе
Карта отслеживания динамики развития обучающихся
с ОВЗ как элемент комплексного сопровождения.
Аннотация.
Служба сопровождения с начала двухтысячных годов стала неотъемлемой, составной частью
системы образования в МБОУ «Разъезженская СОШ» обеспечивая комплексную психолого-
педагогическую медико-социальную помощь в воспитании, обучении и развитии
обучающихся. Основополагающим фактором эффективного комплексного сопровождения
обучающихся с ОВЗ является согласованность действий всех участников образовательного
процесса. «Карта отслеживания динамики развития обучающихся» – это документ,
посредством которого осуществляется связь между специалистами и педагогами школы,
координируется работа Службы сопровождения образовательной организации.
Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ, комплексное сопровождение, «Карта отслеживания
динамики развития обучающихся».
Каждый «особый» ребенок индивидуален и по психофизиологическим особенностям, и по
характеру проблем, испытываемых им в учебной деятельности, и по социальной ситуации
развития. Поэтому возникает необходимость в оценке индивидуального психологического
развития учащегося с ОВЗ. Проблема обучения, воспитания и развития «особого» ребенка
становится в последнее время актуальной и значимой.
В настоящее время в педагогической литературе уделяется большое внимание проблеме
организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ, но еще недостаточно
разработано практических материалов, пособий для работы педагогов и специалистов,
сопровождающих обучающихся с ограниченными возможностями.
В ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью указывается, что к особым
образовательным потребностям относятся: обязательность непрерывности коррекционно-
развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в
процессе коррекционной работы.
Также в стандарте выделяют потребность
в
психологическом сопровождении и оптимизирующем взаимодействии со всеми субъектами
образовательного процесса (учащиеся, педагоги, семья) [1].
В нашей школе создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое
сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на
протяжении всего периода его обучения [2].
Целью Службы сопровождения является организация психолого-педагогического и
социального сопровождения учебно-воспитательного процесса путем реализации комплекса
превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий,
направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации
личности.
Важным условием для эффективной работы Службы сопровождения, является соблюдение
ряда принципов: принцип системного целеполагания, который заключается в том, что
цели сопровождения согласованы с целями образования, как на уровне
образовательного учреждения, так и на уровне ФГОС. Принцип целостности, при соблюдении которого служба рассматривает учебное заведение как систему, в которой все звенья взаимосвязаны,
все специалисты и педагоги взаимодействуют, что также является основой реализации
принципа взаимодействия [3].
Основой для реализации целей сопровождения является
углубленное психолого-
педагогическое изучение обучающегося с ОВЗ,
выявление его индивидуально-
психологических особенностей для оценки актуального состояния, представление прогноза
дальнейшего развития, обучения и разработки рекомендаций, определяемых задачей
обследования и составление целой картины класса.
В Службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог,
социальный педагог, учитель-дефектолог и медицинский работник. Комплексное изучение
ребенка, выбор наиболее эффективных методов работы, отбор содержания обучения с
учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется путем ведения
«Карта отслеживания динамики развития обучающихся».
В нашей школе разработана система мониторинга уровня развития обучающихся с особыми
образовательными потребностями и детей-инвалидов. С момента поступления детей с ОВЗ в
учреждение, с их семьями ведется тесная работа.
На первом этапе, в начале каждого учебного года, проводится медицинский осмотр детей, по
результатам которого врачи составляют рекомендации для обучающихся, родителей,
педагогов.
На втором этапе проводится комплексная диагностика специалистами школы.
На третьем этапе заполняется индивидуальна карта развития на каждого обучающегося,
включающая общие сведения о ребенке, результаты диагностических обследований,
рекомендации по сопровождению обучающегося и план работы с обучающимся.
На четвертом этапе заполняется комплексная карта на класс.
По результатам анализа полученных данных определяется образовательный маршрут или
принимается решение о направлении обучающиеся на территориальную или окружную
ПМПК с целью выработки рекомендаций для составления индивидуального маршрута
развития ребенка.
Основным механизмом работы Службы сопровождения является междисциплинарность –
комплексный подход к сопровождению. Одним из приоритетных направлений Службы
сопровождения
является разработка адаптированной образовательной программы.
Взаимодействие разных специалистов в режиме работы Службы сопровождения –
достаточно трудная задача, поскольку на всех участников процесса сопровождения ложится
ответственность за разностороннее изучение потенциала личности, педагогических условий,
причин возникновения трудностей у детей и построение комплексной программы мер по
оказанию помощи ребенку.
По результатам мониторинга полученные всеми специалистами данные обследования
оформляются в единую «Карту отслеживания динамики развития обучающихся».
Социальный педагог предоставляет данные о социальном статусе семьи (малообеспеченная
семья, многодетная семья, благополучная, неблагополучная). Медицинский работник
заполняет графу «Состояние здоровья» по результатам медицинского обследования,
указывая группу здоровья и наличие инвалидности. Педагог-психолог заносит в карту
данные по результатам психодиагностического исследования, которое включает в себя
изучение уровня развития познавательных процессов, уровня развития эмоциональной
сферы, уровня развития волевых качеств (учебной мотивации). Учитель-логопед дает
заключение об уровне речевого развития. Учитель-дефектолог предоставляет данные об
уровне учебных действий и рекомендует программу (для обучающихся с легкой, умеренной
и тяжелой умственной отсталостью) и группу обучения.
Карта отслеживания динамики развития обучающихся ____ класса ____________ учебного года.
*м – математика, ч – чтение, р – русский язык.
Параметры измерения | Социальный анамнез | Состояние здоровья | Особенности эмоционально- волевой сферы | Уровень развития познавательных процессов | Программа обучения | Уровень учебных действий | Уровень усвоения программы | Уровень развития трудовых навыков | ||||||||||||||||||||
Развитие эмоций | Развитие волевых качеств | Внимание | Память | Мышление | Речь | |||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя обучающегося | ||||||||||||||||||||||||||||
м | р | ч | м | р | ч | |||||||||||||||||||||||
1-я группа обучения: обучающиеся усваивают программный материал, могут работать
самостоятельно, не требуются дополнительные инструкции. Руководство практической
деятельностью данной группы учеников с помощью алгоритмов учебных и умственных
действий способствует развитию самостоятельности и активности мышления, формирует
рефлексивно-личностный компонент учебной деятельности.
2-я группа обучения: обучающиеся с выраженным недоразвитием ориентировочной
деятельности и мыслительных операций, не смогут работать с практическими заданиями на
этапе формирования знаний, здесь они выступают лишь слушателями, усваивающими
логику рассуждений, раскрывающих взаимосвязи или свойства изучаемого объекта, явления.
Требуется дополнительная инструкция. Однако на этапе закрепления знаний эта работа
будет им посильна. Они смогут или формулировать ответы на вопросы практического
задания, или находить правильные, нужные ответы из совокупности ответов.
3-я группа обучения: обучающиеся с более выраженным недоразвитием познавательных
процессов. При усвоении материала требуется дополнительная инструкция, опора, показ
действий, помощь и контроль учителя. Работают с подобными практическими заданиями
только на этапах закрепления и повторения пройденного материала посредством чтения
вопросов и соответствующих им ответов. Дидактические задачи обучения умственно
отсталых детей этой группы с помощью практических заданий будут заключаться в усвоении
логики размышления, формировании умений устанавливать простейшие логические связи в
содержании учебного материала.
Исходя из уровней учебной деятельности педагоги проектируют разноуровневые задания на
уроке для учащихся. Обучение идёт в соответствии с требованиями программы и с учётом
индивидуальных возможностей учащихся. От правильности выбранных приемов и методов
(в соответствии с уровнем учебных действий, группой обучения) во многом зависят
динамика личностного развития ребёнка его адаптивные возможности в процессе
социализации.
В процессе обучения по выбранной на основании диагностических данных программе
педагогами-предметниками заполняются графы в соответствии с уровнем усвоения
программы по основным предметам (математика, русский язык, чтение) и уровнем развития
трудовых навыков (оценивается самостоятельность выполнения, необходимость контроля и
помощи со стороны учителя).
Все этапы диагностики, отражаются в
«Карте отслеживания динамики развития
обучающихся», которую ведут специалисты Службы и педагоги. Служба сопровождения –
это постоянно действующий диагностический, консультативный, коррекционный,
просветительский орган школы, защищающий интересы детей с особенностями в развитии в
образовательном пространстве школы, разрабатывающий целостную систему
целенаправленных совместных действий всех субъектов образовательного и социально-
педагогического пространства, мобилизирующий и концентрирующий все ресурсы для
разрешения наиболее трудной проблемной ситуации.
Таким образом, «Карта отслеживания динамического развития обучающегося» позволяет
координировать и объединять усилия специалистов (медицинских работников, психологов,
логопедов, социального педагога, дефектолога) педагогов и родителей, направленные на
решение вопросов обучения, развития, воспитания и адаптации детей с особенностями в
развитии в условиях школы, на создание оптимальной модели оказания специальной
коррекционно-педагогической помощи обучающимся.
Список литературы.
1. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие
для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М. Шипициной. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,
2003. – 528с. – (Коррекционная педагогика).
2. Турищева Л. В. 101 схема и таблица: в помощь школьному психологу/Л.В.Туищева.-
Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 94с. – (Золотая педагогическая
коллекция).
3.
Приказ № 1599 МИОНОБРНАУКИ России «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва 19 декабря 2014 г.
Источник
Прослеживание динамики развития ребенка с ТиМНР в процессе обучения.
выступление на научно-практическом семинаре «Оценка образовательных достижений детей, обучающихся по 2 варианту ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
учителя-логопеда
Федотовой С.А.
Москва 2016
Прослеживание динамики развития ребенка с ТиМНР в процессе обучения.
В 4-ом классе, где я преподаю обучаются 9 детей в возрасте 10-11 лет с ТиМНР. 3 человека имеют тяжёлую степень умственной отсталости, 6 – умеренную, из них 4 – имеют расстройство аутистического спектра.
Для оценки умений и навыков учащихся 3 раза в год проводится мониторинг развития – начальный (сентябрь), промежуточный (январь) и заключительный (май). Результаты обследования заносятся в Индивидуальную карту развития ребенка. Эта карта заполняется на протяжении всего обучения учащегося в школе, что помогает осуществлять преемственность обучения. Я преподаю в этом классе первый год, но данные, полученные от наблюдения на прошедших годах помогли мне познакомиться с индивидуально-личностными особенностями учащихся. На основании данных полученных при обследовании составляется индивидуальная программа обучения. Индивидуальная карта развития ребенка включает следующие разделы:
Здоровье и двигательное развитие
Умственное развитие
Коммуникативное развитие
Регуляторное развитие
Представления о сферах действительности
– личная сфера и представление о ближайшем окружении
– представление о назначении и свойствах предметов окружающего мира
– правила обращения с предметами
– овладение общеучебными навыками поведения
– представления о культурно-бытовых учреждениях и правилах поведения в них
– представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе.
– представление о количестве и величине
– представление о временных и пространственных отношениях
– представления о произведениях детской литературы
Диагностика различных видов деятельности ребенка
– игровая деятельность
– конструирование
– изобразительная деятельность
Помимо Индивидуальной карты развития в нашей школе проводится мониторинг по предметным областям. В нем фиксируются учебные умения по предметам. Здесь можно проследить динамику усвоения учебной программы с учетом индивидуально-личностных и психофизических особенностей. Следующим этапом коррекционной работы является составление психолого-педагогической характеристики и индивидуальной программы воспитания и обучения. Для этого используется информация, полученная в процессе диагностики. Программа обычно составляется на полугодие и состоит из списка задач и способов их реализации. Начинать работу следует с наиболее значимых несформированных функций.
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета. Учащиеся с умеренной степенью УО в состоянии освоить элементарные знания по чтению, письму, счету, продуктивной деятельности на наглядно-практической и предметной основе. Учащиеся с тяжелой степенью учатся правилам поведения и коммуникации, навыкам самообслуживания, что так же важно для социальной адаптации.
Известно, что у лиц с выраженной и тяжелой степенью УО умения и навыки непрочные. Быстро распадаются без постоянного подкрепления. Важно определить круг умений и навыков, которые помогут адаптироваться в жизни, быть удобным в семейных условиях, в социальных контактах.
В процессе коррекционной работы формируется образ «Я», «Я-сознание», положительное восприятие сверстника, обучение способам взаимодействия с ним, выделение и осознание разных видов и уровней социальных отношений, моделирование их в различных видах деятельности. Формируется отношение к сверстнику как к партнеру, способность учитывать «программу» партнера, формируются коммуникативные умения.
Также необходимо воспитывать навыки культурного поведения, умения общаться с людьми: выражать просьбу, адекватно реагировать на обращение выражать согласие или несогласие. Необходимо работать над пробуждением чувства жалости, радости, сострадания.
Формировать жизненно-необходимые навыки самообслуживания, умение выполнять конкретные трудовые поручения. Участие в посильном труде – значимый фактор в развитии личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью формирующий у него уверенность в собственных силах.
В зависимости от тяжести диагноза уровень освоения деятельности может различаться. Это могут быть:
– совместные действия с педагогом;
– деятельность по подражанию;
– деятельность по образцу;
– деятельность по последовательной инструкции;
– самостоятельная деятельность воспитанника;
– умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Для оценки можно использовать следующую градацию:
– действие сформировано
– требуется помощь
– действие не сформировано
При оценке динамики учитываются психофизические возможности и индивидуально-личностные особенности и учащихся. Понятно, что у ребенка с тяжелой степенью УО уровень самостоятельности будет минимальной. Здесь показателем эффективности педагогического воздействия будет, если ребенок самостоятельно обратится к учителю за помощью. Для ребенка с 1 уровнем РАС достижением будет, если он, пусть минимально, включается в учебный процесс, узнает педагога, фиксирует взгляд на лице педагога, на предмете.
Специфика программы для детей с тяжелыми и множественными нарушениями состоит в том, что для каждой задачи продумывается несколько вариантов реализации, способы реализации всегда индивидуализированы.
Для того, чтобы удобнее было фиксировать виды усвоения материла по задачам, темпы усвоения материала, мы разбили ежедневные занятия в таблицу, где фиксируются задачи, реализуемые на занятии. В соответствующей строке пишутся виды упражнений и отмечаются результаты, в зависимости от того, как ребенок справился с заданием. Благодаря такой организации занятий мы видим малейшие продвижения у ребёнка, планируем виды работ на следующие занятия, усложняем и варьируем задания, отмечаем динамику в «Карте» и готовим индивидуальную программу на следующий период обучения, реально учитывая уровень актуального и ближайшего развития ребенка.
Результаты формирования универсальных учебных действий (УУД) отслеживаются через наблюдения на уроках и во внеурочной деятельности, через дифференцированные индивидуальные задания, через участие в совместных творческих делах.
Одной из форм оценки метапредметных результатов является интегрированная (комплексная) контрольная работа. Контроль и оценка метапредметных результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.
Текущая оценка знаний, умений и навыков, учащихся позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению этих пробелов. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выводится по результатам повседневного устных ответов учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а также на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу.
Оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося, понимаемый как сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В состав портфеля достижений включаются результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
На усмотрение учителя в портфель достижений учеников начальной школы включаются следующие материалы:
выборки детских работ —учебных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, и в процессе внеурочной деятельности. Работы подбираются так, чтобы их совокупность демонстрировала достижение более высоких уровней формируемых учебных действий;
материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, например, результаты участия в конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, поделки и др.
Содержание и структура портфолио может корректироваться учителем.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции.
Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Источник