Динамика развития ребенка в психологии

Динамика развития ребенка в психологии thumbnail

Большинство психологов делит детство на периоды.

В основу периодизации психического развития ребенка Л.С. Выготский положил понятие ведущей деятельности, которая характеризуется тремя признаками:

  • – Она должна быть смыслообразующей для ребенка. Например, в 3 года бессмысленные ранее вещи приобретают для ребенка смысл в контексте игры. Следовательно, игра и есть ведущая деятельность и средство смыслообразования;
  • – В контексте этой деятельности складываются базовые отношения со взрослыми и сверстниками;
  • – В связи с освоением ведущей деятельности возникают основные новообразования возраста (круг способностей, которые позволяют эту деятельность реализовывать, например, речь).

На каждом из этапов психического развития ведущая деятельность имеет решающее значение. При этом другие виды деятельности не исчезают. Они есть, но существуют как бы параллельно и не являются главными для психического развития. Например, игра является ведущей деятельностью дошкольников. Но она не исчезает у школьников, хотя уже и не является ведущей деятельностью.

Ребенок развивается неравномерно. Есть периоды относительно спокойные, или стабильные, а есть так называемые критические.

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности:

  • – Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея;
  • – Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями;
  • – Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде.

Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Выготский назвал эти приобретения новообразованиями.

Новообразования критических периодов носят переходный характер, то есть они не сохраняются в том виде, в котором возникают, например, автономная речь у годовалых детей.

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Последовательность развития определяется чередованием стабильных и критических периодов.

К началу каждого периода складывается неповторимое отношение ребенка с окружающей действительностью – социальная ситуация развития.

Она закономерно определяет его образ жизни, что ведет к возникновению новообразований.

Новообразования влекут за собой новую структуру сознания ребенка, изменение отношений.

Следовательно, изменяется социальная ситуация развития. Наступает связанный с этим критический период.

Каждый ребенок сензитивен к определенным воздействиям, к освоению реальности и развитию способностей в различные периоды. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей. Взаимодействие ребенка с социальной средой является не фактором, а источником развития. Иначе говоря, все, чему научится ребенок, должны дать ему окружающие его люди. Важно при этом, чтобы обучение (в самом широком смысле) шло с опережением. У ребенка есть некий уровень актуального развития (например, он может решить задачу самостоятельно, без помощи взрослого) и уровень потенциального развития, то есть в сотрудничестве со взрослым.

Источник

Динамика результатов развития психических процессов воспитанников МАДОУ д/с 46 за 2013-2017 г.

Основной целью проведения диагностики являлось раннее выявление отклонений в развитии ребенка; уточнение индивидуальных маршрутов, разработка и применение индивидуальных мер коррекции.

Диагностическое исследование   проводилось по   методике С. Д. Забрамной, О.В. Боровик для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях.  

    В процессе диагностики исследовались следующие параметры:

– уровень развития восприятия;

– уровень развития внимания;

– уровень развития мышления;

– уровень развития памяти;

– уровень развития речи;

– уровень развития эмоционально-волевой сферы;

– качества личности в общении.

 Во время проведения процедуры исследования педагогом-психологом фиксировались ответы ребёнка, особенности выполнения заданий, поведения, а также, все, имеющие значение для заключения, наблюдения.

 В конечном результате, при рассмотрении всех перечисленных показателей, определялся уровень развития каждого психического процесса ребёнка на момент обследования.

В течение года проводится стартовая, промежуточная и итоговая диагностика развития психических процессов детей. Проводится анализ динамики в развитии детей с ООП, который отражается в табличном и графическом виде.

Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2013-2014 учебный год

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Начало года

30%

30%

34%

6%

0%

Конец года

10%

11%

41%

25%

13%

Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2014-2015 учебный год

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Начало года

18%

39%

43%

0%

0%

Конец года

6%

17%

45%

27%

5%

Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2015-2016 учебный год

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Начало года

17%

14%

48%

15%

0%

Конец года

14%

16%

32%

29%

9%

Анализ развития психических процессов детей с ООП за 2016-2017 учебный год

низкий

ниже среднего

средний

выше среднего

высокий

Начало года

15%

31%

33%

21%

0%

Конец года

8%

12%

27%

40%

13%

На основании результатов, полученных в ходе исследований с 2013 по 2017  учебный год были сделаны следующие выводы:

Уровень развития  психических процессов в группах у большинства детей ниже условной возрастной нормы. У детей недостаточно развиты высшие психические функции, эмоционально-волевая, коммуникативная и личностная сферы.

Результаты диагностики детей с УО показали, что у всех детей данной группы отмечается стойкое отставание в развитии интеллектуальной деятельности, которое сочетаются с незрелостью эмоционально-волевой сферы. У них отмечаются типичные формы дезадаптивного поведения возбудимого или заторможенного характера. При возбудимых формах поведения они конфликты, агрессивны, раздражительны, драчливы. При заторможенном поведении дети вялы, пассивны, медлительны, уклоняются от контактов, пугливы, плаксивы. У детей снижен уровень познавательной активности.

У детей данной группы наблюдаются также следующие трудности: недостаточно устойчивое,  поверхностное внимание. Этим детям требуется организующая, стимулирующая и направляющая помощь. Нарушено восприятие сенсорных эталонов. Задания направленные на определение уровня сформированности мыслительных операций некоторым детям недоступны. При выполнении заданий часто отмечается упрощение инструкции, или ее искажение.

В процессе диагностики у детей с ЗПР чаще всего возникали трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке, в установлении причинно-следственных связей, в процессе обобщения понятий и исключении предметов. У этих детей наблюдаются трудности в определении эмоций человека.

У детей с ТНР чаще всего возникали трудности в составлении развернутого рассказа по серии сюжетных картинок, в процессе выполнения заданий направленные на определение уровня словесно-логического мышления

По показателям психологического развития детей к концу каждого учебного года отмечается динамика в развитии детей  – увеличивается количество детей с уровнем развития выше среднего и высоким, за счет этого снижается количество детей с уровнем ниже среднего и низким уровнем, что можно просмотреть на диаграммах выше.

Результаты итоговой диагностики за каждый учебный год показывают  наличие индивидуальной положительной динамики у всех детей с ОПП.

На основании результатов, полученных в ходе исследования, можно предположить, что уровень развития  психических процессов во всех группах ниже условной возрастной нормы. У детей недостаточно развиты высшие психические функции, эмоционально-волевая, коммуникативная и личностная сферы.

Для решения данных проблем с детьми  проводится групповая и индивидуальная работа, которая направлена на развитие психических процессов, эмоционально-волевой, коммуникативной и личностной сферы детей.

.

Источник

21.1. Психическое развитие ребенка от рождения до года (младенчество)

Новорожденный
– это ребенок от момента рождения до
конца первого месяца жизни. Уже при
рождении у новорожденного имеется целый
ряд рефлексов, среди которых – дыхательный,
сосательный, хватательный, глотательный,
чихательный и рефлекс откашливания. Со
второго дня жизни новорожденный различает
вещества на вкус. С четвертого дня среди
других объектов человеческое лицо, а в
две недели узнает голос и лицо матери.
Так что с самого рождения ребенок
обладает достаточно эффективно
работающими анализаторами, нервной
системой и мозгом, способными,
взаимодействуя со средой, вырабатывать
условные рефлексы и быстро формировать
требуемые формы поведения. Интересно,
что количество нервных клеток в коре
головного мозга новорожденного почти
такое же, как и у взрослого, просто они
еще незрелые, а связи между ними слабые.

На
втором месяце жизни, когда ребенок
вступает в грудной
возраст
, у
него появляется комплекс
оживления
:
улыбка, замирание, сосредоточение,
гукание.
В период грудного возраста (до 1 года)
ребенок претерпевает поистине
революционный скачок в психическом
созревании. Отметим некоторые важнейшие
ориентиры. Если к концу первого месяца
жизни новорожденный спит около 20 часов
в сутки, а в период бодрствования
бесцельно двигает конечностями, то на
втором месяце, когда появляется комплекс
оживления, он уже поднимает голову и
грудь, лежа на животе, обращает внимание
на звук и свет, ощущает изменения
температуры. На третьем месяце младенец
грудного возраста держит головку,
лепечет, следит за предметами и
рассматривает свои руки. К концу первого
полугодия он сидит, узнает своих
родителей, радуется им, хватает предметы,
поворачивается на бок и переворачивается
на живот, громко смеется. При этом у него
начинается лепет,
т.е. произнесение псевдослов. К девятому
месяцу младенец сам садится и встает,
перекатывается по полу и начинает
ползать. Выражает желания, сам держит
в руке молочную бутылочку и пьет из нее.
В двенадцать месяцев младенец начинает
ходить, понимает от 10 до 20 слов, умеет
хлопать в ладоши, узнает свои игрушки
и, подражая, повторяет за взрослыми
слова по образцу такие как «ма–ма»,
«па–па», «ба–ба» и др.

Чрезвычайно
важно отметить, что нормальное психическое
развитие младенца грудного возраста
требует спокойной, уравновешенной
обстановки, размеренного ритма, чтобы
время сна, кормления, купания и игры
чередовалось с определенной
последовательностью. Для правильного
психического развития следует позаботиться
о том, чтобы ребенок имел соответствующую
его возрасту возможность двигаться,
т.к. безопасная свобода движений
активизирует и развивает имеющийся
потенциал психических функций.

21.2. Психическое развитие ребенка от года до трех лет (раннее детство)

Возрастной
период от одного до окончания третьего
года жизни называется раннее
детство
.
Раннее детство – это целая эпоха в
психическом созревании ребенка. Главное
направление психического развития в
этот период – овладение
речью
,
появление предметной и игровой
деятельности

и развитие образного
мышления
.

Развитие
психики ребенка в раннем детстве
обусловлено следующими факторами.
Во-первых, овладение
прямой походкой
,
что влечет за собой более свободное и
самостоятельное передвижение в мире,
освобождая руки от манипуляций с новыми
предметами. Совместная активация
зрительного, двигательного проприоцептивного,
кинестетического и осязательного
анализаторов развивает способность
ориентироваться в пространстве и в мире
вещей. У ребенка появляется возможность
осуществлять действия
с предметами
.
Психологическое значение этих
предметных действий

состоит в том, что ребенок апробирует
интериоризует способы
человеческого обращения

с вещами как орудиями
человеческой деятельности. Иными словами
ребенок в раннем детстве постигает
назначение, смысл вещей. Овладевая под
руководством взрослых способами
действий с вещами, требуемыми по логике
действия с ними, ребенок тем самым
усваивает орудие действия. Он вырабатывает
у себя умения лепить, рисовать,
конструировать, т.е. превращает вещи в
орудия деятельности, а сам становится
впервые в жизни субъектом деятельности.

Ранний
возраст является также сензитивным
периодом

для развития речи. Если ребенок в этот
период жизни по каким-либо причинам
будет лишен необходимых условий для
развития речи, наверстать упущенное
позже окажется чрезвычайно трудно. К
полутора годам ребенок усваивает около
сотни слов. К концу второго года – до
300, а к концу третьего – до 1500 слов. К
окончанию раннего детства малыш
овладевает и основными синтаксическими
конструкциями, а также грамматическими
формами слова и практической фонетики.
Формирование активной речи служит
основой для всего психического развития
ребенка в раннем детстве. А освоение
предметных (орудийных) действий с опорой
на слово, на вторую сигнальную систему
ведет и формированию образного мышления.
Все это в совокупности качественно
изменяет самоощущение ребенка, позволяя
ему к концу третьего года жизни выделиться
в самостоятельное существо, отделяя
свое «Я» от окружающих. Если двулетний
ребенок о себе говорит: «Ника хочет
гулять» то трехлетний скажет: «Я хочу
гулять». Именно с начальным этапом
возникновения самосознания и связали
«кризис трех лет». Иначе его называют:
«Я сам». Проявляется кризис негативизмом
и капризами в связи с тем, что малыш
требует большей самостоятельности.
Таким образом, ранее детство завершается
появлением поведенческой
независимости и осознанием своего «Я».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Тема 2. Развитие ребенка в младенчестве

1. Физическое развитие младенца.

2. Психическое развитие в младенчестве.

1. Физическое развитие младенца

Хронологические рамки (возрастные границы): 1,5 – 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении  потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

Физическое развитие. Интенсивный рост (увеличивается в 1,5 –2 раза). Начинает интенсивно и успешно двигаться.  Движения младенца сложны и связаны с целостным восприятием, объединяющим ощущение. 1 месяц – поднимает подбородок. 2 месяца – поднимает грудь. 3 месяца – тянется за предметом, но, как правило, промахивается. 4 месяца – сидит с поддержкой. 5-6 месяцев – хватает рукой предметы. 7 месяцев – сидит без посторонней помощи. 8 месяцев – садится без посторонней помощи. 9 месяцев – стоит с поддержкой, ползает на животе. 10 месяцев – ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками. 11 месяцев – стоит без поддержки. 12 месяцев – ходит, держась одной рукой.

2. Психическое развитие в младенчестве

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает избирательный характер. Средства общения – экспрессивные действия  (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца:

– благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения.

– к концу первого полугодия формируются аффективно- личностные связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором  месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце  наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету (при сенсорном голоде может развиться синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание (после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам средства и формы диалога уже значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» ‑ эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности ‑  потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» ‑ грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба – одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Кризис. Кризис первого года (всплеск самостоятельности и отсутствие условий ее удовлетворения – аффективные реакции).

Происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» за счет развития ходьбы. Происходит установление новых взаимоотношений с родителями и с ребенком.

Кризис 1 года характеризуется освоением речевого действия. Кризис проявляется в аффективности.

Л.С. Выготский говорил, что симптом кризиса проявляется в гипобулических реакциях, протекающих по типу эмоционального взрыва (ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, как результат ‑ аффективное поведение).

Задания для самостоятельной работы

        1. Познакомьтесь с современными исследованиями по следующим источникам:

1. Царегородцева Л.М. Психологические условия организации контактов младенцев в доме ребенка // Вопросы психологии. ‑  №6. ‑ 1987. – С. 84

2. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. ‑ №6. ‑ 1994. – С. 16

3. Смирнова Е.О., Рошка Г.Н. Роль общения со взрослыми в развитии предметно – манипулятивной деятельности ребенка на 1 году жизни // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. ‑ С. 57.

4. Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. – 1988. ‑ №2. ‑ С. 123.

5. Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Соотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психологический журнал. – 2000. ‑ №5. ‑ С. 23.

6. Ляксо Е.Е., Челибанова О.В., Галунов В.И. Акустические характеристики материнской речи, адресованной младенцам второго полугодия жизни // Психологический журнал. – 2003. ‑ №5. – С. 58.

        2. Дайте ответы на следующие вопросы.

1. Какое влияние оказывают действия с предметами на психическое развитие младенца. Приведите примеры. Обоснуйте ответ.

2. Что способствует появлению основных психологических новообразований к концу первого года жизни?

3. С чего начинается психическая жизнь ребенка?

Список рекомендуемой литературы

  1. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития. – М., 2001.
  2. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996.
  3. Смирнова Е.О. Психология ребенка. Учебник для педагогических вузов и училищ. – Москва: Издательство «Школа-Пресс»,1997.
  4. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2004.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., ‑ 2003.
  6. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное. пособие для студ. вузов. ‑ М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Источник