Динамика развития ребенка у логопеда

Динамика развития ребенка у логопеда thumbnail

Диагностика коммуникативных навыков

  1. Коммуникативное поведение

1.1. Вокализации

Какие звуки, звукокомплексы он/она произносит?

В каких ситуациях, в присутствии кого он/она произносит звуки?

Можно ли связать эти звуковые выражения с каким-либо значением?

С каким: реакция на обращение; привлечение к себе внимания; требование (принятие/отклонение) предмета, выполнения действия; протест; комментарии и др.?

1.2. Взгляд

Наблюдает ли он/она за окружающей обстановкой,

людьми?

Следит ли он/она за другими людьми, находящимися в

поле зрения? Замечает ли он/она визуально интересные объекты, находящиеся в поле зрения?Проявляет ли различия в визуальном поведении по отношению к знакомым и незнакомым людям, людям и предметам? Выдерживает ли он/она зрительный контакт собеседника? Выражает ли он/она взглядом желание о привлечениивнимания; предпочтение/отклонение объекта, действия, ситуации; возражение?

1.3. Мимика

Может ли он/она мимикой понятно выражать чувства

(радость, удивление, грусть, злость, страх)?

Соответствует ли выражение лица ситуации?

Есть ли неясности в интерпретации выражений его/ее лица?

Может ли он/она сознательно контролировать свою мимику?

Отвечает ли он/она мимикой на вопросы или ситуацию

высказывания?

Появляется ли у него/нее выражение лица спонтанно?

Общается ли он/она мимикой с другими людьми в соответствующей ситуации?

1.4. Жесты

Демонстрирует ли он/она целенаправленные движения по

отношению к объектам, людям в какой-либо ситуации?

Использует ли он/она движения тела с целью достижения объекта?

Усиливаются (ослабляются) ли непроизвольные движения

в отношении определенных действий, среды, людей?

Использует ли он/она жесты, чтобы обратить на себявнимание?

Использует ли он/она жесты с целью выражения основных потребностей?

Связаны ли жесты с другими формами коммуникации?

1.5. Интерактивное поведение

Реагирует ли он/она на обращение?

Реагирует ли он/она на разумные требования?

Проявляет ли он/она различия в реагировании на собеседников, ситуацию?

ли он/она инициатором коммуникативноговзаимодействия?

Проявляет ли он/она соразмерное поведение в ситуации смены собеседника?

Каким образом он/она реагирует на недоразумения?

Отвечает ли он/она на дополнительные вопросы при повторениях / уточнениях с целью снятия недоразумения?

Прибегает ли он/она в не совсем понятной ситуации к альтернативным формам коммуникации?

Может ли он/она эффективно общаться с помощью своей коммуникативной системы с окружающими?

  1. Лингвистические способности

2.1. Восприятие и понимание

Реагирует ли он/она на собственное имя?

Узнает ли он/она имена людей, названия знакомых объектов, событий?

Знает ли он/она общеупотребительные существительные, глаголы?

Может ли он/она отвечать на закрытые вопросы, показывая «Да»/»Нет»?

Понимает ли он/она простые требования?

Узнает ли он/она названные объекты?

Узнает ли он/она объекты по их функциональному описанию?

Понимает ли он/она родовые понятия?

Понимает ли он/она фразы с конкретным значением?

Понимает ли он/она фразы с переносным значением?

Понимает ли он/она фразы, выражающие причинно-следственные, временные отношения, условие (предложения «Если…, то затем…»)?

Понимает ли он/она местоимения, прилагательные?

Понимает ли он/она репродуктивные вопросы: «Кто?»«Что?»

Понимает ли он/она поисковые вопросы: «Где?»«Куда?»

Понимает ли он/она вопросы, касающиеся его/ее, других людей?

Понимает ли он/она бытовые вопросы?

2.2. Способность речевого выражения

2.2.1. Артикуляционная моторика

Испытывает ли он/она проблемы с приемом пищи (еда сложки, жевание, глотание)?

Выполняет ли он/она произвольные (непроизвольные)движения органами артикуляционного аппарата?

Скоординированы ли у него/нее дыхательная, голосовая и артикуляционная системы?

2.2.2. Речь

Продуцирует ли он/она устные высказывания?

Понятны ли его/ее высказывания?

Может ли он/она однозначно ответить «Да» и «Нет»?

Может ли он/она разборчиво произносить другие слова?

2.2.3. Помощь при коммуникации

Может ли он/она устно выразить свои повседневныепотребности?

Может ли он/она устно сообщить о своем самочувствии,эмоциональном состоянии?

Может ли он/она называть знакомых людей, объекты,ситуации, места?

Может ли он/она устно выразить отношения «человек-действие» и «действие-объект»?

Может ли он/она задавать вопросы?

Может ли он/она отвечать на простые вопросы?

2.2.4. Чтение и письмо

Может ли он/она распознавать буквы и цифры?

Может ли он/она узнавать (распознавать) часто употребляемые слова?

Может ли он/она распознавать знакомые существительные и глаголы?

Может ли он/она осмысленно читать предложения?

Может ли он/она писать буквы (применяя вспомогательные средства)?

Может ли он/она писать знакомые слова?

Может ли он/она писать простые предложения?

  1. Двигательные способности

Каково его/ее общее моторное развитие?

Может ли он/она самостоятельно передвигаться (вставать, садиться)?

Как он/она располагается в кресле-коляске?

Какая часть его/ее тела в большей степени способна к

выполнению произвольных движений? Каков объем выполняемых движений?

Каков минимум движений, выполняемых уверенно иточно?

Сколько времени необходимо ему/ей, чтобы показатьна что-то?

Как часто он/она может отвечать в течение определенного интервала времени?

Как долго он/она может выполнять определенный виддеятельности и не уставать?

Может ли он/она пользоваться «коммуникативной кнопкой»?

Насколько богат его/ее опыт пользования «коммуникативной кнопкой»?

4.Когнитивные способности

4.1. Внимание

Концентрирует ли он/она внимание?

Отвлекается ли?

Каково его/ее общее психическое состояние (заинтересованный, внимательный, бодрый, пассивный, вялый)?

4.2. Восприятие

4.2.1. Зрительное восприятие

Какое у него/нее зрение? Есть ли указания на сужениеполей зрения?

Может ли он/она фиксировать взглядом объекты илилюдей?

Может ли он/она следить за объектами, людьми, находящимися в движении

Может ли он/она осуществлять сканирование взглядом?

Имеются ли особенности зрительного восприятия?

4.2.2. Слуховое восприятие

Какой у него/нее слух?Может ли он/она локализовать окружающие шумы(речь)?

Может ли он/она распознать и соотнести звуки окружающей среды?

Дифференцирует ли он/она звуки, проявляет ли к нимизбирательное отношение?

Каково состояние фонематического восприятия?

Может ли он/она сравнивать звуки?

4.2.3. Тактильное восприятие

Каково состояние тактильного восприятия?

Может ли он/она воспринимать (тактильные) прикосновения?

Насколько у него/нее выражена тактильная чувствительность?

Может ли он/она соотносить полученные тактильныеощущения?

4.3. Знаково-символическая деятельность

Имеет ли он/она представление о постоянстве объекта?

Понимает ли он/она символы?

Имеет ли он/она представление о связи «средство-цель»?

Умеет ли он/она воспринимать причинные связи?

Имеет ли он/она план действий при обращении с объектами?

Демонстрирует ли он/она символическое (игровое) поведение, нравится ли ему/ей наблюдать за игрой?

Использует ли он/она игрушки?

4.4. Мышление и память

Может ли он/она классифицировать объекты по функциональному признаку?

Узнает ли он/она знакомые лица?

Может ли он/она обобщать изученное и применять егов новых ситуациях?

Распознает ли он/она структуры?

Может ли он/она решить задачу?

  1. Психосоциальные способности

Проявляет ли он/она разочарование, если видит, что

неспособен/на выразить свои желания и потребности?

Знает ли он/она о своих коммуникативных ограничениях?

Имеет ли он/она выдержку для целенаправленных, намеренных взаимодействий с другими людьми?

Применяет ли он/она все имеющиеся в распоряжении

возможности для включения в окружающую среду?

Мотивирован(а) ли он/она общаться с другими людьми?

К каким объектам, действиям, видам деятельности он/

она проявляет особый интерес?

Проявляет ли он/она интерес к фотографиям или картинкам?

С какими другими людьми он/она преимущественно

контактирует?

В каких местах происходит коммуникация?

Проявляет ли он/она длительный интерес к какому-либо занятию, деятельности?

Имеется ли в его/ее поведении что-то необычное?

Источник

Динамика речевого развития воспитанников МДОУ «Детский сад №3» на сентябрь 2015 – 2016 учебный год

Фамилия,

имя

Произношение

Фонематический слух и навыки звукового анализа

Лексико-грамматический строй речи

Результат

Андрей

Сохраняется смешение мягких и твёрдых согласных, смягчение звука [л]. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д]. Не автоматизирован звук [ш], [ж]. Грубо нарушена слоговая структура слова. Наблюдаются неадекватные замены звуков и слогов. Повторяет обратные и прямые открытые слоги без стечения согласных и слова с подобными слогами.

Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Не определяет место звука в слове. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов.

Знает наиболее употребляемые в быту слова. Называет животных, предметы мебели, одежды, названия продуктов. Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».

Андрей

Звук [р] не произносит. Только мягкий

Гласные звуки не ставятся. Речевой выдох слабый и укороченный. Произносит звуки, обрывисто, гласные не тянет.

Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».

Дима

Не автоматизированы звуки [с], [з], [ш], [ж], [щ] в словах. Звук [р] произносит, работа над автоматизацией.

Узнаёт звук и указывает на его. Навыки звуко-буквенного анализа не сформированы. Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».

Алексей

Грубые нарушения мелкой, артикуляционной моторики. В покое тонус мышц низкий, а при попытках речи происходит быстрое и значительное его нарастание. При этом наблюдается непостоянный характер искажений звуков. Изолированные звуки способен произносить более чисто. В спонтанной речи гипертонус нарастает и наблюдаются многочисленные искажения звукопроизношения. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д].

Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Определяет первый гласный звук в начале слова. Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».

Настя

Нарушения динамической координации движений артикуляционного аппарата. Не автоматизирован звук [р]. Дикция нечёткая. Нарушает слоговую структуру многосложных слов.

Начал узнавать звук на фоне ряда звуков.

Навыки звуко-буквенного анализа не сформированы.

Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».

+

Надя

Движения языка нечёткие, неточные. Не автоматизированы звуки [ц], [щ] в связной речи. Смешение звуков [р]-[л’], [с]-[ш], [з]-[ж]. Нарушает слоговую структуру многосложных слов со стечением согласных, в основном уподобляет слоги.

Правильно повторяет слоговые цепочки. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы.

Вадим

Движения языка нечёткие, неточные. Нарушение дифференциации движений губ и языка. Сохраняется смягчение звука [л]. В спонтанной речи межзубное произношение звуков. Слоговая структура в спонтанной речи грубо нарушена. С трудом отражённо проговаривает слова по слогам. Смешения свистящих и шипящих, [р]-[л] звуков.

Узнаёт звук на фоне ряда звуков и слогов. Потеряла за лето умение узнавать звук на фоне слова. Навыки звуко-буквенного анализа слова не сформированы.

Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы. По картинкам составляет простые предложения их 2-3-х слов. Затрудняется при пересказе.

При составлении рассказа искажает смысл и выпускает важные смысловые звенья.

Юра

Нарушения дифференцированных движений губ и языка. Сохраняется смешение звуков [р]-[л]. Нарушена слоговая структура многосложных, особенно малознакомых слов. В спонтанной речи слоговая структура слова грубо нарушена.

Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов, на фоне слова. Неправильно повторяет слоговые цепочки, нарушая порядок слогов. Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Словарь ограничен словами из обихода.

Максим

Не автоматизированы звуки [л’], [р] в связной речи. Звук [л] смягчает. Смягчает звук [л]. Звук [ц] произносит, как [с], а [ч], как [т’]. Звук [р] не ставится

Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы.

Михаил

Не автоматизированы звуки [л], [ц], [ч], [щ] в связной речи. Нечёткая дикция. Движения языка неточные и нечёткие. Назальный оттенок в голосе.

Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Школа. Школьные принадлежности», «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки». Множественные аграмматизмы. Смысл картинки при составлении рассказа передаёт правильно. В речи, в основном, пользуется односложными и двусложными предложениями.

Егор

Под контролем, отражённо произносит слова чётко.

Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый гласный звук в слове.

Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».

+

Дима

Звук [р] не произносит. Приблизительно поставлены звуки [л], [л’]. Гласные звуки не ставятся. Речевой выдох слабый и укороченный. Произносит звуки, слоги и слова кратко, обрывисто, гласные не тянет.

Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый и последний звук в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Не определяет место звука в слове.

Словарь пополнился словами по темам: «Животные», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Игрушки».

Чуприна

Кирилл

Движения органов артикуляции вялые, замедленные, выражен длительный поиск позы. Не автоматизированы в связной речи звуки [р], [л’]. Звук [л] за лето начала смягчать. Речь несколько замедленная. В спонтанной речи единичные нарушения слоговой структуры многосложных слов.

Фонематический слух развит. Навык простых форм звукобуквенного анализа сформирован. Не может придумать слово на заданный звук.

Словарь пополнился словами по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы», «Деревья», «Времена года». В речи различные аграммтизмы, чаще нарушено согласование слов. Составляет простые распространённые предложения из 3-х слов и рассказ по серии сюжетных картинок.

Дима

Кончик языка не выражен, язык толстый, движется всей массой. Наблюдается спастичность в мышцах языка.

Смешения свистящих и шипящих звуков. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д].

Не различает на слух твёрдые и мягкие согласные. Не слышит нарушения собственного звукопроизношения. Некритичен к собственной речи. Не стремится исправить недостатки речи. Определяет первый и последний звук в слове. Не определяет место звука в слове. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов.

Не знает некоторые обобщающие слова. Словарь пополнился словами по темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Дикие птицы», «Домашние птицы», «Деревья», «Времена года». В речи множественные аграмматизмы, в основном нарушено управление и согласование слов.

Егор

Движения органов артикуляции вялые, замедленные, неточные, выражен длительный поиск позы. Звук [р] произносит в сочетании со звуками [т], [д]. Не автоматизированы звуки [ц], [л] в словах и предложениях.

Правильно повторяет слоговые цепочки. Узнаёт звук на фоне ряда звуков, слогов и на фоне слова. Определяет первый звук в слове. Сложные формы звуко-буквенного анализа не сформированы.

В речи аграмматизмы, нарушения согласования слов, образование существительных мн. ч. Пользуется простой неразвёрнутой фразой.

Лера

Смягчает звук [л]. Не автоматизирован звук [ц]. Звук [р] не ставится. Многочисленные смешения свистящих и шипящих звуков.

Не различает на слух твёрдые и мягкие согласные. Не слышит нарушения собственного звукопроизношения. Не стремится исправить недостатки речи. При повторении слоговых цепочек нарушает последовательность слогов. Владеет простыми формами звуко-буквенного анализа.

В речи аграмматизмы, в основном нарушения согласования

При составлении рассказа по картинкам правильно передаёт смысл.

Источник

Аналитическая справка

о положительной динамике в коррекции речевого развития

дошкольников логопедической группы для детей с ТНР

за  2017-2018 учебный год

   Целью работы являлось воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов.

   Коррекционное воздействие осуществлялось на основе четко спланированной работы учителя-логопеда.

1. Организационная работа

  1. В начале учебного года проведен мониторинг детей поступивших в группу.
  2. Составлена рабочая программа, перспективный и календарный планы, график и циклограмма рабочего времени, оформлены речевые карты на детей.
  3. Приобретены демонстрационные пособия и раздаточный материал для работы с детьми.
  4. Подготовлен кабинет к началу занятий, оснащен необходимым материалам.

2. Коррекционная работа

  1. Проводились коррекционные подгрупповые и индивидуальные занятия логопеда согласно циклограмме рабочего времени.
  2. На каждого ребенка был разработан индивидуальный маршрут сопровождения коррекционных и развивающих занятий с учетом характера речевых нарушений и возрастных особенностей (прилагается к речевой карте ребенка).
  3. Результаты коррекционной работы предоставлены в аналитической справке по итогам мониторинга.

3. Работа  с родителями

  1. Проводилось еженедельное индивидуальное  консультирование родителей (по графику логопеда и  индивидуальному запросу родителей.
  2. Организовывалось присутствие родителей во время обследования; сообщение родителям результатов обследования.
  3. Проводились занятия вместе с родителями, с целью обучения их для самостоятельной работы с детьми.
  4. Проводилось анкетирование родителей в сентябре, с целью выяснения представлений родителей о содержании коррекционной работы логопеда с детьми.
  5. Проведение родительских собраний 3 раза в год.
  1. Взаимодействие с другими специалистами ДОУ
  1. Анализ результатов обследования, составление индивидуальных маршрутов сопровождения коллегиально с другими специалистами.
  2. Изучала содержание работы специалистов, работающих в ДОУ.

5. Научно-методическая работа

  1. Принимала участие в  семинаре  районного уровня.
  2.  Наличие публикаций статей на интернет – порталах.
  3. Выступление на МО логопедов Петродворцового района с темой «Организация работы учителя-логопеда с детьми-билингвами», участие в педагогических советах по плану ГБДОУ № 14 на протяжении всего учебного года.
  4. Принимала участие в конкурсе «Диссеминация передового педагогического опыта ДОУ Санкт-Петербурга по реализации ФГОС дошкольного образования» (победитель районного уровня).

   Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребенка с тяжелым нарушением речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития.

   Цель мониторинга: определить уровень сформированности у детей  с ТНР, ОНР всех компонентов речи.

   Диагностический инструментарий: методики Г.А. Волковой, В.А. Киселевой , Р.И. Лалаевой, Г.В.Чиркиной легли в основу диагностики фонематических функций; используя методики Р.И. Лалаевой , Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Л.Ф. Спировой, А.В. Ястребовой проводилась диагностика лексико-грамматического строя речи;  тестовая нейропсихологическая диагностика, разработанная Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной.

   Обследуемые: воспитанники 4 логопедической группы (2017-18 учебный год — подготовительный возраст.).

   Задачи мониторинга:

  • сбор, обработка и анализ информации по различным показателям развития всех языковых компонентов речи детей;
  • выявление уровня усвоения ребенком Программы;
  • помощь в корректировке деятельности учителя-логопеда по развитию и коррекции детей; планировании коррекционно-образовательного процесса; в выработке индивидуального маршрута сопровождения.
  • определение качества работы учителя-логопеда.

   Разделы (см. показатели), по которым проводился мониторинг, описаны ниже. На 1 сентября 2017 года  группу посещало 14 детей.  Все дети имели диагноз: ТНР, ОНР, протекающее на фоне  стертой формы дизартрии. В группу с 15.01.18 поступил Кузнецов Иван  с диагнозом ТНР, ОНР (3  уровня), стёртая дизартрия.

   Анализ результатов мониторинга позволяет сделать выводы: у детей наблюдается положительная динамика по каждому из исследованных параметров (звукопроизношение, лексика, грамматический строй речи, фонематические процессы, пространственная ориентировка и временные представления, мелкая и общая моторика, связная речь).

Эффективность коррекционного обучения обеспечивается дифференцированным подходом, который проектируется на основе структуры речевого и клинического дефекта.

2017— 2018 учебный год (Подготовительная группа)

Достигли стабильных положительных результатов:

  1. Неречевые психические функции — 88% – высокий уровень выполнения задания, 12% – средний уровень выполнения задания (Мартынов К., Кузнецов Ив.)
  2. Речевая моторика — 88% – высокий уровень выполнения задания, 12% – средний уровень выполнение задания (Мартынов К., Чебан М.).
  3. Общие речевые навыки — 88% – высокий уровень выполнение задания, 12 % – средний уровень выполнения задания (Мартынов К., Чебан М.).
  4. Воспроизведение звуко – слоговой структуры слова —  94% – высокий уровень выполнение задания, 6 % – средний уровень выполнения задания (Прокофьева Ол.).
  5. Состояние фонематического восприятия — 75 % – высокий уровень выполнения задания, 25 % – средний уровень выполнения задания (Мартынов К., Прокофьева Ол., Савиных С.).
  6. Состояние фонематического анализа и синтеза — 75 % – высокий уровень выполнения задания, 25 % – средний уровень выполнения задания(Мартынов К., Прокофьева Ол., Савиных С.).
  7. Состояние понимания речи — 100 % – высокий уровень выполнения задания.
  8. Состояние активного словаря — 88 % – высокий уровень выполнения задания, 12% – средний уровень выполнения задания(Мартынов К., Кузнецов Ив.).
  9. Состояние словоизменения — 75% – высокий уровень выполнения задания, 25% – средний уровень выполнения задания (Мартынов К., Прокофьева Ол., Савиных С.).
  10. Состояние словообразования — 75% – высокий уровень выполнения задания, 25% – средний уровень выполнения задания(Мартынов К., Прокофьева Ол., Савиных С.).
  11. Связная речь — 60% – высокий уровень выполнения задания (Анциферова Н., Иванова Л., Кукин К., Кочнев С.), 40% – средний уровень выполнения задания (Прокофьева Ол., Мартынов К., Савиных С., Быков Д., Кузнецов В., Чебан М.)

   Добиться стойкого положительного результата и преодолеть трудности в освоении программного материала мне помогло тесное взаимодействие специалистов, воспитателей группы.

   Анализируя данные мониторинга родителям были даны соответствующие  рекомендации.

   Рассматривая динамику развития детей группы виден положительный результат проделанной работы, у детей сформирована готовность к обучению в школе.

25 мая 2018 г.

Источник