Динамика развития ребенка школьного возраста

Динамика развития ребенка школьного возраста thumbnail

03.12.2015

Целью данной работы является выявление условий формирования личности в школьном возрасте.
Задачи:
• исследовать особенности формирования личности в младшем и подростковом возрасте;
• выявить условия, способствующие успешному развитию школьников.

Оценить


1567

Содержимое разработки

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Школа бизнеса и предпринимательства»

Динамика личностного развития школьников

Автор педагог-психолог МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» Шумилина Светлана Викторовна

Пермь 2015

В настоящее время в системе российского образования наблюдается переход к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижении успеха в обучении, требующей от учителей новой ориентации – на личность учащегося. Развитие личности учащегося становится приоритетной целью образовательных учреждений, средством которой выступает провозглашенная ранее и долго остававшаяся популярной задача по овладению знаниями, умениями и навыками.

Долгое время главным ориентиром и критерием успешности педагогической работы с ребенком была мера продвинутости детей в знаниях, умениях, навыках, которые должны пригодиться потом, на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, центром которого становится личность и ее внутренний мир, это объясняет актуальность выбранной темы исследования.

Целью данной работы является выявление условий формирования личности в школьном возрасте.

Задачи:

исследовать особенности формирования личности в младшем и подростковом возрасте;

выявить условия, способствующие успешному развитию школьников.

Успешность учебной деятельности зависит от многих факторов психологического и педагогического порядка, а конкретно — факторов социально-психологических и социально-педагогических. Личностное развитие детей от 7 до 14 лет характеризуется неравномерностью и различием между мальчиками и девочками, что выражается в различных темпах и времени созревания психических функций и свойств. Фактором, обеспечивающим более высокий уровень и темпы развития личности, является удовлетворение потребности в ведущем типе деятельности: в младшем школьном возрасте — продуктивно-эстетической, а в подростковом — коммуникативной. Большое влияние на успешность учебной деятельности оказывает сила мотивации, и ее структура как таковая.

В динамике учебной мотивации следует выделить два периода, различающихся уровнем и динамикой развития. В младшем школьном возрасте уровень учебной мотивации соответствует нормальному значению и имеет тенденцию к возрастанию, а в подростковом возрасте он снижается до низкого уровня.

Уровень мотивации учеников начальной школы.

Мы видим, что ученики начальной школы показывают высокую личностную мотивационную готовность,так как ведущей деятельностью является –учёба.

Уровень мотивации учеников среднего звена

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что учебная мотивация меняется и зависит от возрастных особенностей учеников. Более высокая в начальной школе и снижение в среднем звене. Нормальный уровень мотивации учения является ведущим во всех возрастных группах.

Анализ личностных показателей, определяемых с помощью методик Р. Кетелла позволяет установить некоторые особенности в развитии личности в младшем школьном и подростковом возрасте. В 7-9 лет (1-3 класс), согласно данным методики, отмечается значимый рост личностных качеств- доминантности и любознательности, а в 9-14 лет (4-8 классе) наблюдаются прогрессивные сдвиги в развитии эмоциональных (факторы О, С) и коммуникативных характеристик (факторы А, Н, Е). В развитии интеллекта отмечается два периода прогрессивного роста (7-9 лет и 11-12 лет), и период снижения интеллекта (13-14 лет).

Динамика самооценки школьников (методика Дембо-Рубинштейн) обнаруживает отчетливые общие тенденции в период от 7 до 14 лет. В младшем школьном возрасте каждый год происходит значимое снижение показателей и особенно сильно от 8 до 9 лет. До 11 лет (5 класс) серьёзных сдвигов в показателях не наблюдается, а в 12 лет (6кл.) — очередной спад. Самооценка в младшем школьном возрасте связана с успехами в учебной деятельности.

Самооценка школьников

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, личностное развитие в младшем школьном возрасте и подростковом различается темпами развития. Младший школьный возраст можно считать относительно стабильным, когда личностных изменений происходит мало, тогда как подростковый возраст—динамичным периодом, характеризующимся прогрессивным развитием многих сторон личности.

Для развития ключевых компетентностей учащихся необходим личностный подход к каждому ученику, который направлен на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов, способностей и компетенций.
Исследование показало, что развитие личности школьников протекает в соответствии с возрастными нормами, существенных отклонений не выявлено. Но отдельными детьми требуется дополнительная психолого-педагогическая работа по развитию адекватной самооценки, школьной мотивации.

Работа в направлении изменения личностных качеств является сложной и длительной, требует большого педагогического такта, гибкости, изобретательности, постепенности. Значительных успехов добиваются педагоги-мастера, когда работу по формированию самооценки осуществляют в разные режимные моменты и в разных видах деятельности. Правильная организация образовательного процесса, умелое использование «ориентирующих» и «стимулирующих» функций педагогической оценки способствуют формированию самооценки школьников в педагогически целесообразном направлении и одновременно создают благоприятные условия для развития личности, способностей, умений учащихся.

Работая над формированием уверенной в себе личности, педагогу также важно учитывать два принципа:

– принцип меры;

– принцип системы.

В основе принципа меры лежит тот факт, что любое личностное качество хорошо в определённой степени развития. Его несоблюдение чревато появлением у учащегося самомнения, не критичности к себе. В таком случае он видит только свои достоинства, не замечая недостатков и, как следствие, не считает нужным работать над самосовершенствованием. Он считает, что всегда и во всём должен быть первым, что физически невозможно. Это противоречие злит ребёнка и причиняет ему страдания.

Для развития личностных качеств возможно использование разных образовательных технологий:
– технология проблемного диалога стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения;

– проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов;

– ИКТ-технологии позволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации;

– технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия;

– технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения;

– технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели.

Таким образом, индивидуально-личностное развитие школьников рассматривается как процесс развития и саморазвития, представляющий собой сложное структурное образование, обусловленное его ведущими характеристиками, в частности, интеллектуальной, позволяющей определить мыслительные способности школьников, рефлексивной, показывающей совпадение их самооценки с оценкой окружающих, коммуникативной, устанавливающей готовность учащихся к общению, продуктивной, ведущей к проявлению творческого саморазвития школьника.

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки

Источник

Развитие личности, начавшиеся в дошкольном детстве в связи с соподчинением и становление самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях – он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оценивваются близкими, взрослыми.От школьной успеваемости, оценки ребенка непосредственно зависит в этот период развитие его личности.

Развитие психических функций

Мышление

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.

Школьное обучение строится таим образом, что словестно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые 2 года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается.

В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей выделяются группы “теоретиков”, которые решают учебные задачи в словестном плане, “практиков”, которым нужна опора на наглядность, и “художников” с ярким образным мышлением.

Восприятие

В начале младшего школьного возраста восприятие не достаточно развито. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например 9 и 6).

Память

Развивается в двух напрвлениях: произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями. Но, в отличие от дошкольников они способны целенаправленно, осысленно запоминать материал, им не интересный.

Младшие школьники обладают хорошей механической памятью. Многие механически заучиваю учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить широкий круг способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает.

Внимание

Без достаточной сформированности этой функции процесс обучения невозможен. В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Контроль над процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ребенка. Разные дети внимательны по-разному, эти свойства развиваются в неодинаковой степени, создавая индивидуальные варианты.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если шести-семилетний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания – следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.

Воображение

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности. Ребенок, испытывая трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир

16. Основные морально-этические требования к профессиональной деятельности психолога.

Профессионально-этические требования сформулированы в ряде принципов, к которым относятся:

1. Принцип соблюдения тайны, который означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, должностным или частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.д. Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми.

Исключение составляют случаи, когда психодиагностическое обследование проводится в научных целях как часть экспериментального исследования, но и в этом случае не рекомендуется указывать в публикациях точные имена и фамилии испытуемых.

Психолог принимает все меры для сохранения конфиденциальности профессиональных отношений, получаемых сведений, документов, личных записей, фотографий, аудио – и видеопленок, связанных с работой.

2. Принцип ненанесения ущерба, который предполагает, что психолог не должен распространять информацию и специальные психологические знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними. Он подразумевает также:

– уважение личной неприкосновенности людей, их права на участие или неучастие в исследованиях, диагностических и формирующе-коррекционных мероприятиях, на психологическую консультацию без присутствия третьих лиц;

– разъяснение целей и задач психологических исследований, порядка использования полученной информации. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли или обманным путем (за исключением случаев судебной и медицинской практики, оговоренных законом);

– недопущение методик и процедур, ущемляющих личное достоинство человека, физического или психологического принуждения людей к сообщению какой-либо информации, изменению взглядов и убеждений, даже если они санкционированы вышестоящим начальником;

3. Принцип научной обоснованности используемых психологических методик и объективности выводов требует того, чтобы методы и средства, применяемые психологом, были валидными и надежными, то есть давали такие результаты, которым можно вполне доверять. Психолог использует диагностические, коррекционные, психопрофилактические методы и техники, механизм действия которых сам ясно понимает, считает достаточно освоенными и предвидит последствия их применения.

При подборе методик в батарею (программу обследования) психолог руководствуется не субъективными предпочтениями и предубеждениями в оценке методик, а исходит из требований максимальной эффективности диагностики – максимум надежности при минимуме затрат.4. Принцип комплексной диагностики и психологической помощи предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства, а также сочетаний методик, направленных на родственные психические свойства, для повышения валидности диагностического заключения. Психолог обеспечивает необходимый уровень надежности диагноза, применяя стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок.

Кроме того, в ходе оказания психологической помощи должна вскрываться система причин, обусловливающих предложенную психологу-консультанту ситуацию. Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте полной информации о нем. С другой стороны, должна существовать теоретическая система, позволяющая объяснять отдельные факты и проявления чувств, действий клиента, исходя из целостного видения более широкой «панорамы» его психической жизни, прогнозировать возможные варианты позитивных изменений.

5. Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог создает условия, чтобы обратившийся за помощью человек (клиент) чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, а и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью, независимо от звания, должности, возраста. Необходимо принимать людей такими, какие они есть. Ради создания атмосферы доверия, способствующей более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких-либо оценочных суждений. Что бы ни говорил человек – все достойно доброжелательного внимания. Психолог принимает человека и его проблемы такими, какие они есть.

6. Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает их полезность для того человека, которому даются. Мало того, они должны быть выполнимыми как для самого человека, так и для должностных лиц, имеющих отношение к решению конкретной задачи. Эффективность рекомендаций обусловливается их конкретностью, учетом компетентности и компетенции тех должностных лиц, которым они адресуются.

7. Принцип профессиональной компетентности и рефлексии профессиональных ограничений означает, что практический психолог отвечает за последствия своей профессиональной деятельности. Психолог должен четко представлять пределы своих возможностей в решении стоящих перед ним задач, применять только проверенные и освоенные методы работы, прогнозировать последствия своих действий, сводить к минимуму риск непреднамеренного отрицательного воздействия на людей. Он обязан постоянно совершенствовать знания, навыки и умения, поддерживать свою квалификацию на уровне требований профессиональной деятельности. Психологу требуется хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических, психокоррекционных и развивающих методик и опыт их практического использования.



Источник

как развивать ребенка - подготовка ребенка к школе

Психология детей младшего школьного возраста – это тот период, в котором осуществляется основная закладка в развития психики ребенка, поэтому важно следить, за тем как развивается ребенок, ведь успешно приобретенные знания, привычки и моральные установки будут в дальнейшем формировать полноценную личность.

как развивать ребенка подготовка ребенка к школе

Что особенного происходит с ребенком. Младший школьный возраст определен с 6 до 10 лет, т.е. с периода обучения ребенка в начальных классах. У ребенка меняется взаимоотношения с социумом, так как он становится общественным субъектом со значимыми обязанностями, оцениванием учебы и деятельности ребенка. В этот период, как правило, утрачивается авторитет взрослого. А влияние сверстников, наоборот играет очень важную роль, ребенок в этот период начинает рассуждать, у него появляется словарно логический запас, он сосредотачивает свое внимание на все более и конкретных объектах и ситуациях, умеет самостоятельно распределять и переключаться, а так же быть устойчивым.

Следует так же помнить, что существует такое понятие как кризис семи лет. Это период, когда ребенок четко осознает значимость собственного «Я» и все переживания имею смысл – он с точностью может охарактеризовать состояния – я сердит, я голоден, я хороший, я добрый, я злой и т.д., и понимать, что это именно относится к нему.

Кризис семи лет, часто выражается манерность ребенка, то есть ребенок может что-то из себя показывать, или напротив что – то скрывать. Может скрывать, что – то от взрослых – например, когда ему плохо или у него есть какие-то проблемы.

С появлением статуса – школьника, ребенок обретает некую самостоятельность, у него формируются соответственные моральные ценности, которых он старается придерживаться. Дети начинают осознавать свою индивидуальность, стараются отличить свою уникальность перед остальными, часто стремятся лидировать в обществе своих сверстников. Это проявляется еще в том, детки ищут себя в увлечениях, занятиях, кружках, им участвовать в групповых формах активности.

Но в силу ряда причин, часто дети стараются избегать неудач, мотивируясь достичь определенных успехов. Такое поведение должно контролироваться со стороны взрослого, что бы ориентиры поведения и действий ребенка, в дальнейшем, не привело к страху смены отношения окружающих.

Так, ребенок – школьник, очень подвергнут критике и остро реагирует на оценку, со стороны взрослых, ребенок этого возраста эмоционально неустойчив, у него могут наблюдаться частые перемены настроения.

Развиваем память у детей

Память – это восприятие впечатлений, которые остаются у человека, об окружающей среде, и по возможности, эти впечатления закрепляются и при необходимости воспроизводятся. Память – это основа способностей человека, к восприятию, хранению, воспроизведению опыта, полученного в ходе жизнедеятельности человека.

Память школьников, это своеобразный переход от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию. Дети в возрасте от 6 до 14 лет активно развивают механическую память на логические единицы информации, которые не связаны между собой.

Процесс взросления ребенка влечет за собой развитие осознанности в действиях, которые направляются на точное и качественное запоминание, а так же воспроизводить в точности, удержанный в памяти материал. Дети чаще всего, придают значение впечатления, которые получены зрительным, слуховым или двигательным путем. При чем, чем младше ребенок, тем непосредственно проявляются чувства неудовлетворенности или удовольствия от увиденного, сделанного или услышанного. Педагогическое воздействие на детей младшего дошкольного возраста как раз и строится на этих чувствах.

В разный возраст ребенка, иные приемы по управлению памяти, с помощью которых совершенствуется память при обучении. Весомый вклад в развитие, в первую очередь, привносят родители и учителя.

К приемам управления памятью относят такие:

  • повторение. Ребенок, повторяет каждое запомнившееся слово, а потом повторяет слова группами;
  • организация. Ребенок запоминает и устанавливает взаимосвязь со словами, при помощи ассоциаций;
  • осмысление. Ближе к 11 годам, ребенок может осмысленно повторить запомнившийся абзац и сделать из него выводы;
  • формирование образов. Запоминание новой информации у ребенка, куда проще будет происходить, если предложить ему использовать какие-то умственные образы, которые схожи по каким-то чертам или несуществующим признакам;
  • поиск информации в памяти. Ребенок запоминает какую-то информацию, но все равно ищет несколько вариантов, для проверки правильности.
  • создание сценариев. Для того, что бы в памяти ребенка сохранить регулярно повторяющие события, можно организовать события в виде набора сценариев.

Особенности психологии детей

Младший дошкольный возраст – это самый ответственный период в жизни малыша.
Особенности детей младшего школьного возраста, в первую очередь, обусловлены тем, что в этот период, начинает закладываться собственное «Я», развивается самосознание. Обогащение знаниями, в этом возрасте, способствует интенсивному развитию интеллектуальных способностей, самореализации и творческой активности. Относительно физического развития – это самый спокойный возраст. Происходит равномерное увеличение роста и веса, развивается выносливость. Костная система находится на стадии формирования.

Этот период характеризируется совершенствованием мозга – то есть развивается аналитическая и систематическая функция коры, изменяются такие процессы, как возбуждение и торможение. Процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Самая главная цель ребенка – это обучение. Ребенок стремится приобрести и усвоить новые знания, умения и навыки, а так же стремится накопить систематические сведения об окружающем его мире, природе и обществе в целом.

Воспитание в детях чувства собственной значимости

Воспитание детей младшего школьного возраста, имеет огромное значение, в последующем становлении ее как личности. Правильная закладка моральных ценностей и жизненных установок принесут ребенку, в будущем, крепкую основу его жизнедеятельности. Задача родителей правильно расставить ориентиры.

К примеру, хорошо, если ребенок будет воспринимать свои успехи и поражения, то есть объективно. Ребенок должен в первую очередь, уверенным в своих силах, быть человеком слова, знающим себе цену, на которого можно во всем положиться. Повышенная самооценка или напротив – пониженная, не будет хорошим стимулом для достижения определенных результатов.
Правильное воспитание детей младшего дошкольного возраста, так же подразумевает систематическое подчеркивание достоинств. Иными словами – похвала, это личный успех ребенка, который очень стимулирует малыша. Особенно – если эта похвала родителей.

Не менее важно подавать правильный пример ребенку. Ведь этот возраст – это возраст подражательства. Ребенок подражает людям, которых уважает. Большинство действий, негативных эмоций, грубых слов или действий – это следствие подражания. Необходимо всегда об этом помнить и подавать хороший пример.

Хорошо, что бы в этом возрасте привить говорить слово «нет» действиям, которые не хочет совершать ребенок. То есть те действия, которые нанесут вред ребенку – сигареты, выпивка, наркотики.

Важно привить ребенку, что самое безопасное место на земле – это его дом. А так же, главной обязанностью родителей есть обучение ребенка элементарным основам безопасности. Ребенок должен отдавать себе отчет в том, что не все так в мире идеально и не все люди добры. Поэтому должен быть крайне осторожен на улице, в быту. И в случае чего, не стесняться обратиться за помощью.

Хотелось бы подытожить, что очень много чего родители должны привить и воспитать в ребенке в самый ответственный период в жизни. Ведь это основа основ на всю его дальнейшую жизнь закладка в этом возрасте, существенно смягчит подростковый период, а так же поможет развить в ребенке полноценную личность. Главное уделять, по возможности как можно больше времени ребенку, общаться с ним, помогать ему, познать себя и окружающих. Дать ему уверенность в собственной необходимости и о его месте в этом мире.

Источник