Динамика развития ребенка с зпр 1 класс

Динамика развития ребенка с зпр 1 класс thumbnail

                            Особенности детей с задержкой психического развития.

Дети группы ЗПР отстают в развитии, медленно усваивают учебный материал, но  они не являются умственно отсталыми. Их поведение, как и учебная деятельность, характеризуются не равномерностью проявлений. Они не удерживают в памяти  условия задачи, продиктованное предложение, забывают слова, допускают нелепые ошибки в письменных  работах, оказываются неспособными оценить результаты своих действий. Их представления об окружающем мире недостаточно широки.  Дети с ЗПР  не всегда могут сосредоточиться на задании (даже игровом),у многих из них преобладают игровые мотивы.

Дети этой группы отличаются не устойчивостью внимания, слабостью  памяти и речевых средств. Неумение мыслить сочетается с не желанием мыслить.

У детей с ЗПР значительно большие, по сравнению с умственно отсталыми, потенциальные  возможности их развития и более высокий уровень обучаемости. но особенности детей с ЗПР обуславливают пониженную обучаемость, пониженную способность к усвоению знаний и способов учебной деятельности.

Отставание в развитии ведет к тому, что интеллектуальные функции, (умственные операции, пространственные представления, навыки, умения) формируются с опозданием и не всегда оказываются полноценными даже к более поздним по сравнению с нормальными детьми срокам.

Продолжительность периода хорошей работоспособности весьма не велика. Отмечено что многие дети в состоянии работать всего 15- 20 минут, затем наступает утомление и истощение. В этом состоянии работоспособность и внимание резко снижается, возникают импульсивные действия. На замечания вспыхивают реакции  раздражения, отказываются работать, если задания им кажутся трудными.

С наступлением утомления дети ведут себя по-разному. Одни вялые пассивные ложатся на парту смотрят в окно, притихают, не досаждают, но и не работают. У других наоборот  появляется повышенная возбудимость, расторможенность двигательное беспокойство. Дети с ЗПР с трудом переключаются с одного вида деятельности  на другой. С такими детьми очень трудно входить в режим занятий – они вскакивают, ходят по классу, разговаривают с товарищами, выкрикивают, задают посторонние вопросы и без конца переспрашивают. Дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию – они мало активны, безынициативны не стремятся улучшить свой результат осмыслить работу в целом понять причины ошибок.  Это приводит к тому, что учащиеся продолжают допускать   прежние ошибки. Непосредственный интерес к заданию у них быстро угасает,  особенно при возникновении ,затруднений в работе ,которые они не стремятся преодолеть.

Среди детей с ЗПР  можно выделить две подгруппы. Некоторые дети не решительны, не верят в собственные силы, боятся даже не больших трудностей. Другие наоборот излишне активны, импульсивны, переоценивают свои возможности. Они начинают выполнять задания с уверенностью в успехе, однако их действия оказываются малопродуктивными.

Во внеклассной жизни дети более активны. Одни предпочитают  спокойные  занятия – лепку, рисование, конструирование (строительный материал разрезные картинки). Таких детей   меньшинство. Большинство  отдает  предпочтение подвижным играм, любят бегать, возиться.

К сожалению, у «тихих», и у  «шумных» детей фантазии и выдумки в самостоятельных играх, как правило, бывает мало. Их игры отличаются примитивным содержанием трафаретностью. Чаще всего дети устраивают возню, валяются на полу, на земле ,на снегу и бегают. При этом не щадят друг друга и нередко стараются причинить умышленно боль. Лишь при непосредственном руководстве взрослых удается организовать детей подчинить их игру цели и правилам придать ей смысл.

Почти все дети с ЗПР любят спорт, хотя им присущи  двигательная неловкость некоординированность  движений, неумение подчиняться заданному ритму (музыкальному словесному)

Они проявляют  исполнительность, и аккуратность при выполнении работ  по уборке помещения по уходу за растениями, но только в том случае если эти работы не требуют  от них длительного напряжения и однообразия.

Такие дети любят участвовать в самодеятельности, причем именно в этом случае весьма отчетливо проявляются их интересы и возможности. При этом тексты стихотворений заучивают легче, чем аналогичный  материал из обязательной учебной программы. Наиболее активизирует деятельность детей тот материал, с которым они имеют или имели дело непосредственно сами. Чужой опыт или чужая работа оставляют их равнодушными.

Дети с ЗПР дорожат доверием взрослых, но это не избавляет их от срывов часто происходящих помимо их воли и сознания без достаточных на то оснований. Потом они с трудом приходят  в себя и еще долго чувствуют неловкость, угнетенность извиняются перед взрослыми (перед товарищами редко) но через некоторое время срыв может повториться. Дети с ЗПР тяготеют большинство к механической  работе, не требующей умственных усилий: заполнение готовых форм, изготовление не очень сложных поделок. Любой новый вид работы или способ действия даже самый простой вызывает неудовольствие, а иногда и протест. Даже элементарные новые навыки вырабатываются крайне медленно и для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.  Дети с ЗПР тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой,  но зато  перескакивают с одного  на другое, не завершив начатого.

Они постоянно, что- то вертят в руках, теребят пуговицы на своем костюме ,играют разными предметами. Эти дети обидчивы  вспыльчивы. Часто без достаточных оснований могут нагрубить  обидеть товарища порой становятся жестокими. Для вывода детей из таких  состояний требуется время особые меры и большой такт. Лучше всего в таких случаях  помогает переключение на практическую деятельность  с предметами  или на другие облегченные и доступные задания подкрепляющие их веру в собственные силы. Некоторые из детей пытаются самоутвердиться: подчиняют себе более слабых физически товарищей, командуют ими, заставляют выполнять за себя неприятную им работу, показывают свое «геройство» совершая рискованные поступки (прыгают с высоты, влезают по опасной лестнице и т.д.) могут сказать неправду, например, похвастаться какими либо делами которые они не совершали. В тоже время эти дети чувствительны к несправедливым обвинениям остро на них реагируют, с трудом успокаиваются.

Физически слабые дети легко подчиняются таким «авторитетам» и могут поддерживать своих «вожаков» даже тогда когда они явно неправы.

Игровая деятельность у детей  с ЗПР сформирована не полностью.  Предпочитают наиболее простые игры. Ролевая игра, требующая выполнения определенных правил  осуществляется  ими в ограниченной форме: они соскальзывают на стереотипные действия часто простые манипуляции игрушками, а в целом игра носит процессуальный характер.

Дети фактически не принимают отведенной им роли и, следовательно, не выполняют функций, возлагаемых на  них  правилами игры, свойственные более  младшему возрасту.

У детей с резко отрицательным отношением к школе доминирует игровая мотивация. Отрицательное  из- за негативного отношения к учению  или из-за заниженной самооценки своих возможностей. С такими детьми хорошо использовать сюжетно- ролевую игру на тему  «школа» в качестве вспомогательного средства формирования учебной деятельности. В этой игре дети с наибольшей полнотой раскрывают свои потенциальные  возможности в отношении к учению в уровне проявления учебных навыков  знаний и представлений. Эту игру большинство детей предпочитают другим играм даже отказываются идти гулять, желая продолжать играть.

К содержанию игры относятся весьма ответственно и соблюдают не только все правила внешнего поведения, но и основные компоненты  учебного процесса. Детей привлекает в игре содержательная сторона учебной деятельности.  Ребенок, играющий роль учителя стремится выполнить те же задания, которые выполняли ученики.

Очень важно чтобы предлагаемая деятельность осуществлялась с интересом и эмоциональным подъемом. Этому способствует использование красочного дидактического материала и игровых моментов. Очень важно говорить с детьми мягким доброжелательным тоном и поощрять их за малейшие успехи. Задания должны быть доступны интересны не требующие длительного умственного напряжения и протекающие в спокойной  доброжелательной обстановке тогда такие дети  проявляют некоторую работоспособность.

С детьми группы ЗПР важна специальная коррекционная работа по восполнению пробелов в элементарных знаниях и практическом опыте. Задача этой работы – обогащение детей разнообразными знаниями об окружающем мире развивать у них наблюдательность способность к познавательной деятельности. Особый упор необходимо делать  на становление коллектива и воспитание дружеских взаимоотношений через все виды деятельности. Основа – индивидуальный подход.

Дети этой категории требуют особого внимания и подхода к ним, а их коррекционное обучение  необходимо сочетать с лечебно – оздоровительными  мероприятиями.

Источник

От автора: Для настоящих и будущих родителей, а так же учителей к которым в класс пришел ребенок с ЗПР

Динамика развития ребенка с зпр 1 класс

В первый класс идет ребенок с задержкой психического развития. На что следует обратить внимание

В 1 класс идет ребенок с ЗПР На что следует обратить внимание

Педагогам

Ребенок, пришедший из дошкольного образовательного учреждения с диагнозом ЗПР, в общеобразовательную школу  имеет соответствующие рекомендации. Но бывает и так, что задержку психического развития диагностируют в процессе обучения в первые 3-5 лет.

В случае обнаружения (диагностики) у ребенка ЗПР или наличия ее признаков, учителю следует информировать об этом родителей. Это необходимо сделать в интересах ребенка, чтобы задержка психического развития не приняла устойчивую форму. В том и другом случае помощь ребенку осуществляется комплексно, совместными согласованными действиями педагога, психолога и родителей.

Данная категория детей влияет на учебный процесс в классе и требует к себе особого внимания и подхода учителя.

Учителю необходимо осознавать, что для ребенка с ЗПР адаптационный период более сложный и длительный, чем для других учеников. Ему необходимо больше времени, чтобы привыкнуть к режиму и требованиям учителя. Дайте ему этот шанс.

Его непослушание и невыполнение требований ни в коем случае не говорит про некомпетентность учителя. Это особенности задержки психического развития.

Целесообразно познакомить родителей с правилами поведения на уроке и требованиями учителя к выполнению заданий. Согласованный алгоритм действий при выполнении учебного задания дома и в классе, ускорит процесс адаптации ребенка и снизит его тревожность.

Родителям.

Если вы знаете, что у вашего ребенка ЗПР, и вы принимаете его таким, какой он есть, то проинформируйте педагога об этом. Поговорите с учителем, расскажите о своем ребенке, о его положительных качествах и талантах.

Установите контакт и выразите свое желание сотрудничать.

Познакомьтесь с требованиями учителя, с алгоритмом действия при выполнении учебных заданий, последовательности работы над учебным материалом. Если требования учителя на уроке будут закрепляться дома, то ребенок быстрее привыкнет к ним и станет увереннее и спокойнее.

Родителям, в интересах собственного ребенка,  важно убедиться в том, что педагог знаком с особенностями работы с такими детьми.

Как проявляется задержка психического развития во время обучения.

Ребенок медленнее реагирует на распоряжение учителя, например: приготовь рабочее место к уроку, достань учебник, тетрадь, ручку и карандаш; открой тетрадь, найди строчку или клеточку, работай по образцу. Иногда такие дети не осознают, что обращение ко всему классу, относится к ним.

Ругать и стыдить ученика в невыполнении или отставании нет смысла, так как у  ребенка с ЗПР эмоции преобладают над действиями.

Это отнимает время от учебного процесса и создает напряженную обстановку в классе. Учителю следует подойти и помочь ребенку, продолжая урок. Данной категории детей необходима постоянная поддержка, эмоциональное подкрепление в словесной форме, улыбкой, поощрительным жестом.

Именно так же следует родителям реагировать дома на подготовку ребенком домашнего задания. Не приказом, давлением, упреками: «Ты что, не понимаешь? Ты опять всё забыл? Сколько раз я говорила тебе? Делай, а не то накажу! И т.д.»

Последовательное выполнение действий на уроке закрепит в сознании ребенка алгоритм выполнения требований учителя. Через некоторое время он сам будет четко в нужной последовательности выполнять необходимые действия.

Важно понимать, что в требованиях необходимо соблюдать четкий порядок, иначе у ребенка не  сформируется навык.

Родители, которые принимают ребенка таким, какой он есть, с радостью пойдут на контакт с учителем и будут выполнять его распоряжения.

В силу своих особенностей, ребенок с ЗПР более тревожен, беспокоен, эмоционально неустойчив, чем другие дети.

Со временем, если относиться к ребенку терпеливо и доброжелательно, дать ему возможность привыкнуть, то он адаптируется к новой для него обстановки. Это позволит ему не выделяться среди других учащихся своим поведением и отношением к учебе.

Статьи на любой вкус. Подпишись и читай.

Ирина Василакий, арт, гештальт-терапевт, расстановщик, специальный детский психолог, дефектолог +7 916 536 536 2 WhatsApp, скайп irino4kavas

Источник

Нет ничего удивительного в том, что дети с ЗПР сейчас есть если не в каждом классе,
то уж в каждой общеобразовательной школе – это точно. Вот только с ростом количества таких учеников  у педагогов остаётся неизменным вопрос: а как их учить? Ведь  с обычной программой они не справляются…

 Попробую ответить на этот вопрос подробно.

 Для начала необходимо развести понятия ЗПР (задержка психического развития) и умственная
отсталость – это совершенно разные вещи! Слово «задержка» говорит само за себя: при ней ребёнок лишь задержался в освоении некоторых школьных дисциплин, в
развитии каких-либо психических функций. И отличаются дети с ЗПР от умственно отсталых тем, что при хорошей педагогической, медицинской, психологической  (а при необходимости – и других видах) помощи они могут «догнать» своих сверстников и учиться
дальше «как все». (По идее, нарушения должны исчезнуть уже к 5 классу, но в последнее время это случается гораздо позже, а часто  они остаются и до 9 класса.)

Поэтому главная задача педагога, у которого в классе есть ученик с задержкой, и
образовательного учреждения в целом – создать для него такие условия, которые помогут ему наверстать 
то, что по каким-либо причинам упущено. Какие же нужны условия и что именно  для этого нужно делать?

 Перво-наперво – найти в литературе либо в  сети интернет информацию об особенностях детей с ЗПР и тщательно её изучить. Для чего это
нужно? Чтобы знать, что стоит требовать от ребёнка, а что ему будет не под силу. Чтобы создавать для него ситуации успеха, которые придадут ему силы и желание учиться дальше, преодолевать
трудности (которых у него – вагон и маленькая тележка).

Следующим и самым главным шагом будет составление для  этого ученика  АОП (адаптированной образовательной программы). Я не буду здесь объяснять, какие разделы должны быть в ней и
какую «сетку» использовать: на эту тему есть много методических разработок – во-первых, и в каждой образовательной организации зачастую принята своя форма для неё – во-вторых.  Я расскажу, на что обязательно нужно обратить внимание, чтобы
программа не стала лишь отпиской «для галочки», а смогла оказать реальную помощь как ребёнку, так и педагогу.

 Прежде чем создавать АОП, нужно провести педагогическую диагностику и выяснить глубину
пробелов в знаниях
(возможно, возникших очень давно), причины этих пробелов, а также выявить «западающие» психические функции.

Содержание программы для детей с ЗПР  практически ничем не отличается от общеобразовательной, поэтому оставлять её гораздо легче, чем на
ребёнка с умственной отсталостью. Упор нужно сделать на восполнение упущенного, на создание «базы» для освоения следующих знаний, умений и навыков, т.к. без этого ребёнок просто
не сможет двигаться дальше. Возможно, придётся  на
какое-то время приостановить изучение этим учеником текущих тем, и вернуться с ним к тому, что не было усвоено на более ранних этапах. Например, если он ещё не понял тему «Свойства
сложения и вычитания», не стоит пока учить его решать даже простые уравнения – он с ними не справится, т.к. этим знаниям в его голове не на что опереться. Или если ребёнок не разобрался с тем,
какие бывают звуки и чем звук отличается от буквы, если у него не развиты фонематические процессы, нет смысла по сорок раз объяснять ему, как делается фонетический разбор слова: ему это пока не
осилить. Лучше работайте над фонематическим восприятием, и постепенно дело сдвинется с «мёртвой точки».  Естественно, при создании АОП необходимо договориться со всеми специалистами и с администрацией образовательной
организации
, каким образом вы будете делать соответствующие записи в классном журнале.

 Надо сказать, что это – очень серьёзная, кропотливая и длительная работа, но помощь ребёнку с ЗПР заключается
именно в этом. И, скажу как специалист ПМПК, бывает очень больно и обидно за ребят, когда это не делается, и они приходят на комиссию повторно с теми же самыми знаниями, что и в
первый раз несколько лет назад. Поэтому в адаптированной программе как раз и нужно отразить все подобные нюансы и постараться просчитать время, необходимое для восполнения пробелов в изучении
школьных предметов.

Следующий важный момент – в оказании помощи ребёнку должно  участвовать  много людей: не только учитель, но и «узкие специалисты», учителя-предметники (учитель ИЗО, музыки,
физкультуры и т.д.), медицинские работники,  родители…  (В связи с этим и составляется АОП
всеми ими совместно, а не одним учителем и не каждым по отдельности.) Большая роль принадлежит здесь учителю-логопеду, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, потому что корень проблем с учёбой
очень часто (если не сказать – почти всегда) – в недостаточном развитии психический функций (внимания, памяти, мышления и т.д.) и речевых нарушениях. К примеру, ребёнок может не понимать
геометрию потому, что у него не сформированы пространственное восприятие и мышление, а не потому, что плохо её учит. Или не уметь применить выученные наизусть правила потому, что не развиты
мыслительные операции. Естественно, тут надо сосредоточиться на работе с «западающими» процессами, а это – дело «узких» специалистов. Правда, если они в школе отсутствуют, то этот вид
деятельности тоже ложится на плечи учителя. К сожалению, в таком случае эффективность оказываемой помощи заметно снижается (один в поле – не воин). Поэтому одна из важнейших задач, которая должна
стоять перед администрацией образовательной организации, обучающей детей с ЗПР – привлечь на работу логопеда, психолога и, желательно, дефектолога.

 Огромное значение имеет и то, что родители ни в коем случае не должны оставаться в
стороне
. Во-первых, именно они – главные и первые воспитатели и учителя ребёнка, с ними ребёнок проводит (или должен проводить) большую часть времени, а во-вторых, педагогам просто не
успеть без участия родителей «нагнать» с  обучающимся то, что было упущено и не усвоено. Кстати,
задачи, решение которых берут на себя родители в реализации адаптированной программы, и их ответственность тоже нужно документально закрепить (прописать в программе).

Ещё один из ключевых моментов – в оказании медицинской помощи ребёнку. Как уже говорилось выше, у
детей с задержкой психического развития практически всегда отмечается отставание в развитии психических функций. А причиной этого, в свою очередь, является недостаточное или замедленное
созревание определённых областей коры головного мозга. Так вот, врач-психиатр и врач-невролог могут назначить медицинские препараты (в таблетках, уколах и пр.), способные стимулировать их
развитие и созревание, т.е. такие, после приёма которых ребёнок станет внимательнее, у него улучшатся память, мышление и т.д. Поэтому стоит приложить все силы, чтобы убедить родителей регулярно
наблюдаться с ребёнком у этих специалистов.

 Как учить ребёнка с задержкой в условиях класса? Ответ и прост, и сложен
одновременно: применяя индивидуальный и дифференцированный подход. Что это значит?  Учителю
необходимо уделять для него  на уроке
отдельное  время и особое внимание. Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему
непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые
ему в данный момент под силу (например, на карточках). Спрашивать на уроках после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при
ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя большую предварительную,
подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.

Очень частый вопрос, который волнует учителя, обучающего детей с ЗПР, касается их
оценивания: какими критериями пользоваться при выставлении отметки? С чем или с кем сравнивать их уровень знаний и умений? Можно ли ставить положительные оценки «за
работу», 
«за старание» или «чтобы не отбить желание учиться»? Тут напомню, что
обучающиеся с задержкой психического развития вполне могут усваивать общеобразовательную программу (если им оказывается всевозможная помощь), поэтому не надо им ставить повышенные отметки из
жалости. Оценивайте их в соответствии с той адаптированной программой, которую вы для них создали. Критерии оценки остаются теми же, что и для всех остальных
учеников, но необходимо учесть несколько условий.

Первое – опирайтесь на то содержание учебного материала, которое в данный момент осваивает
данный  ученик, и на его возможности. Например, весь класс уже учится делать морфологический
разбор существительного, а этот ребёнок ещё только начал изучать  тему «Определение склонения существительного»; естественно, ему вы будете ставить отметки по результатам освоения именно этой темы.  Или весь класс за урок решил десять примеров и три задачи, а этот
успел справиться с пятью примерами и одной задачей (конечно, при условии, что он не ерундой занимался половину урока, а тоже работал) – ставите отметку за качество выполнения, а не за
количество.

Второе – не требуйте и не ждите от него повышенного уровня знаний: пусть он успеет понять и
запомнить хотя бы обязательный  минимум или так называемый «средний уровень».

Третье – сравнивайте достижения такого ребёнка с его же успехами некоторое время назад (в прошлый раз в
словарном диктанте было 5 ошибок, я тебе поставила «2», а в этот раз – только 4 ошибки и в очень трудных словах – поэтому сегодня могу поставить уже «3»).

Четвёртое – если хочется всё же с помощью отметки «поддержать» ребёнка, делайте это редко, иначе он
привыкнет к «халяве» и будет считать, что можно учиться без старания, не прикладывая особых усилий (а в этом случае положительных результатов ему не достичь!). Короче: не «натягивайте» оценки –
смысл помощи детям с ЗПР совсем не в этом! Научите их получать заслуженные хорошие отметки!

 А сейчас ещё несколько  советов.

Бывает так, что у ребёнка с ЗПР настолько сильно запущен учебный материал, настолько много пробелов в знаниях, что
при всём желании справиться с этим почти невозможно. В таком случае наилучший выход – повторное обучение в этом же классе. Это даст ученику дополнительное время, чтобы наверстать
упущенное, и тогда учиться дальше будет намного легче.

Если обучение по программе для детей с ЗПР рекомендовано ПМПК  в начальной школе, то по окончании 4 класса ученика необходимо снова обследовать на комиссии.
Делается это для того, чтобы отследить динамику развития у ребёнка и рекомендовать для дальнейшей учёбы программу, адекватную его возможностям, и при этом не упустить время. Иногда это бывает
общеобразовательная программа (если обучающийся справился с теми трудностями, которые были), иногда – та же программа для детей с задержкой (если проблемы остались в той или иной степени), а
временами – программа для детей с умственной отсталостью (если трудности не только не исчезли, но и усугубились).

В том случае, если и в среднем звене ребёнок обучается про программе для детей с ЗПР, нужно снова приехать на ПМПК в 9 классе, чтобы обновить документ, т.к. учащиеся с такими
особенностями имеют право сдавать экзамен в форме ГВЭ (а это гораздо проще, чем ОГЭ).

Елена Михайловна Белоусова,

педагог-психолог Красноуфимской психолого-медико-педагогической комиссии

Источник