Динамика развития ребенка с умственной отсталостью

Динамика развития ребенка с умственной отсталостью thumbnail

В раннем детском возрасте, психическое недоразвитие выражается главным образом в недостаточности аффективно-волевой сферы и моторики ребенка, искажении и замедлении сроков становления зрительных и слуховых рефлексов, неполноценности «комплекса оживления», более позднем проявлении эмоционального реагирования на окружающее.

У детей первого года жизни недостаточность мышления проявляется на основе недоразвития тех функций, которые отражают нарушенное становление познавательной деятельности.

На 2—3-м году интеллектуальная недостаточность проявляется в особенностях поведения и игровой деятельности. Дети медленно овладевают навыками самообслуживания, не отличаются живостью, пытливостью, интересом к окружающим предметам и явлениям, которые свойственны здоровому ребенку. Игры их характеризуются простым манипулированием, непониманием элементарных требований игры, слабостью контактов с детьми, меньшей эмоциональностью.

Для дошкольного возраста характерны отсутствие побуждений к интеллектуальным формам игровой деятельности и повышенный интерес к подвижным, нецеленаправленным играм. В эмоциональной сфере отмечаются примитивные реакции и недостаточная дифференцированность высших эмоций — проявлений сочувствия, стыда, личностных привязанностей.

В школьном возрасте на первый план все больше выступают интеллектуальные расстройства, которые проявляются в разных сферах деятельности и поведении больных, главным образом в учебной деятельности.

В  подростковом возрасте преобладает инфантильность психомоторного и аффективного уровня реагирования с наличием импульсивных, агрессивных и асоциальных поступков.

Таким образом, у детей, страдающих олигофренией, по мере взросления все более и более отчетливо выявляется недостаточность отвлеченного мышления, слабость предпосылок интеллекта, в частности внимания, памяти, психической работоспособности.

Соматовегетативный  уровень реагирования

Задержка формирования перцептивных реакций (на свет, звук, игрушку, «комплекс оживления» на лицо матери).

Задержка развития статокинетических функций (удержание головы, хватание предметов, сидение, стояние, ходьба).

Задержка развития навыков самообслуживания.

Задержка развития психомоторных функций.

Недоразвитие речевой функции.

Психомоторный уровень реагирования

Нарушение игровой деятельности с отсутствием инициативы, творчества. Непонимание условий ролевой игры. Игра носит характер подражательных стереотипов.

Задержка формирования интеллектуальной  деятельности при слабой познавательной активности и отсутствии любознательности, пытливости.

При подготовке к школе – затруднения в освоении начальных элементов чтения, счета, письма.

Эмоциональный уровень реагирования

Характерна ретардация возрастных уровней эмоционального реагирования.

Психогенные реакции имеют форму, типичную для младшего возраста.

Долго сохраняется  соматовегетативный уровень нервно-психического реагирования на психогенную ситуацию.

Динамика умственной отсталости определяется развивающимися в ЦНС процессами компенсации и эволюцией возрастного созревания. Динамику олигофрении в целом принято определять как «непрогредиентную» (по П.Б. Ганнушкину, 1933) или «эволютивную» (по Г.Е. Сухаревой, 1965). Отклонения от этого течения болезни могут, однако, иногда наблюдаться под влиянием неблагоприятных внутренних и внешних факторов (включая факторы воспитания).

Положительная эволютивная динамика при умственной отсталости связана с естественным ростом и развитием организма, повышением его адаптационных возможностей. Естественно, что такое улучшение ограничено глубинойпсихического недоразвития и выражено тем меньше, чем больше отставание в развитии: благоприятная динамика при идиотии практически невозможна; напротив, при дебильности лечебно-коррекционное воздействие может оказывать на течение болезни большое влияние. O. Connor и J. Tizard (1953) установили, что если такие активные воздействия проводятся, то приблизительно 80% лиц, у которых в детстве диагностировалась дебильность, став взрослыми, почти не отличались по многим показателям от людей с нормальным интеллектом. Проведенные отечественными авторами катамнестические исследования также показали, что многие учащиеся вспомогательных школ, т.е. лица с дебильностью, к концу обучения оказались трудоспособными, овладели определенными прогрессиями и относительно неплохо приспосабливались к жизни. По данным Д.Е. Мелехова (1970), 77% взрослых с дебильностью являются «систематически трудоспособными».

Динамика болезни зависит также от уровня развития личности и особенностей эмоционально-волевой сферы больного. Даже в случаях имбецильности при отсутствии выраженных расстройств личности и поведения возможны относительно хорошая компенсация и социальная адаптация. Так, по данным Д.Е. Мелехова (1970), 66% имбецилов оказываются трудоспособными в специально организованных условиях.

У некоторых больных в процессе возрастной эволюции и под влиянием лечебно-коррекционных мероприятий отмечается обратное развитие таких расстройств, как двигательная расторможенность, импульсивность, негативизм, церебрастенические явления, неврологические симптомы.

Отрицательная динамика олигофрении. В связи с тем, что в основе умственной отсталости лежит повреждение головного мозга, у больных могут наступать декомпенсации или временные ухудшения их психического состояния. Эти декомпенсации  чаще наблюдаются при более тяжелых формах, в частности при грубых аномалиях развития мозга и других органов и систем, при осложненных формах, когда психическое недоразвитие сочетается с психоорганическим синдромом, судорожными припадками и выраженной неврологической симптоматикой. Отрицательной динамике при умственной отсталости способствуют различные дополнительные вредности, приводящие к декомпенсации состояния (сопутствующие заболевания и травмы, психогении, неблагоприятная микросоциальная среда), а также отсутствие лечебно-коррекционных мероприятий. Отрицательная динамика олигофрении может быть связана с декомпенсациейв периоды возрастных кризов, особенно пубертатного.

Периоды декомпенсации при олигофрении проявляютсяразлично. Выражаются в тревоге, расстройствах настроения, головных болях, ухудшении сна. Чаще всего возникают астенические состояния с адинамией, повышенной истощаемостью психических процессов, раздражительной слабостью, эмоциональной лабильностью и т.п.

Нередки невротические расстройства— тики, заикание, нарушения сна и аппетита, энурез, страхи, истероформные явления. В эти периоды могут наблюдаться и аффективные расстройства (в виде дисфории, дистимии, эйфории и т.д.) и нарушения поведения типа психопатоподобных реакций. Особенно часто невротические расстройства возникают при ошибочном помещении умственно отсталого ребенка в массовую школу либо при неправильном выборе класса без достаточного учета степени интеллектуальной недостаточности. В таких случаях наступает состояние школьной дезадаптации, теряется интерес к учебе, появляются страх и тревожность, расстройства сна, энурез и пр. У некоторых детей возникают реакции пассивного протеста в виде негативистического поведения, отказа от учебы, уходов из школы.

Иногда декомпенсация выступает в форме ипохондрических расстройств, патологических поведенческих реакций и психопатоподобного поведения (двигательная расторможенность, повышенная возбудимость, реакция протеста, побеги из дому и бродяжничество, стремление к поджогам и другие патологические влечения).

Иногда существенно снижаются интеллектуальные возможности, что приводит к неправильному выводу о нарастании интеллектуального дефекта, чего в действительности не происходит.

В пубертатном периоде психотравмирующий характер приобретают ситуации, связанные с переживанием собственной неполноценности, невозможностью принимать участие в жизни здоровых подростков, неправильное отношение окружающих к умственно отсталому подростку. В более тяжелых случаях возможно развитие реактивных состояний с субдепрессией, суицидальными мыслями и даже попытками.

У больных могут легко возникать быстро проходящие психотические расстройства после употребления алкоголя, наркотических и токсических веществ, при заболеваниях, сопровождающейся высокой температурой и интоксикацией. Неправильные условия воспитания и обучения могут вызывать патохарактерологические реакции, закрепление которых иногда становится основой появления патологических черт характера.

Временное снижение интеллектуальных возможностей в результате декомпенсации состояния следует отличать от реакции псевдодеменции у олигофренов. В первом случае интеллектуальные возможности улучшаются по мере компенсации состояния при устранении или ослаблении влияния неблагоприятных факторов.

Состояния декомпенсации должны дифференцироваться от психопатоподобных нарушений. При правильном подходе и медико-педагогических воздействиях эти нарушения, в том числе и в условиях вспомогательных школ, довольно легко компенсируются.

Источник

Динамика олигофрении обусловлена прежде всего процессами компенсации и репарации, а также эволюцией возрастного созревания (Ковалев, 1979). Такую динамику принято определять как непрогредиентную (по П.Б. Ганнушкину, 1933) или эволютивную (по Г.Е. Сухаревой, 1965). Кроме того, на динамику олигофрении влияют состояния декомпенсации, возникающие из-за неблагоприятных внутренних и внешних факторов, а также в результате отсутствия адекватных мер воспитания и реабилитации.

Положительная эволютивная динамика выражается в постепенном улучшении показателей интеллектуального развития: в замедленном, тем не менее поступательном развитии процессов абстрагирования, обобщения, синтеза, анализа, сравнения и конкретизации, в совершенствовании речи, моторики и общения, в положительных сдвигах в темпе и переключаемости внимания и других психических процессов, в повышении уровня мотивации поведения, в расширении самопознания и познания окружающих людей, повышении самоконтроля, накоплении знаний, опыта, навыков и умений.

У ряда пациентов по мере возрастной эволюции и под влиянием лечебно-коррекционных мероприятий отмечается обратное развитие некоторых патологических проявлений (двигательной расторможенности, импульсивности, аффективной возбудимости, негативизма и др.), нивелируются церебрастенические расстройства, сглаживается неврологическая симптоматика, компенсируются проявления гидроцефалии. К концу обучения во вспомогательной школе многие пациенты с умеренной и особенно легкой умственной отсталостью оказываются способными к выбору и освоению определенной профессии (обычно «ручной») и относительно неплохо приспосабливаются в жизни.

Обучение олигофренов в массовой школе чаще вредит им, чем приносит пользу. Ряд исследователей указывает, что в возрасте после 20–25 лет по показателям социальной адаптации около 80% пациентов с установленной в детстве неглубокой умственной отсталостью мало чем отличались от нормальных людей. Некоторые авторы даже считают, что легкая дебильность не является постоянным, зафиксированным раз и навсегда состоянием и при благоприятных условиях de facto практически полностью ликвидируется (в значительной части таких случаев, несомненно, диагноз умственной отсталости был установлен ошибочно). Адаптация бывает успешной тем более, если пациент является одаренным в том или ином отношении. По данным Д.Е. Мелехова (1970), 66% имбецилов оказываются трудоспособными в специально организованных условиях.

Отрицательная динамика олигофрении чаще наблюдается при осложненных ее формах. Особенно это касается периодов возрастных кризов, когда возникают состояния декомпенсации. Декомпенсация может возникать и в результате внутренних причин (ликвородинамические, эндокринные и метаболические нарушения, заболевания внутренних органов), а также под влиянием внешних факторов (черепно-мозговая травма, психогении, нарушения питания, гиповитаминоз, интоксикации, нейроинфекции, паразитарные инвазии, гипоксия, сосудистая патология).

Проявления декомпенсации разнообразны. В относительно легких случаях это нарастание явлений церебрастении: головная боль, головокружение, явления вегетодистонии, колебания настроения, повышенная утомляемость, расстройства внимания, памяти, снижение уровня умственной деятельности. У пациентов с торпидными чертами усиливаются вялость, адинамия, у эретичных пациентов – психомоторная расторможенность. Нередко, особенно при дисгармонически протекающем пубертатном кризе и у умственно отсталых подростков с выраженной церебрально-эндокринной недостаточностью, возникают расстройства влечений (мастурбация, сексуальная расторможенность, нарушения пищевого поведения, сексуальные девиации).

В ряде случаев возникает синдром уходов и бродяжничества с характерными для него нарушениями влечений: неодолимой потребностью к скитаниям, особым удовольствием от езды, ходьбы, сексуальной расторможенностью, агрессивно-садистическими тенденциями, повышенным аппетитом, делинквентностью, употреблением психоактивных веществ.

Под влиянием психогенных факторов, в том числе неадекватного воспитания, у пациентов с неглубокой умственной отсталостью могут возникать невротические расстройства: страхи, тревога, колебания настроения, системные невротические реакции, такие как тики, заикание, энурез, энкопрез, расстройства сна и аппетита. Особенно часто невротические расстройства и школьная дезаптация возникают у умственно отсталых детей при обучении в массовой школе, с программой которой они не справляются. В пубертатном возрасте возникают или обостряются переживания собственной неполноценности (с чувством обиды, озлобленности и мести по отношению к окружающих), которые обычно осложняются гиперкомпенсаторным поведением (отгороженностью, агрессией, токсикоманией, псевдологией, воровством и т. п.). В более тяжелых случаях могут возникать реактивные состояния с субдепрессией, суицидальными тенденциями. Неправильные условия воспитания могут вызывать патохарактерологические реакции, закрепление которых иногда становится основой формирования стойких патологических черт характера.

Встречаются, кроме того, эпизодические и рецидивирующие психозы («психозы у олигофренов», «психозы при дебильности», «аморфные психозы» и другие названия). По данным отечественных исследователей, наиболее часто психозы у олигофренов наблюдаются в пубертатном и юношеском возрасте. Предполагается, что их развитие связано с сосудистыми, ликвородинамическими нарушениями, дисгармонически протекающим пубертатным кризом, психогениями, воздействием экзогенно-органических факторов. У девочек психозы обычно совпадают с началом менструаций.

Психотические симптомы отличаются при этом:

  1. рудиментарностью;
  2. однообразием;
  3. эпизодичностью и возникают обычно на фоне выраженных соматовегетативных расстройств, головных болей, нарушений сна, аппетита.

При рецидивирующем течении психотические приступы длятся до 1–6 недель, их разделяют интервалы (до 2–4 недель), со временем приступы становятся более короткими и редкими. В зависимости от симптоматики различают следующие варианты психозов у олигофренов.

  1. Психозы с преобладанием аффективных расстройств. Чаще всего проявляются в форме дисфорических и депрессивных состояний. Дисфории характеризуют тоскливо-злобное настроение, эмоциональная напряженность, тревога, раздражительность, могут быть короткие эпизоды спутанного сознания (большей частью это сумеречное помрачение сознания) с последующей конградной амнезией. Депрессии обычно неглубоки, им свойственны монотонно-сниженное настроение с дисфорическим или дистимическим оттенком, нередко тревога, недифференцированные страхи, боязливость, растерянность. В части случаев неглубокого интеллектуального дефицита выявляются нестойкие идеи отношения, самообвинения, суицидные тенденции, а также сенестопатии, явления ипохондрии.
  2. Психозы с преимущественно психомоторными нарушениями. Чаще возникают у пациентов с выраженным когнитивным дефицитом. Типичны состояния психомоторного возбуждения или ступора, которые могут чередоваться. Возбуждение носит нецеленаправленный, немотивированный характер с импульсивностью, агрессией, аутоагрессией, длится до нескольких дней и завершается вялостью, адинамией. В состоянии ступора повышен мышечный тонус, выявляются каталепсия, пассивный негативизм, отказ от пищи, дисфорически-дистимическое настроение. Ступорозные состояния также непродолжительны.
  3. Бредовые психозы у олигофренов. Встречаются редко. Отмечаются преимущественно фрагментарные чувственные идеи отношения, преследования, ипохондрические бредовые идеи обыденного содержания с элементами бредовой интерпретации текущих событий. Нередки идеи колдовства, одержимости. По выходе из психоза длительное время сохраняется резидуальный бред, отсутствует критическая оценка психотических переживаний.
  4. Галлюцинаторные психозы у олигофренов. Встречаются редко. Обманы восприятия элементарны: акоазмы, фосфены (шум, стук, видения пятен, полос, оклики, видения людей, животных). Особенно часто обманы восприятия возникают при делириозном помрачении сознания. Психозы длятся не более 1,5 месяца, начинаются остро и так же критически завершаются, сменяясь церебрастеническими или психоорганическими проявлениями, могут повторяться.

Вернуться к Содержанию

Источник

Вопрос
о динамике умственной отсталости
является принци
пиальным.
Мнения, существующие по этому вопросу,
могут быть
сведены
к двум позициям.

Во-первых,
в зарубежной литературе нередко
отрицалась какая-либо динамика у детей
с умственной отсталостью, последняя
сравнивалась
даже с ампутационной культей. Считалось,
что у та
ких
детей отсутствует «даже минимальное
улучшение».

Во-вторых,
это не соответствует реальному положению,
так как
именно
за рубежом успешно реализуется идея
интеграции умствен
но
отсталых детей в обычные школы. Еще И.
Мержеевскнй (1901)
наблюдал
детей с «безнадежным идиотизмом», у
которых наступа
ло
заметное улучшение. Исходя из собственного
опыта и данных
литературы
(М.С.Певзнер,
В.И.Лубовский, 1963; Г.Е.Сухарева,
1965
и др.), можно утверждать, что у большинства
умственно отста
лых
подростков к окончанию специальной
школы многие болез
ненные
расстройства нивелируются (психомоторная
возбудимость, церебрастенические
проявления, импульсивность), они мо
гут
осознанно выбирать для себя профессию
и неплохо приспосаб
ливаться
к жизни. Это происходит за счет процессов
компенсации,
возрастной
эволюции и под влиянием лечебно-профилактических
мероприятий.

Поданным
выше названных исследователей, а также
В. В. Кова
лева
(1995) 80% умственно отсталых подростков в
легкой степени
к
окончанию специальной школы по своим
психометрическим по
казателям
и клиническим проявлениям незначительно
отличаются
от
нормальных людей.

Положительная
динамика при умственной отсталости
обусловлена многими факторами: формой
и степенью умственной отстало
сти,
этиологией, возрастом умственно отсталого
ребенка, качест
вом
лечебно-коррекционных мероприятий и
их своевременностью,
сомато-невротическим
состоянием, психологическим климатом,
в
котором находится ребенок, и др.

Возможна
не только положительная динамика
умственной от
сталости,
но и отрицательная. Особенно часто
отрицательная ди
намика
возникает в периоде пубертатных кризов.
Этому способ
ствуют
дополнительные вредности: соматические
заболевания,
злоупотребления
алкогольными напитками, травмы головы,
пси
хические
травмы, негативная микросреда,
некачественные лечеб-
но-коррекционные
мероприятия и др. Декомпенсация
проявляет
ся
в грубых нарушениях поведения, снижении
уровня интеллек
туальной
деятельности, астеноипохондрических
переживаниях,
нарушениях
социальной адаптации, регрессивных
расстройствах
психомоторики
(проявления различные, во многом зависящие
от
возраста),
расстройствах речи, утрате (частичной
или полной) на
выков
самообслуживания, психозах.

Отмечаемая
положительная и отрицательная динамика
умст
венной
отсталости у детей и подростков снимает
вопрос об их соци
альной
«безнадежности» и является основанием
для пересмотра
традиционных
подходов при решении вопросов инвалидности.
Эти
подходы также должны приобрести
динамический характер.
Нередко
диагностический ярлык «умственно
отсталый» и имеюща
яся
при этом инвалидность являются серьезным
(почти непреодо
лимым)
препятствием на пути трудоустройства
и социальной ин
теграции.

Известно,
что многие лица с легкой степенью
умственной от
сталости
неплохо адаптируются в обществе.
Значительно хуже об
стоят
дела с социальной реабилитацией лиц с
умеренной и более
тяжелой
степенями умственной отсталости.

За
последние годы все чаще приходится
наблюдать рентные ус
тановки
у родителей, имеющих детей-инвалидов
по умственной
отсталости.
Рентные установки у самих умственно
отсталых встре
чаются
значительно реже. Наоборот, при
положительной динами
ке
умственной отсталости такие выпускники
специальных школ
начинают
рассматривать имеющийся у них диагноз
как социальную дискриминацию (это тоже
показатель положительной дина
мики,
если он не внушенный) и обращаются в
инстанции с
просьбами
о снятии с них этого диагноза и
обусловленной им инва
лидности.
Рентные же установки у родителей нередко
являются
одной
из причин, хотя и локальной, социальной
напряженности.

Положительная
динамика умственной отсталости дает
основа
ние
включать в процесс реабилитации этих
людей не только спе
циалистов
психолого-медико-педагогического
комплекса, но и семью, социальных
педагогов со специально разработанными
соци
альными
программами, трудовые коллективы и
общественные
организации.

Резюмируя
вышеизложенное, следует отметить, что
умственная отсталость – это собирательное
понятие, имеющее различный эти-
опатогенез,
включающее множество клинических форм,
имеющее
четыре
степени интеллектуальной недостаточности,
различные
уровни
социальной адаптации и неодинаковый
прогноз.

Многие
формы умственной отсталости (в особенности
недиф
ференцированные)
могут с возрастом ребенка нивелироваться,
и
такие подростки неплохо социально
адаптируются.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник