Динамика развития ребенка раннего и дошкольного возраста

Ранний и дошкольный возраст: основные характеристики.

Раннее детство – период в жизни ребенка от 1 года (кризис первого года) до 3 лет (кризис трех лет).

Социальная ситуация развития— это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова). Ребенок становится самостоятельнее в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. Внутри предметной деятельности зарождаются — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Основными достижениями (центральные новообразования) раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом (прямохлждение), речью, развитие предметной деятельности.

Прямохождение и овладение телом позволяют расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность.

Речь развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли по двум направлениям:
• совершенствуется понимание речи взрослых;
• формируется собственная активная речь, которая становится средством общения.

Развитие речи связано с общением со взрослым и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Развиваются коммуникативная, обобщающая функции речи и регулирующая функция, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования. Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь. Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого. На третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка.

Среди всех психических функций доминирует восприятие, остальные находятся в определенной зависимости от него. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.

Основная форма мышления — наглядно-действенное. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания (один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, замещение предмета знаком). Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули). Появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними).

Память развивается интенсивно и проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. Появляется новый процесс памяти — воспроизведение.

Предпосылками воображения выступают представления, появляющиеся на втором году жизни. Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание. Воображение появляется в игре. Оно функционирует с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы.

Внимание развивается в результате освоения ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется крут предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.

Развитие самосознания связано с отделением себя от предмета, себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности. Возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства.

Изменяется общение со взрослыми — начинает формироваться ситуативно-деловое, а к трем годам — внеситуативно-познавательное (М.И. Лисина), что означает протекание общения на фоне практического взаимодействия ребенка и взрослого и связь коммуникативной деятельности с таким взаимодействием. Ребенок сравнивает себя со взрослыми и хочет быть похожим на них во всем. Наблюдается стремление к автономии и противопоставление своих желаний желаниям, требованиям взрослых. Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Если взрослый не организует делового сотрудничества и демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.

Дошкольный возраст – этап психического развития ребенка от 3 (кризис 3 лет) до 6-7 лет (кризис 7 лет).

Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Испытывает желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Социальная ситуация развития связана с изменением места ребенка в системе отношений (уже не является центром своей семьи), развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он — индивидуальность, приобретает интерес к телесной конструкции человека.

Ведущая деятельность – игра. В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью. Игра способствует становлению общения со сверстниками и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением складывается в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Происходят качественные изменения в психике ребенка.

Центральные новообразования: новая внутренняя позиция; соподчинение мотивов, самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений.

Мышление характеризуется переходом от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) – Жан Пиаже. Дошкольник еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным.

Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы. Детские вопросы — показатели развития любознательности. Опыт игровых и реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Язык становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный запас. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). В конце дошкольного возраста происходит переход к контекстной речи. Он может пересказать сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Читайте также:  Занятия для развития речи двухлетнему ребенку

Восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.

Универсальное средство внимания — речь. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно. В этом возрасте:
• значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;
• складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
• внимание становится опосредованным;
• внимание связано с интересами ребенка к деятельности;
• появляются элементы послепроизвольного внимания.

Наиболее благоприятный период для развития памяти. У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Ребенок быстро запоминает, что расширяет сферу познавательной деятельности. Учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании. В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Память, объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер, формируются элементы словесно-логической памяти. Память становится ведущей функцией.

Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение становится управляемым. Формируются действия воображения:
• замысел в форме наглядной модели;
• образ воображаемого объекта;
• образ действия с объектом.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические. Эмоциональные процессы становятся более уравновешенными.

Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, считается соподчинение мотивов, с которым связывают начало становления его личности. В младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора, не реагировать на привлекательный предмет. Такое возможно благодаря более сильным мотивам – «ограничителям». Наиболее сильный мотив — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (или исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды. Появляются новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усваивающимися моральными нормами, и некоторые другие. Особенно важны интерес к содержанию деятельности и мотивация достижения. Начинает складываться индивидуальная мотивационная система ребенка. Мотивы приобретают относительную устойчивость. Среди них выделяются доминирующие мотивы — преобладающие в формирующейся мотивационной иерархии.

Дошкольник усваивает этические нормы и оценивает поступки соответственно свои поступки, подчиняя свое поведение этим нормам. Младший дошкольник не может оценивать свои поступки, не осознает причины своего отношения к к-л, оценивает других глобально: плохой или хороший, а также их действия.

Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию и считается центральным новообразованием дошкольного детства. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя. Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения.

О моральных качествах ребенок судит по своему поведению, которое или согласуется с нормами или не вписывается в систему отношений. Его самооценка поэтому практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего — оценкой близких взрослых. К концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность. Развивается способность мотивировать самооценку. Появляется осознание себя во времени, личное сознание. Дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы.

Переход ребенка на следующий возрастной этап во многом связан с психологической готовностью ребенка к школе. Составными компонентами психологической готовности к школе являются:
• интеллектуальная готовность (или, шире, — готовность познавательной сферы);
• личностная (в том числе мотивационная);
• социально-психологическая готовность;
• готовность эмоционально-волевой сферы.

Источник

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

Данная статья будет посвящена общей закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте, которая требует особого внимания. Развитие и воспитание детей, как раннего возраста, так и дошкольного, все самое интересное и полезное Вы сможете прочесть в этой статье.

Я познакомлю Вас с множеством новой и интересной информации, которая заинтересует Вас. В каждой семье с появлением долгожданного ребенка возникает масса разных вопросов, которые непосредственно касаются о воспитании и развитии ребенка.

Общие закономерности развитие ребенка в раннем и дошкольном возрасте.

В особенности зачастую молодые родители сталкиваются с проблемой развития ребенка и воспитания в раннем возрасте. Потому что, как правило, именно в этот период начинается формирование психологического и физического процесса.

Наш ребеночек начинает расти уже не по дням, а по часам, мы не успеваем следить за его ростом, как изменяется его размер окружности головки и грудной клетки. Со временем уже начинают прорезаться наши первые зубки, движения рук становятся все четче и резче.

Все это можно отнести к раннему возрасту развития ребенка, в конце него малыш уже имеет навыки которые помогут ему развиваться дальше. А именно ребенок уже может различать цвета, фигуры, ярко и четко издавать звуки, резко реагировать на запах.

В раннем возрасте малыш уже овладевает речью!

Именно в этот период он проходит два этапа развития речи:

– подготовительный (лепет);

– речевой (активная речь).

Когда ребенок достигает 3-х лет, у него уже возрастают и потребности в действиях. Ребенок изъявляет желание быть самостоятельным и хочет быть взрослым, это может проявляться в ролевой игре. Исходя, из этого можно выделить, следующие закономерности в развитии детей раннего возраста:

– психологическое развитие;

– физическое развитие;

– приобретенные первоначальные навыки малыша благодаря общению;

– манера поведения;

– эмоциональная зависимость;

– нужда в личном общении со взрослыми.

Дошкольный возраст принято считать детей от 3-х лет до семи.

Этот тот возраст, когда ребенок уже может:

– четко контролировать свои движения;

– у него хорошо развита моторная память;

– хорошая физическая подготовка;

– умственно развит.

Что касается умственного развития в дошкольном возрасте, то он весьма высокий. Это связанно с тем, что ребенок становится все больше проявлять интереса к миру и к жизни. Ближе к семи годам ребенком необходимо весьма усердно заниматься, и больше уделять внимание словесно-логическому мышлению!

Читайте также:  Упражнения на развитие восприятия для ребенка с зпр

Именно в этом возрасте меняются основные мотивы умственной деятельности от игровой заинтересованности до познавательной.  В этом возрасте ребенок должен уже уметь четко поставить задачу и предложить способы ее решения, а так же оценить результаты.

Именно в дошкольном возрасте необходимо уделять ребенку все больше времени и вкладывать в него как можно больше новых и полезных знаний. В этот период ребенок пополняет свой словарный запас, учиться произносить звуки в правильной форме и развивает свое логическое мышление.

Все эти навыки ребенок может получить в форме игры, когда будет общаться со своими сверстниками на улице. Ведь социальная активность так же играет весомую роль в развитии ребенка.

Благодаря игре со своими друзьями сверстниками он сможет:

– научиться согласовываться свое мнение с мнением других ребят;

– контролировать свое поведение в обществе;

– проявлять милосердие;

– оказывать первую помощь свои друзьям и т.д.

Если кратко, то общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте между собой непосредственно тесно связаны. И для того что бы Ваш ребенок был воспитан и развит в соответствии с возрастом, необходимо уделить должное внимание.

В раннем возрасте необходимо больше разговаривать и стараться доносить информации правильно. Что касается дошкольного возраста, то тут уже больше акцентируется внимание на мышление и умственных способностях.

В каждом возрасте имеются свои интересы и свои потребности. Поэтому задача родителей, не только обучить своих детей и воспитать, а так же создать благоприятную атмосферу и все условия которые позволят применить им свои навыки.

Источник

Специфика и динамика развития эмоциональной сферы у детей     дошкольного возраста.

Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

Социально-личностное развитие детей – это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. В этом возрасте наиболее близкая форма взаимоотношений для ребенка с окружающими – тактильные, телесные контакты. По мере того как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и т. д.) он переходит более к сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

Плач – это плохо, его надо избегать, это не только сигнал неудобства и недовольства ребенка, форма проявления желания в понимании. Телесное общение было для малыша понятным еще тогда, когда он сидел в животике, и это более близкая форма взаимоотношений для него сейчас с окружающими – тактильные, телесные контакты. Малыши по-разному реагируют на голос мамы, папы, бабушки, незнакомых, всего они различают до 30 голосовых оттенков и интонаций. Общаясь друг с другом приветливо, спокойно, вы не пугаете малыша, не создаете почвы для тревожности и страхов. Грубые разговоры, обсуждение своих проблем, выяснение отношений при малыше внутренне беспокоят его, напрягают, отсюда и плач без видимых причин, бессонные ночи. Неблагополучные взаимоотношения между родителями всегда были, есть и будут причиной возникновения детских эмоциональных проблем.

Эмоциональное развитие относится к личностной сфере. В раннем возрасте благоприятен период для эмоционального развития. Все желания неустойчивы, имеют одинаковую силу, быстро меняются и не контролируются им. На эмоциональное развитие влияет: восприятие, мир предметов, взаимоотношение с родителями. Развитие этой сферы ведет к развитию самосознания. При возникновении конфликта или кризиса проявляются отрицательные эмоции и чувства – скандал, отверждение, ругательство.

В среднем дошкольном возрасте проявляется разумность чувств, ребенок начинает осмыслять, управлять чувствами, появляется чувство юмора и чувство прекрасного. Ребенок усваивает язык чувств (взгляд, мимика, жесты), но и сам использует этот язык чувств. Мотивы приняли определенную соподчиненность, одни доминируют, другие соподчиняются. Ребенок понимает самого себя, какими качествами он обладает, осознает свои поступки.

Ребенок овладевает умение сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок, в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы. Он научается управлять выражением своих чувств, осознанно пользоваться ими, информируя окружающих в своих переживаниях, воздействуя на них. Но дошкольники остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении.

Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения деятельностью. Эмоции в значительной мере определяют эффективность обучения в узком смысле слова, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка, в развитии его мышления.

До поступления в школу ребенок интенсивно усваивает представления об общественно – значимых нормах, целях и идеалах. Он приобретает собственный эмоциональный опыт в общении с другими людьми и вырабатывает определенное отношение к самому себе.

Эмоции помогают ребенку приспосабливаться к той или иной ситуации.

Эмоции ребенка – это “послание” окружающим его взрослым, о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Детские эмоции влияют на будущее поведение ребенка, способствуют социальному и нравственному развитию и являются источником радости и страдания.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребенок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими, выступают в виде различных переживаний: разочарования, гнева или страха. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше взаимность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. При наличии эмоционального неблагополучия тревожное поведение ребенка характеризуется повышенной возбудимостью, напряженностью, скованностью, страхом перед всем новым, незнакомым, неуверенностью в себе, заниженной самооценкой, пассивностью, робостью. Очень важно научить ребенка умению принимать отрицательные эмоции у себя и переживать их. Если ребенок не умеет этого делать, существует вероятность, что на этой основе могут возникнуть эмоциональные расстройства.

Шестилетний ребенок – существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми сторонами его жизни. Он полон экспрессии, его чувства быстро и ярко вспыхивают, но он уже умеет быть сдержанным, скрывать страх, агрессию, слезы. Потребность положительных эмоций определяет поведение ребенка.

Это возраст, когда ребенок начинает осознавать людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Ребенок уже может управлять своими эмоциями и поведением, подчинять свои действия требованиям, преодолевать трудности и добиваться достижения поставленной цели.

Читайте также:  Для развития руки ребенка раскраски

Для маленького ребенка характерно находиться в плену эмоций, потому что он не может управлять ими. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Мотивация и эмоциональная регуляция.

На протяжении детства ребенок также усваивает социальные ценности, нормы и правила поведения и взаимоотношений с окружающими людьми.

Возникновение нравственно направленных социальных мотивов и эмоциональных переживаний совершается не путем пассивной адаптации ребенка к требованиям социальной среды, его окружающей, а происходит в активной форме, в процессе деятельности, которую ребенок осуществляет, сотрудничая и общаясь с другими людьми – взрослыми и сверстниками.

Социальные мотивы в дошкольном возрасте еще не устойчивы, особенно на ранних этапах их формирования. Ребенок, начав действовать под влиянием социальной мотивации, предложенной взрослым, зачастую отключается от принятого намерения и приступает к другим действиям, которые знакомы ему и актуализируются им в данной ситуации. Чем меньше ребенок и чем сложнее структура выполняемой им деятельности, тем труднее бывает малышу реализовать формирующиеся у него социальные мотивы и тем чаще он отвлекается от первоначального замысла и переключается на удовлетворение непосредственных сиюминутных желаний.

Общественные мотивы в их простейшей форме, в форме стремления сделать нечто полезное другому человеку, начинают складываться у ребенка уже в младшем дошкольном возрасте, но реализуются они в знакомых малышу ситуациях. В старшем дошкольном возрасте сфера влияния общественных мотивов на деятельность ребенка постепенно расширяется и усложняется под руководством взрослых, которые в процессе словесных объяснений и мотивирования целей и значения деятельности, предпосылаемых выполнению трудового задания, устанавливают связь между мотивом и продуктом предстоящего труда. Если эта связь между мотивом и продуктом труда понятна ребенку и опирается на его жизненный опыт, он до начала работы предвосхищает социальное значение будущего продукта и эмоционально настраивается на процесс его изготовления. В тех случаях, когда эта связь не устанавливается, ребенок делает работу плохо или избегает ее.

Для успешной адаптации ребенку необходимо не только освоить навыки социальной коммуникации, язык социального общения в его вербальных и невербальных формах, но и определить различия между миром вещей и людей, выяснить закономерности взаимодействия как с предметным миром, так и с мором социальным. Для этого требуется определенный когнитивный базис. С другой стороны, в процессе общения с окружающими людьми ребенок расширяет свой запас сведений о мире, формируется его мышление, возникает речь. Таким образом, когнитивное и социальное развитие ребенка тесно связаны, неразрывны.

Одним из первых психологов, поставивших в центр своих исследований анализ развития личности ребенка, был В. Штерн. Его теория получила название теории конвергенции. Психическое развитие в представлении Штерна – это саморазвертывание имеющихся у человека задатков. Так, в игровой деятельности он выделял форму неизменную и связанную с врожденными инстинктами. Содержание игры задается средой, помогая ребенку понять, в какой деятельности он может реализовать заложенные в нем качества. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для социализации детей. Само развитие, Штерн понимал, как рост, дифференциацию и преобразование психических структур. Под дифференциацией он имел в виду переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным и отчетливым гештальтам. Штерн был одним из первых, указавшим на роль схемы как ментальной структуры, помогающей перейти от представлений к понятиям. М.И. Лисина, развивая линию исследований, заложенную Л.С. Выготским, открыла наличие особой потребности в общении, которая формируется на основе базовых биологических потребностей (в пище, тепле, безопасности и т.д.) и стремления к новым впечатлениям, богатым источником которых является взрослый (Лисина М.И., 1986). Общение определяется как взаимонаправленная коммуникативная деятельность, каждый участник которой выступает как субъект. В рамках общения как ведущей психической деятельности формируются различные формы активности и важнейшие психические процессы. В работах М.И. Лисиной и ее сотрудников было продемонстрировано положительное влияние общения со взрослым на эмоциональное и когнитивное развитие детей и показано, что общение со взрослым есть необходимое условие полноценного развития ребенка.

Необходимо помнить, что мотивы и эмоции тесно связаны между собой и их проявления часто трудно отличить друг от друга. Однако это не дает основания для их отождествления: при одних и тех же потребностях в зависимости от обстоятельств могут возникать различные эмоции и, наоборот, при разных потребностях подчас возникают сходные эмоциональные переживания. Все это говорит о том, что эмоции – это своеобразные психические процессы, возникающие в ходе удовлетворения потребностей и регулирующие поведение в соответствии с имеющимися у субъекта мотивами, которые реализуются в сложных и изменчивых условиях. Наиболее явно обнаруживается роль эмоций в реализации уже имеющихся у ребенка мотивов поведения. Есть основание предполагать, что эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности в соответствии с уже сложившимися у ребенка потребностями, но и способствуют формированию, развитию и активизации мотивов. Обычно новые формы деятельности ребенка организуются таким образом, чтобы эта деятельность привела к определенному социально значимому результату (трудовому, учебному и т.д.), но на первых порах такого рода результаты в ряде случаев не являются содержанием мотивов поведения. Ребенок действует вначале под влиянием других, ранее развившихся побуждений (стремление использовать данную деятельность как повод для общения со взрослым, желания заслужить его похвалу, избежать его порицания). Конечный социально значимый результат в этих обстоятельствах выступает пока для ребенка как промежуточная цель, которая достигается ради удовлетворения другого рода побудительных мотивов.

Для того чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт. При определенной организации социально значимая деятельность способна принести ребенку то эмоциональное удовлетворение, которое может перерасти его первоначальные побуждения. Есть основания предполагать, что такого рода новые эмоциональные переживания, возникающие в новых условиях деятельности, как бы фиксируются на ее промежуточных целях и задачах и придают им побудительную силу, способствующую их превращению в движущие мотивы поведения. Этот особый процесс превращения целей в мотивы деятельности и составляет важнейшую особенность усвоения социальных норм, требований и идеалов. Знание условий и закономерностей этого процесса, играющего существенную роль в формировании детской личности, в развитии ее ведущих мотивов, позволит более целенаправленно и эффективно осуществлять воспитание эмоций и чувств детей дошкольного возраста.

Таким образом, эмоции – особый класс субъективных психологических состояний. Конкретное выражение эмоций находит в непосредственных переживаниях, ощущениях приятного или неприятного. Эмоции определяются объективной реальностью и выражают отношение человека к миру и к людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоциональный компонент образования детей выполняет ряд важнейших функций, устанавливает интегративные связи в развитии ребенка, аккумулирует результаты всей педагогической деятельности. Эмоциональная культура является основой социально-эмоциональной компетентности, социальной адаптированности, социализации в целом.

Источник