Динамика развития ребенка первый год жизни

От автора: Включает примерные показатели развития детей от 0 мес. до 1 года. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в раннем возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.
История развития ребенка.
Оценка развития ребенка в период от 0 мес. до 1-г.
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие.
1.Вес ребенка при рождении.
2.Крик.
3.Характеристики периода новорожденное, его особенности.
4.Кто ухаживал за ребенком, особенности ухода (брали ли на руки, строго ли соблюдали режим, были ли противоречия между ухаживающими).
5.Характер вскармливания, отношение к кормлению ребенка и матери.
1.Характер «поведения» ребенка на первом году жизни в целом:
1.Спокойным или беспокойным был ребенок.
2.Были ли проблемы с питанием, сном и т. п. в этот период (например, «ребенок плохо засыпал, путал день с ночью»).
3.Определить характер реакции на мокрые пеленки.
4.Тесное пеленание или облегающую одежду (т. е. изменение порогов тактильной и проприоцептивной чувствительности).
5.Наличие «страхов» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей.
6.Трудности привыкания к твердой пище.
7.Болезненная реакция на изменение режима.
8. Наличие симбиотической связи с матерью (непереносимость ее отсутствия).
9.Характер реакции ребенка на другого человека.
2.Психомоторное развитие ребенка и реакция матери на достижения ребенка:
1.Выявляются сроки моторного развития (сроки возникновения новых моторных навыков), их последовательность:
– наличие или отсутствие периода ползания, сроки его возникновения,
– отметить слишком ранние сроки вставания на ноги (до 7 месяцев),
Нормативная последовательность развития моторных навыков:
ВОЗРАСТ
Моторное развитие (движения, статика)
2 месяца
– В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.
– В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.
– При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.-
-К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.
– Хватательный рефлекс – захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд.
3 месяца
– Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.
– Хорошо держит голову в вертикальном положении.
– Переворачивается со спины на бок.
– Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.
– Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.
4 месяца
– Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.
– Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.
– Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.
– Исчезает физиологический гипертонус ног.
5 месяцев
– Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.
– Уверенно переворачивается со спины на живот.
– Берет игрушку из рук взрослого.
– Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».
– Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.
-В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.
6 месяцев
– Сидит без поддержки.
– Пытается ползать.
– Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.
– Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку.
7 месяцев
– Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.
– При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.
– Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее.
8 месяцев
-Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.
– Простое подражание в игре: стучит, катает.
– Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить.
9 месяцев
– Ходит, держась за опору.
– Встает на колени.
– Садится из вертикального положения.
– Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.
– С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает.
10 месяцев
– Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.
– Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).
– Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.
– Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.).
11 месяцев
– Самостоятельно стоит, делает первые шаги.
– Хорошо ходит за одну руку.
– Нагибается при поднимании предмета без приседания.
– Приседает без опоры.
– Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку.
12 месяцев
– Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).
– Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу.
3.Симптомы, имеющие отношение к неврологическому состоянию на первом году жизни :
-наличие мышечной гипо- или гипертонии,
-частые срыгивания,
-дрожание (тремор) рук),
-беспричинные крики,
-судороги на фоне высокой температуры.
4.Характеристика психического развития:
1.Эмоциональные реакции (первые улыбки, комплекс оживления, страха перед чужими лицами),
2.Характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровождение игровых действий вокализацией и соответствующей мимикой),
3.Важным показателем собственно эмоционального развития ребенка в этом возрасте является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц,
4.Оцениваются понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и ее интонации,
5.Сроки и особенности речевого развития (гуление, лепет, первые слова, определение частей тела),
6.Отмечаются речевые реакции ребенка и изменения их интенсивности и качества в присутствии взрослых.
Нормативная последовательность нервно-психического развития (общение, умения и навыки).
ВОЗРАСТ
Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки)
1 месяц
– Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.
– Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.
– Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.
– Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки.
-Крик приобретает эмоциональные оттенки.
2 месяца
-За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.
– Ищет источник длительного звука поворотом головы.
– При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.
– Становление речи – начинает гулить.
– Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.
3 месяца
– Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).
– Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).
– «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.
– Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.
– Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.
– Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.
– Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.
– Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать.
-Положительные звуки при музыкальных звуках.
4 месяца
– Узнаёт мать, радуется при её виде.
– Находит глазами невидимый источник звука.
– Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.
– При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.
– Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- -Неудовольствие выражается хныканьем.
– Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
– Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
5 месяцев
-Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).
– Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.
– Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.
– Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
– Не берет чужую грудь.
– Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.
6 месяцев
– По-разному реагирует на свое и чужое имя.
– Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.
– Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.
– Может пить из блюдца.
7 месяцев
– На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.
– Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.
– Долго занимается игрушками.
– Тянется к своему отражению в зеркале.
– Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.
8 месяцев
– Громко, четко и повторно произносит слоги.
– Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.
– Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.
– Сам держит и ест сухарик, печенье.
9 месяцев
– Под музыку совершает плясовые движения.
– Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.
– Находит предмет, независимо от его местонахождения.
– Знает свое имя, оборачивается на зов.
– Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.
-Спокойно садится на горшок.
-Различает цвета и форму предметов.
-Ищет упавший предмет, запоминает его название.
10 месяцев
– Повторяет за взрослыми слоги.
– По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.
– Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).
– Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).
– Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба».
11 месяцев
– Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».
– Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).
– По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.).
12 месяцев
– Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.
– Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.
– Указывает части тела.
– Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения.
– Сам без помощи пьет из чашки.
– Пытается участвовать в одевании, умывании.
5.Развитие речи.
(0 – 3 мес.)
Развитие эмоционально-выразительных реакций.
Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
(3 – 6 мес.)
Время появления голосовых реакций (гуления и лепета).
К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.
(6 – 10 мес.)
Начало развития понимания речи, активного лепета.
От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи.
Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
(10 мес. – 1 год)
Время появления первых слов.
Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».
6.Отмечаются заболевания и/или травмы первого года жизни.
7.Страхи до года.
1.Некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным.
2. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье.
3. К 3 мес. ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения.
4.Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.
После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.
5.Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес. жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния тревоги и страха.
Тревога в 7 мес. — это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений.
6. Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. — это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне.
7. Страх глубины (при купании) в возрасте до 1 года.
Источник
https://pixabay.com/ru/photos/новорожденный-ребенок-ньюборн-сон-1328454/
Всем родителям важно знать особенности развития ребенка в отдельные возрастные периоды. Некоторые матери огорчаются, если их ребенок не приобрел еще того или иного умения, так как не знают, что оно не обязательно для данного возраста. Другие, наоборот, поражаются тому или иному умению ребенка, не подозревая, что оно как раз характерно для этого возраста.
Особый интерес представляет первый год жизни ребенка. Этот возраст характеризуется бурным развитием органов чувств, движений, речи.
Среди родителей еще распространено мнение, что до года младенца ничему учить не надо. Его, мол, нужно лишь вовремя накормить, уложить спать, успокоить чем-нибудь, если он плачет. Очень часто можно слышать фразу: “Нашего ребенка никто не воспитывал, он сам всему научился”. Это глубоко неверно. Взрослые просто не отдают себе отчета в том, что, например, бесконечное ласковое “щебетание” матери с ребенком развивает у него улыбку, смех, оживленные движения, голосовые реакции. На прогулке родители называют ребенку предметы, на которые он обращает внимание, и тем самым подготавливают у него умение понимать речь взрослых. Как же развивается ребенок в течение первого года жизни и что необходимо для его нормального развития?
Первые три месяца. Если сравнить 3-месячного младенца с новорожденным, можно увидеть резкие изменения, происшедшие за этот отрезок времени. Теперь он хорошо лежит на животике, опираясь на предплечья, долго удерживает головку и следит за окружающими предметами. Если подходит взрослый и разговаривает с ним, он быстро оживляется, смеется, издает различные звуки, усиленно двигает руками и ногами. Каким же образом младенец всему этому научился?
Уже на первом месяце у него начинают развиваться органы чувств (зрение, слух, осязание и др.). Поэтому важно своевременно предоставить ребенку возможность упражнять их. Для развития зрения полезно к концу первого месяца над кроваткой подвешивать крупные, яркие игрушки (шары, попугаи, погремушки) на расстоянии 60- 70 см от глаз малыша. Сначала он задерживает свой взгляд на игрушке всего несколько секунд, а на протяжении 2-го и 3-го месяца овладевает умением смотреть на предметы более длительно, сосредоточенно. Трехмесячные дети уже большую часть периода бодрствования следят за взрослыми и предметами, которые привлекли их внимание.
Одновременно со зрением развивается и слух. С 2- 3-недельного возраста малыш начинает прислушиваться к звукам, сначала громким, а к 1 1/2-2 месяцам – и более мелодичным. Трехмесячный малыш уже может определить, с какой стороны раздается звук, и безошибочно поворачивает туда головку. В возрасте до 3 месяцев для малыша очень характерны проявления радостного, оживленного состояния. Глядя на ласково улыбающееся лицо взрослого, ребенок примерно с 3- 5 недель начинает сам улыбаться. Постепенно улыбка появляется все чаще и становится длительнее, возникают радостные звуки “г-ыы”, “гу”, усиливаются движения ручек и ножек. Поддержание подобного радостного и активного состояния необходимо для нормального развития младенца. Развивается его голосовой аппарат, усиливаются кровообращение и дыхание, укрепляется мускулатура.
Для общего развития ребенка очень полезно умение лежать на животе. В семье же часто опасаются класть ребенка на живот, боясь, что эта поза для него трудна и неудобна, что она может вызвать срыгивание. Лежа на животе, дети к началу 2-го месяца пытаются приподнимать головку. Уже к 3 месяцам они подолгу лежат на животе, рассматривая все вокруг.
Полезно развивать также умение держать головку в вертикальном положении, для чего на 2-м месяце можно брать ребенка на руки, поддерживая под грудку и таз. Для укрепления ножек рекомендуется с 2 – 2,5 месяцев брать ребенка под мышки, опускать и поднимать его, давая возможность кратковременно касаться ногами опоры. К 3 месяцам ребенок, поддерживаемый под мышки, уже умеет крепко упираться ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.
От 3-х до 6-ти месяцев. За 3 месяца у ребенка значительно развились органы чувств, особенно зрение и слух. Он теперь длительное время следит за всем, что происходит вокруг, прислушивается к каждому звуку, различает людей, их голоса, бурно оживляется, увидев мать или услышав ее голос. В 5 месяцев ребенок певуче гулит, с 6 месяцев произносит первые лепетные слоги “ма”, “ба” и др. Но дитя хорошо лепечет только в том случае, если взрослые постоянно поддерживают и вызывают у него лепетные слоги.
С 2,5 – 3 месяцев ребенок пробует ощупывать и захватывать различные предметы. Для выработки этого умения над его грудью подвешиваются в кроватке различные кольца с мелкими шариками, так, чтобы он мог захватить их. К 4- 5 месяцам малыш овладевает умением схватывать и удерживать игрушку, поэтому теперь игрушка дается ему прямо в руку. Удобны в этих случаях погремушки с ручкой. Шестимесячный ребенок свободно захватывает игрушку из различных положений, пытается подтянуться к ней, совершенствуя тем самым свои движения. К 5 месяцам ребенок сам может переворачиваться со спины на живот. В 6 месяцев он перевертывается с живота на спину.
От 6-ти до 9-ти месяцев. В этот период появляется много нового и интересного. С 6-7 месяцев у малыша впервые начинает развиваться понимание речи взрослых. Выражается оно в том, что на вопрос взрослого: “Где петушок?”, “Где киска?” и т. д. ребенок указывает на предмет глазами или рукой. Для развития понимания речи хорошо использовать крупные и яркие сюжетные игрушки (куклу, зайку, мишку). Вначале предмет стоит на каком-то определенном месте, чтобы ребенок запомнил это место. Когда он уже связал слово, например “зайка”, с сидящим на приемнике зайкой, игрушку можно перемещать в любое место. Постепенно ребенок все больше знакомится с различными предметами, действиями.
К 9-10 месяцам его можно научить по просьбе взрослого находить отдельные предметы, игрушки, выполнять некоторые действия: “делать ладушки”, “до свидания”, садиться, вставать. Развитие понимания речи раскрывает перед ним новые большие возможности для ознакомления с окружающей средой. В 7- 8 месяцев малыш подражает слогам, которые сам хорошо произносит, а к 9- 10 – повторяет слоги, раньше ему неизвестные.
Своевременное развитие лепета и умения подражать звукам взрослого — хорошие предпосылки для дальнейшего развития речи. Меняется и характер игры ребенка. Если до 8 месяцев он со всеми игрушками играл одинаково (стучал, размахивал), то уже к 8 месяцам, благодаря развитию понимания речи, он может с разными предметами играть по-разному: шарики и мячи катать, открывать и закрывать матрешку и различные коробочки. К 7 месяцам малыш начинает ползать. Теперь он может перемещаться и знакомиться с новыми предметами, достать желаемую игрушку. Предоставьте ребенку полный простор. Его можно тепло одеть и пустить на чистый пол или разостланное на полу одеяло.
С 8 месяцев ребенок самостоятельно садится. Родители часто торопятся с развитием у ребенка этого навыка. Раннее присаживание ребенка может очень вредно сказаться на его здоровье: не умея сидеть, ребенок подается вперед, сдавливая грудную клетку. В некоторых случаях может произойти даже искривление позвоночника. К тому же, рано научившись сидеть, ребенок очень мало движется. Восьмимесячный малыш встает в кроватке, держась за перила, а затем и переступает вдоль них. К 9- 10 месяцам он ходит, держась за руки взрослого.
От 9-ти месяцев до года. На последнем этапе первого года жизни у ребенка продолжают расширяться и усложняться все его умения. Девятимесячный малыш произносит первые осмысленные слова. Глядя, например, на отца, говорит: “Папа”. Или говорит: “Дай”. К году ребенка можно научить осмысленно произносить 6- 10 слов. В периоде от 9 месяцев до года можно значительно усложнить самостоятельную игру ребенка. Он пытается выполнить сложные действия с предметами: закрывать, открывать и вкладывать матрешки, надевать кольца на палочку пирамидки, накладывать кубики друг на друга. Научите его качать куклу, поить ее. К году малыш может самостоятельно ходить.
Таковы основные показатели развития ребенка на первом году жизни. Но хорошие результаты могут быть получены лишь в том случае, если вся жизнь ребенка протекает нормально. Поэтому воспитание ребенка раннего возраста требует правильной организации всей его жизни: создание соответствующего режима, правильное удовлетворение всех жизненных потребностей (еда, сон и т. д.), продуманная организация периодов бодрствования.
В течение первого года ребенок очень быстро растет и развивается, резко повышается работоспособность его нервной системы. Поэтому и режимы, которые составляются на основе особенностей развития ребенка, часто меняются. За год сменяется 3- 4 режима.
В этой статье я затронула лишь основные моменты, без которых невозможно правильно воспитать ребенка. Воспитание ребенка — это искусство, требующее от родителей труда, терпения и времени. Но труд этот вполне окупается той радостью, которую доставляет взрослым хорошо развитый, здоровый ребенок.
Источник