Динамика развития ребенка от года до 5 лет

Динамика развития ребенка от года до 5 лет thumbnail

Развитие ребенка от 1 до 4 лет: общепринятые нормыМалыш уже подрос и успешно освоил все навыки первого года жизни, о которых мы писали здесь. Он активно передвигается по комнате, а возможно, даже уверенно ходит. Произносит несколько слов и активно интересуется миром вокруг себя. Пришло время поговорить о навыках и развитии ребенка в период от 1 до 4 лет. Это время приобретения множества умений, овладения основами родного языка и формирования характера малыша. Какие задачи стоят перед ребенком в каждом полугодии, мы рассмотрим ниже, а вы сможете определить зону ближайшего развития по основным направлениям и организовать игры в жизни малыша так, чтобы его способности реализовывались в полной мере.

1 год – 1 год 5 месяцев

Мелкая моторика

  • Хорошо хватает предметы и учится их целенаправленно отпускать, бросать.
  • Умеет перекладывать некрупные игрушки из одной руки в другую.
  • Манипулирует одновременно 2-3 предметами.
  • У малыша сформирован «пинцетный захват». Ребенок берет мелкие предметы большим и указательным пальцами.
  • Умеет вкладывать предметы один в другой (стаканчики, матрешки). Надевает колечки с широкими отверстиями на палочку – основание. При этом размер колечек не учитывает, т.е. собирает пирамидку как придётся.

Развитие речи

  • Имеет достаточно большой пассивный словарный запас.
  • Осознанно произносит до 30 — 40 слов, включая лепетные. Использует их при повышенной заинтересованности (напр. хочет получить игрушку, а взрослый по-другому не понимает).
  • Отдельными звуками выражает свои эмоции.
  • Учится подражать звукам животных.
  • Любит играть в ладушки и другие простые игры. По ходу игры хлопает в ладоши, и выполняет другие знакомые движения о которых говорит взрослый.
  • Выполняет простые просьбы или инструкции, которые сопровождаются жестами.

Физическое развитие

  • Может самостоятельно ходить, или ходить с поддержкой.
  • Самостоятельно поднимается в положение стоя и стоит без поддержки. Многократно меняет положение тела в пространстве (приседает, поворачивается, наклоняется).
  • Умеет слезать с дивана без посторонней помощи.
  • Ползает по наклонной поверхности или по лестнице вверх.
  • Из положения «стоя» наклоняется, достает руками до пола и выпрямляется.

Социальное развитие

  • Протягивает руки к «значимому» взрослому (который ухаживает и проводит с ним больше всего времени, чаще это мама).
  • Удерживает предмет, который пытаются отобрать.
  • Ярко и эмоционально реагирует на появление лица из-за платка (игра «Ку-ку»).
  • Улыбается себе в зеркале и играет со своим отражением.

Развитие логики и мышления

  • Ищет спрятанную игрушку, может пробовать прятать самостоятельно.
  • Складывает кубики в коробку или в большую корзину.
  • Различает предметы по размеру (если разница больше 3 см).
  • Показывает или называем желаемый предмет, чтобы получить его без плача.

Самообслуживание

  • Пьёт из чашки, но все еще может проливать жидкость на себя.
  • Пользуется расческой по назначению.
  • Самостоятельно ест ложкой твердую пищу, уверенно попадает ложкой в рот.
  • Снимает с себя носки, шапку. Подставляет ножки и ручки во время одевания.

1 год 6 мес. – 2 года

Мелкая моторика

  • Активно использует указательный жест.
  • Вынимает предметы из ёмкости и складывает их обратно. Манипулирует мелкими предметами.
  • Одной рукой удерживает два предмета.
  • Перелистывает тонкие странички книг.
  • Получается целенаправленно бросать предметы.

Развитие речи

  • Указывает на знакомые изображения и предметы по словесной инструкции.
  • Повторяет за взрослым отдельные слоги, слова и простые фразы.
  • Строит предложения из 2 слов. В речи использует глаголы.
  • Понимает простой рассказ по картинке и отвечает на вопросы.
  • Понимает запреты, но следовать им не всегда может ввиду высокой эмоциональности.
  • Начинает заменять лепетные слова правильными.

Игры для развития речи малышей читайте здесь.

Физическое развитие

  • Наклонившись, ребенок поднимает предмет с пола.
  • Ходит без поддержки. Может ходить и удерживать равновесие на бруске шириной и высотой 15-20 см.
  • Толкает коляску как большую, так и кукольную.
  • Самостоятельно влезает на стул, диван и кресло.
  • Подставляет стул, чтобы достать желаемые предметы.
  • Учится пятиться назад.

Социальное развитие

  • Показывает свою игрушку по просьбе взрослого или, приглашая поиграть с ним.
  • Помогает одеть себя, приносит одежду, обувь.
  • Хлопает в ладоши и выполняет разученные движения, когда слышит звуки знакомой песенки.
  • При игре целенаправленно откатывает или бросает мяч взрослому.

Развитие мышления

  • Строит простые постройки из кубиков: домик, ворота, башня.
  • Ориентируется в простых формах: куб, шар, кирпичик и т.д.
  • Сортирует предметы по одному из признаков: контрастный цвет (напр. синий и красный), форма, размер.
  • Ориентируется в понятиях: много, мало.

Подробнее об интеллектуальном развитии в 2 года читайте здесь.

Самообслуживание

  • «Помогает» взрослым по уборке дома, копируя их действия.
  • Приносит одежду и обувь. Самостоятельно надевает некоторые вещи с помощью взрослого.
  • Ест ложкой, самостоятельно поднося ее ко рту, как твердую, так и жидкую пищу.
  • Пытается чистить зубы, подражая взрослым.
  • Выбрасывает в корзину мелкий мусор.
  • Помогает загружать и разгружать стиральную машину.
  • Учится чистить яйцо, банан, мандарин.

Как развивать самостоятельность у детей 1,5-3 лет читайте здесь.

2 года – 2 года 5 мес.

Мелкая моторика

  • Чертит карандашом. Учится раскрашивать, но еще часто выходит за контур.
  • Проталкивает мелкие предметы в отверстие. Активно играет с самодельными и покупными сортерами.
  • Правильно складывает пирамидку, матрешку из 4 фигурок.
  • Расстегивает и застегивает липучки, кнопки, пуговицы, фастекс, молнию.
  • Снимает прищепки.
  • Учится совершать шагающие движения пальчиками и другие элементы пальчиковой гимнастики.

Игры для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет смотрите здесь.

Развитие речи

  • Активный словарный запас достигает 200-300 слов.
  • Обобщает простые слова по категориям: одежда, игрушки, животные.
  • Активно выражает свои желания не только жестами и плачем, но и словами.
  • В речи начинает использовать существительные, глаголы, местоимения, прилагательные.
  • Формирует фразу из 3 слов.
  • Называет себя по имени.
  • Появляются вопросы: Куда? Что это?
  • Понимает простые рассказы взрослого о событиях из прошлого. Понимает сюжет сказки без опоры на картинку.
Читайте также:  Развитие костной системы у ребенка в месяц

Подробнее о развитии речи в 2 года здесь.

Физическое развитие

  • Поднимается по лестнице, помогая себе руками. Держится за перила и руку взрослого.
  • Учится поднимать предмет с пола, присев на корточки.
  • Может перешагнуть чередующимся шагом через препятствие высотой 15 см.
  • Учится стоять на одной ноге.
  • Любит активные прогулки на детской площадке: ходит по бордюру, лазает по лесенкам, бегает, подпрыгивает.
  • Любит играть в догонялки.

Подвижные игры для детей 2-3 лет в этой статье.

Социальное развитие

  • Помогает взрослым в работе по дому: вытирает пыль, подметает, пылесосит.
  • Обнимает и гладит игрушку. Демонстрирует эмоции героев сказок.
  • Говорит, рассматривая картинки. Называет предметы, изображенные на картинках, или озвучивает знакомый по сказке сюжет.
  • Может играть самостоятельно до 30 мин.
  • Радуется и бежит навстречу близким и родным.

Развитие мышления

  • Выполняет цепочку последовательных логических действий.
  • Подбирает по образцу сильно отличающиеся между собой и контрастные предметы.
  • Сортирует по 4 цветам: синий, красный, желтый и зеленый.
  • Ориентируется в трех размерах предметов с ярко выраженной разницей: большой, маленький, средний.
  • Строит башенки из 2-6 кубиков.
  • Собирает пазл из 2-3 кусочков.
  • По словесной инструкции приносит и относит предметы в другую комнату.

Самостоятельность

  • Ребенок может сам раздеться.
  • Моет руки с мылом и вытирает их.
  • Частично одевается: может одеть шапку, носки, штаны, кофту, свитер, платье, юбку.
  • Активно осваивает горшок. Большую часть времени остается сухим.
  • Вытирает тряпкой пролитую воду.
  • Учится выворачивать и складывать свои вещи.

2 года 6 мес. – 3 года

Мелкая моторика

  • Откручивает и открывает/закрывает крышки с разных баночек.
  • Нанизывает крупные бусины на толстую нить с жестким концом.
  • Предпочитает рисовать и раскрашивать рисунки пальцем.
  • Может скопировать вертикальную, горизонтальную линии, крест, круг.
  • Активно  играет с песком и с глиной: делает куличики, разыгрывает с песком сюжетные игры (обед, чаепитие, поиск клада и т.п.).
  • Учится пользоваться ножницами. Может разрезать лист А5 на 2 части.
  • Пересыпает крупу из одной ёмкости в другую с помощью ложки.

Развитие речи

  • Заучивает короткие стихи.
  • В речи начинает активно использовать вопросительные слова: Где? Когда?
  • Понимает сложноподчиненные предложения: Когда покушаем, я буду делать…
  • Понимает простые вопросы: Что у тебя в коляске? И может на них ответить.
  • Выполняет двухступенчатую инструкцию: Сначала принеси ведерко, потом налей в него воду.
  • При наличии достаточного словарного запаса говорит сложными предложениями и использует придаточные.

Как развивать речь ребенка в 3 года читайте в этой статье.

Физическое развитие

  • Умеет бросать мячик из-за головы.
  • На лестнице ведет себя следующим образом: спускается, придерживаясь за перила, а поднимается самостоятельно без дополнительной опоры.
  • Может играть сидя на корточках.
  • Умеет прыгать на месте на двух ногах.

Социальное развитие

  • Активно играет в сюжетные игры, усложняя их логически последовательными действиями: кормит куклу, умывает, укладывает спать, поет песенку и т.п.
  • Начинает проявлять симпатию к посторонним и другим детям, особенно если раньше был к ним равнодушен.
  • С удовольствием принимает участие в домашних делах, радуется если ему дают «взрослое» поручение.

Развитие мышления

  • Самостоятельно правильно собирает пирамидку и складывает матрешку из 4 фигурок.
  • Строит башенку из 9 кубиков.
  • Собирает пазл из 6 частей.
  • Делает сюжетные постройки из кубиков или конструктора и дает им названия.
  • Подбирает по образцу основные геометрические фигуры и предметы, которые на них похожи.
  • Проводит сортировку предметов по основным  цветам в соответствии с образцом.

Самообслуживание

  • Ребенок умеет самостоятельно и достаточно аккуратно кушать ложкой.
  • Пьет из чашки или стакана, не проливая на себя.
  • Самостоятельно раздевается. Правильно надевает вещи. При этом могут быть освоены не все застежки, не завязывает шнурки.
  • Кладет свои игрушки на место.
  • Помогает разбирать покупки, раскладывает по местам овощи, консервы, крупы.
  • Делает бутерброды – раскладывает колбасу, овощи, зелень.
  • Помогает накрывать на стол.

3 года – 3 года 5 мес.

Мелкая моторика

  • Повторяет упражнения пальчиковой гимнастики
  • Может нарисовать по образцу простые фигуры.
  • Рисует достаточно ровные линии, обводит пунктирные.
  • Владеет ножницами. Может порезать лист А5 на несколько полос.
  • Успешно переливает воду из одной чашки в другую с минимальными потерями.
  • Лепит из пластилина шарики, колбаски, делает лепешки, размазывает по листу в пределах контура.
  • Застегивает и расстегивает все виды застежек, в т.ч. и шнурки.

Игры для развития мелкой моторики у детей старше 3 лет здесь.

Развитие речи

  • Разговаривает с игрушками, куклами и воображаемыми героями.
  • Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Часто задает вопросы: Зачем? Почему?
  • Легко запоминает стихи и песенки.
  • Пересказывает короткие рассказы и знакомые сказки.
  • Использует слова во множественном числе. Словообразование происходит не всегда правильно. Период отличается выраженным словотворчеством.

Физическое развитие

  • Может перепрыгнуть с разбега через нарисованную черту.
  • Перешагивает через препятствие высотой 20 см приставным шагом.
  • По лестнице может подниматься и спускаться, не держась за перила.
  • Умеет подбрасывать мяч вверх.
  • Ходит на носках, может пройти на них 3 метра.
  • Учится стоять на 1 ноге.
  • Катается на 3-х колесном велосипеде.
  • Спрыгивает с небольшой высоты обеими ногами.

Подвижные игры для детей 3-4 лет читайте здесь.

Социальное развитие

  • Ребенок говорит о себе в первом лице – «Я».
  • Охотно изображает животных.
  • С радостью выполняет поручения и стремится быть полезным.
  • Помогает складывать покупки в корзину в магазине и раскладывать дома по местам.
  • Любит смешить и веселить окружающих.
  • Здоровается со знакомыми взрослыми и детьми.

Развитие мышления

  • Правильно называет и показывает основные цвета.
  • Различает право/лево. Ориентируется на картинке и в жизни в предлогах: на, над, под, в, спереди, сзади, около.
  • Использует предметы в игре по назначению.
  • Находит одинаковые предметы на изображении, фрагменты картинок.
  • Сравнивает похожие картинки и находит 5 отличий.
  • Находит логические пары.
  • Может продолжить логическую последовательность и выбрать лишний предмет.
  • Классифицирует предметы.
  • Определяет на вкус и на запах разные продукты, знакомые специи.
Читайте также:  Развитие ребенка в семье адлер

Самообслуживание

  • Самостоятельно раздевается, может самостоятельно одеваться с небольшой помощью.
  • Умеет пользоваться салфеткой, носовым платком, полотенцем.
  • После еды убирает посуду в мойку, помогает загружать посудомоечную машину.
  • Моет игрушечную посуду.
  • Может сорвать зелень с грядки и мелко нарвать её для салата.
  • Протирает обувь губкой/тряпочкой.
  • Учится подметать, пылесосить, помогает мыть пол.
  • Вытирает пыль, поливает цветы при напоминании.

О развитии самостоятельности у детей старше 3 лет читайте здесь.

3 года 6 мес. – 4 года

Мелкая моторика

  • Ребенок умеет правильно держать карандаш, рисует ровные линии.
  • Копирует и обводит такие фигуры как: шестигранник, звезда и т.п.
  • Рисует пальчиком в воздухе знакомые фигуры/буквы/цифры.
  • Вырезает простые геометрические фигуры, полоски.
  • Играет с мозаикой, складывает счетные палочки/спички по образцу, нанизывает бусины.
  • Сортирует мелкие предметы (крупу, бисер).
  • Завязывает узлы, справляется со всеми видами застежек.
  • Ловко разворачивает конфету.
  • Аккуратно открывает спичечный коробок.
  • Лепит из пластилина/соленого теста/глины сюжетные фигурки по инструкции.

Развитие речи

  • Учится давать определения простым вещам, отвечает на вопросы: Что такое мяч? Что такое карандаш?
  • С удовольствием слушает длинные сказки. Понимает текст без опоры на картинку. Запоминает и может с помощью взрослого пересказать текст или ответить на вопросы по тексту.
  • Знает и называет свое имя и фамилию.
  • Понимает и правильно использует в речи предлоги: на, под, перед, к, сзади.
  • Отвечает на вопросы: Что ты будешь делать, если хочешь спать? А если хочешь кушать?

Физическое развитие

  • Ребенок может прыгать на 20 см в длину и на 5 см в высоту двумя ногами.
  • Может простоять на одной ноге 1 секунду, удерживая равновесие.
  • Хорошо ездит на 3-х колесном велосипеде.
  • Активно лазает по гимнастической лестнице, висит на руках.
  • В игре с мячом: подбрасывает вверх, бросает взрослому, ловит, отбивает от стены, попадает мячом в цель.
  • Проносит чашку с водой на расстояние 3 метра, не расплескав её.
  • Запоминает танцевальные движения и повторяет их, может импровизировать в самостоятельном танце.

Социальное развитие

  • Охотно играет с другими детьми, проявляет эмоциональный интерес при знакомстве.
  • Демонстрирует свои умения, хвастается новыми игрушками, гордится похвалой.
  • Радуется новым покупкам, игрушкам, одежде.
  • Задает много вопросов.
  • Проявляет эмпатию, может пожалеть другого ребенка, который плачет.

Развитие мышления

  • Считает до 5 и обратно, умеет записывать эти цифры.
  • Сравнивает количество предметов (больше, одинаково, меньше).
  • Знает и рисует геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
  • Может сравнивать предметы по ширине, длине и высоте. Устанавливает логические связи.
  • Складывает пазлы из 12-20 частей.
  • Способен запомнить до 8 картинок за 2 минуты.
  • Собирает простую постройку из кубиков по схеме или по образцу.
  • Помнит и рассказывает о событиях прошлого и позапрошлого дня.
  • Правильно определяет последовательность событий.
  • Может объяснить свои действия.
  • Ориентируется в пространстве и на листе бумаги: дальше/ближе, справа/слева, сверху/снизу.

Самообслуживание

  • Самостоятельно одевается под присмотром взрослого.
  • Помогает собирать ягоды с кустов.
  • Помогает с уборкой: вытирает пыль, пылесосит, моет пол.
  • Убирает на место игрушки.
  • Застилает свою кровать.
  • Обращает внимание на опрятность одежды и свой внешний вид.
  • Развешивает на низкой веревке или сушилке свое белье. Активно пользуется прищепками.

Если эта статья была вам полезной, поделитесь ею со знакомыми мамами!

Сохраните себе на стеночку социальной сети, чтобы всегда знать на что ориентироваться в оценке развития своего ребенка!

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как – из аудиокурса “5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!”

Автор: Виктория Сахно

Все статьи автора

Увлеченная мама дочки Машеньки. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.

Предыдущие записи рубрики

  • Игры для изучения цветов
  • Игры по осенним сказкам
  • Во что поиграть, когда мама устала
  • Зимняя прогулка по сказке Сутеева «Ёлка»
  • Зимняя прогулка с медвежонком Умкой

Источник

Ребёнок до года – это ежеминутное внимание, ежемесячные измерения, взвешивания, празднования дней рождения. Но самое интересное начинается после года. Ребёнок от года до двух – это очаровательный самостоятельно передвигающийся и активно познающий мир человечек.

Виктория в 1,5-2 года обожала голубей

Каждый малыш индивидуален, но по всем направлениям развития есть нормы, на которые родители могут ориентироваться. Когда Виктория была в таком возрасте, я искала эти нормы в книгах и Интернете, соотносила с нашей реальностью. Если что-то оставляло желать лучшего, занималась целенаправленно развитием этих навыков. Заметила, что информация в разных источниках может противоречить друг другу. Но после прочтения нескольких версий рекомендаций убеждалась, что истина всегда находится посередине.

Самообслуживание

В этом возрасте ребёнок умеет делать достаточно много.

Самостоятельно ходит. Дети делают первые самостоятельные шаги в период от 9 месяцев до 1,5 лет. Чаще всего это происходит около года. Лучше спокойно ждать, когда ребёнок пойдёт сам, не пытаться ускорить события. Ползать полезнее, чем ходить. При ползании задействованы многие мышцы, меньше нагрузка на ещё неокрепший позвоночник.

Пьёт из чашки, пытается самостоятельно есть.

Пытается одеваться, обуваться, раздеваться, разуваться. Пока скорее ребёнок помогает взрослому, чем взрослый ребёнку – протягивает руки, стягивает носки или штанишки.

Читайте также:  Развития речи ребенка до года тренировка

Складывает игрушки в коробку, корзину. Вместе с взрослыми, конечно.

Умывается, вытирается полотенцем.

Просится на горшок. Педиатры считают, что приучать к горшку ребёнка лучше с 18 месяцев. Но для каждого конкретного ребёнка этот период корректируется в зависимости от его индивидуальных особенностей. Готовность освоить этот навык соотносят с умением уверенно сидеть и ходить; выражать свои желания жестами, звуками, словами; снимать и надевать штанишки.

Речевое развитие

Между годом и двумя речь развивается с каждым месяцем всё активнее.

Сначала малыши называют близких: мама, папа, баба, Тата, Мими.

Подражает предметам и явлениям: тиканье часов, мяуканье кошки, лай собаки, мычание коровы.

Называет предметы и действия упрощённо: ама, биби, ляля, бяка, мама ня, кука па.

У каждого ребёнка это происходит по-своему. Виктория в год не говорила «мама» и «папа», но вполне внятно и осмысленно произносила слова «крем» и «лампа».

В полтора года в активном словаре ребёнка появляются 8-10 «настоящих» – не сокращённых и не искажённых – слов. К двум годам словарный запас вырастает до 40 слов. Обычно активный словарь у девочек объёмнее, чем у мальчиков.

Речь – качество, которое отличает человека от животных. Речь не возникает естественным путём. Становление речи ребёнка требует целенаправленных усилий со стороны взрослых. Ребёнок заговорит быстрее и правильнее, если с ним будут постоянно разговаривать. Поэтому правильные родители комментируют всё, что происходит с ребёнком в течение дня. Называют предметы и действия, когда ребёнок ест, одевается, играет.

Специалисты не рекомендуют переходить на язык ребёнка. Все слова нужно произносить по-взрослому правильно. Тогда лопотание быстрее превратится в полноценную «чистую» речь. Читала, что если ребёнок начинает произносить слово сокращённо, в течение месяца это слово должно дорасти до своих истинных размеров. Например, если ребёнок слогом «ма» обозначает несколько слов, через месяц должны появиться «Маша», «манка», «молоко».

Важно читать ребёнку книжки – потешки, стихи, простые сказки. Маленькие дети хорошо воспринимают классику: произведения С.Маршака, С.Михалкова, А.Барто. Почему-то меньше им нравится слушать произведения современных авторов. Думаю, реагируют на правильные ритмы классических произведений. Музыкальные и звуковые игрушки не могут полноценно заменить живую речь. Исследователи доказали, что если детям читают книги до 4-х лет, их показатели IQ вырастают. Если после 4-х лет – растёт словарный запас, эрудиция, но с интеллектом уже не происходит никаких изменений.

В психологии и медицине есть понятие «сензитивный период». Это наиболее благоприятный возрастной период для формирования тех или иных навыков. С года до двух – наиболее благоприятный период для начала формирования речи. Если его упустить, в более позднем возрасте придётся приложить гораздо больше усилий. Возможно, даже понадобятся специальные занятия с логопедом, психологом.

Познавательное развитие

В период с года до двух ребёнок сначала показывает части тела, лица, затем называет их.

Ориентируется в двух формах (например, различает шар и куб).

Ориентируется в трёх различных величинах одной формы (большой, средний, маленький кубик).

Знает 3-4 цвета. Различать может значительно больше. Виктория в возрасте 1,5 лет совместила 12 фломастеров с их колпачками. Позднее у неё проявились способности к рисованию.

Малыш умеет и любит перелистывать страницы в книгах. Рассматривает картинки. Лучше покупать книги с толстыми картонными страницами. Обычные, бумажные рвутся.

Называет предметы, людей, животных на картинках.

Различает «один» и «много».

Выполняет 2-3 действия с игрушками.

Собирает пирамидку, матрёшку из 3-х элементов.

Подбрасывает и прокатывает мяч.

Творчество

В этом возрасте ребёнок выполняет танцевальные движения – повторяет их за взрослыми.

Рисует линии карандашами, мелками, фломастерами. Заполняет ими весь лист. Может лепить простые формы. Лучше использовать не пластилин, а солёное тесто – оно невкусное, не будет тянуть в рот.

Строит башни из кубиков, деталей конструктора.

Игрушки и игры

Наиболее подходящие игрушки для ребёнка такого возраста: кубики, пирамидки, конструкторы, шнуровки, вкладыши, пазлы из 2-4 деталей, мячики, каталки, машинки, стучалки, пальчиковые игрушки из ткани, куклы из ткани, резины, пластика.

Ребёнок любит собирать и разрушать, открывать, откручивать и закрывать, закручивать, нажимать, стучать, вставлять.

В игрушку можно превратить любой предмет: кастрюлю с крышкой, пластиковую бутылку, небьющиеся чашки и банки, крышки от пластиковых бутылок, разноцветные прищепки, ленточки и верёвочки.

Можно раскладывать в разные баночки, тарелочки, бутылочки разноцветную фасоль – белую и красную. Переливать воду из чашки в чашку или пересыпать крупу, камешки. Закручивать и раскручивать крышки на баночках и бутылочках. Выкладывать мозаики из цветных крышек от пластиковых бутылок.

Некоторые учебные пособия можно легко сделать самим из простых материалов.

Лист белого картона, цветная бумага, клей карандаш или ПВА, ножницы – всё, что нужно для изготовления развивающих карточек. Помогите ребёнку собрать из частей целое.

Начать лучше с простых форм – круга, квадрата и основных цветов – синего, зелёного, жёлтого, красного.

От геометрических фигур можно перейти к простым картинкам – фрукты, овощи, цветы, грибы, рыбки, бабочки,

Изготовить такие пальчиковые игрушки можно за пару часов. Материал – цветной фетр или кусочки любого другого несыпучего материала – драп, экокожа. Ребёнку важно прикасаться к разным материалам – твёрдым, мягким, тёплым, прохладным. Он познаёт мир через тактильные ощущения.

Главные задачи этого возрастного периода – развитие речи, связанной с ней мелкой моторики, мышления, координации движений.

Главный принцип – развивают не только специально организованные занятия, но и любые взаимодействия с ребёнком.

Источник